Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутрипредметные и межпредметные связи биологии

1.

Природа и не подозревает,

что люди её разделили между

различными научными институтами,

и продолжает существовать сама по себе,

будучи единой.

Н. Семенов

В процессе обучения биологии необходимо устанавливать преемственные (внутрипредметные) связи между разделами курса на основе использования ведущих идей современной биологии и последовательного развития общебиологических понятий.

Целостность курса усиливает также система межпредметных связей.

В природе нет отдельно взятых физических, химических, биологических явлений. Есть природные явления. В последнее время наиболее значимые научные открытия начали появляться на стыках наук. Это привело к появлению интегрированных наук (биохимия, биофизика, биогеография) или комплексных наук (экология).

Межпредметные связи – это дидактическое условие. Обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественно-научных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе.

Межпредметные связи также помогают усилить объяснительный элемент в процессе обучения, способствуя формированию научного мировоззрения учащихся.

В учебном процессе межпредметные связи учащиеся обычно не усматривают. Задача учителя целенаправленно включать их в содержание биологического образования и в процесс обучения. Отражение этих связей должно быть с одной стороны научно, а с другой – доступно. Установление межпредметных связей не должно уводить учителя от изучения главного – биологического содержания, предусмотренного программой курса.

 

 

Лекция № 5
^ СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель лекции: Сформировать основы содержания, цели и задачи биологического образования в средней школе.
План лекции:

1.
Основы содержания биологического образования в средней школе.

2.
Цели и задачи биологического образования.

 

^ Основы содержания биологического образования в средней школе
Содержание школьного образования, в том числе биологического, предусматривает его соответствие уровню развития науки в данный исторический период. Так, в XIX в. школьное естествознание ограничивалось описательной морфологией и систематикой растений и животных, но уже в конце этого столетия были сделаны попытки включить в школьную программу идеи об эволюции растительного и животного мира.

Одна из наиболее важных задач методики обучения биологии – отбор учебного материала. Она должна решаться при активном участии учителей и ученых-педагогов, ученых-биологов. Сложность в отборе материала постоянно возрастает в связи с быстрым ростом научной информации.

Биология как наука в настоящее время уже не является унитарной областью знаний о живой природе, а представляет собой весьма сложный комплекс различных областей, уже имеющих статус самостоятельных наук о живой природе (ботаника, зоология, генетика, эмбриология, биотехнология и т.д.) С развитием биологической науки содержание биологических понятий переосмысливается, конкретизируется, углубляется. Продолжает развиваться дальше эволюционное учение, строение и роль нуклеиновых кислот (новая область генная инженерия), влияние генов друг на друга (плейотропное действие гена), развивается популяционная генетика.

Современные достижения цитологии, молекулярной биологии, физиологии клетки позволили проникнуть в суть процессов фотосинтеза, биосинтеза белков, жиров, витаминов и других органических высокомолекулярных соединений, раскрыть механизм энергетического обмена, установить строение и функции различных мембран, ультраструктуру органоидов, их функции в жизнедеятельности клетки эукариот и прокариот.

Достижения в молекулярной биологии, биохимии, цитологии и других новых областях знаний позволили ученым пересмотреть и уточнить систему органического мира. Так, высшей таксономической единицей теперь является не «царство», а «империя» (клеточные и неклеточные формы жизни), затем выделены «надцарства» (прокариоты, эукариоты). Бактерии, сине-зеленые водоросли и грибы вынесены из царства растений.

Успехи систематики позволили не только воссоздать новую более точную филогенетическую картину жизни, но и обозначить чрезвычайно важную проблему, свидетельствующую о быстром исчезновении множества видов с лика Земли под влиянием антропогенных факторов.

Достижения биологической науки обусловили новый подход к науке о живом. Её стали рассматривать как необходимую область знаний в системе культуры, в развитии духовной жизни современного общества, формировании экологической культуры личности и построении научной картины мира.

В то же время активное участие биологии в реализации запросов практики, исходящих не только из потребности сельского хозяйства и медицины, но и из необходимости биологических знаний для укрепления здоровья и продления жизни человека, создания системы рационального природопользования, воспроизведения биологических ресурсов, оптимального воздействия общества и природы, способствовало прогрессу наук, изучающих определенные свойства живой природы на всех структурных уровнях её организации.

Биология оказала воздействие на многие стороны жизни общества, в связи с чем было усилено внимание к уровню биологической подготовки порастающего поколения.

Объем знаний и опыта, накопленных биологической наукой, огромен и постоянно расширяется. Но для содержания школьного образования отбирается только тот материал, который ученики обязательно должны знать, уметь применять в своей жизни. Главный принцип отбора научного содержания для изучения в школе – это соответствие всех элементов содержания общим целям современного образования.
^ Цели и задачи биологического образования
Цели образования – это ожидаемые результаты, которые стремиться достичь общество, государство с помощью сложившейся системы образования в настоящее время и в ближайшем будущем. Они зависят от характера развития общества, государственной образовательной политики, уровня развития культуры и всей системы просвещения и воспитания, от системы главных ценностей общества. Из целей вытекают соответствующие задачи, последовательное решение которых приводит к овладению знаниями и умениями, формирует ценностные отношения к окружающей действительности.

Цели образования обычно выражаются в программах через систему знаний, умений, которыми должен владеть выпускник средней общеобразовательной школы.

Реформа отечественной школы, проведенная в середине 60-х годов ХХ в., касалась в основном пересмотра содержания образования, предусматривала ликвидацию уровня знаний, получаемых в средней школе от уровня развития науки биологии, предусматривала повышение воспитательной роли курса биологии. Отдельные курсы биологии стали рассматриваться как части единого предмета «Биология», развивающегося по спирали.

Реформирование отечественной школы в середине 80-х годов (1984) ХХ в. должно было обеспечить высокий уровень профессиональной квалификации и гражданской активности. Перед школой была поставлена цель – формирование всесторонне развитой личности. Отмечалась важная роль экологизации обучения и необходимости непрерывного экологического образования. Одновременно была дана установка на устранении перегрузок в содержании учебных предметов, в том числе биологии. В этих же целях в школу ввели 11-й год обучения.

Реформирование 90-х происходило в условиях глубоких системных изменений в обществе. Смыслом и целью школьного образования становится личность ученика, введение её в мир культурного опыта человечества через содержание учебных дисциплин. Ориентация общества на демократизацию, гуманизацию, экологизацию обусловила новые направления в определении целей общего образования.

В указанный период школьная биология была призвана руководствоваться следующими целями обучения:

·
овладение знаниями о живой природе, общими методами её изучения, учебными умениями;

·
формирование на базе этих знаний научной картины мира;

·
гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;

·
формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;

·
установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, отражение гуманистической значимости природы;

·
сохранение позитивного опыта процесса обучения биологии, накопленного в отечественной школе.


Новое содержание образования отличает большая творческая свобода учителей, вариативность, определяемая альтернативными учебными программами и учебниками. Вместе с тем большая свобода привела к противоречиям между авторскими и государственными программами. По заданию Министерства образования ученые-биологи и методисты в 1993 г. создали временный Государственный образовательный стандарт (ГОС) общего среднего образования.

Под стандартом образования понимается «система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала». ГОС – это ряд нормативных документов, которые должны гарантировать определенный уровень образования в республике, обеспечить единство культурного и образовательного пространства и в то же время предоставить возможность для самостоятельной программно-методической деятельности образовательного учреждения. Вскоре были созданы и другие важные документы, определяющие роль и место учебных дисциплин в средней школе: Базисный учебный план, Обязательный минимум содержания среднего общего образования и др.

Во всех указанных документах подчеркивается, что в школьном образовании на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса – внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы, независимого стиля мышления. Этот социальный заказ адресует школьному биологическому образованию требование – повысить биологическую грамотность у подрастающего поколения. Биологическая грамотность стала социально необходимой. Перед школьным биологическим образованием выдвигаются новые задачи:

·
овладение системой знаний о структурно-функциональных и генетических основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы, экосистемах, биоразнообразии, эволюции, что необходимо для осознания ценности всего живого на Земле;

·
формирование норм и правил экологической этики, ответственного отношения к живой природе как основе экологического воспитания школьников;

·
формирование генетической грамотности – основы здорового образа жизни, сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

·
развитие личности учащихся, стремление применить биологические знания на практике, участвовать в практической деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы;

·
изучение содержания учебной дисциплины в соответствии с деятельностным подходом и ориентацией на познание реальной действительности.

4.
В качестве задач общего образования в 10-11 классах обозначена необходимость профильного обучения. Основные цели школьного биологического образования на современном этапе развития средней школы свидетельствуют о важной роли биологии в развитии учащихся, в воспитании их как всесторонне развитых и творческих личностей.


 


Лекция № 6
^ ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Цель лекции: Сформировать понятие об основных дидактических принципах в методике биологии: единства обучения, воспитания и развития; научности и систематичности; единства теории и практики; доступности и наглядности; прочности, сознательности и активности обучения, и их взаимосвязи в обучении биологии.
План лекции:

1.Принцип единства обучения, воспитания и развития.

2. Принципы научности и систематичности.

3. Принцип единства теории и практики.

4. Принципы доступности и наглядности.

5. Принципы прочности, сознательности и активности обучения.

6.Взаимосвязь дидактических принципов.
Реализация целей и задач обучения и воспитания опирается на принципы, которые определяют построение и отбор содержания образования, разработку и использование методов и средств обучения, применение организационных форм учебно-воспитательного процесса. Таким образом. Дидактические принципы выполняют соответственно целям и задачам регулирующую функцию всего процесса обучения. Они имеют важное значение в практике обучения, их соблюдение позволяет успешно достигать желаемых результатов («принцип» - от лат. Principium – основа, руководящая идея, основное правило).
^ Принцип единства обучения, воспитания и развития
Этот принцип применительно к изучению биологии означает такую систему взаимодействия всех компонентов учебно-воспитательного процесса, при котором комплексно решаются задачи раскрытия содержания образования и используются методы, средства и формы в согласованной направленности для достижения высокого уровня образованности, воспитанности и развития учащихся. Например, изучение теории эволюции органического мира должно содействовать выявлению учащимися сущности закономерностей исторического развития органического мира, овладению определенным объемом научных знаний и умений применять их. Однако сами по себе знания важны если они способствуют выработке у ученика определенного отношения к теории эволюции, убежденности в глубокой научной обоснованности и доказательности современных представлений о движущих силах и направлениях развития органического мира.

В учебно-воспитательном процессе на всех его этапах проявляется забота учителя о развитии умственных и духовных сил школьника. Требования развивающего обучения выражаются в том в том, чтобы формировать психические и логические свойства личности. Таким образом, каждая из названных сторон – обучение – воспитание – развитие взаимно влияют друг на друга. Если их единство, предусмотренное в исходных задачах, будет полно отражено в содержании и подкреплено в методах, средствах и организационных формах, можно рассчитывать на достижение высокого качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, связанного с определенной темой.

В обучении биологии особенно важно усилить воспитательную и развивающую функции образования. При оценке результатов обучения следует констатировать не только усвоение знаний теоретического и фактологического материалов, но и степень убежденности и действенности их применения, а также уровень развития мыслительных операций, умений их активно использовать в учебной и трудовой деятельности.

Рассматриваемый дидактический принцип постоянно нацеливает учителя биологии на комплексное решение задач, соответствующих цели воспитания и образования всесторонне развитой личности учащихся.
^ Принципы научности и систематичности
Выразительно эти принципы обеспечиваются процессом формирования системы знаний учащихся по основам биологической науки. Каждый раздел биологического курса соответствует определенной области научных знаний, хотя и не является простой её микроскопией. В истории школьной биологии имели место случаи, когда, как бы следуя принципу научности, создавались несколько уменьшенные, подобно вузовским, курсы для школы. Такое формальное копирование, например, в конце 30-х годов курса зоологии не соответствовало лимиту учебного времени, возможностям учащихся, ограниченности определенных средств обучения и приводило, по сути, к формальным знаниям, теряющим свою образовательную ценность.

