Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель равновесия «доходы-расходы»

 

На протяжении нескольких десятилетий ХХ века в основе макроэкономической политики ведущих государств мира лежала теория Дж. М. Кейнса, согласно которой для достижения равновесия при полной занятости государство должно стимулировать сово- купный спрос. Недостаточность совокупного спроса обусловлена двумя основными при- чинами:

1. Действием основного психологического закона, согласно которому по мере рос- та дохода люди увеличивают долю дохода, идущую на сбережения. Для описания этой закономерности используются показатели средней и предельной склонности к потребле- нию и к сбережению.

Средняя склонность к потреблениюAPC = С / Y показывает, какая доля дохода идет на потребление.

Средняя склонность к сбережениюAPS = S / Y характеризует долю дохода, ко-

торая сберегается.

Предельная склонность к потреблениюMPC = ∆C /∆Y показывает изменение величины потребления в зависимости от изменения дохода.

Предельная склонность к сбережениюMPS = ∆S /∆Y определяет изменение ве-

личины сбережения в зависимости от изменения дохода.

2. Невысокой нормой прибыли на капитал вследствие высокого уровня процента

(это снижает инвестиционный спрос со стороны фирм).

В этих условиях задача государства – компенсировать при помощи государствен-

ных расходов падение совокупного спроса.

В кейнсианской модели «доходы–расходы» равновесие рынка достигается, когда совокупные расходы АЕ равняются совокупным доходам NI (национальному доходу), а NI = DI (располагаемому доходу). NI = DI обозначаем Y. Поток расходов представляет собой совокупный спрос, а поток доходов – совокупное предложение. Для построения модели необходимо записать следующие равенства: AE = Y, AD = AE, AS = Y,

 

AE = C + I + G + NX. (7.6)

 

От G и NX (спроса со стороны государства и внешнего рынка) мы абстрагируемся.

 

Следовательно,

 

AE = C + I. Y = C + S, C + I = C + S, I = S. (7.7)

 

Строим систему координат:


 

AE AE = C + I ¦

C ¦

S ¦ C = Cex + MPCY I ¦

¦

300 ¦ ¦

¦ ¦

¦ ¦

200 ¦ ¦

¦ ¦

¦ ¦ S=Sex + MPS · Y

100 ¦ ¦

¦ ¦ I

45º ¦ ¦

Y

 

-100

 

 

Рис. 7.4. Модель равновесия «доходы-расходы»

 

Для определения точки равновесия необходимо провести линию под углом 45º. Все точки этой прямой находятся в равновесии: расходы равны доходам. Чтобы найти необходимую нам точку равновесия, необходимо построить линию потребления:

 

С = Cex + MPC × Y, (7.8)

 

где Сex – экзогенное, т. е. не зависящее от изменения дохода потребление (допус-

тим, оно будет равняться 100 единицам);

MPC – предельная склонность к потреблению (примем ее за 0,8);

Y – располагаемый доход.

 

Построим линию С. Примем Y за ноль. Тогда С будет равняться С экзогенному

(100). Придадим Y, к примеру, значение 200 единиц. Тогда С = 100 + 0,8 × 200 = 260.

Точка пересечения прямой потребления с линией под углом в 45º называется кри-

тической точкой. В этой точке весь доход потребляется. При значениях потребления вы-

ше этой точки часть доходов идет на сбережения. Если же потребление превышает рас- полагаемый доход (область слева от критической точки), то оно осуществляется отчасти за счет прежних сбережений.

Теперь необходимо построить линию сбережения и найти точку, где инвестиции равны сбережениям. Строим линию сбережения S = Sex + MPS × Y. При Y = 0 эта линия будет проходить через точку (–С), т. к. все сбережения будут идти на потребление. Там, где критическая точка проектируется на ось ОХ, S = 0.

Теперь нужно найти точку пересечения линии сбережений с линией инвестиций.

Инвестиционный спрос достаточно изменчив. Его размер определяется ожидаемой


 

нормой чистой прибыли, реальной ставкой процента, технологией производства, уров- нем налогообложения и другими факторами. В нашем примере сделаем допущение, что инвестиционный спрос равен 50 единицам при всех уровнях дохода. Спроецировав точку пересечения линии S и линии I на линию под углом 45º, мы и найдем точку равновесия. Прямая АЕ = C + I также пройдет через эту точку (параллельно линии С).

Определение точки общего равновесия необходимо для прогнозирования разви- тия экономики. Если в данный момент фактический национальный доход меньше рав- новесного, можно предполагать, что экономика будет расширяться. Если же размер на- ционального дохода превышает равновесный уровень, можно предполагать, что в даль- нейшем произойдет сокращение производства.

 

Мультипликатор расходов.

Принцип акселерации

 

Возникает вопрос, на какую величину изменится национальный доход вследствие изменений в расходах.

 


 

 
Определение


Мультипликатор расходов– это числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз конечная сумма прироста или сокращения планируемых расхо- дов, образующих национальный доход, превысит первоначальную сумму расходов.


 

Формула простого мультипликатора:

 


 

MULT =


1 −MPC


= 1 .

MPS


 

(7.9)


 

Рассмотрим процесс мультиплицирования на простом примере. Допустим, что инвестиции в обществе возросли на 1000 единиц. С одной стороны – это расходы. С дру- гой – доходы. Эти денежные средства материализуются в виде рабочей силы, оборудова- ния, сырья и других товаров. Владельцы этих факторов производства получат доход, так- же равный 1000 ед. При MPC = 0,75 они направят на потребление 750 единиц, а на сбере- жения – 250 единиц. 750 единиц также для кого-то станут расходами, а для кого-то дохо- дами (см. табл. 7.1)

 

Таблица 7.1

 

Процесс мультиплицирования

 

Круг Прирост про- даж Доход домохозяйств Прирост потребления Прирост сбережений
562,5 187,5
562,5 562,5 421,8 140,7
и т. д. и т. д. и т. д. и т. д. и т. д.
Всего

 

В итоге первоначальное инвестирование в 1000 единиц привело к увеличению на-

ционального дохода до 4000 тыс. единиц (при мультипликаторе, равном 1 / 0,25 = 4)

1000 × 4 = 4000.

С процессом мультипликации тесно связан принцип акселерации. Суть его за- ключается в том, что рост доходов в результате мультиплицирующего эффекта первона- чальных инвестиций вызывает увеличение спроса на потребительские товары, что, в свою очередь, обусловливает рост спроса на средства производства, причем в гораздо большей степени. Это связано с тем, что оборудование предприятий (основной капитал) является дорогостоящим и требует значительных капитальных затрат. Принцип акселерации можно пояснить на следующем простейшем примере. Допустим, на какой-то фабрике в легкой промышленности стоимость оборудования равняется 100 млн. руб. и в 10 раз пре- вышает стоимость реализуемой за год продукции. Пусть оборудование состоит из 20 ма- шин, каждая из которых стоит 5 млн. руб. Предположим, что за какой-то год выпуск про- дукции увеличился на 50% с 10 млн. руб. до 15 млн. руб. Для выпуска дополнительной продукции число единиц оборудования тоже должно возрасти на 50% с 20 до 30 единиц. Дополнительные 10 единиц оборудования потребуют вложений в 50 млн. руб. Таким об- разом, увеличение производства предметов потребления на 5 млн. рублей потребует до- полнительных капиталовложений в 50 млн. рублей.

 

Мерой масштабов акселерация является акселератор –числовой множитель,

на который каждый доллар приращенного дохода увеличивает инвестиции.

 

 
Определение

 

Он рассчитывается по формуле:

 


I

a = t ,

Yt Yt −1


 

(7.10)


 

где a – коэффициент акселерации; It – прирост новых инвестиций;Yt – Yt – 1 – прирост дохода.

 

Нужно отметить, что принципы мультипликации и акселерации обладают дву- сторонним действием. Увеличение населением сбережений в условиях неполной занято- сти и недостаточного спроса порождает «парадокс бережливости» – уменьшает сбереже- ния и инвестиции в обществе в целом. Даже небольшое сокращение инвестиций дает об- ратный мультиплицирующий эффект – многократное снижение национального дохода. Действие акселератора также может порождать не только повышательную тенденцию в инвестиционных расходах, но и приводить к падению спроса на основной капитал при условии снижения темпов роста спроса на потребительские товары.

Исследователи объясняют процессы расширения и сокращения деловой актив- ности сочетанием действия мультипликатора и акселератора и считают, что можно найти такое сочетание этих коэффициентов, которое обеспечит незатухающий рост экономики.


 

 
План семинарского занятия пo теме 7

 

Занятие 1

1. Понятие и виды макроэкономического равновесия.

2. Рынок благ.

3. Совокупный спрос.

4. Совокупное предложение.

5. Общее экономическое равновесие.

 

Занятие 2

1. Основные модели макроэкономического равновесия.

2. Модель равновесия «доходы–расходы».

3. Мультипликатор расходов. Принцип акселерации.

 

 

 
Для самопроверки темы 7:

 

ответить на вопросы:

 

1. Какие существуют виды макроэкономического равновесия?

2. Почему рынок благ занимает центральное место в общей системе взаимо-

связанных рынков?

3. Какова структура совокупного спроса, и какие факторы влияют на его из-

менение?

4. Как совокупное предложение трактуется в различных экономических школах?

5. При каких условиях формируется общее экономическое равновесие?

6. Каковы предпосылки возникновения шоков спроса и шоков предложения на макроуровне?

7. Какие меры включает стабилизационная политика государства?

8. Какие существуют основные модели макроэкономического равновесия в экономической теории?

9. В чем заключается экономическая сущность модели равновесия «доходы–

расходы»?

10. Как измеряется мультипликатор расходов?

11. Для каких целей рассчитывается акселератор?

 

 

 
выполнить задание:

 

Выберите правильный ответ

 

1. Общее равновесие – это:

а) оптимальная сбалансированность экономической системы;

б) равновесие, установившееся в отдельных отраслях и сферах экономики;

в) равновесие экономической системы в целом.


 

2. Кривая совокупного спроса характеризует:

а) объем товаров и услуг, который потребители намерены купить по средним ценам;

б) количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при ка-

ждом возможном уровне цен;

в) количество товаров и услуг, которое потребители могут приобрести, а произ-

водители поставить на рынок при определенной цене.

 

3. Совокупный спрос включает в себя следующие элементы:

а) спрос на потребительские товары;

б) спрос на инвестиционные товары;

в) спрос на товары и услуги со стороны государства;

г) спрос со стороны внешнего рынка;

д) все вышеперечисленное верно;

е) все верно кроме п. «г».

 

 

4. К неценовым факторам совокупного спроса не относится:

а) предложение денег и скорость их обращения;

б) рост доходов населения;

в) изменение общего уровня цен;

г) политика государственных расходов;

д) факторы, влияющие на инвестиционные расходы фирм.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...