Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Просвещение в России XVIII века

 

Все сферы духовной жизни России второй половины XVIII века пронизывали идеи Просвещения. То, что способствовало усовершенствованию человеческой натуры - наука, театр, литература, искусство - пользовалось горячей поддержкой деятелей Просвещения. Решающую роль в осуществлении идеалов большинство передовых и творческих людей отводили просвещенному монарху, способному законотворчеством создать новое общество, члены которого будут руководствоваться гуманными соображениями, свободой. Система образования, просвещения относилась к той области культуры, где теоретические положения просветителей имели наибольшую возможность воплощаться в практике.

В развитии просвещения отчетливо прослеживаются две тенденции:

1. Значительное расширение сети учебных заведений и усиление влияния принципа сословности.

2. Формируются методические и педагогические системы.

Значительная подвижка по первой проблеме заметна с 1786г. После

принятия устава народных училищ:

§ в губерниях (городах)- народные училища с 4 классами;

§ в уездах - малые народные училища.

Если к 1782г. было 8 народных училищ, 516 учащихся, то к 1800 -2888 училищ, 23 тыс. учащихся.

К концу XVIII века вместо одного кадетского корпуса создано 5. Среди них - Сухопутный Шляхетский корпус (1731), Пажеский корпус (1755). Под дирекцией П.И. Шувалова были объединенные школы Артиллерийская и Инженерная.

Многочисленными указами, установлениями, образование приобретает сословный характер. Дворянские дети 7 лет смотрелись, записывались у герольдмейстера в Петербурге, а в Москве - у губернатора. Часть детей учились дома, затем выбирали: либо учиться дома дальше, либо в государственных учреждениях. Затем в 16 лет Сенат свидетельствовал их знания и определял дальнейшее обучение дворянских детей. Во время учебы также неоднократно публично свидетельствовались их знания. Благодаря этому они поднимались на должность в армии, коллегиях, в Сенате.

Но многие учебные заведения были смешанные, то есть с совместным обучением. Однако, будучи в одном помещении, учащиеся по имущественному цензу обучались отдельно. Так, в Казанской гимназии комнаты делились периллами и в дворянской половине пол приподнимали выше. Или дворяне шли в заведение по желанию, а разночинцев направляли в ведомства или в духовенство с условием возврата учащегося по окончании учебного заведения.

Ведущими направлениями в системе образования можно выделить следующее:

1. Создание новых учебных заведений, определяющих пути создания и формирования так называемой "новой породы людей", жаждущих процветания в России.

В 1755г. создан Московский университет, где сформировался круг прогрессивных ученых: Ломоносов, Третьяков, Поповский, Десницкий, Аничков, Барсов. Впервые преподавали на русском языке математику, геометрию, арифметику, русскую историю, географию. Лишь философию преподавали на латинском языке. Университет имел 3 факультета - естественно-математический, русского языка и литературы, русской истории. Борьба велась за открытие факультета Богословия. Ученые были против. Они выступали за светское образование и ликвидацию сословий.

Открытие университета стало гордостью, появилась возможность готовить своих ученых, двигать науку, разорвать круг национальной ограниченности.

Об этом свидетельствует и то, что кроме университета были открыты:

§ училище при Академии художеств (1764г);

§ воспитательные дома в Москве (1864) и в Петербурге (1770);

§ воспитательное общество благородных девиц (1764) (Смольный монастырь, Смольный институт, который положил начало женскому среднему образованию в России). Отделение в нем для мещанских девиц (1765);

§ коммерческое училище (1772).

Все эти училища были закрытого типа, для них были разработаны уставы, которые утверждала императрица. Эти уставы котировались в качестве официальных документов. Во все училища брались дети 5-6 лет, пока они не были еще испорчены дурным влиянием и неправильным воспитанием. Находились они в учебных заведениях до 18-20 лет, с родственниками встречались в присутствии воспитателей.

2. Второе направление- попытка создать организационно и методически систему образования и воспитания.

С приходом к власти Екатерины II, глубоко верившей в силу воспитания, на поприще просвещения приглашаются видные зарубежные педагоги и просветители.

Так, Иван Иванович Бицкой - внебрачный сын Трубецкого, попавшего в плен при Нарвском поражении, разработал в 1764г. "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества", которое взято на вооружение в России. Позже внимание Екатерины привлекает австрийская школьная система. По рекомендации австрийского императора Иосифа II приехал создатель школ в Австрии серб Янкович де Мириево (1714-1814г.г.)

С 1782г. создается комиссия об учреждении училищ во главе с сенатором Завадовским. План реформы и основные документы составлены Янковичем. Согласно им создавались народные училища. Главные - в губернских городах-4х годичные и малые - в уездах (2 классные).

В 1783г. создается книга "О должностях человека и гражданина" -189 страниц для учащихся, 250 страниц для учителей. Годом позже издаются "Правила для учащихся в народных училищах" - в 24 страницах о том, как должны поступать учащиеся перед богом и в церкви, в училище, вне училища.

В 1783г. издано "Руководство учителям первого и второго класса" - краткий перевод Янковичем книги австрийского педагога Фельбигера.

Предшествовавший опыт показал, что рассчитывать на успех школьного дела невозможно без подготовки учительских кадров. По предложению Янковича в 1783г. в Петербурге открывается первое главное народное училище. Сюда пригласили 35 студентов Московской и Петербургской духовных семинарий. Их Янкович обучает сам в качестве будущих учителей народных училищ. Через 3 года в 25 губерниях открываются главные училища - в них учились 10 тыс. чел. С 1789г. они открыты во всех губерниях.

К концу XVIII века в России открыто 288 училищ главных и малых, где обучались 22 тыс. человек (1,5 тыс. девочек).

В конце XVIII века по почину Новикова частные лица основывают училища для бедных детей и сирот в Петербурге, Москве, Твери, Иркутске, Владимире, Курске, Туле. Через журналы, им издаваемые, Новиков организует сбор пожертвований на училища, семинарии, на посылку студентов в заграничные университеты.

Таким образом, к концу XVIII века система народного образования, начатая Петром I, в основном была почти вся подчинена правительственному контролю и влиянию, образование и воспитание было сословным, главными усилиями воспитания считались: профессиональное, физическое, нравственное и разумное.

В продолжение развития науки при содействии и активности княгини Екатерины Романовны Дашковой во время Екатерины II создается Академия Российской словесности, цель которой была - очищение, сбережение, пополнение русского языка. Также была создана Академия 3 знаменитых художеств при непосредственном участии Шувалова И.И., под руководством архитектора Кокоринова.

 

Книгоиздательство в России

 

Общеизвестно, что развитие образования и литературы взаимодействуют с развитием многих других сторон русской культуры. Карамзин, анализируя сие явление, сказал: "Мы зреем не веками, а десятилетиями". Он имел в виду доступность творений литераторов для народа, ученых, журналистов. Нужно сказать, что центром книгоиздательской деятельности была Академия наук в Петербурге и ее типография (1727г). Кроме научных трудов Ломоносова, Крашенинникова, Миллера, Академия издает первый русский журнал "Месячные исторические, генеалогические, географические примечания в ведомостях", затем выходят первые научные периодические сборники - "Комментарии".

Во второй половине XVIII века Академия издает журнал "Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащих и известия об ученых делах". В журналах преобладали материалы по истории, географии и статистике России, затем на естественнонаучные темы (оспопрививание, о природных явлениях, о северном сиянии, об изобретении магнитной стрелки). Публиковались также произведения зарубежных писателей в переводе и в оригинале (Вольтер, Овидий, Ксенофонт). Печатались Нартов, Ломоносов, Тредиаковский, Ржевский.

В год первой годовщины со дня основания Московского университета его типография (1756) выдала первые издания (ода Поповского и приглашение на собрание). За 23 года типография издала 900 названий, 2-томник трудов Ломоносова, труды Десницкого, Третьякова, Аничкова, Забелина, учебники по различным дисциплинам, научно-популярные книги, переводы зарубежных и античных писателей, исследования и источники по истории, художественные произведения. В коммерческих целях издавали книги по хиромантии, по гаданию, 72 богословских издания.

Весьма заметны типографии при сухопутном кадетском корпусе, в ряде губернских городов. В начале 60-х годов возникло 7 частных журналов (5 в Москве и 2 в Петербурге). Дольше всех (2,5) продержался журнал "Полезное увеселение". Это говорило о назревавшей потребности обсуждать злободневные вопросы не в узком кругу, к тому же появилось много лиц, занимающихся пробой пера, поэзией, переводами.

В 1758г. А.П. Сумароков просит Академию наук разрешить печатать ежемесячно журнал, который он вознамерился издавать, "с удержанием трети доходов". С 1759г. вышел первый коммерческий журнал "Трудовая пчела". Журнал был закрыт ровно через год, слишком критичен был к действительности.

В начале 1760 г. в Москве вышло 5 названий журналов. Два из них - "Полезное увеселение" и "Свободные часы" выпускал Херасков с группой литераторов. Богданович и Екатерина Дашкова выпускали журнал "Невинное упражнение" (1763). Журнал был в осторожной оппозиции к Екатерине II, Вышел еще журнал "Собеседник любителей российского слова" (1783).

Самыми значительными, заметными, яркими и смелыми по содержанию были сатирические журналы Новикова "Трутень" (1769-1770г.г.) и "Живописец" (1772-1773).Добролюбов писал: "Новиков был первый и единственный из русских журналистов, сумел взяться за сатиру смелую и благородную, поражающую порок сильный и господствующий". С 1773г. Новиков выпускает журнал "Древняя российская вивлиофика", т.е. библиотека. В этом же году он создает "Общество, старающееся о напечатании книг". За 2 года существования было издано немало переводных и оригинальных книг, имеющих общественную ценность. Особенно важен "Опыт исторического словаря о российских писателях". В нем собраны сведения о 317 русских писателях того времени, которые даже ни разу не печатались, а также о русских писателях, издаваемых за рубежом. (Сам Новиков издал 16 произведений Вольтера).

В 1779г. Новиков берет в аренду на 10 лет типографию Московского университета, обновляет ее, увеличивает штат и уже через год выпускает более 100 названий книг. Новиков основал при университете первую в Москве публичную бесплатную библиотеку.

Во многих городах основал книжные лавки - книга потоком текла в глубинку. Позже - в начале 80 годов Новиков создает "Дружеское общество" - общество масонов, издает религиозно-мистическую литературу. В 1784г. 14 человек во главе с Новиковым учреждают типографскую компанию (взнос от 3 до 80 тыс. руб.). Каждая 3-я книга в России ими выпускалась. До 1792г. Новиковым издано более 1000 названий книг. Более или менее известные российские и мировые писатели, например, Сумароков в 10 томах.

Как видим, потребность в книгах была велика. В 1783 г. Екатерина II подписывает указ "О позволении во всех городах и столицах заводить типографии и печатать книги на российском и иностранных языках с освидетельствованием оных от Управы благочиния" (как сказал Радищев, "цензура сделалась нянькою рассудка, остроумия, воображения"). Началось создание вольных частных типографий, были они недолговечны. Так, например, богатый помещик Струйский писал стихи, издавал их в нескольких экземплярах, имел свою типографию. Когда он умер (узнав о смерти Екатерины II) Державин написал эпитафию: "поэт здесь погребен, по имени струя, а по стихам - болото".

В духе просвещенного абсолютизма поступает и Екатерина II- императрица. Переписывалась с монархами всей Европы, с французскими и немецкими философами, просветителями и учеными, она не могла и в России не стать журналистом. С 1764 по 1770г.г. Екатерина II ведет издание журнала "Всякая всячина". Сама критикует отдельные недостатки, как бы показывая путь интеллигенции. Она принимала меры к критике Новикова. Среди авторов был ряд придворных, а также А.П.Сумароков.

В 1791г. И.А.Крылов с поэтом Клушиным открывают в Петербурге типографию с книжной лавкой, издают журнал "Зритель", "Санкт-Петербургский Меркурий", «Почта духов». И.А.Крылов с 1809 – 43 года создал более 200 басен, пронизанных демократизмом, сатирой, остротой мышления, ярким и метким языком. Н.В.Гоголь сказал о баснях Крылова «Это книга мудрости самого народа».

Жизнь показывала, что критика в обществе вышла за дозволенные границы, сатира пропитала общественное мнение, хотя роль литературы художественной, публицистической, философской Екатериной II понималась правильно. Но она принимает ряд ограничительных мер. Например:

- дала указание прекратить аренду университетской типографии Новиковым;

- ликвидирована его типографская компания, а сам Новиков в 1792г. арестован и заточен в Шлиссенбургскую крепость как масон. Многие считали, что он умер. В защиту Новикова выступил Карамзин "К милости" (1792г.);

- в 1788г. запрещен к печатанию журнал Д.И. Фонвизина "Друг честных людей или Стародум";

- в 1793г. закрываются типография и журналы Крылова;

- за книгу "Путешествия из Петербурга в Москву" был сослан Радищев;

- в 1796г. Екатерина издает указ "Об ограничении свободы книгопечатания и ввозе иностранных книг и об упразднении частных типографий" (ссылка на неудобства от свободного печатания, о злоупотреблениях при этом, о сожжении ввозимых книг, о развращении нравов);

- ликвидируются типографии в Ярославле, Тобольске и многих других городах.

Павел I освободил Новикова, Радищеву разрешил переселиться в Саратовскую губернию, но цензуру еще более усилил.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...