Природные и антропогенные условия района исследования
Это глава включает следующие разделы.
Общая характеристика населенного пункта. Следует указать административное и географическое положение населенного пункта, флора которого изучается. Указать, когда возник населенный пункт, его историю, современную площадь и численность населения, отразить варианты хозяйственной деятельности на территории.
Рельеф и гидрографическая сеть. Кратко охарактеризовать геоморфологические особенности территории – высоту над уровнем моря, формы рельефа, развитие гидрографической сети (наличие рек, озер, других водоемов).
Климат. Указываются основные климатические параметры территории: среднегодовое количество осадков, количество осадков за вегетационный период, глубина снежного покрова, среднегодовая температура, средняя температура зимних и летних месяцев, сумма положительных температур.
Почвы. Указываются преобладающие типы почв, а также почвы, распространенные в «нетипичных» местообитаниях» (влажно-луговые, лугово-болотные и др.). Могут быть приведены основные агрохимические характеристики почв: глубина гумусового горизонта, содержание гумуса, обеспеченность питательными элементами (азотом, фосфором, калием). Для лесных почв нужно указать кислотность.
Растительность. Следует указать фоновую растительность, характерную для района, в котором расположен населенный пункт, отметив особенности природной зоны (южная лесостепь, северная лесостепь, степная зона, зона хвойно-широколиственных лесов и т.д.). Охарактеризовать основные типы сообществ.
Пример:
Населенный пункт расположен в зоне северной лесостепи Предуралья Башкортостана. Для естественной растительности характерно сочетание широколиственных лесов из липы, дуба и клена, остепненных лугов с мятликом узколистным, овсяницей луговой и лугово-степным разнотравьем (Filipendula vulgaris, Sanguisorba officinalis, Thalictrum minus и др.) и бобовыми (Amoria montana, T. pretense, Vicia cracca и др.). Под влиянием человека большая часть естественных лугов замещена низкотравными пастбищными травостоями с Amoria repens, Plantago media, Taraxacum officinalis, Potentilla anserina, Polygonum aviculare и др. В лесных сообществах в результате рубок большое участие принимает Betula.
Антропогенные условия формирования флоры. Охарактеризовать влияние человека на состояние флоры и растительности. Указать наличие промышленных предприятий, сельскохозяйственных производств, дать характеристику транспортной инфраструктуры (дорожная сеть, наличие вокзала, пристани, личный и общественный транспорт и др.).
Пример:
На территории населенного пункта растительность изменена под влиянием человека. Широко распространены вторичные сообщества, представляющие разные стадии восстановительных сукцессий и пастбищной дигрессии. На огородах сформировались специфические сегетальные сообщества из полевых сорняков. Выпасом нарушены и примыкающие к населенному пункту леса, где травы естественного лесного напочвенного покрова в значительной степени заместились пастбищными растениями.
Методика сбора и обработки материала, объем исходных данных
Подробно описывается объект и методика выполнения исследования:
· характеристика объекта исследования (флора населенного пункта, административного района города, лесопарка, скверов, садов, огородов и др.);
· когда и где проводились исследования;
· какие варианты местообитаний для выявления ценофлор были обследованы;
· как выполнялись наблюдения и геоботанические описания, какое количество описаний выполнено;
· какое количество растений было загербаризировано, какие определители и приборы использовались при установлении видовой принадлежности собранных образцов;
· по каким критериям анализировались общая флора населенного пункта и парциальные флоры.
Заключение и выводы
В заключение наужно дать обобщенную характеристику результатов выполненного исследования и четко сформулировать основные выводы, соответствующие задачам, сформулированным во «Введении».
Пример:
Изученная флора включает 282 вида из 46 семейств. Ведущими семействами флоры являются Asteraceae (26%), Poaceae (18%), Chenopodiaceae (10%), Fabaceae (9%)………
В спектре жизненных форм преобладают гемикриптофиты (65%), что свидетельствует о значительном участии в составе флоры выходцев из естественной луговой и степной растительности. Высокое участие терофитов (26%) отражает сильную нарушенность местообитаний.
Преобладание мезофитов (70%) связано с влиянием умеренного климата. Участие гигрофитов и гидрофитов (11%) – показатель наличия на территории влажных местообитаний.
В фитосоциологическом спектре преобладают виды из класса ……… Представлены также виды из классов …….
Список использованной литературы
Список литературы включает все литературные источники, которые были использованы в ходе выполнения работы. На каждый источник, приведенный в списке, должна быть ссылка в тексте работы, и соответственно для каждой ссылки, которая сделана в тексте, в списке литературы должен быть указан источник.
Список составляется в соответствии с общепринятыми правилами. Последовательность изданий – в алфавитном порядке фамилий авторов (или заглавий изданий, если в библиотечных каталогах они проходят под заглавиями).
Сведения по каждому изданию приводятся в определенной последовательности. Приведем примеры описания статьи (из научного журнала, сборника трудов), учебного пособия, авторского раздела из книги, монографии.
Примеры:
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Адвентивизация растительности: инвазивные виды и инвазибельность сообществ // Успехи современной биологии. 2001. Т. 121. № 6. – С. 673-693.
Флористические и геоботанические исследования в Европейской России: матер. Всерос. научн. конф., посвящ. 100-летию со дня рожд. проф. А.Д.Фурсаева (21-24 августа 2000 г., г. Саратов). – Саратов, 2000. – 439 с.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Мулдашев А.А., Ямалов С.М. Флора Башкортостана: учебн. пособие. Уфа: РИО БашГУ, 2004. – 148 с.
Тихомиров В.Н. Общие итоги изучения флоры Мещеры // Определитель растений Мещеры. Ч. 2. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. – С. 141-188.
Черепанов С.К. Сосудистые растения России и сопредельных государств (в пределах бывшего СССР). Русское издание. – СПб: Мир и семья, 1995.
– 992 с.
Приложения
В «Приложения» включаются исходные материалы: аннотированный список флоры (пример – «Приложение 1» настоящего пособия), геоботанические описания и др. Могут быть помещены некоторые фотографии.
Отдельным «Приложением» является гербарий некоторых видов изученной флоры (адвентивных, редких, ресурсных, ядовитых и др.).
Иллюстрации в работе
Работа должна быть иллюстрирована.
Приводится схематический план населенного пункта и его окрестностей.
По тексту размещаются фотографии растительных сообществ и местообитаний парциальных флор, а также видов растений, наиболее важных для характеристики флоры (адвентивные, редкие, ресурсные). В приложениях могут быть помещены фотографии других видов флоры.
Рекомендации по написанию главы (раздела) о возможности использования результатов изучения флоры в процессе эколого-биологического образования школьников
Материалы, полученные при изучении флоры селитебных территорий, могут использоваться учителями биологии в разных направлениях их деятельности: для насыщения уроков по предмету ботаническим, экологическим и общебиологическим материалом в разных классах – от начальной школы (Природоведение) по 11 класс включительно (Общая биология). Этими материалами могут быть насыщены экологическая составляющая дисциплины, ее региональный компонент, могут использоваться при организации разных форм учебно-исследовательской деятельности школьников. Изучение флоры населенных пунктов может помочь учителю в формировании природоохранных знаний и компетенций школьников. Редкие виды и сообщества на их территории вполне могут стать основой для создания микрозаповедников.
Студенту следует изложить свои представления о том, в каких разделах школьной биологии он сможет использовать материалы своей работы. Нужно обсудить, какие формы деятельности учителя, кроме уроков, можно организовать и наполнить содержанием на основе знаний и компетенций, которые получены и выработаны студентом при выполнении своего научного исследования.
Далее нужно выбрать конкретную форму деятельности учителя – урочная, внеурочная, в том числе руководство исследовательской работой школьников на пришкольном участке, экскурсии, научные кружки, творческие группы, проектная деятельность и др., – в которой материалы исследования студента могут быть наиболее востребованы.
Затем студент выполняет методическую разработку по выбранной форме деятельности учителя (включению материалов исследования в планы уроков или организации выбранной внеурочной формы работы).
контрольные вопросы
Глава 1.
1. Дайте определение понятия «флора».
2. Приведите примеры парциальных флор.
3. Какие задачи решаются при изучении флоры?
Глава 2.
1. Приведите примеры восстановительных сукцессий.
2. Как протекает аллогенная сукцессия под влиянием выпаса?
3. Опишите рекреационную сукцессию.
Глава 3.
1. Какой тип стратегии характерен для адвентивных видов?
2. Какие группы адвентивных видов различаются по времени заноса?
3. Какие группы адвентивных видов различаются по способу заноса?
4. Какие группы адвентивных видов различаются по степени натурализации?
5. Назовите основные варианты антропогенной эволюции.
6. От каких факторов зависит интенсивность процесса адвентизации флоры и растительности?
Глава 4.
1. Перечислите типы жизненных форм системы К. Раункиера.
2. Расскажите о системе жизненных форм И.Г. Серебрякова.
3. Какие экологические группы растений выделяются по отношению к фактору увлажнения? Приведите примеры растений.
4. Назовите экологические группы растений по отношению к фактору богатства почвы элементами минерального питания. Приведите примеры растений.
5. Какие экологические группы растений выделяются по отношению к фактору освещенности? Приведите примеры растений.
6. Расскажите об ареалах растений.
7. Какие типы ареалов выделяются в пространстве биогеографических координат?
8. Что такое экстразональные и интразональные экотопы? Приведите примеры.
9. Дайте определение ценофлоры.
10. Перечислите основные ресурсные группы растений и приведите примеры видов.
Глава 5.
1. Расскажите о ценностях биологического разнообразия.
2. Чем отличается охрана в узком смысле от рационального использования?
