Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное регулирование доходов

 

Значительное неравенство в распределении доходов является социально опасным. В экономически развитых странах признается право людей на определенный стандарт благосостояния. Средством преодоления неравенства и бедности выступает государст- венная политика доходов,которая осуществляется по двум основным направлениям:

 

• регулирование доходов населения;

• перераспределение доходов через государственный бюджет.

 

Практика регулирования доходовпредполагает:

 

• установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, кото- рый имеет большое значение для таких категорий населения, как малоквалифи- цированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких ка- тегорий работников, различных премий и доплат;

• регулирование в ряде случаев верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;

• защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем ин- дексации, т. е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен. Ин- дексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференци- рованно в зависимости от величины доходов.

 

1 Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. сб. / Росстат. − М., 2006. − С. 114.


 

Политика перераспределения доходоввключает:

 

• аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов;

• предоставление населению социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства и пр.;

• финансирование системы социальной защиты, включающей:

а) систему социального страхования;

б) систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход.

 

Социальная защита населения предполагает выплату государством трансферт- ных, т. е. безвозвратных платежей.Социальные трансферты – это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они могут осуществляться в натуральной и денежной формах.

Вмешательство государства в перераспределительные процессы должно осуществ- ляться в оптимальных размерах. Выравнивание доходов, признанное для современного общества необходимым в силу целого ряда причин, может привести к сокращению эф- фективности экономики в результате чрезмерного роста налогов и, как следствие, под- рыву стимулов к предпринимательству, инвестициям, а также снижению стимулов к тру- ду у самих получателей трансфертных выплат. Проведение этой политики требует зна- чительных средств на содержание бюрократического аппарата.

Проводя социальную политику, государство использует такие инструменты, как социальные стандарты, потребительские бюджеты, другие пороговые социальные огра- ничители.

Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Минимальные государственные социальные стандарты– это го- сударственные услуги, предоставление которых гражданам на определенном минимально допустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной осно- вах за счет бюджетов всех уровней на всей территории страны. Они используются для оп- ределения финансовых нормативов, необходимых для формирования бюджетов и вне- бюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре, здравоохранению устанавливаются объемы их финансирования.

 

Уровень жизни населения

 

Помимо минимальных социальных стандартов индикатором в социальной по- литике государства служат показатели прожиточного минимума.В социаль- ном законодательстве развитых стран при помощи этого показателя измеряется бедность: население, имеющее доходы ниже прожиточного минимума, призна- ется бедным и имеет право на поддержку со стороны государства.

 

К прожиточному минимуму привязываются многие социальные гарантии: мини- мальная заработная плата, минимальная пенсия, стипендии учащихся, некоторые посо- бия. В России он пока не выполняет такой функции, однако в новом Трудовом Кодексе записано положение о том, что минимальная заработная плата должна обеспечивать прожиточный минимум.

Рассчитывается несколько показателей прожиточного минимума в зависимости от размеров и предназначения потребительской корзины.


 

Физиологический минимум (минимальная потребительская корзина)включа- ет в себя затраты на продукты, необходимые для удовлетворения главных физиологиче- ских потребностей. Это стоимостная оценка натурального набора продуктов питания, учитывающего диетологические ограничения и обеспечивающего минимально необхо- димое количество калорий.

Социальный минимумпредставляет собой минимум товаров и услуг, которые общество признает необходимыми для поддержания приемлемого уровня жизни. Поми- мо удовлетворения минимальных физиологических потребностей, он включает затраты на минимальные материальные и духовные запросы: расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, исходя из доли затрат на эти цели в бюджетах низкодоходных домашних хозяйств.

Отдельно рассчитываются показатели прожиточного минимума для работоспо-

собных мужчин и женщин, детей, пенсионеров.

По данным Росстата, в 2004 г. прожиточный минимум в РФ составлял 2376 рублей.

Соотношение между денежными доходами населения и прожиточным минимумом дос-

тигало 2,66 (это самый высокий показатель за 1998–2004 годы). Численность населения со

среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума в 2004 г. составила 25,2 млн.

человек или 17,6% от общей численности населения (в 2000 году уровень бедности со-

ставлял 28,9%)1. В регионах величины прожиточного минимума устанавливаются еже-

квартально. Так, согласно постановлению московского правительства от 28.02.06 IV кв.

2005 г. прожиточный минимум составлял 4171 руб.; для трудоспособного населения –

4814 руб.; для пенсионеров – 2852 руб.; для детей – 3766 руб.

Прожиточный минимум и его динамика являются важными, но не единственны-

ми показателями, применяемыми при оценке уровня жизни населения.

 

Уровень жизни– это уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удов- летворения основных жизненных потребностей людей.

 

 
Определение

 

Основными показателями (индикаторами) уровня жизни являются:

 

• доходы населения (среднедушевые номинальные и реальные доходы, показатели дифференциации доходов, номинальная и реальная начисленная средняя зара- ботная плата, средний и реальный размер назначенной пенсии, величина прожи- точного минимума и доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, ми- нимальные размеры заработной платы и пенсии и пр.;

• жилье (общая площадь занимаемого жилья на одного жителя);

• здравоохранение (число больничных коек на 1000 жителей);

• образование (число вузов и средних специальных учебных заведений, удельная доля студентов в численности населения);

• культура (издание книг, брошюр, журналов);

• отдых и туризм;

• недвижимость и наличие товаров длительного пользования;

• питание (калорийность, состав продуктов);

• демографические тенденции (показатели ожидаемой продолжительности жизни,

рождаемости, смертности, брачности, разводимости);

• безопасность (число зарегистрированных преступлений).

 

 

1 Россия в цифрах. 2006: Крат. стат. сб. / Росстат − М., 2005. − С. 104.


 

Иногда наряду с категорией уровня жизни используется более широкое по- нятие качества жизни.Это обобщающая социально-экономическая катего- рия, включающая в себя не только показатели уровня жизни, но и степень удовлетворения духовных потребностей, условия среды, окружающей чело- века, состояние морально-психологического климата, душевного комфорта. Не все из перечисленных показателей поддаются статистическому измере- нию, что осложняет оценку качества жизни в стране.

 

С 1990 г. ООН подсчитывает агрегированный показатель, по которому в опреде- ленной мере можно оценить качество жизни в различных странах, дать его сравнение. Этот показатель первоначально получил название «индекса развития человека».В на- стоящее время он называется «индексом развития человеческого потенциала».Он рас- считывается как средневзвешанная из трех показателей:

 

• национального дохода на душу населения;

• образовательного уровня взрослого населения;

• ожидаемой продолжительности жизни.

 

На протяжении ряда лет лидирующие позиции по этому показателю занимали Канада, США, Япония. На середину 2001 года на первое место вышла Норвегия, на вто- рое – Австралия, на третье Канада. Россия занимала 52 место среди 174 стран, которые участвовали в рейтинге.

Согласно данным доклада ООН об индексе развития человеческого потенциала, в

2005 г. первое место сохранила Норвегия, на втором находится Швеция, на третьем – Ав-

стралия. Россия находится на 62 месте.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...