Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава II. Практическая работа по описанию работы с детьми раннего возраста в сенсорной комнате

 

 

2.1. Описание цикла занятий с детьми раннего возраста в сенсорной комнате

 

1. Занятие «Помоги кукле».

Цель: Научить выбирать предметы на ощупь по образцу форм и величин, при этом, опираясь на зрительный образец, уточнять и закреплять названия предметов, величин, форм, при этом, опираясь на зрительный образец, уточнять и закреплять названия предметов, величин, форм.

Оборудование: «волшебный мешок», набор игрушечной посуды (разной величины тарелки, блюдца, ложки и чашки).

Ход игры: Дети располагаются вокруг педагога. Педагог демонстри­рует куклу, объясняя, что зовут ее Маша, она пришла на наше занятие. Педагог объясняет, что Маша купила посуду и должна накрыть стол к приходу гостей, показывает отдельные предметы из набора и просит найти такой же предмет в «волшебном мешке». Дети выполняют задание, ориентируясь только на вид предмета. Разбирая занятие, следует обратить внимание на точное соответствие выбранного предмета предъявляемому образцу. Интересным и важным разделом работы по развитию тактильно-двигательного восприятия является обучение восприятию различной температуры предметов, а также соотнесение ее с наиболее характерными явлениями природы.

2. Занятие. Игра: Откуда вода?

Цель: Научить определять температуру воды, связывать температуру с определенным явлением окружающего мира.

Оборудование: Бутылочки с очень холодной, тепловатой, теплой и горячей водой. Картинки с изображением проруби в реке зимой, реки весной и летом, чайника, стоящего на плите.

Ход игры: Педагог сообщает, что эту воду он взял в разных местах, по­казывает картинки. Жалуется, что забыл, откуда какая вода взята, так как перепутал бутылки и просит детей помочь ему определить, откуда может быть взята вода в каждой бутылке. Дети по очереди ощупывают бутылки и

подбирают соответствующие картинки, обсуждая свой выбор. В конце занятия вместе с детьми педагог подводит итог, обобщая ответы детей об изменении температуры воды. Игры, направленные на развитие слухового восприятия.

3. Игра «Что звучало?»

Цель: научить детей различать на слух инструменты, похожие по звучанию.

Оборудование: гармонь, детское пианино и металлофон, ширма.

Ход игры: На столе педагога стоят инструменты. Педагог играет по очереди на каждом инструменте, дети называют инструмент. Затем педагог объясняет детям, что они сейчас будут угадывать, какой инструмент звучал. Для этого они должны внимательно слушать. Педагог закрывает игрушки ширмой и играет на одном из них. Дети должны назвать этот инструмент. Через некоторое время педагог вызывает одного за другим нескольких детей и предлагает детям узнать, на каком инструменте они сыграют. В заключение занятия педагог снимает ширму и еще раз играет на каждом инструменте.

4. Игра «Найди, где звенит?»

Цель: Научить определять по звуку направление в пространстве. Оборудование: бубен.

Ход игры: педагог показывает детям бубен и предлагает послушать, как он звенит, предоставляет возможность детям самим позвенеть. Затем рассказывает, в какую игру дети будут сейчас играть: все закроют глаза, а он отойдет, позвенит, и все дети должны тотчас открыть глаза и бежать к нему. Самым внимательным будет тот, кто быстрее подбежит к педагогу. В начале игры педагог отходит недалеко от детей. Постепенно расстояние увеличивается. Направление движения постоянно меняется. Во время игры педагог следит, чтобы дети не открывали глаза, пока звенит бубен.

5. Игра - упражнение.

Цель: развитие зрительного восприятия (восприятие формы, размера, цвета, целостного образа).

Оборудование: сборно-разборные игрушки, в которых не хватает деталей для определения того, чего именно недостает.

Это упражнение помогает судить о развитии уровня обобщения, уровня развития абстрактного мышления, произвольного внимания. При работе с детьми с различными нарушениями в развитии необходимо учитывать возможность пространственных нарушений и нарушений зрительно-моторной координации. Данный вид упражнений способствует их коррекции.

В дополнение упражнений, выполняемых в игровой форме в условиях сенсорной комнаты, детям можно предложить рассмотреть абстрактную картину, спроецированную на стену (космические, морские пейзажи и т.п.), и пофантазировать, какие отдельные детали наталкивают на определенные ассоциации, описать, с чем могут быть связаны эти ассоциации.

Для развития обоняния проводятся упражнения, задачей которых является узнавание различных запахов и определение их источников. С этой целью используют как естественные источники запахов (дольки лимона, цветы, чеснок, различные фрукты и т.д.), так и самостоятельно изготовленные ароматные подушечки, наполненные травой, пропитанные духами и др. Таким образом, составляется «библиотека запахов».

 

Заключение

Проведенное исследование на тему «Работа воспитателя в сенсорной комнате» позволяет сделать следующие выводы.

Многочисленные исследования особенностей и закономерностей перцептивного развития детей, проведенные 3. М. Богуславской, Л. С. Венгером, А. В. Запорожцем, В. П. Зинченко, А. А. Катаевой, Н. Н. Поддъяковым, А.П.Усовой выдвинули проблему сенсорно-перцептивного развития детей на приоритетное место. В настоящее время происходит значительное расширение области исследования отечественной педагогики и психологии за счет повышения интереса к теоретическим и прикладным аспектам сенсорного воспитания и обучения детей, так как сенсорное развитие влияет на дальнейшую учебную и трудовую деятельность детей.

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего успешного обучения в школе. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического и других видов ощущения и восприятия.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Одним из средств сенсорного воспитания дошкольников является создание сенсорной комнаты.

Сенсорная комната оказывает существенное влияние на сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Это доказано учеными-исследователями, работающими над проблемой сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста (Венгер, Л. А, Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Метиева Л.П., Пилюгина Э. Г. и др.).

Как указывают психологи Венгер Л. А., Запорожец А. В. и др., для осуществления сенсорного воспитания значение имеют те качества, навыки,

умения, которые они приобретают на занятиях в сенсорной комнате. Систематическая комплексная работа с детьми в сенсорной комнате с использованием эффективных методов и приемов создают условия для свободной самостоятельной деятельности детей, что способствует развитию сенсорных способностей у дошкольника.

Выдвинутая гипотеза в ходе исследования доказана, цель достигнута, задачи решены.

Список литературы

1. Аванесова В. Н. Воспитание и обучение в детском саду. / В. Н. Аванесова, Т. Л. Богина, Р. С. Буре, Л. А. Венгер, Г. Н. Година - М: Педагогика, 2000.- 555 с.

2. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. / Е. А. Аркин М.: Педагогика, 2001.- 330 с.

3. Березина В. Г. Детство творческой личности. / В. Г. Березина, И. Л. Викентьев. - СПб.: издательство Буковского, 2001. - 67 с.

4. Богат В. И. Технология творчества. / В. И. Богат. - М.: Академия, 2003.-354 с.

5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте./ Л. И. Божович. -М: Академия, 2003. - 235 с.

6. Бугуславская 3. М. Развивающие игры для детей среднего дошкольного возраста. / 3. М. Бугуславская, Е. О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2003. - 168 с.

7. Буре Р. С. Воспитатель и дети. / Р.С. Буре, Л. Ф. Островская.- М.: Просвещение, 2000.- 167 с.

8. Браудо Т.Е. Пособие по использованию сенсорной комнаты. / Т.Е. Барудо., Ю. А. Кириченко, Е. А. Соловьева. - М.: Издательство АРКТИ, 2005.-97 с.

9. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателей детского сада. / Л. А. Венгер, Н. Б. Венгер, Э. Г. Пилюгина. - М.: Просвещение, 2000. - 144 с.

10.Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному

воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. /

Л. А. Венгер. - М: Просвещение, 2001 - 110 с.

11 .Веракса Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве./ Н.Е. Веракса,

А.Н. Веракса. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.:

Мозаика - Синтез, 2006- 72 с.

12. Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте.

/Л. Н. Выготский. - СПб.: Союз, 2000. - 234 с.

13.Выготский Л.С Педагогическая психология./ Л.С.Выготский – М.:

Педагогика - Пресс, 2001. - 526 с.

14.Запорожец А.В. Воспитание и обучение в детском саду. / А. В.

Запорожец. - М.: Педагогика, 2000.-230 с.

15.Запорожец А. В. Психология. Изд. 3, испр. и доп. / А. В. Запорожец. -

М.: Педагогика, 2000.- 378 с.

16.Козлова С. А. Дошкольная педагогика. / С. А. Козлова, Т.А.

Куликова. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.:

Издательский центр Академия, 1998. - 432 с.

17.Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. / Г. Г.

Колос. - М: Издательство АРКТИ, 2008. - 80 с.

18.Маврина И. А. Игры и упражнения по развитию сенсорных

способностей детей 3- 4 лет. Комплекс наглядно - дидактического

материала для индивидуальных занятий. / И. А. Маврина, Л. А.

Малышева. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. - 64 с.

19.Метиева Л. П. Развитие сенсорной сферы детей. / Л. А. Метиева, Э. Я.

Удалова. - М. : Сфера, 2004. - 168 с.

20.Мижериков В. А. Психолого-педагогический словарь для учителей и

руководителей общеобразовательных учреждений / В. А. Мижериков.

- Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. - 544 с.

21.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития,

детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 6-е изд., стереотип. —

М.: Академия, 2000. - 456 с.

22.Нечаева И. Ю. Система сенсорного развития детей. / И. Ю. Нечаева.

// Справочник старшего воспитателя. М.: МЦЭР. - № 10 - 2008. - С.

12- 14.

23.Никитенко О. Г. Дети дошкольного возраста в пространстве

культуры. - М.: ВЛАДОС, 2004.- 68 с.

24.Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате.

Практическое пособие для ДОУ. / А. И. Титарь. - М: Издательство

АРКТИ, 2008. - 88 с. 25.Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учеб. пособие для стул.

сред. пед. учеб. заведений.- 4-е изд., стереотип. М.: -Издательский

центр «Академия», 1999. - 336 с.

 

Приложение

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...