Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование кундалини в лабораторных условиях

Такое необычайное явление, как кундалини, весьма трудно,

почти невозможно, исследовать влабораторных условиях либо

потому, что действительно продвинутые не любят распростра-

няться, а тем более афишировать свой мистический опыт, либо

потому, что окружающая лабораторная обстановка не располага-

ет к откровенности, не говоря уже о том, что приборы не являют-

1 Banquet J.P. Spectral Analysis of the BEG in Meditation // EEG and Clio.

Neurophys. - 1973, 35. -P.150. 2 Levine H. Herbert ].R., Haynes СТ., Strobcr U. EEG Coherence During

the TM Technique Sci. Res. on the T.M. Program, Collected Papers - Vol. I. (Ed)

D.W. Orme. Johnson and l.T. Farrow - P. 187-207.

3 Corby J.C., Roth W.T., Zarcone V.P., Korell B.S. Psychophysiological

Correlates of the Practice of Tantric Yoga Meditation // Arch.Gen.Psychiatry. -

May, 1978, 35:571-577.

4 Corby J.C., Reply to Dr Elson // Arch. Gen. Psychiatry.- 36:606, 1979.

ся абсолютно совершенным критерием. И все же имеющиеся ре-

зультаты исследований свидетельствуют о тенденции поддержать

модель Бентова, объясняющую природу кундалини.

Собранный научный материал был тщательно проанализиро-

ван, в результате чего выявилась органичная связь между активи-

зацией нервной системы, синхронизацией биотоков мозга и экс-

татическим состоянием. Наблюдения за поведением пробужден-

ной Шакти показали, что ее движения вполне согласуются с йоги-

ческой теорией отом, что Шакти начинает свое восхождение в

муладхара чакре, постепенно продвигаясь к аджна чакре и воз-

действует на глубинное, животное подсознание, подпитывая

энергией замкнутый контур, лимбическую систему мозга; затем,

подбираясь к таламусу, стимулирует все зоны церебральной коры

что в конечном счете обнажает ранее скрытые и невостребован-

ные возможности, закодированные до поры до времени в различ-

ных зонах мозга. Весь мозг начинает пульсировать как единое це-

лое, и энергетический ливень обрушивается на аджна чакру...

Понятно, что Шакти проявляет себя через нади, чакры и мозг,

если мы действительно прогрессируем в медитации. Вспышка

возникает лишь после того, как мы достигаем порога, необходи-

мого для достаточного возбуждения. Когда это происходит, осво-

божденная энергия воздействует па прежде дремавшие центры

мозга, формируя трансцендентальное сознание, которое переме-

щает человека на качественно более высокий энергетический

уровень. Шакти пробуждается подобно воспрянувшей пружине.

Развивается внутреннее чувство частоты и силы, укореняясь все

больше в наше бытие, пока не произойдет окончательное про-

буждение кундалини.

Глава 9 - ОЧЕВИДНОЕ СМЫКАНИЕ КУЛЬТУР

Итак, кундалини - явление трансцендентальное, вне времени

и пространства, и мы не можем в абсолютной мере понять масш-

табы мощи переживаемого мистического опыта. Однако мы мо-

жем видеть, как эта мощь воздействует на нашу жизнь, как-она

влияет и формирует сознание и культуру народа в целом. Как йо-

ги, так и многие серьезные исследователи уверены, например, в

том, что в основе мистического опыта Христа, Будды, Кришны,

Рамы и многих других духовных пастырей человечества, лежит

именно пробужденная кундалини.

В то время как одни ученые изучают природу этого явления,

его структуру, формы воздействия и прочее другие ученые расс-

матривают кундалини с точки зрения социальной и антрополо-

гической. Поскольку природа кундалини универсальна, она про-

является повсюду, в каждой культуре и во все времена.

Джон Уайт писал: "Хотя слово "кундалини" йогического

происхождения, аналогичное явление под разными названия-

ми всегда воплощалось во всех религиях мира, духовных пу-

тях, оккультных традициях как показатель божественности.

Само слово "кундалини" может не упоминаться на разу, но

смысл описываемого явления совершенно идентичен природе

кундалини"1.

Измененные состояния

Известно, что кундалини побуждает сознание изменяться, и

это измененное состояние сознания (ИСС)вовлекает нас в сферу

внутреннего, трансцендентального опыта к опыту внешнему. Ар-

нольд М.Людвиг замечает: "Под тонким внешним слоем челове-

ческого сознания лежит относительно незамеченная сфера мен-

тальной активности, природа и функция которой не была ни сис-

тематически изучена, ни концептуализирована"2.

Людвиг и другие ученые, исследовавшие ИСС, ссылаются на

грезы, сон, сновидения, гипноз, потерю чувств, психозы, истери-

ки, утрату своего "я", бессонницу, пост,медитацию как на приме-

ры ИСС. Но к ИСС может привести все, что угодно, любое место

и любое событие, и мы вынуждены тогда как-то маневрировать,

чтобы избежать подобного "нормального" состояния сознания.

