Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности XVII века в истории русской культуры.

В истории Руси XVII век называется «бунташным веком». Это время – смуты, юридического закрепощения крестьян, народных выступлений, церковной реформы и ее раскол, складывания всероссийского самосознания народа в период «смуты».

XVII век в истории русской культуры – это конец эпохи средневековья.

Происходит разрушение традиционного религиозного мировоззрения, в жизни настойчиво проявляются светские начала.

Такой процесс называется «обмирщение» культуры.

Он выражается:

- в живописи – в разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций в изображении действительности. Традиционные иконописные приемы заменялись реалистическими. Это видно по работам С.Ушакова – 9 медальонов с изображением святителей, в различных гравюрах и других, куда введены элементы красоты. Контроль за деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата Кремля, как главный художественный центр страны. В ней выполнялись работы для царского двора: писали иконы, украшали рукописи, изготавливали мебель-утварь, игрушки. В этот период появились «парсуны» - портретные изображения людей. Иконописцы Ушаков, Юрьев, Максимов, писали портреты, князей, стольников (Б.И.Репнина, Г.П.Годунова и др.).

Позже написаны портреты царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, юного Петра I, дяди и матери Петра I – Л.К. и Н.К.Нарышкиных.

- в науке – в росте интереса к обобщению практического опыта. В 1687 г. в Донском монастыре Москвы патриархатом Макарием открыто первое высшее заведение в России – Славяно-греко-латинская академия для свободных людей всякого чина, сана, возраста. Первыми учителями были греки – братья Лихуды. Из нее вышли математик Магницкий, Ломоносов, историк Бантыш-Каменский, митрополит Платон. Затем академия перенесена в Святотроицкую Сергиеву лавру.

В XVII в. развиваются наука и техника, но в основном в практических целях. Появились рукописные учебники по математике, счетные машины для торговцев, механизмы в строительстве (блоки, домкраты винтовые деревянные, сверлильные станки, циркулярные пилы, подъемные механизмы). На заводах появлялась передовая техника. Мастера из Поморья установили часы куранты на Спасской башне кремля.

В 1654 г. при Аптекарском приказе открыта «Школа русских лекарей» со сроком обучения 5-7 лет. Выпускники ее дополняли образование за рубежом.

Заметны были изыскания ученых по астрономии, переводились зарубежные произведения – «Шестокрыл» (шесть таблиц движения Луны». Вырос слой авторов исторических произведений «О разорении Пскова», «О бедах, скорбях и напастях и же быть в Велицей России», труд о смутном времени монаха Авраама Полицына «История в память предыдущим родам», «Скифская история» А.Лызлова о борьбе с монголо-татарами.

- в литературе – в формировании демократического светского направления;

- в архитектуре – в сближении облика культовых и гражданских построек на основе «дивного узорочья, возникло регулярное расположение улиц, идет строительство каменных промышленных, торговых и других помещений.

В конце XVII века в зодчестве оформляется новый стиль - Московское или Нарыжкинское барокко. Ему характерны: многоярусность, цветной декор, симметричность композиции, декоративная резьба по белому камню, подчеркнутая устремленность здания вверх. (Например церковь Покрова в Филях).

Процесс «обмирщения» коснулся живописи.

В иконописи появляется виртуозный рисунок, полихромный колорит, изображается природа, духовная красота уступает место красоте земной.

 

2. Литература, образование, церковный раскол.

В XVII веке впервые записываются произведения устного народного творчества: песни, былины, заговоры, истории. Появился жанр сатиры, направленной в основном против церкви и суда (Повесть о Куре и Лисе, Сказание о попе Савве и великой его славе, Повесть о Шемякином суде.)

Появились жанры биографической и бытовой повести, исторические летописи, сказания (О завоевании Сибири Ермаком, Об Азовском осадном сидении казаков).

Печатный двор в Москве напечатал 483 книги. На Руси возникла рифмованная поэзия. Театральные представления шли в придворном театре царя Алексея Михайловича. В 1675 году впервые на сцене русского театра был поставлен балет. Сложился школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, где пьесы писались преподавателями, а ставились учениками.

В XVII веке на Руси развивались и нарабатывались географические, военные, медицинские, математические, химические, физические и другие знания.

Для обучения людей издавались учебные пособия: «Букварь Бурцева», «Арифметика Смадлинского», «Грамматика», «Считание удобное для купующих и продающих». Имелись кроме того рукописи «Азбуковники», «Цифирные счетны премудрости». Открывались городские посадские школы. Уровень грамотности среди купечества составлял 96%, среди помещиков – 65%, среди казаков, пушкарей – 1%. Появляется житейский жанр об отношении поколений, нравственности. «Повесть об Улиании Осорьиной», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Флоре Скобееве». В качестве демократической сатиры можно назвать произведения: «повесть о Шемякином суде» - пародия на судопроизводстве, «Служба Кабаку» - пародия на церковную службу, «Колязинская челобитная» - пародия на канцелярскую волокиту, «Повесть о Ерше Ершовиче» - сатира на боярина и воеводу, богача.

Для царского двора Посольский приказ издавал первую рукописную газету «Куранты». В 1653-1656 гг. патриарх Никон провел церковно-обрядовую реформу. Она привела к расколу и возникновению старообрядческой церкви. Идеология старообрядчества включала многие идеи – от проповеди национальной замкнутости, враждебного отношения к светскому званию до отрицания посягательства государства на духовный мир человека. Лишь в XVIII веке светские начала были утверждены в культуре России.

XVII век известен сложным социально-религиозным явлением – расколом. Во главе церковных преобразований стоял Никон, призвал в помощь греков, которые исправляли ошибки в старых церковных книгах и обычаях. Новые книги разослали по церквям с повелением – старые книги сжечь, креститься не двумя пальцами, а тремя – как в греческой церкви.

За старую веру поднялись – часть духовенства, часть церковных иерархов, боярская аристократия, стрельцы, купцы, члены царской семьи. Возглавлял несогласных – протопоп Аввакум, за старую веру встал и Соловецкий монастырь, бывший в осаде 7 лет. Староверов по приказу патриарха наказывали, сажали в тюрьме, они бежали в леса. Идеологию раскола можно проследить по работам «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», «Жезл правления» С.Полоцкого, «Цвет духовный» патриарха Иоакима.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Почему XVII век в истории России называют «бунташным веком». Приведите примеры.

2. Что такое «обмирщение культуры» и в чем оно проявляется?

3. Какие события в церковной жизни России означали раскол, появление старообрядства.

4. Какие меры принимались на Руси в просвещении народа.

Список обязательной литературы

 

1. Багновская Н.М. Основы культурологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2004.

2. Гуревич П.С. Культурология. Учебник. М.: 4-е изд., 2005.

3. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология – СПб.: 2005.

4. Кравченко А.И. Культурология. Учебное пособие для вузов. – 5 изд. – М.: Академический Проект: Трикста, 2001.

5. Культурология. Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина – М.: 2005.

6. Родионов Ю.И. Культурология. СПб.: Питер, 2007.

7. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Сущенко Л.Г. Культурология. Учебное пособие. Изд. 2-е М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д. Издательский центр «МарТ», 2006.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...