Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дискреционная бюджетно-налоговая политика
Дискреционная бюджетно-налоговая политикапредставляет собой созна- тельные, целенаправленные мероприятия правительства по изменению госу- дарственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в целях воздействия на объем национального производства, экономический рост, за- нятость и динамику цен.
При проведении указанной политики правительство воздействует как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. В рамках кейнсианского подхода должно учиты- ваться действие трех мультипликаторов: налогового, государственных расходов и сбаланси- рованного бюджета. В рамках теории предложения учитывается «эффект Лаффера» (см. ниже). Мультипликатор государственных расходовотражает изменения в националь- ном производстве в результате динамики государственных расходов. Он показывает кратность прироста объема национального производства при увеличении государствен- ных расходов на единицу и определяется по формуле:
m =∆Y = g ∆G 1 = 1 − MPC MPS
, (11.1)
где ∆ Y – прирост выпуска; ∆ G – прирост государственных расходов; MPC – предельная склонность к потреблению; MPS – предельная склонность к сбережению.
Действие этого мультипликатора отображается на графике кейнсианского креста (рис. 11.1). Если государственные расходы увеличиваются на ∆G, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину, точка равновесия перемещается из поло- жения А в положение В, а равновесный объем производства возрастает от Y1 до Y2 на ве- личину ∆ Y, определяемую из уравнения:
∆Y =∆G ×m g . (11.2)
E Планируемые расходы E2=C+I+∆G
В
E2=Y2 А
E1=Y1 ∆Y ∆G E1=C+I
E1=Y1 E2=Y2 Y (доход, выпуск)
Рис. 11.1. Влияние увеличения государственных расходов на выпуск продукции
Таким образом, при проведении экспансионистской бюджетно-налоговой полити- ки с целью оживления экономики и увеличения объема производства, государство долж- но увеличивать свои расходы. И, наоборот, в условиях перегрева экономики государство может использовать в качестве рестрикционной меры снижение государственных расходов. Изменение суммы налогов Т также оказывает мультипликационное воздействие на равновесный уровень дохода, однако, более мягкое, т. к. налоговый мультипликатор по своей величине меньше мультипликатора государственных расходов. Он рассчитывается по формуле: m t =∆Y / ∆T =−MPC /(1 −MPC) (11.3)
и показывает отношение изменения объема национального производства к вызвавшему его изменению налогов, или кратность изменения Y при изменении налогов на единицу. Изменение совокупного дохода может быть подсчитано по формуле:
∆Y = −∆T × MPC /(1 − MPC) . (11.4)
Для оживления экономики государство должно снижать налоги, а для ее охлажде- ния – увеличивать. Действие налогового мультипликатора отражено на рис.11.2.
E Планируемые В расходы
E2=Y2 А
E1=Y1 ∆Y МРС×∆T
E1=Y1 E2=Y2 Y (доход, выпуск)
Рис. 11.2. Влияние снижения налогов на выпуск продукции
Если при увеличении государственных расходов правительство стремится сохра- нить сбалансированность бюджета и для этого увеличивает величину налоговых поступ- лений, т. е. когда величины государственных расходов и налоговых поступлений изме- няются в одном направлении, то возникает эффект мультипликатора сбалансирован- ного бюджета.Действие этого мультипликатора состоит в следующем: при возрастании государственных расходов и налоговых поступлений на одну и ту же величину (∆G = ∆T), равновесный объем производства возрастает на ту же самую величину (т. е. ∆Y = ∆G = ∆T). Допустим, правительство для покрытия дополнительных государственных расходов ужесточило налоговую политику, повысив налоговые ставки. В результате осуществления этих мер и государственные расходы, и налоговые поступления в бюджет возросли на 100 тыс. руб. Предельная склонность к потреблению составляет 0,8. Нужно определить вели- чину изменения равновесного объема производства, вызванного указанными действиями правительства. Рассчитаем мультипликаторы государственных расходов и налогов:
m =∆Y g ∆G = 1 1 − MPC = 1 MPS =1 0,2
= 5 , m =∆Y =−MPC =−0,8 =−4. t ∆T 1−MPC 0,2
В этом случае прирост Y за счет роста государственных расходов составит: ∆Yg =m g ×∆G =5 ×100 =500 Снижение Y в результате роста налогов окажется равным: ∆Y =m t ×∆T =(−4)×100 =−400 Тогда общее изменение объема национального производства составит: ∆Y =∆Yg +∆Yt = 500 − 400 = 100 , то есть ту же самую величину, что и первона- чальный прирост государственных расходов и налогов. Этот вывод получил название «теоремы Хаавельмо» по имени сформулировавше- го его норвежского ученого Трюгге Хаавельмо(р. 1911), лауреата Нобелевской премии по экономике 1989 г. Действие мультипликатора сбалансированного бюджета связано с тем, что муль- типликативный эффект от роста налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов. Поэтому налоговая политика относится к мерам косвенного воздействия на ве-
личину ВВП, в то время как рост государственных расходов является рычагом прямого действия. Данное различие является определяющим при выборе инструментов бюджет- но-налоговой политики: для преодоления циклического спада в экономике увеличивают- ся государственные расходы (это дает сильный стимулирующий эффект), а для сдержи- вания инфляционного подъема возрастают налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой). Сторонники «теории предложения» считают важнейшим фактором экономиче- ского роста понижение налоговых ставок. Американский профессор Артур Лаффер(р. 1941), участвовавший в 1980-е годы в разработке стабилизационной программы прези- дента Р. Рейгана, сформулировал так называемый «эффект Лаффера», графически изо- бражаемый в виде «кривой Лаффера». Кривая Лафферапоказывает зависимость суммы налоговых поступлений в бюд- жет от уровня налоговой ставки. При налоговой ставке, равной нулю, государство не по- лучит налоговых поступлений. При увеличении налоговой ставки до 50%, сумма налого- вых поступлений в бюджет будет увеличиваться, а при дальнейшем росте ставок – уменьшаться. Это происходит оттого, что снижаются стимулы к предпринимательской деятельности (так как большую часть заработанного дохода предприниматели и населе- ние должны перечислить в государственный бюджет). Это, в свою очередь, приводит к банкротству товаропроизводителей, свертыванию ими предпринимательской деятельно- сти либо уводу ее «в тень». При налоговой ставке в 100% экономическая деятельность полностью прекратится. Кривая Лаффера изображена на рис. 11.3. Вопрос о кривой Лаффера является предметом дискуссий. На практике эффект Лаффера не принес ожидаемых результатов. Предположения, что снижение налогов вы- зовет в длительной перспективе рост сбережений, инвестиций и занятости в американ- ской экономике, не подтвердились. Кроме того, весьма трудно определить, на какой сто- роне кривой находится экономика в данный момент. Нужно отметить, что дискреционная бюджетно-налоговая политика имеет серьез- ные недостатки, связанные с тем, что изменение размеров и структуры государственных расходов, а также ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение в пар- ламенте, подвержено лоббированию.
t 100%
50%
Т 0 Доходы государственного бюджета
Рис. 11.3. Кривая Лаффера
|
|||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |