Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава I. Теоретические основы работы воспитателя с детьми в сенсорной комнате

Содержание

Введение........................................................................................... ……………..3

Глава I. Теоретические основы работы с детьми дошкольного возраста в сенсорной комнате……………..............................................................................6

I. I. Сенсорное воспитание детей раннего возраста............................................6

1.2. Назначение и оборудование сенсорной комнаты........................................14

1.3. Методы работы с детьми раннего возраста в сенсорной комнате.............20

Выводы по I главе..................................................................................................28

Глава II. Практическая работа по описанию работы с детьми раннего

возраста в сенсорной комнате..............................................................................30

2.1. Описание проведения цикла занятий с детьми раннего возраста в

сенсорной комнате................................................................................................30

Заключение.............................................................................................................33

Список литературы................................................................................................35

Приложение.............................................................................................................

Введение

Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно это возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, развития сенсорных способностей.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Как показывают исследования Л. С. Венгера, 3.М. Богуславской и других психологов, сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Сенсорное развитие детей осуществляется в процессе сенсорного воспитания.

Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным развитием детей обусловлена тем, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. От уровня сенсорного развития в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Упущения на этой ступени обучения, проявляются, как правило, несформированностью общеучебных умений и навыков у дошкольников, что влияет на их успешное обучение в школе.

Исследования отечественных психологов (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. А. Катаева и др.) выдвинули проблему сенсорного развития детей на приоритетное место, так как большая часть трудностей, возникающих перед детьми в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью их восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, в неточности изготовления поделок на уроках труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на уроках физической культуры. Организация действенной системы работы по сенсорному воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении поможет преодолеть трудности в освоении ими учебной деятельности в дальнейшем.

В настоящее время в педагогической литературе повышается интерес к теоретическим и прикладным аспектам сенсорного воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, значением сенсорного развития ребенка для его будущей жизни, так как развитая сенсорика - это основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Поэтому перед дошкольными учреждениями стоит задача создания системы сенсорного воспитания с использованием новых, наиболее эффективных средств, методов и приемов сенсорного развития детей.

Большое значение современные психологи и педагоги придают развитию сенсорных способностей у детей в процессе работы в сенсорной комнате. Сенсорная комната активизирует деятельность интеллекта и сенсорно-моторное развитие, стимулирует формирование базовых чувств. В ней создаются условия для саморегулирования процессов возбуждения и торможения, для коррекции различных дефектов, и для обеспечения лиц, находящихся в условиях сенсорной депривации.

Но проблема состоит в том, что не все дошкольные учреждения могут позволить себе организовать сенсорную комнату, и многие педагоги неправильно используют возможности этой комнаты в сенсорном развитии дошкольников, так как эту работу должны вести обученные специалисты.

Таким образом, проблема использования возможностей сенсорной комнаты для сенсорного развития дошкольников на сегодняшний день достаточно актуальна.

Тема исследования: - Работа воспитателя дошкольного образовательного учреждения в сенсорной комнате с детьми раннего возраста.

Цельисследования: - выявить методы и приемы работы с детьми раннего возраста в сенсорной комнате.

Объектисследования: - процесс сенсорного развития детей раннего возраста в сенсорной комнате.

Предметисследования: - методы и приемы работы воспитателя с детьми раннего возраста в сенсорной комнате.

Гипотезаисследования: - сенсорное развитие детей раннего возраста будет проходить более эффективно, если занятия проводить в сенсорной комнате с использованием разнообразных методов и приемов.

На основании выдвинутой гипотезы и поставленной цели выдвигаются следующие задачиисследования:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.

2. Раскрыть процесс сенсорного развития детей раннего возраста.

3.Выявить эффективные методы и приемы работы воспитателя с детьми раннего возраста в сенсорной комнате.

4. Описать цикл занятий с детьми раннего возраста в сенсорной комнате.

 

Выводы по I главе

Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов.

Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального

обучения, то есть готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.

В системе по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста большое место должно быть отведено работе в сенсорной комнате. Работа с оборудованием, находящимся в сенсорной комнате, совершенствует органы чувств, способствует умственному развитию ребенка.

Сенсорная комната позволяет провести сеансы светотерапии, музыкотерапии, цветотерапии, ароматерапии и является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития детей, а так же проведения психологических консультаций. Обстановка сенсорной комнаты оказывает воздействие на все органы чувств, гармонизирует, способствует расслаблению, снижению утомляемости, повышению работоспособности, развитию устойчивости к стрессовым ситуациям, активизации собственных защитных сил организма.

Таким образом, работа воспитателя в сенсорной комнате является одним из факторов эффективного сенсорного воспитания и развития дошкольников.

Заключение

Проведенное исследование на тему «Работа воспитателя в сенсорной комнате» позволяет сделать следующие выводы.

Многочисленные исследования особенностей и закономерностей перцептивного развития детей, проведенные 3. М. Богуславской, Л. С. Венгером, А. В. Запорожцем, В. П. Зинченко, А. А. Катаевой, Н. Н. Поддъяковым, А.П.Усовой выдвинули проблему сенсорно-перцептивного развития детей на приоритетное место. В настоящее время происходит значительное расширение области исследования отечественной педагогики и психологии за счет повышения интереса к теоретическим и прикладным аспектам сенсорного воспитания и обучения детей, так как сенсорное развитие влияет на дальнейшую учебную и трудовую деятельность детей.

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего успешного обучения в школе. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического и других видов ощущения и восприятия.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Одним из средств сенсорного воспитания дошкольников является создание сенсорной комнаты.

Сенсорная комната оказывает существенное влияние на сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Это доказано учеными-исследователями, работающими над проблемой сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста (Венгер, Л. А, Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Метиева Л.П., Пилюгина Э. Г. и др.).

Как указывают психологи Венгер Л. А., Запорожец А. В. и др., для осуществления сенсорного воспитания значение имеют те качества, навыки,

умения, которые они приобретают на занятиях в сенсорной комнате. Систематическая комплексная работа с детьми в сенсорной комнате с использованием эффективных методов и приемов создают условия для свободной самостоятельной деятельности детей, что способствует развитию сенсорных способностей у дошкольника.

Выдвинутая гипотеза в ходе исследования доказана, цель достигнута, задачи решены.

Список литературы

1. Аванесова В. Н. Воспитание и обучение в детском саду. / В. Н. Аванесова, Т. Л. Богина, Р. С. Буре, Л. А. Венгер, Г. Н. Година - М: Педагогика, 2000.- 555 с.

2. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. / Е. А. Аркин М.: Педагогика, 2001.- 330 с.

3. Березина В. Г. Детство творческой личности. / В. Г. Березина, И. Л. Викентьев. - СПб.: издательство Буковского, 2001. - 67 с.

4. Богат В. И. Технология творчества. / В. И. Богат. - М.: Академия, 2003.-354 с.

5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте./ Л. И. Божович. -М: Академия, 2003. - 235 с.

6. Бугуславская 3. М. Развивающие игры для детей среднего дошкольного возраста. / 3. М. Бугуславская, Е. О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2003. - 168 с.

7. Буре Р. С. Воспитатель и дети. / Р.С. Буре, Л. Ф. Островская.- М.: Просвещение, 2000.- 167 с.

8. Браудо Т.Е. Пособие по использованию сенсорной комнаты. / Т.Е. Барудо., Ю. А. Кириченко, Е. А. Соловьева. - М.: Издательство АРКТИ, 2005.-97 с.

9. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателей детского сада. / Л. А. Венгер, Н. Б. Венгер, Э. Г. Пилюгина. - М.: Просвещение, 2000. - 144 с.

10.Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному

воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. /

Л. А. Венгер. - М: Просвещение, 2001 - 110 с.

11 .Веракса Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве./ Н.Е. Веракса,

А.Н. Веракса. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.:

Мозаика - Синтез, 2006- 72 с.

12. Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте.

/Л. Н. Выготский. - СПб.: Союз, 2000. - 234 с.

13.Выготский Л.С Педагогическая психология./ Л.С.Выготский – М.:

Педагогика - Пресс, 2001. - 526 с.

14.Запорожец А.В. Воспитание и обучение в детском саду. / А. В.

Запорожец. - М.: Педагогика, 2000.-230 с.

15.Запорожец А. В. Психология. Изд. 3, испр. и доп. / А. В. Запорожец. -

М.: Педагогика, 2000.- 378 с.

16.Козлова С. А. Дошкольная педагогика. / С. А. Козлова, Т.А.

Куликова. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.:

Издательский центр Академия, 1998. - 432 с.

17.Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. / Г. Г.

Колос. - М: Издательство АРКТИ, 2008. - 80 с.

18.Маврина И. А. Игры и упражнения по развитию сенсорных

способностей детей 3- 4 лет. Комплекс наглядно - дидактического

материала для индивидуальных занятий. / И. А. Маврина, Л. А.

Малышева. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. - 64 с.

19.Метиева Л. П. Развитие сенсорной сферы детей. / Л. А. Метиева, Э. Я.

Удалова. - М. : Сфера, 2004. - 168 с.

20.Мижериков В. А. Психолого-педагогический словарь для учителей и

руководителей общеобразовательных учреждений / В. А. Мижериков.

- Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. - 544 с.

21.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития,

детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 6-е изд., стереотип. —

М.: Академия, 2000. - 456 с.

22.Нечаева И. Ю. Система сенсорного развития детей. / И. Ю. Нечаева.

// Справочник старшего воспитателя. М.: МЦЭР. - № 10 - 2008. - С.

12- 14.

23.Никитенко О. Г. Дети дошкольного возраста в пространстве

культуры. - М.: ВЛАДОС, 2004.- 68 с.

24.Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате.

Практическое пособие для ДОУ. / А. И. Титарь. - М: Издательство

АРКТИ, 2008. - 88 с. 25.Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учеб. пособие для стул.

сред. пед. учеб. заведений.- 4-е изд., стереотип. М.: -Издательский

центр «Академия», 1999. - 336 с.

 

Приложение

Содержание

Введение........................................................................................... ……………..3

Глава I. Теоретические основы работы с детьми дошкольного возраста в сенсорной комнате……………..............................................................................6

I. I. Сенсорное воспитание детей раннего возраста............................................6

1.2. Назначение и оборудование сенсорной комнаты........................................14

1.3. Методы работы с детьми раннего возраста в сенсорной комнате.............20

Выводы по I главе..................................................................................................28

Глава II. Практическая работа по описанию работы с детьми раннего

возраста в сенсорной комнате..............................................................................30

2.1. Описание проведения цикла занятий с детьми раннего возраста в

сенсорной комнате................................................................................................30

Заключение.............................................................................................................33

Список литературы................................................................................................35

Приложение.............................................................................................................

Введение

Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно это возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, развития сенсорных способностей.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Как показывают исследования Л. С. Венгера, 3.М. Богуславской и других психологов, сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Сенсорное развитие детей осуществляется в процессе сенсорного воспитания.

Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным развитием детей обусловлена тем, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. От уровня сенсорного развития в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Упущения на этой ступени обучения, проявляются, как правило, несформированностью общеучебных умений и навыков у дошкольников, что влияет на их успешное обучение в школе.

Исследования отечественных психологов (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. А. Катаева и др.) выдвинули проблему сенсорного развития детей на приоритетное место, так как большая часть трудностей, возникающих перед детьми в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью их восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, в неточности изготовления поделок на уроках труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на уроках физической культуры. Организация действенной системы работы по сенсорному воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении поможет преодолеть трудности в освоении ими учебной деятельности в дальнейшем.

В настоящее время в педагогической литературе повышается интерес к теоретическим и прикладным аспектам сенсорного воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, значением сенсорного развития ребенка для его будущей жизни, так как развитая сенсорика - это основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Поэтому перед дошкольными учреждениями стоит задача создания системы сенсорного воспитания с использованием новых, наиболее эффективных средств, методов и приемов сенсорного развития детей.

Большое значение современные психологи и педагоги придают развитию сенсорных способностей у детей в процессе работы в сенсорной комнате. Сенсорная комната активизирует деятельность интеллекта и сенсорно-моторное развитие, стимулирует формирование базовых чувств. В ней создаются условия для саморегулирования процессов возбуждения и торможения, для коррекции различных дефектов, и для обеспечения лиц, находящихся в условиях сенсорной депривации.

Но проблема состоит в том, что не все дошкольные учреждения могут позволить себе организовать сенсорную комнату, и многие педагоги неправильно используют возможности этой комнаты в сенсорном развитии дошкольников, так как эту работу должны вести обученные специалисты.

Таким образом, проблема использования возможностей сенсорной комнаты для сенсорного развития дошкольников на сегодняшний день достаточно актуальна.

Тема исследования: - Работа воспитателя дошкольного образовательного учреждения в сенсорной комнате с детьми раннего возраста.

Цельисследования: - выявить методы и приемы работы с детьми раннего возраста в сенсорной комнате.

Объектисследования: - процесс сенсорного развития детей раннего возраста в сенсорной комнате.

Предметисследования: - методы и приемы работы воспитателя с детьми раннего возраста в сенсорной комнате.

Гипотезаисследования: - сенсорное развитие детей раннего возраста будет проходить более эффективно, если занятия проводить в сенсорной комнате с использованием разнообразных методов и приемов.

На основании выдвинутой гипотезы и поставленной цели выдвигаются следующие задачиисследования:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.

2. Раскрыть процесс сенсорного развития детей раннего возраста.

3.Выявить эффективные методы и приемы работы воспитателя с детьми раннего возраста в сенсорной комнате.

4. Описать цикл занятий с детьми раннего возраста в сенсорной комнате.

 

Глава I. Теоретические основы работы воспитателя с детьми в сенсорной комнате

 

1.1.Сенсорное воспитание и развитие детей

 

 

«Сенсорное воспитание — составная часть умственного и физического

воспитания ребенка, направленная на развитие его ощущений и восприятий, происходит в процессе познания ребенком предметов окружающего мира за счет, в основном, совершенствования функций центральных мозговых частей анализаторов». Так трактуется понятие «сенсорное воспитание» в психолого-педагогическом словаре В. А. Мижерикова [25, с. 95].

В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия [16, с. 54].

Сенсорное развитие - это развитие восприятия ребенка и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее [9, с. 76].

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Развитие восприятия и ощущения происходит успешнее в условиях целенаправленной, содержательной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) это не только создает благоприятные условия для развития ощущения и восприятия, но вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.

Психологи Л. С. Венгер, 3. М., Богуславская и др. отмечают, что период первых 3-х лет — период наиболее интенсивный для физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета [6, с. 73].

Начиная с трех лет, обучение продуктивным видам деятельности приобретает систематический и планомерный характер. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию. Приобщение ребенка прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В. А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту.

Ребенок познает окружающий мир, явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Хорошо развитая способность восприятия необходима, и ее нужно развивать в детях. В процессе всей жизнедеятельности детей происходит накопление ими сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных знаний, связанных с восприятием явлений окружающего, пробуждение интереса, формирование потребностей.

Окружающая действительность познается через анализаторы. Анализаторная система интенсивно развивается в дошкольном возрасте, особенно с 2 до 5 лет. Надо обеспечивать деятельность детей, совершенствующую их анализаторы. Очень существенно формирование у детей умения слушать, наблюдать, видеть, слышать [25, с. 87].

Для развития сенсорных способностей важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется и как называется, но и усугубляли восприятие этих предметов, испытывали разные ощущения к ним, от действия с ними: перенося предметы, почувствовать меру их тяжести; беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру. Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны, и чтобы узнать эти свойства, необходимо совершать какую-либо деятельность. Совершенствование любой деятельности ребенка зависит от уровня сенсорного развития ребенка [9, с. 95]. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов их форме, величине, цвете, положении в пространстве, а так же вкусе, запахе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире [19, с. 38].

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, на развитие сенсорных способностей, служит основой познания мира, первой ступенью которого, является чувственный опыт. К сенсорным способностям обычно относят способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Они составляют как бы фундамент умственного развития ребенка, так как известно, восприятие - первая ступень познания мира, на основе его строятся память, мышление, воображение.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики ( Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а так же известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии ( Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания [15, с. 123].

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, аппликации, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать азы грамоты и математики. Овладение знаниями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, для того, чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно уловить особенности его формы, цвета; конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения.

Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы умножить. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития [14, с. 210]..

Исследования, проведенные психологами (Выготский Л. С, Запорожец, А. П., Эльконин Д. Б. и др.), показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате ребенок в процессе письма искажает написание буквы, построение рисунка, допускает неточности в изготовлении поделки на уроках ручного труда. Иногда он не может воспроизвести образцы движений на физкультурных занятиях. Но низкий уровень сенсорного развития не только снижает возможность успешного обучения в школе, но и влияет в дальнейшем и на развитие человеческой деятельности, особенно творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающие успехи музыканта, художника, артиста, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений [15, с. 61].

Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в развитии сенсорных способностей и в вооружении ребенка сенсорной культурой. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувство ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что ребенок развивается путем «социального наследования», которое в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта [22, с. 67].

Сенсорная культура ребенка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме других свойствах предметов). Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства, музыки, живописью, скульптурой. И, конечно, каждый ребенок даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества [9, с. 42].

Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л. С. Выготским, Б. Г. Ананьевым, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгером и другими психологами. Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны [12, с. 39; 14, с.75].

Согласно новейшим исследованиям, ощущение и восприятие представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребенка –значит, обучать его действиям обследования предмета, которые в психологии называются перцептивными действиями. С помощью перцептивных действий ребенок воспринимает в предмете новые качества и свойства: поглаживает, чтобы узнать, какова поверхность; сжимает, чтобы определить твердость (мягкость, эластичность) и т.д. Задача сенсорного воспитания -своевременно обучить ребенка этим действиям. Обобщенные способы обследования предметов имеют большое значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов [23, с. 57].

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. Термин «сенсорные эталоны» был предложен А. В. Запорожцем и нашел широкое применение в сенсорном воспитании дошкольников.

Сенсорные эталоны — это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В качестве сенсорных эталонов выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлости и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это феномен родного языка, звуковые отношения), свой - во вкусовом, обонятельном восприятии. Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство (как иногда считают некоторые педагоги) [25, с. 121].

Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение этих эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Владея этими эталонами, дети будут соотносить с ними любое воспринятое качество, давать ему определение. Благодаря этим «единицам измерения», ребенок полнее и глубже познает различные свойства конкретных предметов, его восприятие приобретает целенаправленный и организованный характер.

Играя столь важную роль в умственном воспитании, развитие сенсорных процессов имеет вместе с тем большие возможности для совершенствования практической деятельности ребенка. Сенсорные способности основа умственного развития. По мнению Л. А. Венгера, основной путь развития ребенка - это обобщение своего собственного чувственного опыта, поэтому основное в образовании дошкольника - это организация такого опыта. Поиск методов и приемов взаимодействия с детьми по организации их чувственного опыта, по созданию необходимой предметно-развивающей среды – вот ведущие направления работы современных дошкольных учреждений [9. с. 1 78].

Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду составляет воспитание сенсорной культуры в области восприятия формы, величины и цвета. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности [22, с. 73].

Совершенствование любой деятельности зависит от уровня сенсорного воспитания ребенка. Особенно четко эта зависимость прослеживается в художественной деятельности, в которой требуется преимущественное развитие тех или иных анализаторов, обеспечивающих необходимую

точность и тонкость дифференциации. В зависимости от содержания деятельности, ее мотивов меняется тонкость ощущений, поскольку различные признаки предметов выступают в своем жизненном значении. Усвоив тот или иной признак предмета в одном виде деятельности (например, научился различать цвет в дидактической игре), ребенок использует его в других видах деятельности (рисование, аппликация, и т.п.).

В развитии чувственного познания большое значение имеет речь. Слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сенсорный опыт, обобщает его. Введение в словарь ребенка названий разных признаков помогает развить способность к сравнению - важнейшей мыслительной операции. Словесные обозначения признаков и свойств предметов способствуют осмысленному их восприятию, отчетливому различению [21, с. 83].

Развитие восприятия и ощущения происходит успешнее в условиях целенаправленной, содержательной изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) и не только создает благоприятные условия для развития ощущения и восприятия, но вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками. Формируя и совершенствуя изобразительную деятельность детей, педагог осуществляет различные стороны воспитания - сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное, трудовое. Немаловажное значение эта деятельность имеет для сенсорного воспитания дошкольников [21, с. 103].

Таким образом, сенсорное воспитание - это основа познания дошкольником окружающего мира. Чем больше органов чувств «задействовано в познании», тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом предмете, объекте, явлении, а, следовательно, богаче становится его представление. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства, развиваются сенсорные способности и сенсорная культура.

 

1.2. Назначение и оборудование сенсорной комнаты

 

Психологи и педагоги утверждают, что сенсорное развитие дошкольника должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться на полисенсорной основе путем использования «жизненной обстановки» в целом - помещений детского сада и его территории. Для этого необходимо создание сенсорной комнаты.

Сенсорная комната - это организованная среда, наполненная различными приборами, активное воздействие оказывающие на органы зрения, слуха, обоняния, осязания. Мягкое, теплое убранство комнаты, приглушенный свет, приятные ароматы, успокаивающая музыка - вот те характеристики сенсорной комнаты, которые помогают ребенку в развитии сенсорно-перцептивных способностей и активизации речи [17, с. 48].

Одним из современных методов сенсорной реабилитации является специально разработанная установка «Снузлин», или Сенсорная комната. Само слово «Снузлин» - составленное из «обонять» и «осязать», трансфор­мированное из голландского языка, является попыткой выразить концепцию взаимодействия ощущений и эмоций. Первоначально сенсорные комнаты были разработаны в Голландии в конце 70-х годов и использовались реабилитологами и социальными служащими для работы с наиболее тяжелым контингентом больных психоневрологического профиля и с грубым снижением интеллекта. В начале 80-х активно стала применять сенсорные комнаты в коррекционных и лечебных целях Великобритания. Постепенно диапазон их использования значительно расширился. Они становились просто незаменимым средством в реабилитации людей, как с медицинскими, так и с психологическими и психоэмоциональными проблемами [17, с. 9

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...