Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системы управления (регулирования) объёмного гидропривода.

Гидропривод с дроссельным управлением скоростью. Дроссельный спо­соб регулирования скорости гидропривода с нерегулируемым насосом основан на том, что часть жидкости, подаваемой насосом, отводится в сливную гидро­линию и не совершает полезной работы. Простейшим регулятором скорости является регулируемый дроссель, который устанавливается в системе либо по­следовательно с гидродвигателем, либо в гидролинии управления параллельно гидродвигателю.

При параллельном включении дросселя (рис.78) рабочая жидкость, подаваемая насосом, разделяется на два потока. Один поток про­ходит через гидродвигатель, другой — через регулируемый дроссель.

По правилам расчета параллельных гидролиний без учета потерь давле­ния в трубопроводах скорость поршня для этой схемы определяется выра­жением:

W = 1 / S ∙ {Qн – μSДР ∙ ( 2Fн / ρS )1/2 } (150)

где S — эффективная площадь поршня; QH — подача насоса;

SДР – площадь проходного сечения дросселя, ρ -плотность рабочей жидкости.

W

FH

                   
   
   
 
   
     
 
 
 

 

 


 

Рис.78. Схема гидропривода с параллельным дроссельным управлением скоростью.

В такой системе при Fн = const, скорость движения будет изменяться от Wmin до Wmax при изменении SДР от Smax max до Smin= 0. Поскольку в рассматриваемом гидроприводе давление на выходе насоса pн = FН / S зависит от на­грузки и не является постоянной величиной, такую систему регулирования скорости называют системой с переменным давлением. Клапан, установленный в системе, является предохранительным. Эта система позволяет регулировать скорость только в том случае, если направление действия нагрузки противо­положно направлению движения выходного звена гидропривода (отрицатель­ная нагрузка). Последовательное включение дросселя осуществляется на входе в гидродви-гатель, на выходе гидродвигателя, на входе и выходе гидро­двигателя. При этом во всех трех случаях система регулирования скорости строится на принципе поддержания постоянного значения рн на выходе нере­гулируемого насоса за счет слива части рабочей жидкости через переливной клапан. Поэтому система дроссельного регулирования с последовательным включением дросселей получила название системы с постоянным давлением.

Гидропривод с дросселем на входе (рис.79) допускает регулирование скорости только при отрицательной нагрузке. При положительной нагрузке, направленной по движению поршня, может произойти разрыв сплошности по­тока рабочей жидкости, особенно при закрытом дросселе, когда поршень про­должает движение под действием сил инерции.

Гидропривод с дросселем на выходе допускает регулирование скорости гидродвигателя при знакопеременной нагрузке, так как при любом направлении действия силы Fн изменению скорости препятствует сопротивле­ние дросселя, через который рабочая жидкость поступает из полости гидродвигателя на слив.

       
   
 
 


PHFн

W

                   
   
   
         
 
 


Рис.79. Схема гидропривода с управлением скоростью (с дросселем на входе в гидродвигатель).

В современных гидроприводах, особенно в следящих приводах, применяют систему регулирования скорости с дросселями на входе и выходе гидродвига­теля.

W = { μ Sдр / S} ● { (2 / ρ)(PH – FH/S)}1/2 (151)

Гидропривод с машинным управлением скоростью. В данном случае скорость движения выходного звена гидропривода регулируется за счет изме­нения рабочего объема либо насоса, либо гидродвигателя, либо за счет изме­нения рабочего объема обеих гидромашин.

Регулирование путем изменения рабочего объема насоса может быть использовано в гидроприводах поступательного, поворотного и вращательного движений.

F, W

4

2

       
   
 
 

 


5 3

 


Рис. 80. Гидропривод с регулируемым насосом.

На рис. 80 приведена принципиальная схема гидропривода поступа­тельного движения с замкнутой циркуляцией, в котором регулирование скоро­сти движения штока гидроцилиндра 1 осуществляется за счет изменения по­дачи насоса 4.

Изменение направления движения выходного звена гидропривода осуще­ствляется благодаря реверсированию потока рабочей жидкости, подаваемой насосом (реверс подачи насоса). При этом необходимо вначале уменьшить по­дачу насоса до нуля, а затем увеличить ее, но в противоположном направле­нии. Напорная и сливная гидролинии меняются местами. Для компенсации утечек жидкости в гидроприводе с замкнутой циркуляцией, а также для исключения возможности кавитации на входе в насос используется вспомога­тельный насос 3.

При таком способе регулирования скорости усилие, развиваемое выход­ным звеном гидропривода, не зависит от скорости движения. В этом случае диапазон регулирования определяется объемным КПД гидропривода, а также максимальной подачей насоса, определяемой его рабочим объемом.

Такая система объемного регулирования скорости получила наибо­льшее распространение в гидроприводах дорожно-строительных, сельскохо­зяйственных и подъемно-транспортных машин.

Промышленностью серийно выпускается несколько типов гидроприводов с регулированием скорости за счет изменения рабочего объема насоса.

Регулирование путем изменения рабочего объема гидро­двигателя применяется только в гидроприводах вращательного движения, где в качестве гидродвигателя используется регулируемый гидромотор. В этом случае регулирование происходит при постоянной мощности, так как уменьшение рабочего объема гидродвигателя увеличивает скорость выходного звена гидропривода и соответственно уменьшает крутящий момент, развиваемый на выходном звене.

 

 


Рис. 81. Гидропривод с регулируемым гидромотором

Такой способ по­зволяет получить большой диапазон регулирования, он обладает всеми досто­инствами и недостатками рассмотренных выше схем машинного управления.

Гидропривод с машинно-дроссельным управлением. Машинно-дроссель­ный способ управления заключается в том, что в систему дроссельного ре­гулирования с постоянным давлением устанавливается регулируемый насос и давление поддерживается постоянным не за счет слива части рабочей жидко­сти через переливной клапан, а за счет изменения подачи насоса. В такой си­стеме регулирования отсутствуют потери в переливном клапане.

На рис.82 представлена схема гидропривода поступательного движе­ния с машинно-дроссельным управлением скоростью. Постоянное давление рН поддерживается путем совместной работы регулятора 1 и аксиально-порш­невого регулируемого насоса 2. Изменение давлениярH приводит к измене­нию положения поршня регулятора 1 и связанного с ним наклонного диска насоса 2. Изменение положения диска приводит к изменению подачи насоса Q. Поэтому в такой системе подача насоса всегда равна расходу через гидродви­гатель и дроссель при pH = const.

W

1 FН

РН

 


2

       
 
 
   


Рис. 82. Гидропривод с машинно-дроссельным управ­лением скоростью.

Сравнительную оценку различных систем регулирования скорости гидро­приводов целесообразно проводить по двум показателям: нагрузочной харак­теристике привода w= f(FН) и КПД системы регулирования.

Сравнение характеристик показывает, что гидропривод с ма­шинным управлением имеет самую стабильную характеристику скорости во всем диапазоне изменения нагрузок и самый высокий КПД системы регули­рования во всем диапазоне регулирования скорости.

Однако стоимость регулируемых гидромашин выше, чем нерегулируемых, и поэтому только в гидроприводах большой мощности ( Р>10 кВт), где выи­грыш в энергетике компенсирует увеличение стоимости, целесообразно исполь­зовать систему машинного управления. В приводах же небольшой мощно­сти рационально использовать системы дроссельного управления, обеспечив при этом стабильность скорости при изменении нагрузки.

Общие сведения о гидролиниях.

Гидравлической линией называют устройство, предназначенное для прохождения рабочей жидкости от одного элемента к другому в процессе работы гидропривода. По назначению гидролинии под­разделяют на всасывающие, напорные, сливные, дренажные и линии управления. По всасывающим линиям рабочая жидкость движется к самовсасывающим насосам; по напорным линиям — под давлением от насоса, гидроаккумулятора или гидромагистрали; по сливным линиям — в гидробаки; по дренажным линиям отво­дятся утечки рабочей жидкости; по линиям управления жидкость движется к устройствам для управления ими. В качестве собира­тельного назначения для гидролиний можно применять термин гидросеть.

Конструктивно гидролинии представляют собой трубопро­воды, рукава, каналы и соединения.

