Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кафедра «Теоретическая механика и Инженерная графика»

Кафедра «Теоретическая механика и Инженерная графика»

 

 

Чумакова Е.М.

 

 

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА

(инженерная графика)

Часть 2

Методические указания для практических занятий студентам специальности 230102 всех форм обучения

 

 

 

www.msta.ru.

 

Москва 2009

УДК - 744

©Чумакова Е.М. Инженерная графика (инженерная графика). Практикум для студентов специальности 230102 всех форм обучения- М.: МГУТУ, 2009.

 

В практикуме по дисциплине « Инженерная графика» представлены решения основных типов задач. Даны методические указания к решениям. Содержатся задачи для самостоятельного решения.

 

 

Практикум предназначен для студентов специальности 230102 всех форм обучения.

 

Автор Чумакова Е.М.

 

 

Рецензент: Харитонов А.О. зав. кафедрой «Теоретическая механика и инженерная графика» МГУ ТУ, профессор, д. т. н.

 

Редактор Свешникова Н.И.

 

© Московский государственный университет технологий и управления, 2009.

109004, Москва, Земляной вал, 73.

 

 

Содержание

 

Практическое занятие №1 (Изображения -

виды, разрезы, сечения)………………………………………………….…... 4

Практическое занятие №2 (Изображение и

обозначение крепежных изделий.)………………………… .…………….… 8

Практическое занятие №3 (Изображение и

обозначение неразъёмных соединений.)……………………………….……12

Практическое занятие №4 (Составление эскизов

деталей машин.)………………………………………………….……………15

Практическое занятие №5 (Выполнение сборочного

чертежа готового изделия.) …………………………………………….…….18

Практическое занятие №6 (Чтение чертежей общего

вида и их деталирование.)………..…………………………….………….....25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………………………………29

 

Практическое занятие №1.

Тема: Изображения – виды, разрезы, сечения.

Цель занятия: Изучить правила изображения предметов на чертежах.

Перед практическим занятием студент должен ознакомиться с ГОСТом 2.305-68.

Продолжительность занятия: 2 часа.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Перечислите названия шести основных видов и укажите, как их располагают на чертеже.

2. Что называют главным видом, дополнительными и местными видами?

3. Что называют разрезом и как они разделяются?

4. Что называют сечением?

 

Задание 1. Пример.По данному аксонометрическому изображению построить шесть видов (главный вид А) и отметить (утолщенными линиями) наименьшее число видов.

Образец выполнения задания представлен на рис. 1.

Рис. 1

Методические рекомендации по выполнению задания:

1.Изучить ГОСТ 2. 305-68.

2.Ознакомиться с конструкцией детали по её изображению и определить геометрические тела, из которых она состоит.

3.Выделить на листе бумаги (формат А3) соответствующее место под каждый вид детали.

4.Нанести карандашом все линии видимого и не видимого контура.

5.Выполнить все разрезы и сечения (если это необходимо).

6.На разрезах и сечениях нанести штриховку по ГОСТу 2.306-68.

7.Проставить необходимые размеры по ГОСТу 2.307-68.

8.Проверить правильность всех построений и сделать обводку изображений.

Задание 2. Пример.

По данным двум видам проекции построить местный разрез.

Образец выполнения задания представлен на рис. 2.

Задание 3. Пример.

По данным двум видам проекции построить ступенчатый разрез А-А.

Образец выполнения задания представлен на рис. 3.

Задание 4.Пример.

Построить сечение А-А (наложенное) и Б-Б (вынесенное).

Образец выполнения задания представлен на рис. 4.

Методические рекомендации по выполнению задания те же, что и у задания 1.

Индивидуальное задание:

1.По данной аксонометрической проекции построить шесть видов, выделив утолщенными линиями наименьшее их количество (рис.5).

2.По данным двум видам проекции построить третий вид и построить ступенчатый разрез (рис.6).

3. По данным двум видам проекции построить третий вид и построить указанные сечения (рис.7).

Методические рекомендации по выполнению задания те же, что и у задания 1.

 

 

 

 

 

Отчет по практическому заданию:

В ходе выполнения практического занятия были изучены способы построения видов, разрезов и сечений.

 

Практическое занятие №2.

Тема: Изображение и обозначение крепежных изделий.

Цель занятия: Изучить виды, изображения и обозначения крепежных изделий – болтов, винтов, шпилек, гаек, шайб.

Перед практическим занятием студент должен ознакомиться с ГОСТами: 5915-70, 7805-70, 11371-78, 2.311-68, 7798-70, 22036-76 .

Продолжительность занятия: 2 часа.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Какие соединения относятся к разъемным?

2. Что называется резьбой?

3. Какие типы стандартных резьб применяются в промышленности?

4. Как условно изображается резьба на стержне и в отверстии?

5. Какие данные входят в условное обозначение стандартной резьбы?

6. Какие параметры входят в обозначение болта, шпильки, гайки и шайбы?

 

Задание 1. Пример.По данным размерам вычертить:

1) болт, гайку, шайбу (и шплинт, если болт имеет отверстие под шплинт);

2) упрощенное изображение этих же деталей в сборке;

3) гнездо под резьбу, гнездо с резьбой, шпильку отдельно и шпильку в сборе с гайкой и шайбой (и шплинтом, если задана корончатая или прорезная гайка) по их действительным размерам, которые следует взять из соответствующих стандартов.

Образец выполнения задания представлен на рис. 8.

 

Методические рекомендации по выполнению задания 1.

1.Изучить ГОСТы 5915-70, 7805-70,11371-78 , 2.311-68, 7798-70, 22036-76 .

2.Выделить на листе бумаги (формат А3) соответствующее место под каждый вид крепежного изделия.

3.Начертить карандашом изображения крепежных деталей.

5.Выполнить упрощенное изображение этих же деталей в сборке (если это необходимо).

6.Выполнить гнездо под резьбу, гнездо с резьбой, шпильку отдельно и шпильку в сборке с гайкой и шайбой (и шплинтом, если задана корончатая или прорезная гайка) по их действительным размерам.

7.Проставить необходимые размеры по ГОСТу и сделать другие пояснительные надписи.

8.Проверить правильность всех построений и сделать обводку изображений.

 

Примечания: 1. При наличии у болта отверстия под шплинт разме­ры шплинта подбирают по ГОСТ 397—79, причем шплинт в этом случае подлежит вычерчиванию наряду с болтом, гай­кой и шайбой.

2. Если в графе «Исполнение» сделан прочерк, это означает, что изде­лие изготовляется в первом ис­полнении.

3.Диаметр сверленого отверстия (гнезда) под резьбу брать из ГОСТ 19257—73 или принять условно равным приблизительно 0,85d; глубину гнез­да определить как сумму длины резьбы посадочного конца шпильки, величины недореза (сбега, равного двум шагам, не довода, равного двум шагам) плюс два шага полного профиля резьбы.

При выполнении упрощенного изоб­ражения болтового соединения руководствоваться рис. 9. Если гайка корончатая, а шайба – пружинная, то обращаться к ГОСТ 2. 315-68.

 

 

Размеры фасок, выполняемых на резьбовых концах болта и шпильки, взять из ГОСТ 10549-80.

Строя изображения гаек, ясно понять, что дуги кривых на гранях гаек являются дугами гипербол. (рис. 10)

 

 

Индивидуальное задание:

По размерам, заданным в вариантах заданий таблиц 1 и 2, вычертить:

1) болт, гайку, шайбу (и шплинт, если болт имеет отверстие под шплинт);

2) упрощенное изображение этих же деталей в сборке;

3) гнездо под резьбу, гнездо с резьбой, шпильку отдельно и шпильку в сборе с гайкой и шайбой (и шплинтом, если задана корончатая или прорезная гайка) по их действительным размерам, которые следует взять из соответствующих ГОСТов.

Варианты заданий. Вариант задания студент выбирает из таблицы 1, согласно

сумме последних двух цифр номера зачетной книжки.

Таблица. 1

№ варианта Резьба Длина болта, мм Исполнение ГОСТ
        болта гайки шайбы болта гайки шайбы
1, 19, 27 М16 7798- 70 5915- 70 41371-78
2, 10, 18 М18 7796-70 15521-70 6402- 70
3, 17, 25 М20 7805- 70 5927-70 11371-78
4, 16, 24 М24 7798-70 5915-70 6402- 70
5,15,23 М16х1,5 7796- 70 15521-70 113371-78
6, 14, 22 М16х1,5 __ 7805-70 5927-70 6402- 70
7, 13, 21 М20х1,5 __ 7805 - 70 5927-70 6402- 70
8, 12, 20 М24х1,5 7798-70 59 15- 70 11371 -78
9, 11, 26 М20 7796 – 70 15521- 70 11371-78

 

Таблица 2

 

№ варианта Резьба Длина шпиль­ки, им Исполнение. ГОСТ
шпильки гайки шайбы шпильки гайки шайбы
1, 11, 26 ,, М16Х1.5 22036—76 5918-73 6402—70
2, 12, 20 М18 22034—76 5915- 70 11371—78
3, 13, 21 М20Х1.5 22032—76 5918- 73 6402—70
4, 14, 22 М16 22038—76 5916- 70 1 1371—78
5, 15, 23 М18Х1.5 22036—76 5918- 73 6402—70
6, 16, 24 М20 22034—76 5915-70 11371-78
7, 17, 25 М16Х1.5 22040—76 5918- 73 11371—78
8, 10, 18 М18 22036—76 5916- 70 6402—70
9, 19. 27 М20Х1.5 22032—76 5918- 73 11371—78
                 

 

 

Методические рекомендации по выполнению задания те же, что и у задания 1.

 

Отчет по практическому заданию:

В ходе выполнения практического занятия были изучены правила вычерчивания болтов, гаек, шайб (шплинтов, если болт имел отверстие под шплинт), а так же их упрощенное изображение в сборке.

 

 

Практическое занятие №3.

Тема: Изображение и обозначение неразъемных соединений.

 

Цель занятия: Изучить изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений.

Перед практическим занятием студент должен ознакомиться с ГОСТами: 2.312-72, 2601-84, 8713-79, 14771-76, 14776-79, 17349-79, 2.313-82

Продолжительность занятия: 2 часа.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Какие соединения относят к неразъемным?

2. Какие существуют виды сварных соединений?

3. Какие данные входят в структуру упрощенного обозначения шва сварного соединения?

4. Как на чертеже изображаются и обозначаются соединения пайкой и склеиванием?

5. Какова характерная особенность обозначения одинаковых швов?

Задание 1. Пример.Вычертить основные виды неразъёмных соединений (сварка, пайка, склеивание).

Образец выполнения задания представлен на рис. 11.

 

 

Методические рекомендации по выполнению задания 1.

1.Изучить ГОСТы 2.312-72, 2601-84, 8713-79, 14771-76, 14776-79, 17349-79, 2.313-82

2.Выделить на листе бумаги (формат А3) соответствующее место под каждый вид неразъёмных соединений.

3.Вычертить соединение деталей сваркой. Обозначить швы. (рис.11).

4.Вычертить соединение деталей пайкой и склеиванием. Обозначить швы. (рис.11)

5.Дать условные обозначения неразъёмных соединений.

6.Проверить правильность всех построений и сделать обводку изображений.

В графе 1 основной надписи написать: неразъемные соединения.

Индивидуальное задание:

По вариантам заданий таблицы 3 вычертить и обозначить сварные соединения.

Структура условного обозначения сварного шва должна содержать:

1) Обозначение вспомогательных знаков.

2) Обозначение стандарта на данный сварной шов.

3) Буквенно-цифровое обозначение шва по стандарту.

4) Обозначение способа сварки по стандарту.

5) Знак и размер шва.

6) Длина прерывистого участка, знак расположения швов и размер шага.

7) Шов по незамкнутой линии, поясненной на чертеже.

8) Указания о контроле шва.

 

Методические рекомендации по выполнению индивидуального задания те же, что и в задании 1.

 

 

Варианты индивидуальных заданий на сварные соединения.

Вариант задания студент выбирает из таблицы 3, согласно сумме двух послед-

них цифр номера зачетной книжки.

Таблица 3.

 

№ вари-анта Вид соединения, обозначение и размеры шва.
Стыковое Угловое Размер катета, мм Тав-ровое Размеры катета и прерывис-того шва, мм Внах-лестку Размеры катета и прерывис-того шва, мм
1, 16 2, 17 3, 18 4, 19 5, 20 6, 21 7, 22 8, 23 9, 24 10, 25 11, 26 12, 27 13, 28 14, 29 15, 30   С4 С2 С15 С5 С4 С2 С15 С5 С4 С2 С15 С5 С4 С2 С15 У2 У9 У7 У8 У2 У9 У7 У8 У2 У7 У8 У9 У7 У2 У9 - - - - - - - - - - - Т7 Т1 Т3 Т4 Т7 Т4 Т3 Т4 Т7 Т2 Т3 Т5 Т3 Т4 Т1 - 5-10Z20 - 5-20Z40 5-15Z30 - 5-20Z40 5-10Z20 5-20Z40   H1 H2 H1 H2 H1 H2 H1 H2 H1 H2 H1 H2 H1 H2 H1 5-15Z30 5-10Z20 5-15Z30 5-20Z40 5-10Z20 5-15Z30 5-20Z40 5 5-15Z30  

 

 

Отчет по практическому заданию:

В ходе выполнения практического занятия были изучены основные виды неразъёмных соединений и их обозначения.

 

 

Практическое занятие №.4.

Тема: Составление эскизов деталей машин.

Цель занятия: Изучить правила выполнения эскизов деталей машин.

Перед практическим занятием студент должен ознакомиться с ГОСТами: 2.305-68, 2.306-68, 2.307-68.

Продолжительность занятия: 2 часа.

Вопросы для подготовки к занятию:

1.Что называется эскизом?

2.Какие требования предъявляются к эскизам?

3.В какой последовательности выполняется эскиз с натуры?

4.Как снимаются размеры с реальной детали?

 

Задание 1. Пример.По данному изображению выполнить эскиз детали.

Образец детали «Опора» представлен на рис. 12.

 

рис. 12

 

Методические рекомендации выполнения задания по эскизированию:

1.Ознакомиться с конструкцией детали по её изображению и определить геометрические тела, из которых она состоит.

2.Выбрать главный вид детали и необходимое количество изображений.

3.Выделить на клетчатой бумаге (формат А4) соответствующее место под каждое изображение детали.

4.Выполнить изображения детали.

5.Выполнить необходимые разрезы и сечения.

6.Выполнить обмер детали и проставить размерные числа.

7.Проверить правильность всех построений и сделать обводку изображений.

 

Подробные рекомендации по выполнению эскизирования детали «Опора».

1. Ознакомление с деталью

При ознакомлении определяется форма детали (рис. 12а) и ее основных элементов (рис. 12,б), на которые мысленно можно расчле­нить деталь. По возможности выясняется назначе­ние детали и составляется общее представление о материале.

2. Выбор главного вида и других необходимых изображений

Главный вид следует выбирать так, чтобы он да­вал наиболее полное представление о форме и раз­мерах детали, а также облегчал пользование эски­зом при ее изготовлении.

Необходимые изображения следует выбирать и выполнять в соответствии с правилами и реко­мендациями ГОСТ 2.305-68 .

На рис. 12, астрелкой показано направление проеци­рования, в результате которого полу­чен главный вид детали. В этом случае на виде слева будут видны контуры большинства эле­ментов детали, а сам главный вид даст наиболее ясное представление о ее форме.

В данном случае достаточно трех изображений, чтобы представить форму детали: главный вид, вид сверху и вид слева. На главном виде следует выполнить фронтальный разрез (рис. 13).

3. Выбор формата листа и масштабов, подготовка листа.

Формат листа выбирается по ГОСТ 2.301-68 (см. § 2) в зависимости от того, какую величи­ну должны иметь изображения, выбранные при вы­полнении этапа 2. Величина и масштаб изобра­жений должны позволять четко отразить все эле­менты и нанести необходимые размеры и условные обозначения.

Вначале следует ограничить выбранный лист внешней рамкой и внутри нее провести рамку чер­тежа заданного формата. Расстояние ме­жду этими рамками должно составлять 5 мм, а слева оставляется поле шириной 20 мм для подшивки листа. Затем наносится контур рамки основной над­писи и при необходимости - дополнительная графа для записи повернутого обозначения эскиза.

4. Компоновка изображений на листе и нанесение изображений элементов детали.

Выбрав глазомерный масштаб изображений, устанавливают «на глаз» соотношение габаритных размеров детали. В данном случае, если высоту де­тали принять за А, то ширина детали В ≈ А, а ее длина С ≈ 2А (рис.12, а и б). После этого на эскизе наносят тонкими линиями «габаритные пря­моугольники» будущих изображений (рис.13,а). Прямоугольники располагают так, чтобы расстоя­ния между ними и краями рамки были достаточны­ми для нанесения размерных линий и условных зна­ков, а также для размещения технических требова­ний.

Внутри «габаритных прямоугольников» наносят тонкими линиями изображения элементов детали (рис.13,6). При этом необходимо соблюдать про­порции их размеров и обеспечивать проекционную связь всех изображений, проводя соответствующие осевые и центровые линии.

5. Оформление видов, разрезов и сечений

В процессе оформления на всех видах (рис.13, в) уточняют подробности, неучтенные при выполне­нии этапа «6» (например, искругления и т. п.), и уда­ляют вспомогательные линии построения. В со­ответствии с ГОСТ 2.305-68 оформляют разрезы и сечения, потом производят об­водку изображений соответствующими линиями.

6. Нанесение размерных линий и размерных чисел.

Размерные линии и условные знаки, определяющие характер поверхности, наносят по ГОСТ 2.307-68(рис.13,в).

При помощи измерительных инструментов определяют размеры элементов и наносят размерные числа на эскизе. Если на детали имеется резьба, то необходимо определить её

параметры и указать их на эскизе (рис.13, г).

7. Окончательное оформление эскиза.

При окончательном оформлении заполняется основная надпись. Производится окончательная проверка выполненного эскиза, и вносятся необходимые уточнения и исправления.

 

Индивидуальное задание.

На практическом занятии при получении реальной детали для выполнения её эскиза надо воспользоваться методическими рекомендациями, изложенными выше.

 

Практическое занятие № 5.

Тема: Выполнение сборочного чертежа готового изделия.

Цель занятия: Изучить последовательность выполнения сборочного чертежа готового изделия.

Перед практическим занятием студент должен ознакомиться с ГОСТами: 2.104-68, 2.108-68, 2.307-68.

Продолжительность занятия: 4 часа.

Вопросы для подготовки к занятию:

1.Каким требованиям должен удовлетворять сборочный чертеж, что он должен содержать?

2.Перечислить основные разделы спецификации?

3.В какой последовательности выполняется сборочный чертеж?

4.Какие размеры должен содержать сборочный чертеж?

5.В каких случаях на поле сборочного чертежа допускается помещать отдельные изображения нескольких деталей?

 

Задание 1. Пример.По данному готовому изделию «Направляющему блоку» выполнить сборочный чертеж.

Образец готового изделия «Направляющего блока» представлен на рис. 14 .

Эта сборочная единица устанавливается на одной из частей металлоконструкции подъемного крана и служит для направления троса (стального каната).

Методические рекомендации по выполнению сборочного чертежа.

В общем случае рекомендуются следующие этапы выполнения работы:

1) ознакомление с изделием;

2) распределение составных частей изделия по разделам спецификации и присвоение им обозначе­ний;

3) эскизирование всех деталей, которые должны быть выполнены при изготовлении изделия; детали, которые могут быть отнесены к «Стандартным из­делиям» или к «Прочим изделиям», обычно не эскизируют;

4) выполнение спецификации и сборочного черте­жа изделия.

Подробные рекомендации по выполнению сборочного чертежа.

1. Ознакомление с изделием.

Трос входит в желобок ролика 1 (рис.14, а и б) и огибает ролик под определенным углом. Ролик 1 свободно вращается на оси 5, которая неподвиж­но закреплена в ушках вилки 2 планкой 4, входящей в прорезь оси 5. Планка 4 крепится к вилке 2 двумя винтами 7.

Для смазки оси 5 ролика 1 служит пресс-маслен­ка 9, через которую по цилиндрическим каналам в оси 5 на поверхность трения подается густая смазка.

Вилка 2 соединяется четырьмя болтами 6 и гай­ками 8 с кронштейном 3, который также болтами крепится к металлоконструкции крана.

Перед выполнением чертежа надо самостоятель­но разобрать блок, уяснить геометрические формы деталей, установить виды соединений деталей и по­следовательность сборочных операций (рис. 14).

2. Распределение составных частей изделия по раз­делам спецификации и присвоение им обозначений

На рис.14,б представлены составные части «Направляющего блока», которые должны быть распределены по разделам спецификации.

 

Рис. 14

а) «Ролик» представляет собой сборочную едини­цу, состоящую из ролика с запрессованной в него втулкой. Следовательно, «Ролик» относится к разделу спецификации «Сборочные единицы», поэтому необходимо по эскизам входящих в него деталей («Ролик» и «Втулка») выполнить сборочный чертеж и составить его спецификацию.

б) Составные части: «Вилка», «Кронштейн», «Планка» и «Ось» относятся к разделу спецификации «Детали». На каждую из этих составных частей выполняется эскиз.

в) Составные части: болты, гайки, масленка относятся к разделу спецификации «Стандартные изделия».

На сборочном чертеже в условиях учебного за­ведения рекомендуется в соответствии с обозна­чениями всего изделия в целом присвоить обозна­чения и составным частям.

На рис. 15 приведена схема составных частей «Блока направляющего», на которые должны быть выполнены эскизы.

 

3. Эскизирование деталей

Эскизирование деталей (рис.14) осуществляет­ся в соответствии с рекомендациями и правилами, приведенными на занятии 4. Эскизы деталей следует вы­полнять на листах стандартного формата. Для эскизирования желательно применять бумагу, гра­фленную в клетку.

 

 

Схема составных частей «Блока направляющего»

 

Блок направляющий

БЛОК НАПРАВЛЯЮЩИЙ

 

       
 
Сборочная единица
 
Детали


Сборочная единица Детали

       
   
 

 


Ролик Вилка

       
   


Кронштейн
Втулка

 

 
 
Планка


Ось

 
 
Ось

 

 


Рис. 15

 

 

Расположение изображений на эскизах должно обеспечивать удобство пользования эскизами при изготовлении по ним деталей.

Эскизы вилки поз. 2 и кронштейна поз. 3 (рис. 16) должны содержать три изображения: главный вид, вид сверху и вид слева, полностью выявляющие форму этих деталей. Отверстия в де­талях показывают, применяя местные разрезы. Для выявления формы части детали поз. 2 дан местный вид А.

Эскиз планки поз. 4 имеет фронтальный разрез и вид сверху (рис.17). Для изображения оси поз. 5 достаточно одного главного вида с частью фронтального разреза и сечения А-А, показывающего форму и расположения смазочного канала.

Ролик поз.1 блока направляющего является сборочной единицей. Поэтому выполняются эскизы его деталей: ролика и втулки (рис.18). Эскиз стандартной детали (винта поз.7) не выполняют.

На рис. 19 представлен сборочный чертеж роли­ка, по которому выполняется запрессовка втулки и резьбовое отверстие под винт. Здесь достаточно одного изображения сборочной единицы, которое может быть размещено на листе формата А4 (рис.19 ).

Если сборочный чертеж выполнен на листе фор­мата А4, то ГОСТ 2.108-68 допускает располагать на этом же листе и спецификацию.

Основная надпись сборочного чертежа, совме­щенного со спецификацией, выполняется по ГОСТ 2.104-68 .

 

5. Выполнение спецификации и сборочного чертежа «Блока направляющего».

На сборочном чертеже составные части изделия обозначают номерами позиций в той последова­тельности, в которой они записаны в спецификации. Следовательно, спецификация должна быть выпол­нена до простановки позиций на сборочном черте­же.

 

В учебной практике спецификацию можно распо­лагать на свободном месте поля учебного сбороч­ного чертежа даже в том случае, если этот чертеж выполнен на листе, формат которого отличается от формата А4 (рис. 20).

 

 

Рис.18

 

 

Сборочный чертеж выполняют в последовательности:

1. выбор количества изображений;

2. выбор масштаба изображений;

3. выбор формата листа;

4. компоновка изображений;

5. выполнение изображений;

6. нанесение размеров;

7. нанесение номеров позиций;

8. выполнение текстового материала;

9. заполнение основной надписи.

Рис.19

 

Количество изображений должно быть мини­мальным, но достаточным для того, чтобы полу­чить полное представление о форме и размерах ­детали, составных частей.

На сборочном чертеже (рис. 20) «Блок напра­вляющий» изображен в рабочем положении. На чертеже имеются главный вид, вид сверху, вид слева, сечения Б-Б и В-В и местный вид А.

Для того чтобы показать соединение деталей 2 и 3 болтами, на главном виде сделан местный разрез.

Часть разреза на виде сверху показывает соеди­нение деталей 1, 2 и 5. Местный разрез на виде слева показывает соеди­нение детали 2 и 4 винтами 7.

Форма выреза детали 2 видна на местном виде А.

Отверстия и каналы для смазки показаны на се­чении В-В. Рис.20.

После измерения габаритных размеров сбороч­ной единицы выбирают масштаб изображения и формат листа. На листе сплошными тонкими ли­ниями вычерчивают прямоугольники со сторонами, равными соответствующим габаритным размерам изображений. Между прямоугольниками оставляют место для расположения линий-выносок и раз­мерных линий. С правой стороны внизу листа по­мещают основную надпись и спецификацию (рис. 20).

Выполнение чертежа начинают с вычерчивания главного вида кронштейна 3 и вилки 2, размеры ко­торых берутся с эскизов.

В большинстве случаев последовательность сбор­ки изделия определяет порядок вычерчивания его частей. При сборке детали 2 и 3 соединяют бол­тами, затем в ролик запрессовывают втулку, кото­рую стопорят винтом. Отверстие для винта сверлят и нарезают одновременно (совместно) в обеих дета­лях после их сборки.

Сборочную единицу из трех деталей поз. 1 вста­вляют в раствор вилки 2 и соединяют с ней осью 5. Ось 5 планкой 4 и болтами 7 крепят к вилке 2. Масленку 9 запрессовывают в ось 5 заранее.

После вычерчивания изображений наносят габа­ритные и присоединительные размеры, проста­вляют условные обозначения допусков и посадок (на учебных чертежах допуски и посадки не проста­вляют). На полках линий-выносок наносят номера позиций соответственно указанным в спецификации. Шрифт номеров позиций должен быть на один-два размера больше шрифта размерных чисел.

Размеры для справок, отмеченные на сборочных чертежах знаком *, не требуются для сборки или контроля изделия.

Индивидуальное задание.

На практическом занятии при получении реальной детали для выполнения сборочного чертежа готового изделия надо воспользоваться методическими рекомендациями.

Практическое занятие № 6.

Тема: Чтение чертежей общего вида и деталирование.

Цель занятия: Изучить последовательность чтения чертежей общего вида и их деталирования.

Перед практическим занятием студент должен ознакомиться с ГОСТами: 2.305-68, 2.108-68, 2.307-68.

Продолжительность занятия: 4 часа.

Вопросы для подготовки к занятию:

1.Каким требованиям должен удовлетворять чертеж общего вида?

2.Что подразумевается под чтением чертежа общего вида?

3.Что называется деталированием?

4.Должно ли соответствовать количество изображений деталей на сборочном чертеже количеству изображений этой же детали на рабочем чертеже?

 

Задание 1. Пример.Чтение чертежа общего вида, деталирование.

Дан чертеж готового изделия «Клапан для обдувки отливок» рис.21, его спецификация рис. 22.

Методические рекомендации по чтению чертежа общего вида.

«Клапан для обдувки отливок» рис.21, его спецификация рис. 22.

Чтение чертежей общих видов развивает умение мысленно представлять устройство изделия и форму его составных частей.

Прочитать такой чертеж- это значит:

1. установить назначение, устройство и принцип действия изображенного изделия;

2. выяснить взаимное расположение деталей и способы их соединения друг с другом;

3. выяснить форму, назначение и взаимодействие
деталей изделия, изображенного на учебном черте­же общего вида.

 

Рис. 21

 

При чтении чертежа общего вида вначале надо внимательно его изучить, определив его состав. Для этого следует ознакомиться со специфика­цией и установить наименование, количество и про­чие сведения о составных частях изделия. По но­мерам позиций, имеющимся в спецификации и на чертеже, необходимо отыскать на чертеже изобра­жение каждой детали, выявляя в общих чертах их формы и размеры. При этом надо учитывать проекционную связь изображений, а также и то, что на всех изображениях в разрезах одна и та же деталь штрихуется в одном направлении, а смежные детали в различных направлениях.

Чтение чертежа значительно облегчается, если имеется возможность изучить принцип действия изделия по какому-либо документу (например, по пояснительной записке, паспорту или обозначению устройства).

Необходимо помнить, что по чертежу общего вида не изготовляют детали, поэтому при выпол­нении чертежа на нем допускаются упрощенные изображения деталей.

(см. ГОСТ 2.109-73, ГОСТ 2.305-68 и др.)

 

Схема спецификации

    { Обозначение Наименование § Приме­чание
           
      Документация    
             
    Сборочный чертеж    
           
      Метали    
           
12 К Л. 00- 16. 00.01 Корпус 1  
II К П. 00. 15. 00. 02 Рукоятка 1  
II 3 КП.00.1Б.ОО.ОЗ Гайка накидная /  
II Ц. К П. 00. 16. 00. 04 Клапан /  
II 5 К П. 00.16.00.05 Палеи, /  
II КП.ОО-1Б.ОО.ОБ Наконечник /  
II КП. 00.16.00,07 Гайка регулировочная 1  
11 в КП.00.16.00.08 Пружина 1  
11 3 КП.00.16.00.09 Прокладка   1  
             
      Стандартные изделия    
             
  10   Шплинт 5*20 1  
      С Г. СЭВ 220-75    
           
      Материал      
             
  II   Нао~ивка марки V м
      ХБПВ16    
      ГОСТ 51 52-65    
                 
             
           
Ън

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...