Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие способности усвоения ритма движенийРитм является комплексной характеристикой, отражающей соотношение между отдельными частями, фазами, элементами какого-либо упражнения по усилиям, во времени и пространстве. В теории физической культуры ритм определяется как соразмерность во времени сильных, акцентированных движений, связанных с активными мышечными усилиями, и слабых, относительно пассивных движений (Ю.Ф. Курамшин, 1999). Ритм присущ и циклическим, и ациклическим движениям. Ритмичность движений характеризует рациональную технику конкретного двигательного действия. Дети аномального развития, особенно с умственной отсталостью, испытывают затруднения в усвоении правильного ритма движений, т.е. в согласованности акцентированных усилий с пространственными и временными характеристиками движения. Неритмический бег означает неравномерность усилий при отталкивании в каждом цикле бега и соответственно нестабильную скорость, «плавающую» длину и частоту шагов. Внешне это проявляется в излишнем напряжении, порывистости и внезапном торможении, раскачивании из стороны в сторону. В целях обучения правильному ритму и его относительной стабилизации используют счет, «выстукивания», хлопки. С этой же целью применяют музыкальное сопровождение, хотя в музыке под ритмом понимают «последовательную длительность звуков, различных по высоте» (Т.Т. Ротерс, 1989), т.е. только временные параметры. Дети с нарушениями в развитии лучше усваивают временные характеристики (продолжительность движения, темп), чем ритмические. Если звуковые акценты (громкость) в мелодическом рисунке совпадают с акцентированными проявлениями мышечного усилия, то эффектом является улучшение ритмической характеристики движения. В действительности музыкальное сопровождение, используемое в ритмопластике, танце, логоритмике, аэробике, такой задачи не преследует. В этих видах все внимание концентрируется на точности временного совпадения движений с ритмическим рисунком мелодии, которое представляет «чередование звуков различных длительностей». Вместе с тем, воспроизведение музыкального ритмического рисунка в движении развивает музыкальную память, координацию движений, быстроту реакции, выразительность, пластичность и опосредованно - ритм движений (в понимании его как комплексной характеристики техники физического упражнения). 5. Развитие способности к статическому и динамическому равновесию способность оптимально балансировать в неустойчивых позах, придавая им устойчивость в условиях помех. В условиях двигательной деятельности инвалидов важны два проявления равновесия: устойчивость статической позы и сохранения ее в динамических упражнениях. При вертикальной позе ведущая роль в регуляции равновесия принадлежит стопе и активности мышц голени, так как именно они осуществляют коррекцию нарушений равновесия (В.С. Гурфинкель, 1965). Устойчивость обеспечивается: -большей площадью опоры; -более низким нахождением общего центра массы тела к опоре; прохождением линии тяжести через площадь опоры. В динамических упражнениях при воздействии прямолинейных и угловых ускорений равновесие преимущественно обеспечивается анализаторами (двигательным, вестибулярным) и зависит от проприоцептив-ной чувствительности и устойчивости к вестибулярным раздражениям. В практической работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями применяются следующие упражнения: -ходьба на носках, фиксация стойки на носках; -ходьба с поворотами, наклонами, круговыми движениями головы; -чередование ходьбы вперед и назад с поворотами на 180 и 360°; -танцевальные шаги вальса, польки; -стоя у опоры, сохранение равновесия при наклонах назад, вперед, в стороны, стоя на одной ноге; -то же, без опоры; - прыжки на двух ногах, на одной ноге, на скакалке, на месте, с - балансирование на уменьшенной площади опоры (нарисованном - махи ног вперед, назад, в стороны, с фиксацией конечного поло -вращение тела вокруг вертикальной оси (в висе на кольцах, на коньках, в кресле Барани, в коляске); -катание на качелях, «гигантских шагах», каруселях, «рейнском колесе», прыжки на батуте; -подвижные игры с ускорениями, остановками, сменой направления, фиксированными позами; - ходьба по наклонной гимнастической скамейке вверх и вниз, руки -выполнение упражнений с закрытыми глазами (А.А. Тер-Оване-сян, 1978); - жонглирование предметами (подбрасывание и ловля 1—2 теннис б. Развитие способности к быстрому реагированиюКатегорию детей аномального развития отличает целый ряд существенных нарушений нейродинамики: уменьшение силы основных нерв- ных процессов, нарушение их подвижности, патологическая иррадиация возбудительного и тормозного процессов (А.Р. Лурия, 1973; Б.И. Шостак, 1973;В.И. Лубовский, 1982), которые выражаются в снижении когнитивных способностей, замедленном решении моторных задач, запаздывании тактических действий. Под реагирующей способностью понимается умение быстро отвечать на различные сигналы, перестраивать формы двигательных действий в соответствии с меняющимися внешними условиями. Для развития простой двигательной реакции используются внезапные звуковые, двигательные, световые, вибрационные сигналы к началу заранее известного двигательного действия (зафиксировать позу, выполнить поворот, изменить направление движения). Варьирование сигналов по времени подачи (с разными интервалами), силе, типу, расстоянию развивает слуховое и зрительное внимание. Сложные реакции связаны со слежением, зрительным восприятием (у незрячих - слуховым восприятием), умением предвидеть, например, траекторию полета мяча, направление и скорость бега догоняющего в игре, предугадать движения партнера и т.п., т.е. предвосхитить события во времени и выбрать соответствующее двигательное поведение. Умение предвидеть, предугадывать ситуацию (антиципация) определяет точность и своевременность реакций, оптимальный выбор маршрута движения. Как правило, проявление этой способности связано с лимитом времени, а поэтому лучше всего развивается в игровой деятельности, где приходится реагировать на меняющуюся обстановку, выбирать кратчайший путь, использовать глазомер, самостоятельно принимать решения. Для развития реагирующей способности используются следующие упражнения: - во время ходьбы или бега по одному сигналу выполняется оста - реагирование на сигнал из разных исходных положений: упор при - реагирование движением на летящий мяч (отскочить или поймать), - реагирование на силу внешнего сигнала переключением на другой - подвижные игры, требующие быстрого реагирования на изменя Развитие мелкой моторики Одним из наиболее выраженных проявлений поражения ЦНС является нарушение нервной регуляции моторики мелких движений рук -кистей и пальцев, выражающееся в ограниченной подвижности, сгиба-тельной контрактуре, спастике, синкинезиях. Чаще встречается у детей с последствиями полиомиелита, церебрального паралича, поражения спинного мозга, у детей с умственной отсталостью. От координации пальцев и кисти зависит освоение письма, чтение слепыми по Брайлю, успешность выполнения многих бытовых, трудовых и спортивных действий инвалидами всех нозологических групп. Развитие мелкой моторики выступает как один из основных методических подходов коррекции тяжелых речевых нарушений, к которым относят алалию, афазию, ри-нолалию, дизартрию, заикание. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, он быстрее осваивает технику письма. Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошего развития зрительного восприятия и произвольного внимания. Для активизации движений кисти и пальцев используется разнообразный мелкий инвентарь: мячи, различные по объему, весу, материалу; шары — надувные, пластмассовые, деревянные; флажки, ленты, резиновые кольца, обручи, гимнастические палки, кубики, мячи-ежики, геометрические фигуры, вырезанные из картона, пуговицы, игрушки и др. Основной метод игровой, но есть и самостоятельные упражнения: - катание мяча, шарика, сидя на полу; - подбрасывание и ловля мяча двумя руками, одной; - перебрасывание мяча из руки в руку; -броски мяча в цель, горизонтальную, вертикальную; -хватание гимнастической палки; -сжимание-разжимание кисти с резиновым кольцом; -ритмичное постукивание пальцами по столу; -быстрое соединение пальцев в замок; -движение кисти к себе, от себя со сцепленными пальцами; -пассивное и активное сгибание каждого пальца; -собирание строительного конструктора, складывание мозаики; -рисование по трафарету, на доске мелом и т.п.; -малоподвижные игры типа «В гости к пальчику большому», сопровождающиеся последовательными движениями пальцев и речитативами; - пальчиковые игры, в которых движением пальцев изображаются |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |