Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы выявления популярных и непопулярных дошкольников

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый

опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада, во многом зависит последующий путь его личностного и социально­го развития, а значит, и его дальнейшая судьба. Если эти отношения складываются благополучно, если ребенок тя­нется к сверстникам и умеет общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он и в дальнейшем будет нормально чувствовать себя среди людей.

Очень серьезная и ответственная роль в формировании детских межличностных отношений принадлежит педаго­гам, работающим в детских садах. Одна из главных задач, которая стоит перед воспитателями, - это формирование гуманного отношения к людям и коммуникативных спо­собностей детей. Особенно остро этот вопрос стоит при­менительно к «трудным» детям.

Уже в старшей группе детского сада существуют до­статочно устойчивые избирательные отношения. Дети на­чинают занимать разное положение среди сверстников: одни становятся более предпочитаемыми для большин­ства детей, другие - менее. Обычно таких наиболее пред­почитаемых детей, к которым тянутся остальные, назы­вают лидерами. Однако термин «лидерство» достаточно трудно приложить к группе детского сада. При всем многообразии трактовок лидерства его сущность в ос­новном понимается как способность к социальному воз­действию, к руководству и управлению другими. Фено­мен лидерства всегда связывается с решением какой-то групповой задачи, с организацией коллективной деятель­ности. Но группа детского сада не имеет четких целей и задач, у нее нет общей, объединяющей всех членов дея­тельности. Вместе с тем не вызывает сомнений факт пред­почтения определенных детей, их особой притягательно­сти. Более адекватно здесь говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей. По­пулярность, в отличие от лидерства, не всегда связана с решением групповой задачи или с руководством какой-либо деятельностью.

Положение ребенка в группе и отношение к нему свер­стников обычно выясняются социометрическими метода­ми, адаптированными для дошкольного возраста. В этих методиках в различных воображаемых ситуациях дети осуществляют выбор предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы.

Приведем несколько примеров таких методик.


Два дома

Ребенку предлагается рисунок двух домиков, один из которых красивый, красный, большой, а другой - малень­кий, черный и невзрачный. Его просят представить, что красный дом принадлежит ему и туда можно приглашать друзей и всех, кого захочешь. «Подумай, кого из ребят твоей группы ты пригласил бы пожить к себе, а кого посе­лил бы подальше от себя, в черный дом». Число детских выборов не ограничивается. После окончания беседы ре­бенку предлагается подумать, не забыл ли он кого-нибудь и не хочет ли поменять кого-то местами.

Капитан корабля

Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

- Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился в дальнее путешествие?

- Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?

- Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

- Кто еще остался на берегу?

 

Можно также использовать методику вербальных вы­боров. Старшие дошкольники (пяти-семи лет) уже могут достаточно осознанно ответить, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе можно задать ребенку следую­щие вопросы:

- С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь?

- Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?

- С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем - нет?

Как правило, такие вопросы не вызывают у детей осо­бых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «жить в одном доме» или «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников, могут считаться популярными в данной группе.

Еще более уверенно дошкольники называют тех детей, от которых предпочли бы быть подальше.

Естественно, результаты этих детских выборов нельзя доводить до сведения других - сами дети не должны знать о степени своей популярности в группе. Однако дети, ко­торые получают наибольшее число отрицательных выбо­ров и которых избегают и отвергают сверстники, должны стать объектом пристального внимания и практической работы педагога.

Интересно, что воспитатели детских садов далеко не все­гда могут правильно оценить степень популярности ребен­ка среди сверстников. Педагоги ориентируются в основном на дисциплинированность, успешность, воспитанность до­школьников, в то время как для самих детей эти качества вовсе не определяют привлекательности их товарищей. Бывают случаи, когда наиболее авторитетные и привлека­тельные с точки зрения воспитателей дошкольники не толь­ко не являются популярными, но получают максимальное число отрицательных выборов.

Чем же определяется популярность ребенка среди свер­стников и почему одни дети становятся привлекательными для большинства группы, а другие, наоборот, вызывают не­приязнь и отталкивание?

 

 


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...