Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Спрос и предложение на денежном рынке
Денежный рынок, как и любой другой, предполагает наличие объекта продаж, цены, спроса и предложения.
Денежный рынокпредставляет собой систему отношений между банков- ской системой, создающей деньги, и субъектами экономики, предъявляющи- ми на них спрос.
Товаром на денежном рынке выступают сами денежные средства. Ценой является банковский процент. Нужно отметить, что деньги – это особый товар, который не «продается» и не «по- купается», подобно прочим товарам. Деньги обмениваются на другие ликвидные активы по альтернативной стоимости, выраженной в ставке процента.
Спрос на деньги– это совокупность денег, которую хотят иметь в своем рас- поряжении хозяйствующие субъекты. Это спрос на денежные запасы в виде наличности, а не в виде других ликвидных активов: акций, облигаций и пр. Спрос на деньги связан с функциями денег как средства обращения и как средства сбережения.
Существует несколько подходов к определению величины спроса на деньги. Рас- смотрим две основные теоретические модели: количественную теорию спроса на деньги (классическую) и кейнсианскую теорию. Классическая количественная теория денег возникла еще в XVIII веке и безраз- дельно господствовала в экономической науке до 30–40-х годов ХХ века, т. е. до появления кейнсианской теории. В количественной концепции рассматривается потребность в деньгах только для осуществления текущих платежей между моментами получения дохода. Спрос на деньги для сделок описывается количественным уравнением обменаамериканского экономи- ста, виднейшего представителя неоклассической школы Ирвинга Фишера (1867–1947):
MV = PY , (5.1)
где М – количество денег в обращении; V – скорость обращения денег; Р – уровень цен; Y – объем выпуска.
Из этого уравнения величина спроса на деньги (MD) равна:
MD = PY/V, (5.2)
и зависит от следующих факторов:
абсолютного уровня цен (прямая зависимость); уровня реального объема производства (прямая зависимость); скорости обращения денег (обратная зависимость).
Кейнсианская теория спроса на деньгиполучила название теории предпочте- ния ликвидности.Дж. М. Кейнс рассматривал деньги как один из видов богатства. Же- лание фирм и населения хранить часть своего богатства в виде денег зависит от того, на- сколько высоко они ценят свойство ликвидности. Исходя из этого выделяют три мотива хранения богатства в виде денег:
Трансакционный мотив– спрос на деньги для сделок (как средства обращения). Графически он может быть проиллюстрирован линией, параллельной оси ОY. Он зависит от уровня доходов и не зависит от ставки процента (рис. 5.1). Мотив предосторожности– спрос на деньги в виде наличности для обеспечения возможности осуществления расходов в будущем, на случай непредвиденных платежей. Он находится в зависимости от уровня дохода и зависит также от ставки процента, т. к. эти деньги могли бы быть использованы для покупки активов, при- носящих процент. Спекулятивный спрос– спрос на деньги как на имущество, связанный с желани- ем сохранить и преумножить богатство. Его можно хранить в разных видах:
наличных денег, облигаций, акций и пр. Наличные деньги, в отличие от других активов, не приносят дохода. Их полезность состоит в абсолютной ликвидности. Спрос на деньги как имущество находится в обратной зависимости от ставки про- цента (рис. 5.2). Если она является достаточно высокой, экономические субъекты увеличивают долю активов, приносящих доход в виде процента. Если она снижа- ется, люди пересматривают свои решения, отдавая предпочтение более ликвид- ному активу – деньгам.
r r MDt MDS
M M
Рис. 5.1. Трансакционный спрос на деньгиРис. 5.2. Спекулятивный спрос на деньги
Общий спрос на деньгиявляется функцией дохода и процентной ставки и может быть представлен как сумма спроса на деньги для совершения сделок и спроса на деньги со стороны активов. Кривая общего спроса на деньги (рис. 5.3.) параллельна кривой спе- кулятивного спроса и сдвинута вправо на величину трансакционного спроса.
r MD
M
Рис. 5.3. Общий спрос на деньги
Под предложением денегобычно понимают денежную массу, включающую в себя наличность (С) и депозиты (D):
MS = C + D. (5.3)
Предложение денег зависит от политики центрального банка, осуществляющего эмиссию наличных денег и регулирующего денежное обращение в целом, а также от кредитной деятельности коммерческих банков. Коммерческие банки обладают способностью «создавать деньги» – увеличивать денежную массу. Часть своих депозитов они хранят в центральном банке в виде обяза- тельных резервов (для выполнения своих обязательств перед клиентами). Их доля уста- навливается законодательно. Фактические резервы за вычетом обязательных резервов об- разуют избыточные резервы (свободные ресурсы), которые банки используют для пре- доставления ссуд, тем самым увеличивая предложение денег. Процесс увеличения де- нежной массы в результате деятельности коммерческих банков получил название кредитной (или банковской) мультипликации. Коэффициент, характеризующий зависимость между увеличением денежного предложения и величиной банковского вклада, дающего импульс для создания кредит- ных денег, получил название банковского мультипликатора(m).Он рассчитывается по формуле:
m = 1/rr, (5.4)
где rr – норма обязательного резервирования (коэффициент, показывающий какую долю своих депозитов коммерческие банки должны хранить в виде резервов в ЦБ).
Дополнительное предложение денег (MS), которое возникает в результате появле- ния нового депозита, равно:
MS = D × m, (5.5)
где D – первоначальный вклад.
Наряду с банковским, на денежном рынке действует денежный мультипликатор, учитывающий зависимость предложения денег от трех переменных:
денежной базы (МВ) – наличности (С) вне банковской системы, а также резервов (R) коммерческих банков, хранящихся в центральном банке (C + R); нормы резервирования депозитов rr = R/D; коэффициента депонирования денег cr = C/D, отражающего предпочтения населе- ния в распределении денежной массы между наличными деньгами и депозитами.
Денежный мультипликатор, или коэффициент самовозрастания денег, рассчиты- вается как отношение предложения денег к денежной базе:
m =C + D C + R
(cr +1) или m =(cr +rr )
(5.6)
Увеличение предложения денег равно m × МВ. Это означает, что прирост денежной базы на одну единицу вызывает прирост предложения денег на m денежных единиц.
Равновесие на денежном рынкеустанавливается при равенстве объема спроса на деньги объему их предложения.
В зависимости от целей кредитно-денежной политики Центральный банк может удерживать денежную массу на определенном уровне, осуществляя жесткую монетар- ную политику. В графическом виде предложение денег будет выглядеть как вертикаль- ная прямая (рис. 5.4). Такая политика обычно проводится в условиях инфляции. Гибкая монетарная политикацентрального банка предполагает удержание оп- ределенного уровня процентной ставки. Кривая предложения денег в этом случае будет представлена горизонтальной линией на уровне целевого значения процентной ставки (рис. 5.5). Промежуточному варианту соответствует положительный наклон кривой пред- ложения денег.
MS
r0
M M0 M
Рис. 5.4. Равновесие на денежном рынке при жесткой монетарной политике Рис. 5.5. Равновесие на денежном рынке при гибкой монетарной политике
Рассмотрим ситуацию на денежном рынке, когда кредитно-денежные и финансо- вые институты создали определенное количество денег, не зависящее от величины про- центной ставки (МS – вертикальная прямая). Увеличение предложения денег приводит к снижению ставки процента и, соот- ветственно, росту инвестиционной активности. Если государство в условиях депрессии поставит задачу ускорения экономического развития, оно может преднамеренно нару- шать равновесие на денежном рынке, увеличивая предложение денег. Такая политика может вызвать ситуацию, когда норма процента дойдет до своего минимума, определяе- мого издержками банков и их потребностью в прибыли. Линия спроса на деньги станет горизонтальной: возрастающее предложение денег не будет вызывать дальнейшего сни- жения процентной ставки и роста инвестиций (рис. 5.6). Экономика не сможет выйти из депрессии. Такая ситуация на денежном рынке получила название «ликвидной ловуш- ки».Выйти из этой ловушки при помощи монетарной политики, по мнению Дж. М. Кейнса, нельзя. Остается только один рычаг вывода экономики из депрессии – изменение налогов и государственных расходов.
r MD MS1 MSn
r0
M1 Mn M
Рис. 5.6. Ликвидная ловушка
Кредитный рынок
В условиях рыночной системы хозяйства деньги не должны лежать «мертвым гру- зом». Временно свободные денежные средства, возникающие у субъектов экономики, должны аккумулироваться в специальных организациях и превращаться в инвестиции, принося собственникам доход. Кредитпредставляет собой систему отношений по мобилизации временно сво- бодных денежных средств и предоставления их в ссуду на условиях возвратности, сроч- ности и платности. Кредит – это форма движения ссудного капитала. Кредит выполняет в экономике важные функции:
ускоряет процесс воспроизводства на всех его фазах: производства, обмена, рас- пределения, потребления; позволяет расширить рамки общественного производства по сравнению с теми, которые определялись бы размерами собственного капитала фирмы; выполняет перераспределительную функцию, позволяя направлять временно свободные денежные средства туда, где ощущается в них потребность; уменьшает трансакционные издержки (издержки обращения), развивая безна- личный денежный оборот; позволяет государству осуществлять регулирование экономики путем использова- ния кредитно-денежных рычагов; выполняет социальную функцию: позволяет решать многие социальные пробле- мы путем льготного кредитования (малого бизнеса, молодых семей, жилищного строительства и пр.).
В ходе исторического развития кредит приобрел многие формы:
Коммерческий кредит– предоставление кредита хозяйствующими субъектами друг другу в товарной форме путем отсрочки платежа. Современной разновидно- стью этой формы кредита является межхозяйственный кредит, осуществляемый предприятиями путем выпуска и размещения облигаций и других ценных бумаг. Банковский кредитпредоставляется банками и другими кредитно- финансовыми организациями юридическим и физическим лицам, государ- ству, иностранным клиентам в виде денежных ссуд. Банковский кредит пре-
одолевает ограниченность коммерческого кредита и выступает главной формой кредитных отношений. Потребительский кредитпредоставляется торговыми предприятиями, банками и другими кредитно-финансовыми организациями населению для приобретения товаров и услуг с отсрочкой платежа. Ипотечный кредитпредоставляется в виде долгосрочных ссуд под залог недви- жимости для приобретения жилья, земли и т. п. Государственный кредит –система кредитных отношений, когда кредитором или заемщиком выступает государство. Международный кредитпредставляет собой движение ссудных капиталов в сфе- ре международных экономических отношений. Предоставляется международный кредит в товарной или денежной (валютной) форме. Носит как частный, так и го- сударственный характер (см. главу 16).
По срокам пользованиякредиты бывают краткосрочными (до 1 года), средне- срочными (от 1 до 3 лет), долгосрочными (свыше 3 лет).
Кредитный рынок– это сфера, где покупаются и продаются денежные сред- ства (на условиях платности, срочности, возвратности), созданные кредитно- денежными и финансовыми институтами страны.
Предпосылками существования кредитного рынка выступают:
наличие в экономике временно свободных денежных средств в виде амортизаци- онных фондов; части временно свободных оборотных средств (средств на выплату зарплаты, покупку сырья и пр.); средств, накапливаемых для расширения произ- водства; средств бюджетной системы, целевых фондов; накоплений населения; юридическая самостоятельность кредиторов и заемщиков, обеспечивающая ответ- ственность сторон в процессе кредитных отношений; экономическая самостоятельность кредиторов и заемщиков, самостоятельность и ответственность в принятии решений и выполнении обязательств.
Объектом купли-продажи на кредитном рынке являются деньги Центрального банка и ценные бумаги: краткосрочные облигации, векселя, сберегательные и депозит- ные сертификаты, банковские акцепты и пр. Относительной ценойпредоставляемых кредитов является банковская процент- ная ставка.Для принятия решений субъектам экономики необходим ориентир на кре- дитном рынке. Эту функцию выполняет учетная ставка (или ставка рефинансирования), по которой Центральный банк страны кредитует коммерческие банки. Различают номинальные и реальные процентные ставки. Реальная процентная ставка– это номинальная ставка, скорректированная на уровень инфляции:
r r = rn – i, (5.7)
где r r – реальная процентная ставка; rn – номинальная процентная ставка; i – уровень инфляции.
Рыночный уровень процентной ставки зависит от спроса и предложения на кре- дитном рынке, которые, в свою очередь, определяются:
общими масштабами развития производства; совокупными размерами накоплений и сбережений в обществе; уровнем инфляции; циклическими колебаниями экономики; государственным регулированием кредитно-денежной системы; международными кредитно-денежными отношениями.
Основными участниками кредитного рынка выступают:
первичные инвесторы свободных денежных средств; заемщики в лице юридических, физических лиц и государства; посредники в лице кредитно-финансовых организаций.
1. Центральный банк; 2. коммерческие банки; 3. специализированные (небанковские) кредитно-финансовые организации.
Банковская системаобычно включает Центральный банк и коммерческие банки. Центральный банкнаходится на верхнем уровне кредитной и банковской систе- мы. Как правило, это государственный банк (или совокупность банковских организаций с полномочиями Центрального банка, как Федеральная резервная система в США), глав- ной целью которого является обеспечение устойчивого денежного обращения в стране с целью поддержания стабильного неинфляционного экономического роста. Основными функциями Центрального банка являются:
денежная эмиссия – выпуск в обращение национальных денежных знаков; хранение государственных золото-валютных резервов; ведение счетов правительства; хранение резервного фонда других кредитно-финансовых организаций; кредитование коммерческих банков; контроль за деятельностью кредитно-финансовых организаций; кредитно-денежное регулирование экономики.
Непременным условием устойчивого денежного обращения считается независи- мость Центрального банка, его подотчетность только парламенту. Целью коммерческих банковявляется получение прибыли путем осуществления разнообразных операций на кредитном рынке. Операции коммерческих банков подразделяются на активные и пассивные. К пас- сивным операциямотносится деятельность по аккумулированию сбережений населе- ния, привлечению временно свободных денежных средств. По этим операциям коммер- ческие банки выплачивают процент. Активные операции– это размещение средств банков: кредитование юридических и физических лиц, инвестирование денег в ценные бумаги, размещение государственных
займов. По этим операциям банки взимают процент со своих клиентов. Разница между по- лученными и выплаченными процентами составляет основу банковской прибыли. Кроме активных и пассивных операций банки осуществляют множество операций на комиссионной основе, получают прибыль от инвестиций и биржевых операций, про- дают услуги. Это, в частности:
посреднические операции по поручению клиентов; доверительные операции – по управлению ценными бумагами и имуществом клиентов; операции по обмену валют; выпуск и обслуживание операций по кредитным карточкам; лизинг – приобретение и предоставление в аренду оборудования; консалтинг – осуществление консультационных услуг; факторинг – выкуп долговых обязательств; и другие.
Коммерческие банки организуют платежный оборот в масштабах национальной экономики, создают кредитные деньги, участвуют в процессе денежного и банковского мультиплицирования. К небанковским кредитно-финансовым организациямотносятся пенсионные фонды; страховые компании; инвестиционные фонды, кассы взаимного кредитования, ломбарды и пр. Суммарные активы этих кредитно-финансовых организаций, к примеру, в США существенно превышают активы коммерческих банков.
Рынок ценных бумаг
Рынок ценных бумаг (РЦБ)– это часть финансового рынка, где сбережения превращаются в инвестиции путем выпуска и купли-продажи ценных бумаг.
Его возникновение связано с ростом потребности в привлечении финансовых средств для развития производственной и торговой деятельности. Ценная бумага как средство привлечения ресурсов позволяет вкладчику в определенной мере оградить се- бя от риска, связанного с хозяйственной деятельностью. В то же время предприятия по- лучают возможность доступа к более дешевому по сравнению с банковскими кредитами капиталу. Рынок ценных бумаг выполняет в экономике ряд функций:
ценообразующую – на этом рынке формируются рыночные цены на объекты продаж (в данном случае, на ценные бумаги); регулирующую – устанавливает равновесие спроса и предложения на финансовом рынке, способствует процессу саморегулирования рыночной экономики; стимулирующую – побуждая субъектов экономики стать участниками рынка цен- ных бумаг, способствует экономическому росту; информационную – предоставляет информацию о рыночной конъюнктуре, соот- ношении спроса и предложения на ценные бумаги; является барометром общего состояния экономики;
перераспределительную – как и другие финансовые рынки, обеспечивает привле- чение свободных денежных средств и превращение их в инвестиции; способствует переливу капиталов из менее рентабельных отраслей в более доходные; коммерческую – позволяет получать прибыль от операций на рынке ценных бумаг.
Как и на любом другом рынке, на рынке ценных бумаг складывается спрос, пред- ложение, равновесная цена. Спрос предъявляется, главным образом, компаниями и государством, которым не хватает собственных средств для осуществления инвестиций и которые являются заем- щиками. Со стороны предложения выступает, прежде всего, население, у которого доход превышает сумму расходов на текущее потребление и вложения в материальные активы (к примеру, в жилье), в силу чего оно становится кредитором. Механизм функционирования рынка ценных бумаг представляет собой взаимо- действие субъектов рынка, осуществляющих операции по выпуску в обращение и купле- продаже ценных бумаг. Он, в свою очередь, определяется структурой рынка ценных бумаг, которая включает:
основных участников рынка: эмитентов – юридических или физических лиц, вы- пускающих ценные бумаги; инвесторов – юридических или физических лиц, по- купающих ценные бумаги; посредников – профессиональных участников рынка (дилеров, брокеров, маклеров), помогающих обращению ценных бумаг, соверше- нию фондовых операций (см. раздел 5.6); собственно рынок: биржевой, внебиржевой, первичный, вторичный; объект торговли – разнообразные виды ценных бумаг; органы государственного регулирования – Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), на которую возложен надзор за деятельностью профессио- нальных участников рынка ценных бумаг, определение правил эмиссии ценных бумаг; Центральный банк, контролирующий деятельность кредитных и банков- ских организаций; саморегулирующиеся организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (СОПУ). Они образуются с одобрения ФКЦБ, устанавливают правила дея- тельности на РЦБ для своих членов и контролируют их исполнение, защищают интересы инвесторов; инфраструктуру рынка ценных бумаг – совокупность служб, обеспечивающих нормальное функционирование РЦБ: правовые, информационные, депозитарные (обеспечивающие учет прав на ценные бумаги и их хранение), расчетно- клиринговые (осуществляющие деятельность по переводу ценных бумаг и денеж- ных средств в связи с операциями на РЦБ); регистрационные службы.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |