Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды специальной выносливости, необходимые в спорте инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата
тенсивностью. Основные методы развития скоростной выносливости -переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный. Скоростно-силовая выносливость необходима в видах спорта, где преодолевается внешнее сопротивление за счет оптимальных мышечных усилий. Например, при передвижении на лыже-санях необходимо в каждом цикле движений не только перемещать собственную массу тела, но и сообщать ей дополнительное ускорение сотни раз во время прохождения дистанции, используя скольжение. При этом ни сила, ни скорость не достигают максимальных величин в каждом движении. Средствами тренировки служат динамические упражнения с отягощениями, выполняемые сериями, от 30 до 70% от максимальных силовых способностей человека путем многократных повторений «до отказа». При этом развивается и выносливость, и сила. В видах спорта с ациклической структурой движений (прыжки, метание, гольф, теннис, волейбол сидя и стоя и др.) скорост-но-силовые способности проявляются в мощности усилий, которое достигается в короткий промежуток времени. Для развития этой способности используются силовые упражнения с небольшими отягощениями, не искажающими технику двигательных действий. Основные методы развития скоростно-силовой выносливости — метод повторных и метод динамических усилий. Силовая выносливость чаще всего проявляется в упражнениях, требующих абсолютной силы, например, в армрестлинге и пауэрлифтинге. Основными методами развития абсолютной силы являются метод повторных усилий: 3 упражнения с максимальным отягощением, повторяемые 2-3 сериями с полным интервалом отдыха; метод изометрических напряжений с максимальными усилиями в статическом режиме в течение 6-8 с, а также методы атлетической гимнастики — «фляшинг», «крампинг», «читгинг». Такой вид силовой выносливости, приобретаемый длительной тренировкой, не имеет переноса на динамические упражнения и используется в узкой спортивной специализации, но чаще — как метод коррекции телосложения. Есть виды упражнений в отдельных видах спорта, где необходима максимальная динамическая сила — плавание одними руками при параличе или ампутации нижних конечностей, скольжение в подъем на лыже-санях, осуществляемое исключительно с помощью рук. Такие виды спорта, как горнолыжный, стрельба, конный, гонки в колясках и др., требуют удержания вертикальной позы стоя или сидя, иногда в течение длительного времени, которое зависит не только от состояния вестибулярного аппарата, но и силы мышц туловища. С целью укрепления силы мышц плечевого пояса и туловища в практике применяются силовые упражнения на тренажерах, а также упражнения со штангой весом 65-90% от максимально возможного. Контрольные вопросы и задания 1. Дайте определение выносливости как виду физических способностей. 2. К каким функциональным системам организма человека вынос 3. Дайте характеристику общей выносливости. 4. Особенности развития общей выносливости. 5. Специальная выносливость и способы ее развития. 6. Раскройте основные виды специальной выносливости. ______________ 20.6. Развитие гибкости__________________ В отличие от основных двигательных способностей (силовых, скоростных и др.), являющихся непосредственными факторами моторных действий, гибкость представляет собой одну из главных предпосылок движений и необходимых взаиморасположений звеньев тела. Гибкость — комплекс психологических, морфологических и физиологических компонентов организма (инвалидов и лиц с ограниченными возможностями), обеспечивающий способность выполнять движения с максимальной амплитудой. Этот комплекс включает следующие факторы: -морфологическое и функциональное состояние центральной и периферической нервной системы (нервная регуляция тонуса мышц, уровень межмышечной координации); -морфологическое и функциональное состояние суставов (суставной поверхности, суставных капсул, внесуставных связок, наличие выраженной или приобретенной тугоподвижности); -психологическое состояние (порог болевых ощущений, способность к волевым усилиям). Педагогическими задачами при направленном развитии гибкости являются: 1) обеспечить развитие гибкости в той мере, в какой это необходи 2) предотвратить, насколько это возможно, утрату достигнутого 3) обеспечить восстановление гибкости, утраченной в результате Выделяют активную и пассивную гибкость. Активная гибкость — способность достигать максимальной амплитуды движений за счет работы мышц, проходящих через сустав, пассивная — за счет действия посторонних сил. В естественных условиях инвалид использует лишь сравнительно небольшую часть анатомической подвижности в суставах, сохраняя огромный резерв пассивной гибкости. Наиболее продуктивным периодом развития пассивной гибкости является возраст 9—10 лет, активной — 10-14 лет. В силу естественных возрастных изменений структуры мышц уже к 20 годам амплитуда движений заметно падает. Поэтому младший и средний школьный возраст оказывается самым плодотворным для развития гибкости. Дети с нарушениями в развитии отстают по уровню гибкости от своих здоровых сверстников: умственно отсталые на 10-20% (А.А. Дмитриев, 1991), глухие на 15-20% (В.Л. Страковская, 1987), слепые и слабослышащие младшие школьники на 25% (Л.Н. Ростомашвили 1999). Значительные инволюционные изменения гибкости наступают в пожилом возрасте в связи с ухудшением эластично-упругих свойств мышц и связок. Тем не менее регрессивным тенденциям можно противодействовать путем специальных упражнений. При развитии гибкости необходимо учитывать некоторые общие закономерности: 1. Развитие гибкости тесно связано с развитием мышечной силы. 2. Для развития активной гибкости наряду с растягивающими уп 3. Активная гибкость развивается в 1,5—2 раза медленнее, чем пас 4. Развитие гибкости при максимальной амплитуде движений связа Принято различать гибкость общую и специальную. В адаптивной физической культуре общая гибкость реализуется во все возрастные периоды жизни и состоит во всестороннем поступательном ее развитии, гарантирующем достаточно полную амплитуду в различных видах движений. Специальная гибкость реализуется в двух направлениях. Первое - в адаптивном спорте, где повышение подвижности в суставах достигается подбором родственных по структуре упражнений, воздействующих на суставы и мышцы, определяющие результат в избранном виде спорта (например, в плавание кролем - плечевой и голеностопный суставы, брассом — тазобедренный, коленный и голеностопный). Для развития гибкости в зависимости от режима работы мышц используются следующие виды упражнений: а)динамические активные и пассивные; б)статические активные и пассивные; в)комбинированные. Динамические активные упражнения включают маховые, пружинистые, прыжковые упражнения, со жгутами и амортизаторами и т.п. Динамические пассивные упражнения включают упражнения с дополнительной опорой, с помощью партнера и преодолением внешних сопротивлений. Статические активные упражнения включают удержания растянутых мышц, осуществляющих движение. Статические пассивные упражнения - те же, но удержание положения тела осуществляется с помощью внешних сил - отягощения, партнера. Комбинированные упражнения основаны на предварительном пассивном растяжении мышц с последующим активным напряжением, расслаблением и растягиванием. В практике адаптивной физической культуры эти разновидности упражнений трансформируются в конкретные упражнения целевого назначения; почти все упражнения предваряются массажем или самомассажем: для пальцев рук: массаж, разгибание пальцев надавливанием другой руки - сначала легким, затем сильными пружинистыми движениями и статическом удержанием в разогнутом положении; для запястья: массаж, сгибание, разгибание, вращение, статическое удержание в разогнутом положении за счет надавливания другой рукой или упором в неподвижный предмет (пол, стену); для плечевых суставов: вращения, маховые упражнения в разных направлениях и плоскостях, висы на кольцах, наклоны вперед хватом за рейку гимнастической стенки; самостоятельно или с партнером: пружинные наклоны, отведения рук, выкруты гимнастической палки; для туловища: прогибание назад в мост у опоры, со страховкой, наклоны назад, стоя на коленях, наклоны вперед прогнувшись, волнообразные движения вперед, назад, в стороны, наклоны повороты, вращения туловища; для голеностопных суставов: массаж, оттягивание носков, подошвенное сгибание-разгибание, сед на пятках с оттянутыми расслабленными носками, ходьба на носках, на пятках, на наружном и внутреннем своде; для тазобедренных суставов:_глу6окке приседания на полной ступне -в положении ноги врозь, выпады вперед и в стороны; наклоны вперед из положения ноги врозь, вместе, стоя на гимнастической скамейке; взмахи ногами вперед, назад, в сторону стоя у опоры; то же с отягощением на голень 1 кг, стоя у опоры поднимание ноги вперед, в сторону, назад с помощью партнера и самостоятельно; то же, но медленно с фиксированием верхней точки амплитуды, с отягощением. Степень их использования, а также дозировка определяется потребностью либо в сохранения гибкости на достигнутом уровне, либо ее дальнейшего развития и совершенствования. Второе направление реализуется в процессе восстановления подвижности суставов средствами ЛФК. Оно достаточно полно изучено, имеет свои двигательные режимы, этапы, технические приспособления, различные технологии. Например, А.Ф.Каптелин (1995) при поражении опорно-двигательного аппарата для восстановления активной гибкости рекомендует использовать облегченные условия водной среды. Установлено, что при развитии контрактуры дозированное растягивание мышечно-суставно-капсульного аппарата в воде происходит более успешно, чем в обычных условиях. В.Г. Григоренко, Б.В. Сермеев (1991) в развитии гибкости у инвалидов с нарушениями функций спинного мозга выделяют 3 этапа. а) Этап суставной гимнастики — характеризуется тем, что ведущей б) Этап специального развития подвижности в суставах. Ведущая за в) Этап поддержания подвижности в суставах на достигнутом уров - простые движения, выполняемые с максимальной амплитудой; сохраняется неподвижное положение, но с максимальным отведением; - сгибание и разгибание различных частей тела; пассивной, так и активной подвижности в суставах. В качестве методов развития гибкости авторами предлагаются два основных:
локальный метод,включающий специальные упражнения в оптимальном режиме нагрузки на конкретный сустав опорно-двигательного аппарата; интегральный метод, включающий специальные упражнения, подобранные на основе координационной структуры, необходимой амплитуды и других характеристик движения, нацелен на эффект суммарного проявления гибкости в разных суставах. Контрольные вопросы и задания 1. Дайте определение гибкости. 2. Какие факторы обеспечивают способность выполнять движения 3. Перечислите основные закономерности развития гибкости. 4. Какие упражнения могут быть использованы для развития гибко 5. Какие этапы развития гибкости у инвалидов выделяют В.Г. Гри- ________ 20.7. Развитие координационных способностей_________ Когда говорят о координационных способностях человека, то имеют в виду согласованные, целесообразные, координированные движения и способность управлять ими. Природной основой координационных способностей являются свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов), индивидуальные варианты строения коры головного мозга, степень зрелости ее отдельных областей, уровень развития и сохранность сенсорных систем (зрения, слуха и др.), продуктивность психических процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления), темперамент, характер, способность регулировать эмоциональное состояние. Это означает, что координационные способности определяются теми биологическими и психическими функциями, которые у детей с различными нарушениями имеют дефектную основу. Эти нарушения ведут к рассогласованию различных функций организма, и в первую очередь между функциями двигательного аппарата и деятельностью других систем, обеспечивающих работу мышц (В.С. Фарфель, 1975; Е.П. Ильин, 1983; А.С. Солодков, 1998), что затрудняет освоение сложноко-ординационных двигательных действий, а следовательно, и координационных способностей. Н.П.Вайзманом (1997) выдвинуто предположение о том, что при неосложненной форме умственной отсталости нарушения сложных двигательных актов, требующих тонкой моторики, определяются теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект, т.е. нарушениями ана-литико-синтетической деятельности коры головного мозга. Дети с сенсорной недостаточностью медленнее осваивают сложные движения, так как многие частные проявления координационных способностей опираются на зрительную, слуховую, вестибулярную аффе-рентацию. Координационные способности — это совокупность психологических, морфологических, физиологических компонентов организма (инвалидов и лиц с ограниченными возможностями), единство которых в границах функциональной системы обеспечивает продуктивную двигательную деятельность, т. е. умение целесообразно строить движение, управлять им и в случае необходимости быстро перестраивать его. К факторам, влияющим на проявление координационных способностей инвалидов, относятся следующие: - функциональное состояние центральной и периферической нерв -уровень межмышечной координации, обеспечивающий технику двигательных действий; -тип высшей нервной деятельности, особенности характера и поведения; - состояние высших психических функций, психологическая устой - функциональное состояние двигательного, зрительного, слухово Координационные способности представляют собой совокупность множества освоенных двигательных координации, обеспечивающих продуктивную двигательную деятельность. Это сложная по структуре способность. Именно поэтому в программах физического воспитания в специальных (коррекционных) школах развитие координационных способностей является важной составной частью образовательного процесса и рассматривается как базис, формирующий фонд новых двигательных умений и навыков, как предпосылка и основа успешного развития других физических способностей (Н.Н. Ефименко, 1991; Е.С. Чер-ник, 1997; Н.В. Астафьев, А.С. Самыличев, 1997; С.И. Веневцев, 2000). В структуру координационных способностей входят следующие составляющие: 1. Координация движений — способность к упорядоченным согла 2. Дифференцирование усилий, времени, пространства и ритма — 3. Ориентировка в пространстве — способность к определению и 4. Ритмичность движений — способность усвоения заданного ритма 5. Равновесие — способность к сохранению устойчивой позы в ста 6. Быстрота реагирования — способность отвечать движением на 7. Точность мелкой моторики — способность воспроизводить тонкие 8. Расслабление - способность к произвольному и рациональному Развитие координации движений Л.П.Матвеев (1976), В.ИЛях (1986) предлагают использовать ряд методических приемов, стимулирующих более высокие проявления координации движений: -необычные исходные положения; -зеркальные выполнения упражнений; - изменение скорости и темпа движений; - изменение пространственных границ выполнения упражнения; - изменения противодействия в парных упражнениях; - сочетание известного и неизвестного в одном упражнении и др. 2. Развитие способности к дифференцированию параметров движения звеньев достигаются путем сенсорного восприятия (зрительного, вестибулярного, кинестетического), дифференциации временных, пространственных, динамических, ритмических характеристик двигательной деятельности. Эти проявления координационных способностей определяют точность, экономичность, целесообразность движений. Развитие их требует дидактической последовательности, постепенного повышения уровня сложности. Табл. 4 иллюстрирует задачи разных уровней сложности в процессе совершенствования указанных координационных способностей для здоровых школьников младших классов (О.А. Двейрина, 2000), но они вполне применимы для детей и взрослых инвалидов с различными нарушениями. Таблица 4 Задачи развития и совершенствования дифференцировочной способности
Способность к дифференцированию временных, пространственных, динамических и ритмических параметров движения развивается как в процессе обучения двигательным действиям инвалидов, так и самостоятельно, компенсируя отдельные отставания в развитии, обусловленные дефектом. Выбор методических приемов зависит от внешних условий, видов упражнений, физической и психической готовности занимающихся. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |