Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Содержательная структура текста

 

При осмыслении текстов следует понимать, что изложенная автором текста логическая структура его содержания может быть:

1. Неполной, то есть не содержащей отдельных звеньев в последовательности изложения мыслей. Неполнота структуры объясняется двумя причинами:

- автор может решить, что они являются очевидными и хорошо известными читателю, что их не следует приводить в тексте, что читатель при построении целостной картины текста сам мысленно «пристроит» пропущенные смысловые блоки рассуждений;

- автор, являясь хорошим специалистом в своей области, может не обладать мастерством изложения мыслей в письменном виде, что и отражается в структуре изложения.

2. Содержащей лишние смысловые блоки в цепочках рассуждений. Излишества в структурах текстов объясняется тоже двумя причинами:

- автор может сомневаться в достаточной осведомленности и компетентности читателя в теме текста, в результате чего он может приводить в тексте слишком много примеров или слишком много вспомогательных рассуждений;

- автор может оказаться слишком «болтливым» или неумеющим лаконично раскрывать тему, хотя и очень хорошим специалистом по даной проблеме.

3. Запутанной, то есть не помогающей понять содержание, но, наоборот, ухудшающей понимание текста. Происходит то опять в двух случаях:

- когда автор, будучи непрофессиональным писателем, пересказывает от одной группы мыслей к другой группе, хотя и излагает все группы мысли без пропусков, раскрывает в конце концов всю проблему;

- когда автор текста сам плохо понимает проблему, которую хочет раскрыть в тексте.

Но ведь читателя меньше всего интересует, удачно или неудачно написан текст. Его интересует конечный результат – осмысление текста. Действительно, читателю для понимания проблемы, раскрываемой в тексте, НЕ НУЖНА структура, изложенная автором ФОРМАЛЬНО, но НУЖНА РЕАЛЬНАЯ структура текста, т.е. читателю нужна та структура мыслей и фактов, которая была в голове у автора текста во время обдумывания им данной проблемы. Хорошо, если автор текста изложил содержание мыслей профессионально и искусно. В этом случае формальная структура и является реальной структурой. Но чаще всего это не так. Поэтому предполагая, что вам придется сталкиваться с текстами, написанными непрофессиональными писателями, советую научиться выявлять структуру в обоих случаях.

Для того, чтобы структура выявлялась точно и быстро в процессе чтения, нужно предварительно научиться выявлять в текстах значимую информацию с позиции главной цели текста (автора), а незначимую (для целостного восприятия текста) отбрасывать.

 

УПРАЖНЕНИЕ 33.

Просматривая текст с максимально возможной скоростью (но не быстро), раздельно, подчеркните все отдельно стоящие значимые слова и словосочетания (не служебные), все мысли, все числовые факты и все графические символы и знаки, использованные в тексте для раскрытия содержания. Закончив подчеркивание, оцените значимость каждой подчеркнутой информационной единицы для понимания текста. Для этого попробуйте выбросить информационную единицу из текста или замените ее на информационную единицу с противоположным значением или смыслом и оцените, не изменился ли смысл данной части текста (а возможно, и смысл всего текста). Если смысл после этого пункта не изменится, то даная информационная единица является незначимой. Вам показалось, что изменения произошли, скорее всего, вы ошиблись и эта информационная единица является значимой.

Если после этого у вас останутся сомнения, то попробуйте заменить информационную единицу на другую, с тем же (или с приблизительно тем же) значением или смыслом. Изменение смысла данной части текста (или смысла всего текста) после подобной замены будет говорить о том, что скорее всего данная информационная единица не является значимой.

Обычно читатель воспринимает и запоминает текст в его непрерывном и последовательном изложении, читая все, что предлагает ему автор, с одинаковым вниманием и одинаковой скоростью. В общем ряду оказываются и главные мысли автора, и второстепенные мысли, и та несущественная информация, которая является как бы связующим звеном в цепи последовательного изложения между разными единицами существенной информации.

При таком восприятии текста внимание рассредоточивается, механизм памяти работает избирательно, выхватывая из текста для запоминания не всегда существенное, главное. Текст запоминается хуже, слабее осмысливается.

Такой способ чтения малоэффективен, потому что нельзя, да и не нужно запоминать все и существенное (главное и второстепенное), и несущественное (хотя и на первый взгляд показавшееся существенным).

Гораздо продуктивнее запоминать отдельные, но существенные с точки зрения автора факты и мысли, а затем связывать их друг с другом и/или с уже имеющимися в памяти по данной тематике фактами и мыслями. Этот способ чтения не только позволяет лучше усваивать тексты, но и активизируется мыслительный процесс.

Если научиться группировать информацию, выделять в ней главное, не упуская при этом существенные второстепенные детали, эффективность чтения заметно повысится.

 

Следует заменить, что в выделении существенной информации, которую составляют главная и второстепенная мысли, много субъективного. Действительно, то, что важно для одного человека, может быть несущественным для другого. При чтении текста и вычленении в нем главных и второстепенных мыслей важно понять ПОЗИЦИЮ АВТОРА, осмыслить, что для него наиболее важно в данном тексте, что он хотел сказать. Осмысление авторской позиции поможет объективно проанализировать весь текст.

И если ваша точка зрения будет отличаться от авторской, что будет выяснено в процессе чтения, то во внутренней полемике с автором вы усвоите текст гораздо лучше.

Если же ваша точка зрения совпадает с авторской то текст тоже будет воспринят активно, так как вы будете вполне удовлетворены, найдя в авторе своего единомышленника.

При этом в процессе чтения будет происходить как бы внутренний диалог читателя с автором, обсуждение наиболее важного в каждом абзаце, главе, части текста, т.е. будет проходить полноценный активный анализ текста, внимание будет предельно сконцентрировано не нем, а это послужит гарантией того, что содержание текста хорошо запомниться. Материал будет усвоен наиболее полно и эффективно. Кроме того, на такое чтение-анализ потребуется гораздо меньше усилий и времени, т.е. текста будет усваиваться РАЦИОНАЛЬНО.

Выявить основные мысли автора и выработать критическое осмысление поможет СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. Скоро он станет для вас привычным, и выработается автоматизм в его применении, что поможет вам стать квалифицированным читателем. Для этого нужно научиться не сосредотачивать внимание не несущественной информации.

1. Выделять существенное в каждом абзаце:

- главную мысль;

- второстепенные мысли;

2. Связывать новую информацию с имеющимися знаниями на эту же тему;

3. Выстраивать систему логических связей между существенными мыслями текста.

Нередко, прочитав одну и ту же статью, главу, раздел в книге, два читателя по-разному воспринимают ее содержание. Один может подробно и последовательно пересказать содержание, другой же подробно перескажет лишь некоторые узловые моменты, совокупность которых представит содержание произведения во всей полноте, акцентирует в них главное, с его точки зрения. Очевидно, что первый читатель более глубоко усвоил текст, творчески его переработал и интерпретировал, потому что он проанализировал структуру произведения.

Поиск существенной информации в тексте и игнорирование несущественное, а также выделение в существенной информации главной мысли и второстепенных мыслей графически можно представить таким образом (здесь представлены два абзаца текста).

 

К НЕСУЩЕСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ относятся вводные слова, связующие фразы или просто ненужная и неинтересная для конкретного читателя информация:

 

 

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ МЫСЛИ показаны как существенная, но не главная в абзаце информация. Второстепенные мысли могут быть приведены как в виде предложений, так и в виде фактического материала, на основе которого читателю нужно построить мысли самостоятельно:

 

 

ОСНОВНАЯ, ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ – наиболее важная информация из всех существенных в абзаце:

 

 

Каждый абзац и каждую часть текста (параграф, главу, раздел) нужно тоже рассматривать, размышляя о главной и второстепенных мыслях, указывая их одну с другой и с уже имеющимися сведениями на эту тему.

Работу по вычленению главной и второстепенной мыслей и оттеснению несущественной информации нужно проводить постоянно, научиться делать это автоматически, подсознательно, быстро и качественно. Нужно выработать в себе психическую установку на непременное отделение главного от второстепенного при чтении текста. В этом случае текст будет восприниматься и перерабатываться РАЦИОНАЛЬНО.

 

Основные мысли в абзацах

 

 

В каждом абзаце любого текста содержится ТОЛЬКО одна основная мысль (ОМ). Иначе автор не разделил бы текст на абзацы именно таким образом. Все остальные мысли подкрепляют основную мысль, раскрывают ее или подводят к ней. Основную мысль абзаца нужно уметь выделить и сформулировать, что читатели, научившиеся это делать, существенно улучшают качество усвоения текстов. Читателю иногда может показаться, что в каких-то абзацах содержится несколько ОМ, если читатель плохо знаком с тематикой, о которой пишет автор. Иногда все мысли абзаца могут показаться читателю второстепенными или даже вовсе не существенными, если содержание абзаца окажется для читателя слишком простым или абсолютно знакомым.

Основные мысли абзацев чаще всего даются в явном виде – через одно предложение. Но иногда основные мысли выражаются неявным образом, т.е. через несколько предложений абзаца или через факты. При явном выражении ОМ абзаца автор тем или иным способом выделяет ее среди других, акцентирует на ней внимание (даже неоднократно). Иногда основная мысль выделяется в тексте графически: жирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием и т.п. Основная мысль абзаца может быть заключена в рамочки. Нередко для подведения читателя к основной мысли автор использует слова выводы: итак, в результате, следовательно и т.п.

Неявное представление основной мысли абзаца дается автором с помощью чисел, формул, коротких умозаключений, фраз. Выражение основной мысли неявным образом используется для активизации мышления читателя. Иногда это просто неспособность автора ясно излагать свои мысли. В любом случае неявно выраженная основная мысль абзаца должна быть сформулирована самим читателем на основе материала, содержащегося в абзаце.

Некоторым читателям, совершенствующим свои навыки, кажется элементарным нахождение ОМ абзацев. Но практика показывает, что большинству зачастую трудно максимально объективно выделить основные мысли автора без должной тренировки. Но даже если читателю быстро дается навык выявления ОМ абзацев, то навык формулирования ОМ своими словами, тем более в процессе чтения (т.е. продолжая чтение следующих предложений текста), требует кропотливого труда от всех, кто желает существенно улучшить качество усвоения.

 

УПРАЖНЕНИЕ 34.

Приготовьте пять абзацев, объемом 0,2 – 0,5 тыс. знаков. Если в абзаце имеются факты, то они должны быть осмысливаемыми. Упражнение выполняется в медленном темпе (затрачивая 1 – 2,5 мин. на все 5 абзацев и записывая мысли) либо в быстром темпе (затрачивая 0,5 – 1 мин. на все 5 текстов и формулируя мысли устно) следующим образом:

1. Зафиксируйте время начала работы.

2. Выявите основную мысль первого абзаца, но не читая пословно, а путем «скольжения по мысли автора», т.е. воспринимая не отдельные слова, а смысловые словесные блоки, одновременно осмысливая их и как бы обсуждая с самим собой суть информации.

3. Сформулируйте ОМ своими словами кратко, но полно.

4. После первого абзаца сразу переходите ко второму, третьему и т.д.

5. Проработав все 5 абзацев, просуммируйте время работ.

6. Проанализируйте качество своей работы, ее результаты и сделайте выводы (что получилось, что не получилось, почему и т.п.).

ПРИМЕЧАНИЕ 1. Во время чтения многие воспринимают информацию пассивно, как бы принимая то, что предлагает им автор, считая, что все понятно. Необходимо приучить себя анализировать читаемое, и если соглашаться с автором, то выдвигая свои доводы в защиту того, о чем шла речь, а если противоречить ему, то выдвигая доводы против его мысли.

ПРИМЕЧАНИЕ 2. Для повышения эффективности чтения надо формулировать ОМ как можно быстрее.

ПРИМЕЧАНИЕ 3. Если вы не уверены в правильности выявления ОМ, то вам следует больше тренироваться – и уверенность придет. Но не следует проверять, правильно ли вы определили главную мысль абзаца. Лучше не теряйте время на проверку, а выполните упражнение еще раз.

Выполните упражнение на следующем тексте.

Два горных хребта Памира за три десятилетия приблизились друг к другу на полметра. Это определили с помощью лазера ученые. Периодически измеряя световым лучем расстояние между хребтами, они заметили ранее неизвестное явление. Оказалось, два гиганта то сближаются, то расходятся. По мнению ученых, дрейф горных цепей связан с тектоническими процессами в глубинах земли и не носит катастрофического характера. Это еще одно из явлений природы, которого до сих пор не знали. Большинство исследователей склонны считать, что в этой части Памира сходятся две гигантские «плавающие» плиты, на поверхности которых расположены многие государства Азии. Эксперименты подтверждают это гипотезу, но немало вопросов остается пока невыясненными.

 

Теперь сравните свою формулировку ОМ с версиями, предложенными различными читателями:

1. За 30 лет два хребта Памира сблизились на полметра.

2. Перемещение горных хребтов определяется с помощью лазерного устройства.

3. Дрейф горных цепей и прочего на поверхности земли связан с перемещением подземных пластов.

4. Дрейф не опасен для людей.

5. Открыто новое явление – колебание горных хребтов.

 

У вас еще одна версия? Или вы согласны с какой-нибудь из пяти?

Думается. что последняя, пятая версия – наиболее верная, не правда ли?

Отличие формулировок показывает, что разные читатели акцентируют внимание на различных фактах текста и соответственно приходят к разным выводам, которые могут не совпадать с авторскими. Именно поэтому неквалифицированные читатели показывают невысокий процент усвоения содержания – 35-60%, хотя им кажется, что они запомнили в прочитанном почти все, но на самом деле многие основные мысли автора остались ими не восприняты.

ПРАКТИКА. Выявите в следующих пяти текстах основные мысли.

Текст 1

Некоторые читатели в своих конспектах делят страницу пополам чертой сверху вних. С левой стороны они делают выписки из прочитанной книги, а с правой = свои замечания, выделяя подчеркиванием слов особо важные места текста. Этот оригинальный и полезный прием выписок из научной литературы заслуживает внимания.

 

Текст 2

В Соединенных Штатах на многих государственных и частных предприятиях не принимают на руководящую работу, если специалист имеет скорость чтения ниже 400 слов в минуту. Считается, что при низкой скорости он просто утонет в потоке бумаг.

 

Текст 3

При любом занятии, в том числе и при решении задач теста, у человека создается внутренняя модель, модель в собственном представлении, с помощью которой он проигрывает в уме задание, выдвигает гипотезы и пробует новые подходы. При этом на пути правильного решения возникают промежуточные ответы, невидимые наблюдателю со стороны, но вполне осознанные самим исполнителем.

 

Текст 4

Чтение литературы целесообразно организовать по типу изучения сначала новейшей, затем – новой и, наконец, изданий прошлых лет, как бы развертывая свиток знания от сегодняшнего дня к вчерашнему.

 

Текст 5

Введение в книгу чаще всего сообщает сведения, непосредственно к теме книги не относящиеся, но необходимые для ее понимания, предпосылки дальнейшего. Для нас особенно существенно то, что нередко в конце введения намечается, а иногда и обосновывается общий план изложения книги и метод изложения. Поэтому само собою ясно, как важно это для предварительного ознакомления с книгой.

 

Сверьте свои варианты со следующими вариантами формулировок основных мыслей.

Текст 1

1-й вариант. Существует оригинальный и полезный прием выписок из литературы, с одной стороны страницы делать выписки из книги, с другой – свои замечания.

2-й вариант. Прием конспектирования, при котором линией делят страницу пополам для записи мыслей автора и собственных мыслей, заслуживает внимания.

 

Текст 2

1-й вариант. В США на многих предприятиях не принимают на работу человека, имеющего скорость чтения ниже 400 слов в минуту.

2-й вариант. При низкой скорости чтения руководящий работник не способен справиться со своими обязанностями.

 

Текст 3

1-й вариант. При любом занятии у человека создается внутренняя модель, с помощью которой он выдвигает гипотезы и пробует новые подходы.

2-й вариант. На пути правильного решения задач у человека возникают промежуточные, вполне осознанные ответы.

 

Текст 4

1-й вариант. Чтение литературы целесообразно начинать с новейшей, постепенно переходя к изданиям прошлых лет.

2-й вариант. При чтении литературы полезно пользоваться знаниями от сегодняшнего дня к вчерашнему.

 

Текст 5

1-й вариант. Во введении в книгу для нас особенно важно то, что нередко в его конце намечается или обосновывается общий план изложения книги и метод изложения.

2-й вариант. Введение в книгу часто сообщает отвлеченные от темы книги сведения, однако оно необходимо для понимания книги, предпосылки дальнейшего.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...