Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Под сильным впечатлением от движения за активизацию человеческого потенциала и тех

Ценностей гуманистической психологии, которыми проникнуто большинство терапевтических

Подходов, рассмотренных в предыдущих главах. Они переработали поведенческие

Методики лечения невротических тревожных состояний, с целью создания такого метода

Повышения самооценки, в котором сочетались бихевиористские и гуманистические принципы

(Alberty, 1977). Корни тренинга уверенности в себе можно найти в работах Эндрю Солтера

(Salter, 1949), который разрабатывал методы психотерапии, основываясь на представлениях об

Условных рефлексах. Имевшие бихевиористскую направленность экспериментальные

Исследования Солтера базировались на работах Л.П. Павлова, выделившего процессы

Возбуждения и торможения в коре головного мозга. Солтер предположил, что у

Неуверенных индивидов внутренняя заторможенность развивается потому, что их часто

Наказывали за такое доведение, которое является следствием преобладания процессов

Возбуждения. Он разработал процедуры, имеющие целью активировать процессы

Возбуждения в головном мозге и снизить обусловленную торможением тревогу. Суть методик

Солтера, которые предвосхитили многие современные методы тренинга уверенности в себе,

Состояла в том, чтобы провоцировать возникновение сильных переживаний и способствовать

Их свободной реализации в поведении. Примером тому может служить его установка на прямое

Выражение эмоций, которое он называл «голосом чувств». Несколькими годами позже Джозеф

Вольпе (Wolpe, 1958) применил термин «уверенность в себе» (assertiveness) для обозначения

Открытости в межличностных отношениях. Он заметил, что многие бывают не в состоянии

Выразить чувства, которые соответствовали бы сложившимся межличностным отношениям,

Или продемонстрировать их, так как эти чувства искажаются тревогой. Вольпе выяснил, что

Влияние тревоги можно преодолеть с помощью уверенного выражения мыслей и чувств. Для

Обоснования разработанного им метода он выдвинул принцип реципрокного торможения,

Который гласит: «Если при наличии стимула, который вызывает тревогу, может быть

Осуществлено ответное торможение тревоги, тем самым будет ослаблена связь между этими

Стимулами и тревогой» (Wolpe and Lazarus, 1966, p. 12).

Методы работы в современных группах, организуемых с целью развития у людей

Уверенности и способности бороться со страхом и избеганием, далеко отошли от исходных

Концепций, предложенных в свое время Солтером и Вольпе. Ланге и Якубовский (Lange and

Jakubowski, 1976) подразделяют существующие в настоящее время группы тренинга

Уверенности в себе на четыре типа в зависимости от структуры занятий в них: 1) группы,

Где основу каждого занятия составляют различные ролевые игры; 2) группы, где каждое

занятие посвящено одной определенной теме, например конструктивной критике; 3) группы, где

ролевые игры используются в сочетании с другими процедурами, направленными, например,

На развитие самоосознания, совершенствование родительских навыков, развитие умения

Разрешать конфликты, трансактный анализ сценариев и т. д.; 4) неструктурированные

Группы, работа в которых проводится в соответствии с текущими потребностями of дельных

Участников.

Оценка уверенности в себе

Работа в группах тренинга уверенности в себе начинается с оценки степени ее

Проявления в поведении участников. Для того чтобы выявлять те проблемы в поведении,

Которые имеют отношение к уверенности в себе, существует по меньшей мере 1? опросников

(Kelley, I979). В качестве примера в табл. 11-4 приведен опросник, разработанный Рейтасом

(Rathus, 1974). В сущности, уверенность в себе означает способность определять и выражать

Свои потребности, желания, предпочтения и ожидания. Уверенность в себе проявляется в

Умении использовать просьбы и отказы в отношениях со значимыми другими либо с

посторонними (Cottier and Guerra, 1976). Социальная просьба — это, например, предложение

Встретиться со знакомым или обращение к незнакомцу, чтобы узнать точное время. Отказ (или

защита) — это, например, выражение нежелания провести уик-энд с родственником или

Купить что-либо у продавца. Компонентами уверенного поведения могут быть взгляд, поза,

Жестикуляция, выражение лица, интонации, а также выбор слов и выражений.

Таблица 11—1. Опросник для оценки уверенности в себе

(Rathus, 1973)

Инструкция. Определите, насколько соответствуют вашим представлениям о

себе приведенные утверждения, пользуясь для этого следующими обозначениями:

+3 соответствие полное, описание точное;

+2 соответствие достаточно полное, описание довольно точное;

+1 соответствие примерное, описание приблизительное;

-1 соответствие не очень точное, описание не очень верное;

-2 соответствие довольно неточное, описание довольно неверное;

-3 никакого соответствия нет, описание совершенно неверное.

Для подсчета баллов надо сложить оценки каждого утверждения, изменив знаки у тех,

Что помечены звездочкой.

Большинство людей кажутся мне более агрессивными и уверенными в себе, чем я.

Из-за своей застенчивости я испытываю колебания всякий раз, когда назначаю

свидание или соглашаюсь на него.*

Если в ресторане блюдо мне не нравится, я выражаю официанту свое недовольство. 4.

Я стараюсь не обижать других, даже когда чувствую, что сам ими обижен.*

Если продавцу стоило значительных усилий показать мне товар, который мне не подо-

шел, мне трудно отказаться от покупки.*

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...