Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Помимо прямого отрицательного воздействия на человека отработавшие газы оказывают так называемые вторичные отрицательные эффекты - смог в крупных городах и парниковый эффект атмосферы.

В качестве оценочной характеристики экологических качеств самоходных машин иногда принимают эквивалентную сумму масс токсичных компонентов отработавших газов mток на один километр пути при движении по условному типовому маршруту (циклу). Под понятием эквивалентная подразумевается, что масса каждого компонента отработавших газов приводится к токсичности угарного газа по зависимости

, (11.1)

где mCO - масса угарного газа в отработавших газах на один километр пути;

mCH - аналогично для массы несгоревших углеводородов;

- аналогично для массы окислов азота;

- аналогично для массы твёрдых частиц.

Однако многочисленные нормативные акты (ГОСТ 17.2.2.03-86, ГОСТ 21393-75, ОСТ 37.001.54-86, Директива № 98/69 ЕС 1998 г. и др.) регламентируют количество вредных выбросов самоходной машиной по каждому компоненту на один километр пути при движении по условному маршруту или при работе двигателя на заданном режиме.

Накопление угарного газа CO в отработавших газах происходит при горении обогащённых смесей (a < 1), то есть при недостатке кислорода, что свойственно в большей степени двигателям с принудительным воспламенением.

 

Многочисленные опыты показали, что на концентрацию CO и других компонентов в отработавших газах определяющее влияние оказывает коэффициент избытка воздуха a. Эти зависимости для малолитражного двигателя с принудительным воспламенением при его работе на средних нагрузках иллюстрирует рис. 11.1, где нетрудно заметить, что максимум NOx соответствует минимуму CO (a » 1,05). Эта же точка совпадает с минимумом CH и максимумом CO2.

По концентрациям CO2 и H2O можно судить о совершенстве рабочего процесса ДВС, то есть, чем выше удельный вес указанных компонентов в отработавших газах мотора, тем полнее сгорает топливо.

При a > 1,1 содержание CO в выхлопных газах весьма невелико. Поэтому в дизелях, которые работают со значительными средними коэффициентами избытка воздуха (a = 1,3 ... 1,7 и более) концентрация CO как правило не превышает 0,3 %.

 
 


Образование несгоревших углеводородов CH наблюдается в пристеночных, то есть наиболее холодных, объёмах камеры сгорания. Поэтому чрезмерное охлаждение двигателя недопустимо, так как это снижает не только его мощностные и экономические показатели, но и значительно увеличивает токсичность отработавших газов.

Наибольшую опасность из всех канцерогенов отработавших газов представляет бензапирен (рис. 10.2).

 
 


Бензапирен образуется в результате пиролиза тяжёлых фракций топлива и моторного масла в пристеночных объёмах камеры сгорания в условиях сильного недостатка кислорода при T = 400 ... 700 °С. При температуре T > 1000 °С БаП разлагается на водород и углерод.

При износе деталей цилиндропоршневой группы содержание бензапирена в отработавших газах увеличивается в десятки раз и может доходить до 0,5 мг/м3 и более. Особенно большое его содержание в выхлопных газах двухтактных двигателей с кривошипно-камерной продувкой. В отработавших газах ДВС БаП адсорбируется на частичках сажи. Причём на сажевых частицах четырёхтактных двигателей с принудительным воспламенением бензапирена значительно больше в сравнении с дизелями. Правда, концентрация сажи в отработавших газах бензиновых двигателей существенно меньше.

Сажа образуется в сильно переобогащённых зонах камеры сгорания при высоких температурах (T > 1000 °С). Сама по себе сажа безвредна. Однако, как показано выше, чистой сажи в отработавших газах нет. У двигателей с принудительным воспламенением значительное выделение сажи имеет место при резком увеличении подачи топлива после длительной работы на режиме холостого хода. Это связано с большими отложениями сажи на контрольной поверхности при работе мотора без нагрузки, так как температура стенок относительно невелика, но a < 1. В наибольшей степени сажеобразование свойственно дизелям. Однако при a > 1,3 и достаточно сильной турбулизации рабочего тела в цилиндре вся образовавшаяся в стволе факела сажа успевает сгореть. В этом случае характерного чёрного дыма из выпускной трубы как правило не наблюдается.

Образование окислов азота NOx в цилиндрах ДВС имеет термическую природу и непосредственно не связано с реакциями окисления углеводородов. При температурах T > 2000 °С, что имеет место во фронте пламени, происходит диссоциация (разложение) молекул азота и кислорода на атомы. В результате они взаимодействуют с образованием окислов азота, из которых более 90 % составляет NO и уже в атмосфере осуществляется дальнейшее окисление до NO2 и N2O4. Под действием солнечных лучей в течение нескольких часов происходит распад окислов азота на кислород и азот.

При обеднении топливовоздушной смеси концентрация NOx в отработавших газах существенно возрастает. Этому также способствует резкое уменьшение температуры рабочего тела на такте расширения, то есть увеличение степени сжатия e и угловой скорости коленчатого вала wд. Данное явление называют “замораживанием” NOx. Наиболее высока концентрация окислов азота у двигателей с принудительным воспламенением и дизелей с непосредственным впрыском топлива.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...