Трубопроводы — сборочные единицы, состоящие из металли­ческих труб и присоединительной арматуры, например: труба с развальцованными концами, ниппелями и накидными гайками; труба с фланцами, приваренными к ее концам, и т. д.

В объемных гидроприводах с высоким давлением рабочей жидкости (40 МПа и выше) для трубопроводов в основном применяют стальные бесшовные трубы следующих разновидностей: трубы из углеродистой и легированной стали (сталь 20, 20X и т. д.) и трубы из коррозионно-стойкой стали (12Х18Н10Т и т. д.). Медные трубы применяются при давлениях до 10—16 МПа.

К трубопроводам гидроприводов предъявляют следующие основные технические требования:

· трубопроводы должны быть испытаны на прочность под давлением не меньше 1,5Рном и на герметичность под давлением не меньше Рном;

· на наружных и внутренних поверхностях трубопроводов не допускаются цара­пины, вмятины и забоины;

· перед монтажом трубопроводы должны быть очищены и промыты по технологии заводов-изготовителей;

· минимальные радиусы гибки труб R (до оси трубы) должны быть более 2,5D для труб с наружными диаметрами D < < 20 мм и более 3,5D для труб с наружными диаметрами D > > 20 мм.

Гибка труб с напол­нителем позволяет получить форму сечения трубы в месте гиба без значительных искажений, влияющих на прочность трубы. В качестве наполнителей можно применять воду с охлажде­нием до —70 °С, специальные эластичные гибкие металлические оправки, дробь и пр. Не допускается применять песок, так как его очень трудно удалить с внутренней поверхности трубы, даже если труба после гибки будет подвергнута травлению. Для облег­чения гибки медных труб их подвергают отжигу (нагрев до 750— 800°С с последующим быстрым охлаждением в воде). Готовые трубы подвергают испытаниям на статическое и динамическое нагружение. При статическом нагружении давлением рабочей жидкости труба не должна терять герметичность, не должна иметь остаточных деформаций. Несколько труб из изготовленной партии проверяют на разрушающее давление. Динамическое нагружение производят на трубах, работающих при пульсационных изменениях давления рабочей жидкости.

Рукава (металотканеворезиновые трубопроводы) применяют в гидроприводах для соединения гидро­устройств, элементы которых имеют значительные относительные перемещения. Рукава должны быть прочными, герметичными и долговечными. Радиус изгиба рукавов должен быть не менее (12—18) dB (dB внутренний диаметр рукава). Перед монтажом рукава должны быть промыты по технологии завода — изгото­вителя.

При расчетах трубопроводов и рукавов определяют условные проходы и проверяют прочность.

Под условным проходом понимают внутрен­ний диаметр канала, трубы или рукава, округленный до ближай­шего значения из установленного ряда.

Условный проход Dу, определяют по формуле:

Dу = (4Q / π W)1/2 (152)

где Q — расход рабочей жидкости, м3/с, W— скорость потока жидкости, м/с.

На основании практики установлены следу­ющие оптимальные значения скоростей потока рабочей жидкости: для напорных гидролиний 5—10 м/с; для сливных гидролиний 2—2,5 м/с; для всасывающих гидролиний 0,5—1,5 м/с.

Расчет труб на прочность сводится к определению толщины стенок. Толщину стенки δ, м, тонкостенных труб определяют по фор­муле: d = pmax (D + m) /2 σдоп (153)

где рmax — максимальное давление жидкости, Па; D — наружный диаметр трубы м; m — допустимое отклонение диаметра, м; σдоп — допустимое напряжение материала трубы, Па.

Значения m принимают по стандартам на сортаменты труб. Допускаемые напряжения δдоп для материалов определяют по формуле: σдоп = σв / пв (154)

где σв — предел прочности материала трубы, Па; пв — коэффи­циент запаса прочности по пределу прочности (пв = 3 ... 6).

Предел прочности для медных труб σв = 210 МПа, для труб из стали 20Х σв= 436 МПа, из стали 12Х18Н10Т σв = 549 МПа.

Для гнутых труб σв следует уменьшать на 25% в связи с тем, что при гибке труб изменяется цилиндрическая форма сечения трубы. Допустимое искажение формы сечения трубы оговаривается в нормативно-технических документах.

Пример. Определить условный проход сливной линии при расходе жидкости Q = 6.3 дм3/сек,. Скорость W жидкости в сливной линии принимаем равной 2,0 м/с, тогда по формуле (173) определяем:

Dу = 1,13 ( Q/w )1/2 = 1,13(6.3•10-3 / 2 )1/2 = 0,063 м = 63 мм.

Выбираем из ГОСТ 16516—70 условный проход 60 мм и определяем скорость жидкости в этом трубопроводе: W = 4Q /πd2в = ( 6.3•10-3 •4 ) / ( π•36•10-4 ) = 2,23 м/сек

Пример. Определить толщину стенки трубы диаметром = 25 мм из коррозионно-стойкой стали 12Х18Н10Т. Максимальное давление рабочей жидкости 32 МПа.

Для стали 12Х18Н10Т σв = 549 МПа, Выбираем запас прочности nв =3. Допускаемое напряжение: σдоп = 549/3 = 183 МПа.

Отклонение по диаметру т=+0,45 мм (ГОСТ 9941—72). Толщина стенки: δ = р( +т) /2σдоп =

= ( 32•10 6 25,45•10-3 ) /(2•183•106 ) =2,2•10-3м = 2,2мм. Выбираем толщину δ= 2,5 мм.

Рабочие жидкости гидроприводов.

Функции рабочей жидкости в объемных гидроприводах многосторонни.

Рабочая жидкость в гидроприводе является смазочной средой. Она осуществляет смазку трущихся поверхностей деталей гидро­машин и других гидравлических устройств, поэтому в объемных гидроприводах нет каких-либо специальных смазочных систем.

Рабочая жидкость в гидроприводе является теплоносителем: она переносит теплоту от нагретых частей к холодным.

Рабочая жидкость в гидроприводе является промывочной средой; при движении она уносят с собой продукты изнашивания и прочие загрязнения.

Рабочая жидкость в гидроприводе является одним из средств консервации: защищает поверхности полостей гидромашин и дру­гих гидравлических устройств от коррозии.

Перечисленные функции рабочей жидкости играют важную роль в обеспечений функционирования гидропривода, а также его надежности.

Условия эксплуатации рабочей жидкости, применяемой в гидроприводах, могут быть весьма сложными. На состояние рабочей жидкости прежде всего влияет широкий диапазон рабочих темпе­ратур, а также наличие больших скоростей потока и высоких давлений. Так, температура рабочей жидкости в некоторых гидроприводах может колебаться от - 60 до 90°С и более, а ско­рости потока жидкости при дросселировании достигают 50 м/с и более. Давление жидкости в современных гидроприводах дости­гает 32 МПа (320 кгс/см2) и выше. Необходимо также учитывать, что рабочая жидкость находится в постоянном контакте с дета­лями, изготовленными из различных конструктивных материалов.

Все многообразие применяемых в гидроприводах рабочих жидкостей можно разделить на две группы: на минеральной (неф­тяной) и синтетической основах. Рабочие жидкости на нефтяной основе имеют сравнительно низкую верхнюю границу температур­ного диапазона и содержат различные антиокислительные и анти­коррозионные присадки. Синтетические рабочие жидкости обла­дают высокотемпературными свойствами, негорючи. Один из основных недостатков синтетических жидкостей - высокая стои­мость, поэтому их применяют крайне редко, при необходимости обеспечить пожаробезопасную работу гидропривода при высо­ких температурах (до 350 °С).

В табл. 8 приведены характеристики основных рабочих жидкостей, применяемых в гидроприводах.

Существенное значение при выборе рабочей жидкости имеют вязкость, сжимаемость, температуры вспышки и застывания.

Вязкость рабочей жидкости зависит от температуры и давле­ния. Уменьшение вязкости рабочей жидкости увеличивает утечки в гидромашине, что ухудшает ее параметры. Для обеспечения работы гидропривода с большими скоростями при низких давле­ниях следует выбирать рабочую жидкость с меньшей вязкостью, так как вязкостные потери напора при больших скоростях потока значительны. При работе на больших давлениях — 32 МПа сле­дует выбирать рабочую жидкость с большой вязкостью. Обычно вязкость ограничивает диапазон рабочих температур гидро­привода.

Следствием сжимаемости рабочей жидкости является снижение быстродействия гидропривода. Сжимаемость жидкости следует учитывать при давлениях более 10 МПа, в диапазоне давлений от 0,1 до 10 МПа можно считать жидкость несжимаемой.

Температура вспышки - температура, при которой пары масла, нагреваемого в открытом или закрытом тигле, образуют с окружающим воздухом смесь, вспыхивающую при поднесении к ней пламени. За температуру вспышки в открытом тигле при­нимают температуру появления первого синего пламени над частью или всей поверхностью испытуемой рабочей жидкости. Температура вспышки является показателем, позволяющим судить о пожарной безопасности.

Характеристики рабочих жидкостей. Таблица 8.

Рабочая жидкость Плотность при 200С, Кг/м3 Кинематическая вязкость ν •10-6 м2при температуре, ˚С Температура,˚С
- 40 - 20 вспышки в открытом тигле застывания диапазон применения
АУ АМГ-10 7-50-С3 - - - - - - - - не имеет -45 -70 -70 -25…60 -60…50 -60…175

 

Маловязкие жидкости часто характеризуются более низкой температурой вспышки, определенной в закрытом тигле, вследствие содержания легколетучих продуктов распада, которые в открытом тигле рассеиваются раньше, чем их окажется достаточно для вспышки. Температура вспышки в условиях хранения в резервуарах обычно несколько ниже температуры (до 10˚С), определяемой стандартными методами, и зависит от объема резервуара и уровня жидкости. Таким образом, максимальная температура нагрева рабочей жидкости на нефтяной основе при работе системы должна быть на 10 – 15 ˚С ниже температуры вспышки в открытом тигле.

Температура застывания – температура, при которой масло загустевает настолько, что при наклоне пробирки на 45˚ его уровень в течение 1 минуты остается неизменным. Температура застывания масла должна быть на 10 - 17˚ ниже наименьшей температуры эксплуатации гидропривода.

Таким образом, к рабочей жидкости гидропривода предъявляют следующие требования:

· хорошие смазывающие свойства;

· минимальная зависимость вязкости от температуры в требуемом диапазоне температур;

· высокая температура вспышки (пожаробезопасность) и низкая температура замерзания;

· стабильность свойств при эксплуатации; высокая устойчивость к механическому разрушению сложных соединений жидкости (диструкции) при дросселировании, окислению при работе, поглощению влаги из воздуха;

· длительный срок службы;

· хорошая теплопроводность и малый коэффициент теплового расширения;

· высокие моющие свойства (вынос продуктов износа и других загрязнений);

· инертность по отношению к применяемым материалам и защите их от коррозии;

· отсутствие механических примесей, воды и загрязняющих частиц;

· низкая стоимость и недифицитность.

ГОСТ 17216 устанавливает 19 классов чистоты жидкости 00, 0, 1, 2, 3, … 17 (наиме-ньший класс чистоты соответствует наиболее чистой жидкости). Весь диапазон размеров загрязняющих частиц от 0,5 до 200 мкм разбит на восемь интервалов, указано максимальное число частиц загрязнений определенных размеров в объеме жидкости 100 см3. Масса загряз-нений, указанная для классов 6-12, не является обязательным контрольным параметром.

Частицами загрязнений считаются все посторонние частицы, включая смолообразование и органические частицы. Частицы загрязнений размером более 200 мкм (не считая волокон) в жидкости не допускаются. Волокнами считаются частицы толщиной не более 30 мкм при отношении длины к толщине не менее 10: 1.

Наиболее простой метод определения степени загрязненности жидкости – гравиметрический анализ, заключающийся в определении массы загрязняющих частиц в заданном объеме жидкости.

Класс чистоты рабочей жидкости определяют также по гранулометрическому составу загрязнений. Сущность этого метода заключается в следующем. Оператор с помощью пробоотборника производит отбор рабочей жидкости (100 см3) из гидросистемы во время работы гидропривода. В процессе отбора жидкость пропускают через фильтр, размещенный в пробоотборнике. Затем оператор вынимает фильтр из пробоотборника, высушивает его и производит измерения и подсчет загрязняющих частиц с помощью микроскопа с увеличением ×200.

Особые состояния жидкости.

При установившемся движении в соответствии с уравнением неразрывности потока рабочая жидкость представляет собой сплошную практически однородную среду. Однако в некоторых случаях происходит нарушение сплошности (неразрывности) потока жидкости, которое может суще­ственно повлиять на работу гидропривода.

Растворение в жидкости газов представляет собой процесс проникновения молекул газа из окружающей среды через свободную поверхность внутрь жидкости. При обычных условиях в рабочей жидкости гидропривода может быть 3 - 5% нерастворенного воздуха. Полностью удалить воздух из гидросистемы не удается. Если растворенный воздух практически не влияет на модуль объемного сжатия жидкости, то воздух, не растворенный в жидкости, может существенно изменить сжимаемость образующейся при этом гидровоздушной смеси. Если уменьшается давле­ние или повышается температура жидкости, то находящийся в жидкости воздух (газ) начнет выделяться в виде пузырьков, и в жидкости образуются разрывы сплошности. При выделении газа жидкость вспенивается. Время насыщения жидкости газом зависит от площади свободной поверхности.

С целью уменьшения содержания воздуха в рабочей жидкости применяют баки и гидроаккумуляторы с разделителями сред, предусматривают в гидробаках зоны отстоя рабочей жидкости, обеспечивают высокую герметичность соеди­нений, устанавливают в гидросетях воздухоспускные устройства.

Кавитация жидкостиэто состояние движущейся жидкости, при котором в результате снижения давления возникают газовые и паровоздушные пузырьки с последующим их разрушением внутри жидкости. Разрушение (конденсация) пузырьков проис­ходит с большой скоростью. При этом возникают местные гидра­влические микроудары, которые создают повышенные шум и вибрацию (пример: щелчки в системе отопления домов). В конечном результате кавитация жидкости приводит к эрозионному разрушению стенок конструкции, находящихся в контакте с рабочей жидкостью, и окислению масел.

Облитерация это свойство рабочей жидкости заращивать узкие каналы и капиллярные щели при ее течении под действием перепада давлений. Облитерация представляет собой сложное физико-химическое явление, при котором на стенках капилляр­ного канала образуются структуры твердого граничного слоя. Облитерация вызывает уменьшение рабочего проходного сечения капиллярной щели и, следовательно, расхода рабочей жидкости через щель.

Основные понятия и принцип работы пневмоприводов.

Пневмоприводом называют сово­купность устройств, в число которых входят один или несколько объемных пневмодвигателей, предназначенных для приведения в движение механизмов и машин посредством рабочего газа под давлением. В состав пневмоприводов кроме пневмодвигателей могут входить в общем случае следующие пневматические устрой­ства: источники энергии рабочего газа, пневмоаппаратура, кондиционеры рабочего газа, пневмоемкости, пневмолинии, а также средства измерения, например манометры, термометры и т. д.

На рис. 83 показана структурная схема компрессорного пневмопривода. Источником энергии рабочего газа в этом пневмо­приводе является воздушный компрессор, который преобразует механическую энергию приводящего двигателя в энергию сжатого воздуха. Поток сжатого воздуха передается по трубопроводу к пневмодвигателю, в котором энергия сжатого воздуха преобра­зуется в механическую энергию, выходное звено пневмодвигателя, а вместе с ним приводное звено механизма или машины (нагрузки) приходят в движение.

Пневмодвигатели, входящие в состав пневмоприводов, подраз­деляют на пневмоцилиндры, пневмомоторы и поворотные пневмо­двигатели. В пневмоцилиндрах выходные звенья совершают воз­вратно-поступательное движение, пневмомоторах - вращатель­ное, поворотных пневмодвигателях -вращательное с ограничен­ным углом поворота. С помощью пневмоаппаратуры в пневмоприводах изменяют или поддерживают заданное давление или расход рабочего газа, производят пуск или перекрывают поток рабочего газа, изменяют направление потока рабочего газа. В пневмоприводах применяют следующие виды пневмоаппаратов: пневмораспределители, пневмоклапаны, пневмодроссели и другие аппараты.

               
       
 


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...