Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа психолого-педагогического изучения ребенка с интеллектуальным нарушением в процессе коррекционно-воспитательной работы

Дневник наблюдений

Для успешного изучения детей и использования его данных в целях коррекционной работы очень важное значение имеет систе­матическое накопление материала, характеризующего облик каж­дого ученика, его развитие, личностные особенности. Учителя пользуются различными формами учета данных о раз­витии, продвижении учащихся. Одной из форм текущего учета таких данных являются дневники наблюдений.

Остановимся на тех требованиях, которым должны удовлетво­рять дневники наблюдений.

Главным требованием является содержательность. Записи, ко­торые делает учитель в дневнике наблюдений, должны носить не случайный характер, а фиксировать наиболее важные и характер­ные данные, раскрывающие индивидуальность школьника, его развитие, свойственные ему особенности. Учителю, конечно, не следует записывать в дневник все подряд им наблюдаемое, а сле­дует отбирать наиболее яркие факты. При этом надо прежде всего сосредоточить внимание на тех особенностях школьника, о кото­рых говорит «программа изучения учащихся». Записи о каждом ученике будут делаться при этом примерно раз в одну-две недели. Не следует устанавливать строгую периодичность записей. Однако необходимо помнить одно безусловное требование: не запускать фиксацию наблюдений.

В качестве оптимального варианта можно привести следующий пример периодичности записей. Дневниковые записи в отноше­нии ученика 2-го класса Андрея 3. на протяжении октября были произведены 6, 15, 25 и 29 числа, а записи об ученице того же класса Тамаре П. — 2, 8, 14, 19 и 24 числа того же месяца.

Делая записи в дневнике наблюдений, важно соблюдать точ­ность. Следует записывать именно то, что фактически произош­ло, притом не в обобщенном виде, а во всей конкретности на­блюдавшихся событий. Описывая проявления учащихся, необхо­димо отметить и ту обстановку, в которой они имели место. В днев­никовых записях не следует увлекаться обобщенными оценками наблюдаемых фактов; это задача последующего этапа — составле­ния педагогической характеристики. Дневниковые же записи дол­жны обеспечить возможно более точный и объективный материал для последующего обобщения.

Записи следует делать в дневнике по возможности сразу же после того, как что-то произошло, или во всяком случае в тот же день. Если учитель откладывает фиксацию наблюдений, ему при­ходится делать записи по памяти, а это чревато искажением фак­тов, появлением неточностей и т. п.

В качестве примера приведем дневниковые записи о новой уче­нице Марине О., сделанные учительницей класса компенсирую­щего обучения на протяжении первых месяцев ее занятий в классе.

4.1Х. Марина с трудом осваивается в новой обстановке. Детей сторо­нится. Говорит мало. Руку на уроках не поднимает, даже когда разговор идет на близкие всем темы — как провели каникулы, где были летом, что нового узнали. Все дети хотят поделиться своими впечатлениями, а у Марины этого желания пока нет.

7.IX. Первые дни я не поднимала Марину для ответов, давала возмож­ность девочке оглядеться, привыкнуть к новой обстановке. Сегодня вызвала ее прочитать отрывок нового текста. Читали рассказ Л.Воронцовой «Зеленый патруль». Марина читает с трудом, по слогам. Допускает много ошибок.

10.IX. После уроков побеседовала с Мариной. Спросила, какой пред­мет ей больше нравится, чем она любит заниматься, какое задание по классу выполняла прежде в школе. Какое поручение хотела бы иметь? Марина отвечала очень робко, неуверенно. О любимом предмете сказала — труд. На вопрос, что именно любила делать на этом уроке, ответила — лепить. Дома любит играть с младшей сестрой, а насчет задания, которое она раньше выполняла по классу, пожала плечами и ничего не ответила. В новом классе хотела бы поливать цветы.

14.1Х. На перемене Марина подошла ко мне и сказала, что Нина (ее соседка по парте) на уроке ела конфету, а Дима подставил ножку Слави­ку, когда выходили на перемену. Объяснила девочке, что это нехорошо, — рассказывать по секрету о плохих поступках других.

18.1Х. Решали задачу: «На аэродроме было 27 самолетов, несколько из них улетело, после этого на аэродроме осталось 15 самолетов. Сколько самолетов улетело?» Вызвала Марину повторить условие задачи. Девочка растерянно молчит. В беседе выяснилось, что она не знает, что такое аэро­дром. Когда я объяснила слово, повторить условие смогла, но решение в тетрадь с доски переписала механически. Решить аналогичную задачу са­мостоятельно не смогла, нужна была помощь. Примеры девочка решает лучше, чем задачи. Трудность для нее представляет осмысление условия, уяснение отношений между данными.

23.1Х. Марина с трудом входит в коллектив класса. У нее пока еще нет подруги, на переменах она в большинстве случаев одна, стоит в стороне и наблюдает за ребятами или смотрит в окно. Когда вступает с кем-нибудь в разговор, то часто он носит конфликтный характер. Нина, девочка, ря­дом с которой я посадила Марину и которой поручила опекать ее на пер­вых порах, старается избегать ее. Когда я спросила Нину: «Почему это происходит?» — та сказала: «Она подсматривает за всеми и ябедничает».

1.Х. Бросается в глаза очень сильная неуверенность девочки. Сегодня на уроке русского языка дети выполняли самостоятельное упражнение № 77. Нужно было списать текст (четыре предложения) и подчеркнуть слова с двойными согласными. Когда все уже закончили работу, Мари­на написала только два предложения. Списывала не словами, а чуть ли не побуквенно, каждый раз проверяя себя по учебнику. Не первый раз обращаю внимание девочки на технику списывания, а движения вперед пока нет.

5.Х. Марина снова пыталась мне сказать что-то о Диме.

«А он (показывая на него пальцем)...». Но, увидев мое строгое выраже­ние лица, вспомнила, очевидно, наш разговор и убежала.

10. X. Были на экскурсии в сквере. Со мной рядом шли Марина и Лена. Лена рассказывала, как они с папой встречали вчера маму у проходной завода. Спросила Марину: «А где работают твои родители?» Про маму сказала — в магазине, а про папу — на заводе. Когда я хотела уточнить, на каком заводе, что, на этом заводе делают, девочка не ответила. На вопрос:

«Как зовут твою маму?» — сказала: «Тетя Зина». — «На какой улице жи­вешь?» — показала только направление — «В той стороне».

16.Х. Марина старается очень строго выполнять все указания учителя. На парте у нее всегда образцовый порядок. Она никогда не забывает нака­зы учителя. Сегодня мы снова говорили об организованности, потому что многие ребята забыли принести угольник, цветные карандаши. Я поста­вила Марину в пример. Она была на седьмом небе от счастья.

20.Х. Приходил отец Марины. Интересовался, как она успевает. От­крыл мне секрет: если ошибок в тетради много, а оценки нет (не ставлю в тетрадях отметок), то родители дома заставляют девочку все выполнять заново. Так вот откуда такая неуверенность Марины во время работы. От­советовала применять такие меры к девочке. Подчеркнула важность разви­тия ее общего кругозора, наблюдательности.

Как видим, в записях учительница стремилась разносторонне

(насколько это возможно за относительно короткое время знакомства) отразить духовный облик новой ученицы: ее кругозор, состо­яние учебных умений и навыков, учебные возможности девочки, | интересы, отношения, складывающиеся с детьми, особенности поведения, отношение к оценке учителя. В записях обращается внимание как на трудности, которые испытывает девочка в обучении, так и на те стороны, которые учитель может использовать как опору в работе. Каждый раз, замечая то или иное проявление особенностей девочки, учительница обращала внимание и на ситуацию, в которой это происходило. Ценным в записях является и то, что наряду с особенностями школьницы в них отражены и те педаго­гические способы и приемы, которые использовала учительница в порядке индивидуального подхода к ней.

Следует остановиться также на форме записей в дневнике на­блюдений. Конечно, это вопрос не самый главный. Фиксация на­блюдений может производиться по-разному, наиболее существенно обеспечение должного содержания и систематичности в записях.

Большинство учителей используют для дневника наблюдений одну общую тетрадь, где на каждого учащегося отводится некото­рое количество страниц. На первой странице раздела, выделенного для данного ученика, обозначаются его фамилия, имя. После­дующие страницы заполняются записями наблюдений. Возможен такой способ ведения дневника, при котором в одной сплошной записи фиксируются наблюдаемые особенности учащихся и дей­ствия, предпринимаемые педагогом.

Можно располагать записи и по-другому. В этом случае каждая страница делится на три графы: в первой проставляется дата на­блюдения; вторая графа отводится для записей о данном учащем­ся; в третьей графе указываются те педагогические мероприятия, которые намечены или проведены учителем, их результат;

Такая форма дневника наблюдений имеет то преимущество, что подчеркивает действенную педагогическую направленность работы учителя по изучению учащихся.


 

Приведем пример такого способа записей.

 

Дата Наблюдения   Педагогические мероприятия
20.II.   5.III Никак не могу приохотить Витю к учению, на уроках постоянно отвлекается. Не слушает, когда читаю я, дети. Сегодня было то же, что и всегда: мы разбираем новый рассказ, а Витя раскладывает конфетные бумажки на парте. На урок чтения я принесла проигрыватель и заметила, какими восхищенными глазами Витя смотрел на него, как внимательно и напряженно наблюдал, как я обращаюсь с аппаратом. После урока Витя подошел к моему столу и погладил проигрыватель. Спрашиваю: «Хочешь научу тебя обращаться с ним?» Глаза Вити засияли. Читали в классе книгу «Восемь славных буденновцев». Витя начал прислушиваться к моему чтению. Потом все читали отрывки из текста. Вите предложила самый интересный от- рывок. Прочитал он его с трудом, но с видимым удовольствием. Старался. Я похвалила его. После урока сказала Вите, что завтра он будет читать рассказ В. Осеевой. Предложила взять книжку домой и как следует подготовиться. Витя с удовольствием принял мое предложение. Назначили Витю от­ветственным за проиг­рыватель. Перед каждым уроком теперь, спрашивает меня: «А сегодня будет нужен проигрыватель?» Когда это требуется, Витя приносит его, устанав­ливает и в нужный мо­мент включает и вы­ключает. Ребята посматривают на него с тайной завистью.     Некоторое время, пока Витя не догонит ребят по технике чтения, сле­дует практиковать пред­варительную подготов­ку его к чтению в клас­се

Приложение 2

Пример программы психолого-педагогической диагностики ребенка школьного возраста

Задание 1

Цель – изучить объем и распределяемость внимания у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Оборудование эксперимента: карточки для экспозиции, секундомер.

Ход эксперимента. Испытуемым на 1 сек. показывают три цифры, вписанные в геометрические фигуры. Необходимо вспомнить числа, сложить их, назвать сумму и геометрическую фигуру.

           
   
     
 
 
 

 

 


Выводы. Охарактеризуйте, как учащиеся класса справились с заданием 1. Выполнялось ли оно успешно и почему? В чем выражаются различия между выполнением задания каждым ребенком?

На основе исследования сделайте общие выводы, раскрывающие свойства внимания у детей, участвующих в обследовании.

 

Задание 2

Цель - изучить произвольное внимание у детей младшего возраста.

Оборудование эксперимента: набор мелких предметов из 8-12 наименований, например, бусы, запонки, камешки, лото, катушки с нитками и др.

Ход эксперимента. Перед учащимися ставится задача – внимательно рассмотреть предметы в течение 1 мин., затем их накрывают и предлагают назвать предметы и подробно описать каждый из них. Необходимо пояснить детям, что такая игра способствует зоркости и наблюдательности.

По результатам данного исследования заполните таблицу.

Испытуемый Возраст Восприятие и анализ предметов
  Количество предъявленных предметов   Количество правильно воспроизведенных предметов   % правильно воспроизведен-ных предметов  
       

Задание 3

Цель – исследовать особенности тактильного и зрительного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью (метод Фолькельта).

Оборудование эксперимента: несколько пар фигур из картона.

Ход эксперимента. Испытуемому предлагается, не глядя ощупывать одну из фигур в течение минуты, затем – назвать ее и нарисовать на бумаге (техника рисунка не учитывается). Протоколист фиксирует поведение и действие ребенка в ходе опытов, затем убирает рисунок, а экспериментатор показывает ребенку оригинал. Испытуемый в течение 1 мин. внимательно рассматривает фигуру, затем зарисовывает ее вторично.

Обработка результатов проводится по таблице.

 

Испытуемый возраст, класс Экспериментальная задача     Особенности рисунка испытуемого по сравнению с оригиналом   Поведение испытуемого  
       

Производя качественный анализ данного эксперимента, опишите особенности тактильно-моторного и зрительного восприятия у учащихся данного класса.

Задание 4

Цель – изучить объем кратковременной памяти у умственно отсталых школьников.

Оборудование эксперимента: список из 27 простых слов, расположенных в 6 рядов. В первом ряду – два слова, в каждом последующем – на одно слово больше. Слова выбираются так, чтобы они не повторялись и не были связаны по смыслу.

Ход эксперимента. Каждому испытуемому в отдельности прочитайте ряды слов (интервал между рядами 2 сек) и попросите его точно повторить. Если ребенок начал допускать ошибки, эксперимент прекращается, так как показателем объема памяти будет точно воспроизведенный (до начала ошибок) ряд.

Качественные показатели оформляются в таблице по образцу.

Испытуемый, класс Ряды слов Объём памяти у испытуемого
1 ряд 2 ряд 3 ряд 4 ряд 5 ряд 6 ряд
Таня А. III класс + + -       3 сл.
Юра В. III класс + + + _     4 сл.
Саша Г. III класс + + -       3 сл.

В таблице знаком плюс отмечены точные ответы, знаком минус – начало ошибок, далее эксперимент не проводится. Эксперимент можно провести при обследовании ребенка на комиссии, а также внутри одного класса: у сильных, средне и слабо успевающих учеников.

Выводы. Отразите динамику развития механической памяти у школьников в классе, а также определите, какое количество новых слов или понятий целесообразно вводить на уроке.

Задание 5

Цель – исследовать логическую и механическую память методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование эксперимента: два списка слов по 6 рядов. В первом списке между словами существуют смысловые связи, во втором – они отсутствуют, например:

I список слов II список слов

Корова- молоко жук- кресло

Бумага-ножницы небо-пила

Курица-яйцо пожар-клей

Магазин-хлеб стена-гриб

Груша-компот море-чайник

Лампа-свет овца-спичка

 

Ход эксперимента. Экспериментатор читает испытуемому пары слов I списка (интервал между парой – 5 сек). После 20-секундного перерыва читается левый столбик слов 1 списка, и испытуемый записывает на листочке запомнившиеся слова правого столбика. Так же проводится работа со словами II списка.

Результаты опыта записываются в таблицу.

Испыту-емый, класс Объем смысловой памяти Объем механической памяти  
Кол-во слов 1 списка (а1) Кол-во запом-нившихся слов (в1) Коэффици-ент смыс-ловой памяти (с1 = в1:а1) Кол-во слов второго списка (а2) Кол-во запомнив-шихся слов (в2) Коэффициент механической памяти (с2=в2:а2)
               

 

Выводы. Установите объем и динамику механической и смысловой памяти у учащихся класса специальной школы, а также – соотношение между этими типами памяти у каждого ученика в отдельности.

Задание 6

Цель – изучить особенности анализа и установления причинно-следственных отношений между объектами при восприятии картин умственно отсталыми школьниками.

Оборудование эксперимента: сюжетная картина (например, «На реке», подобрать примерное содержание вопросов).

Ход эксперимента. Экспериментатор показывает испытуемому картинку, предлагает ее внимательно рассмотреть и ответить на следующие вопросы.

1. Где происходит действие?

2. Вверх или вниз по течению идет пароход?

3. Далеко ли до пристани?

4. На каком берегу, она находится?

5. Какое время дня показал художник? По каким признакам ты это определил?

6. Далеко ли от реки до жилья?

 

Испытуемому предлагается рассуждать вслух, высказывать свои предположения. Рассуждения, умозаключения и аргументация ответов протоколируются.

Если испытуемый правильно ответил на вопросы, аргументировал ответы, установил связи между признаками, его ответ оценивается в 5 баллов, если ответил на 3-4 вопроса – в 4 балла, на 2-3 вопроса – в 3 балла, если меньше, чем на 2 вопроса – в 2 балла.

Результаты рекомендуется представить в таблице.

 

Испытуе-мый, класс Номер вопроса Дан правиль-ный ответ (+) Дан ошибоч-ный ответ (-) Кол-во правиль-ных связей Кол-во ошибоч-ных связей Балл

 

Выводы. Опишите содержание суждений, умозаключений и доказательств у каждого учащегося. Выясните, у какого школьника правильных ответов больше. Почему? Какова роль коррекционного обучения в развитии наглядно-образного и логического мышления умственно отсталых школьников?

Задание 7

Цель – исследовать процесс сравнения учащимися понятий.

Оборудование эксперимента: четыре пары понятий: муха и птица, кошка и собака, трамвай и автобус, слон и мышь.

Ход эксперимента. Экспериментатор называет испытуемому два объекта и предлагает сравнить их, т.е. указать черты сходства и различия. Испытуемый должен найти наибольшее количество признаков сходства и различия.

Количество выделенных признаков, указывающих на сходство и отличие сравниваемых объектов, может быть оценено в баллах. Если оно

более 15-ти, то процесс сравнения условно оценивается баллом 5, если количество найденных признаков достигает 10-ти, экспериментатор ставит 4 балла, ниже 10-ти – 3 балла, менее 5-ти – 2 балла.

Данные эксперимента зафиксируйте в протоколах, а обобщенный анализ исходных данных представьте в следующей таблице.

 

  Испы-туемые, класс   Сравни-ваемые пары объектов Признаки сходства   Признаки отличия     Балл
Внеш-ние сход-ные приз-наки Функцио-нальное сходство Относятся к одному классу (родовому понятию) Внеш-ние разли-читель-ные призна-ки Функцио-нальное различие Относятся к различным классам (родовым понятиям)  
                 

 

Методику эксперимента можно модифицировать: пары понятий предъявить на картинках, выполненных в цвете. В связи с тем, что анализ понятий изменяется в процессе их усвоения, данная методика интересна для обследования учащихся из разных классов, начиная со II. Большой охват испытуемых позволит изучить динамику процесса формирования понятий, навыков умственных действий у учащихся вспомогательной школы. Кроме того, выявятся общие закономерности нарушения у них мышления и речи.

Выводы. Укажите, каковы пути преодоления недостатков мыслительной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью при усвоении ими различных понятий по предметам школьной программы.

Задание 8

Цель – выявить личностные особенности детей и социометрическую структуру класса.

Ход эксперимента. Учащимся класса предложите ответить на следующие вопросы:

1. Кто лучше всех помогает товарищам по классу?

2. С кем бы ты хотел сидеть вместе за одной партой? Почему?

3. Кого из одноклассников ты хотел бы поздравить с днем рождения?

Полученные результаты представьте в таблице.

 

Класс Наибольшее количество выборов получили ученики
1-й вопрос 2-й вопрос 3-й вопрос
       
       
       

Выводы. Раскройте:

а) Как умственно отсталые дети оценивают своих сверстников?

б) Совпадают ли эти характеристики с качествами личности “предпочитаемых “ товарищей?

в) Какие черты поведения или свойства личности становятся предметом положительной оценки?

Задание 9

Цель – выяснить индивидуальные личностные особенности учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Ход эксперимента. Учащимся (желательно 5 человек), индивидуально каждому, предложите список слов, характеризующих некоторые свойства личности.

Ознакомьте учеников с инструкцией №1. (Прочитай внимательно все слова и выпиши из них такие, которые характеризуют твоего любимого человека – друга, брата и т.д.). После выполнения этого задания заберите листок и предложите инструкцию №2. (Теперь выбери такие слова, которые характеризуют тебя самого).

  1. Аккуратность 8.Красота
  2. Бережливость 9.Лживость
  3. Вежливость 10.Приветливость
  4. Грубость 11.Трусость
  5. Доброта 12.Трудолюбие
  6. Жадность 13.Храбрость
  7. Завистливость 14.Честность

В результате выполнения задания каждый ученик составляет два списка.

Выводы. Раскройте:

а) Умеют ли умственно отсталые школьники ранжировать качества личности к «идеалу» и к своему «я»?

б) Приравниваются ли характеристики «я» к «идеалу»? Относительно кого завышаются, занижаются оценки?

По всем заданиям психолого-педагогической диагностики обследовать 2 ребенка из начального звена и результаты сравнить. Подбирать детей с учетом структуры дефекта.

Пример протокола психолого-педагогического обследования

 

Дата обследования__________________________ № протокола _________

Формальные данные о ребенке

 

1.Фамилия, имя ______________________________________________________________

2.Дата рождения_______________________________________________________________

3.Где находился до поступления в д/с (из семьи, детдома, д/с) _____________________________________________________________________________

4.Домашний адрес, № телефона__________________________________________________

 

Данные медицинского обследования

 

1.Физическое развитие_________________________________________________________

(соответствие возрасту, устойчивость походки, координация движений)

2.Состояние слуха, зрения______________________________________________________

3.Данные неврологического и психиатрического обследования_______________________

 

 

4.Заключение ПМПК__________________________________________________________

 

Обследование познавательной сферы

 

1.Выявление представлений ребенка о себе и ближайшем окружении:

- Как тебя зовут?____________________________________________________________

- С кем ты пришел?___________________________________________________________

- На чем приехал в детский сад?_______________________________________________

- Сколько тебе лет?__________________________________________________________

- С кем ты дома живешь?_____________________________________________________

- Кто старше, кто младше?____________________________________________________

- Понятие о частях тела, лица _________________________________________________
(назови, покажи, различие правой и левой сторон тела)

2.Выполнение инструкций

односложной (простой)_________________________________________________________

(покажи стол, часы, т. д., дай книгу……)

двусложной развернутой)_______________________________________________________

(возьми тетрадь и положи ее в шкаф)

3.Выявление активного и пассивного словарей____________________________________

по предметным картинкам______________________________________________________

(покажи, назови)

 

по сюжетным картинкам_______________________________________________________

(покажи, назови, где мальчик стоит, сидит…….)

4.Фразовая речь______________________________________________________________

(отметить форму: вопросно-ответная, самостоятельная, грамматический строй речи; наличие эхолалий)____________________________________________________________

произношение________________________________________________________________

(чистое, нарушенное)

5.Способность к обобщениям (на картинках)______________________________________

по назначению________________________________________________________________

(что ты будешь кушать? что можно надеть?)

название обобщающих слов___________________________________________________

(пальто, рубашка, платье – как это можно назвать одним словом?)

выделение по обобщающему слову______________________________________________

(дай картинку с одеждой, посудой)

исключение 4-ой лишней картинки_______________________________________________

понимание скрытого смысла рассказа, картинки___________________________________

6.Знание цветов________________________________________________________________

сличение______________________________________________________________________

умение самостоятельно назвать__________________________________________________

выделение по названию________________________________________________________

7.Знание формы_______________________________________________________________

соотнесение формы____________________________________________________________

умение называть форму________________________________________________________

выделение по названию________________________________________________________

8.Понятия «большой»- «маленький»_____________________________________________

9.Конструирование____________________________________________________________

матрешка (трехсоставная)______________________________________________________

«почтовый ящик»_____________________________________________________________

(зрительное соотнесение, пробы, без учета формы)

разрезная картинка_____________________________________________________________

(зрительное соотношение, разумные пробы, нелепые действия)

из 2-х частей_________________________________________________________________

из 3-х частей__________________________________________________________________

из 4-х частей__________________________________________________________________

10.Счет:

пересчет предметов____________________________________________________________

(соотношение числа с предметом, фиксация итогового числа)

выделение заданного количества________________________________________________

(по показу, образцу, слову)

счетные операции______________________________________________________________

(на конкретном материале, по представлению)

знание цифр и соотнесение их с количеством_______________________________________

 

Характеристика эмоционально-волевой сферы и деятельности ребенка

 

1.Контактность________________________________________________________________

(легко ли вступает в контакт, постепенно, избирательный контакт, негативизм)

2.Отношение к обследованию____________________________________________________

(заинтересованное, безразличное, отрицательное)

3.Поведение___________________________________________________________________

(адекватность ситуации, активность, двигательная расторможенность)

4.Внимание___________________________________________________________________

(устойчивость, переключаемость)

5.Деятельность ________________________________________________________________

(целенаправленность, хаотичность, соскальзывание, критичность)

6.Работоспособность___________________________________________________________

(утомляемость, истощаемость)

7.Мелкая моторика____________________________________________________________

(ведущая рука, ловкость мелких движений, тремор, навязчивые движения)

8.Принятие помощи____________________________________________________________

 

Заключение:

 

Психолого-педагогическое заключение по результатам обследования_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заверенная подпись практиканта

Приложение 4

Пример индивидуальной программы воспитания, обучения и развития

Лена К., возраст 2 года (диагноз: синдром Дауна).

1. Здоровье. Обеспечить необходимые условия для защиты, сохранения и укрепления здоровья ребенка. Наладить четкое выполнения режима дня. В процессе выполнения режимных моментов необходимо:

уделять внимание формированию навыков еды: учить есть ложкой, используя совместные действия со взрослым, пить самостоятельно из чашки;

закрепить навык опрятности – просить на горшок словами;

учить выполнять некоторые самостоятельные действия - брать самостоятельно ложку, чашку, ставить чашку на стол;

брать самостоятельно некоторые свои вещи (давать их взрослому).

2. Социальное развитие.

Стремиться установить более прочные эмоциональные контакты ребенка с близкими взрослыми, заражать эмоциями радости, удовольствия, удовлетворения и поддерживать состояние психологического комфорта, укреплять положительные эмоциональные связи;

прививать различные формы общения с близкими взрослыми (улыбаясь, смотреть в глаза, протягивать ручку при встрече со знакомыми; при прощании махать рукой, посылать поцелуй);

проводить следующие игры: «Жил-был бычок» (проговаривается текст: «Жил – был бычок, соломенный бочок, у него 4 ножки, очень острые рожки, пришел он к нам домой, покачал головой и говорит: «Где здесь Лена, я ее забодаю!»); «Прятки с оглядкой», «Ветер-ветер – ветерок»; «Ласковый ребенок» (ребенок должен показать, как он обнимет маму, папу, бабушку);

закрепить эмоциональную реакцию на появление родителей – мамы или папы, близких взрослых, радоваться, улыбаться и говорить: мама, папа, баба, деда;

учить узнавать на фото себя и близких взрослых: находить себя среди других лиц, выполнять инструкции: «покажи, где Лена, где мама, где баба, где деда», выделять эти фото среди других, 2 – 3 фотографии;

учить показывать части тела («Покажи, где у Лены губы, щечки, большой пальчик, коленки»), закрепить умение выражать просьбу жестом и словом: дай – дай, на;

учить благодарить словом за игрушку, еду, песенку, за оказанную помощь и т.д.

Познавательное развитие.

А). Сенсорное развитие.Развитие ориентировки на величину, форму.

Учить брать маленькие предметы одной рукой, большие – двумя руками (шарики, мячики, кубики, матрешки, машинки) при этом взрослый говорит с подчеркнутой интонацией: «Держи обе ручки – это большая матрешка! Возьми маленькую матрешку!»;

Закрывать крышками маленькие и большие коробочки (разные по форме, величине и фактуре), опуская туда соответствующие предметы по размеру, при этом выделять интонационно голосом «большой – маленький»;

Опускать предметы в различные по форме коробки;

Закрывать крышками круглые и квадратные коробки, затем заглядывать туда, что там спрятали, доставать предметы и снова прятать;

Раскладывать предметы в две коробки: в одну – кубики, в другую – шарики;

Раскладывать большие шарики в большие коробки, маленькие – в маленькие.

Б) Ознакомление с окружающим. Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности

выделять игрушки: «Вот наши игрушки – кукла «ляля», машинка «би-би-би», матрешка «топ-топ-топ», мячик «хлоп-хлоп», он катится, лови мячик»;

выделять и действовать с предметами посуды: «Где ложка? Вот она – кушать будем ложкой. Где чашка? Пить будем из чашки. Где тарелка? В тарелку кашку будем класть, кашку кушать будем»;

выделять предметы одежды: «Где ботиночки – сейчас наденем на ножки. Лена будет ходить - топ-топ. Ножки будут бегать по дорожке. Где колготки? Вот они, наденем на ножки, тепло будет ножкам. Где шапочка? Вот она, наденем Лене на головку. Лене будет тепло. Где шубка? Мы гулять идем. Там холодно, шубку надеть надо»;

обращать внимание на предметы в окружающем: «Где телевизор? Где диван? Где стульчик? Там Лена сидит. Где горшок? Вот он. Вот кроватка, Лена бай-бай. Глазки закрывает Лена»;

обращать внимание на животных и птиц: «Где собачка? Вот она побежала. Она лает: гав-гав. Где птичка? Вон ворона. Она кричит: кар-кар. Крылышками машет, полетела высоко-высоко»;

обращать внимание ребенка на изменения в каждодневной жизни: «Вот пришла мама», «Мама уже ушла – нет мамы», «Вот кто-то идет. Посмотрим телевизор», «Сейчас выключим его, уже не работает телевизор».

Обогащать представления ребенка об окружающей действительности: «Снег идет, вокруг много снега», «Машина едет, машина уехала».

Развитие речи.

А) Развитие понимания обращенной речи:

Учить показывать некоторые действия: «Покажи, как Саша спит? (ребенок демонстрирует: закрывает глаза). Покажи, как играть на барабане? Покажи, где лена спит? Покажи, где мишка? Покажи, где собачка? Покажи, где зайка?

Петь песенки Лене. Петь песенки зайке.

Читать потешки А. Барто и других авторов и просить Лену выполнить какое-либо действие при чтении конкретного стиха: «Мишка косолапый», «Зайку бросила хозяйка».

Б) Формирование активной речи:

Вырабатывать воздушную струю - дуть в свирель, дудочку, на воздушный шарик, на бабочку, на уточку;

Учить движениям губ: па-па-па, ба-ба-ба, да-да-да, ма-ма-ма, ля-ля-ля;

Использовать игру: «Вот он язычок – нет язычка»;

Учить произносить звукоподражания и лепетные слова: «ам-ам», «би-би», «бай-бай», «пи-пи», «па-па», «ма-ма», «бах»;

Учить произносить отдельные слова: мама, папа, Лена, кушать, спать, тетя, дай, на, гулять, петь, топать, пить, баба, деда, тетя, миша, зайка;

Учить произносить элементарные фразы: «Дай пить; Дай ам-ам; Дай лялю; Дай би-би; на лялю; Дай сок; на, читай».

Дневник наблюдений

Для успешного изучения детей и использования его данных в целях коррекционной работы очень важное значение имеет систе­матическое накопление материала, характеризующего облик каж­дого ученика, его развитие, личностные особенности. Учителя пользуются различными формами учета данных о раз­витии, продвижении учащихся. Одной из форм текущего учета таких данных являются дневники наблюдений.

Остановимся на тех требованиях, которым должны удовлетво­рять дневники наблюдений.

Главным требованием является содержательность. Записи, ко­торые делает учитель в дневнике наблюдений, должны носить не случайный характер, а фиксировать наиболее важные и характер­ные данные, раскрывающие индивидуальность школьника, его развитие, свойственные ему особенности. Учителю, конечно, не следует записывать в дневник все подряд им наблюдаемое, а сле­дует отбирать наиболее яркие факты. При этом надо прежде всего сосредоточить внимание на тех особенностях школьника, о кото­рых говорит «программа изучения учащихся». Записи о каждом ученике будут делаться при этом примерно раз в одну-две недели. Не следует устанавливать строгую периодичность записей. Однако необходимо помнить одно безусловное требование: не запускать фиксацию наблюдений.

В качестве оптимального варианта можно привести следующий пример периодичности записей. Дневниковые записи в отноше­нии ученика 2-го класса Андрея 3. на протяжении октября были произведены 6, 15, 25 и 29 числа, а записи об ученице того же класса Тамаре П. — 2, 8, 14, 19 и 24 числа того же месяца.

Делая записи в дневнике наблюдений, важно соблюдать точ­ность. Следует записывать именно то, что фактически произош­ло, притом не в обобщенном виде, а во всей конкретности на­блюдавшихся событий. Опис

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...