Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип диагностики уровня развития физических способностей.

Группы занимающихся в силу разнообразных патологических нару­шений не могут быть однородными и стабильными, что затрудняет диф­ференцированный и индивидуальный подход к нормированию педаго­гических воздействий. Клинических, нейрофизиологических, психоло­гических показателей недостаточно, чтобы определять оптимальные величины дозирования физической нагрузки.

Методической основой управления процессом индивидуальной физической подготовленности лиц с ограниченными возможностями является диагностика физического развития, вторичных нарушений, проявляющихся в различных локомоциях, координационных и конди­ционных способностей. Измерение параметров физического развития (длины, массы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, состояния осанки, голеностопных суставов), оценка координа­ционных способностей (точности дифференцировки усилий, простран-


ства, времени, равновесия, расслабления, способности усвоения рит­ма и др.), кондиционных способностей (силы, быстроты, выносливос­ти, ловкости), показателей развития основных движений (ходьбы, бега, прыжков, метаний) дает информацию о состоянии сохранных функ­ций, индивидуальных потенциальных возможностей организма.

Динамическая диагностика позволяет выявить сенситивные перио­ды, зоны ближайшего развития, планировать программы комплексно­го развития физических способностей, выбирать оптимальные пути кор­рекции и компенсации двигательных нарушений (Т.А. Власова, 1978; А.С. Самыличев, 1985; А.А. Дмитриев, 1991; Н.Н. Ефименко, 1991; И.Ю. Горская, Т.В. Синельникова, 1999).

_____________ Контрольные вопросы и задания____________

1. Перечислите основные принципы развития физических качеств.

2. Раскройте сущность принципа сопряженного развития коорди­
национных и кондиционных физических способностей.

3. В чем проявляется принцип возрастной адекватности педагоги­
ческих воздействий?

4. Дайте характеристику принципа оптимальности педагогических
воздействий в адаптивной физической культуре.

5. Сущность принципа вариативности педагогических воздействий.

6. Раскройте значение принципа диагностики уровня развития фи­
зических способностей в адаптивной физической культуре.

20.3. Развитие силовых способностей

Любая двигательная деятельность обеспечивается сложным комплек­сом корковых, подкорковых, нейрофизиологических, биохимических механизмов, но ни один двигательный акт невозможен без участия мы­шечной системы как основного звена опорно-двигательного аппарата, а следовательно, без мышечного напряжения. Совершенно очевидно, что инвалиды и лица с ограниченными возможностями, испытывая дефи­цит двигательной активности, имеют сниженные по сравнению со здо­ровыми показатели мышечной силы, но потребность в развитии силы неодинакова. Дети с нарушениями зрения, слуха, речи, с задержкой пси­хического развития и умственной отсталостью в большинстве своем име­ют низкий соматический статус, слабое физическое развитие, вторич­ные нарушения и нуждаются в укреплении всех мышечных групп. Другие из них занимаются адаптивным спортом, где к развитию мышечной силы предъявляются повышенные требования. Для детей с ДЦП силовые уп­ражнения подбираются индивидуально в зависимости от типа и степени поражения двигательной системы. Инвалиды, потерявшие конечность или получившие повреждения позвоночника и спинного мозга, проходят


несколько этапов реабилитации в условиях стационара, где силовая тре­нировка носит направленный характер (подготовка к протезированию, восстановление локомоторной деятельности, трудовых навыков и др.) и занимает большой объем в комплексной реабилитации. Занятия физи­ческой рекреацией, тренировка в спорте высших достижений, а особен­но самостоятельные занятия инвалидов различных нозологических групп требуют разных подходов к развитию мышечной силы. В теории и методи­ке физической культуры под мышечной силой понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений (В.М. Зациорский, 1970; Л.П. Матве­ев, 1986). Силовые способности проявляются в конкретных усилиях и обеспечиваются мобилизацией психических качеств, функций моторной, мышечной, вегетативных, гормональной и других физиологических сис­тем, т.е. являются целостной реакцией организма.

В условиях выполнения физических упражнений усилие может прояв­ляться однократно, многократно в циклических и ациклических движени­ях, против большого или небольшого сопротивления, с высокой скорос­тью или медленно, при различном состоянии мышц - расслабленном или напряженном. При этом могут иметь место различные режимы работы мышц: динамический (преодолевающий и уступающий), изометрический (стати­ческий) и многочисленные формы смешанного режима. В зависимости от преимущественной роли этих факторов развиваются те или иные формы силовых способностей — собственно силовые или скоростно-силовые.

Исходя из общего определения физических способностей, мышеч­ная сила — это совокупность психических, морфологических и физиологи­ческих компонентов организма (инвалидов и лиц с ограниченными возмож­ностями), единство которых в структуре двигательной функциональной системы обеспечивает способность к преодолению внешнего сопротивле­ния или противодействия ему с помощью мышечных напряжений.

На уровень проявления силовых способностей оказывают влияние:

- функциональный потенциал центральной и периферической нерв­
ной системы;

-функциональный потенциал нервно-мышечной системы и кост-но-связочного аппарата;

- синхронность включения «быстрых» двигательных единиц;

- общая масса тела, структура, физиологический поперечник, дли­
на мышц;

- концентрация энергетического материала, интенсивность ресин-
теза АТФ;

- тип высшей нервной деятельности, особенности характера и по­
ведения.

Средствами силовой подготовки являются упражнения с повышен­ным сопротивлением, предполагающие сознательное и активное воз­действие на организм с целью совершенствования его анатомических, физиологических и психологических свойств.

Выделяют следующие группы упражнений, направленных на раз­витие мышечной силы:

1) упражнения с преодолением массы собственного тела;


 

2) упражнения с внешним сопротивлением;

3) упражнения в изометрическом режиме.

Первая группа упражнений с преодолением собственного веса -наиболее доступная и распространенная среди всех категорий инвали­дов независимо от возраста и пола, включает:

- силовые упражнения основной гимнастики: лазанье, перелезания,
висы, подтягивание, сгибание—разгибание рук в упоре, поднимание
ног из положения лежа на спине и упора сидя сзади, перемещения по
гимнастической скамейке лежа с помощью рук;

- корригирующие силовые упражнения для профилактики наруше­
ний осанки, предупреждение сколиотической установки позвоночника
и коррекции имеющихся нарушений;

-легкоатлетические упражнения: прыжки и прыжковые упражне­ния, спрыгивание в глубину с высоты 40-50 см с последующим оттал­киванием вверх;

- подвижные игры, например игра в футбол на ограниченной площад­
ке, передвигаясь на корточках или ягодицах и перекатывая мяч руками.

Вторая группа упражнений с внешним сопротивлением — включает:

-упражнения с преодолением внешней среды: бег по песку, пере­движение на лыжах в гору, по глубокому снегу;

-упражнения с самосопротивлением (волевая гимнастика);

-упражнения с сопротивлением в виде эспандеров, резиновых ко­лец, амортизаторов;

-плавание только ногами, только руками, с гидротормозом;

- упражнения на тренажерах;

-упражнения с грузом - гантелями, гирей, штангой, набивными мячами, с партнером.

Эта группа упражнений выполняется в преодолевающем и уступаю­щем режимах и относится к высокоэффективным средствам развития силы, но требует индивидуального подбора режимов работы: веса отя­гощения, количества повторений, исходного положения для выполне­ния упражнений, учета медицинских показаний и противопоказаний, особенно в упражнениях со штангой.

Третью группу упражнений составляют изометрические кратковре­менные напряжения:

-в «чистом» виде они представлены в таких видах адаптивного спорта, как пауэрлифтинг, армрестлинг;

-локальные мышечные напряжения конечностей при вынужден­ной неподвижности (гипс), ограниченной подвижности;

-фантомно-импульсивная гимнастика (при ампутациях конечнос­тей) - изометрическое напряжение мышц культи путем мысленного воспроизведения движений отсутствующим сегментом конечности.

В адаптивной физической культуре силовая подготовка использует­ся в целях:

-обучения двигательным действиям;

- коррекции и компенсации двигательных нарушений;

- сохранения оптимальной работоспособности и развития физичес­
ких кондиций;


-достижения максимального спортивного результата в избранном виде спорта;

- активного отдыха и самостоятельных занятий;

- восстановления двигательной, локомоторной деятельности и само­
обслуживания после травм и заболеваний;

- нормализации веса и коррекции телосложения.
Соответственно этим целям определяются и адекватные методы

развития силовых способностей, имеющие широкий диапазон. Практи­чески используются все методы, известные в теории и методике физи­ческой культуры, но избирательно, с учетом конкретных задач, клини­ческих и индивидуальных особенностей, возраста, пола, состояния со­хранных функций и физических возможностей занимающихся.

В реальной практике физической культуры инвалидов и лиц с огра­ниченными возможностями методика развития мышечной силы реали­зуется в двух направлениях:

1) общая силовая подготовка, направленная на достаточно полное
развития всех мышечных групп, рассматривается как базовый уровень
силовых способностей;

2) специальная силовая подготовка, направленная на развитие си­
ловых способностей, формирование компенсаторных механизмов, при­
менительно к определенному виду деятельности (профессиональной,
бытовой, спортивной, рекреационной и др.).

В целях реабилитации и тренировки силовых способностей инвали­дов с нарушениями функций спинного мозга В.Г. Григоренко и Б.В. Сер-меевым (1991) разработаны режимы физической нагрузки на основе учета максимальных индивидуальных возможностей. Для предварительного из­мерения динамической, взрывной силы и силовой выносливости исполь­зовались контрольные упражнения:

- метание набивных мячей различной массы на дальность;

- сгибание - разгибание рук в упоре лежа, подтягивание на пере­
кладине, жим штанги двумя руками, жим гирь, гантелей правой и ле­
вой рукой стоя и лежа;

- поднимание предельного веса с целью определения максималь­
ной силы.

По мнению авторов, спортивная пригодность и функциональный по­тенциал двигательной сферы взрослых инвалидов с нарушениями функций спинного мозга развертываются в полной мере в условиях предъявления высоких требований. Разработаны режим выполнения силовых упражнений «до отказа» с интенсивностью 90, 80, 70, 60% от максимально возможной. Интегральный эффект предложенных режимов заключается в дифферен­цировании нагрузки и оптимальной силе ее воздействия персонально для каждого инвалида. Установлены следующие уровни силовой нагрузки:

- при интенсивности 90% от максимума оптимальной является нагрузка,
выполняемая в 2 серии по 5 повторений, продолжительность однократного
воздействия 1—1,5 мин, с интервалами активного отдыха, равными 2,5 мин;

-при интенсивности 80% — 3 серии по 7 повторений, продолжи­тельность однократного воздействия та же, интервал отдыха 2,5 мин, полный, активный;


- при интенсивности 70% - 5 серий по 8 повторений, интервал от­дыха 2—3 мин, полный, активный;

-при интенсивности 60% - 6 серий по 11 повторений, интервал отдыха 2 мин, полный, активный;

-при изометрических напряжениях продолжительность одного уп­ражнения 6-8 с, степень усилия 70-100%, интервалы отдыха определя­ются моментом снижения ЧСС до 100-110 уд./мин.

Учет исходного уровня функционального состояния, реальных си­ловых возможностей сохранных функций, определение оптимальных величин физической нагрузки позволяют развивать силовые способно­сти, контролировать адаптационные и компенсаторные процессы ин­валидов с нарушениями функций спинного мозга.

В качестве метода развития мышечной силы для инвалидов с пора­жениями опорно-двигательного аппарата применяется электромиости-муляция, которая, как и силовые упражнения, приводит к увеличению физиологического поперечника и силы мышц. Положительная роль элект-ромиостимуляции состоит в том, что, во-первых, она обеспечивает избирательное воздействие на отдельные мышцы, что в обычной тре­нировке осуществить трудно; во-вторых, увеличивая мышечную массу, она не влияет на координацию движений; в-третьих, сократительный аппарат и максимальное напряжение мышц дольше, чем при произ­вольных движениях. Несмотря на достоинства электромиостимуляции, она выполняет дополнительную функцию восстановления мышечной массы и развития силы отдельных групп мышц. Отрицательным момен­том является пассивность и отсутствие волевых напряжений в процессе процедуры (Я.М. Коц, 1982).

Иное содержание представляет силовая подготовка школьников с раз­личными нарушениями в развитии. Как правило, развитие силовых спо­собностей не имеет яркой специфики, задачи развития мышечной силы решаются попутно в процессе обучения двигательным действиям, предус­мотренным программой по физическому воспитанию (ритмика и ритми­ческая гимнастика, гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры, плавание). Наиболее выраженные акцен­ты силовой направленности проявляются при коррекции телосложения, нарушений осанки, укрепления «мышечного корсета» за счет многократ­ного повторения упражнений силового и скоростно-силового характера (упражнения с набивными мячами, гантелями, висы, упоры, подтягива­ние, подвижные игры и эстафеты с прыжками, переноской груза др.). Эффективность этих упражнений при двухразовых занятиях в неделю невелика, о чем свидетельствуют показатели тестирования силовых способ­ностей у детей разных нозологических групп. Так, слепые дети отстают от своих здоровых сверстников по развитию силы приблизительно в 2—3 раза.

Одна из главных причин отставания развития мышечной силы - дефи­цит двигательной активности, снижение возбудимости ЦНС, ослабленность соматических и вегетативных функций, но главное — отсутствие дифферен­цированной методики для детей разных нозологических групп.

Развитие мышечной силы, особенно у подростков и юношей с на­рушениями сенсорных систем, часто мотивируется психологическими


Таблица 2 Показатели становой силы (в кг) у здоровых и слепых школьников

(по Б. С. Дмитриеву с соавт., 1993)

 

Возраст
Здоровые школьники
Слепые школьники

потребностями. Создание «ситуации успеха» путем постановки реаль­ных задач, лежащих в зоне ближайшего развития (возраст 16-18 лет является сенситивным периодом развития силы), переживание успеха и радости способствуют не только развитию мышечной силы молодых людей, но и их уверенности в себе как личности. Известно, что инвали­ды по зрению чувствительны даже к небольшим отклонениям кровооб­ращения мозга, а силовые упражнения сопровождаются большими пе­репадами артериального давления, связанными с задержкой дыхания и натуживанием. Для нейтрализации этих негативных явлений на рекреа­ционных тренировочных занятиях 14-18-летних школьников со зри­тельной депривацией силовая нагрузка с отягощениями не более 50% от максимального веса и подъем снарядов (гантели, гриф штанги и т.п.) на фазе вдоха автоматически исключают задержку дыхания и натуживание. Методика силовой рекреации, популярная в Болгарии как средство оздоровления молодежи, показала ее эффективность в работе со слепыми и слабовидящими школьниками старших классов, оказав положительное влияние на силу мышц рук и плечевого пояса, ног и брюшного пресса, а также на психическое состояние юношей (А.В. Мухина, 2000).

Важной проблемой развития силовых способностей является необ­ходимость разработки самостоятельных форм занятий физическими уп­ражнениями для инвалидов, испытывающих на себе отрицательное вли­яние гиподинамии и не имеющих возможности заниматься в организо­ванных группах. Наиболее адекватным решением данной проблемы яв­ляется методика В.Г.Фохтина, представляющая систему автономной гим­настики из динамических и статических упражнений с самосопротив­лением. Методика не зависит от внешних условий — времени, места, не требует спортивных снарядов, легко осваивается и регулируется по ве­личине мышечной нагрузки, амплитуде и скорости движений. В зависи­мости от интенсивности и объема нагрузки она может использоваться как утренняя гимнастика, атлетическая гимнастика, как средство про­филактики остеохондроза, застойных явлений и т.п. (В.С. Дмитриев, Г.Н. Сомаева, Е.В. Киселева, 1993).

Специфическим содержанием автономной гимнастики являются силовые упражнения с самосопротивлением:

- для мышц - сгибателей и разгибателей пальцев рук;
-для мышц - сгибателей и разгибателей кисти;
-для мышц рук и плечевого пояса;

-для мышц туловища (грудных, живота, спины);

- для мышц ног - сгибателей и разгибателей бедра, голени, стопы.


Сущность механизма автономной гимнастики состоит в предель­ной степени мобилизации психической деятельности через создание до­минантного возбуждения двигательных центров и адекватной реакции сократительного аппарата мышц. Экспериментальная проверка мето­дики В.Г.Фохтина на подростках и взрослых инвалидах с церебральным параличом показала ее высокую эффективность. Локальное «нагруже-ние» мышц — сгибателей и разгибателей пальцев кисти дает возмож­ность не только снимать спастику, но и эффективно развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук, т.е. развивать мануальную деятельность - одну из основных задач абилитации и социальной адаптации больных с последствиями ДЦП. В процессе работы с группами и отдельными боль­ными, включая тяжелую форму церебральных нарушений, выявлена возможность самостоятельного освоения автономной гимнастики. Так, юноши 14—17 лет смогли освоить координационно-сложные упражне­ния для развития силы мышц туловища. Упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса освоены пациентами в возрасте 12-13 лет с тяже­лой атонически-астатической формой ДЦП. Кроме того, в процессе занятий отмечено изменение эмоционального состояния занимающих­ся, улучшение психического тонуса, проявление положительно окра­шенных установок в поведении.

В настоящее время большой популярностью пользуется методика В.ИДикуля, применяемая в реабилитации больных со спинальными трав­мами, последствиями воспалительных и сосудистых заболеваний спинно­го мозга, а также детского церебрального паралича. Основным критерием для показания к назначению методики В.ИДикуля является слабость и атрофия мышц. Освоение методики В.ИДикуля осуществляется последо­вательно — от идеомоторных актов у полностью обездвиженного больного до обучения ходьбе и восстановления самостоятельных движений пациен­тов. Особенность методики состоит в том, что на тренажере В.ИДикуля возможно выполнение 600 упражнений, тонкое дозирование нагрузки с помощью широкого набора грузов, тестирование результатов тренировки. Теоретической основой эффективности методики является не только уве­личение мышечной силы за счет возрастающих нагрузок, но и регенера­ция поврежденных отделов спинного мозга в результате включения меха­низма связи в системе мышца — нерв — спинной мозг.

Контрольные вопросы и задания____________

1. Дайте определение силовых способностей.

2. Какие факторы влияют на уровень проявления силовых способ­
ностей?

3. Какие средства силовой подготовки вам известны?

4. Дайте краткую характеристику методов развития силовых способ­
ностей.

5. Как вы понимаете методику силовой гимнастики В.Г. Фохтина?
Почему она очень важна для адаптивной физической культуры?


20.4. Развитие скоростных способностей

Бытовая, спортивная, трудовая деятельность человека сопряжена с необходимостью быстро реагировать на внешние сигналы, выполнять движения с максимальной скоростью, предвидеть и упреждать опас­ность, мгновенно перестраивать деятельность в соответствии с меняю­щимися условиями. Эти естественные проявления реакции человека вызывают определенные трудности у инвалидов и подчас создают угро­зу жизни и здоровью. Так, незрячий должен своевременно отреагиро­вать на звуковой сигнал приближающегося транспорта, глухой - уви­деть его, так как звукового сигнала он не слышит, инвалид с наруше­нием опоры и движения может увидеть транспорт и услышать сигнал, но не владеть достаточной скоростью передвижения, чтобы без риска перейти дорогу. Полученная сенсорная информация поступает в ЦНС, перерабатывается там, а человек отвечает адекватным поведением, вы­раженным в безопасном передвижении. Поэтому развитие скоростных способностей с помощью физических упражнений является одной из важных задач адаптивной физической культуры.

Скоростные способности — это совокупность психических, морфоло­гических и физиологических компонентов организма (инвалидов и лиц с ограниченными возможностями), единство которых в границах функци­ональной системы обеспечивает способность совершать двигательные дей­ствия с минимальной затратой времени.

Основными факторами, влияющими на проявление скоростных способностей, являются:

- функциональный потенциал центральной и периферической нерв­
ной системы;

-функциональный потенциал сенсорных систем; -функциональный потенциал психических функций — ощущений, восприятия, внимания;

-функциональный потенциал нервно-мышечной системы;

- синхронность и быстрота включения «быстрых» двигательных еди­
ниц при мышечном сокращении;

- сила мышц и их способность к расслаблению;

- уровень координационных способностей (равновесия, ориентиров­
ки в пространстве и др.);

- степень освоения техники двигательного действия;

-тип высшей нервной деятельности, особенности характера и по­ведения.

У инвалидов и лиц с ограниченными возможностями как минимум один или несколько факторов имеют дефектную основу и поэтому тор­мозят развитие скоростных способностей. Это обстоятельство требует поиска средств и методов их развития с учетом первичного дефекта, состояния опорно-двигательного аппарата, сохранности сенсорных си­стем и психических функций и т.п.

Скоростные способности имеют сложную структуру, в которой выделяют:


-способность быстро реагировать на внешний сигнал;

-способность к быстрому выполнению одиночных двигательных действий;

- способность поддерживать максимальный темп движений;

-способность к быстрому началу действий (стартовое ускорение).

Комплексное проявление скоростных способностей характерно для сложнокоординационных движений (эстафеты, подвижные игры, сла­лом в коляске, волейбол сидя, хоккей на полу и др.), где условия и сама деятельность постоянно меняются, что требует определенной лов­кости, которая невозможна без разных проявлений быстроты.

Вместе с тем элементарные скоростные способности не связаны между собой, а у отдельных инвалидов они отсутствуют совсем, напри­мер, способность к стартовому ускорению лишена смысла для челове­ка, который передвигается с посторонней помощью или на костылях (внезапная слепота, тяжелые формы ДЦП, ампутация нижних конеч­ностей), хотя им доступны другие формы проявления быстроты. Кроме того, нет взаимосвязи между проявлениями быстроты движений рук и ног, правой и левой стороны, дистальных и проксимальных отделов конечностей, между упражнениями, выполняемыми с отягощениями и без них. Это означает, что развитие скоростных способностей необхо­димо развивать дифференцированно, совершенствуя отдельно незави­симые формы их проявления.

Быстрота двигательной реакции

Существуют 2 типа реакций - простая и сложная.

Простая — выражается временем реагирования движением на вне­запный сигнал. Для слепых и слабовидящих используются звуковые сиг­налы, для глухих и слабослышащих - зрительные, тактильные, вибраци­онные. При сохранных сенсорных системах применяются все доступные виды сигналов. Простая двигательная реакция у детей аномального раз­вития проявляется по-разному, что обусловлено механизмами ее форми­рования, а точнее - временем переработки информации в ЦНС. Именно это звено прохождения нервного импульса поддается тренировке и мо­жет сократить латентный период простой двигательной реакции. Пораже­ние ЦНС существенно ограничивает эту возможность. Не случайно ум­ственно отсталые дети имеют самые неблагоприятные показатели этой способности. Время простой реакции зависит от возраста. В дошкольном возрасте оно хуже, что связано с отсутствием двигательного опыта, а главное, неумением концентрировать внимание, что особенно выраже­но у глухих детей младшего школьного возраста. Сенситивным периодом является возраст 10—11 лет у девочек и 11—12 лет у мальчиков.

Развивается быстрота простой двигательной реакции в упражнени­ях с реагированием на внезапно возникающий сигнал: во время бега по хлопку - остановка, поворот кругом или упор присев и т.п. Варьирова­ние сигналов по типу, силе, модальности, расстоянию развивает слу­ховое и зрительное внимание и в практической деятельности использу­ется в игре.

Сложная двигательная реакция бывает двух видов: реакция на дви­жущийся объект и реакция выбора.


 


Оба вида реакций теснейшим образом связаны с координационны­ми способностями, в частности, с ориентацией в пространстве, уме­нием оценивать и мысленно отмерять расстояние и время. Преимуще­ство имеют те, у кого сохранено зрение, так как этот процесс связан со следящими движениями.

Реакция на движущийся объектопределяется быстротой зрительного или слухового восприятия. Чаще всего она встречается в игровой обстанов­ке. Даже в таких играх, как «Съедобное - несъедобное», «Рыбы, птицы, звери», ребенок должен сконцентрировать внимание, мысленно проана­лизировав ситуацию, принять решение и быстро отреагировать: поймать мяч или не ловить его. Так как от его самостоятельного решения зависит результат игры, он вынужден отслеживать скорость, траекторию, направ­ление полета мяча. При этом слепой ребенок ориентируется лишь на слу­ховое восприятие, реагируя на приближение озвученного мяча.

Быстрота двигательной реакции на движущийся объект развивается постепенно созданием сначала облегченных условий (увеличение вре­мени на мыслительную операцию, простые задания) с последующим усложнением условий за счет сокращения расстояния до мяча, скорос­ти полета мяча, уменьшения его диаметра и т.п.

Реакциявыбора также проявляется и развивается в игровой деятель­ности, когда нужно предугадать действия партнеров и из множества возможных вариантов выбрать для себя наиболее выгодный (убежать, уклониться, выйти навстречу, опередить и т.п.), который принесет ус­пех. При смене окружающей обстановки всякий раз необходимо делать выбор, принимать решение и дифференцировать двигательное поведе­ние. Например, играя в «Круговую лапту» или «Пятнашки мячом», ре­бенок, убегая, меняет направление, уклоняется, делает ускорение, чтобы избежать попадания в него мячом.

Особенность развития быстроты реакции у детей аномального разви­тия состоит в том, что в каждой нозологической группе есть свои лими­тирующие факторы (отсутствие или недостаток зрительного или слухо­вого восприятия, замедление мышления, рассеянное внимание и т.п.), что требует дифференцированного подбора физических упражнений и игр, активизирующих эти способности. Быстрота одиночных движений

Чтобы целостное упражнение выполнялось точно, быстро, мощно, необходимо совершенствовать каждую фазу, каждый элемент структу­ры этого двигательного действия. Способность выполнить отдельные двигательные акты с высокой скоростью характеризует быстроту оди­ночного движения. Из скорости выполнения отдельных двигательных актов (отталкивания в беге и прыжках, замаха при метаниях, поворота в плавании) складывается скорость целостного движения. Фактически это сложный процесс поэлементного совершенствования техники дви­гательного действия, связанный с координационными, силовыми, ско-ростно-силовыми и другими способностями.

В адаптивном спорте развитие быстроты одиночных движений реа­лизуется в процессе технической подготовки в избранном виде спорта следующими методическими приемами:


-создание облегченных условий выполнения упражнений (облег­ченные снаряды, передвижение за лидером);

- выполнение подводящих и элементов соревновательных упражне­
ний с максимальной скоростью;

- использование дополнительных отягощений, не нарушающих тех­
нику, но увеличивающих мощность движений;

-чередование облегченных, стандартных и усложненных условий.

В адаптивном физическом воспитании эти приемы реализуются в процессе обучения двигательным действиям с учетом индивидуальных возможностей занимающихся и не имеют самостоятельной ярко выра­женной направленности.

Темп движений

В циклических видах физических упражнений (бег, плавание, пере­движение в коляске) скорость передвижения зависит от оптимального соотношения длины шага и темпа движений (частота движений в еди­ницу времени). Оба показателя тренируемы, но каждый имеет свою природу и методику развития. Если длина шага определяется силовыми и скоростно-силовыми показателями, то темп отражает скоростную характеристику. Темп зависит от состояния нервной системы, возмож­ностей опорно-двигательного аппарата, способности мышц к расслаб­лению и переключению.

Дети аномального развития существенно уступают здоровым свер­стникам в скорости, отставая в беге на 20 м на 15-25% за счет мень­шей длины шага и темпа движений. Следовательно, оба показателя являются резервом потенциального роста скоростных возможностей. Для повышения темпа используются следующие методические приемы:

- повторное выполнение циклических упражнений в течение 5—6 с
с максимальной частотой шагов;

- повторное выполнение циклических упражнений на дистанции
20-30 м с различной частотой шагов и фиксированием времени;

- эстафеты, игры и задания, включающие элементы соревнований
на коротких отрезках дистанций с максимальной начальной скоростью;

- упражнения на расслабление.
Комплексное развитие скоростных способностей

Большая часть видов адаптивного спорта требует комплексного про­явления всех скоростных способностей (спринтерские дистанции в пла­вании, легкой атлетике) или их большинства (спортивные игры, виды единоборств). Методы тренировки включают не только раздельное раз­витие скоростных способностей, описанных выше, но и комплексное их применение:

- соревнования и спарринги на укороченных дистанциях;
-повторное выполнение части соревновательного упражнения с

максимальной скоростью;

- то же, в усложненных условиях;

- повторное прохождение соревновательной дистанции с акценти­
рованным вниманием на развитие отдельных форм проявления скорост­
ных способностей.


Эти методы могут быть использованы в адаптивном спорте только в подготовке спортсменов высокой квалификации и недопустимы для де­тей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение скоростных способностей.

2. Какие факторы определяют уровень развития скоростных способ­
ностей?

3. Раскройте структуру скоростных способностей.

4. Опишите методики развития основных компонентов скоростных
способностей (быстрота двигательной реакции, быстрота одиночных
движений и др.).

20.5. Развитие выносливости

Разнообразная деятельность инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, будь то учеба, домашняя работа, профессиональный труд или игра, связаны с необходимостью длительное время поддер­живать работоспособность, т.е. проявлять выносливость, которая у дан­ной категории людей лимитирована различными нарушениями и сни­женной двигательной активностью. Вместе с тем, именно выносли­вость является той базовой способностью, которая создает предпо­сылки для адаптации и переноса ее в другие неспецифические виды деятельности. Если человек способен долго ходить на лыжах, бегать, плавать, выполнять силовые упражнения на тренажерах и т.п., при этом постоянно увеличивая свои возможности и отодвигая утомле­ние, то естественно ожидать, что и к другим видам деятельности он будет более вынослив.

Выносливость - это совокупность психических, морфологических и физиологических компонентов организма (инвалидов и лиц с ограниченны­ми возможностями), обеспечивающая его устойчивость к утомлению в ус­ловиях мышечной деятельности.

Развитие выносливости предъявляет повышение требования к сле­дующим функциональным системам и зависит от их состояния:

-функциональный потенциал ЦНС;

-функциональный потенциал опорно-двигательного аппарата;

-функциональный потенциал вегетативных функций (сердечно­сосудистой и дыхательной);

- наличие энергетических ресурсов в организме;

- личностно-психологические особенности (тип высшей нервной
деятельности, свойства темперамента, характер, способность к воле­
вым усилиям);

- уровень освоения техники двигательного действия.


Измеряют выносливость временем, в течение которого выполня­ется двигательная работа:

- продолжительность выполнения упражнений циклического харак­
тера (бега, плавания, езды в коляске) без снижения скорости;

- продолжительность работы на велоэргометре при ручном или нож­
ном педалировании (для лиц с поражениями опорно-двигательного
аппарата);

-продолжительность сохранения координационной стабильности движений при выполнении стандартной серийной нагрузки «до отказа»;

-физиологические и биохимические показатели энергетических ресурсов организма (максимальное потребление кислорода, содержа­ние молочной кислоты в крови и др.).

Выделяют общую и специальную выносливость. Общая выносли­вость — способность длительное время выполнять работу умеренной интенсивности, специальная — способность выполнять работу задан­ной интенсивности, преодолевать утомление в конкретном виде дея­тельности.

Общая выносливость необходима всем инвалидам любого возраста, но способы ее развития регламентированы сохранностью двигательных функций. Считается, что любая двигательная деятельность (в отличие от покоя), связанная с напряжением сердечно-сосудистой и дыхатель­ной систем, дает свой вклад в развитие выносливости. Сохранные локо­моторные функции у лиц с нарушением слуха, зрения, речи, с легкой и умеренной умственной отсталостью, легкой формой ДЦП, инвали­дов с ампутацией сегментов верхних конечностей позволяют им ис­пользовать упражнения циклического характера (плавание, бег, пере­движение на коньках, лыжах, спортивные и подвижные игры) как наи­более эффективный способ развития аэробных возможностей. Инвали­ды с ампутацией нижних конечностей, тяжелыми формами ДЦП и умственной отсталости, с н

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...