Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Навязывать клиенту собственные установки. Как ни называть группы —

Психотерапевтическими группами, группами тренинга, или тренинга умений, — законы

Обучения и научения во всех случаях одинаковы. В этом смысле различия касаются только

Состава групп и стоящих перёд ними задач.

Основные понятия

В фокусе внимания поведенческого подхода находится наблюдаемое поведение.

Фрейдистские концепции бессознательного, подавления и переноса подчеркнуто отвергаются

Или, в крайнем случае, переводятся на менее символический язык. Поведенческие

Психотерапевты обычно работают с проблемными формами поведения непосредственно и не

Вдаются в исследование их причин или исторических корней. Бихевиористы вполне

Допускают, что текущие проблемы могут являться результатом событий прошлого, но предпо-

Читают воздействовать на наблюдаемое поведение и на те обусловливающие его факторы,

Которые существуют в данный момент. Решающее значение придается изучению

Поведения в тех условиях, где оно проявляется. Иногда рекомендуемое вмешательство

Касается не поведения как такового, а именно условий, в которых имеют место наблюдаемые

Поведенческие реакции. Здесь не место обсуждать достоинства и недостатки поведенческого

Подхода в психотерапии, однако описанные выше принципы следует принять во внимание,

Поскольку концептуальные основы групп тренинга умений несут на себе выраженный отпечаток

Бихевиоризма.

Учебная модель

В группах тренинга умений присутствует стремление объединить дидактические

Способы обучения с обучением на основе непосредственного опыта. На приобретение опыта

Направлены многие упражнения, предлагаемые в таких группах, но в целом форма работы

В них явно учебная, что соответствует отходу от лечебной медицинской модели и

Переориентации на решение проблем, которое требует определенных умений. Занятия в

Таких группах больше похожи не на психотерапевтические сеансы, а на инструктаж. К

участникам относятся не как к пациентам с определенными диагнозами, а как к студентам,

Стремящимся исправлять недостатки, которые они у себя находят, и совершенствовать

Свое умение жить (Factor and Daubenspeck, 1979). Вместо того чтобы предлагать лечение,

Руководители таких групп дают систематизированные инструкции по изменению способов

Поведения и жизненных установок, а также по достижению целей, которые участники

Ставят перед собой.

Для руководителей групп тренинга умений наибольший интерес представляет изучение

Нормального развития личности, а не психологические аномалии. В таких бестселлерах, как

«Passages» Гайл Шихи (Sheeny, 1976) и «The Seasons of a Man's Life» Дэниэла Левинсона

(Levinson, 1978), говорится, что на каждом этапе жизни человека, перед ним встают

Определенные задачи, и ему необходимы определенные умения, чтобы он мог преодолеть

критический период и достигнуть нового уровня зрелости. Например, тому, кто подумывает о

Вступлении в брак, следует расширять репертуар умений, необходимых для объединения

Двух уникальных личностей, обладающих каждый своим стилем жизни, в гармоничное

Целое. Если необходимые умения не приобретены на соответствующем этапе развития,

Человек оказывается в невыгодном положении при встрече с будущими трудностями и

Стрессовыми ситуациями.

Одним из критических периодов жизни является превращение подростка во взрослого

Человека, когда впервые возникает необходимость сделать множество жизненно важных

Выборов. На этом этапе приобретаются умения вступать в межличностные отношения,

Удовлетворять свои потребности, справляться с тревогой и беспокойством, а также другие

Жизненно важные навыки, которые определяют будущие удачи и неудачи в установлении

Близких отношений и достижении независимости и компетентности в работе и в. других

Сферах жизни. Есть множество причин, по которым человек не приобретает необходимые

Умения на каждом этапе. К их числу относятся отсутствие адекватной родительской

Модели поведения, неподдерживающее или- обедняющее окружение, отставание в

Физическом развитии, отсутствие возможности практиковаться в необходимых умениях,

Травмирующие переживания, эмоциональные блоки. В группах тренинга умений вызванные

Этими причинами «недостатки» психологических умений выявляются и оцениваются.

Опыт пребывания в группе может либо способствовать научению, либо мешать ему.

Экспериментальные исследования малых групп показывают, что группы справляются со

Многими проблемами успешней, чем отдельные индивиды (Cartwright and Zander, 1968). В

Группе может возникнуть разделение труда, способствующее более эффективному

Использованию времени и более высокому качеству решения проблемы, чем если бы она

Решалась отдельной личностью. Однако научению в группе могут мешать защитные

Реакции ее участников, их конформизм или стремление к власти. Некоторые руководите-

Ли поведенческой ориентации сознательно создают в группе оптимальный для научения

Климат, для чего они всячески способствуют повышению сплоченности группы, модификации

Ее коммуникационных структур, уравниванию силы ее участников и установлению

Общегрупповых целей, служащих противовесом для индивидуальных целей.

Постановка цели

Перед членами групп тренинга умений ставят цель — выработать

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...