Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международные отношения в послевоенном мире.

Превращение США в сверхдержаву.

Наиболее благоприятными итоги глобального военного противоборства были для США. В 1939-1945 годах ни одна вра­жеская бомба не упала на их территорию. От ужасов войны аме­риканцы, как и в период первой миро­вой войны, были надежно защищены Тихим и Атлантическим океанами. Если война задержала экономиче­ское развитие СССР бо­лее чем на 10 лет, то США за годы войны увеличили свой эко­но­миче­ский и воен­ный потен­циал в 2,7 раза, окончательно ут­вердились не только в ка­че­стве фи­нансово–эко­номического, но и политического центра западного мира, капита­листиче­ской системы.

Удельный вес США в мировом промышленном производстве составил к концу войны 60%. Общее число самолетов превысило 150 тыс. Под звездно-полосатым флагом хо­дило 30 ударных и 84 эскортных авианосца. США после второй мировой войны сосре­дото­чили в своих руках 2/3 мирового запаса золота в капиталистическом мире, контроли­ровали 1/2 запасов важ­нейших видов промышленного и военно-страте­гического сырья. Правящие круги ставили перед собой задачу добиться того, чтобы по­слевоенное развитие, по крайней мере, на 85%, как выражался сменивший Ф. Д. Рузвельта Г. Трумэн, шло в соот­ветст­вии с американскими пред­ставлениями о хорошем и должном. Европу, Ближ­ний и Средний Восток США объявили своей сферой влияния. За Восточную Азию пред­стояло побороться. Центральная и Южная Америка постепенно превращались в «американский огород».

В 1945-1949 годы США единственные в мире обладали атомным оружием.

6 августа 1945 году бомбардировщик «Энола Гэй» сбросил бомбу «Малыш» на японский город Хиросиму. Атомный «гриб» поднялся на высоту 9000 метров. Сильный жар (не менее 3000°С) и ударная волна за несколько секунд уничтожили около 200000 человек и около 60000 строений.

США, обладая монополией на атомную бомбу, во внешнеполитических вопросах стали прибегать к ядерному шантажу. Советское же руководство в своей послевоенной политике рассчитывало на военную мощь Советской Армии, войска которой находились в Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европе, в Китае и Корее.

Новые международные организации. Осложнение международной обстановки; распад антигитлеровской коалиции.

Итоги второй мировой войны на десятилетия предопределили ход мирового разви­тия. В мире произошли огромные изменения. Разгром германского фашизма и японского милитаризма означал победу гуманизма, общечеловеческих ценностей, укрепление пози­ций демократических, миролюбивых сил в разных районах земного шара. В ходе Нюрн­бергского судебного процесса (1945-1946) над главными нацистскими военными пре­ступниками были разоблачены сущность германского фашизма, его планы уничтожения целых государств и народов, впервые в истории агрессия была признана тягчайшим пре­ступлением против человечества. Результатом Токийского судебного процесса над глав­ными японскими военными преступниками (1946-1948) стало разоблачение экспансио­нистских замыслов и агрессивных устремлений японских милитаристов. Военные пре­ступники понесли заслуженное наказание, что стало важным прецедентом в развитии ме­ждународного права.

Страны-победительницы Англия, Франция и перебежавшая на сторону союзников Италия понесли тяжелые людские и материальные потери, столкнулись в послевоенный период с серьезным социально-политическим и экономическим кризисом. Колониальные и зависимые территории, внесшие свой вклад в победу над общим врагом, считали, что заслужили освобождение. Во второй половине 40-х годов стали независимыми Индия, Пакистан, Бирма.

Поверженные Германия и Япония были оккупированы, потеряли значительную часть населения и материального богатства. Берлин, Дрезден, Хиросима, Нагасаки и дру­гие города представляли собой руины. В 1946 году объем промышленной продукции Италии составлял от уровня 1937 года всего 40%, в Западной Германии и Австрии – 34%. Ощуща­лась острейшая нехватка продовольствия, сырья, топлива, было изношено оборудование. Огромных масштабов достигла безработица. Серьезную проблему представлял перевод военной промышленности на гражданские рельсы.

Изменения в послевоенном мире носили противоречивый характер. Антигитлеров­ская коалиция быстро распалась и на смену общему антифашистскому фронту пришла «холодная война». Антиколониальное, национально-освободительное движение столкну­лось с мощным противоборством сил неоколониализма. Объективно назревший процесс демократизации испытывал мощное давление советского тоталитаризма и американского гегемонизма.

Начало холодной войны.

Американский президент Гарри Трумэн любил хвастаться тем, что у него в руках «хорошая ду­бина для рус­ских пар­ней». Он имел в виду атомное оружие. «Если России не показать железный кулак и не говорить с ней ре­ши­тельно, новая война неминуема. Мы не должны идти больше на ком­про­миссы… Я ус­тал нянчиться с Советами», – говорил американский лидер.

9 мая 1945 года советник посольства США в Москве Дж. Кеннан, наблюдая из окон по­сольского здания празднование Дня Победы, говорил: «Ликуют… Они ду­мают, что война закончилась. Она еще только начинается».

Комитет начальников штабов (КНШ) США оценивал СССР как ведущую миро­вую дер­жаву и главного политического противника. Уже 4 сентября 1945 года в меморандуме раз­ведки США намечалось 20 важнейших целей и 20 советских городов, которые должны быть под­верг­нуты атомной бомбардировке. В октябре 1945 года американские генералы настаи­вали на превентивной войне против СССР. После уничтожения до поло­вины насе­ления СССР и его капи­туляции планировалось расчленить страну на зоны ок­купа­ции. Затем пред­по­лагалось подчинить Китай и Юго-Восточную Азию, взять под свой контроль весь мир. Советское ру­ководство было прекрасно информировано обо всех этих планах. Советский разведчик, англичанин Гарольд Адриан Рассел (Ким) Филби, служивший в раз­ведке Вели­кобритании (СИС), с 1949 года был назначен на долж­ность офи­цера связи с Центральным раз­ведыватель­ным управлением (ЦРУ) и Феде­ральным бюро расследований (ФБР) США. «Это привело к тому, что все чрезвычайно обширные усилия западных раз­ведок в период с 1944 по 1951 год были безрезультат­ными. Было бы лучше, если бы мы вообще ничего не де­лали», – при­знался позже один из американ­ских разведчиков[110].

Подобная информация была явно не способна укреплять дружеские чувства со­вет­ского руководства к бывшим союзникам. Разумеется, Сталин и другие высшие ру­ково­дители страны понимали опасность си­туации и прилагали максимум усилий для того, чтобы укрепить геополитиче­ское положение СССР, восстановить разрушенное на­родное хозяй­ство и лик­видировать монополию США на обладание атомным ору­жием.

В марте 1946 года в университете американского города Фултона в присутствии прези­дента Г. Трумэна с яркой речью выступил быв­ший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Он определил принципы противоборства с «советской угро­зой». Вы­ступление Черчилля длительное время считали фактическим началом «холодной войны». На са­мом деле он лишь идео­логически обосновывал и представлял об­щественно­сти уже факти­че­ски проводимую политику. Через несколько дней после смерти Ф.Д.Рузвельта (12 апреля 1945) сменивший его Г.Трумэн занял жесткую позицию в от­ношении СССР. По одному из спорных вопросов в узком кругу он заявил: «Если русские не пожелают присоединяться к нам, то пусть убираются к черту». А на совещании в сен­тябре 1945 г. было отвергнуто предложение военного министра Генри Л. Стимсона, кото­рый предостерегал от «атомной дипломатии», от использования монополии на атомное оружие в качестве средства давления на СССР.[111]

История в терминах – холодная война. Она представляла собой глобальное противоборство двух сверхдержав – США и СССР. Основными составляющими холодной войны были:

- гонка вооружений, в первую очередь разработка и размещение новых видов оружия массового поражения, наращивание их количества

- противостояние военно-политических блоков

- прямое военное противостояние в локальных войнах

- борьба за влияние в странах «третьего мира», за вовлечение их в орбиту своих интересов

- «психологическая война» – подрывная пропаганда, поддержка оппозиции

- ожесточенное противоборство разведок, специальных служб.

Создание НАТО. План Маршалла и окончательное разделение Европы.

Агрессивная направленность американской внешней политики в полной мере про­яв­ля­лась в «доктрине Трумэна». Она предусматривала открытое вмешательство США во внут­ренние дела других государств, поддержку реак­ционных режимов, отказ от со­труд­ничества со странами советского блока, создание военных баз на чужих террито­риях. Глобальная сеть иностранных военных баз и оккупационных группировок в Запад­ной Европе, Азии, Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке, на океанских ост­ро­вах выполняла трой­ную функ­цию: создание реальной угрозы Советскому Союзу и со­циали­стическому содру­жеству; поддержка угодных США правительств; защита эко­но­мических интересов амери­канских мо­нополий.

