Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проб-лемы (есть ли вам дело до чужих проблем).

Каждый из нас полностью отвечает за свое благополучие, счастье и успех в жизни. Как

бы мы ни желали добра друг другу, у нас нет возможности создавать благополучие или

счастье кому-то еще.

Вы можете время от времени делать приятное кому-то, исполнять его пожелания, но

этот человек должен сам испытать тяжесть, пот, боль и страх поражений и так строить

свою жизнь, чтобы быть здоровым и счастливым. Каждый из нас должен сам решать свои

проблемы и учиться справляться с ними. Это отражено в одном из первых принципов со-

временной психотерапии. Люди, занимающиеся этим врачебным искусством, знают, что

само «лечение» не решает проблем пациента, но помогает ему достичь состояния разре-

шать их.

Можно иногда помочь консультацией или советом, но человек, имеющий проблемы,

сам несет ответственность за их разрешение.

Если вы не пользуетесь своим правом отвечать только за себя, то другие люди

воспользуются этим и будут навешивать на вас еще и свои проблемы. Подобный тип

манипуляции основан на детском представлении о миропорядке: есть некие предписания,

необходимые для управления жизнью. Вы должны пожертвовать своими личными

ценностями и не дать разрушиться этой системе предписаний. Если система когда-то

не срабатывает, должны приспособиться или измениться вы, а не система. Если

возникают какие-то проблемы с системой — это ваши проблемы; система за них

ответственности не несет.

Наше обычное общение с людьми изобилует примерами такого рода манипуляций.

Мужья и жены манипулируют друг другом, говоря: «Если ты не прекратишь раздражать

меня, нам придется развестись». Подобное утверждение вызывает ощущение вины, так как

подразумевается, что брачный контракт важнее личного счастья каждого из супругов. В

данном случае у них есть выбор:

1) каждому делать то, что он хочет, и испытывать чувство вины за то, что свои желания

он ставит выше супружеских отношений, или

2) делать то, что хочет супруг или супруга, и испытывать огорчение, гнев, агрессивно

усиливать конфликт или впадать в депрессию и отдаляться.

Если один из супругов, боясь развода и занимая нерешительную защитную позицию,

говорит, что развод, возможно, не разрешит их проблем, им (ею) может манипулировать

другой супруг, что видно из следующего диалога:

Жена : Если ты не начнешь хоть что-нибудь делать по дому, дело дойдет до развода!

Муж : Глупости! Ты ведь не хочешь развода!

Же н а : Я хочу! А вот тебе, видно, все равно, что будет со мной, если я опять останусь

одна?

Му ж (чувствуя свою вину): Конечно, мне не все равно! За кого ты меня

принимаешь? Я много для нас делаю!

Жена: Ты делаешь только то, что касается тебя. Почему ты такой упрямый? Если тебе

действительно небезразличен наш брак, почему ты не попытаешься помочь мне? Я делаю

все, а что делаешь ты?

С другой стороны, один из супругов может решительно и уверенно высказать свое

мнение по поводу того, на ком лежит ответственность за разрешение проблем (на нем, на

ней или на обоих). Тогда это может прозвучать так: «Если тебе и вправду кажется, что

ты не можешь поступать так же, как я, что ж, возможно, ты прав(а). Если мы ничего с

тобой не придумаем, может, нам и стоит подумать о разводе».

Мы ежедневно наблюдаем похожие примеры в сфере торговли. Вас пытаются заставить

поступать так, словно благополучие некоей системы «выше» вашего собственного бла-

гополучия. Продавцы часто стараются отклонить вашу жалобу на бракованный товар

словами: «Вы всех задерживаете. Все эти люди тоже хотят, чтобы их обслужили». Тем

самым продавец манипулирует вами. Он вызывает у вас ощущение вины, поскольку

подразумевает: вы же должны понимать, что магазин не может из-за вас задерживать

обслуживание других людей. «Приговор» продавца, вынесенный вам, таков: если

система разбора жалоб работает плохо в случае с вами, то ответственность за это лежит на

вас, а не на магазине. Но если бы вы сами решили, кто виноват (на ком лежит

ответственность), вы бы просто справились с ситуацией. Например: «Вы правы, я всех

задерживаю. Или вы быстро удовлетворяете мою просьбу, или им придется еще подо-

ждать».

Когда вы пытаетесь добиться, чтобы вам сделали необходимый ремонт купленной вами

вещи, оказавшейся неисправной, либо вернули деньги за нее, продавцы или

администраторы часто говорят: «Ваши претензии — не к нам. Это не наша проблема. Это

проблема фабрики, или завода, или оптового магазина, или импортера, или

транспортной службы, или страховой компании и т. д. Фабрика не возвратит нам денег за

бракованный товар, так что мы не можем вернуть их вам». Такое утверждение —

уклонение от ответственности. Если вы позволите продавцу или администратору навязать

вам мнение, что вы сами должны решать эту проблему, вы в любом случае окажетесь в

нелепом положении, а именно:

1) вы прекращаете настаивать, чтобы вам вернули деньги;

2) соглашаетесь с глупым представлением, что вам не следует быть причиной

проблем для служащих или компании;

3) расстраиваетесь оттого, что не знаете, как, не доставив проблем другим, добиться

выполнения вашего желания.

С другой стороны, если вы считаете, что не вы отвечаете за разрешение проблемы

отношений между магазином и фабрикой, вы можете уверенно ответить: «Меня не

интересуют ваши отношения с фабрикой. Меня интересует только получение исправной

вещи или возвращение моих денег».

Право Четвёртое:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...