Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное регулирование рыночной экономики

 

Одним из важнейших направлений деятельности государства в современном ры-

ночном хозяйстве является регулирование экономики.

 

Государственное регулирование экономики– это система мероприятий го- сударства, посредством которых оно может воздействовать на социально- экономическое развитие общества.

 

 
Определение

Государственное регулирование экономики направлено на достижение таких це-

лей, как обеспечение:


 

1. нормальных условий для функционирования рыночного механизма;

2. устойчивых темпов экономического роста;

3. структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной на-

учно-технической революции;

4. социальной стабильности и социального прогресса.

 

Государственное регулирование экономики включает различные направления экономической деятельности государства:

 

• формирование правовой основы экономической деятельности;

• создание общественных благ;

• регулирование внешних (побочных) эффектов;

• проведение антимонопольной политики;

• создание инфраструктуры экономики;

• государственное предпринимательство;

• перераспределение доходов;

• макроэкономическая стабилизация;

• проведение фискальной политики;

• поддержка малого бизнеса;

• регулирование внешнеэкономической деятельности;

• поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно-технической и инновационной политики.

 

Такая функция государства, как создание правовой основы экономической дея- тельности,сводится к разработке законодательных и нормативных документов, регули- рующих механизм функционирования экономики в целом, отдельных ее субъектов. По- средством этой функции государство определяет совокупность «правил поведения» в экономике. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установ- ленных законодательных и нормативных документов.

Создание общественных благ– другое важное направление государственного регу- лирования экономики. Рынок в состоянии выявить и удовлетворить спрос лишь на частные блага. Создание и реализация общественных благ являются задачей государства. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета.

Мировая практика свидетельствует, что рынку свойственна тенденция к монопо- лизации, которая приводит к подрыву основ свободной конкуренции, диктату произво- дителей над потребителями, а вследствие этого – к стагнации. Проведение антимоно- польной политики,направленной на борьбу с монополизмом, защиту принципов сво- бодной конкуренции, может быть выполнено только государством. Для достижения этой цели государство опирается на антимонопольное законодательство. Оно включает ком- плекс правовых актов, направленных на защиту конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

Рыночный механизм также не в состоянии решить проблему регулирования внешних или побочных эффектов.

 

Внешний эффект– это эффект, оказывающий влияние на фирмы и потре-

бителей при производстве товаров и услуг.

 

 

 
Определение


 

Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. За- грязнение окружающей среды в связи со строительством железных дорог является отри- цательным внешним эффектом. Пример положительного внешнего эффекта представ- ляет строительство оросительной системы одним фермером, в результате, которого улучшается качество земель других фермеров без дополнительных инвестиций. В совре- менной экономике регулирование внешних эффектов берет на себя государство. Надо отметить, что существуют различные точки зрения на решение проблемы внешних эффектов и участие в этом вопросе государства.

Артур Пигу(1877–1959), английский экономист, основатель теории государства всеобщего благоденствия, обосновывает налоговый путь разрешения этого вопроса, предполагающий активную роль государства в решении этой проблемы.

 

 

Рональд Коуз (род. 1910),американский экономист, теоретик неоклассической школы, выступает за расширение рыночных отношений для преодоления внешних эффектов.

 


 

 
Определение


Р. Коуз вводит понятие трансакционных издержек −издержек, связанных не с производством как таковым, a c соответствующими ему затратами (поиск информации о ценах, о контрагентах хозяйственных сделок, издержках за- ключения хозяйственного договора, контролем за его исполнением и т. д.).


 

Р. Коуз считает, что регулирование внешних эффектов наиболее эффективно на основе частных соглашений собственников.

Вопрос о том, как разрешить проблему компенсации внешних издержек, тем не менее, остается одним из самых сложных в экономической науке. Это особенно справед- ливо для тех случаев, когда трудно установить ответственность субъекта, что характерно для большинства ситуаций с возникновением внешних эффектов.

Задача, очевидно, состоит в разумном сочетании государства и рынка, с целью

сближения общественных и частных издержек. Как справедливо отметил известный аме- риканский экономист Кеннт Эрроу(род. 1921), определение трансакционных издержек в различных условиях и при различных системах распределения ресурсов должно стать основным вопросом исследования в теории общественного благосостояния.

Создание инфраструктуры экономики– другое важное направление государст- венного регулирования экономики. Эффективная экономика требует наличия соответст- вующей инфраструктуры – комплекса организаций, обеспечивающих условия воспроиз- водства. Выделяют несколько видов инфраструктуры:

• производственная (сеть энергоснабжения, транспорта и связи);

• институциональная (государственный аппарат управления);

• социальная (учебные, медицинские, культурные организации);

• информационная (совокупность информационных каналов, информационных технологий).

В современной рыночной экономике государство является не только координато- ром и контролером, но и предпринимателем. Под государственным предприниматель- ствомпонимается деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг государственными организациями. Государство в качестве предпринимателя действует, с одной стороны, как типичный предприниматель, a c другой стороны, как особый «обще- ственный» предприниматель. В отличие от частного предпринимателя государство ори-


 

ентируется не только на получение прибыли, но и на предоставление товаров, работ, ус-

луг, обеспечивающих функционирование экономики в целом, включая частный капитал.

Перераспределение доходовэто изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. К основным формам перераспределения доходов относятся:

 

• государственная закупка товаров и услуг;

• предоставление государственных кредитов, субсидий, субвенций, ссуд;

• налоговая политика;

• выплата трансфертов;

• реализация социальных программ.

 

Государственная закупка товаров и услуг представляет форму государственного потребления. Такой способ перераспределения доходов затрагивает, главным образом, военные заказы, гражданские строительные программы, финансирование капитальных вложений в государственные предприятия. Государственная закупка продукции гаран- тирует предпринимателям стабильный рынок сбыта, получение прибыли. Эта форма перераспределения доходов способствует решению проблем занятости, благосостояния.

Важными каналами перераспределения доходов являются государственные кре- диты, субсидии, ссуды, субвенции которые предоставляются за счет средств соответст- вующих бюджетов, а также специальных фондов.

Налоговое перераспределение доходов подразумевает частичное или полное осво- бождение от уплаты налогов одних лиц и повышенную ставку их оплаты с других. Эта мера перераспределения доходов направлена на достижение определенных социальных и экономических целей.

Рыночной экономике присуща неравномерность, цикличность развития, которая

сопровождается потерей работы, расслоением населения по доходам. Государство берет на себя функцию выплаты пособий безработным, семьям с детьми, инвалидам и иным группам населения, нуждающимся в социальной помощи. Государство поддерживает со- циальные программы, обеспечивающие доступность населения к образованию, здраво- охранению, культуре, физической культуре и спорту.

Государство в современной рыночной экономике выполняет также такую функ-

цию, как макроэкономическая стабилизация экономики.Эта мера государственного регулирования направлена на предотвращение, торможение экономического спада, за- крепление и поддержание показателей функционирования хозяйства на определенном уровне. Макроэкономическая стабилизация достигается преимущественно посредством бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики. К основным мерам, направленным на достижение макроэкономической стабилизации, относятся изменение государствен- ных расходов, налогов и др. (Подробнее этот вопрос рассматривается в главах 11, 12).

 

 


 

 

 
Определение


Фискальная политика– это сознательное применение расходных и налого- вых функций правительства для достижения определенных макроэкономи- ческих целей.


 

К мерам государственного регулирования экономики относится также поддержка малого бизнесапосредством налоговой, кредитной политики, оказания услуг (образова- тельных, консультационных и др.).

Государство осуществляет регулированиене только внутренней, но и внешне-

экономической деятельности. Каждое государство стремится создать благоприятные


 

внешние условия для развития национальной экономики. Исходя из конкретных нацио- нальных интересов, государство проводит политику либо либерализации, либо протек- ционизма. Государственное регулирование внешней среды происходит с помощью ком- плекса мер, которые можно подразделить на таможенные тарифы и нетарифные меры регулирования (см. главу 16).

Одной из функций государства в рыночной экономике является поддержка фун- даментальной науки, проведение общей научно-технической и инновационной по- литики.Современная экономика базируется на проведении эффективной научно- технической и инновационной политики. Неотъемлемым ее признаком является посто- янное создание новой техники, технологий, являющихся результатом достижений науч- но-технического прогресса. Развитие изобретательства, появление пионерских и крупных изобретений являются существенным фактором инновации. Дальнейшее развитие ры- ночной экономики, формирование «экономики знаний» предполагает еще большее уве- личение значимости знаний, научных разработок, идей и др. Вместе с тем частный биз- нес не заинтересован в теоретических исследованиях, поскольку их нельзя непосредст- венно использовать в практической деятельности и получать прибыль. Поэтому фунда- ментальная наука, осуществление общей научно-технической и инновационной полити- ки возлагаются на государство.

 

 
Несмотря на то, что государство берет на себя функции по устранению нега- тивных социально-экономических последствий несовершенств рынка, созда- нию условий, обеспечивающих функционирование национального хозяйст- ва в целом, его вмешательство в экономику не должно быть беспредельным. Границей, пределом государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное функционирование рыночного механизма.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...