Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Второстепенные мысли и факты в абзацах

 

 

Помимо основных мыслей, в абзаце содержаться второстепенные мысли, играющие существенную роль в усвоении содержания. Они подкрепляют, развивают, дополняют основную мысль, а также повышают ее эмоциональное восприятие.

Умение выявлять второстепенные мысли, отделяя их от основных, и устанавливать логические связи между ними определяет глубину усвоения содержания и, как вы увидите на следующих занятиях, улучшает качество запоминания текста. Поэтому для рационализации обработки информации необходимо отработать навык выявлять мысли. Для этого используется следующее упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ 35.Выполняется за 1-5 мин. на небольших по объему (0,3-1 тыс. знаков) текстах, состоящих из 1-2 абзацев, аналогично предыдущему упражнению, но в пункте 3 необходимо сформулировать все второстепенные мысли абзаца:

а) графически: в виде знаков, символов, рисунков, сокращений, чисел и т.п.;

б) устно, по возможности наиболее кратко, но емко.

Распознавание ОМ и ВМ = это процесс, какая-то мысль может сначала показаться основной, а потом в процессе чтения понимаешь, что она второстепенная, так как более важной оказывается другая.

По мере приобретения опыта вы будете все лучше определять, что является ОМ, а что ВМ. ОМ и ВМ надо уметь четко разделять, видеть каждую в отдельности, а не идти от ОМ к ВМ, как бы выстраивая структуру.

Выборочно контролируйте правильность выполнения упражнения, медленно перечитывая текст.

 

ПРАКТИКА. Выделите в пяти текстах второстепенные мысли.

Текст 1

Легко вызвать процессы торможения в мозгу, если, например, долго смотреть в одну точку. Сначала отмечается зрительное, а затем и общее утомление, позже наступает сонливость и сон. Такой же эффект наблюдается, если пристально смотреть на блестящий предмет или световую точку голубого или зеленого цвета. Развитию тормозного процесса способствуют и неторопливые ритмичные мигания указанных световых точек или их маятникообразные покачивания перед глазами усыпляемого.

 

Текст 2

Записи по материалам чтения научной литературы могут делаться в обычных общих тетрадях, на бланках или листах бумаги специальных размеров, на перфокартах, библиографических карточках. Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки. Записи в тетрадях затрудняют подборку выписок по одной теме или проблеме, нахождения выписок среди серий других.

 

Текст 3

Людей, занятых умственным трудом – научных работников, преподавателей, студентов и других, особенно хочется предостеречь от ночных бдений за письменным столом. Слов нет, бывает очень соблазнительно посидеть за книгой, статьей, диссертацией именно в ночные часы, когда все в доме легли спать, ничто не мешает, не отвлекает. Это опасный путь! Неудачный ритм может рефлекторно закрепиться. Привыкнув бодрствовать до полуночи, человек бывает обречен на бессоницу, от которой не всегда спасают даже сильные снотворные.

 

Текст 4

Известно, что в природе существует закон периодичности. Человек, как и всякое живое существо, подчиняется законам природы. Правда, периодичность наступления сна более сложна и подвержена разнообразным влияниям, чем периодичность других явлений природы. У человека она зависит от особенностей типа высшей нервной деятельности, возраста, условий внешней среды и, самое главное, от того, каким был период бодрствования.

 

Текст 5

Школьники не умеют работать с учебником прежде всего потому, что их этому никто не учит. Само же собой это умение формируется крайне редко. Учителя в силу сложившейся многовековой традиции чаще стараются объяснить изучаемый материал, «вложить его в голову» ученикам в готовом виде, а не научить самостоятельно постигать его при помощи активного чтения. Даже те педагоги, которые стремяться научить школьников открывать и добывать знания, а не просто усваивать их, организуют эту работу в основном только в форме бесед на уроках.

 

Сравните со следующими формулировками:

 

Текст 1

1) Если долго смотреть в одну точку, то сначала отмечается зрительное, а затем и общее утомление, позже наступает сонливость и сон.

2) Световая точка голубого или зеленого цвета может вызвать процессы торможения в мозгу.

 

Текст 2

1) Записи в тетрадях затрудняют подборку и поиск выписок по одной теме или проблеме.

 

Текст 3

1) Очень соблазнительно для людей умственного труда посидеть за книгой именно ночью, когда никто и ничто не мешает.

2) Неудачные ритм может закрепиться.

3) От приобретенной ночными бдениями бессоницы человека не всегда спасают даже сильные снотворные.

 

Текст 4

1) Периодичность наступления сна у человека более сложна, чем периодичность других явлений природы.

2) Периодичность сна у человека зависит от особенностей типа высшей нервной деятельности, возраста, условий внешней среды.

 

Текст 5

1) Школьники не умеют работать с учебником прежде всего потому, что их этому никто не учит.

2) Учителя стараются объяснить ученикам изучаемый материал, а не научить их самостоятельно постигать его.

 

Выявление структуры текста

 

 

Все вышеизложенные упражнения подвели нас к пониманию того, что такое основные, второстепенные (существенные) мысли, и к умению выявлять их быстро и качественно, а также научили выявлять и игнорировать несущественные мысли. Теперь вы подготовлены к тому, чтобы выявлять структуры читаемого текста.

Законы психологии показывают, что информация, воспринимаемая в однообразно-последовательном, монотонном порядке, усваивается гораздо хуже, чем в виде структуры (некоторого порядка), отражающей наиболее важное в этой информации.

 

Нужно научиться в процессе чтения осмысливать содержание в виде структурной схемы и выстраивать ее одновременно с чтением: о чем говорилось вначале, о чем – далее, какова логика изложения материала, есть ли тематическая или какая-либо иная связь между фактами и т.п.

 

Вначале выстраивание структуры текста будет для вас непростой задачей, но постепенно вы натренируетесь и будете делать это автоматически (подсознательно), что является условием повышения продуктивности чтения.

 

УПРАЖНЕНИЕ 36.

Приготовьте три текста объемом 0,5 страницы. Тексты должны содержать материал для размышления. Не следует брать информативные тексты. Они не должны быть и слишком сложными. Вначале следует брать более легкие тексты, а затем - потруднее.

Заранее продумайте свою систему условных обозначений и сокращений для оперативного ведения записей, не глядя в тетрадь и не прерывая чтения.

Читаются все тексты по 2 раза: сначала очень быстрый просмотр, затем – чтение с обычной для вас скоростью.

До начала чтения бегло просмотрите первый текст со скоростью 10 сек. на каждый текст.

Цель просмотра:

а) составление предварительной структурной схемы текста и планирование при этом уровней концентрации внимания на протяжении предстоящего чтения в соответствии с этой схемой (т.е. где потребуется больше внимания, где меньше);

б) запоминание максимально возможного количества фактов (т.е. того, что успеете запомнить просматривая текст).

Теперь прочитайте текст еще раз со скоростью, не превышающей вашу обычную скорость чтения, и одновременно проведите структурный анализ:

1. Письменно выделите в каждом абзаце по одной основной мысли (заключайте их в овалы);

2. Письменно выделите второстепенные мысли (заключайте их в прямоугольники) и установите связи ВМ с соответствующими им ОМ;

3. Сгруппируйте информацию всего текста таким образом, чтобы все ОМ были связанные друг с другом по какой-либо логике (по тематике, по смыслу и т.п.).

Проведите такую же работу со вторым и третьим текстами последовательно.

Постройте структуры трех текстов.

МАЛОЕ ПОЛЕ ЗРЕНИЯ

 

Л. Стрельцов

Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются буквы, слова, в лучшем случае два-три слова, поле зрения очень мало. Вследствии этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок). Такой прием можно назвать дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше становиться число этих остановок, а в итоге чтение эффективнее. Быстро читающий за одну фиксацию взгляда успевает воспринять не два-три слова, а всю строку, целое предложение, иногда и весь абзац.

Чтение текста целыми фразами более эффективно не только с точки зрения быстроты: оно способствует и более глубокому и правильному пониманию прочитанного. Это происходит потому, что восприятие больших фрагментов текста в моменты фиксации взгляда вызывает наглядно-образные представления, ярко проясняющие смысл текста. В популярной литературе иногда говорят об угле зрения. Это неверно, ибо угол зрения определяется оптическими свойствами зрительной системы, а не тренированностью.

Значительно снижает скорость чтения и непроизводительный переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой. Сколько строк на странице, столько и лишних переходов, т.е. холостых движений глаз. На это расходуется не только время, но и силы. При быстром чтении движение глаз более экономно: почти вертикально, сверху вних по центру страницы.

 

СКОРОСТЬ ИЛИ ЗАПОМИНАНИЕ?

К. Иващенко

Память обладает любопытным свойством, которое названо по имени установившего его американского психолога законом Миллера: пропускная способность мозга, то есть объем информации, которую можно воспринять и запомнить одновременно, зависит не столько от общего количества этой информации, сколько от числа ее отдельных, законченных частей. Это число устойчиво и варьируется в очень узких пределах. Оно равно чаще всего 7, реже 5 или 9. Проиллюстрировать закон Миллера можно простым опытом. Положите рядом семь спичек. Их легко сосчитать одним взглядом. Возможно вы справитесь и с девятью. А вот десять спичек уже придется пересчитывать по одной. Теперь высыпьте на стол всю коробку – 50 спичек. Сосчитать их можно только простым перебором. Но если они разделены на семь частей по семь спичек в каждой, счет займет всего несколько секунд: число спичек в каждой группе и общее число групп можно воспринять с одного взгляда, останется перемножить и прибавить одну отдельно лежащую спичку.

Та же закономерность действует при запоминании любых предметов, чисел, фактов и т.д.: даже очень длинный ряд объектов можно запомнить, если разбить его на группы. Механизм этого явления пока не ясен, но совершенно очевидно, что существует постоянный и устойчивый порог количества блоков единовременного восприятия и запоминания.

Отсюда важное правило чтения: количество информации, которое удерживается в памяти, будет тем больше, чем более крупными блоками она будет восприниматься. Не стремитесь запоминать текст отдельными словами или фразами, старайтесь усваивать основные идеи. Чередуя чтение с припоминанием и пересказом прочитанного, повторите текст по частям и в целом, а если текст велик, то крупными и цельными фрагментами (например, главами). Законченная, богатая содержанием идея запомниться лучше, в ее свете яснее станут связи между отдельными частями, их сравнительная роль, и поэтому запоминание отдельных элементов тоже будет продуктивнее.

Запоминание, подобно вниманию, может быть произвольным и непроизвольным. Как показали эксперименты психологов, продуктивность непроизвольного запоминания при условии, если работа выполнятся с увлечением и носит творческий характер, гораздо выше произвольного. При быстром чтении это особенно заметно: мыслительные процессы носят свернутый, сжатый характер, и поэтому для специального, преднамеренного запоминания не остается времени. Внимание направленно на смысл, а команда «хочу запомнить» может только отлечь от него. Кроме того, волевая установка на запоминание значительно снижает скорость чтения, так как увеличивает число регрессий: мы еще не знаем, хорошо ли запоминается прочитанный фрагмент, но уже беспокоимся, не забыт ли он, и без всякой нужды возвращаемся к нему. Иногда такие возвраты происходят только мысленно: читая дальше, мы одновременно проверяем, как запомнилось предыдущее. Внимание распыляется, и в конечном счете восприятие оказывается замедленным.

Но все это вовсе не означает, что от произвольного запоминания надо отказаться совсем. Оно мешает только в тот момент, когда вы читаете. Но вот до и после чтения специальная организация памяти совершенно необходима. В сущности, именно этим вы и занимаетесь, когда определяете цель чтения, вырабатываете его предварительную программу, затем повторяете прочитанного.

 

ОБУЧЕНИЯ СКОРОЧТЕНИЮ В США

Р. Берроу

Американские исследователи добились больших успехов в теории и практике обучения быстрому чтению.

Обучение быстрому чтению начало интенсивно развиваться в США после Второй мировой войны. В 1945 г. будущая школьная учительница Эвелина Нельсон Вуд принесла профессору К. Лису статью объемом 80 страниц на рецензию. Студентка была удивлена, увидев, как он быстро перечитал все страницы и сделал нужные замечания. Природная скорость чтения профессора была очень высока. Эвелин Вуд решила понаблюдать за другими людьми, которые обладали такими же природными способностями. За два года она изучила метод чтения 50 человек. Исследования позволили ей сделать общее заключение: каждый из 50 одаренных людей обладал сходными характеристиками приемов чтения: 1) читал, водя глазами по странице сверху вниз, а не слева направо; 2) одновременно воспринимал группу слов, а не одно-два слова, как обычно; 3) редко регрессировал, то есть возвращался к уже прочитанному, чтобы повторно прочитать слово или группу непонятных слов. Все эти особенности и послужили основой того, что 12 лет спустя получило название «динамическое чтение» по системе Эвелины Вуд. В 1961 г. Э. Вуд обучила методам быстрого чтения 12 сенаторов США.

Исследования, проведенные Эвелиной Вуд, показали, что обучение с помощью аппаратов не может быть эффективным потому, что не создается естественная обстановка чтения. Ученик вынужден изучать и сам аппарат, и аппаратные тексты в свитках и таблицах.

 

Структурная схема текста: Малое поле восприятия

Й абзац

Й абзац

В конце второго абзаца дается информация, явно не относящаяся ко второму абзацу по смыслу. Эта информация должна была представлять третий абзац текста. В итоге текст должен был содержать не три, а четыре абзаца. В этом случае дополнительный абзац выглядел бы следующим образом:

 

Й абзац

Текст: Скорость или запоминание

 

 

Далее дается абзац смысл которого можно передать одной мыслью (она и является главной)

 

 

В этом же абзаце дается информация, повторяющая то, что было сказано в первом абзаце. Вся эта информация не должна была быть во втором абзаце и является несущественной.

 

 

Пунктиром обозначена второстепенная мысль, выраженная в тексте неявным образом.

 

 

В данном тексте структурный анализ выявил то, что текст состоит из двух крупных разделов о том, как запоминать во время чтения (не важно, быстрое это чтение или медленное) и о произвольном и непроизвольном запоминании.

 

Структурная схема текста:

Обучение скорочтению в США

 

 

 

 

Активность мышления

 

 

Активность читателя, приводящая в конечном результате к быстрому и качественному усвоению читаемых текстов, формируется на постоянной внутренней потребности читателя непрерывно размышлять. Хорошо, если привычка размышлять будет характерной чертой вашей личности. Уместна аналогия между активным читателем и ученым исследователем. Здесь речь идет о правильной изначальной позиции: РЕШАТЬ ПОСТАВЛЕННУЮ ЗАДАЧУ (пусть даже очень добросовестно, пусть даже с изобретательством) или СТАВИТЬ ЗАДАЧУ, чтобы потом самому ее решать.

Предлагаемое дальше упражнение способно сформировать такую черту вашего характера, которая превратит вас в активного читателя. Эта черта характера будет заставлять вас ВСЕГДА ставить перед собой задачу до начала чтения (например, «Прочитать то-то, так-то, тогда-то» или, например, «Читая этот текст, извлечь оттуда то-то и то-то») и заставлять вас ПОСТОЯННО решать поставленную задачу во время чтения.

 

УПРАЖНЕНИЕ 37.

Быстро просмотрите текст и заполните пробелы:

«Сейчас мне предстоит прочитать текст о том, что .......................... ...............................................................................................................................................

До начала чтения попробуйте сделать свои предположения насчет ...... ..........................................................

Я думаю, что ............................................... .......................................................................

А еще речь пойдет о ................... ........................................................................ Мне кажется, ........................................... ................................................................. или ........................................................................ .......................................................................

Добавьте сами еще что-нибудь: ................................................................................................................................................ .......................................................................

Теперь прочитайте текст и выясните мнение автора по этим вопросам. Во время чтения настойчиво думайте о ваших предположениях и старайтесь использовать каждую мысль автора, каждый факт для поддержки вашей позиции.

ПРАКТИКА. Выполните упражнение на следующем тексте:

ВОДЯНОЙ ПАР И ОБЛАКА

Р. Николаев

В тропосфере всегда содержится водяной пар. Он поступает в воздух при испарении, которое происходит постоянно с поверхности суши и растений, снега и льда, рек и водоемов при положительных и отрицательных температурах.

Количество водяного пара в граммах, содержащееся в 1 кубометре, называется абсолютной влажностью.

Водяной пар – невидим, легче воздуха. Обнаруживает он себя тогда, когда воздух охлаждается и невидимые частички воды, соединяясь, образуют мельчайшие капельки воды – туман. Воздух, который не может вместить больше водяного пара, чем он содержит, называется насыщенным. Воздух, находящийся над теплой, сухой поверхностью, обычно содержит водяного пара меньше, чем мог бы содержать при данной температуре. Такой воздух называется ненасыщенным.

Относительная влажность воздуха – это отношение количества влаги, находящейся в воздухе, к тому количеству, которое он может содержать при данной температуре. Относительная влажность выражается в процентах. Относительная влажность насыщенного воздуха равна 100%. Воздух, имеющий влажность около 30% и меньше, считается сухим.

На метеорологических станциях влажность измеряется с помощью прибора гигрометра, используются приборы – самописцы-гигрографы.

Облако – это скопление водяных капель. Облако находится на значительной высоте над земной поверхностью. Главная причина образования и тумана и облака: выделение капелек воды при охлаждении воздуха, насыщенного водяным паром. В воздухе, имеющим температуру ниже 0 градусов по Цельсию, облако состоит из кристалликов льда.

Облака имеют различные формы, которые зависят от условий их образования, высоты, ветра. Все виды облаков по форме можно объединить в три основные группы. Каждая из них имеет свои разновидности.

Кучевые облака. Если потоки нагревающегося воздуха поднимаются быстро, основание его становится темным и кажется, что оно готово брызнуть дождем. Такое облако называют кучево-дождевым или ливневым.

Пасмурным выглядит небо с низкими, однообразно серыми слоистыми облаками. Они могут сплошь закрывать все небо. Иногда слои имеют вид крупных валов с различными серыми оттенками. Их называют слоисто-кучевые.

В солнечные дни можно видеть как бы разбросанные по небу ослепительно белые волокна, или перья так называемых перистых облаков. Эти самые высокие и тонкие облака образуются в верхней тропосфере и состоит из мелких кристалликов льда.

 

 

Прочитали текст? Теперь ответьте на вопросы, поставив крестики на строчках, наибольшим образом отражающих действительность:

1. Насколько уверены вы были в своих позициях до начала чтения:

- абсолютно уверен ___;

- уверен в какой-то степени ___;

- не уверен вообще ___.

2. На основе чего вы сделали свои предположения:

- на основе твердых знаний ___;

- по-моему, что-то читал, слышал ___;

- «ткнул пальцем в небо» ___.

3. Не правда ли, что предположения, высказываемые вами до начала чтения, делают чтение интересным процессом:

- да, это так ___;

- как-то не заметил этого ___;

- нет, даже стало неинтересно читать ___.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Даже если вы делали свои предположения не на основе знаний, а просто пытались угадать, то это все равно отлично.

2. Пытайтесь не делать неуверенных предположений.

3. Всегда обращайте внимание на то, чтобы составление предположений до начала чтения превращало чтение в интересное занятие.

Аналогично обработайте еще несколько своих текстов.

 

УПРАЖНЕНИЕ 38.Перед началом чтения бегло просмотрите текст и сформулируйте вопросы по тексту. Прочитайте текст основательно, но быстро, пытаясь найти ответы на поставленные вопросы. Начинайте выполнять упражнение, формулируя 2-3 вопроса. Доведите выполнение упражнения до такой стадии, чтобы вы могли удерживать в памяти 8-10 вопросов и находить ответы не все без пропусков.

УПРАЖНЕНИЕ 39.Чтение текста в обычном его понимании замените на непрерывное формулирование вопросов во время перемещения взгляда по тексту и получение ответов на них. Выполнение упражнения следует проводить по следующему плану:

- Первая неделя.

1. Прочитайте первое предложение текста и как можно быстрее составьте вопрос по этому предложению. Еще лучше, если вы начнете составлять вопрос, даже не прочитав предложение до конца.

2. Используя значимые слова предложения, мысленно ответьте на вопрос.

Перейдите ко второму предложению. Еще лучше начать читать второе предложение, не завершив ответ на первый вопрос до конца. И так далее.

- Вторая неделя.

1. Прочитайте первый абзац текста и мысленно составьте вопросы, касающиеся всех важных проблем и существенных фактов абзаца.

2. Выделите среди сформулированных вопросов тот, который касается наиболее важной мысли абзаца.

3. Перемещая взгляд по тексту так же, как и при обычном чтении, мысленно ответьте на все вопросы, особо выделив мысли и факты входящие в ответ на наиболее важный вопрос. Перейдите ко второму абзацу. И так далее.

- Третья неделя.

1. Перемещая взгляд по тексту, как и при обычном чтении, формулируйте вопросы, не останавливая движения взгляда по строчкам, и сразу же отвечайте на них. Если ответ оказывается крупным и требует для своего формулирования много времени, то следует прерывать чтение на несколько секунд.

УПРАЖНЕНИЕ 40.Читая текст как можно быстрее, найдите слова, после которых обычно следуют выводы (заключения, обобщения и т.п.), и, приостановив на время чтение, постарайтесь сделать выводы (заключения, обобщения и т.п.) сами. Затем продолжите чтение и сравните ваши выводы (заключения, обобщения и т.п.) с авторскими.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Желательно свои выводы формулировать в письменном виде.

2. То, насколько ваши выводы будут совпадать и по содержанию, и по количеству пунктов с выводами автора текста, говорит о том, насколько вы хорошо усвоили читаемый текст, ведь автор делает выводы только после того, как изложит всю необходимую для этого информацию.

3. Слова, после которых, как правило, следуют выводы (заключения, обобщения и пр.): итак, в итоге, итого, следовательно, следует, в результате, соответственно, очевидно, поэтому, потому, значит и т.п.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...