Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод принудительного артикулирования

 

 

Предлагается еще один метод оттеснения проговаривания во время чтения – метод принудительной артикулирования (МПА). Он основан на создании помех проговариванию во время чтения. Суть метода заключается в сознательной принудительной замене активного артикулирования пассивным.

В процессе чтения вместо проговаривания написанного текста, т.е. активного артикулирования, наряду с осмыслением текста, произносится какой-либо текст или какие-либо слова, т.е. производится пассивное проговаривание. Вы занимаете мышцы гортани и языка проговариванием не того текста, который вы в это время читаете глазами, а другого. В этом случае вы уже не будете связывать смысл того, что вы произносите, с тем, что читаете. Можно, например, напевать песню, над словами которой не надо задумываться, произносить считалочку, считать слова в читаемых предложениях. Давайте остановимся на последнем.

Предлагается во время чтения текста производить приблизительный подсчет слов в читаемых предложениях. Подсчет проводить без осмысления ряда чисел, то есть пассивно.

Заменив активное артикулирование пассивным, вы практически заставите мозг воспринимать лишь те понятия, которые будут идти по зрительному каналу.

Главное достоинство метода принудительного артикулирования в том, что читаемый текст осмысливается, обрабатывается мозгом без сплошного озвучивания читаемых слов, в результате чего вырабатывается психическая установка (привычка) на чтение без сплошного артикулирования.

Метод принудительного артикулирования имеет и недостаток: мозг, кроме основной функции – смысловой обработки поступающей от зрительного канала информации, выполняет и побочную – контролирует, хотя и минимально, подсчет слов, снижая восприятие текста, по сравнению с потенциальным.

 

УПРАЖНЕНИЕ 4.Читайте тексты, одновременно подсчитывая про себя количество слов, которые вы прочитали.

Читать старайтесь иначе, чем обычно: посмотрите на слово, уясните его смысл и мысленно произнесите число.

Читать нужно с максимально возможной скоростью, но так, чтобы текст был усвоен не менее чем на 50%. Можно считать не все слова в предложении. Союзы, предлоги, частицы и другие короткие слова не считайте. Можно даже не подсчитывать и те слова, которым вы просто не успели присвоить порядковый номер. Но считайте непременно про себя и четко, ясно, без пауз: «Одиндватричетыре…».

Если вам нужно произнести коротко звучащую цифру (например «три»), а в это время вы читаете длинное слово (например, «машиностроение»), то можно прочитать его, проговаривая про себя «три четыре», т.е. продолжая счет. Но иногда под проговаривание длинного номера (например, «двадцать четыре») вам надо просмотреть короткое слово (например, «он»). В этом случает под этим номером вместе с короткими словами просмотрите и следующее слово.

Счет ведите до 30. Дойдя до 30, начинайте без перерыва считать заново.

При чтении методом принудительного артикулирования необходимо достичь максимального усвоения читаемого при непрерывной работе мышцы гортани и языка, беззвучно проговаривающих числа.

Пример: Одииииндваааааатрииииииииииииичетырепяааааааааатьшесть Первые плоды от проникновения людей за пределы Земли сеэээээээмьвосемьдеээвятьдесятьодиииииииииинадцать достались науке. Геологи теперь не ограничиваются двенааааадцатьтринадцатьчетырнадцать……….. исследованием лишь одной Земли, …………………….. ………………………………………………..двадцатьдевять ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,астрофизические тридцатьраааааааздвааааааааатрииииииииичетырееее…. явления в глубинах мироздания с помощью приборов………

 

Тезаурус

 

 

Для расширения поля восприятия и повышения эффективности оттеснения артикуляции можно предложить еще один метод – метод стереотипизации слов и выражений.

У каждого читателя есть определенный круг чтения. Круг включает тексты по конкретным предметам из конкретных тем. Темы описываются и раскрываются с использованием ограниченного числа ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ ЗНАЧИМЫХ СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ. Давайте такие наборы слов и словосочетаний для каждой конкретной тематической области будем называть ТЕЗАУРУСАМИ, если слова и словосочетания из тезауруса удовлетворяют[2] следующим требованиям:

1. Часто встречаются в текстах по данной тематической области данного предмета (например по теме «Кислоты» из предмета «Химия»);

2. Являются значащими, важными для понимания фразы, мысли и целиком всего текста (обозначающими существенные для понимания темы предметы, явления, события, действия, их качество или количество);

3. Определение их значения или понятий не противоречит основным положениям данной тематической области данного предмета;

и если каждому слову и словосочетанию наборов поставлены[3] в соответствие:

- конкретный образ (с ограниченным числом элементов образа, частей предметов, этапов, действий и т.п.);

- ощущения (если они есть), связанные со словом и словосочетанием;

- чувства (если они есть), ассоциирующие со словом или словосочетанием.

Задача метода стереотипизации слов и словосочетаний – сделать все слова и словосочетания тезауруса, часто встречающиеся в текстах, а также их графические начертания легко узнаваемыми. В этом случае, встретив таких знакомцев в тексте, вы с легкостью их узнаете и извлечете из памяти значение и понятие без детального их проговаривания. Для вас буквенное начертание слова будет всего лишь условным знаком, при одном взгляде на который вы легко представите себе то понятие или значение, какое за ним стоит. Более того, вы будете легче схватывать за каждую фиксацию все больше и больше слов. Такое чтение станет схожим с чтением иероглифов, или с чтением географических карт, или с чтением формул, когда бросив один взгляд, читатель иероглифа (географического знака, формулы) мгновенно извлекает из памяти целостное значение или понятие.

Статистика показывает, что количество часто встречающихся и значимых слов и словосочетаний в различных областях знаний колеблется от 2-3 тысяч до 6-8 тысяч единиц (в редких случаях – до 10-12 тысяч). Следовательно, напрашивается очевидный вывод: желательно для каждой области знаний, по которой вам приходится читать много текстов, сформировать в памяти запасы слов и словосочетаний и каждое слово из этого запаса сделать СТЕРЕОТИПНЫМ, т.е. легко узнаваемым визуально (даже боковым полем видения) и легко узнаваемым по смыслу, а затем научиться предугадывать их в тексте. Практика подтверждает этот вывод: достаточно научиться быстро и точно узнавать слова и словосочетания, как скорость чтения резко возрастает без потери в качестве усвоения.

Чем больше вы будете тренироваться на быстрое и точное узнавание, тем большее число слов вы будете охватывать за каждую фиксацию и тем меньше будет необходимости в их проговаривании и, следовательно, тем легче вы станете читать тексты.

Исследования специалистов показали, что опытный читатель, предугадывая смыслы еще не прочитанных частей текста (фраз, частей фраз), мысленно перебирает в уме слова, с помощью которых можно было бы выразить предугаданный смысл и начинает представлять образы этих слов (образ графических начертаний слов). При появлении напечатанного в тексте слова в поле ясного видения читатель совмещает мысленный образ (который он извлек из памяти) с образом зрительно воспринятого слова (как бы говоря себе: «Ага, я правильно (или неправильно) угадал слово») и переходит к следующему. Поэтому можно сформулировать еще две задачи метода стереотипизации слов и словосочений:

- расширение возможностей мысленного прогнозирования через расширение читательского лексикона (просто расширение лексикона не имеет смысла);

- повышение качества усвоения содержания текстов через непосредственное улучшение понимания и через повышение уверенности в хорошем усвоении.

 

УПРАЖНЕНИЕ 5. Читая тексты по своей специальности или по учебным дисциплинам, выписывайте в заведенный вами словарь часто встречающиеся значимые слова и словосочетания. Работайте со словарем следующим образом: посмотрите на слово или словосочетание, вспомните его значение или понятие, стоящие за словом или словосочетанием, представьте себе образ, соответствующий данному значению или смыслу.

На следующий день быстро повторите прежние слова, а с вновь выписанными поработайте так же тщательно, как и с предыдущими. Создавайте словарь в тетради и тезаурус в вашей голове до тех пор, пока по каждой предметной области не наберете по несколько тысяч слов и словосочетаний.

Пользуясь методом стереотипизации слов и словосочетаний, вы научитесь воспринимать тексты целостными понятиями и крупными образами, сопровождая чтение чувствами и ощущениями, что само по себе ускорит процесс чтения, разовьет ваше воображение, активизирует память и мышление, будет способствовать оттеснению проговаривания при чтении, расширит поле восприятия.

 

УПРАЖНЕНИЕ 6.Прочитайте слово (словосочетание) из вашего словаря и как можно быстрее составьте смысловое предложение с использованием этого слова. Перейдите к следующему слову.

УПРАЖНЕНИЕ 7.Вспомните слово (словосочетание) из вашего предметного тезауруса и как можно быстрее составьте смысловое предложение с использованием этого слова. Вспомните следующее слово или словосочетание из тезауруса. И т.д.

УПРАЖНЕНИЕ 8.Вспомните из вашего предметного тезауруса наугад любое слово (словосочетание) и составьте с ним смысловое предложение. Теперь как можно быстрее вспомните такое слово (словосочетание), чтобы с помощью него вам удалось построить предложение, продолжающее по смыслу первое предложение.

УПРАЖНЕНИЕ 9.Прочитайте слово из словаря и, если можно, как можно быстрее вспомните синоним или антоним к нему. Перейдите к следующему.

УПРАЖНЕНИЕ 10.Прочитайте слово из тезауруса и как можно быстрее найдите однокоренное слово к нему (если можно). Перейдите к следующему.

Чтобы научиться быстро читать тексты, не вчитываясь в каждое слово и в каждую букву, активно предугадывая смысл непрочитанных слов, предлагается еще одно довольно забавное упражнение. Выполняйте его во время чтения любых текстов.

 

УПРАЖНЕНИЕ 11. В течение 5 секунд смотрите на спираль горящей лампочки, затем переведите взгляд на текст и в течение 25 секунд читайте его. Из-за эффекта «послесвечения» вы не сможете видеть слова, на которых будет фиксироваться ваш взгляд: слова будут заслонятся образом увиденной спирали. Слова, находящиеся слева и справа, вы будете легко прочитывать. Для понимания текста их будет достаточно.

Примерно через 25 секунд образ спирали исчезнет. Посмотрите еще раз на спираль горящей лампочки и продолжайте чтение.

Разумная торопливость

И ощущение времени

 

 

Одним из элементов культуры чтения является ВНУТРЕННЯЯ ПОТРЕБНОСТЬ выполнять все умственные действия во время чтения как можно быстрее. Эта потребность при частой реализации на практике постепенно ФОРМИРУЕТ НОВУЮ ЧЕРТУ ХАРАКТЕРА – РАЗУМНУЮ ТОРОПЛИВОСТЬ.

 

УПРАЖНЕНИЕ 12.Приготовьте большой текст научно-популярного жанра (без формул, рисунков, прямой речи и пр.). Начните читать текст с максимально возможным качеством усвоения. Читайте в ровном темпе. Примерно через 2-3 минуты после начала чтения отмерьте часть текста, которую вы успеваете прочитать за 0,5 минуты. Далее разметьте на следующих страницах текста 8 частей этого объема.

Засеките время, прочитайте следующую часть в том же темпе. Во время чтения старайтесь ОЦЕНИВАТЬ ИНТЕРВАЛ ВРЕМЕНИ в 0,5 минуты. Читаемый текст нужно усваивать с максимально возможным качеством. Закончив чтение отрезка, посмотрите на часы, оцените, насколько вы оказались точны и с учетом ошибки постарайтесь прочитать следующий отрезок за более точное время. И так далее все 8 отрезков текста.

Через 2-3 дня вернитесь к этим же отрезкам и попытайтесь прочитать их парами за 0,5 минуты каждую пару. Вы должны будете прочитать четыре пары за 2 минуты.

Еще через 2-3 дня попытайтесь прочитать эти же тексты группами по 4 отрезка за 0,5 минуты каждую группу. И, наконец, еще через пару дней прочитайте весь объем (почти выученные наизусть 8 частей текста) за 1 минуту.

 

 

Психическая утомляемость

 

 

Психическое утомление при работе с книгой наступает в двух случаях: либо это следствие физического недомогания, утомления, возникшего, например, от долгого пребывания в неудобной, напряженной позе, или просто устали глаза. Психическое утомление наступает очень быстро и при работе со скучным текстом. Очень часто возникают такие ситуации, когда необходимо прочитать и усвоить статью, конспект или книгу, но не хочется, потому что этот материал совершенно не интересен для вас. Часто вы предчувствуете скуку из-за неуверенности в достаточно хорошем усвоении содержания текста. Это может происходить тогда, когда вы приступаете к изучению нового материала. Нет желания утруждать себя, и вы находите тысячи причин, чтобы прервать чтение. Заняться чем-то другим, и очень рады тому, что есть возможность не читать.

Умение психологически перестроиться, возбудить в себе живой интерес даже к тому, что поначалу не интересовало, казалось скучным, работать продуктивно над любым текстом – это элемент высокой культуры чтения, которая воспитывается и закрепляется длительной практикой.

За период обучения рациональным методам работы с книгой вы овладеете приемами профилактики психического утомления в процессе чтения.

УПРАЖНЕНИЕ 13.Приготовьте большой и очень неинтересный, но очень нужный текст. Выделите в нем объем, который вы можете прочитать за 1 час.

За 15-20 минут прочитайте первую треть выделенного текста. Сделайте минутный перерыв, во время которого переосмыслите содержание прочитанного и постарайтесь выделить в прочитанном интересные мысли или факты. Выполните упражнение РЕЛАКС.

Следующие 15-20 минут посвятите чтению второй части текста. За минуту следующего перерыва переосмыслите содержание прочитанной части, выделите наиболее интересное. Затем установите смысловые связи между первой и второй частями текста, еще раз сделав акценты на интересных моментах прочитанных двух частей текста. Выполните еще одно упражнение РЕЛАКС.

Последние 15-20 минут времени посвятите прочтению последней части. Теперь после переосмысления прочитанной части свяжите по смыслу три блока текста и вспомните все самое интересное во всем прочитанном. Сделайте вывод о том, что даже в самом неинтересном тексте можно найти интересное!

Подготовка к восприятию

 

 

Мы выяснили, что для эффективного запоминания нужно создать определенные условия, при которых активизируются физико-химические и психические процессы в мозгу.

Начальным этапом процесса запоминания является этап ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ к чтению текста. Он называется начальным, потому что стоящие перед читателем задачи выполняются до начала чтения, т.е. до начала непосредственного восприятия текста.

Непосвященный читатель, приступая к чтению, тоже проводит подготовку к чтению, психологически настраивается на восприятие текста, но делает это подсознательно и бессистемно, неполно. Многие читатели даже не предполагают, что для качественного чтения требуется определенный психологический настрой. А уж о том, что этот настрой можно вызвать в себе искусственно, путем тренировок, не задумывается почти никто!

Наша задача – научиться перед началом чтения регулярно проводить психологическую подготовку сознательно и грамотно, ввести в культуру чтения новый элемент, совершенствующий вас как профессионального читателя.

Психологическая подготовка начинается тогда, когда читатель впервые задумывается над какой-либо проблемой. Интерес к проблеме побуждает человека искать ответы на возникающие вопросы, отбирать необходимые книги и статьи для чтения. Такая работа очень важна: она приводит к пониманию, что нужно читать не все, что попадает в руки, а только то, что необходимо для конкретного решения определенных проблем. Это, в свою очередь, делает чтение целенаправленным. Читатель осознает, что ему нужно прочитать эту статью, чтобы узнать что-то новое по интересующей теме. Процесс чтения становится заинтересованным, активным. Читатель будет ставить перед собой вопросы и отвечать на них.

В процессе психологической подготовки к чтению вы научитесь ставить все более точные и глубокие вопросы и отвечать на них. Мыслительные процессы будут протекать активнее, быстрее и глубже. Вы будете постигать суть прочитанной информации, познавать важность и новизну тех или иных сведений для вас, для науки и практики.

Когда отобраны статьи и книги, необходимые для чтения, важно определить, за какой срок будет прочитан тот или иной материал. При этом ограничивайте себя во времени, ставьте перед собой задачу быстрее усвоить материал, чем вам это привычно. Это интенсифицирует вашу работу, приучит к скоростному режиму восприятия и усвоения информации, что, как правило, очень нужно, ведь поток информации растет день ото дня, увеличивается многократно.

На этом этапе важно определить, на какой срок нужно будет запомнить содержание того или иного текста. Эта временная установка поможет сохранить в памяти текст до необходимого времени.

Следующий шаг психологической подготовки – осмысливание того, что вам уже известно по данной теме. Такое припоминание поможет связать уже имеющиеся знания с теми новыми, которые вы приобретете в процессе чтения. Известно, что такой способ работы с текстом активизирует внимание и память. Научитесь проводить психологическую подготовку всякий раз, когда вы приступаете к чтению. ПОСТОЯННОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ этого требования постепенно выработает у вас автоматические навыки, во многом обеспечивающие успешное чтение.

Но не рассчитывайте, что этап психологической подготовки к чтению заканчивается, как только вы приступаете к восприятию текста. Напротив, он продолжается: вы готовитесь к восприятию последующей информации, размышляя над прочитанным и повторяя материал. Хотя на этом этапе значимость психологической подготовки по отношению к последующему чтению падает. Даже на этапе повторения вы, сознательно или пока еще бессознательно, проводите подготовку к дальнейшему восприятию данных на эту тему.

Этап психологической подготовки завершится в том случае, когда вы сделаете для себя вывод, что полученная информация нужна лишь до завтра, т.к. события изменятся или вам уже больше не понадобятся эти данные: вы их уже использовали либо они устарели.

Помните, что не всякий текст надо читать внимательно с целью запомнить его, иногда достаточно ограничиться беглым просмотром книги! Не читая, например, скандальные газетные публикации, мы освободим много времени для чтения художественных произведений, всемирной классической литературы.

Но если уж проблемы публикации интересуют вас или нужны для конкретного дела и вы решили прочитать этот текст и запомнить его, читайте дважды: первый раз – ПРОСМОТРОВЫМ ЧТЕНИЕМ, чтобы определить, действительно ли текст интересен, нужен для вас, на какое время и для какой цели он нужен, второй раз – для запоминания и глубокого усвоения.

Не всю информацию даже в важной книге нужно читать с одинаковым накалом внимания. Часто и при чтении литературы по специальности мы стремимся достичь невозможного, ставим перед собой невыполнимые задачи, разочаровываясь в себе при их некачественном выполнении. Не лучше ли изменить, что нужно прочитать, не запоминая, а на что обратить особое внимание, и уже эту небольшую информацию постараться запомнить на 100%. Это выполнимо! Это и есть рациональная обработка материала.

Практикой установлено, и вы, видимо, в этом не раз убеждались, что чтение проходит плодотворно и текст хорошо запоминается, если ОСОЗНАНА НЕОБХОДИМОСТЬ прочтения именно данного материала, продуктивность чтения СТИМУЛИРОВАНА, четко обозначена цель. В таких случаях ПОЯВЛЯЕТСЯ ИНТЕРЕС к чтению данной книги и заинтересованность в прочном усвоении содержания, а это гарантирует УСПЕХ.

Если регулярно проводить перед началом чтения психологическую подготовку, то это поможет выработать навыки продуктивной работы с текстом: он будет усваиваться активно, лучше запоминаться.

Психологическая подготовка к чтению органично входит составной частью в рассмотрение общей проблемы культуры чтения, поскольку, регулярно подготавливаясь, настраиваясь на чтение практически любого текста, вы уже сейчас закладываете надежный фундамент качественного восприятия текста и лучшего его запоминания.

В чем же заключается психологическая подготовка к чтению практически?

Если вы предвкушаете удовольствие от чтения любимой книги в удобном кресле, это уже своего рода подготовка к качественному чтению. Безусловно, здесь немаловажную роль играю объективные условия чтения (комфортное рабочее место, хорошее освещение, удобная поза, физическая бодрость и другие). Но речь сейчас пойдет о субъективной подготовке к восприятию читаемого. Например, если книга уже у вас в руках, то очень важно, хочется вам ее тут же прочитать или нет никакого желания сделать это, заставляете ли вы себя взяться за скучный предмет исследований, или этот предмет вдохновляет вас и вы приступаете к работе с удовольствием. При жгучем желании углубиться в чтение вы уже настраиваете себя на продуктивное восприятие текста. Но что делать в противном случает?

Практика показывает, что если читатель начинает работу над текстом, и при этом:

- ставит перед собой определенную цель;

- намечает пути достижения этой цели;

- осознает значимость предстоящей работы,

то чтение проходит с меньшими усилиями и чаще всего с большим интересом, если даже до начала этой работы тема предстоящего чтения казалась неинтересной. Интерес возникает потому, что чтение из пассивного процесса преобразуется в активную умственную деятельность.

Еще до того момента, как профессиональный читатель берет с полки книгу, с момента, когда он еще только задумался, что же ему следует прочитать, уже с этого момента начинается процесс психологической подготовки к предстоящему чтению:

- выбрав тему для чтения, квалифицированный читатель припоминает, что он уже прочитал по этой теме прежде;

- ставит перед собой конкретную задачу, например, что может реализовать конкретные знания, которые получит после чтения выбранной книги, в своем докладе на семинаре или конференции;

- рассчитывает, на какой срок понадобится полученная информация.

Результатом такой подготовительной работы будет активизация внимания при чтении, наилучшее усвоение и запоминание материала.

 

УПРАЖНЕНИЕ 14.

В течении недели постарайтесь чтение любого текста завершать формулировкой интересных мыслей, фактов, событий, усвоенных во время чтения.

Известно, что качество усвоения содержания текста зависит от знаний читателя, от его интересов, убеждений, волевых качеств, типа темперамента и многого другого. Мы сейчас рассмотрим лишь то, что за очень короткое время перед чтением (буквально за несколько секунд) может быть изменено в пользу читателя и то, что наилучшим образом может повлиять на повышение качества усвоения читаемого текста. Иначе говоря, проанализируем те действия, которые может совершить читатель пред чтением для того, чтобы чтение прошло максимально продуктивно.

На что нужно психологически настроиться перед началом чтения, чтобы чтение стало более продуктивным? Что нужно сделать, чтобы настроить свою психику на длительное и продуктивное чтение? Чтобы ответить на эти вопросы, в ШРЧ была проведена научно-исследовательская работа с участием читателей различных возрастов, читающих различную литературу с различными целями: от изучения учебной литературы для сдачи экзаменов через 6 месяцев, до проработки огромного количества научных текстов на двух языках для подготовки докторской диссертации за два года. То, что в результате проведенной работы всеми четырьмястами читателями были достигнуты поставленные ими цели (одними – за два года, другими – за полгода), говорит о правильности полученных нами ответов на поставленные вопросы.

После решения ОПТИМИЗАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ из всех факторов, наиболее сильным образом влияющих на продуктивность чтения, мы оставили лишь три:

- ИНТЕРЕС (как к содержанию текста, так и процессу чтения);

- НАСТРОЕНИЕ (речь идет не только о положительных, но и об отрицательных эмоциях, связанных с отношением читателя к излагаемым в тексте фактам или к позиции автора);

- УВЕРЕННОСТЬ (в правильности или неправильности излагаемой в тексте информации, в полезности читаемого текста, в успешном проведении чтения).

Планомерную тренировку по формированию навыка психологической подготовки следует проводить в соответствии с полученной схемой психологической подготовки: вначале вы научитесь вызывать интерес, затем уверенность и, наконец, хорошее настроение.

Давайте рассмотрим каждый этап тренировки по отдельности.

 

 

Интерес

 

 

В процессе чтения интерес может возникать как к содержанию, так и к самому процессу чтения. Оба интереса могут оказывать положительное влияние на продуктивность чтения. Давайте рассмотрим каждый из интересов в отдельности.

Интерес к содержанию

 

 

Чтение, если читатель ценит время, проводится для того, чтобы познать ТОЛЬКО то, что принесет КОНКРЕТНУЮ ПОЛЬЗУ:

- то, что вызывает эмоции (которые доставляют КОНКРЕТНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ или которые формируют настроение, улучшающее здоровье или работоспособность КОНРЕТНОГО читателя и того, кому этот читатель перескажет прочитанное и передаст настроение, или которые разовьют в читателе КОНКРЕТНЫЕ чувства);

- то, что формирует знания, от применения которых в конкретном деле в конкретном месте и в конкретное время можно будет получить КОНКРЕТНУЮ ПОЛЬЗУ.

 

Только не нужно ни бояться, что с такой позицией можно превратиться в «человека с узким кругозором» и т.п., ни стесняться превратить чтение исключительно в ПРИЯТНОЕ для ДУШИ и ПОЛЕЗНОЕ для ДЕЛА, т.е. в ПРАГМАТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ.

Говоря откровенно, кажется, что лучше стесняться того, что, прочитав немало «вроде бы полезных текстов», не получили конкретных результатов, и лучше стесняться того, что бездарно потеряли время, читая тексты, которые на первый взгляд казались, что «когда-нибудь пригодятся», и результате превратились в Плюшкина, собирающего в голове содержание текстов «на всякий случай». А чтобы не оставалось сомнений, нужно просто перебрать по памяти прочитанные вами ранее тексты и проанализировать их на «ПОЛЕЗНОСТЬ».

Но достаточно ли ПОНЯТЬ УМОМ, какие тексты следует читать, а какие – нет, чтобы на практике не ошибаться, теряя время на чтение текста, показавшегося интересным?

Как показала практика, только сознательный подход БЕЗ МЕТОДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ в подобных случаях не дает положительных результатов. К сожалению, ни в школе, ни в вузах не обучают направленно вызывать интерес к содержанию читаемого (особенно когда интереса нет или когда «предмет просто противен») и не приучают читать с интересом регулярно. Иными словами, там, где ОБУЧАЮТ ПРЕДМЕТАМ, НЕ ОБУЧАЮТ ВЫЗЫВАТЬ ИНТЕРЕС К ПРЕДМЕТАМ (пытаясь «привить» интерес к предметам в каждом отдельном случае) и НЕ ПРИУЧАЮТ РЕГУЛЯРНО ЧИТАТЬ С ИНТЕРЕСОМ. Предлагаемые ниже упражнения научат вас вызывать интерес к содержанию текста и приучат делать так всегда.

 

УПРАЖНЕНИЕ 15.Перед началом чтения конкретного текста вспомните все, что вы знаете по данной теме (проблеме). Во время чтения каждый новый факт, каждую новую мысль текста сравните с одной или несколькими имеющимися в памяти аналогичными фактами или мыслями.

УПРАЖНЕНИЕ 16.Перед началом чтения текста вспомните все, что вам уже известно по теме данного текста, и в письменном виде изложите все факты и мысли. Просмотрев полученные записи, осмыслите каждую отдельную вспомнившуюся единицу информации как часть целой темы (проблемы). Попытайтесь продумать возможные взаимоотношения между единицами информации: что с чем взаимосвязано, что с чем взаимодействует. Ответьте на вопрос: «Какой информации недостает в получившейся взаимосвязанной системе фактов и мыслей, чтобы система оказалась полной, целостной?» Найдите, на какие вопросы по данной теме (проблеме) нельзя ответить используя только то, что вы вспомнили.

Теперь, медленно читая текст, одновременно проделайте следующих 3 действия:

- оцените, какая информация из прочитываемого текста оказалась вам знакомой, известной;

- заполните пробелы в изображенной вами на бумаге системе фактов и мыслей, используя факты и мысли из прочитанного текста;

- установите взаимоотношения между информацией, которую вы вспомнили, и информацией из текста.

Разъяснения к этим упражнениям.

Интерес (на эмоциональном уровне – внешне, на нейрофизиологическом – в действительности) проявляется тогда, когда читателем ОЦЕНИВАЕТСЯ (оценивает мозг, измеряя разность потенциалов) РАЗНОСТЬ МЕЖДУ УРОВНЯМИ ЗНАНИЙ, имеющихся в памяти и извлеченных из текста.

 

Причем, если уровни (из текста и из памяти) находятся высоко, т.е. на высоко значимом уровне, то разность между ними будет более ощутимой эмоционально («Вот это да, я-то думал что это так, а на самом деле немного по-другому!!!»), чем если бы эта же разность обнаружилась на более низких по значимости для читателя уровнях («Конечно, я теперь понимаю, что думал по-другому, да и ладно, это не столь важно…»), то интерес к прочитанной информации в первом случае будет большим, чем во втором случае:

 

 

где а) более интересно воспринимается читателем, чем случай б), хотя разность между уровнями в б) большая, чем в а).

Следовательно, для того, чтобы вызывался интерес к каждой отдельной части читаемого текста, а следовательно, и ко всему тексту целиком, нужно во время считывания конкретной информации иметь в активной памяти (в готовом виде на «поверхности» памяти, чтобы не вспоминать долго) также вполне конкретную информацию для сравнения ее со считываемой информацией. А для этого соответственно нужно до начала чтения вспомнить информацию по теме текста и осмыслить ее. Причем желательно, чтобы вспоминаемая информация была высоко значимой (увлекательно, нужной) для читателя.

Как вы, наверное, поняли, для того, чтобы сформировался интерес к чтению текста по какой-то конкретной области знаний, нужно, чтобы уже до начала чтения кое-что вспомнилось по данной тематике.

 

ЧТОБЫ БЫЛО ИНТЕРЕСНО ЧИТАТЬ, НУЖНО ЗАРАНЕЕ МНОГО ПРОЧИТАТЬ!

 

Но как же быть, если вы начинаете читать о том, о чем раньше еще не читали (статью о какой-либо неизвестной планете, новый роман с новым героем)? Нет. Ведь, как правило, читатель начинает чтение, предварительно составив хотя бы приблизительное представление о его содержании по мнениям друзей, по оглавлению, по заглавию (например, газетной статьи). Этого уже достаточно, чтобы еще до начала чтения иметь в памяти информацию высокого уровня значимости. И, конечно же, следует принять во внимание такую человеческую способность, как воображение: достаточно человеку хотя бы назвать тему или намекнуть о чем может пойти речь в статье (допустим о том, о чем даже нельзя было бы вообразить – о стульях с мягкими ножками, которые можно устанавливать на стенах комнаты…), как тут же подключается воображение, и через мгновение в голове читателя уже будут роиться различные варианты мыслей и фактов по данной тематике (не правда ли, что вы уже представили эти необыкновенные стулья и задумались о том, для кого они, как они крепятся к стенам, насколько удобно на них сидеть и т.д.)

 

 

Интерес к процессу чтения

 

 

Экспериментально было доказано, сто по сравнению с обычным чтением ПРОДУКТИВНОСТЬ ЧТЕНИЯ ВОЗРАСТАЕТ при ОСОЗНАНИИ ИНТЕРЕСА К САМОМУ ПРОЦЕССУ ЧТЕНИЯ (наряду с осознанием интереса к содержанию читаемого). Иными словами, если читатель ВО ВРЕМЯ чтения будет чувствовать интерес к ЧТЕНИЮ непосредственно («Мне приятно само чтение!», «Я читаю легко, с удовольствием!», «Сейчас во время чтения я совершенствуюсь!», «Моя память развивается во время такого чтения!» и т.п.), то СОДЕРЖАНИЕ читаемого усвоится лучше, чем если бы он во время чтения думал только о содержании. Но интерес к самому чтению должен проявляться не на сознательном, а на ПОДСОЗНАТЕЛЬНОМ УРОВНЕ, т.е. читатель не должен во время чтения ДУМАТЬ о чтении. Этого можно добиться путем длительных упражнений, которые ПЕРЕВЕДУТ УМЕНИЯ чувствовать интерес к процессу чтения в НАВЫКИ (т.е. до автоматического проявления умений).

Вначале нужно НАУЧИТЬСЯ (сформировать умение) ВЫЗЫВАТЬ ИНТЕРЕС К ПРОЦЕССУ ЧТЕНИЯ.

 

УПРАЖНЕНИЕ 17.Подготовьте несколько десятков очень легких для осмысления научно-популярных текстов, которые, на ваш взгляд, заодно могут оказаться для вас полезными. Желательно, чтобы содержание текстов относилось к той области знаний, в которой вы хотите научиться читать рационально. Общий объем текстов – около 500 страниц. Сейчас вы проработаете эти тексты, не запоминая их содержания. Не сожалейте об этом, так как при выполнении упражнений по следующему занятию вы усвоите их содержание или, специально выделив время когда-нибудь, прочитайте понравившиеся тексты.

Готовы?

Теперь, пытаясь очень поверхностно знакомиться с содержанием каждого текста, просмотрите их со скоростью 20-30 секунд на страницу (книжного формата), непрерывно формулируя следующие мысли (неважно, в какой последовательности):

1. Взгляд бежит все легче и легче;

2. Взгляд охватывает всю колонку;

3. Слова встречаются чаще и чаще;

4. Слова становятся узнаваемыми;

5. Мое внимание развивается и становится более сосредоточенным – и сопровождая произнесение каждой мысли соответствующими чувствами:

1. Чувство удовлетворения от легкости самого чтения, от того, что ощутимо и неуклонно растет темп чтения, от приятного ощущения полета во время чтения.

2. Чувство уверенности в своих возможностях по расширению поля восприятия и чувство удовлетворения от того, что так несложно, оказывается, дается расширение поля восприятия.

3. Чувство уверенности в больших резервах своей зрительной памяти и чувство удовлетворения от этого.

4. Те же самые чувства.

5. Чувство удовлетворения от раскрывающихся способностей быть внимательным.

Примечания: мысли формируйте собственными словами;

поскольку упражнение очень утомляет, то выполняйте его небольшими «порциями» по 1-3 минуты.

«Чтение – вот лучшее учение!»

 

Так в свое время высказывался великий поэт-мыслитель Александр Сергеевич ПУШКИН. И он был прав дважды!

Почему дважды? Подумайте. Ответ теперь вы можете найти сами!

Настроение

 

 

Вообще говоря, понятие «настроения» настолько тесно переплетено с понятиями «интереса» и «уверенности», что можно было бы не выделять «настроение», но в бытовом общении, особенно при рассмотрении проблемы чтения, люди воспринимают «настроение» обособленно.

Под нужным для продуктивного чтения настроением понимаются не только положительные эмоции (когда читатель покатывается от судорожного смеха), но и недовольство ч

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...