Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исследование кундалини в лабораторных условияхТакое необычайное явление, как кундалини, весьма трудно, почти невозможно, исследовать влабораторных условиях либо потому, что действительно продвинутые не любят распростра- няться, а тем более афишировать свой мистический опыт, либо потому, что окружающая лабораторная обстановка не располага- ет к откровенности, не говоря уже о том, что приборы не являют- 1 Banquet J.P. Spectral Analysis of the BEG in Meditation // EEG and Clio. Neurophys. - 1973, 35. -P.150. 2 Levine H. Herbert ].R., Haynes СТ., Strobcr U. EEG Coherence During the TM Technique Sci. Res. on the T.M. Program, Collected Papers - Vol. I. (Ed) D.W. Orme. Johnson and l.T. Farrow - P. 187-207. 3 Corby J.C., Roth W.T., Zarcone V.P., Korell B.S. Psychophysiological Correlates of the Practice of Tantric Yoga Meditation // Arch.Gen.Psychiatry. - May, 1978, 35:571-577. 4 Corby J.C., Reply to Dr Elson // Arch. Gen. Psychiatry.- 36:606, 1979. ся абсолютно совершенным критерием. И все же имеющиеся ре- зультаты исследований свидетельствуют о тенденции поддержать модель Бентова, объясняющую природу кундалини. Собранный научный материал был тщательно проанализиро- ван, в результате чего выявилась органичная связь между активи- зацией нервной системы, синхронизацией биотоков мозга и экс- татическим состоянием. Наблюдения за поведением пробужден- ной Шакти показали, что ее движения вполне согласуются с йоги- ческой теорией отом, что Шакти начинает свое восхождение в муладхара чакре, постепенно продвигаясь к аджна чакре и воз- действует на глубинное, животное подсознание, подпитывая энергией замкнутый контур, лимбическую систему мозга; затем, подбираясь к таламусу, стимулирует все зоны церебральной коры что в конечном счете обнажает ранее скрытые и невостребован- ные возможности, закодированные до поры до времени в различ- ных зонах мозга. Весь мозг начинает пульсировать как единое це- лое, и энергетический ливень обрушивается на аджна чакру... Понятно, что Шакти проявляет себя через нади, чакры и мозг, если мы действительно прогрессируем в медитации. Вспышка возникает лишь после того, как мы достигаем порога, необходи- мого для достаточного возбуждения. Когда это происходит, осво- божденная энергия воздействует па прежде дремавшие центры мозга, формируя трансцендентальное сознание, которое переме- щает человека на качественно более высокий энергетический уровень. Шакти пробуждается подобно воспрянувшей пружине. Развивается внутреннее чувство частоты и силы, укореняясь все больше в наше бытие, пока не произойдет окончательное про- буждение кундалини. Глава 9 - ОЧЕВИДНОЕ СМЫКАНИЕ КУЛЬТУР Итак, кундалини - явление трансцендентальное, вне времени и пространства, и мы не можем в абсолютной мере понять масш- табы мощи переживаемого мистического опыта. Однако мы мо- жем видеть, как эта мощь воздействует на нашу жизнь, как-она влияет и формирует сознание и культуру народа в целом. Как йо- ги, так и многие серьезные исследователи уверены, например, в том, что в основе мистического опыта Христа, Будды, Кришны, Рамы и многих других духовных пастырей человечества, лежит именно пробужденная кундалини. В то время как одни ученые изучают природу этого явления, его структуру, формы воздействия и прочее другие ученые расс- матривают кундалини с точки зрения социальной и антрополо- гической. Поскольку природа кундалини универсальна, она про- является повсюду, в каждой культуре и во все времена. Джон Уайт писал: "Хотя слово "кундалини" йогического происхождения, аналогичное явление под разными названия- ми всегда воплощалось во всех религиях мира, духовных пу- тях, оккультных традициях как показатель божественности. Само слово "кундалини" может не упоминаться на разу, но смысл описываемого явления совершенно идентичен природе кундалини"1. Измененные состояния Известно, что кундалини побуждает сознание изменяться, и это измененное состояние сознания (ИСС)вовлекает нас в сферу внутреннего, трансцендентального опыта к опыту внешнему. Ар- нольд М.Людвиг замечает: "Под тонким внешним слоем челове- ческого сознания лежит относительно незамеченная сфера мен- тальной активности, природа и функция которой не была ни сис- тематически изучена, ни концептуализирована"2. Людвиг и другие ученые, исследовавшие ИСС, ссылаются на грезы, сон, сновидения, гипноз, потерю чувств, психозы, истери- ки, утрату своего "я", бессонницу, пост,медитацию как на приме- ры ИСС. Но к ИСС может привести все, что угодно, любое место и любое событие, и мы вынуждены тогда как-то маневрировать, чтобы избежать подобного "нормального" состояния сознания. Обычно нормальным мы называем то состояние сознания, в ко- тором пребываем большую часть нашей сознательной жизни. Многие считают, что большинство людей находятся в ущем- ленном депрессивном состоянии ума, который боится перемен, страдает от неврозов и болезней. Мы похожи на тех блох под стеклом, которые резво прыгают и ударяются о поверхность стекла сотни раз, пока наконец прыжки совершаются все реже и реже, словно блоха забывает о своих врожденных способностях подпрыгивать высоко. Йоги утверждают, что многие люди по- добны таким блохам: и мы, как блохи, тоже утратили свои, чело- 1 White J.(Ed.) Kundalini, evolution and Enlightenment. - New York: Archer, 1979.-P. 17. 2 Ludwig A.M. Altered States of Consciousness // Altered States of Consciousness, Tart, C.T. (Ed.), Doubieday Anchor. - New York, 1972,- P. 11-22. веческие, возможности, наш дух и память опутаны страхом и обольщениями, мы забыли, что можем гораздо больше того, что сами себе внушили... А между тем, опыт кундалини - это вершина человеческой эволюции, в которой окончательно обнажается великолепие че- ловека, последнее ИСС Все другие ИСС являются всего лишь камнями преткновения на пути к этому блистательному финишу. Истинные йоги или Свами являются подлинными хозяевами всех сфер сознания и могут по своей воле вызывать или нейтра- лизовывать любое состояние. Различные культуры обладают сво- им набором средств, помогающих достичь те или иные формы сознания. Антрополог из университета в штате Огайо Эрик Боргиньон утверждал, что 90% человечества следует определенным ритуа- лам и правилам, которые в той или иной степени приводят к И С С Таковы воины-отшельники из племени Сиу, галлюцино- генные полеты южноамериканских шаманов, предсказания во сне у народа сеной в Малайзии, племенные танцы народа само в Новой Гвинее и кружение в танцах суфийских дервишей, не гово- ря уже о более известных нам религиозных сообществах. На Западе мы, представители гак называемого цивилизован- ного общества, также используем алкоголь и наркотики, азарт- ные игры и рок-концерты, дискотеки и пр., чтобы ошеломить свой ум, парализовать логику, войти в экстаз от изощренной му- зыки и "племенных" танцев. "Так ли уж мы далеки от "примитив- ных" обществ?"- спрашивает Боргиньон и отвечает: "По сущест- ву, эти явления носят массовый характер и означают лишь одно: они необходимы людям". Тоска по возвышенному состоянию сознания так же естественна, как побуждение ко сну и еде. Мы забыли, что кроме нашего трезвого обычного взгляда на вещи, в каждом из нас живет существо с огромным потенциалом и мы можем благодаря ему испытать блаженство, которое не сравнимо с нашим монотонным, скучным существованием. Мы интуитивно, из сокровенных глубин нашего подсознания, ощу- щаем, что нам чего-то не хватает, и это терзает нас. Мы пытаемся избежать этих терзаний, обеспечить себе постоянный праздник души и стремимся к различным стимуляторам, но чаще всего нас постигает жестокое разочарование. Мы разрушаем себя и оболь- щаемся вновь и вновь. Ритуал приема алкогольных напитков - один из таких примеров саморазрушения и деструктивной по- пытки достичь истинной радости и блаженства. 1 Hooper J. Mind Tripping // Omni.-- 1482, Oct. Разве не ясно, что подобные методы стимулирования пагуб- ны? Мы утратили возможность выйти из этого заколдованного адского круга и не верим, что существует возвышенный и транс- цендентальный путь, предназначенный именно для нас. Мы изг- наны из садов Эдема. Вот почему люди так мучительно пробива- ются навстречу к йоге, медитации и трансцендентальным наукам. Они не могут без проникновения в себя наслаждаться полнотой бытия. Кундалини - вездесуща Со всех концов света стекается информация о таинственном психофизическом феномене, который не зависит от социальных, культурных, религиозных, географических и временных ограни- чений и который явно соответствует тому, что в Индии называют кундалини. На северо-западе Африки, в Ботсване, на территории пустыни Калахари, обитает народ !Канг, который в течение многих часов пляшет до изнеможения, чтобы вызвать н/ам для достижения состояния !Кья. Они входят, по существу, в трансцендентальное состояние сознания и созерцают вечность, как это происходит и с йогами. Один из соплеменников так описывает это состояние: "Вы танцуете, танцуете, танцуете, танцуете и вдруг вы чувствуете, что у вас в животе поднимается и/ам, потом н/ам поднимается в спи- не, потом вы дрожите, становится жарко... Ваши глаза открыты, но вы ничего не видите, взгляд неподвижный и устремлен вперед. Когда же вы впадаете в !Кья, вы смотрите вокруг и видите все"'... Джудит Купер пишет о народе !Канг: "В закоулках Черного континента народ !Канг из Калахари общается с богами. Две-три ночи в неделю мужчины танцуют вокруг огня, грациозные, как леопарды, под звонкое гудение женского пения. Вскоре всех охва- тывает вдохновение и ночь заполняется присутствием невиди- мых сил. Пот ручьем стекает по телам танцующих, подобно слад- кому дождю, когда просыпается н/ам, - великая лечебная сила, из- гоняющая болезни. Внутренний огонь скользит вверх по позво- ночнику, танцующие трясутся и падают в изнеможении, как под- кошенные. Другие прыгают в огонь и из огня, не обжигая ступ- ней. Только теперь они видят суть всех вещей, даже души людей, страдающих от злых духов, которые питаются больной печенью ' Katz R. Education for Transcendence: Lessons from the !Kung Zhu Jwasi.- F.Transp.Psychol.- 1973,Nov.2. или препятствуют зачатию сыновей. Положив свои исцеляющие руки на больного, они приказывают н/ам изгнать злых духов"1. В китайской таоистской традиции также считается, что энер- гия ци (или прана) является источником жизни и накапливается в животе. Затем она взрывается и поднимается по психическим каналам вверх, вызывая невольные движения и ощущения, такие, как боль, зуд, холод, жар, чувство невесомости, тяжесть, жест- кость или мягкость, внутреннее свечение и звучание... Ин Ши Тсу сообщал, что ощущал жар, поднимающийся от основания позво- ночника к макушке головы, а затем он опускался вниз через лицо, горло к желудку2. Все подобные примеры полностью соответствуют йогичес- ким описаниям движения кундалини вверх по позвоночнику, с жаром и свечением, которые исходят из энергетической змеи, го- товой к нападению. Классическое описание поднимающейся кун- далини мы находим у Свами Нарайянанды: "Словно жар пронза- ет спину и все тело, когда кундалини пытается проникнуть в су- шумну. Возникает назойливое ощущение чего-то ползущего от пальцев ног и все тело содрогается. Кажется, будто муравей мед- ленно ползет вверх к голове. Восхождение кундалини можно так- же сравнить с извивающейся змеей или птицей, прыгающей с места на место". Это описание весьма созвучно тому, что испыты- вают во время ритуального танца "примитивные" племена !Канг в африканской пустыне Калахари. Во времена средневековой Испании Святая Тереза из Авилы описала свои духовные ощущения, которые йоги охарактеризо- вали бы, как пробуждение пада (трансцендентального звука): "В моей голове усиливаются звуки, похожие на шум реки и свист птиц. И все это звучит в верхней части головы, где, как считают, находится душа. Я чувствую, что мой дух продвигается вверх не- удержимо"3. Заключение Вышеперечисленные примеры со всей очевидностью доказы- вают, что пробуждение кундалини возможно всюду, независимо от места, времени и народа. Разница заключается лишь в том, что у некоторых народов, например, у индусов, природа кундалини 1 Hooper.op.cit. 2 Luk С. The Secrets of Chinese Meditation.- New York: Samuel Weiser Ins., 1972. 3 Interior Castle, tr. and ed. E. Allison Peers, Doubleday and Co., New York, 1961,pp.77-78. изучена и описана подробно и основательно. Благодаря йогичес- кому наследию культура Индии созрела и сохранилась до наших дней, и мы сегодня можем познакомиться с ее возвышенной фи- лософией, запечатленной в таких бессмертных творениях, как Бхагавад-гита, Йога Васиштхи, Хатха Йога Прадипика, Упаниша- ды, Веданта. Тысячелетия мистического опыта мужчин и женщин нашей планеты вошли в духовную сокровищницу некогда сущес- твовавшей высокой духовной культуры. Сохранились многочис- ленные свидетельства медитативных переживаний, известно нес- метное количество психотехник и методов, которые способны возродить наше былое духовное могущество. Пожалуй, лишь од- на страна в мире, Индия, сохраняла так бережно духовные тради- ции и донесла их до наших дней во всем их великолепии и разно- образии. Свами Вивекананда подводит итог всем явлениям, в основе которых лежит душа самосовершенствования - вечная сила кун- далини: "Длительная медитация конденсирует огромную энер- гию, которая просачивается в сушумну и взрывается в чакрах с такой силой, которая несопоставима с аффектами чувственных восприятий. Где бы и как бы ни возникла сверхъествественная сила или то, что мы называем гениальностью, эта сила всегда про- никает в сушумну." Таким образом, природа, воздействующая на судьбу отдельно- го индивидуума и целого общества, едина и универсальна, хотя формулируется везде по-разному. Йоги называют эту природу пробуждением Шакти, или кундалини, и разработали обширную, сложную, систематическую и конструктивную науку, которая возрождает универсальную силу, дремлющую в каждом из нас и способную изменить к лучшему пашу культуру. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |