Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Международные экономические отношения
Основными формами международных экономических отношений являются:
международная торговля товарами и услугами; международная миграция капитала и международный кредит; международные валютные отношения; международная миграция рабочей силы; международные научно-технические связи.
Исторически первоначальным и важнейшим видом международных экономиче- ских отношений является мировая торговля.По современной классификации внешне- торговую деятельность подразделяют на торговлю готовой продукцией, машинами и оборудованием; сырьем; услугами. Становление мирового рынка сопровождалось развитием теорий международной торговли. А. Смит сформулировал положения теории абсолютных преимуществ.Со- гласно этой теории следует импортировать товары из той страны, где издержки произ- водства какого-либо товара ниже, а экспортировать те товары, издержки которых ниже у экспортеров. Д. Рикардо обосновал теорию сравнительных преимуществ, до сих пор занимаю- щую центральное место в исследованиях внешнеэкономического взаимодействия госу- дарств. Согласно этой теории необходимой предпосылкой внешней торговли является вы- пуск одного и того же товара с различными сравнительными издержками в разных стра- нах. Каждая страна специализируется на выпуске тех товаров, по которым ее издержки от- носительно ниже, хотя абсолютные издержки могут быть и выше, чем за рубежом. Риккар- до проиллюстрировал свою теорию следующим примером: допустим, что в Англии на производство 25 м сукна требуется труд 100 рабочих в течение года. На данное количество сукна Англия может приобрести в Португалии 50 л вина, собственное производство кото- рого потребовало бы труда 120 рабочих в течение года. Португалия на производство тех же количеств сукна и вина затрачивает соответственно 90 и 80 человек в год. Если рассчитать сравнительные издержки по сукну и по вину для Англии и Португалии, то получится, что Англии выгодно ввозить вино в обмен на сукно, а Португалии – сукно в обмен на вино. Теория Д. Рикардо была развита и дополнена современными экономистами. Аме- риканский экономист Э. Хаберлер выдвинул теорию альтернативных издержек,в ко- торой для определения сравнительных преимуществ при производстве аналогичных то- варов в разных странах за основу берется объем производства одного товара, который приходится сокращать для производства другого (при условии использования всех ре- сурсов и наилучшей технологии). В 30-х годах ХХ века была создана новая теория международной торговли, полу- чившая название по именам ее создателей – шведских ученых Эли Хекшера и Бертеля Олина. Эту теорию развил и математически уточнил Поль Самуэльсон. Поэтому она час- то называется теорией Хекшера–Олина–Самуэльсона. Данная модель рассматривает со- отношение факторов производства.Страны по-разному наделены трудовыми ресурса- ми, капиталом, землей. Если страна с избытком наделена трудом (с низкой заработной платой), то трудоемкие товары будут обходиться более дешево, и она будет их экспорти- ровать. В странах с избытком капитала более дешевыми будут капиталоемкие товары. Их и будут вывозить. Теорию Хекшера–Олина–Самуэльсона развил В. Леонтьев, обнаруживший несоот- ветствие этой теории реальной ситуации в США, в экспорте которых преобладали трудо- емкие, а в импорте капиталоемкие товары. Этот факт получил название «парадокс Леон- тьева». В.Леонтьев доказал, что это противоречие может быть разрешено, если при ана- лизе будет учитывать более двух факторов производства. Особое место в исследованиях международной торговли в последние десятилетия занимают теории, отражающие влияние научно-технического прогресса, например, мо- дель технологического разрываМ.Познера. Эта модель рассматривает в качестве при- чины международной торговли технологические изменения, возникающие в отдельных странах, которые в результате приобретают сравнительные преимуществаи получают добавочную прибыль, экспортируя новый товар.
С древнейших времен государство активно вмешивается в международные торго- вые отношения, регулирует их с целью получения наибольших выгод для национальной экономики. Торговая политика – это вариант бюджетно-налоговой политики государст- ва. Исторически сложились два типа государственно политики во внешней торговле:
протекционизм; политика свободной торговли.
Протекционизм(от латинского – защита) –это политика защиты национального производителя от иностранных конкурентов. Ее суть заключается в ограничении ввоза товаров из-за рубежа и стимулировании вывоза отечественных товаров. Эта политика сложилась в эпоху первоначального накопления капитала, когда шло становление на- ционального производства в различных странах. Важнейшими инструментами такой политики являются налоги на экспорт и им- порт – тарифы, таможенные пошлины, нетарифные барьеры, а также поддержка экспорта. Таможенные пошлины –это налоги, взимаемые государственными органами (таможенными службами) с провозимых через государственную границу товаров по та- моженным тарифам. Таможенный тариф– перечень товаров, с которых взимаются пошлины, с указа- нием ставок таможенного налога на единицу товара. Нетарифные ограничениявключают в себя импортные квоты, лицензирование импорта, прямой запрет на ввоз определенных товаров, использование жестких стандар- тов и норм качества, санитарных и ветеринарных требований по отношению к нежела- тельным товарам. Поддержка экспортапредставляет собой систему государственного содействия продвижению товаров на мировые рынки, включающую налоговые льготы, дешевые кредиты, политическую и юридическую поддержку. К мерам внешнеторговой политики завоевания рынков относится также дем- пинг –продажа товаров по искусственно заниженным ценам. Политика свободной торговли, или фритредерствоозначает свободное движе- ние товаров и услуг между странами без торговых барьеров. Впервые такая форма внеш- неторговой политики возникла в Англии, которая в результате промышленной револю- ции превратилась в первую мировую державу и перестала бояться конкуренции со сто- роны других, менее развитых в тот период стран. После второй мировой войны осуществляется многостороннее регулирование ме- ждународной торговли по линии ГАТТ (Генерального соглашения по торговле и тари- фам) и его преемницы – ВТО (Всемирной торговой организации). ГАТТ было создано в 1947 году в Женеве. В качестве основной идеи оно проводило свободу торговли, что конкретизировалось в нескольких положениях. 1. Необходимость соблюдения «режима наибольшего благоприятствования», т. е. равенства и недискриминации всех участников торговли. Страны-участники ГАТТ обя- заны устанавливать на взаимно поставляемые товары пошлины не выше тех, которые бы- ли установлены по отношению к любой третьей стране. 2. Признание пошлины в качестве единственного приемлемого средства внешне- торгового регулирования. Основной задачей деятельности ГАТТ являлось снижение та- моженных пошлин. К экспортно-импортным лицензиям, квотированию, поддержке экс- порта при помощи налоговых льгот, государственных программ помощи и пр. отноше- ние ГАТТ является негативным. 3. Отказ от односторонних действий в пользу переговоров и консультаций.
Всемирная торговая организация (ВТО), преемница ГАТТ, начала свою деятель- ность с января 1995 г. Она в значительной мере функционирует также, как и ГАТТ, но имеет более широкую сферу воздействия и полномочий. Своей главной задачей ВТО провозгласила либерализацию мировой торговли путем сокращения уровня таможенных пошлин и устранения нетарифных барьеров, что должно обеспечить расширение меж- дународного обмена, наиболее оптимальное использование мировых ресурсов, стабиль- ность мирового экономического развития, сохранение окружающей среды. Страны- члены ВТО принимают на себя обязательство выполнять целый пакет соглашений, объе- диненный термином «многосторонние торговые соглашения». В настоящее время ими регулируется более 90% всей мировой торговли. Участие стран во внешнеторговых отношениях видоизменяет структуру валового продукта общества. В закрытой экономике он вычисляется по формуле:
ВВП = C + I + G. (16.1)
В открытой экономике формула расчета валового продукта приобретает вид:
ВВП = C + I + G + NX. (16.2)
При его подсчете учитывается NХ (чистый экспорт – разница между экспортом и импортом).Указанное соотношение называют также торговым балансом.Он отражает соотношения между денежными поступлениями и платежами по товарным операциям. Торговый баланс может быть: Пассивным –импорт превышает экспорт. В этой ситуации страна становится должником мирового хозяйства, размеры валового продукта общества уменьшаются на величину дефицита торгового баланса: Активным– экспорт превышает импорт. Равновесным– экспорт равен импорту. Чистый экспорт, как и другие составляющие совокупных расходов, оказывает мультиплицирующее воздействие на национальный доход и валовой продукт. Внешне- торговый мультипликаторможно рассчитать по формуле:
M ex = 1 , (MPS + MPM ) ⋅ ∆X
(16.3)
Графическое изображение действия мультипликатора внешней торговли изобра- жено на рис. 16.1. Положительный чистый экспорт (NX) сдвигает кривую совокупных расходов вверх. Равновесие устанавливается в точке Е1, соответствующей более высокому уровню национального производства. Отрицательный чистый экспорт действует с про- тивоположным эффектом. Пассивный торговый баланс не всегда означает отток денежно-валютных резервов из страны. Более полно отразить участие страны в международных экономических отно- шениях позволяет платежный баланс,характеризующий соотношение сумм платежей,
произведенных страной за границей в течение определенного времени, и сумм, посту- пивших в страну в течение того же периода. Платежный баланс охватывает следующие виды платежей и поступлений:
денежные платежи и поступления по товарным операциям; платежи и поступления по услугам: фрахтование судов, обслуживание их в пор- тах, почтовые, страховые, инженерные и пр. услуги; денежные потоки, связанные с движением капиталов и кредитов: инвестиции, платежи и поступления по кредитам, вклады, прибыль и пр.; расчеты по содержанию дипломатических служб, денежным переводам, пенсиям, иностранному туризму и т. д.
AE E1 C + I + G + NX
C + I + G
E0 C + I + G – NX
E2
0 Y2 Y0 Y1 Y
Рис. 16.1. Действие мультипликатора внешней торговли
Полная схема платежного баланса, согласно рекомендациям МВФ, содержит 112 статей. В укрупненной схеме эти статьи объединены в 7 групп, которые в свою очередь можно свести в три основные:
счет текущих операций; счет движения капитала; изменение официальных резервов.
Сальдо платежного баланса(разность между заграничными доходами и расхода- ми) может быть активным (доходы превышают расходы) и пассивным (расходы превы- шают доходы). Отрицательное сальдо торгового баланса может компенсироваться поло- жительным сальдо по прочим платежам и поступлениям, входящим в платежный баланс страны. Важной формой международных экономических отношений является междуна- родный кредит– предоставление странами друг другу денежных или товарных ресурсов на основе платности, возвратности и срочности. Кредиторами и заемщиками могут вы- ступать государства (в лице правительств и организаций), банки, фирмы, другие юриди- ческие и физические лица, а также международные организации (МВФ, Всемирный банк).
Международный кредит имеет важное макроэкономическое значение. Он содей- ствует росту международной торговли, облегчает международные расчеты, означает появление дополнительных финансовых источников для решения национальных про- блем (используется для покрытия дефицита госбюджета), позволяет регулировать пла- тежный баланс, способствует поддержке национальной валюты и борьбе с инфляцией. Вместе с тем получение страной слишком больших кредитов может превратить ее в не- состоятельного должника, подорвать ее социально-экономическое развитие, сделать за- висимой от кредиторов. Огромное значение в современной мировой экономике имеет международное движение капитала– перемещение его из одной страны в другую.Причинами вывоза капитала выступают: низкая их доходность в собственной стране и более благоприятные условия вложения за рубежом; объединение капиталов фирм из разных стран для реали- зации крупных проектов. Стимулами ввоза капитала являются: возможность получения дополнительных кредитов, расширение производства за счет иностранных инвестиций, а следовательно, получение новых рабочих мест, доступ к современным научно- техническим достижениям. Выделяют виды вывоза капитала: частный, государственный, международный. Формы вывозимого капитала: ссудный и предпринимательский, который, в свою очередь, вывозится в портфельной форме(вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги зарубежных предприятий), а также в виде прямых инвестицийв произ- водство принимающих стран. С вывозом капитала связано появление транснациональных корпораций (ТНК),крупных международных компаний, осуществляющих свои операции в нескольких стра- нах, где они имеют сеть филиалов и предприятий. Именно ТНК в значительной мере осуществляют интернационализацию хозяйственной жизни, хотя их деятельность может иметь и отрицательные последствия: монополизацию рынков, перераспределение дохо- дов и пр. Международные экономические связи сопровождаются движением денег, которое получило название международных валютных отношений. Валюта(от итальянского valuta – стоимость) – денежная единица страны, используемая в международном обороте. Валюты подразделяют на различные типы. По представительству различают следующие виды валют:
национальные; иностранные; коллективные.
По обратимости валюты можно подразделить на такие виды как:
обратимые; частично обратимые; необратимые валюты. Обратимость (конвертируемость) валюты –это способность ее быть обмененной на валюту других стран. Валютный курс– это цена денежной единицы одной страны, выраженная в де- нежных единицах других стран. Номинальный валютный курс– это цена одной валюты в единицах другой. Реальный валютный курс – это пропорции обмена товаров и услуг в двух стра- нах. Измеряется по формуле:
ER = EN × Pd / Рf , (16.4)
где ER – реальный валютный курс; EN – номинальный валютный курс; Pd – индекс (уровень) внутренних цен в национальной валюте; Рf – индекс (уровень) цен за рубежом в иностранной валюте.
С реальным курсом валют тесно связано понятие паритета покупательной спо- собности валют. ППС– это такое соотношение между валютами, при котором обеспечи- вается их равная способность покупать определенный набор товаров и услуг – стандарт- ную потребительскую корзину. ППС можно изобразить следующим образом:
P$ / PRb = сумма $ / сумма Rb, (16.5)
где Р – цена корзины
Согласно теории, сформулированной в начале ХХ века шведским экономистом Густавом Касселем (1886-1945), международная торговля сглаживает разницу в ценах на основные товары. Их цены, исчисленные в одной и той же валюте, должны иметь при- близительно равное значение в разных странах, т. е. рыночные курсы валют должны рав- няться ППС этих валют. Считается, что данная закономерность действует в долгосрочном плане. В кратко- срочном периоде она не находит достаточного подтверждения, поскольку текущие ва- лютные курсы весьма неустойчивы, подвижны. В настоящее время ППС используется в международных экономических сопостав- лениях. Международные организации (ООН, МВФ, Всемирный банк) при расчетах ВВП различных стран (в долларах) используют обменный курс, учитывающий покупательную способность, т. е. отражающий количество благ и услуг, которое гражданин мог бы полу- чить в США, имея на руках определенную сумму денег. Так, в 1999 г., имея на руках 2250$ (ВВП на душу населения), в России можно было бы купить столько же товаров, сколько в США на 6990$. Курс обмена валют весьма ощутимо и противоречиво влияет на внешнюю торгов- лю и на связанное с ней положение населения страны. Повышение курса национальной валюты препятствует экспорту товаров из страны.Это обусловлено следующими причинами:
экспортеры могут обменять свою инвалютную выручку на все меньшее количест- во национальной валюты; зарубежные закупщики экспорта вынуждены тратить все больше своей валюты на покупку того же объема товаров; в результате цены на экспортируемые из страны товары за рубежом повышаются, что затрудняет их сбыт.
В то же время стимулируется импорт товаров в страну:
зарубежные поставщики могут обменять свою выручку на все большее количество своей валюты; закупщики импорта в стране тратят все меньше национальной валюты на покупку того же объема товаров за рубежом; в итоге цены на импортные товары падают, расширяется их сбыт.
Для потребителей в стране это может быть выгодно: увеличивается ассортимент товаров, в результате усиления конкуренции повышается их качество, снижаются цены. Вместе с тем в результате иностранной конкуренции ухудшается положение националь- ных производителей, может наблюдаться торможение и даже сворачивание производ- ства товаров для внутреннего потребления, так и экспортных отраслей. |
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |