Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 15. Кинематика и динамика ГРМ

 

Одной из важнейших характеристик ГРМ поршневого двигателя внутреннего сгорания является время-сечение At его газораспределительных органов (клапанов в клапанном ГРМ или окон в золотниковом ГРМ). Время-сечение показывает суммарную площадь проходного сечения клапанов (окон), которая имеет место за время их открытого состояния. Чем больше время-сечение, тем меньше аэродинамические сопротивления при впуске и выпуске газов.

Применительно к впуску время-сечение соответствует выражению

 

, (15.1)

 

где tr - момент начала открытия впускного клапана;

ta’’ - момент закрытия впускного клапана;

i1 - количество впускных клапанов в цилиндре;

A1j - текущая площадь проходного сечения впускного клапана;

Для 4-тактного ДВС время открытого состояния, например, впускного клапана определяется элементарной зависимостью:

 

t1 = trta’’ = (j + p + j) / w, (15.2)

 

где j - угол ПКВ относительно ВМТ начала открытия впускного клапана согласно принятых фаз газораспределения;

j - угол ПКВ относительно НМТ конца закрытия впускного клапана.

Оценив время открытого состояния клапана(ов), определяется средняя площадь проходного сечения. Например, для впускного клапана

 

A1ср = At1 / t1. (15.3)

 

При клапанном ГРМ средняя площадь проходного сечения клапана определяется конфигурацией кулачка распределительного вала. В случае золотникового ГРМ Aср зависит от размеров и положения впускных, продувочных и выпускных окон.

В зависимости от конфигурации боковых поверхностей кулачков различают три их типа (см. рис. 15.1):

а) прямобочные;

б) выпуклые;

в) вогнутые.

 

 
 

 

 


В ГРМ ДВС самоходных машин наибольшее применение находят выпуклые кулачки, так как позволяют минимизировать удары и скольжение кулачка и толкателя.

Основные геометрические параметры кулачка отражены на рис. 15.2, где точки пересечения основной окружности r0 c проекциями боковых поверхностей, например, для впускного кулачка соответствуют началу открытия клапана ( R’ ) и концу его закрытия ( A’’ ). Подъём и опускание толкателя hт характеризуются углом кулачка jп. Максимальный ход толкателя hmax = rсr0 имеет место при угле стояния 2jс.

Для уменьшения ударов кулачка о толкатель радиус rп плавно увеличивают от r0 к rс. Интенсивность Ir изменения радиуса подъёма кулачка rп определится зависимостью

 

Ir = drп / djп. (15.4)

 

 
 


Отметим, что среднюю интенсивность изменения радиуса кулачка можно оценить по выражению Iср.r = (rсr0) / jп = hmax / jп.

Половина угла ПКВ, при котором открыт, например, впускной клапан (см. рис. 15.2), вычисляется как

 

jп1 + jс1 = (j + p + j) / t, (15.5)

 

где t - коэффициент тактности двигателя.

Кинематические характеристики работы клапана зависят от типа толкателя (плоский или роликовый), интенсивности изменения радиуса подъёма кулачка Ir, которая зависит от углов jп, jс и максимального хода толкателя hmax, передаточного числа привода от толкателя к клапану uкл, скоростного режима двигателя w.

Подъём толкателя можно определить с помощью схем на рис. 15.3.

 
 

 

 


С учётом принятых фаз газораспределения для уменьшения аэродинамических сопротивлений стремятся увеличить угол стояния толкателя jс и его максимальный ход hmax. Но для минимизации ударов в ГРМ при работе двигателя на режиме wх.хmax необходимо ограничивать максимальные ускорения толкателя при его подъёме, то есть jтmax = d2hт / dt2 < 4000 м/с2.

Текущая величина подъёма роликового центрального толкателя при повороте кулачка на текущий угол jпj и условиях jпj £ jп; rт < rпj , определится разницей радиусов кулачка

 

hтj = rпjr0 = Ir jпj. (15.6)

 

Для плоского толкателя при jпj £ jп и достаточно большом rт, обеспечивающим контакт по rс, величина подъёма будет больше

 

hтj = rпjr0 + lj sinjпj = Ir jпj + lj sinjпj, (15.7)

 

где lj - текущая длина хорды от точки касания кулачка с плоским толкателем до текущего радиуса кулачка rпj, параллельного оси толкателя, которая определяется по выражению

 

. (15.8)

 

Дифференцируя зависимости для подъёма толкателя hтj, определяют его скорости vт и ускорения jт. Так же, как и в КШМ, это необходимо для оценки сил инерции и трения в ГРМ. Так, для роликового толкателя имеем

 

; (15.9)

 

. (15.10)

 

Для плоского толкателя скорость и ускорение можно вычислить по зависимостям

 

; (15.11)

 

, (15.12)

 

где производная хорды lj по углу подъёма определится выражением

 

. (15.13)

 

Отметим, что при контакте толкателя с поверхностью кулачка радиусом rс его скорость и ускорение равны нулю.

Для оценки перемещений, скоростей и ускорений клапана необходимо соответствующие характеристики толкателя (перемещения, скорости, ускорения) умножить на передаточное число привода uкл.

Типичные зависимости кинематических характеристик толкателя от угла поворота кулачка jк изображены на рис. 15.4, анализ которых показывает, что при взаимодействии кулачка с толкателем имеют место четыре удара (четыре пика jт). При jт < 0 возможен отрыв толкателя от поверхности кулачка. Чтобы этого избежать, необходимо выполнение условия (Fп.к / uкл) > Fjт, где Fп.к - усилие возвратной пружины клапана; Fjт - суммарная сила инерции толкателя, клапана и всех деталей его привода, отнесённая к толкателю.

 
 

 


Боковую силу FтN, прижимающую толкатель к поверхности его скольжения и реакцию кулачка Rк можно оценить с помощью осевой силе Fто, согласно рис. 15.5:

 
 

 


FтN = Fто tgjпj; (15.14)

 

Rк = Fто cosjпj, (15.15)

 

где Fто = Fп.к / uкл + Fjт.

Модуль силы трения кулачка о толкатель Fтр.к пропорционален боковой силе FтN, а направление противоположно его окружной скорости. Силы инерции Fjт, трения толкателя о стенки Fтр.т и в подшипниках распределительного вала Fтр.рв определяются в полной аналогии с такими же силами КШМ.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...