Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музыка России – мировая симфония

Интенсивность развития мысли, общественного сознания сопровождались в XIX веке стремительным развитием художественной культуры, в том числе и музыки. Музыку называют "языком души", с тех пор как появилось человечество, она всегда его сопровождала. Причем, чем выше общая культура в обществе, тем большее место в ней играла музыка. За рубежом XIX век называют периодом бури и натиска русской музыки, русской симфонии.

Родоначальником и создателем русской классической музыки является Глинка М.А. Он вобрал в себя все лучшее отечественной и мировой музыкальной культуры и создал новую музыку. В декабре 1836 года впервые была поставлена его опера "Иван Сусанин". Она была встречена передовыми людьми как откровение, как стихия в искусстве, как новая и могучая сила. Чайковский писал об опере "Иван Сусанин": "Опера по гениальности размаха, новизне стоит наряду с самым глубоким и великим, что только есть в искусстве. "Славься" есть нечто подавляющее, исполинское. Глинка - настоящий творческий гений. Глинка думал, что создает только русскую оперу как памятник русскому народу, но он ошибся. Он создавал целую русскую музыку, целую новую систему". Не меньшим успехом пользовалась его опера "Руслан и Людмила".

Среди многих творческих школ и эстетических направлений в музыкальной культуре XIX века занимает "Могучая кучка" и "Беляевский кружок". "Могучая кучка" - это музыкальный коллектив из 5 русских композиторов. Сюда входили Балакирев, Кюи, Мусогорский, Бородин, Римский-Корсаков. Их связывала не только дружба, совместные занятия, но и общие цели, задачи и взгляды на музыкальное искусство. В первое десятилетие их совместной деятельности они заявили о себе смелыми и новаторскими произведениями: опера "Борис Годунов" Мусогорского, "Псковитянка" Римского-Корсакова, первая симфония Бородина, увертюра на темы русских песен Балакирева, романсы Кюи и Балакирева и др.

В центре творческого искания и внимания "могучей кучки" была опера. Их девиз был следующий: "Опера - это не концерт в костюмах, а музыкальная драма. Главное действующее лицо в ней - народ и его роль в судьбе и истории России". Развивая традиции Глинки, они создавали музыку, которой до сих пор восхищается человечество. Римский-Корсаков создает оперы "Садко", "Снегурочка", "Майская ночь", "Царская невеста", "Золотой петушок". Бородин пишет "Князь Игорь" и симфонии, Мусогорский - "Хованщина" (завершена Римским-Корсаковым), "Сорочинская ярмарка" (окончена Кюи), "Картинки с выставки" и др. Современники и последователи "могучей кучки"- композитор Глазунов, Лядов, Ляпунов, Гречанинов, Прокофьев. Они использовали и творчески развивали их музыкальные принципы, истолковывали их и создавали новые прекрасные произведения

В 80-90 годы прошлого века, в тяжелые времена реакции, борьбы с инакомыслием работает творческое объединение композиторов и музыкантов, так называемый Беляевский кружок. Если "Могучая кучка" - это натиск музыки, то беляевцы - это мирное, спокойное, прогрессивное движение вперед. Для них важно не столько завоевание новых высот, расширение горизонтов искусства, сколько закрепление достигнутого, проявившееся в совершенствовании ими мастерства, профессионализма. Беляевский кружок - это группа музыкантов, собиравшихся в 80-90 годы в доме Митрофана Петровича Беляева в Петербурге. Возглавлял кружок Римский-Корсаков. Беляев пропагандировал русскую музыку. В 1884 году он учредил глинкинские премии, в 1885 году организовал "Русские симфонические оркестры", в 1891 году "Русские квартирные вечера". В 1885 году в Лейпциге он основал нотное издательство. Современники и последователи "Могучей кучки" композиторы Глазунов, Лядов, Ляпунов, Гречанинов, Прокофьев использовали, творчески развивали музыкальные их принципы, истолковывали их и создавали прекрасные произведения. Наиболее яркими "беляевцами" были Анатолий Константинович Лядов - композитор, педагог, дирижер; Александр Константинович Глазунов - создатель балета "Раймонд", симфонической поэмы "Карельская легенда", концерта для скрипки с оркестром. В знак протеста против увольнения Римского-Корсакова вышел из состава профессоров. К деятельности Беляевского кружка имели отношение московские композиторы Танеев, Скрябин, Рахманинов.

Как бы немного особняком, но, вписываясь в общее музыкальное звучание в России, стоит музыкальный гений Петр Ильич Чайковский. Уже в молодом возрасте он встает в ряд с великими композиторами мира, создает произведения во всех жанрах, существующих в музыке. За недолгую жизнь он создал 10 опер ("Воевода опричник", "Черевички". "Евгений Онегин", "Орлеанская дева", "Мазепа", "Чародейка", "Пиковая дама" и др.), 3 балета ("Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик"). Он написал музыку к драматическим спектаклям "Снегурочка", "Гамлет"; две симфонические фантазии: "Буря", "Франческа де Рамини"; четыре увертюры: "Грозы", "Ромео и Джульетта", "Гамлет", "Торжественная увертюра" 1812 года; шесть симфоний, четыре сонаты, три фортепьянных концерта, множество фортепьянных пьес, около 100 романсов, и, наконец, 6-ю симфонию.

Не случайно в 1894 году в Клину открылся в России первый мемориальный Дом-музей Петра Ильича Чайковского: здесь рукописи автора, музыкальные инструменты, фонотека, афиши и многие другие экспонаты, раскрывающие творчество и личность Чайковского.

 

Театр в XIX веке.

 

Особое место в культуре России XIX века занимала театральная интеллигенция. Она создавала специфическую ауру, такую духовную сферу, что давало возможность определить культуру России как глубокую, с нравственными тенденциями, общечеловеческим содержанием.

В общем русле театральной жизни, особенно второй половины XIX века, видное место занимали: в Москве два императорских театра - Большой - музыкальный и Малый - драматический; в Петербурге - три казенных театра - Мариинский - музыкальный, Александринский - драматический, Михайловский - музыкальный для французских и итальянских исполнителей.

Известно, что Большой театр был основан в 1776 году московским прокурором князем Урусовым. Первыми актерами были артисты крепостных театров, выпускники воспитательных домов. Дважды здание театра сгорало. Сегодняшнее здание существует с 1856 года. В репертуаре театра были иностранные оперы, водевили, балеты, в 1835 поставлена первая опера "Аскольдова могила" Верстовского. С появлением опер Глинки, «Могучей кучки» почти все они ставились в Большом. Именно оперы Мусоргского, Бородина, Чайковского и Римского-Корсакова, балеты определяют репертуар и исполнительский стиль театра. Именно оперы способствуют появлению в XIX веке блистательных певцов, танцоров, дирижеров, хореографов. Дирижер Альтани формирует состав оркестра и хора, декоратор Вальц преобразует сцену и сопровождение, оформляют спектакли ведущие художники: Васнецов, Суриков, Коровин.

В Большом театре формируется талант певца - Федора Шаляпина, певицы Антонины Неждановой (1873-1950), которая выступала в нем свыше 30 лет. Ее главные роли: Антонида в "Иване Сусанине", Марфа в "Царской невесте", Волховы в "Садко", Виалетта в "Травиате". А также Леонида Собинова, Проработавшего в Большом более 36 лет. Среди его ролей, как говорят, непревзойденный Ленский в "Евгении Онегине", Берендей в "Снегурочке" Римского-Корсакова, Лоэнгрин в "Лоэнгрине" Вагнера, Орфей в "Орфее и Эвридике" Глюка.

В Большом театре сформировалась блистательная танцевальная пара Екатерина Гельцер (1876-1962) и ее партнеры Тихомиров и Мордкин. В конце XIX-начале XX века балетмейстер Горский поставил 53 балетных постановки. Большой театр к началу XX века приобрел славу и высококачественное сценическое лицо.

Малый театр, работающий с 1824 года, в конце XIX века назывался "Властитель душ". В театре сложилась школа глубокого жизненного реализма. Оставаясь "домом Щепкина" по актерскому исполнительству, он по драматургической направленности стал "домом Островского".

Начиная с 1853 года, с премьеры спектакля "Не в свои сани не садись" до кончины Островского в Малом театре было сыграно 47 его пьес. Кроме драматургии Островского театр ставил пьесы Гоголя и Грибоедова, Пушкина, Фонвизина, Сухово-Кобылина, Писемского, А. Толстого.

Крупными талантливыми актерами был Шумский в ролях Чацкого и Хлестакова, Щепкин в ролях Фамусова ("Горе от ума" Грибоедова), Городничего ("Ревизор" Гоголя), Муромского ("Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина) и др.

А также выделялись талантливые актеры: Васильев, Федотова, сыгравшая 321 роль, Ленский, после смерти которого Ермолова сказала: "С Ленским умерло все, умерла душа Малого театра", Южин, семья Соедовских, Шумский, Самарин. Островский их игру называл "школой естественной и выразительной игры на сцене". С 1871 года на сцене Малого театра играла Мария Николаевна Ермолова. С художественным совершенством и глубоким психологизмом она раскрывала образы. Станиславский говорил о ней: "Мария Николаевна - это целая эпоха для русского театра". Уже к 1895 году, к 25-летию ее театральной деятельности, она играла 300 ролей от Катерины в "Грозе" Островского до Жанны д'Арк в "Орлеанской деве" Шиллера.

Кроме названных театров, существовали во многих городах провинциальные театры, создавались актерские артели, которые гастролировали по России: группа Медведева, Синельникова, Соловцова, Писарева, Бородая. Среди любительских театров можно назвать группу шекспироведа, профессора словесности Стороженко, кружок Алексеева (в будущем Станиславского). Кружок его перерос в "Общество искусства и литературы" во главе которого встали Станиславкий, Федотов и Комиссаржевский. Театральные попытки Станиславского привели его к режиссерской деятельности в Московском Художественном театре, основанном в 1889.

Подготовкой артистов занимались 2 театральных училища в Петербурге и Москве. Но этого было мало. В 1886 году Островский выступает с запиской о подготовке драматических актеров. Двумя годами позже при училищах учреждены драматические курсы, после окончания которых выдавался аттестат среднего учебного заведения. Русская театральная школа стала выпускать подготовленных актеров, к преподаванию привлекались ведущие актеры театров.

Таким образом, к концу XIX века театры становятся важным фактором культурной и идейной жизни России, зарождается национальная сценическая школа, совершенствуется театральное мастерство. Театр синтезировал важнейшие направления культуры: музыку, литературу, живопись.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...