Обычно нормальным мы называем то состояние сознания, в ко-

тором пребываем большую часть нашей сознательной жизни.

Многие считают, что большинство людей находятся в ущем-

ленном депрессивном состоянии ума, который боится перемен,

страдает от неврозов и болезней. Мы похожи на тех блох под

стеклом, которые резво прыгают и ударяются о поверхность

стекла сотни раз, пока наконец прыжки совершаются все реже и

реже, словно блоха забывает о своих врожденных способностях

подпрыгивать высоко. Йоги утверждают, что многие люди по-

добны таким блохам: и мы, как блохи, тоже утратили свои, чело-

1 White J.(Ed.) Kundalini, evolution and Enlightenment. - New York:

Archer, 1979.-P. 17.

2 Ludwig A.M. Altered States of Consciousness // Altered States of

Consciousness, Tart, C.T. (Ed.), Doubieday Anchor. - New York, 1972,-

P. 11-22.

веческие, возможности, наш дух и память опутаны страхом и

обольщениями, мы забыли, что можем гораздо больше того, что

сами себе внушили...

А между тем, опыт кундалини - это вершина человеческой

эволюции, в которой окончательно обнажается великолепие че-

ловека, последнее ИСС Все другие ИСС являются всего лишь

камнями преткновения на пути к этому блистательному финишу.

Истинные йоги или Свами являются подлинными хозяевами

всех сфер сознания и могут по своей воле вызывать или нейтра-

лизовывать любое состояние. Различные культуры обладают сво-

им набором средств, помогающих достичь те или иные формы

сознания.

Антрополог из университета в штате Огайо Эрик Боргиньон

утверждал, что 90% человечества следует определенным ритуа-

лам и правилам, которые в той или иной степени приводят к

И С С Таковы воины-отшельники из племени Сиу, галлюцино-

генные полеты южноамериканских шаманов, предсказания во

сне у народа сеной в Малайзии, племенные танцы народа само в

Новой Гвинее и кружение в танцах суфийских дервишей, не гово-

ря уже о более известных нам религиозных сообществах.

На Западе мы, представители гак называемого цивилизован-

ного общества, также используем алкоголь и наркотики, азарт-

ные игры и рок-концерты, дискотеки и пр., чтобы ошеломить

свой ум, парализовать логику, войти в экстаз от изощренной му-

зыки и "племенных" танцев. "Так ли уж мы далеки от "примитив-

ных" обществ?"- спрашивает Боргиньон и отвечает: "По сущест-

ву, эти явления носят массовый характер и означают лишь одно:

они необходимы людям". Тоска по возвышенному состоянию

сознания так же естественна, как побуждение ко сну и еде.

Мы забыли, что кроме нашего трезвого обычного взгляда на

вещи, в каждом из нас живет существо с огромным потенциалом

и мы можем благодаря ему испытать блаженство, которое не

сравнимо с нашим монотонным, скучным существованием. Мы

интуитивно, из сокровенных глубин нашего подсознания, ощу-

щаем, что нам чего-то не хватает, и это терзает нас. Мы пытаемся

избежать этих терзаний, обеспечить себе постоянный праздник

души и стремимся к различным стимуляторам, но чаще всего нас

постигает жестокое разочарование. Мы разрушаем себя и оболь-

щаемся вновь и вновь. Ритуал приема алкогольных напитков -

один из таких примеров саморазрушения и деструктивной по-

пытки достичь истинной радости и блаженства.

1 Hooper J. Mind Tripping // Omni.-- 1482, Oct.

Разве не ясно, что подобные методы стимулирования пагуб-

ны? Мы утратили возможность выйти из этого заколдованного

адского круга и не верим, что существует возвышенный и транс-

цендентальный путь, предназначенный именно для нас. Мы изг-

наны из садов Эдема. Вот почему люди так мучительно пробива-

ются навстречу к йоге, медитации и трансцендентальным наукам.

Они не могут без проникновения в себя наслаждаться полнотой

бытия.

Кундалини - вездесуща

Со всех концов света стекается информация о таинственном

психофизическом феномене, который не зависит от социальных,

культурных, религиозных, географических и временных ограни-

чений и который явно соответствует тому, что в Индии называют

кундалини.

На северо-западе Африки, в Ботсване, на территории пустыни

Калахари, обитает народ !Канг, который в течение многих часов

пляшет до изнеможения, чтобы вызвать н/ам для достижения

состояния !Кья. Они входят, по существу, в трансцендентальное

состояние сознания и созерцают вечность, как это происходит и

с йогами.

Один из соплеменников так описывает это состояние: "Вы

танцуете, танцуете, танцуете, танцуете и вдруг вы чувствуете, что

у вас в животе поднимается и/ам, потом н/ам поднимается в спи-

не, потом вы дрожите, становится жарко... Ваши глаза открыты,

но вы ничего не видите, взгляд неподвижный и устремлен вперед.

Когда же вы впадаете в !Кья, вы смотрите вокруг и видите все"'...

Джудит Купер пишет о народе !Канг: "В закоулках Черного

континента народ !Канг из Калахари общается с богами. Две-три

ночи в неделю мужчины танцуют вокруг огня, грациозные, как

леопарды, под звонкое гудение женского пения. Вскоре всех охва-

тывает вдохновение и ночь заполняется присутствием невиди-

мых сил. Пот ручьем стекает по телам танцующих, подобно слад-

кому дождю, когда просыпается н/ам, - великая лечебная сила, из-

гоняющая болезни. Внутренний огонь скользит вверх по позво-

ночнику, танцующие трясутся и падают в изнеможении, как под-

кошенные. Другие прыгают в огонь и из огня, не обжигая ступ-

ней. Только теперь они видят суть всех вещей, даже души людей,

страдающих от злых духов, которые питаются больной печенью

' Katz R. Education for Transcendence: Lessons from the !Kung Zhu Jwasi.-

F.Transp.Psychol.- 1973,Nov.2.

или препятствуют зачатию сыновей. Положив свои исцеляющие

руки на больного, они приказывают н/ам изгнать злых духов"1.

В китайской таоистской традиции также считается, что энер-

гия ци (или прана) является источником жизни и накапливается

в животе. Затем она взрывается и поднимается по психическим

каналам вверх, вызывая невольные движения и ощущения, такие,

как боль, зуд, холод, жар, чувство невесомости, тяжесть, жест-

кость или мягкость, внутреннее свечение и звучание... Ин Ши Тсу

сообщал, что ощущал жар, поднимающийся от основания позво-

ночника к макушке головы, а затем он опускался вниз через лицо,

горло к желудку2.

Все подобные примеры полностью соответствуют йогичес-

ким описаниям движения кундалини вверх по позвоночнику, с

жаром и свечением, которые исходят из энергетической змеи, го-

товой к нападению. Классическое описание поднимающейся кун-

далини мы находим у Свами Нарайянанды: "Словно жар пронза-

ет спину и все тело, когда кундалини пытается проникнуть в су-

шумну. Возникает назойливое ощущение чего-то ползущего от

пальцев ног и все тело содрогается. Кажется, будто муравей мед-

ленно ползет вверх к голове. Восхождение кундалини можно так-

же сравнить с извивающейся змеей или птицей, прыгающей с

места на место". Это описание весьма созвучно тому, что испыты-

вают во время ритуального танца "примитивные" племена !Канг

в африканской пустыне Калахари.

Во времена средневековой Испании Святая Тереза из Авилы

описала свои духовные ощущения, которые йоги охарактеризо-

вали бы, как пробуждение пада (трансцендентального звука): "В

моей голове усиливаются звуки, похожие на шум реки и свист

птиц. И все это звучит в верхней части головы, где, как считают,

находится душа. Я чувствую, что мой дух продвигается вверх не-

удержимо"3.

Заключение

Вышеперечисленные примеры со всей очевидностью доказы-

вают, что пробуждение кундалини возможно всюду, независимо

от места, времени и народа. Разница заключается лишь в том, что

у некоторых народов, например, у индусов, природа кундалини

1 Hooper.op.cit.

2 Luk С. The Secrets of Chinese Meditation.- New York: Samuel Weiser

Ins., 1972.

3 Interior Castle, tr. and ed. E. Allison Peers, Doubleday and Co., New York,

1961,pp.77-78.

изучена и описана подробно и основательно. Благодаря йогичес-

кому наследию культура Индии созрела и сохранилась до наших

дней, и мы сегодня можем познакомиться с ее возвышенной фи-

лософией, запечатленной в таких бессмертных творениях, как

Бхагавад-гита, Йога Васиштхи, Хатха Йога Прадипика, Упаниша-

ды, Веданта. Тысячелетия мистического опыта мужчин и женщин

нашей планеты вошли в духовную сокровищницу некогда сущес-

твовавшей высокой духовной культуры. Сохранились многочис-

ленные свидетельства медитативных переживаний, известно нес-

метное количество психотехник и методов, которые способны

возродить наше былое духовное могущество. Пожалуй, лишь од-

на страна в мире, Индия, сохраняла так бережно духовные тради-

ции и донесла их до наших дней во всем их великолепии и разно-

образии.

Свами Вивекананда подводит итог всем явлениям, в основе

которых лежит душа самосовершенствования - вечная сила кун-

далини: "Длительная медитация конденсирует огромную энер-

гию, которая просачивается в сушумну и взрывается в чакрах с

такой силой, которая несопоставима с аффектами чувственных

восприятий. Где бы и как бы ни возникла сверхъествественная

сила или то, что мы называем гениальностью, эта сила всегда про-

никает в сушумну."

Таким образом, природа, воздействующая на судьбу отдельно-

го индивидуума и целого общества, едина и универсальна, хотя

формулируется везде по-разному. Йоги называют эту природу

пробуждением Шакти, или кундалини, и разработали обширную,

сложную, систематическую и конструктивную науку, которая

возрождает универсальную силу, дремлющую в каждом из нас и

способную изменить к лучшему пашу культуру.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...