3. Какие уровни сохранения биологического разнообразия вы знаете?
Глава 6.
1. В чем состоит суть подготовительного этапа исследования?
2. Расскажите о методике выявления общего списка флоры и состава парциальных флор.
3. Какие признаки растительного сообщества отражаются в геоботаническом описании?
Глава 7.
1. По каким критериям выполняется анализ видового состава флоры?
2. Что включает в себя анализ ботанико-географических закономерностей структуры флоры?
3. Как характеризуется адвентивный компонент флоры?
4. Какое значение имеет хозяйственная характеристика флоры?
5. По каким критериям сравниваются парциальные флоры?
Глава 8.
1. Какую структуру имеет научно-исследовательская работа студента?
2. Каковы правила формулирования цели и задач исследования во «Введении»?
3. Какая задача решается при написании обзора литературы?
4. Как характеризуются природные и антропогенные условия района исследования?
5. Расскажите, как описывается методика сбора и обработки материала.
6. Какие требования предъявляются к разделу «Заключение и выводы»?
7. Каковы правила составления и оформления списка литературы.
8. Какие материалы целесообразно привести в «Приложении»?
9. Какие иллюстрации можно использовать в работе?
Заключение
Это учебное пособие авторы рассматривают как приглашение студентов в мир флоры и растительности населенных пунктов. Они убеждены, что изучив флору одного или нескольких сел или административного района города, студент будет смотреть совершенно по - новому на растения, которые окружают его в повседневной жизни. Он увидит в случайном, на первый взгляд, сочетании видов на пустыре, огороде или сбитом присельном пастбище закономерности, отражающие отношение видов растений к природным факторам среды и интенсивному влиянию человека.
Разобравшись в этом, студент сможет донести знания о природе флоры и растительности населенного пункта до школьника. Ближние экскурсии на территории села могут быть не менее увлекательными и познавательными, чем походы в отдаленные от школы и лучше сохранившиеся массивы лесов, участки лугов или болот.
Флора населенного пункта может стать прекрасным объектом для внешкольной работы и освоения основ биомониторинга, так как изменения синантропных сообществ протекают очень быстро, и за один-два года наблюдений школьник может убедиться в потенциале природы по восстановлению после нарушения.
Наконец, флора населенных пунктов достаточно богата и постоянно пополняется новыми видами-неофитами, это – авангард антропогенных изменений растительности. По этой причине работа школьников по изучению флоры родного села или города может стать вкладом в развитие науки о растительности.
ЛИТЕРАТУРА
Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Соломещ А.И. Современная наука о растительности. – М.: Логос, 2001. – 264 с.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Биологическое разнообразие и принципы его сохранения: учеб. пособие. – Уфа: РИО БашГУ, 2004. – 124 с.
Примак Р.Б. Основы сохранения биоразнообразия: пер. с англ. – М.: Изд-во научного и учебно-методического центра, 2002. – 256 с.
Раменский Л.Г., Цаценкин И.А., Чижиков О.Н., Антипин Н.А. Экологическая оценка кормовых угодий по растительному покрову. – М.: Сельхозгиз, 1956. – 472 с.
Тихомиров В.Н. Общие итоги изучения флоры Мещеры //Определитель растений Мещеры. Ч. 2. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. – С. 141-188.
Толмачев А.И. Введение в географию растений. – Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1974. – 244 с.
Толмачев А.И. Методы сравнительной флористики и проблемы флорогенеза. – Новосибирск: Наука СО, 1986. – 196 с.
Черепанов С.К. Сосудистые растения России и сопредельных государств (в пределах бывшего СССР), Русское издание. – СПб.: Мир и семья, 1995. – 992 с.
Юрцев Б.А. Флора как базовое понятие флористики: содержание понятия, подходы к изучению // Теоретические и методические проблемы сравнительной флористики: материалы II рабочего совещ. по сравнительной флористике, 1987. – С. 13-18.
Юрцев Б.А. Основные направления современной науки о растительном покрове // Ботан. журн. 1988. Т. 73. № 10. – С.1389-1395.
Юрцев Б.А. О некоторых дискуссионных вопросах сравнительной флористики // Актуальные проблемы сравнительного изучения флор: материалы III рабочего совещ. по сравнительной флористике. Кунгур, 1988.
– СПб: Наука, 1994. – С. 15-33.
Юрцев Б.А., Камелин Р.В. Основные понятия и термины флористики.
– Пермь, 1991. – 80 с.
Приложение 1. Оценка экологии видов (отношение к факторам увлажнения, богатства и засоленности почвы, влиянию выпаса) по шкалам Л.Г. Раменского
Таблица
Экологические амплитуды распространения видов по градиентам трех факторов среды: увлажнению, богатству и засоленности почвы и интенсивности выпаса (значения даны для обилия видов 1 балл по системе Браун-Бланке)
Вид
Диапазон распределения на градиентах факторов среды