Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы повышения эффективности повторения

 

Для повышения эффективности процесса повторения советуем помнить о следующем:

1. Повторение должно быть активным. Это не просто пассивная проверка сохранности информации в памяти и ее восстановление в случае забывания.

Что это значит?

Прежде всего то, что мозг должен работать, действовать, извлекать даже казалось бы совсем забытую, утерянную информацию изо всех уголков памяти при каждом повторном чтении, просмотре текста, повторении его, переводить информацию в долговременную кладовую памяти. Иначе говоря, повторение не должно быть пассивным, механическим процессом; это активная работа мозга, которая развивается запоминаемый материал с каждым разом все больше обогащая его. Именно активностью процесса повторения объясняется упомянутый уже выше феномен повторения, когда имеющаяся в памяти информация дополняется, обогащается новой, которая по каким-либо причинам оставалась ранее незамеченной, а будучи извлеченной из памяти, срабатывает подчас непредвиденным положительным образом.

2. При разделении материала на составные части нужно, чтобы каждая повторяемая часть чем-то отличалась от предыдущей и последующей. Особенно это важно при последовательном повторении отдельных частей. Для этого можно чередовать части из различных разделов. Желательно даже чередование частей изучаемых предметов и даже областей знаний: изучение гуманитарных предметов, к примеру, можно эффективно чередовать с заучиванием математических формул. Если материал по своему характеру однороден, то отличие частей друг от друга производите на основе выделения в этих частях существенных мыслей, можно даже выделить в частя что-то субъективное, пусть даже искусственное, важно, чтобы в вашем сознании, восприятии были созданы яркие образы этих частей.

3. При повторении хорошо использовать схемы-тезисы, составленные из так называемых словесных опор, выделенных при структурном анализе во время чтения и изучения материала. Повторяя квалифицированно словесные опоры, выделенные в тексте, вы практически повторяете весь материал.

4. Перед началом любого повторения попытайтесь припомнить самостоятельно изученное ранее. Составьте план повторения.

5. Умейте расслабляться в процессе напряженной работы!

Процесс повторения хорошо чередовать с занятиями другого рода, например, с выполнением физических упражнений, занятиями дыхательной гимнастикой, короткими водными процедурами (для этого можно всего-навсего ненадолго опустить руки в холодную воду), можно немного отвлечься и послушать музыку высокоэмоциональной насыщенности, неплохо переключиться на какую-нибудь другую полезную работу.

Очень полезе смех, всегда действующий расслабляюще, поэтому через определенные промежутки времени желательно прерывать работу и просматривать, к пример, хороший юмористический журнал.

Все что снимает накопившееся напряжение, будет способствовать повышению эффективности вашего основного занятия в этот день – процессу повторения, точнее – процессу запоминания при повторении.

Не забудьте несколько раз просто потянуться во время занятий.

Коэффициент усвоения содержания может быть неодинаковым в разные дни повторения, он может резко упасть, затем подняться. Это не должно пугать или расстраивать вас. Общее состояние, утомление, чувство волнения перед предстоящим событием, к которому вы готовитесь, - здесь все играет роль.

Очень важно быть уверенным в себе, разумеется, когда к тому есть основания. Страх, растерянность, паника отнюдь не способствуют необходимой собранности, концентрации внимания, столь нужных для успешной сдачи экзамена или проведения доклада.

Умение хорошо запоминать не появится от одного лишь ознакомления с изложенными здесь методами, нужна тренировка, нужна уверенность, что отработанные приемы рационального повторения дадут свой результат.

Чтобы сразу не испытывать трудности при повторении пройденного, советуем применять изложенные здесь методы сначала на несложном материале, пока не выработается навык повторения, так как без сноровки можно потерпеть неудачу в любом деле.

Когда же со временем соблюдение необходимых условий и правил процесса повторения перестанет требовать от вас усилий и даже минимального напряжения, когда вы будете припоминать изученное автоматически, подсознательно, по отработанной системе, тогда использование изученных приемов повторения будет существенно экономить ваше время и давать весьма ощутимые результаты: качество запоминания прочитанного будет высоким в течении всей вашей жизни!

 

Внимание

 

 

Внимание является одним из свойств психики человека, позволяющим выполнять умственную работу качественно. В психологии и педагогике внимание изучается не одно столетие. О способах и приемах, о рецептах и лекарствах, а иногда и просто о советах, улучшающих внимание, написано огромное число статей, и многие из них интересны и полезны. Но, к сожалению, в литературе нередко встречаются и упражнения, не дающие сколь-нибудь положительного эффекта в развитии внимания. Почему? Может быть эти упражнения неэффективны? Нет! Трудно придумать упражнение, которое ничуть не обострило бы внимание, так как даже если выполнять упражнение НЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ внимание ПО СВОЕЙ СУТИ (например, упражнение с наблюдением за секундной стрелкой часов и т.п.), но названное «УПРАЖНЕНИЕМ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ВНИМАНИЯ» (или еще как-нибудь), уже только одним своим названием создает психологическую установку на внимательное выполнение действия о котором говориться в этом упражнении (смотреть на стрелку и т.п.) и позволяет с каждым разом «чувствовать (только как замерить это чувство?), что внимание улучшается».

Наверное, правильно было бы говорить не о НЕЭФФЕКТИВНОСТИ, а о НИЗКОЙ или НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ подобных упражнений. Особенно низкая эффективность упражнений проявляется тогда, когда упражнение, придуманное для одного какого-либо вида деятельности, предлагается для развития внимания совершенно в другом виде. Например, очень часто «для развития внимания в математике» предлагается упражнение с распутыванием нитей.

Конечно, в этом случае маленький «математик» нахмурит брови и родители с удовольствием оценят это как проявление внимательности! Да, он выполнил работу по ОТСЛЕЖИВАНИЮ ТРАЕКТОРИЙ КРИВОЙ ЛИНИИ внимательно. Да, после нескольких тренировок он станет распутывать запутанные на картинке нити быстрее и точнее. Ну и что? А при чем тут математика? К счастью этого малыша (и автора подобной книжки), во время распутывания «тренирующийся» будет думать о том, что это упражнение поможет ему стать внимательным в математике, и невольно внушит себе установку на внимательное выполнение математических действий!

К подобным примерам можно отнести также упражнения по поиску чисел на всевозможных таблицах, по поиску выходов из лабиринтов, по наблюдению за мухой на оконном стекле и т.п. Нередко упражнение «выдергивают» из системы взаимосвязанных упражнений и предлагают его только потому, что оно якобы может выполняться просто и легко, - например, упражнение по наблюдению за пламенем свечи. Сердобольные учителя йоги предлагают это упражнение только после нескольких упорных лет предварительной подготовки. Авторы же некоторых книг рекомендуют это упражнение как «простейшее упражнение для развития внимания». В результате такого применения скорее всего не только не будет значимого эффекта, но, и наоборот, человек может на всю жизнь разувериться в своих способностях в концентрации внимания, ведь в книжке было написано, что это так просто, а ему почему-то упражнение не дается.

Так какие же упражнения следует выполнять и как? Ответ мы получили после тщательных и длительных исследований, проведенных с читателями разного возраста и имеющих различные цели. Вот наши выводы:

1. Выполнение упражнений на развитие внимания следует проводить ПАРАЛЛЕЛЬНО выполнению упражнений на развитие понимания текстов. Проблемы с пониманием, которые будут у вас возникать и сохраняться на протяжении нескольких недель выполнения упражнений на понимание, создадут у вас внутреннюю ПОТРЕБНОСТЬ в разрешении этой проблемы в частности через более внимательное чтение. Это, в свою очередь позволит ПОВЫСИТЬ АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы внимания, и вам еще больше захочется научиться читать внимательно. А желание творит чудеса!

Запоминание и осмысление, как известно в каждом отдельном случае проводятся НЕ ВООБЩЕ, а по какой-то конкретной теме (проблеме) и с использованием конкретного и ограниченного набора слов, понятий, образов, чувств и ощущений из УЗКОЙ ОБЛАСТИ знаний. Поэтому, тренируя память или мышление нужно выполнять упражнения только в одной какой-либо области знаний, а не тренировать память вообще (мышление вообще). Развив память и мышление в одной конкретной области и поверив в свои возможности, можно будет перейти к другой области знаний. А поскольку внимание служит фундаментом и мышления, и запоминания, то и ВНИМАНИЕ СЛЕДУЕТ РАЗВИВАТЬ ВНАЧАЛЕ ТОЛЬКО В ОДНОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ (например, только в органической химии, или только в области нравственно-эстетических проблем, или только по текстам о садоводстве и т.п.).

Следует также учесть, что ВНИМАНИЕ МОЖНО ПРОДУКТИВНО РАЗВИВАТЬ ТОЛЬКО ДЛЯ ОПРЕДЕЛННОЙ ОДНОЙ КАКОЙ-ЛИБО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (например, только для изучения текстов по математике) и только после получения значимых результатов в совершенствовании внимания в данном виде деятельности можно ПЕРЕХОДИТЬ К РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ В ДРУГОМ ВИДЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2. Следует РАЗВИВАТЬ ТОЛЬКО ОТДЕЛЬНЫ ГРАНИ ВНИАНИЯ, необходимые в вашем виде деятельности, а НЕ РАЗВИВАТЬ ВНИМАНИЕ ВООБЩЕ В ЦЕЛОМ. Например, если нужно длительно работать с большими текстами философского содержания, то следует тренировать УСТОЙЧИВОСТЬ внимания и АНАЛИТИЧНОСТЬ внимания, а если, например, нужно уметь точно и быстро просматривать компьютерные распечатки на предмет выявления ошибок, то следует развить ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ внимания и т.д.

Внимание, как и любое другое свойство психики человека, имеет различные грани (понятно, то разбиение общего понятия внимания на грани – условно). Мы рассмотрим лишь те грани внимания, которые наиболее ярко проявляются во время чтения, которые наибольшим образом влияют на продуктивность чтения. К таким граням можно отнести:

1. Устойчивость внимания: когда вам нужно поддерживать активное мышление и интерес в процессе длительной работы с текстами, особенно если они вам мало интересны, но очень необходимы.

2. Проницаемость внимания (концентрируемость, сосредотачиваемость внимания): возможность углубляться в проблему или, наоборот, расхолаживать внимание, если читаемая часть не нуждается в глубоком осмыслении.

3. Переключаемость внимания: позволяет читателю следить за ходом мыслей автора не отставая, даже если он быстро переходит от одной логической нити повествования к друго или часто ссылается на известные факты.

Одной из основ мыслительного процесса является ВНИМАТЕЛЬНОЕ (тщательное) ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ воспринимаемой (читаемой или слушаемой) или выдаваемой (из памяти в письменной или устной форме) информации. Эта основа ГАРАНТИРУЕТ ПРОДУКТИВНОСТЬ (точность, быстроту, объем и уровень профессиональности) мыслительных процессов как в случае восприятия, так и в случа выдачи информации. Эта основа также ГАРАНТИРУЕТ КАЧЕСТВО запоминания в случае восприятия.

Внимательное осмысление зависит от:

- умения переключаться от одной мысли к другой (просмотрите тексты, послушайте радио, и вы заметите, что авторы то и дело перескакивают от одного хода рассуждений к другому, от описания одного события к другому, от одного стиля изложения к другому и т.п.);

- умение удерживать группу мыслей или фактов в поле внимания так долго, пока не будут окончательно осмысленны, уяснены все отдельные мысли и факты как части общего, пока не будут выяснены связи между отдельными элементами;

- умения углубляться все больше и больше в суть осмысливаемой проблемы, привлекая все больше и больше фактов и отдельных мыслей в общий клубок рассуждений, или, наоборот, выходить на поверхность проблемы (расхолаживаться), не позволяя себе углубляться в осмысление какой-либо части общей проблемы (какой бы интересной ни казалась эта часть проблемы в данных момент!).

Для простоты дальнейших рассуждений можно условиться в дальнейшем назвать умение переключаться, умение удерживать, умение углубляться и расхолаживаться соответственно ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ, УСТОЙЧИВОСТЬЮ и ПРОНИЦАЕМОСТЬЮ ВНИМАНИЯ.

Есть еще 5 граней внимания:

4. Избирательность внимания: необходима при чтении сложных текстов, когда говориться о большом количестве почти сходных качеств, действий или предметов, но которые следует четко различать.

5. Распределяемость внимания: возможность одновременно осмысливать несколько логических цепочек, параллельно развивающихся в ходе чтения.

6. Аналитичность внимания: заставляет читателя постоянно сравнивать свой уровень знаний с уровнем автора, факты, имеющиеся в памяти, с фактами из текста и таким образом, поддерживает мышление читателя в активном состоянии.

7. Критичность внимания: возможность постоянно контролировать свое состояние:

- В том ли направлении я размышляю?

- Правильно ли расходую силы?

8. Направленность внимания: позволяет читателю не сбиваться с пути намеченного в начале чтения, даже если в ходе чтения встретятся интересные мысли, способные увести читателя в сторону от главной темы.

Наличие внимания во время чтения означает наличие разницы между ПОТЕНЦИАЛОМ ЧИТАТЕЛЯ И ПОТЕНЦИАЛОМ АВТОРА ТЕКСТА (уровнем знаний автора, его позицией, его интересами). Эта разница должна быть не слишком большой, чтобы читатель не махнул на него рукой, как на никогда не достижимый уровень. Желательно, чтобы разница между уровнем знаний автора и уровнем знаний читателя, между их целями не была слишком маленькой, чтобы читатель все же почувствовал эту разницу, а значит и интерес к потенциалу автора.

 

Развитие всех граней внимания требует длительной напряженной работы и в рамках данного курса не может быть полностью освещено. Подробнее о внимании читайте в специализированных пособиях, выпущенных Школой рационального чтения.

 

 

Устойчивость внимания

 

 

Одной из проблем внимания является проблема удержания внимания на достаточно высоком уровне, чтобы поддерживать активность мышления, живость мышления, способность привлекать в общий клубок мыслей как можно большее количество единиц информации и, переплетая их, не запутываться, безошибочно проводить мыслительные действия, привлекать яркие образы, чувства и ощущения. Устойчивость внимания в процессе непрерывного чтения может обеспечиваться только ПОСТОЯННО НАРАСТАЮЩИМ ИНТЕРЕСОМ. Если интерес не наращивается, то внимание постепенно начинает рассеиваться. Устойчивость внимания можно сформировать развитием навыка увеличения интереса в процессе чтения.

 

УПРАЖНЕНИЕ 21.Подготовьте неинтересный на первый взгляд текст объемом в 3-5 тысяч знаков и содержащий большое количество фактов и мыслей, перечисляемых в тексте последовательно и скучно (занудно). Но сами факты и мысли должны представлять для вас некоторый интерес в жизни.

Прочитайте текст не торопясь и сопровождая следующим ходом размышлений:

В начале текста говориться о ...................................................................................

Допускаю, что это может быть интересным, так как .............................................. ......(находите интерес во всех деталях начала текста)........................................................... ................... Теперь говориться о .................................................................................................

Прочитав очередную новую для вас мысль или незначительный факт, поднимитесь в вашем воображении на ступеньку выше (--------), попытайтесь оценить с этой ступеньки тот нижний уровень знаний, на котором вы только что находились (_______). Прочитывая новую мысль, оценивайте ее как новый, более высокий уровень знаний (.......) по сравнению с тем, на которым вы пока что находитесь (--------):

По сравнению с предыдущим это поднимает меня на ступеньку выше по лестнице знаний (если вы узнали действительно что-то новое).

Далее говориться о ....................... ....................................................................................................... Это еще одна ступенька моих знаний ..................................... ............................................... Далее говориться о ....................................................... ........................................................................ Это еще одна ступенька моих знаний................................

и так до конца текста.

 

УПРАЖНЕНИЕ 22.Читайте тексты, мысленно подытоживая содержание текста через каждый его абзац, в течении 2-3 дней. В последующие дни подытоживайте содержание через каждую минуту чтения, даже если покажется, что подытоживать нечего

.

Переключаемость внимания

 

УПРАЖНЕНИЕ 23.Сформулируйте 3 (5) мыслей на какую-то одну тему. Желательно, чтобы они были связаны в одну последовательную цепочку. Пройдите мысленно по цепочке, продумав чувства и ощущения, которые могли бы сопровождать все мысли.

Пример 1. Утром встает солнце (чувство бодрости, ощущения легкой прохлады и утренней свежести воздуха).

2. Днем солнце находится в зените (чувств – нет, ощущение тепла).

3. Вечером солнце заходит (чувство удовлетворенности от завершения дел и предчувствия предстоящего отдыха, ощущение усталости).

Пройдитесь мысленно по всем пунктам вперед и назад несколько раз, внимательно разглядывая все детали (цвета, габариты и т.п.) воображаемых сцен и сопровождая осмысление чувствами и ощущениями (в тех случаях, где они есть): 1,2,3. 3,2,1. 1,2 и т.д.

Запишите в произвольном порядке цифры 1,2 и 3 в ряд: 1,3,2,1,3,1,3,2,1,2 и т.д. Теперь, указывая на цифры поочередно, мысленно разглядывайте соответствующие сцена. Постепенно увеличивайте темп поочередного разглядывания мыслей и увеличивайте точность воспроизведения.

Пройдитесь мысленно по всем сценам вперед и назад несколько раз, но теперь очень медленно, долго оставляя в полен внимания очередную сцену, очень подробно разглядывая и долго думая о каждой существенной детали сцен.

УПРАЖНЕНИЕ 24.Выпишите из текста по своей специальности 4 мысли, не связанные логически и «разложите» их в клеточки 2х2. Например:

 

 

Для повышения скорости чтения необходимо улучшение качества усвоения читаемых текстов. Метод ритмических фиксаций взгляда расширяет поле восприятия и оттесняет проговаривание.
Внимание является фундаментом памяти. Читать рационально – это значит читать, разумно затрачивая усилия и время.

 

Выучите расположение мыслей по клеточкам.

Теперь вспомните любую мысль и образно представьте ее расположение в таблице. Подумайте о содержании, представьте образное изображение содержания. Перейдите к соседней клеточке и проделайте те же самые действия со второй мыслью. И так далее. Переключайте ваше внимание от одной мысли к другой. Упражнение выполняйте до тех пор, пока вы 2-3 раза не проработаете с каждой мыслью.

Повторите упражнение, заполнив таблицу из 6 и 9 клеточек.

УПРАЖНЕНИЕ 25. Читайте два (три и более) текста по одной проблеме, перебрасывая взгляд с одного текста на очередной после завершения чтения какой-либо мысли или группы мыслей (прочитав один или несколько абзацев одного текста). Для того чтобы не терять время на поиск места, где вы закончили чтение фиксируйте места окончания чтения какими-либо знаками.

УПРАЖНЕНИЕ 26.Это упражнение научит вас выстраивать цепь образов, одновременно осмысливая информацию. На выполнение упражнения не требуется дополнительных затрат времени, его можно выполнять устно в транспорте, при ходьбе и вообще в любую свободную минуту.

Производите в уме сложение любого выбранного вами числа с любым другим числом. Лучше, если оба числа выражены десятичной дробью. К сумме этих чисел прибавьте второе слагаемое и т.д., например:

_12,6 2,3 14,9 + 11,9 2,3 17,2 + 17,2 2,3 19,5 и т.д.
   
где к каждому очередному числу прибавлялось одно и то же число 2,3:
  12,6 + 2,3 = 14,9 14,9 + 2,3 = 17,2 17,2 + 2,3 = 19,5 и т.д.  
Сложение выполняется многократно. Полученные суммы выстраивайте в своем воображении в колонки по два числа:
12,6 14,9 17,2 19,5 21,8 28,7 31,0 33,3   и т.д.
                     

 

При выполнении упражнения внимание должно быть сконцентрировано не только на правильном сложении чисел, но и на удержании в образной памяти местоположения в пространстве последнего и очередного чисел.

Число, завершающее ряд колонок, называется последним, при сложении с постоянным слагаемым (2,3) оно дает число, которое начинает следующую колонку, это число называется очередным.

Избирательность внимания

 

 

Избирательность внимания позволяет вычленить необходимые информационные единицы из общего информационного объема. Это может использоваться при определении места фиксации взгляда, выявлении существенных смысловых блоков, поиске интересующей вас информации при просмотровом чтении. Избирательность внимания является обязательным условием в работе корректоров, редакторов, операторов и т.д. Мы предлагаем несколько несложных упражнений, которые позволят вам оценить и развить избирательность внимания. Если этого будет недостаточно, то вы можете продолжить совершенствование внимания, следуя нашим рекомендациям. При выполнении этих упражнений следует следить за двумя периметрами: скоростью и точностью.

 

УПРАЖНЕНИЕ 27.За 1 минуту, внимательно читая правую колонку, найдите и зачеркните слова, которые указаны в левой колонке.

1. Брак брат бриа брак бра браво брага брод бриг брал брак брань брак

2. Сено село семя серо сети сервер сила секта семя сель соль сельдь себя.

3. Крот крем край крап креп крой крот круп криз кров крик круп крат крот.

4. Обида обзор обвал обман облом обида обить обряд обилие обуза обида.

5. Плат плац плед плов плис плюс плащ плюш плач плод плуг плат плут.

6. Скутер скула скупец скобка сквозь сказка скучать скупой сукно скрип.

7. Подряд подряд подрать подрос подход подрыв подол подпись подряд.

8. Степь стенд стекло стечь стена стиль степь стоик столь страж стыть.

9. Ферзь фетиш фенол физик фауна фальшь фанера ферма фенол фикус.

10. Манка манера манка мания маркер манеж манка мангал маляр мания.

 

Запишите, сколько времени вы потратили на задание: ____ мин. Теперь проверьте точность выполнения задания. Вот количество слов, которое встречается в строчках:

Номер
Количество

 

 

Вернитесь к этому упражнению еще два раза через каждую неделю. Не беспокойтесь, вы не запомните слова даже после второго раза и не снизите эффективность упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ 28.За 1 минуту внимательно читая слова, отметьте пары одинаковых слов (подчеркните, поставьте галочки и т.п.):

1. Алый аллея альфа аллах алло алоэ алтын алиби алеть алтарь алыча аллюр аллах алмаз.

2. Панты панк панно панна палка панк панда панна парта пат пачка панно пила порт пир

3. Пот пост поле посев пес покои плед посев порт пот полк пост порог поло поле полог поля

4. Тень тело текст тезис тесь тент тень тема темя тело тент тесто темя темп терн течь текст

5. Рок роза ролик ропот роль рога родич рот ром роль рот родео рост ропот рог род рогач.

6. Липа лиса липкий лира лист лира ликер линза лик либо лиман лига лидер лирик лиса.

7. Лоток лом локон ложа лорд лот локоть ложь лоза лось лоция лотос лопух лото лоскут.

8. Мазь мама мыть марш маг малек мал мах марля макет мангал масло манто мама мак маг

9. Луня лунка лука лук луч луза луг лузга луб лужа лук луг лупа лунь лучок лука лучник.

10. Манить манок манка манто марал маразм маска март масса массив матч массив мачеха.

 

Запишите, сколько времени вы потратили на задание: ___ мин.

Теперь проверьте точность выполнения задания:

 

№ строки
Ключ

 

 

Вернитесь к упражнению еще два раза через каждую неделю. Не беспокойтесь, вы не запомните слова даже после второго раза и не снизите эффективность упражнения.

 

УПРАЖНЕНИЕ 29.Читайте тексты с максимально возможной скоростью и выявляйте слова (словосочетания), которые говорят о каком-либо одном сильно отличающемся конкретном признаке или конкретной характеристике, описываемых в тексте предметом или явлений. Например, выявите признаки качества (вес, температура, цвет, шероховатость и т.п.).

УПРАЖНЕНИЕ 30.Выявите слова не относящиеся явно по смыслу к группе слов, связанных друг с другом по смыслу:

1. Лодка, каноэ, весло, киль, корабль. парус, якорь, остров, корма, борт, нос, коралл, мачта.

2. Озеро, болото, залив, водоем, пруд, воздух, заводь, океан, море, дождь, лиман, дельта.

3. Хребет, возвышенность, кряж, скала, плоскогорье, гора, холм, сопка, перевал, вершина.

4. Жилище, город, хутор, село, деревня, поселок, населенный пункт, пустыня, селение.

5. Здание, небоскреб, дом, вилла, шалаш, вигвам, иглу, коттедж, дворец, терем, барак.

6. Школа, институт, лицей, гимназия, обучение, техникум, курсы, университет, академия.

7. Сканер, принтер, дисковод, монитор, клавиатура, дискета, мышь, крыса, дисплей, диск.

8. Книга, учебник, словарь, брошюра, пособие, энциклопедия, атлас, ученик, методичка.

 

Теперь проверьте точность выполнения задания:

Ключ: 1 – остров, коралл; 2 – воздух, дождь, дельта; 3 – возвышенность, плоскогорье, перевал, вершина; 4 – жилище, хутор, пустыня; 5 - ...; 6 – обучение; 7 – крыса; 8 – ученик.

 

УПРАЖНЕНИЕ 31. Как можно быстрее и с максимальным качеством усвоения читайте тексты объемом в 0,5 – 1 тыс. знаков (ладонь, как правило, покрывает 1 – 1,5 тыс. знаков) с одновременным, но раздельным подсчитыванием в уме количества букв Ж и Ю.

Попробуйте выполнить это упражнение на следующем тексте.

Готовы? Запишите время начала чтения: ___ мин., ___ сек., запустите секундомер и приступайте к чтению:

Американский психофизиолог З.Джекобсон утверждает, что он на 10 лет раньше Шульца (И.Г. Шульц – автор аутогенной тренировки. - Прим. авт.) разработал метод так называемой прогрессирующей (т.е. последовательной релаксации. В своих исследованиях Джекобсон установил, что различные отрицательные эмоции, приводящие к состоянию нервного напряжения, создаются напряжением отдельных мышечных групп. Сам факт мышечного расслабления (без гипноза и самовнушения) приводит к состоянию релаксации, под которым Джекобсон понимал не только уменьшение мышечной активности, но и наступление вслед за ним снижения нервно-психического напряжения.

 

Запишите время окончания чтения: ___ мин., ___ сек.

Итак, вы читали ___ мин. ___ сек. и насчитали ___ букв Ж и ___ букв Ю.

Теперь ответьте на вопросы:

1. Кто признается автором аутогенной тренировки?

______________________________

2. К чему приводит факт мышечного расслабления?

_________________________________________________________________

Проверьте свои ответы по приведенным правильным:

1. Шульц.

2. К состоянию релаксации (уменьшению мышечной активности и снижению нервно-психического напряжения).

 

Количество букв: Ж – 8, Ю – 1.

 

Если вы ошиблись в подсчете букв, то при выполнении этого упражнения на других текстах вам надо быть более внимательным к подсчету. Плохое же усвоение содержания текста говорит о том, что при выполнении этого упражнения необходимо уделять больше внимания смыслу читаемого текста. Если же вы потратили больше времени, чем при обычном чтении, то в дальнейшем вам надо себя поторапливать.

Подобного рода выводы нужно делать после каждого выполнения этого упражнения.

 

УПРАЖНЕНИЕ 32.Просматривая газетную полосу за 5 минут, воспринимая содержание всех текстов поверхностно (достаточно будет усвоить их на 30%), найдите во всей газете:

четыре четырехзначных числа, записанных словами,

два названия профессий,

шесть фамилий.

Уясните, почему они употреблены в данном контексте. При этом запоминайте не числа, профессии и фамилии, а содержание текстов.

В книге приводятся некоторые образцы упражнений. Для развития внимания их нужно выполнять в течении нескольких недель. Полный комплекс упражнений составляет отдельный сборник данного автора.

 

Качество чтения

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...