Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Список экзаменационных вопросов по социологии

Список экзаменационных вопросов по социологии

(для студентов заочной формы обучения всех специальностей)

 

1. Социология как наука: её объект, предмет, функции и методы.

2. Общество как система: сущность, основные характеристики. Важнейшие подсистемы общества.

3. Культура как социальное явление. Типы культур.

4. Понятие личности в социологии. Структура и типы личности.

5. Социализация личности как институциональный процесс. Этапы социализации.

6. Социальные статусы и роли личности.

7. Социальная структура и стратификация. Признаки и критерии стратификации.

8. Социальные общности, социальные группы.

9. Социальная мобильность: понятие и виды.

10. Структура, функции, цели и задачи социальных институтов, их типология.

11. Социальный конфликт: понятие, структура, типология, основные этапы.

12. Социальный контроль, социальные нормы и социальные санкции. Девиантное поведение.

13. Социология семьи. Семья как социальный институт и социальная группа.

14. Социологическое исследование: этапы и виды. Программа социологического исследования.

15. Методы сбора первичной социологической информации: наблюдение, анализ документов, опрос, эксперимент.

 

1.Социология как наука: её объект, предмет, функции и методы.

Термин «социология» переводится как «наука об обществе». Следовательно, объектом изучения социологии, как и других общественных, социальных наук, является человеческое общество. Разные социологи имеют различные взгляды на предмет исследования своей науки. Макс Вебер считал предметом социологии так называемое социальное действие, т. е. такое действие, которое соотносится с действиями других людей, ориентируется на них. Эмиль Дюркгейм объявил предметом науки об обществе социальные факты, под которыми он понимал нормы, законы, ценности, представления людей, общественные институты, организации и вообще идеи, материализованные в виде, например, зданий, сооружений и т. д. Каждое поколение индивидов застает свой набор социальных фактов, который и определяет поведение людей. Подход Э. Дюркгейма к предмету социологии носит объективный, не зависимый от конкретного человека характер. Итак, предметом социологии являются социальные связи, общественные отношения.

Функции социологии.Термин «функция» в переводе с латыни означает «исполнение». В социологии под этим термином понимают роль, назначение, специфическую деятельность элемента системы.

Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция позволяет получать новое социологическое знание, создавать и уточнять теории, концепции, выработать общий взгляд на общество, его социальные связи.

Информационная функция дает возможность получать социологические знания не только специалистам, но и общественности.

Управленческая функция не означает, что социологи непосредственно управляют обществом. Их задача состоит в выработке рекомендаций для социального управления, в объяснении социальных явлений, в поиске их причин и возможных решений.

Организационная функция заключается в организации различных групп: на производстве, в политической сфере, в воинских частях, на отдыхе и т. д.

Прогностическая функция позволяет предсказывать будущее. Особенно ценна она для тех, кто составляет и утверждает долгосрочные планы, принимает ответственные решения, касающиеся отдаленного будущего.

Пропагандистская функция дает возможность формировать общественные идеалы, ценности, создавать образы героев общества, определенные общественные отношения. Особенно активно эта функция проявляется в образовании, политике, в деятельности средств массовой информации, в военной сфере.

Методы социологии.

Социология для своих исследований использует общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход и др.

Кроме того, социология выработала и собственные специфические методы исследования:

наблюдение;

изучение документальных источников;

опрос;

тестирование;

социометрия;

социальный эксперимент.

Таким образом, социология имеет все признаки науки: объект и предмет исследования, свою структуру и функции, методы исследования. Социология не дублирует и не отменяет других наук. Это самостоятельная наука и учебная дисциплина, занимающая достойное место в системе научного знания.

 

2.Общество как система: сущность, основные характеристики. Важнейшие подсистемы общества.

Сущность общества конкретизируется в его важнейших родовых и видовых признаках. Основной родовой признак общества - материальная природа, объединяющая его со всей природной. К родовым признакам относятся- системность, причинность, движение, развитие, пространство и др. Видовыми признаками общества являются: индивиды, мыслительная и практическая деятельность, общественные отношения, нормы и принципы жизни, система управления и организации. Общество - есть продукт взаимодействия людей. Общество- это совокупность всех общественных отношений. Общество - это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей и присущих им общественных отношений. Философское понятие общества включает в себя два главных признака: 1. общество есть обособившаяся часть природы; 2. будучи связанная с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам.

Система – это совокупность элементов находящихся в связях и отношениях между собой и образующих определенное единство и целостность. Общество как система- это прежде всего наиболее сложная и высокоорганизованная система, далее это – самоорганизирующаяся система, самодостаточная. Это целостная, органическая система, в то же самое время внутренне расчлененное и к тому же иерархическая система. Общество – это открытая динамическая, подвижная система, которая осуществляет непрерывный обмен веществом и энергией с окружающей средой.

К основным подсистемам общества относятся: экономическая, социальная, духовная, политическая.

Экономической подсистемой общества является экономика, как способ производства материальной жизни и как народное хозяйство. Основой экономики является материальное производство, способ производства представляет собой единство и взаимодействие производственных сил и производственных отношений.

Социальная подсистема. Термин социальный совпадает с понятием общественный, обозначает все, что относится к разновидностям социума - семейно- родственные, национально- этнические, территориально – населенческие сообщества. Сюда же входят деления на группы по разным социальным признакам – классовым, профессиональным, демографическим и т. д. помимо социально – классового деления в современной науке выделяют и другой подход, институциональный. К социальным институтам относят организации, учреждения, образования и т. п., затрагивающие интересы достаточно больших групп населения. В социологии принято делить социальную структуру общества на макро и микро структуру. Социальная подсистема включает классы, различные социальные группы и слои общества, социальные отношения между ними.

Духовная подсистема общества — это совокупность различных форм общественного сознания, науки, культуры, образования, искусства, религии, а также духовных отношений между людьми. Главное назначение состоит в обеспечении духовного развития и самореализации людей. Плюралистические духовные системы органичны с рыночной экономикой, политической демократией и либерализмом. Монические духовные системы базируются на одной духовной основе (единая идеология, религия и т.п.).

Политико-управленческая подсистема — это совокупность государственных и других политических и неполитических управленческих органов, система правовых и иных норм и политических отношений. Назначение: в установлении режима власти и осуществлении управления обществом. Данная подсистема довольно сильно зависит от экономической.

 

 

Анализ документов

Документ– носитель данных (бумага, кино- и фотопленка и т.п.) с записанной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве.

Типы документов:

1) личные (карточки, формуляры, бланки, письма, заявления) и безличные (архивы, данные прессы);

2) официальные (правительственные материалы, статистки, документы организаций) и неофициальные (личные материалы, безличные документы);

3) первичные (результаты прямых наблюдений или опросов) и вторичные (результаты, собранные другими исследователями для других целей, нпр статистические данные);

4) анализ текста без использования процедур измерения называют качественным (традиционным). Качественный анализ документов применяется, когда документальные данные неполны или недостаточны для массовой обработки. Распространен контент-анализ(количественный анализ документов). При этом различают: смысловые (качественные) и единицы анализа (единицы счета, количественные единицы). Смысловые единицы изучаются по частоте их упоминания по отношению к другим категориям, количественные единицы исследуются по площади текста, длительности трансляции и т. д. Контент-анализ применяется, когда качественные характеристики появляются с достаточной частотой и требуется высокая точность при сопоставлении данных.

Наблюдение-изучение поведения человека в естественных условиях. Применяется для проверки достоверности данных, полученных другими методами (опросом, анализом документов), а также для качественного анализа собранных материалов.

Виды наблюдения:1) В зависимости от положения относительно объекта: включенным (если наблюдатель становится членом изучаемой им группы) и невключенным.

2) В зависимости от элементов контроля - контролируемое и неконтролируемое.

3) По степени формализованности наблюдения - структурированное или неструктурированное. При неструктурированном наблюдении исследователь не определяет заранее, какую именно ситуацию он будет наблюдать. При структурированном наблюдении исследователь заранее определяет, какие ситуации имеют наибольшее значение и сосредоточивает на них свое основное внимание.

4) По условиям– полевые (в естественных условиях) и лабораторные.

5) Самонаблюдение – особый вид, при котором исследователь пользуется не только данными о поведении наблюдаемого, но и его оценками тех или иных фактов, собранных в автобиографиях, письмах, дневниках.

Эксперимент – изучение поведения человека в искусственно созданных условиях.

Типы экспериментов:

- реальный и мыслительный. Реальный эксперимент предполагает вмешательство экспериментатора в естественный ход событий. Он может быть контролируемым и неконтролируемым. При мыслительном эксперименте экспериментатор не вмешивается в ход эксперимента. Особой разновидностью мыслит. эксп- та. является эксперимент «экс-пост-факто», при котором предполагается сбор данных для проверки гипотез о причинных связях. Реальный эксперимент всегда является проективным (т. е. направленным в будущее), мысленный эксперимент обычно ретроспективный, направлен в прошлое, т.к. факты уже свершились.

- однофакторные и многофакторные. В однофакторных эксп- тах проверяются гипотезы о наличии причинно-следственной связи одной независимой переменной, в многофакторных - целого комплекса переменных в их взаимодействии.

- параллельные (симультанные) и последовательные (сукцессивные). В паралл. Эксп- те создаются две группы – экспериментальная и контрольная. Сопоставление двух групп выявляет разницу и позволяет судить о том, произошли изменения или нет. В последовательном эксперименте контрольная группа отсутствует.

Список экзаменационных вопросов по социологии

(для студентов заочной формы обучения всех специальностей)

 

1. Социология как наука: её объект, предмет, функции и методы.

2. Общество как система: сущность, основные характеристики. Важнейшие подсистемы общества.

3. Культура как социальное явление. Типы культур.

4. Понятие личности в социологии. Структура и типы личности.

5. Социализация личности как институциональный процесс. Этапы социализации.

6. Социальные статусы и роли личности.

7. Социальная структура и стратификация. Признаки и критерии стратификации.

8. Социальные общности, социальные группы.

9. Социальная мобильность: понятие и виды.

10. Структура, функции, цели и задачи социальных институтов, их типология.

11. Социальный конфликт: понятие, структура, типология, основные этапы.

12. Социальный контроль, социальные нормы и социальные санкции. Девиантное поведение.

13. Социология семьи. Семья как социальный институт и социальная группа.

14. Социологическое исследование: этапы и виды. Программа социологического исследования.

15. Методы сбора первичной социологической информации: наблюдение, анализ документов, опрос, эксперимент.

 

1.Социология как наука: её объект, предмет, функции и методы.

Термин «социология» переводится как «наука об обществе». Следовательно, объектом изучения социологии, как и других общественных, социальных наук, является человеческое общество. Разные социологи имеют различные взгляды на предмет исследования своей науки. Макс Вебер считал предметом социологии так называемое социальное действие, т. е. такое действие, которое соотносится с действиями других людей, ориентируется на них. Эмиль Дюркгейм объявил предметом науки об обществе социальные факты, под которыми он понимал нормы, законы, ценности, представления людей, общественные институты, организации и вообще идеи, материализованные в виде, например, зданий, сооружений и т. д. Каждое поколение индивидов застает свой набор социальных фактов, который и определяет поведение людей. Подход Э. Дюркгейма к предмету социологии носит объективный, не зависимый от конкретного человека характер. Итак, предметом социологии являются социальные связи, общественные отношения.

Функции социологии.Термин «функция» в переводе с латыни означает «исполнение». В социологии под этим термином понимают роль, назначение, специфическую деятельность элемента системы.

Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция позволяет получать новое социологическое знание, создавать и уточнять теории, концепции, выработать общий взгляд на общество, его социальные связи.

Информационная функция дает возможность получать социологические знания не только специалистам, но и общественности.

Управленческая функция не означает, что социологи непосредственно управляют обществом. Их задача состоит в выработке рекомендаций для социального управления, в объяснении социальных явлений, в поиске их причин и возможных решений.

Организационная функция заключается в организации различных групп: на производстве, в политической сфере, в воинских частях, на отдыхе и т. д.

Прогностическая функция позволяет предсказывать будущее. Особенно ценна она для тех, кто составляет и утверждает долгосрочные планы, принимает ответственные решения, касающиеся отдаленного будущего.

Пропагандистская функция дает возможность формировать общественные идеалы, ценности, создавать образы героев общества, определенные общественные отношения. Особенно активно эта функция проявляется в образовании, политике, в деятельности средств массовой информации, в военной сфере.

Методы социологии.

Социология для своих исследований использует общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход и др.

Кроме того, социология выработала и собственные специфические методы исследования:

наблюдение;

изучение документальных источников;

опрос;

тестирование;

социометрия;

социальный эксперимент.

Таким образом, социология имеет все признаки науки: объект и предмет исследования, свою структуру и функции, методы исследования. Социология не дублирует и не отменяет других наук. Это самостоятельная наука и учебная дисциплина, занимающая достойное место в системе научного знания.

 

2.Общество как система: сущность, основные характеристики. Важнейшие подсистемы общества.

Сущность общества конкретизируется в его важнейших родовых и видовых признаках. Основной родовой признак общества - материальная природа, объединяющая его со всей природной. К родовым признакам относятся- системность, причинность, движение, развитие, пространство и др. Видовыми признаками общества являются: индивиды, мыслительная и практическая деятельность, общественные отношения, нормы и принципы жизни, система управления и организации. Общество - есть продукт взаимодействия людей. Общество- это совокупность всех общественных отношений. Общество - это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей и присущих им общественных отношений. Философское понятие общества включает в себя два главных признака: 1. общество есть обособившаяся часть природы; 2. будучи связанная с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам.

Система – это совокупность элементов находящихся в связях и отношениях между собой и образующих определенное единство и целостность. Общество как система- это прежде всего наиболее сложная и высокоорганизованная система, далее это – самоорганизирующаяся система, самодостаточная. Это целостная, органическая система, в то же самое время внутренне расчлененное и к тому же иерархическая система. Общество – это открытая динамическая, подвижная система, которая осуществляет непрерывный обмен веществом и энергией с окружающей средой.

К основным подсистемам общества относятся: экономическая, социальная, духовная, политическая.

Экономической подсистемой общества является экономика, как способ производства материальной жизни и как народное хозяйство. Основой экономики является материальное производство, способ производства представляет собой единство и взаимодействие производственных сил и производственных отношений.

Социальная подсистема. Термин социальный совпадает с понятием общественный, обозначает все, что относится к разновидностям социума - семейно- родственные, национально- этнические, территориально – населенческие сообщества. Сюда же входят деления на группы по разным социальным признакам – классовым, профессиональным, демографическим и т. д. помимо социально – классового деления в современной науке выделяют и другой подход, институциональный. К социальным институтам относят организации, учреждения, образования и т. п., затрагивающие интересы достаточно больших групп населения. В социологии принято делить социальную структуру общества на макро и микро структуру. Социальная подсистема включает классы, различные социальные группы и слои общества, социальные отношения между ними.

Духовная подсистема общества — это совокупность различных форм общественного сознания, науки, культуры, образования, искусства, религии, а также духовных отношений между людьми. Главное назначение состоит в обеспечении духовного развития и самореализации людей. Плюралистические духовные системы органичны с рыночной экономикой, политической демократией и либерализмом. Монические духовные системы базируются на одной духовной основе (единая идеология, религия и т.п.).

Политико-управленческая подсистема — это совокупность государственных и других политических и неполитических управленческих органов, система правовых и иных норм и политических отношений. Назначение: в установлении режима власти и осуществлении управления обществом. Данная подсистема довольно сильно зависит от экономической.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...