Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Калькулирование себестоимости перевозок
Калькулирование себестоимости представляет собой определение затрат в расчете на единицу транспортной работы. На автомобильном транспорте приняты три планово-учетных единицы транспортной работы: 1 тонно-километр (1 ткм), 1 километр пробега (1 км), 1 автомобиле-час работы подвижного состава (1 авт.-ч). В целях калькулирования следует использовать один из трех классификационных признаков, используемых при классификации затрат на перевозки, а именно – по степени зависимости от пробега. По этому признаку все затраты делятся на переменные, постоянные и условно-постоянные. Переменными называются затраты, пропорционально изменяющиеся с изменением пробега: увеличиваются с его увеличением и наоборот. К ним относятся: – затраты на топливо (Зт); – затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы (Зсм); – затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава (Зто тр); – затраты на восстановление износа и ремонт шин подвижного состава (Зш); – амортизация подвижного состава (За). К постоянным затратам относятся такие, которые не изменяются с изменением пробега (остаются постоянными по величине, либо изменяются незначительно). Такими затратами считаются накладные расходы (Знр). Условно-постоянными расходами является заработная плата водителей и кондукторов с единым социальным налогом (Ззп), так как ее величина зависит от формы оплаты труда и при сдельной оплате является переменной, а при повременной оплате – постоянной.
2.1.1. Затраты на топливо для подвижного состава
Эти затраты включают стоимость топлива на эксплуатацию подвижного состава (для выполнения транспортной работы), надбавку к расходу топлива в зимнее время, стоимость внутригаражного расхода топлива. Расход топлива на выполнение транспортной работы на линии, в зависимости от типа подвижного состава, рассчитывается следующим образом: – для бортовых автомобилей , (1) где Н100л – линейная норма расхода топлива на 100 км пробега, л; Н100ткм – дополнительная норма расхода топлива на 100 ткм транспортной работы (2 л – для карбюраторных двигателей; 1,3 л – для дизельных двигателей), л; Lгод – годовой пробег подвижного состава, км; Wткм – грузооборот за год, ткм; – для самосвалов , (2) где 0,25л – дополнительный расход топлива на поднятие и опускание кузова, л; Nе – количество ездок за год;
– для автобусов . (3) Расчеты по формулам 1, 2 и 3 ведутся помарочно (при условии задания нескольких марок подвижного состава в одном варианте), так как Н100ткм, Lгод и Wткм планируются по маркам подвижного состава. Дополнительный расход топлива в зимнее время рассчитывается, исходя из расхода топлива на эксплуатацию подвижного состава и нормы зимней надбавки: , (4) где Нз – норма дополнительного расхода топлива в зимнее время, % (для Сибири Нз= 10 ÷ 15 %). Внутригаражный расход топлива учитывает расход топлива на движение по территории транспортного предприятия и рассчитывается по формуле: , (5) где Нвг – норма внутригаражного расхода топлива (Нвг = 0,5 %). При исчислении затрат на топливо необходимо учитывать, что используются различные виды топлива: бензин, дизельное топливо, газ: , (6) где Цi – цена i-го вида топлива, р.; n – количество видов используемого топлива.
2.1.2. Затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы
Указанные затраты учитывают расход: – моторного масла; – трансмиссионного масла; – консистентных смазок.
_________________ 1 – Зимним временем в климатической зоне Сибири считается календарный период с октября по март, то есть 6 месяцев в году. Расчеты ведутся по формуле: , (7) где Нсм – норма смазочного материала i-го вида в расчете на 100 литров жидкого топлива, л, кг; ρi – коэффициент плотности i-го вида смазочного материала; Цi – цена 1 литра i-го вида смазочного материала; n – количество видов применяемых смазочных материалов. В целях упрощения расчетов Зсм принимают в размере 50 % Зт для автомобилей марки КамАЗ и 10 % – для автомобилей других марок.
2.1.3. Затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава
Затраты учитывают расход запасных частей, ремонтных материалов и заработной платы ремонтных рабочих с начислениями единого социального налога: , (8) где Нзч, Нрм, Нзп – нормы затрат запасных частей, ремонтных материалов и заработной платы в расчете на 1000 км пробега, р./1000 км.
2.1.4. Затраты на восстановление износа и ремонт шин для подвижного состава
Затраты рассчитываются с учетом различного типа шин, используемых для подвижного состава различных марок: , (9) где Нш – норма затрат на восстановление износа и ремонт шин в расчете на 1000 км пробега, р./1000 км; n – количество колес на автомобиле определенной марки без запасного колеса, ед.; m – количество типов шин.
2.1.5. Амортизация подвижного состава
Для начисления амортизации подвижной состав делится на 2 группы: – грузоподъемностью более 2 тонн, автобусы длиной более 5 метров, другие транспортные средства вместимостью более 11 человек; – грузоподъемностью менее 2 тонн, автобусы длиной менее 5 метров, другие транспортные средства вместимостью менее 11 человек. В первом случае расчет ведется по формуле: , (10) где – норма амортизации в расчете на 1000 км пробега, %; – первоначальная (балансовая) стоимость транспортного средства i-го типа, р.; n – количество автомобилей данной марки. Во втором случае: , (11) где – норма амортизации в год, %.
2.1.6. Накладные расходы
Затраты относятся к постоянным, так как не меняют своей величины (либо меняют ее незначительно), например, оклады административно-управленческого состава, ставка процента по взятому кредиту и тому подобное: , (12) где – норма накладных расходов в год в расчете на 1 списочный автомобиль i-й марки, р.; – количество автомобилей i-й марки, ед.; n – количество марок подвижного состава.
2.1.7. Заработная плата водителей и кондукторов с единым социальным налогом
В случае сдельной оплаты труда заработная плата рассчитывается по формуле: , (13) где Ст, Сткм – сдельные расценки на простой под погрузкой-разгрузкой 1 тонны груза и за 1 ткм транспортной работы соответственно, р.; Qт – объем перевозок, т; Wткм – грузооборот, ткм; Дкл – доплата за классность водителя, р.; Нн – надбавка за работу в ночное время, р.; Кд – коэффициент, учитывающий дополнительную заработную плату; Ксн – коэффициент, учитывающий единый социальный налог. Если используется повременная форма оплаты труда, то расчет ведется следующим образом: , (14) где – часовая тарифная ставка водителя III-го класса, р.; ФРВв – фонд рабочего времени водителя (количество фактически отработанных часов), ч.
2.1.8. Калькулирование затрат на планово-учетную единицу транспортной работы
На 1 ткм транспортной работы относятся все виды затрат: постоянные, переменные и условно-постоянные. Расчет ведется по каждой из семи статей затрат путем деления их величины на грузооборот. На 1 км пробега относятся только переменные затраты, при этом величина каждой из них делится на пробег. При расчете затрат на 1 авт.-ч работы транспортных средств условно-постоянные и постоянные расходы делятся на авточасы работы на линии. По результатам калькулирования составляется таблица следующего вида.
Калькуляция себестоимости 2
Суммирование затрат по строке «Итого» показывает величину затрат предприятия по каждой планово-учетной единице при определенном плане перевозок и плане по эксплуатации подвижного состава. При определении тарифов за перевозки себестоимость является их нижней границей. При ценообразовании в нормальных условиях к себестоимости перевозок следует добавить величину уплачиваемых налогов, включаемых в себестоимость, и норму рентабельности. Таким образом, тариф определяется как , (15) где Суд – себестоимость перевозок по какой-либо планово-учетной единице (1 ткм, 1 км, 1 авт.-ч), р.; Н – налоги, включаемые в себестоимость перевозок, р.; R – коэффициент рентабельности (норматив прибыли).
__________________ 2 – Знак «+» показывает обязательность расчетов по данным статьям затрат. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |