Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Системы управления (регулирования) объёмного гидропривода.Гидропривод с дроссельным управлением скоростью. Дроссельный способ регулирования скорости гидропривода с нерегулируемым насосом основан на том, что часть жидкости, подаваемой насосом, отводится в сливную гидролинию и не совершает полезной работы. Простейшим регулятором скорости является регулируемый дроссель, который устанавливается в системе либо последовательно с гидродвигателем, либо в гидролинии управления параллельно гидродвигателю. При параллельном включении дросселя (рис.78) рабочая жидкость, подаваемая насосом, разделяется на два потока. Один поток проходит через гидродвигатель, другой — через регулируемый дроссель. По правилам расчета параллельных гидролиний без учета потерь давления в трубопроводах скорость поршня для этой схемы определяется выражением: W = 1 / S ∙ {Qн – μSДР ∙ ( 2Fн / ρS )1/2 } (150) где S — эффективная площадь поршня; QH — подача насоса; SДР – площадь проходного сечения дросселя, ρ -плотность рабочей жидкости.
W FH
Рис.78. Схема гидропривода с параллельным дроссельным управлением скоростью. В такой системе при Fн = const, скорость движения будет изменяться от Wmin до Wmax при изменении SДР от Smax max до Smin= 0. Поскольку в рассматриваемом гидроприводе давление на выходе насоса pн = FН / S зависит от нагрузки и не является постоянной величиной, такую систему регулирования скорости называют системой с переменным давлением. Клапан, установленный в системе, является предохранительным. Эта система позволяет регулировать скорость только в том случае, если направление действия нагрузки противоположно направлению движения выходного звена гидропривода (отрицательная нагрузка). Последовательное включение дросселя осуществляется на входе в гидродви-гатель, на выходе гидродвигателя, на входе и выходе гидродвигателя. При этом во всех трех случаях система регулирования скорости строится на принципе поддержания постоянного значения рн на выходе нерегулируемого насоса за счет слива части рабочей жидкости через переливной клапан. Поэтому система дроссельного регулирования с последовательным включением дросселей получила название системы с постоянным давлением. Гидропривод с дросселем на входе (рис.79) допускает регулирование скорости только при отрицательной нагрузке. При положительной нагрузке, направленной по движению поршня, может произойти разрыв сплошности потока рабочей жидкости, особенно при закрытом дросселе, когда поршень продолжает движение под действием сил инерции. Гидропривод с дросселем на выходе допускает регулирование скорости гидродвигателя при знакопеременной нагрузке, так как при любом направлении действия силы Fн изменению скорости препятствует сопротивление дросселя, через который рабочая жидкость поступает из полости гидродвигателя на слив. PHFн W
Рис.79. Схема гидропривода с управлением скоростью (с дросселем на входе в гидродвигатель). В современных гидроприводах, особенно в следящих приводах, применяют систему регулирования скорости с дросселями на входе и выходе гидродвигателя. W = { μ Sдр / S} ● { (2 / ρ)(PH – FH/S)}1/2 (151) Гидропривод с машинным управлением скоростью. В данном случае скорость движения выходного звена гидропривода регулируется за счет изменения рабочего объема либо насоса, либо гидродвигателя, либо за счет изменения рабочего объема обеих гидромашин. Регулирование путем изменения рабочего объема насоса может быть использовано в гидроприводах поступательного, поворотного и вращательного движений.
F, W 4 2
5 3
Рис. 80. Гидропривод с регулируемым насосом. На рис. 80 приведена принципиальная схема гидропривода поступательного движения с замкнутой циркуляцией, в котором регулирование скорости движения штока гидроцилиндра 1 осуществляется за счет изменения подачи насоса 4. Изменение направления движения выходного звена гидропривода осуществляется благодаря реверсированию потока рабочей жидкости, подаваемой насосом (реверс подачи насоса). При этом необходимо вначале уменьшить подачу насоса до нуля, а затем увеличить ее, но в противоположном направлении. Напорная и сливная гидролинии меняются местами. Для компенсации утечек жидкости в гидроприводе с замкнутой циркуляцией, а также для исключения возможности кавитации на входе в насос используется вспомогательный насос 3. При таком способе регулирования скорости усилие, развиваемое выходным звеном гидропривода, не зависит от скорости движения. В этом случае диапазон регулирования определяется объемным КПД гидропривода, а также максимальной подачей насоса, определяемой его рабочим объемом. Такая система объемного регулирования скорости получила наибольшее распространение в гидроприводах дорожно-строительных, сельскохозяйственных и подъемно-транспортных машин. Промышленностью серийно выпускается несколько типов гидроприводов с регулированием скорости за счет изменения рабочего объема насоса. Регулирование путем изменения рабочего объема гидродвигателя применяется только в гидроприводах вращательного движения, где в качестве гидродвигателя используется регулируемый гидромотор. В этом случае регулирование происходит при постоянной мощности, так как уменьшение рабочего объема гидродвигателя увеличивает скорость выходного звена гидропривода и соответственно уменьшает крутящий момент, развиваемый на выходном звене.
Рис. 81. Гидропривод с регулируемым гидромотором Такой способ позволяет получить большой диапазон регулирования, он обладает всеми достоинствами и недостатками рассмотренных выше схем машинного управления. Гидропривод с машинно-дроссельным управлением. Машинно-дроссельный способ управления заключается в том, что в систему дроссельного регулирования с постоянным давлением устанавливается регулируемый насос и давление поддерживается постоянным не за счет слива части рабочей жидкости через переливной клапан, а за счет изменения подачи насоса. В такой системе регулирования отсутствуют потери в переливном клапане. На рис.82 представлена схема гидропривода поступательного движения с машинно-дроссельным управлением скоростью. Постоянное давление рН поддерживается путем совместной работы регулятора 1 и аксиально-поршневого регулируемого насоса 2. Изменение давлениярH приводит к изменению положения поршня регулятора 1 и связанного с ним наклонного диска насоса 2. Изменение положения диска приводит к изменению подачи насоса Q. Поэтому в такой системе подача насоса всегда равна расходу через гидродвигатель и дроссель при pH = const. W 1 FН РН
2 Рис. 82. Гидропривод с машинно-дроссельным управлением скоростью. Сравнительную оценку различных систем регулирования скорости гидроприводов целесообразно проводить по двум показателям: нагрузочной характеристике привода w= f(FН) и КПД системы регулирования. Сравнение характеристик показывает, что гидропривод с машинным управлением имеет самую стабильную характеристику скорости во всем диапазоне изменения нагрузок и самый высокий КПД системы регулирования во всем диапазоне регулирования скорости. Однако стоимость регулируемых гидромашин выше, чем нерегулируемых, и поэтому только в гидроприводах большой мощности ( Р>10 кВт), где выигрыш в энергетике компенсирует увеличение стоимости, целесообразно использовать систему машинного управления. В приводах же небольшой мощности рационально использовать системы дроссельного управления, обеспечив при этом стабильность скорости при изменении нагрузки. Общие сведения о гидролиниях. Гидравлической линией называют устройство, предназначенное для прохождения рабочей жидкости от одного элемента к другому в процессе работы гидропривода. По назначению гидролинии подразделяют на всасывающие, напорные, сливные, дренажные и линии управления. По всасывающим линиям рабочая жидкость движется к самовсасывающим насосам; по напорным линиям — под давлением от насоса, гидроаккумулятора или гидромагистрали; по сливным линиям — в гидробаки; по дренажным линиям отводятся утечки рабочей жидкости; по линиям управления жидкость движется к устройствам для управления ими. В качестве собирательного назначения для гидролиний можно применять термин гидросеть. Конструктивно гидролинии представляют собой трубопроводы, рукава, каналы и соединения. Трубопроводы — сборочные единицы, состоящие из металлических труб и присоединительной арматуры, например: труба с развальцованными концами, ниппелями и накидными гайками; труба с фланцами, приваренными к ее концам, и т. д. В объемных гидроприводах с высоким давлением рабочей жидкости (40 МПа и выше) для трубопроводов в основном применяют стальные бесшовные трубы следующих разновидностей: трубы из углеродистой и легированной стали (сталь 20, 20X и т. д.) и трубы из коррозионно-стойкой стали (12Х18Н10Т и т. д.). Медные трубы применяются при давлениях до 10—16 МПа. К трубопроводам гидроприводов предъявляют следующие основные технические требования: · трубопроводы должны быть испытаны на прочность под давлением не меньше 1,5Рном и на герметичность под давлением не меньше Рном; · на наружных и внутренних поверхностях трубопроводов не допускаются царапины, вмятины и забоины; · перед монтажом трубопроводы должны быть очищены и промыты по технологии заводов-изготовителей; · минимальные радиусы гибки труб R (до оси трубы) должны быть более 2,5D для труб с наружными диаметрами D < < 20 мм и более 3,5D для труб с наружными диаметрами D > > 20 мм. Гибка труб с наполнителем позволяет получить форму сечения трубы в месте гиба без значительных искажений, влияющих на прочность трубы. В качестве наполнителей можно применять воду с охлаждением до —70 °С, специальные эластичные гибкие металлические оправки, дробь и пр. Не допускается применять песок, так как его очень трудно удалить с внутренней поверхности трубы, даже если труба после гибки будет подвергнута травлению. Для облегчения гибки медных труб их подвергают отжигу (нагрев до 750— 800°С с последующим быстрым охлаждением в воде). Готовые трубы подвергают испытаниям на статическое и динамическое нагружение. При статическом нагружении давлением рабочей жидкости труба не должна терять герметичность, не должна иметь остаточных деформаций. Несколько труб из изготовленной партии проверяют на разрушающее давление. Динамическое нагружение производят на трубах, работающих при пульсационных изменениях давления рабочей жидкости. Рукава (металотканеворезиновые трубопроводы) применяют в гидроприводах для соединения гидроустройств, элементы которых имеют значительные относительные перемещения. Рукава должны быть прочными, герметичными и долговечными. Радиус изгиба рукавов должен быть не менее (12—18) dB (dB — внутренний диаметр рукава). Перед монтажом рукава должны быть промыты по технологии завода — изготовителя. При расчетах трубопроводов и рукавов определяют условные проходы и проверяют прочность. Под условным проходом понимают внутренний диаметр канала, трубы или рукава, округленный до ближайшего значения из установленного ряда. Условный проход Dу, определяют по формуле: Dу = (4Q / π W)1/2 (152) где Q — расход рабочей жидкости, м3/с, W— скорость потока жидкости, м/с. На основании практики установлены следующие оптимальные значения скоростей потока рабочей жидкости: для напорных гидролиний 5—10 м/с; для сливных гидролиний 2—2,5 м/с; для всасывающих гидролиний 0,5—1,5 м/с. Расчет труб на прочность сводится к определению толщины стенок. Толщину стенки δ, м, тонкостенных труб определяют по формуле: d = pmax (D + m) /2 σдоп (153) где рmax — максимальное давление жидкости, Па; D — наружный диаметр трубы м; m — допустимое отклонение диаметра, м; σдоп — допустимое напряжение материала трубы, Па. Значения m принимают по стандартам на сортаменты труб. Допускаемые напряжения δдоп для материалов определяют по формуле: σдоп = σв / пв (154) где σв — предел прочности материала трубы, Па; пв — коэффициент запаса прочности по пределу прочности (пв = 3 ... 6). Предел прочности для медных труб σв = 210 МПа, для труб из стали 20Х σв= 436 МПа, из стали 12Х18Н10Т σв = 549 МПа. Для гнутых труб σв следует уменьшать на 25% в связи с тем, что при гибке труб изменяется цилиндрическая форма сечения трубы. Допустимое искажение формы сечения трубы оговаривается в нормативно-технических документах. Пример. Определить условный проход сливной линии при расходе жидкости Q = 6.3 дм3/сек,. Скорость W жидкости в сливной линии принимаем равной 2,0 м/с, тогда по формуле (173) определяем: Dу = 1,13 ( Q/w )1/2 = 1,13(6.3•10-3 / 2 )1/2 = 0,063 м = 63 мм. Выбираем из ГОСТ 16516—70 условный проход 60 мм и определяем скорость жидкости в этом трубопроводе: W = 4Q /πd2в = ( 6.3•10-3 •4 ) / ( π•36•10-4 ) = 2,23 м/сек Пример. Определить толщину стенки трубы диаметром = 25 мм из коррозионно-стойкой стали 12Х18Н10Т. Максимальное давление рабочей жидкости 32 МПа. Для стали 12Х18Н10Т σв = 549 МПа, Выбираем запас прочности nв =3. Допускаемое напряжение: σдоп = 549/3 = 183 МПа. Отклонение по диаметру т=+0,45 мм (ГОСТ 9941—72). Толщина стенки: δ = р( +т) /2σдоп = = ( 32•10 6 • 25,45•10-3 ) /(2•183•106 ) =2,2•10-3м = 2,2мм. Выбираем толщину δ= 2,5 мм. Рабочие жидкости гидроприводов. Функции рабочей жидкости в объемных гидроприводах многосторонни. Рабочая жидкость в гидроприводе является смазочной средой. Она осуществляет смазку трущихся поверхностей деталей гидромашин и других гидравлических устройств, поэтому в объемных гидроприводах нет каких-либо специальных смазочных систем. Рабочая жидкость в гидроприводе является теплоносителем: она переносит теплоту от нагретых частей к холодным. Рабочая жидкость в гидроприводе является промывочной средой; при движении она уносят с собой продукты изнашивания и прочие загрязнения. Рабочая жидкость в гидроприводе является одним из средств консервации: защищает поверхности полостей гидромашин и других гидравлических устройств от коррозии. Перечисленные функции рабочей жидкости играют важную роль в обеспечений функционирования гидропривода, а также его надежности. Условия эксплуатации рабочей жидкости, применяемой в гидроприводах, могут быть весьма сложными. На состояние рабочей жидкости прежде всего влияет широкий диапазон рабочих температур, а также наличие больших скоростей потока и высоких давлений. Так, температура рабочей жидкости в некоторых гидроприводах может колебаться от - 60 до 90°С и более, а скорости потока жидкости при дросселировании достигают 50 м/с и более. Давление жидкости в современных гидроприводах достигает 32 МПа (320 кгс/см2) и выше. Необходимо также учитывать, что рабочая жидкость находится в постоянном контакте с деталями, изготовленными из различных конструктивных материалов. Все многообразие применяемых в гидроприводах рабочих жидкостей можно разделить на две группы: на минеральной (нефтяной) и синтетической основах. Рабочие жидкости на нефтяной основе имеют сравнительно низкую верхнюю границу температурного диапазона и содержат различные антиокислительные и антикоррозионные присадки. Синтетические рабочие жидкости обладают высокотемпературными свойствами, негорючи. Один из основных недостатков синтетических жидкостей - высокая стоимость, поэтому их применяют крайне редко, при необходимости обеспечить пожаробезопасную работу гидропривода при высоких температурах (до 350 °С). В табл. 8 приведены характеристики основных рабочих жидкостей, применяемых в гидроприводах. Существенное значение при выборе рабочей жидкости имеют вязкость, сжимаемость, температуры вспышки и застывания. Вязкость рабочей жидкости зависит от температуры и давления. Уменьшение вязкости рабочей жидкости увеличивает утечки в гидромашине, что ухудшает ее параметры. Для обеспечения работы гидропривода с большими скоростями при низких давлениях следует выбирать рабочую жидкость с меньшей вязкостью, так как вязкостные потери напора при больших скоростях потока значительны. При работе на больших давлениях — 32 МПа следует выбирать рабочую жидкость с большой вязкостью. Обычно вязкость ограничивает диапазон рабочих температур гидропривода. Следствием сжимаемости рабочей жидкости является снижение быстродействия гидропривода. Сжимаемость жидкости следует учитывать при давлениях более 10 МПа, в диапазоне давлений от 0,1 до 10 МПа можно считать жидкость несжимаемой. Температура вспышки - температура, при которой пары масла, нагреваемого в открытом или закрытом тигле, образуют с окружающим воздухом смесь, вспыхивающую при поднесении к ней пламени. За температуру вспышки в открытом тигле принимают температуру появления первого синего пламени над частью или всей поверхностью испытуемой рабочей жидкости. Температура вспышки является показателем, позволяющим судить о пожарной безопасности. Характеристики рабочих жидкостей. Таблица 8.
Маловязкие жидкости часто характеризуются более низкой температурой вспышки, определенной в закрытом тигле, вследствие содержания легколетучих продуктов распада, которые в открытом тигле рассеиваются раньше, чем их окажется достаточно для вспышки. Температура вспышки в условиях хранения в резервуарах обычно несколько ниже температуры (до 10˚С), определяемой стандартными методами, и зависит от объема резервуара и уровня жидкости. Таким образом, максимальная температура нагрева рабочей жидкости на нефтяной основе при работе системы должна быть на 10 – 15 ˚С ниже температуры вспышки в открытом тигле. Температура застывания – температура, при которой масло загустевает настолько, что при наклоне пробирки на 45˚ его уровень в течение 1 минуты остается неизменным. Температура застывания масла должна быть на 10 - 17˚ ниже наименьшей температуры эксплуатации гидропривода. Таким образом, к рабочей жидкости гидропривода предъявляют следующие требования: · хорошие смазывающие свойства; · минимальная зависимость вязкости от температуры в требуемом диапазоне температур; · высокая температура вспышки (пожаробезопасность) и низкая температура замерзания; · стабильность свойств при эксплуатации; высокая устойчивость к механическому разрушению сложных соединений жидкости (диструкции) при дросселировании, окислению при работе, поглощению влаги из воздуха; · длительный срок службы; · хорошая теплопроводность и малый коэффициент теплового расширения; · высокие моющие свойства (вынос продуктов износа и других загрязнений); · инертность по отношению к применяемым материалам и защите их от коррозии; · отсутствие механических примесей, воды и загрязняющих частиц; · низкая стоимость и недифицитность. ГОСТ 17216 устанавливает 19 классов чистоты жидкости 00, 0, 1, 2, 3, … 17 (наиме-ньший класс чистоты соответствует наиболее чистой жидкости). Весь диапазон размеров загрязняющих частиц от 0,5 до 200 мкм разбит на восемь интервалов, указано максимальное число частиц загрязнений определенных размеров в объеме жидкости 100 см3. Масса загряз-нений, указанная для классов 6-12, не является обязательным контрольным параметром. Частицами загрязнений считаются все посторонние частицы, включая смолообразование и органические частицы. Частицы загрязнений размером более 200 мкм (не считая волокон) в жидкости не допускаются. Волокнами считаются частицы толщиной не более 30 мкм при отношении длины к толщине не менее 10: 1. Наиболее простой метод определения степени загрязненности жидкости – гравиметрический анализ, заключающийся в определении массы загрязняющих частиц в заданном объеме жидкости. Класс чистоты рабочей жидкости определяют также по гранулометрическому составу загрязнений. Сущность этого метода заключается в следующем. Оператор с помощью пробоотборника производит отбор рабочей жидкости (100 см3) из гидросистемы во время работы гидропривода. В процессе отбора жидкость пропускают через фильтр, размещенный в пробоотборнике. Затем оператор вынимает фильтр из пробоотборника, высушивает его и производит измерения и подсчет загрязняющих частиц с помощью микроскопа с увеличением ×200. Особые состояния жидкости. При установившемся движении в соответствии с уравнением неразрывности потока рабочая жидкость представляет собой сплошную практически однородную среду. Однако в некоторых случаях происходит нарушение сплошности (неразрывности) потока жидкости, которое может существенно повлиять на работу гидропривода. Растворение в жидкости газов представляет собой процесс проникновения молекул газа из окружающей среды через свободную поверхность внутрь жидкости. При обычных условиях в рабочей жидкости гидропривода может быть 3 - 5% нерастворенного воздуха. Полностью удалить воздух из гидросистемы не удается. Если растворенный воздух практически не влияет на модуль объемного сжатия жидкости, то воздух, не растворенный в жидкости, может существенно изменить сжимаемость образующейся при этом гидровоздушной смеси. Если уменьшается давление или повышается температура жидкости, то находящийся в жидкости воздух (газ) начнет выделяться в виде пузырьков, и в жидкости образуются разрывы сплошности. При выделении газа жидкость вспенивается. Время насыщения жидкости газом зависит от площади свободной поверхности. С целью уменьшения содержания воздуха в рабочей жидкости применяют баки и гидроаккумуляторы с разделителями сред, предусматривают в гидробаках зоны отстоя рабочей жидкости, обеспечивают высокую герметичность соединений, устанавливают в гидросетях воздухоспускные устройства. Кавитация жидкости — это состояние движущейся жидкости, при котором в результате снижения давления возникают газовые и паровоздушные пузырьки с последующим их разрушением внутри жидкости. Разрушение (конденсация) пузырьков происходит с большой скоростью. При этом возникают местные гидравлические микроудары, которые создают повышенные шум и вибрацию (пример: щелчки в системе отопления домов). В конечном результате кавитация жидкости приводит к эрозионному разрушению стенок конструкции, находящихся в контакте с рабочей жидкостью, и окислению масел. Облитерация — это свойство рабочей жидкости заращивать узкие каналы и капиллярные щели при ее течении под действием перепада давлений. Облитерация представляет собой сложное физико-химическое явление, при котором на стенках капиллярного канала образуются структуры твердого граничного слоя. Облитерация вызывает уменьшение рабочего проходного сечения капиллярной щели и, следовательно, расхода рабочей жидкости через щель. Основные понятия и принцип работы пневмоприводов. Пневмоприводом называют совокупность устройств, в число которых входят один или несколько объемных пневмодвигателей, предназначенных для приведения в движение механизмов и машин посредством рабочего газа под давлением. В состав пневмоприводов кроме пневмодвигателей могут входить в общем случае следующие пневматические устройства: источники энергии рабочего газа, пневмоаппаратура, кондиционеры рабочего газа, пневмоемкости, пневмолинии, а также средства измерения, например манометры, термометры и т. д. На рис. 83 показана структурная схема компрессорного пневмопривода. Источником энергии рабочего газа в этом пневмоприводе является воздушный компрессор, который преобразует механическую энергию приводящего двигателя в энергию сжатого воздуха. Поток сжатого воздуха передается по трубопроводу к пневмодвигателю, в котором энергия сжатого воздуха преобразуется в механическую энергию, выходное звено пневмодвигателя, а вместе с ним приводное звено механизма или машины (нагрузки) приходят в движение. Пневмодвигатели, входящие в состав пневмоприводов, подразделяют на пневмоцилиндры, пневмомоторы и поворотные пневмодвигатели. В пневмоцилиндрах выходные звенья совершают возвратно-поступательное движение, пневмомоторах - вращательное, поворотных пневмодвигателях -вращательное с ограниченным углом поворота. С помощью пневмоаппаратуры в пневмоприводах изменяют или поддерживают заданное давление или расход рабочего газа, производят пуск или перекрывают поток рабочего газа, изменяют направление потока рабочего газа. В пневмоприводах применяют следующие виды пневмоаппаратов: пневмораспределители, пневмоклапаны, пневмодроссели и другие аппараты. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |