Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Акустический метод измерения уровня в скважинах
Сущность акустического метода заключается в определении расстояния по времени прохождения упругой звуковой волны от устья скважины до уровня жидкости. В скважину посылают звуковой импульс, мощность которого достаточна, чтобы получить надежное отражение от уровня жидкости. Затем определяют скорость распространения звука в скважине и время, необходимое для прохождения его от устья до уровня жидкости. Расстояние от устья до уровня жидкости в скважине определяют по формуле где wr — скорость распространения звуковой волны в газовом пространстве скважины; Т—время пробега звуковой волны от устья скважины до уровня жидкости. Скорость распространения звуковой волны в скважине зависит от физических свойств, температуры, давления, плотности и состава газа, заполняющего скважину. Исследования показали, что скорость распространения звуковой волны в скважинах лежит в весьма широких пределах: 250—460 м/с, поэтому ее необходимо определять одновременно с измерением уровня жидкости. Акустический метод измерения уровня использован в эхолоте, который применяется для определения статического и динамического уровней жидкости в глубиннонасосных скважинах. Принципиальная схема измерения уровня эхолотом приведена на рис. 8.5. В качестве импульсатора в эхолоте применяется пороховая хлопушка 1, создающая мощную звуковую волну при мгновенном сгорании пороха. Для определения скорости распространения звука в скважине на насосных трубах устанавливают репер на определенном расстоянии от устья. Пороховая хлопушка, герметично соединенная открытым концом с устьем скважины, посылает звуковой импульс, который, дойдя до репера 2 и уровня жидкости, отражается и воспринимается термофоном 3. Звуковой импульс представляет собой взрыв порохового заряда, заключенного в гильзу, который получается при ударе по капсуле бойком пороховой хлопушки. Термофон представляет собой вольфрамовую нить, по которой протекает постоянный ток силой 02—0,3 А, нагревающий нить до температуры 100 °С. Звуковые г vt-пульсы (колебания воздуха) воздействуют на вольфрамовую нить, чем вызывают понижение ее температуры, а следовательно, и понижение электрического сопротивления. При этом сила тока в цепи термофона увеличивается. Колебания тока в цепи термофона, усиленные двухкаскадным усилителем 4, передаются регистратору 5, который записывает их на диаграммной ленте 6. Диаграммная лента перемещается с постоянной скоростью 50 или 100 мм/с. Изменение скорости движения ленты достигается сменой ведущих роликов. Для сменных лент может быть использована любая канцелярская рулонная бумага или калька. Бумагу нарезают ровными лентами шириной 30 мм и длиной 650 мм, которые-склеивают кольцами. Наибольшая глубина, на которой можно измерить уровень жидкости современными эхолотами, 3000 м. Погрешность составляет ±0,5% от предела измерения. Простейшая теоретическая диаграмма записи звукового импульса и его отражений от репера и уровня, называемая эхограммой, изображена на рис. 8.6. На ней выделяются три пика. Пик В соответствует звуковому импульсу (выстрелу пороховой хлопушки), пик Р — отражению звуковой волны от репера, а пик Ур — отражению звуковой волны от уровня. Поскольку лента движется с постоянной скоростью (50— 100 мм/с), по расстоянию между пиками легко определить время прохождения звука от устья до репера и до уровня жидкости. Расстояние до уровня можно определить из соотношения где Hyp и Ну—соответственно расстояния до уровня и до репера; Тур и Тр— время прохождения звуковой волны от устья до урбвня и от устья до репера. Нетрудно заметить, что Нр/Тр является скоростью движения звукового импульса в скважине. Следовательно, формула (8.9) соответствует формуле (8.7). Действительная эхограмма отличается от теоретической, изображенной на рис. 8.6. На действительной эхограмме записаны многочисленные колебания, получающиеся вследствие отражения звуковой волны от стыков труб, многократных повторных отражений от репера и от уровня. Эти колебания являются помехами и затрудняют расшифровку эхограмм. Поэтому операцию измерений уровня эхолотом следует выполнить несколько раз и, сопоставив несколько эхограмм, отбросить случайные помехи. Репер, представляющий собой отражатель звуковых волн, устанавливают на насосных трубах на известном расстоянии от устья скважины. Площадь репера должна перекрывать 50—70% поперечного сечения кольцевого межтрубного пространства, длина репера должна быть 300—400 мм. Глубину установки репера выбирают в зависимости от притока жидкости и режима работы глубиннонасосной установки. Следует стремиться к тому, чтобы после пуска скважинного насоса расстояние от динамического уровня до репера было в пределах 50—100 м. Хлопушка монтируется в отверстии фланца, герметизирующего устье скважины. Если давление в межтрубном пространстве скважины не превышает атмосферного, уровень можно измерить без герметизации места подключения хлопушки. При давлении газа выше атмосферного место подключения хлопушки следует герметизировать, так как вырывающийся из затрубного пространства газ будет вызывать шумы, воспринимаемые прибором и маскирующие на диаграмме запись отражения звуковой волны от уровня и от репера.
Контрольные вопросы 1. Расскажите о принципе действия поплавковых уровнемеров, назначение, устройство и модификации уровнемеров типа УДУ-5. 2. Объясните устройство буйковых преобразователей типа УБ-П для дистанционного измерения уровня. 3. Объясните пьезометрический метод измерения уровня и принципиальную схему системы дистанционного измерения массы жидкости типа <Радиус» в резервуарах, 4. Какие технологические задачи решают измерением уровня жидкости в скважинах? 5. Как работает поплавковый (погружной) компенсационный пьезограф? Расскажите о его устройстве. 6. Объясните акустический метод измерения уровня в скважине.
Глава 9 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |