Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Под сильным впечатлением от движения за активизацию человеческого потенциала и техЦенностей гуманистической психологии, которыми проникнуто большинство терапевтических Подходов, рассмотренных в предыдущих главах. Они переработали поведенческие Методики лечения невротических тревожных состояний, с целью создания такого метода Повышения самооценки, в котором сочетались бихевиористские и гуманистические принципы (Alberty, 1977). Корни тренинга уверенности в себе можно найти в работах Эндрю Солтера (Salter, 1949), который разрабатывал методы психотерапии, основываясь на представлениях об Условных рефлексах. Имевшие бихевиористскую направленность экспериментальные Исследования Солтера базировались на работах Л.П. Павлова, выделившего процессы Возбуждения и торможения в коре головного мозга. Солтер предположил, что у Неуверенных индивидов внутренняя заторможенность развивается потому, что их часто Наказывали за такое доведение, которое является следствием преобладания процессов Возбуждения. Он разработал процедуры, имеющие целью активировать процессы Возбуждения в головном мозге и снизить обусловленную торможением тревогу. Суть методик Солтера, которые предвосхитили многие современные методы тренинга уверенности в себе, Состояла в том, чтобы провоцировать возникновение сильных переживаний и способствовать Их свободной реализации в поведении. Примером тому может служить его установка на прямое Выражение эмоций, которое он называл «голосом чувств». Несколькими годами позже Джозеф Вольпе (Wolpe, 1958) применил термин «уверенность в себе» (assertiveness) для обозначения Открытости в межличностных отношениях. Он заметил, что многие бывают не в состоянии Выразить чувства, которые соответствовали бы сложившимся межличностным отношениям, Или продемонстрировать их, так как эти чувства искажаются тревогой. Вольпе выяснил, что Влияние тревоги можно преодолеть с помощью уверенного выражения мыслей и чувств. Для Обоснования разработанного им метода он выдвинул принцип реципрокного торможения, Который гласит: «Если при наличии стимула, который вызывает тревогу, может быть Осуществлено ответное торможение тревоги, тем самым будет ослаблена связь между этими Стимулами и тревогой» (Wolpe and Lazarus, 1966, p. 12). Методы работы в современных группах, организуемых с целью развития у людей Уверенности и способности бороться со страхом и избеганием, далеко отошли от исходных Концепций, предложенных в свое время Солтером и Вольпе. Ланге и Якубовский (Lange and Jakubowski, 1976) подразделяют существующие в настоящее время группы тренинга Уверенности в себе на четыре типа в зависимости от структуры занятий в них: 1) группы, Где основу каждого занятия составляют различные ролевые игры; 2) группы, где каждое занятие посвящено одной определенной теме, например конструктивной критике; 3) группы, где ролевые игры используются в сочетании с другими процедурами, направленными, например, На развитие самоосознания, совершенствование родительских навыков, развитие умения Разрешать конфликты, трансактный анализ сценариев и т. д.; 4) неструктурированные Группы, работа в которых проводится в соответствии с текущими потребностями of дельных Участников. Оценка уверенности в себе Работа в группах тренинга уверенности в себе начинается с оценки степени ее Проявления в поведении участников. Для того чтобы выявлять те проблемы в поведении, Которые имеют отношение к уверенности в себе, существует по меньшей мере 1? опросников (Kelley, I979). В качестве примера в табл. 11-4 приведен опросник, разработанный Рейтасом (Rathus, 1974). В сущности, уверенность в себе означает способность определять и выражать Свои потребности, желания, предпочтения и ожидания. Уверенность в себе проявляется в Умении использовать просьбы и отказы в отношениях со значимыми другими либо с посторонними (Cottier and Guerra, 1976). Социальная просьба — это, например, предложение Встретиться со знакомым или обращение к незнакомцу, чтобы узнать точное время. Отказ (или защита) — это, например, выражение нежелания провести уик-энд с родственником или Купить что-либо у продавца. Компонентами уверенного поведения могут быть взгляд, поза, Жестикуляция, выражение лица, интонации, а также выбор слов и выражений. Таблица 11—1. Опросник для оценки уверенности в себе (Rathus, 1973) Инструкция. Определите, насколько соответствуют вашим представлениям о себе приведенные утверждения, пользуясь для этого следующими обозначениями: +3 соответствие полное, описание точное; +2 соответствие достаточно полное, описание довольно точное; +1 соответствие примерное, описание приблизительное; -1 соответствие не очень точное, описание не очень верное; -2 соответствие довольно неточное, описание довольно неверное; -3 никакого соответствия нет, описание совершенно неверное. Для подсчета баллов надо сложить оценки каждого утверждения, изменив знаки у тех, Что помечены звездочкой. Большинство людей кажутся мне более агрессивными и уверенными в себе, чем я. Из-за своей застенчивости я испытываю колебания всякий раз, когда назначаю свидание или соглашаюсь на него.* Если в ресторане блюдо мне не нравится, я выражаю официанту свое недовольство. 4. Я стараюсь не обижать других, даже когда чувствую, что сам ими обижен.* Если продавцу стоило значительных усилий показать мне товар, который мне не подо- шел, мне трудно отказаться от покупки.* |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |