Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип 1: Если вы контролируете больше чем половину полей на доске, на вашей стороне преимущество.




Питер Курцдорфер

Дао шахмат

Принципов изменить вашу игру

Что наша жизнь? Игра!

 

 

Благодарности

Я существую в мире шахмат уже более 30 лет. Я учился им по-разному: посредством наблюдения, анализа, игры, чтения, обучения, решения, тренировки, хлопот по организации, написания статей, редактирования текстов, руководства турнирами, участия в лигах, клубах, классах, лагерях, турнирах, сеансах одновременной игры, матчах – и многого другого, от чего голова идет кругом.

Чтобы выразить благодарность всем тем людям, кто способствовал углублению моего понимания шахмат, не говоря о тех, кто помог пониманию жизни, я должен был бы перечислить практически всех, с кем мне довелось контактировать – как лично, так и… по телефону, через e-mail, книги, журналы, Web-сайты, другие медиа и т. д. Это просто физически невозможно. Начать с того, что я не могу упомнить всех и неизбежно пропущу слишком многих из числа тех, кто помог моему росту как в шахматах, так и в жизни. Кроме того, перечень будет слишком длинным. Поэтому я хочу поблагодарить всех, кто оказал мне помощь, – включая соперников, студентов, учителей, коллег, боссов, соавторов, членов команд, за которые мне довелось выступать, авторов, которых я читал, мою чудесную семью, чью поддержку трудно переоценить, и всех тех, с кем довелось вступать в контакт. Без вас я бы не стал тем, кто я есть, и у меня не было бы того понимания шахмат и жизни, которым я обладаю. Спасибо вам всем!

Питер Курцдорфер


 

 

Каиссе, богине шахмат

 

«Шахматы – это море, из которого может пить комар и в котором может купаться слон».

Старая индийская поговорка

 

 

«Шахматы, как любовь и музыка, могут сделать человека счастливым».

Зигберт Тарраш

 

 

«При ответе на вопрос: “Какая игра более великая – шахматы или шашки?” – я, не кривя душой, отдам предпочтение шахматам».

Нюэлл В. Бэнкс

(чемпион мира среди слепых по шашкам)

 

 

«Шахматы так же таинственны, как и женщины».

С. Дж. С. Пурди

 

 

«Кому-то может быть интересен Круглый стол и 50 рыцарей, я же предпочитаю квадратный стол и четырех коней[1]».

Уиллард Фиске

 

 


Введение

Дао представляет собой китайскую концепцию (изначально сформулированную Лао-цзы в VI веке до нашей эры), имеющую значение «путь». Путь в понимании Лао-цзы ассоциируется с простотой и бескорыстием. Дао представляет собой метод или, возможно, сетку направляющих, помогающих достичь истины на все более глубоких уровнях. Этот поиск приводит нас ближе к пониманию всего того, с чем мы имеем дело. Через понимание мы можем умиротворить разум, зная, что мы делаем всё, что в наших силах, дабы постичь истину. Простота необходима для того, чтобы не путаться с лишними деталями, которые нас окружают. Бескорыстие необходимо для обеспечения беспристрастности, не связанной узами эго. А что же общего между религиозной философией и шахматами?



Следование принципам надежной и здравой шахматной игры поможет вам повысить ее уровень при одновременном получении от нее большего удовольствия; вы также глубже станете понимать шахматы – по мере более глубокого понимания сути жизни, которое дарует вам Дао.

Но Дао шахмат значит много больше указанного выше. Посредством поиска подлинной истины любой позиции, которая может предстать перед вашими глазами, вы разовьете привычку такого поиска, что может оказаться весьма полезным в практической жизни. Поиск истины требует энергии и решимости. Не этим привыкло заниматься большинство людей в обыденной жизни. Но развитие привычных мыслительных процессов может всё в корне изменить. Замечательное качество привычек! Если они вошли в вашу плоть и кровь, сломать их очень трудно.

Мне вспоминается Лайош Портиш, знаменитый венгерский гроссмейстер и наставник на протяжении последних десятилетий 20-го столетия, который воспитывал простоту и экономичность игры в своих учениках. Те же качества характерны для игры кубинского чемпиона мира Хосе Рауля Капабланки (1882–1942). И игра великого одиночки, Бобби Фишера, американского «плохого мальчика» и чемпиона мира, была пропитана теми же простыми качествами.

Например, Фишер играет черными против Энтони Сейди (Нью-Йорк, 1963), и на доске возникает следующая позиция:

 

У черных заметное преимущество в развитии, и вроде бы на доске ничего особенного не происходит. Но для Фишера и этого достаточно – он разменивает свои выгодно расположенные фигуры с тем, чтобы получить лучший эндшпиль с хорошим конем против плохого слона: 1…К:d4 2. Ф:d4 Ф:d4 3. e:d4 Лac8 4. Сd1 Сc2 5. Сe3 С:d1 6. Лf:d1 Лc2 7. Лd2 Лfc8 8. Л:c2 Л:c2 9. Лc1 Л:c1+ 10. С:c1 Кd7 11. Крf1 Кf8 12. Крe2 Кe6 13. Крd3.

 

Фишер в конечном счете довел эндшпиль до победы. Путем отсечения массы ненужных сложных вариантов Фишер добрался до сердцевины позиции и получил легко выигранный эндшпиль.

Всегда существует ясный путь продвижения вперед, по которому можно идти, не отвлекаясь на лишние детали, – «напрямки» к искомой цели.

Многие принципы здравой игры кажутся очевидными, лежащими на поверхности – развивай каждым ходом новую фигуру, фиксируй слабости противника и только затем их атакуй, проходные пешки стремятся к продвижению – всё очевидно, стоит остановиться и задуматься. Это часто является признаком глубинной истины: что-то, что становится очевидным при формулировании в простых терминах.

Иные из принципов данной книги могут показаться противоречивыми. Шахматы фантастически сложны. Если вам удастся оценить идею, которая лежит за конкретным принципом, и особенности позиции, стоящей перед вами, эти противоречия можно отсортировать и понять. Один пример поможет вам понять, как можно примирить подобные внутренние противоречия.

Рассмотрим разменный вариант Испанской партии: 1. e4 e5 2. Кf3 c6 3. Сb5 a6 4. С:c6.

 

Черные должны забрать слона, чтобы восстановить материальное равновесие. Но как они должны это сделать? Один принцип гласит, что пешками правильно брать в сторону центра, когда есть выбор. Стало быть, верно 4…b:c6. Но шахматная теория это взятие не одобряет, полагая, что альтернативное 4…d:c6 много лучше. Как такое может быть? Следует ли из этого, что принцип взятия в сторону центра нехорош?

Вовсе нет. Принцип взятия пешками в сторону центра есть великолепная идея, которую всегда надо держать в уме. Центральные поля просто гораздо важнее других в большинстве случаев. Поэтому контроль за этими полями, осуществляемый всеми доступными средствами, в частности путем взятия в сторону центра, обычно следует всячески приветствовать.

Но иногда другой принцип может конфликтовать с принципом взятия в сторону центра, и вам решать, каким путем следует идти. В нашем случае взгляд на диаграмму открывает главную проблему черных в этой позиции: они отстают в развитии. Белые развили две фигуры, в то время как черные – ни одной. Конечно, черные готовы забрать одну из этих фигур, но тогда очередь хода перейдет к белым, и они могут развить другую фигуру.

Развитие новой фигуры каждым ходом лежит в основе многих принципов, таких как «Не ходи дважды одной фигурой в дебюте, если этого можно избежать», и принципа эндшпиля «Король – играющая фигура, используй его». Этот принцип развития для рассматриваемой позиции просто более важен, чем принцип взятия в сторону центра. Взяв пешкой «d», черные открывают линию «d» для ферзя и диагональ c8-h3 для слона. Таким образом взятие в сторону от центра помогает черным с развитием фигур, и это более важно в данных обстоятельствах. В действительности, раз линия «d» открыта для ферзя черных, а поля d4 и d5 находятся на этой линии, легко видеть, что черные контролируют больше полей в центре в случае, когда осуществлено взятие в сторону от центра.

Научившись выбирать в конкретных положениях между разными принципами, лежащими в основе здравой шахматной игры, вы станете получать больше удовольствия от других аспектов жизни. Шахматы, кроме всего прочего, суть состязание, регламентируемое (как и другие игры и виды спорта) строгими правилами; а разве не так обстоит дело в бизнесе, финансах или судопроизводстве? И кто не желал бы постигнуть истину до самых ее глубин в том, что напрямую касается его жизни?

Эта книга состоит из двух частей: одна касается технических аспектов, другая – человеческих. Все 200 принципов, которые рассмотрены в книге, ведут вас к пониманию фундаментальной истины шахмат.

 


ЧАСТЬ I

ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Шахматы включают в себя множество технических элементов. Игрок должен уметь определять взятие на проходе и знать, как ходит слон, представлять себе, как выглядит мат, и оценивать размен, например. Эти технические детали должны быть второстепенными для тех, кто вознамерился извлечь максимум из игры под названием «шахматы».

Довольно странно, но то, что представляет наибольшую трудность для человека, для компьютера самое простое: способность заглянуть в будущее. Какой станет позиция через несколько ходов в сравнении с текущей? Точная визуализация позиций и их сравнительная оценка – довольно трудная, хотя и не невозможная задача. Имеются принципы, которые помогут вам с нею справиться, но их освоение потребует от вас большого труда. И с другой стороны, если бы шахматы были просты, никто бы не тратил на них свое время – не играл бы, не читал и не писал бы о них книжек.

Глава 1

ДОСКА

Как хорошо вы знаете арену сражения? Шахматная доска представляет собой большое квадратное поле, состоящее из 64 маленьких полей (клеток), поставленных в ряды 8 на 8. Тридцать два поля, или ровно половина, белого цвета, а другие тридцать два – черного. Ряды, состоящие из восьми клеток, выстроенные по вертикали, так и называются – вертикалями, и они обозначаются буквами. Такие же ряды, выстроенные вбок, называются горизонталями и нумеруются арабскими цифрами. Диагонали (составленные из различного числа полей, соприкасающихся уголками) состоят из полей одного цвета.

 

Глава 2

ФИГУРЫ

«Пешка – душа шахмат».

Приписывается Филидору

 

Нужно знать инструменты, которыми вам приходится оперировать; это всё, что у вас есть. Фигуры и пешки (пешки не считаются фигурами) – всего шесть типов, и каждый из них имеет свои особенности, которые вы должны знать.

 

Глава 3

РАЗВИТИЕ

Выводите свои фигуры из их начального сонного состояния или расплачивайтесь за последствия. Шахматы – командный вид спорта, где команду составляют фигуры, а игроки – это супертренеры, пытающиеся извлечь максимум из своих фигур. Один путь достижения этого состоит в том, чтобы вовлечь в сражение больше фигур, чем ваш соперник. Неразумно идти на прорыв малыми силами.

 

Глава 4

ЦЕНТР

«Ход 1. e4, как показывает опыт, лучший».

Бобби Фишер

 

«После 1. e4 белые корчатся в предсмертных судорогах».

Джулиус Брейер

 

Наполните вашу игру жизнью, извлекая всё лучшее, что есть в ваших фигурах и пешках. Размещайте их в центре или ставьте так, чтобы они могли присматривать за ним издалека. Возьмем крайний случай – конь на пустой доске. В зависимости от того, как близко к центру или как близко к краю доски расположен конь, он может контролировать всего лишь две или целых восемь клеток.

Постоянное стремление контролировать центральные поля – одна из характерных черт хорошего игрока.

 

Глава 5

БЕЗОПАСНОСТЬ КОРОЛЯ

Король – фигура, вокруг которой строится игра, ибо такова ее цель – поставить мат. В этом отличие шахмат от других игр и видов спорта. Остальные фигуры и пешки играют вспомогательную роль – они помощники. Доберитесь до короля, и всё будет кончено.

По этой причине принципы, касающиеся безопасности короля, имеют особое значение для шахматистов. Пренебрежение ими будет дорого вам обходиться – и часто.

 

Глава 6

МАТЕРИАЛ

Важно знать относительную стоимость фигур и пешек, которые перемещаются по стоящей перед вами доске. Они являются основными инструментами, которыми вы можете оперировать, и менять их можно по-разному. Считаете ли вы, что три пешки весомее, чем конь? Лучше ли иметь ладью и две пешки, чем слона и коня? А как выглядит ферзь в борьбе против двух ладей? Когда вы знаете, какое материальное соотношение выгоднее в разных положениях, вам легче принимать взвешенные решения о том, какие фигуры надо оставить, а от каких следует отказаться.

 

Глава 7

ПЕШЕЧНАЯ СТРУКТУРА

«Проходная пешка – преступник, которого следует держать под замком.

Мягкие меры, такие, как полицейский надзор, недостаточны».

Арон Нимцович, «Моя Система»

 

Пешечная структура является ключом к любым возможным в будущем планам игры. Этот факт является следствием присущей пешкам слабости – они не могут ходить вбок и назад. Поэтому пешки стремятся к мертвой стойке, при которой они поддерживают друг друга или фигуры, либо терпеливо ждут, когда они смогут это делать.

Фигуры же могут перемещаться произвольно, поэтому любая фигурная структура, на получение которой вы играете, носит временный характер, если только вы не берете в расчет структуру пешечную.

 

Глава 8

ПРОСТРАНСТВО

«Стесненное положение несет в себе зародыш поражения».

Зигберт Тарраш

 

Территория, которую вы контролируете, является важным фактором при оценке любой позиции. Если вы контролируете больше полей, чем ваш соперник, то при прочих равных условиях преимущество на вашей стороне.

 

Глава 9

ТЕМП

Ход – ваше главное оружие. Пользуйтесь им расчетливо.

«Темп» – это единица для исчисления ходов в шахматах. Термин используется взамен категории времени для определения того, какова была продолжительность серии ходов или всей партии. Поэтому темп – это время в чисто шахматном смысле.

 

Глава 10

МОБИЛЬНОСТЬ

Обеспечьте ваши фигуры и пешки местами, куда они могут пойти, и делами, которыми они могут заняться. Слоны, кони, ладьи, ферзи и даже короли созданы для движения и не созданы для того, чтобы находиться взаперти, не имея возможности ни себя показать, ни других посмотреть.

 

Принцип 45:

 

«Ладья на 7-й горизонтали – достаточная компенсация за пешку».

Ройбен Файн

Этот принцип в довольно специфических терминах показывает силу ладьи на полуоткрытой горизонтали, расположенной на вражеской территории. Такая ладья мобильна, и в данном случае уровень мобильности может быть выражен в пешках. Таким образом, наличие подобной ладьи (на 7-й горизонтали для белых и на 2-й для черных – иными словами, на седьмом ряду, считая от горизонтали, на которой расположен изначально король того или иного цвета) эквивалентно обладанию лишней пешкой. Это хорошее правило, которым следует руководствоваться всякий раз, когда у вас появляется шанс внедриться на территорию противника.

 

Черные контролируют игру. Их ладьи могут вторгнуться на 2-ю горизонталь и там утвердиться, в то время как пешка f6 белых слаба. После 1…Лd2 2. h3 Сd7 3. g3 Лe6 4. Лb1 Л:f6 черные взяли под контроль 2-й ряд, а стало быть, у них как бы на пешку больше. В конечном счете они выиграли (Deep Fritz – Гарри Каспаров, Бахрейн, 2002).

 

* * *

 

Защитник в баскетболе, имеющий быстрые ноги и ловкие руки, контролирующий мяч за счет дриблинга и обладающий точным пасом, очень ценен для команды. Эти качества часто могут служить достаточной компенсацией, скажем, его невысокого роста. Мобильность иногда является таким преимуществом, которое может быть выражено в терминах преимуществ иного характера.

 

Глава 11

ТАКТИКА

«Шахматы на 99% состоят из тактики».

Рихард Тейхман

 

«Схема игры формируется на позиционных началах;

разрешение конфликта, как правило,

осуществляется комбинационным путем».

Рихард Рети

 

Тактика – это форсированная цепочка ходов, нарушающая балансировку позиции в ту или иную сторону. В эту цепочку входят ходы-сюрпризы, взятия, превращения, шахи и угрозы взятия, превращений или шахов.

 

Принцип 50: Не берите пешку «b» ферзем – даже когда это выгодно!

 

Кажется странным увещевание не следовать курсом, даже когда он выгоден, но в этом с привкусом абсурда совете есть зерно истины. Можно привести массу примеров, когда одна сторона заглатывала наживку, а потом горько об этом сожалела. Взятие пешки «b» королевой зачастую выключает ее величество из игры, причем надолго. Но, конечно, брать пешку стоит, если просматривается четкий путь возвращения ферзя в свой лагерь и включения его в работу в разумные сроки.

Проблема в том, что по этому четкому пути не всегда просто пройти. Поэтому не будьте рабом сиюминутного желания, а посмотрите на позицию свежим, критическим взглядом и оцените тяжесть последствий. Проверьте свой анализ еще раз. Не исключено, что ваша концепция неверна, но, может быть, возникшая ситуация являет собой редкое исключение. Тогда хватайте малышку-пешку и уносите ноги.

Есть один уважаемый дебютный вариант, в котором черные игнорируют данный принцип, но я не рекомендую применять его, если вы недостаточно к нему готовы, поскольку теория варианта разработана глубоко. Это знаменитый вариант «отравленной пешки» в Сицилианской защите, популяризованный чемпионом мира Бобби Фишером до и во время чемпионского матча против Бориса Спасского (Рейкьявик, 1972). Вот его начальные ходы: 1. e4 c5 2. Кf3 d6 3. d4 c:d4 4. К:d4 Кf6 5. Кc3 a6 6. Сg5 e6 7. f4 Фb6 8. Фd2 Ф:b2.

 

Если вы разыграете этот вариант без домашнего анализа, то скоро поймете, насколько важна в шахматах память. Но вы также заметите, что у белых весомая инициатива и играть черными можно, только если вы хорошо переносите условия длительной и кропотливой защиты.

 

* * *

 

Всё же не пренебрегайте в большинстве случаев данным советом. Но если уж вы решили пойти ему наперекор, будьте уверены в своих действиях. Существует много веских причин, по которым данный принцип следует взять на вооружение.

 

Глава 12

ФОРСИРУЮЩИЕ ХОДЫ

«Связка страшнее, чем меч».

Фред Рейнфельд

 

Взятия, шахи, превращения и угрозы взятий, шахов и превращений требуют немедленной реакции. Если угрозы будут доведены до исполнения, то маятник игры качнется в пользу того, кто эти взятия, шахи или превращения осуществляет. Поэтому такие форсирующие игру ходы являются сильным оружием.

 

Глава 13

ЖЕРТВА

«Чтобы освободить свою игру, снимите с доски несколько фигур противника, лучше всего даром».

Капитан Бертин из книги

«Благородная игра в шахматы» (1735)

 

Корректная жертва вовсе и не жертва. Скорее это инвестиция, отказ от чего-то одного с целью получить нечто более ценное.

 

Глава 14

СТРАТЕГИЯ

«Тактика – это то, что вы делаете, когда знаете,

что вам делать, а стратегия – когда не знаете».

Зигберт Тарраш

 

«Сначала ограничение, затем блокада и, наконец, разрушение!»

Арон Нимцович

 

Долговременные планы, помогающие добиваться результата, называются стратегией. Причем имеются в виду те планы, которые не могут быть реализованы немедленно. Комбинации и тактика – суть средства осуществления стратегии.

 

Глава 15

ЗАЩИТА

Защищаться труднее, чем атаковать, потому что атаковать веселее, а защита, психологически, может оказаться слишком тяжелой ношей. Кроме того, имейте в виду, особенно если вы считаете себя мастером защиты, что хороших защитников в шахматах очень мало.

 

Глава 16

РАСЧЕТ

«Гений – это 99% пота и 1% вдохновения».

Томас Эдисон

 

Комбинации и планы имеют больше шансов на успешную реализацию, если за ними стоит точный расчет. Так как же научиться находить новые возможности и аккуратно ориентироваться среди имеющихся?

 

Принцип 77: Играйте «вслепую».

 

Наиболее трудная часть на пути усиления игры – всё более точный расчет сложных вариантов типа: «Если он идет сюда, я иду сюда, затем он возьмет здесь, на что я отвечу так…»

При спешке можно погубить партию. Практически невозможно добиться точности без упорной тренировки. Одним из лучших способов попрактиковаться является решение всех диаграмм, которые попадаются вам на глаза, не расставляя позиции на доске и не передвигая фигур. Также можно рекомендовать разыгрывать партии целиком, не глядя на доску. Это вначале может оказаться невозможным, но умение придет с практикой.

Причина, по которой следует выполнять подобные упражнения, состоит попросту в том, что вам нужна практика в прокручивании в голове возникающих в вариантах позиций. Во время партии действует правило «тронул – ходи», поэтому тренировка необходима.

Партию, в которой создалась следующая позиция, Гарри Нельсон Пильсбери играл вслепую – одновременно с пятнадцатью другими партиями, которые он также играл вслепую!

 

1. a6 Фc6 2. Фe5 Фc8 3. Фd6, и черные сдались.

Угрозу 4. Лb8+ Ф:b8 5. Фc6+ не отразить.

 

* * *

 

Чтобы сделать нечто сложное по сути более простым, надо думать о путях решения проблемы и много практиковаться. Повторение позволит «набить руку», или, иными словами, «повторение – мать учения».

 

Глава 17

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФИГУР И ПЕШЕК

Взаимоотношения между фигурами и пешками довольно замысловаты. Понимание этих отношений важно для умения хорошо играть в шахматы.

 

Глава 18

РАЗМЕНЫ

Вы должны знать, какие фигуры и пешки следует менять и когда. Это очень важный аспект шахматной стратегии; не пренебрегайте им.

 

Глава 19

ПЛАНИРОВАНИЕ

«Вы должны искать не ход, и даже не лучший ход,

а реалистичный план».

Евгений Зноско-Боровский

 

«Методическое мышление более полезно в шахматах,

чем вдохновение».

С. Дж. С. Пурди

 

«Тот, кто ни к чему, кроме мата королю соперника,

не стремится в игре,

никогда не станет хорошим шахматистом».

Макс Эйве

 

Предсказывать будущее – нелегкое занятие, особенно когда ваш соперник ставит перед собой другие цели. Один хороший способ поиска плана состоит в визуализации позиции без фигур. Другой – в умозрительном представлении цели с последующим нахождением способа ее достижения. Уловка с визуализацией – хорошее подспорье при формулировании планов и строгого их исполнения.

 

Принцип 92: Плохой план лучше, чем никакой.

 

Едва ли не худшее, что может с вами случиться во время партии, это бесплановая игра. Ваши ходы должны быть связаны между собой и основаны на требованиях позиции.

План подразумевает, что будут сделаны определенные шаги для достижения цели. Эта цель обычно является подцелью в общем плане достижения выигрыша, или хотя бы не проигрыша. Общая стратегия очень важна, но может быть реализована только с помощью выполнения небольших, краткосрочных планов. Взять под контроль больше полей, нарушить координацию фигур или пешек противника, ввести еще какие-то фигуры в игру, завоевать центр – вот несколько примеров того, что может быть достигнуто с помощью цепочки из нескольких ходов.

Пытайтесь добиться чего-то конкретного с помощью каждого хода или каждой цепочки ходов, всегда добиваясь их согласованности. Не пытайтесь достигнуть разных целей от хода к ходу, иначе ваша игра быстро развалится.

 

* * *

 

Очень немного можно достигнуть без общего плана и исполнения связанных между собой шагов для достижения цели. Проект, осуществляемый по посредственному плану, даст лучшие результаты, чем проект, не имеющий в своей основе плана вообще.

 

Принцип 93: Хороший план состоит из множества небольших планов.

 

Конечно, ваш план состоит в том, чтобы дать мат королю противника, или во всяком случае не дать заматовать собственного короля. Но это слишком широкий план для начала партии. Вы должны разбить его на более мелкие. Во-первых, по дебюту надо постараться получить преимущество, или уж, во всяком случае, не дать получить преимущество сопернику Затем вы определяете конкретные особенности позиции и сосредоточиваетесь на них. На каждой стадии партии вы столкнетесь с серьезными препятствиями в форме планов вашего соперника. Значит, вы должны их преодолевать, с одной стороны, и продвигать собственные – с другой. Просто ведь, как будто?

А вот и нет. Идея и на самом деле проста, но выполнение постоянно меняющихся планов и удержание ситуации под контролем – задачи очень непростые. Но именно это привлекает нас в шахматах в первую очередь.

 

У белых три пешки за коня, и они решают продвинуть пешки королевского фланга так далеко, как возможно.

1. Сe3.

Альтернатива 1. Сg3 не согласуется с планом, поскольку блокируется пешка «g».

1…Лad8.

Черные хотят получить контригру в центре.

2. f4 Крg8 3. Лf1 h5.

Черные замедляют продвижение пешек.

4. g3.

В случае 4. h3 весь план белых будет пресечен в корне посредством 4…h4.

4…g6 5. h3 Лd3 6. Крg2 b5 7. g4 a5.

На план белых черные отвечают атакой пешечного меньшинства.

8. f5 g:f5 9. g:f5.

 

План белых выполнен. Настало время подумать о разработке нового плана, состоящего в продвижении пешки «f» до поля f6. Черные, разумеется, будут пытаться заблокировать это продвижение – борьба продолжается (Курцдорфер – Эд Форманек, Буффало, 1992).

 

* * *

 

Решение крупной задачи становится возможным после того, как она будет разбита на несколько более мелких подзадач, связанных между собой. Другими словами, путешествие длиной в тысячу миль состоит из тысячи путешествий длиной в одну милю.

 

Принцип 94: В позициях с изолированной пешкой «d» планы ясно очерчены.

 

Существует множество дебютных вариантов, которые ведут к образованию позиций с изолированной пешкой «d». В некоторых из них изолированная пешка возникает у белых, в других эта ноша взваливается на плечи черных. Одна из причин, почему такие позиции довольно популярны, вероятно, заключается в том, что планы сторон в них предельно ясны.

 

В этой типичной позиции изолированная пешка «d» у белых. Это, с одной стороны, слабость (пешка, которая не может рассчитывать на помощь подруг), с другой – сила (пешка в центре, контролирующая важные центральные поля).

План белых состоит в развитии своих фигур на хорошие, агрессивные поля, опираясь на преимущество в пространстве и большую мобильность наличных сил. Они, вероятно, толкнут пешку вперед, если представится шанс, или избавятся от нее, увеличивая пространственный перевес и мобильность своих сил.

Черные намерены заблокировать пешку, чтобы не позволить фигурам противника развить чрезмерную активность. Они постараются поставить на d5 коня, защищаясь от возможных атак. Если черным удастся отбить атаку и разменять несколько фигур, они получат выгодный эндшпиль.

Белые обычно начинают с 1. a3, дабы предупредить маневр Кb4-d5. Черным тогда труднее реализовать свой план.

В большинстве позиций планы не столь очевидны. Тем не менее вы поступите правильно в большинстве случаев, если прежде чем формулировать план, оцените сложившуюся пешечную структуру.

 

* * *

 

Поймите, что происходит на самом деле, прежде чем определяться с планом. Кроите свой план в соответствии со спецификой ситуации.

 

Принцип 95: Планы должны быть гибкими.

 

Будьте готовы к любым препятствиям, которые соперник может воздвигнуть на вашем пути. А он обязательно попытается расстроить ваши планы. Это значит, что только гибкий план имеет шансы быть реализованным.

 

В этой сложной позиции черные защитили свою слабую пешку «d» следующим образом: во-первых, они контратаковали слабую пешку «b» белых, во-вторых, осуществили атакующие действия на королевском фланге и, в-третьих, посредством использования открытой линии «a» активизировали ладью c8 с целью давления опять-таки на слабую пешку «b». Затем они вынудили размен ферзей, чтобы предупредить в зародыше атаку белых на королевском фланге, и, наконец, защитили пешку непосредственно. Игра продолжалась следующим образом: 1…d3 2. С:f6 Ф:f6 3. Лb4 g5 4. Крe3 g:f4+ 5. g:f4 Лf8 6. Лf1 Фh4 7. Фd1 Лa8 8. Лb3 Лa5 9. Фf3 Сg4 10. Фf2 Ф:f2+ 11. Л:f2 Сe2 (Джоэль Джонсон – Курцдорфер, Лоуэлл, 1979).

Централизованные, мобильные, хорошо развитые фигуры при здоровой пешечной структуре сделали возможным проявление подобной гибкости.

 

* * *

 

Чем шире у вас выбор, тем с большей вероятностью вы сделаете правильный.

 

Глава 20

ДЕБЮТЫ

Иногда партия начинается энергично, иногда вяло. Как много вы знаете о дебютах?

 

Принцип 97:

 

«Единственная задача дебюта –

получить игровой миттельшпиль».

Гроссмейстер Лайош Портиш,

из книги «How to Open Chess Game»

Этот совет находится в противоречии с общепринятой дебютной максимой, согласно которой белые должны пытаться выходить из дебюта с преимуществом, черные – с уравнением. Беда с этой теорией в том, что для того, чтобы играть на получение преимущества, белые должны знать море вариантов. Для непрофессионала лучше пытаться получить игровую позицию – предпочтительнее того типа, который знаком играющему.

Хорошим способом получать игровые позиции является применение не таких популярных, но здоровых в своей основе схем. Достойные примеры – разменный вариант Испанской партии (1. e4 e5 2. Кf3 Кc6 3. Сb5 a6 4. С:c6) или Староиндийское начало (начинающееся ходами 1. Кf3, 2. g3 3. Сg2, 4. 0-0). За черных можно попробовать Скандинавскую защиту (1. e4 d5 2. e:d5 Ф:d5 3. Кc3 Фa5) или принятый Ферзевый гамбит (1. d4 d5 2. c4 d:c4).

Выбирая эти начала, вы не пытаетесь нокаутировать соперника. Вы просто пытаетесь не погибнуть в дебюте, и получить в миттельшпиле знакомую позицию.

Не пытайтесь заполучить всё и сразу. Амбиции – это хорошо, но они должны быть на чем-то основаны. Чрезмерная амбициозность – прямой путь к поражению. Старайтесь просто хорошо начать день, а построение его оставьте «на потом». Прежде чем выкладывать козыри, подготовьте базис.

 

Принцип 98:

 

«Если вас поймали на незнакомый вариант,

делайте здоровые, развивающие ходы».

Гроссмейстер Бент Ларсен,

из книги «How to Open Chess Game»

Это удивительный совет со стороны одного из тех, кто знает, о чем говорит (Ларсен был известен своими экспериментами в дебюте). Смелые жертвы фигур, хитрые маневры и лишние ходы пешками недопустимы, если вы не знакомы с вариантом в деталях. Поэтому стремитесь к привычному и апробированному центральному развитию. Далеко от верного пути вы не уклонитесь.

Партия Эрик Шиллер – Курцдорфер, Брэдфорд, 1992 началась ходами 1. d4 Кf6 2. Кf3 g6 3. Сg5.

С этим ходом в данной позиции я столкнулся впервые.

3…Кe4.

Является ли этот ход здоровым и развивающим? Черные грозят депласировать белого коня, получить двух слонов, а кроме того, просто помещают своего коня в центр. Я знал, что этот ход плохим быть не может.

4. Сh4 Сg7 5. Кbd2 d5 6. e3 c5.

Нажим на центр и освобождение полей для ферзя можно считать здоровым развитием.

7. c3 Кc6 8. Сd3.

Белые приступили к созданию угроз.

8…c:d4 9. e:d4 Сf5 10. Фe2.

Как черным защищаться против угрозы пункту e4, завершая одновременно развитие? Этого можно достигнуть посредством нескольких четко рассчитанных по времени разменов.

10…К:d2 11. Ф:d2 С:d3 12. Ф:d3 Фd7.

Уходя наконец из-под связки по диагонали d8-h4.

13. 0-0 0-0.

 

Развитие завершено успешно.

 

* * *

 

Пути, прошедшие проверку временем, верны по определению. Следуйте им, если нет весомой причины этого не делать.

 

Глава 21

МИТТЕЛЬШПИЛЬ

«Раньше эндшпиля боги создали миттельшпиль».

Зигберт Тарраш

 

После того как фигуры вступили в игру, а короли нашли безопасное пристанище, вступает в свои права миттельшпиль.

 

Глава 22

ОКОНЧАНИЯ

«Пешечные окончания в шахматах то же,

что и толкание мяча по направлению к лунке в гольфе».

С. Дж. С. Пурди

 

Окончание не означает конец партии, что, казалось бы, следует из самого названия. Это такая ее (партии) часть, когда на доске остается мало фигур и когда роль королей и пешек значительно возрастает по сравнению с более ранними стадиями игры.

 

Принцип 106: Король – сильная фигура, используй его!

 

Когда исчезает опасность получить мат (которая существует в дебюте и миттельшпиле), вы должны использовать все те незначительные ресурсы, которые остались в вашем распоряжении, и в том числе подключая к активным действиям своего короля.

 

У черных лишняя пешка, но ладья и конь исчерпали свои возможности. Самое время и королю поучаствовать в схватке:

36…Крe7 37. Крe3 Крd6 38. Лa2 Крe5 39. Кc3 Лd4 40. Лa3 Лd3+ 41. Крf2 Крd4 42. Крe2 Лe3+ 43. Крf2 Кd3+, и белые сдались. (Джим Хустон – Курцдорфер, по переписке, 1993).

 

* * *

 

Швыряйте в них всё, включая кухонную раковину. Нет причин сдерживаться, когда опасность миновала.

 

ЧАСТЬ II

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

«Миру вряд ли наскучит забава, которая никогда не

повторяет себя, игра, которая и сегодня полна той

свежести и очарования, которыми были восхищены

на заре истории обитатели берегов Ганга и Инда».

Уиллард Фиске

 

«Шахматы держат своих мастеров в оковах – и в некоторых

отношениях участвуют в формировании личности играющих,

и поэтому под их влиянием внутренняя свобода сильных

духом может быть утеснена».

Альберт Эйнштейн

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28; просмотров: 544

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...