Под американским руководством стали преодолеваться противоречия внутри ка­пи­та­листического мира, которые стали причиной двух мировых войн и успешно ис­поль­зовались советской дипломатией. Во второй половине 40–х годов США оказали колос­сальную по­мощь многим странам в рамках «плана Маршалла». Его осуществление спо­собствовало бы­строму восстанов­лению экономики Западной Европы с одновремен­ным усилением полити­че­ского и экономического влияния США. Общий объем помощи соста­вил 13,1 млрд. долларов. Большая часть этой суммы была предоставлена безвозмезднов виде поставок продовольствия, топлива, сырья, полуфабрикатов и удобрения. В этих ус­ловиях США получали безоговорочную поддержку своих начинаний. Образовался во­енно-полити­ческий союз НАТО (1949), в который вошли следующие страны: США, Англия, Франция, Ка­нада, Ита­лия, Бельгия, Нидерланды, Люк­сембург, Португалия, Дания, Норвегия, Ис­ландия, Гре­ция, Турция, ФРГ, Испания. В дру­гих регионах возникли военные блоки СЕАТО, СЕНТО, АНЗЮС.

США были инициатором или активным участником множества военных конфлик­тов, военно-политических кризисов, осложнений на международной арене.

В нарушение Потсдамских соглашений в мае 1949 года была образована Федератив­ная Республика Германия. В октябре 1949 года на территории, занятой советскими вой­сками, было провозглашено образование Германской Демо­кратической Республики.

За контроль над Берли­ном шла борьба советской и союзнической военных администраций, а также спецслужб. В августе 1961 года Западный Берлин был обнесен мощной стеной, которая должна была пресечь негативное экономическое воздейст­вие на Восточный Берлин и ГДР, а также прекратить побеги граждан ГДР в Западный Берлин. В центре Ев­ропы возник постоянный очаг напря­женности, породивший немало опасных кон­фликтных ситуа­ций. Берлинская стена просуществовала до 1989 года. На терри­тории ГДР была размещена Группа советских войск в Германии (ГСВГ).

Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

В последние годы правления Сталина (умер 5 марта 1953) социа­лизм вышел за рамки одной страны, началось формирование мировой социа­листической системы. В 1944–1945 годах в Польше, Чехословакии, Венгрии, Ру­мынии, Болгарии, Албании, Юго­славии к вла­сти пришли антифашистские правительства, представлявшие интересы аб­со­лютного боль­шинства населе­ния. В эти несколько лет советская сторона исходила из концепции «мирного перехода к социализму», использовала тактику широкого демокра­тического блока. Лидеры стран Восточной Европы говорили о «национальном пути к со­циализму», о борьбе за новую социальную и экономическую структуру, но без диктатуры пролетариата, без применения некоторых положений марксизма-ленинизма. В организа­ции общественно-политической жизни приоритет отдавался парламентской демократии. В экономической сфере признавались сосуществование и соревнование кооперативного, ча­стного и государственного секторов.

Ведущую роль в большинстве стран Восточной Европы играли местные коммуни­сты, дейст­во­вавшие под силь­ным влиянием Москвы. В обстановке начавшейся «холодной войны» Сталин и его сторонники перешли к жестким силовым методам влияния на внутриполитические процессы в восточноевропейских странах. В 1948–1949 годах коммуни­сты от­тесняют от ру­ково­дства представителей других политических сил, начинается прове­де­ние социалистиче­ских преобразований по примеру СССР. Попытка руководства Юго­славии во главе с силь­ным, волевым лидером Иосипом Броз Тито дейст­вовать само­стоя­тельно вызвала гневную реак­цию Сталина и привела к разрыву советско-юго­слав­ских отношений. Победе сталинизма в Восточной Европе способствовали обнищание, люмпенизация всех социальных групп, обещания коммунистов, мифологизация советской действительности и надежды на помощь СССР. В патронируемых государствах прошли политические судебные процессы. Началось давление на церковь. С 1949 года институт со­ветников, действовавших в отдельных странах, стал превращаться во всеобъемлющую систему контроля. Проводником советской линии, носителем власти являлась местная партийно-государственная номенклатура.

В 1949 году Болгария, Чехословакия, Венгрия, Польша, Румыния и Советский Союз создали Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Впоследствии полноправными членами СЭВ стали ГДР, МНР, Куба, СРВ. СЭВ рассматривался как международная экономическая организация социалистических стран, основанная на новом типе экономических отношений, принципах братского сотрудничества и социалистического интернационализма, полного равноправия и товарищеской взаимопомощи. Целью создания СЭВ считалось стимулирование процесса сотрудничества и экономической интеграции социалистических стран. В рамках СЭВ осуществлялась организация, специализация и координация экономической деятельности стран-участников.

В СЭВ могла вступить любая страна, согласная с его Уставом. Кроме 10 вышеперечисленных членов в работе ряда органов СЭВ участвовали представители Социалистической Федеративной Республики Югославии, Лаосской Народно-Демократической Республики, Народной Республики Ангола, Корейской Народно-Демократической Республики, Социалистической Эфиопии. СЭВ имела соглашения о сотрудничестве с Финляндией, Ираком и Мексикой, а также статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

В СЭВ каждая страна имела право на равное представительство независимо от величины, уровня развития и взноса в бюджет СЭВ. В любом органе каждая страна имела только один голос. Совет не принимал решения без согласия всех заинтересованных стран. Высшим органом СЭВ являлась сессия Совета, которая проводилась один раз в год поочередно в странах-членах. Главным исполнительным органом был Исполнительный комитет. Разработку мероприятий и подготовку предложений об экономическом и научно-техническом сотрудничестве по различным отраслям или определенным проблемам осуществляли Комитеты СЭВ (по сотрудничеству в области плановой деятельности; по научно-техническому сотрудничеству; по сотрудничеству в области материально-технического снабжения) и 22 постоянные комиссии. Экономическим и исполнительно-административным органом Совета был Секретариат СЭВ, находившийся в Москве.

В начале своей деятельности СЭВ сосредотачивал свои усилия на развитии торговли между социалистическими странами. Затем главным направлением все больше становилась координация народнохозяйственных планов. Затем был определен курс на всестороннее развитие экономической интеграции, в основе которой лежали потребности дальнейшей интернационализации материальной и духовной жизни стран – членов СЭВ.

Внешняя торговля в рамках СЭВ была призвана удовлетворить потребности каждой страны за счет товаров, производимых в других странах на основе международного разделения труда. Преследовалась и важная идеологическая задача – «обойтись без запада». Во всех социалистических странах была введена государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность. Она соответствовала системе общественного производства, при которой частная собственность в ее различных видах почти полностью уничтожалась и средства производства сосредотачивались в руках государства. В СССР и других странах социализма считали, что государственная монополия не только решала задачу защиты социалистической экономики от стихии капиталистического рынка, но и обеспечивала максимально возможное использование потенциала внешней торговли для повышения эффективности производства и ускорения темпов экономического развития.

Внешняя торговля велась по долгосрочным соглашениям, носила эквивалентный характер, осуществлялась на основе государственной монополии внешней торговли и в соответствии с перспективными планами развития народного хозяйства. Считалось, что на мировом социалистическом рынке товары реализовались по ценам, которые базировались на ценах всемирного рынка, но были очищены от спекулятивных наслоений и учитывали издержки производства и особенности реализации ряда товаров в мировой системе социализма. За 1950-1978 годы взаимный товарооборот стран – членов СЭВ увеличился более чем в 22 раза и составил 103 млрд. руб. Около 28% товарооборота стран – членов СЭВ приходилось на торговлю с промышленно развитыми капиталистическими странами и более 12% – на торговлю с развивающимися странами. Более высокими темпами развивалась торговля машинами и оборудованием. На СССР приходилось 40% общего объема внешнеторгового оборота СЭВ. На втором месте была Польша – свыше 12%. На третьем – ГДР с 12%. СССР был крупнейшим поставщиком машин, оборудования, топлива и сырья. В то же время из общего объема экспорта европейскими странами – членами СЭВ машиностроительной продукции в среднем более 40% направлялось в СССР. Советский Союз покупал около 80% судов и судового оборудования, 60% железнодорожного подвижного состава, около 2/3 оборудования для химической и пищевой промышленности, более 50% подъемно-транспортного оборудования, которое экспортировалось этими странами. Заказы СССР обеспечивали промышленности стран – членов СЭВ стабильный и емкий рынок.

Экономическая социалистическая интеграция определялась как объединение и планомерная координация усилий стран содружества в целях решения важнейших социально-экономических задач по дальнейшему подъему производительных сил, достижения наивысшего научно-технического уровня, повышения народного благосостояния, укрепления обороноспособности как каждой страны, так и всего социалистического содружества. Это сознательно и планомерно регулируемый коммунистическими и рабочими партиями и правительствами стран – членов СЭВ процесс международного разделения труда, сближения их экономик и формирования современной, высокоэффективной структуры национальных хозяйств, постепенного выравнивания уровней экономического развития социалистических стран, формирования глубоких и устойчивых связей в основных отраслях экономики, науки и техники, расширения и укрепления международного рынка этих стран, совершенствования товарно-денежных отношений. Она демонстрирует самый высокий тип интернационализации хозяйственной жизни.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...