Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Калькулирование себестоимости перевозок

 

Калькулирование себестоимости представляет собой определение затрат в расчете на единицу транспортной работы. На автомобильном транспорте приняты три планово-учетных единицы транспортной работы: 1 тонно-километр (1 ткм), 1 километр пробега (1 км), 1 автомобиле-час работы подвижного состава (1 авт.-ч).

В целях калькулирования следует использовать один из трех классификационных признаков, используемых при классификации затрат на перевозки, а именно – по степени зависимости от пробега. По этому признаку все затраты делятся на переменные, постоянные и условно-постоянные.

Переменными называются затраты, пропорционально изменяющиеся с изменением пробега: увеличиваются с его увеличением и наоборот. К ним относятся:

– затраты на топливо (Зт);

– затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы (Зсм);

– затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава (Зто тр);

– затраты на восстановление износа и ремонт шин подвижного состава (Зш);

– амортизация подвижного состава (За).

К постоянным затратам относятся такие, которые не изменяются с изменением пробега (остаются постоянными по величине, либо изменяются незначительно). Такими затратами считаются накладные расходы (Знр).

Условно-постоянными расходами является заработная плата водителей и кондукторов с единым социальным налогом (Ззп), так как ее величина зависит от формы оплаты труда и при сдельной оплате является переменной, а при повременной оплате – постоянной.

 

2.1.1. Затраты на топливо для подвижного состава

 

Эти затраты включают стоимость топлива на эксплуатацию подвижного состава (для выполнения транспортной работы), надбавку к расходу топлива в зимнее время, стоимость внутригаражного расхода топлива.

Расход топлива на выполнение транспортной работы на линии, в зависимости от типа подвижного состава, рассчитывается следующим образом:

– для бортовых автомобилей

, (1)

где Н100л – линейная норма расхода топлива на 100 км пробега, л;

Н100ткм – дополнительная норма расхода топлива на 100 ткм транспортной работы (2 л – для карбюраторных двигателей; 1,3 л – для дизельных двигателей), л;

Lгод – годовой пробег подвижного состава, км;

Wткм – грузооборот за год, ткм;

– для самосвалов

, (2)

где 0,25л – дополнительный расход топлива на поднятие и опускание кузова, л;

Nе – количество ездок за год;

 

– для автобусов

. (3)

Расчеты по формулам 1, 2 и 3 ведутся помарочно (при условии задания нескольких марок подвижного состава в одном варианте), так как Н100ткм, Lгод и Wткм планируются по маркам подвижного состава.

Дополнительный расход топлива в зимнее время рассчитывается, исходя из расхода топлива на эксплуатацию подвижного состава и нормы зимней надбавки:

, (4)

где Нз – норма дополнительного расхода топлива в зимнее время, % (для Сибири Нз= 10 ÷ 15 %).

Внутригаражный расход топлива учитывает расход топлива на движение по территории транспортного предприятия и рассчитывается по формуле:

, (5)

где Нвг – норма внутригаражного расхода топлива (Нвг = 0,5 %).

При исчислении затрат на топливо необходимо учитывать, что используются различные виды топлива: бензин, дизельное топливо, газ:

, (6)

где Цi – цена i-го вида топлива, р.;

n – количество видов используемого топлива.

 

2.1.2. Затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы

 

Указанные затраты учитывают расход:

– моторного масла;

– трансмиссионного масла;

– консистентных смазок.

 

_________________

1 Зимним временем в климатической зоне Сибири считается календарный период с октября по март, то есть 6 месяцев в году.

Расчеты ведутся по формуле:

, (7)

где Нсм – норма смазочного материала i-го вида в расчете на 100 литров жидкого топлива, л, кг;

ρi – коэффициент плотности i-го вида смазочного материала;

Цi – цена 1 литра i-го вида смазочного материала;

n – количество видов применяемых смазочных материалов.

В целях упрощения расчетов Зсм принимают в размере 50 % Зт для автомобилей марки КамАЗ и 10 % – для автомобилей других марок.

 

2.1.3. Затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава

 

Затраты учитывают расход запасных частей, ремонтных материалов и заработной платы ремонтных рабочих с начислениями единого социального налога:

, (8)

где Нзч, Нрм, Нзп – нормы затрат запасных частей, ремонтных материалов и заработной платы в расчете на 1000 км пробега, р./1000 км.

 

2.1.4. Затраты на восстановление износа и ремонт шин для подвижного состава

 

Затраты рассчитываются с учетом различного типа шин, используемых для подвижного состава различных марок:

, (9)

где Нш – норма затрат на восстановление износа и ремонт шин в расчете на 1000 км пробега, р./1000 км;

n – количество колес на автомобиле определенной марки без запасного колеса, ед.;

m – количество типов шин.

 

2.1.5. Амортизация подвижного состава

 

Для начисления амортизации подвижной состав делится на 2 группы:

– грузоподъемностью более 2 тонн, автобусы длиной более 5 метров, другие транспортные средства вместимостью более 11 человек;

– грузоподъемностью менее 2 тонн, автобусы длиной менее 5 метров, другие транспортные средства вместимостью менее 11 человек.

В первом случае расчет ведется по формуле:

, (10)

где – норма амортизации в расчете на 1000 км пробега, %;

– первоначальная (балансовая) стоимость транспортного средства i-го типа, р.;

n – количество автомобилей данной марки.

Во втором случае:

, (11)

где – норма амортизации в год, %.

 

2.1.6. Накладные расходы

 

Затраты относятся к постоянным, так как не меняют своей величины (либо меняют ее незначительно), например, оклады административно-управленческого состава, ставка процента по взятому кредиту и тому подобное:

, (12)

где – норма накладных расходов в год в расчете на 1 списочный автомобиль i-й марки, р.;

– количество автомобилей i-й марки, ед.;

n – количество марок подвижного состава.

 

2.1.7. Заработная плата водителей и кондукторов с единым социальным налогом

 

В случае сдельной оплаты труда заработная плата рассчитывается по формуле:

, (13)

где Ст, Сткм – сдельные расценки на простой под погрузкой-разгрузкой 1 тонны груза и за 1 ткм транспортной работы соответственно, р.;

Qт – объем перевозок, т;

Wткм – грузооборот, ткм;

Дкл – доплата за классность водителя, р.;

Нн – надбавка за работу в ночное время, р.;

Кд – коэффициент, учитывающий дополнительную заработную плату;

Ксн – коэффициент, учитывающий единый социальный налог.

Если используется повременная форма оплаты труда, то расчет ведется следующим образом:

, (14)

где – часовая тарифная ставка водителя III-го класса, р.;

ФРВв – фонд рабочего времени водителя (количество фактически отработанных часов), ч.

 

2.1.8. Калькулирование затрат на планово-учетную единицу транспортной работы

 

На 1 ткм транспортной работы относятся все виды затрат: постоянные, переменные и условно-постоянные. Расчет ведется по каждой из семи статей затрат путем деления их величины на грузооборот.

На 1 км пробега относятся только переменные затраты, при этом величина каждой из них делится на пробег.

При расчете затрат на 1 авт.-ч работы транспортных средств условно-постоянные и постоянные расходы делятся на авточасы работы на линии.

По результатам калькулирования составляется таблица следующего вида.

 

 

Калькуляция себестоимости 2

 

Статьи затрат Годовая сумма затрат, р. Себестоимость единицы Струк-тура себестои-мости
1 ткм 1 км 1 авт.-ч
1. Заработная плата (основ-ная и дополнительная) с еди-ным социальным налогом водителей и кондукторов   + +  
2. Затраты на топливо   + +  
3. Затраты на смазочные материалы   + +  
4. Затраты на ТО и ТР   + +  
5. Затраты на восстановление износа и ремонт шин   + +  
6. Амортизация подвижного состава   + +  
7. Накладные расходы   + +  
Итого:

 

Суммирование затрат по строке «Итого» показывает величину затрат предприятия по каждой планово-учетной единице при определенном плане перевозок и плане по эксплуатации подвижного состава. При определении тарифов за перевозки себестоимость является их нижней границей. При ценообразовании в нормальных условиях к себестоимости перевозок следует добавить величину уплачиваемых налогов, включаемых в себестоимость, и норму рентабельности.

Таким образом, тариф определяется как

, (15)

где Суд – себестоимость перевозок по какой-либо планово-учетной единице (1 ткм, 1 км, 1 авт.-ч), р.;

Н – налоги, включаемые в себестоимость перевозок, р.;

R – коэффициент рентабельности (норматив прибыли).

 

__________________

2 – Знак «+» показывает обязательность расчетов по данным статьям затрат.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...