Принцип научности гарантирует полноценное научное знание фактов, понятий, законов, теорий, достоверно обоснованных, имеющих мировоззренческую и практическую значимость. Применение этого принципа выражается в тщательности и аргументированности отбора научного материала. Классические теории биологической науки включаются в школьный курс с опорой на научные факты. Например, теория клеточного строения подкрепляется наблюдениями учащихся, сравнительным описанием клеток различных тканей. Принцип научности определяет необходимость сочетания в учебном предмете давно открытых основополагающих законов, фактов с новыми достижениями. Поэтому в раздел общей биологии включен материал о строении клетки под электронным микроскопом, раскрываются данные об её химическом составе, энергетике, метаболизме.

Систематичность как показатель научности изложения отражается в составе и структурно-последовательном расположении элементов содержания образования, в установлении взаимосвязи между ними, определении этапов развития и усложнения учебного материала. В итоге происходит такая методическая переработка основ биологической науки, в результате которой достигается целостность учебного предмета. Например, каждый раздел биологии представляет собой систему определенных областей биологических знаний: о растительном и животном мире, об организме и здоровье человека, об общих закономерностях живой материи. Однако эта система не является незыблемой и раз и навсегда установленной. Она обновляется и структурно изменяется под влиянием новых задач образования, обогащения школьной биологии современными достижениями науки и успехами практических областей её применения.

Принцип научности определяет внутреннюю систему биологических знаний и их связь с другими учебными предметами. В методике биологии это подтверждается требованием последовательного раскрытия ведущих идей и общебиологических понятий во всех разделах предмета, что особенно важно для общего образования и развития учащихся.

Таким образом, руководствуясь принципом научности, учитель биологии, методист, обеспечивающий высокий общеобразовательный и воспитательный уровни школьной биологии, увеличивают её вклад в формирование научного мировоззрения.
^ Принцип единства теории и практики
Этот принцип определяет закономерную необходимость раскрытия научных основ современного производства. Все компоненты биологического образования носят политехнический характер, не ограничиваются лишь «чистой» теорией, а включают прикладную производственную область биологических теорий, законов, понятий. Можно выделить две стороны отражения в школьной биологии взаимосвязи теоретического материала с производством: одна выражается в раскрытии биологических основ повышения качества производственных процессов, в котором используются живые системы, другая – в характеристике способов регулирования оптимального воздействия современного производства на живую природу.

Этот принцип предполагает активную деятельность учащихся по применению научных знаний в труде, в процессе овладения профессией. На основе богатого опыта школ по организации работы учащихся на учебно-опытных участках, необходимо углублять конкретное содержание и способы установления взаимосвязи учения и труда школьников. При этом, с одной стороны, в процессе обучения включаются для подготовки к труду общие и профессионально значимые знания и умения, с другой – реализуются возможности применения учащимися биологических знаний в конкретных условиях трудовой деятельности.

Единство теории и практики в обучении проявляется в раскрытии как общепланетарных явлений и процессов (взаимосвязь человечества и природы), так и конкретных явлений и процессов, протекающих в условиях непосредственного окружения школы. Краеведческий подход ориентирует учителя на непосредственное использование местного материала: природных объектов, экономических, социально-политических, нравственно-эстетических сведений для понимания учащимися фундаментальных вопросов биологической науки.

Таким образом, этот принцип учит школьника постоянному и разумному применению научных знаний в повседневной жизни, учебе, труде.
^ Принципы доступности и наглядности
Эти принципы одними из первых утвердились в дидактике и методике биологии, не утратив своего значения и теперь.

Принцип доступности выражает заботу о реальных возможностях полноценного развития умственных, духовных и физических сил ученика. Если в классической педагогике он трактовался как обоснование меры доступного усвоения школьником учебного материала с учетом его психо-возрастных особенностей, то в настоящее время в педагогической литературе этот принцип касается обеспечения нормальной учебной нагрузки, сопряженной со всеми условиями школьной и внешкольной деятельности учащихся, их труда и жизни.

Проблема перегрузки учебными занятиями в школе и дома особенно остро ставится в настоящее время, когда расширился объем учебной информации и на учащегося оказывают воздействие различные источники знаний; многообразней стала его внешкольная деятельность.

В методике биологии ещё недостаточно внимания уделяется фактору времени, необходимого для усвоения учебного материала учеником. Объем учебного материала по биологии недостаточно равномерно распределен по классам и темам, что осложняет доступное овладение их учащимися.

Мера доступности зависит не только от объема учебного материала, но и от степени его трудности, способов и методических приемов изложения в учебнике и на уроке. Доступность предполагает оценку глубины и объема раскрытия теоретического материала, выразительное, четкое изложение его с использованием эффективных методов обучения. Часто малоинтересный, не связанный с непосредственной жизнью школьников материал, становится одной из причин формализма в обучении (насыщение курса биологии 9 класса избыточными анатомо-физиологическими понятиями и фактами без достаточной связи их с гигиеной учебы, труда, быта, спорта делает изучение организма человека малоинтересным, малодоступным).

Может возникнуть и другая крайность, когда одностороннее стремление сделать материал доступным, простым приводит к тому, что учащиеся не воспринимают его в полную меру своих интеллектуальных сил, отношение к учению становится слабо мотивированной потребностью.

Руководствуясь принципом доступности, учитель ориентируется на его применение с учетом индивидуальных склонностей и способностей учащихся, ибо абсолютно уравнять объем учебного материала и степень его трудности для всех учащихся невозможности. Программа и учебник создаются с учетом оптимальной доступности. При этом происходит колебание в сторону либо превышения, либо снижения уровня доступности содержания.

Доступности усвоения способствует педагогически обоснованное использование принципа наглядности, давно признанного «золотым правилом дидактики». Его утверждение в процессе обучения основывалось на признании эффективности воздействия на все органы чувств обучающегося. Многими педагогами и методистами показана роль наглядности в развитии речи и мышления, поддержания познавательных интересов.

Применение принципа наглядности стимулировало создание наглядных средств обучения, разработку методики их использования, что в значительной мере способствовало преодолению чисто книжного, словесно-схоластического обучения.

В литературе описан большой арсенал наглядных средств обучения биологии (натуральных и изобразительных; статичных и динамичных; на печатной основе и аудиовизуальных; обязательных и дополнительных; для коллективной и индивидуальной работы и так далее). Особенности их использования определяются учебной задачей, характером содержания материала, возрастными возможностями учащихся. Главное требование состоит в том, чтобы наглядный образ помогал выявить в изучаемом объекте главное, суть явления, на основании которого можно раскрыть понятие, его существенные признаки. Принцип наглядности реализуется в комплексном использовании средств обучения.

В методике биологии необходимость использования натуральных природных объектов сопряжена с трудностями их сбора, хранения или содержания в школьных условиях. Эти трудности преодолеваются выращиванием растений на учебно-опытном участке, использованием учебных кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, мультимедийных программ. Эффективно применение разнообразных наглядных средств для индивидуального пользования – раздаточный, или дидактический материал.

Широкое использование принципа наглядности нельзя считать самоцелью. Наглядность – это средство научного познания природы, облегчающее формирование системы знаний основ наук и их применение в жизни. Образно-предметное восприятие и мышление взаимодействует с абстрактно-логическими умозаключениями и обобщениями. Обе формы мышления важны для развития умственных способностей учащихся, подготовки их к жизни, труду.

^ Принципы прочности, сознательности и активности обучения
Эта группа принципов особенно тесно взаимосвязана и в основном выражает требование к результатам обучения, характеризует наиболее типичные качества знаний, умений и навыков.

Для изучения биологии важно учитывать необходимость отбора из многочисленных природных объектов для запоминания тех, которые имеют теоретическую и практическую значимость. Например, в курсе ботаники приводилось более 300 названий видов растений, а в зоологии – сотни названий видов животных и разнообразных таксономических групп, которые, по сути, не поддаются прочному запоминанию учащимися. Поэтому в методике биологии актуальна проблема педагогически обоснованного отбора природных объектов, которые следует знать и различать учащимся. Весьма целесообразно включение в учебный материал объектов ближайшего природного окружения, знание особенностей их строения, мест обитания и жизнедеятельности.

Прочность как принцип обучения требует закрепления в памяти учащихся основных теоретических положений, важных биологических понятий, используемых в практической деятельности.

Успех в реализации этого принципа зависит не только от систематического закрепления и повторения материала на уроке, но и от выполнения домашних заданий. Особенно следует учитывать, что прочное запоминание зависит от следующих факторов:

·
Частоты повторения нового материала на начальном периоде его усвоения с постепенным увеличением промежутков между его последующим воспроизведением в памяти;

·
Эмоциональной окрашенности, выразительности предъявления новой информации;

·
Мотивации и установки на сознательное и целевое усвоение;

·
Понимание существенного в заданном объекте разнородных элементов знаний, их взаимосвязи между собой.

1.
На прочность запоминания влияет также объем и степень сложности раскрытия понятия, их насыщенность на определенном отрезке учебного времени. Прочности усвоения учебного материала содействует цельное построение всего содержания биологического образования, усиление преемственных связей между учебными предметами, развитие навыков применения ранее усвоенного материала в новых учебных ситуациях.

Принцип прочности тесно взаимодействует с принципами сознательности и активности. Усвоение сути научного понятия сочетается с установкой учащегося на сознательное отношение к целям и способам учебной деятельности, что очень важно в выработке позиции ответственности школьников за учение. Преодолению формализма, укреплению сознательного отношения учащихся к изучению биологии способствует четкая постановка учебных задач, обоснование роли биологических знаний в различных областях деятельности общества и жизни человека.

Реализация принципа сознательности проявляется в целенаправленном применении учебных задач, методов обучения, помогающих последовательно обращать внимание учащихся на причины изучения того или иного материала, его качественное усвоение, понимание перспектив развития и применения усвоенного материала.

Условием и вместе с тем показателем сознательности обучения является активность учащихся в учении. Принцип активности выражает требование высокого уровня самостоятельности в учебной деятельности школьника. В системе взаимоотношений учителя и учащихся на уроке активность учителя только тогда будет оправдана, когда она вызывает ответную активную реакцию ученика, его стремление к творческому поиску. Показателями активности являются заинтересованность учебным предметом, желание узнать больше, умение применить знание, способность самостоятельно решить учебную задачу.

Широкий простор учебной активности предоставляется учащимся во внеклассных и внешкольных формах занятий, на факультативах.

Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить высокую активность учащихся в учебе и труде, что служит взаимному обогащению этих основных видов деятельности и вносит огромный вклад в обучение, воспитание и развитие школьников.
^ Взаимосвязь дидактических принципов
Опора на дидактические принципы в методике может быть эффективной, если учитывается их внутренняя взаимосвязь и неразрывность. Поскольку каждый из них проявляет свое действие на все стороны и компоненты обучения, поскольку то один, то другой принцип выступают вместе, согласованно. Живая ткань учебного процесса строится с опорой на все принципы, и их раздельная характеристика условна.

С позиции единства обучения. Воспитания и развития как основополагающего требования к процессу обучения можно рассматривать любой этап обучения биологии. Внутренняя согласованность обученности, воспитанности и развития может быть достигнута при условии соблюдения принципов единства теории и практики, сознательности, доступности, прочности, активности.

Исходя из взаимосвязи диалектических принципов, учитель, методист могут избежать преувеличения роли отдельного принципа. Так, переоценка самостоятельности в учебной деятельности может привести к снижению качества овладения знаниями и умениями, излишним затратам учебного времени и тем самым – к перегрузке учащихся. Акцент на наглядность может стать причиной задержки в развитии абстрактного мышления и непродуктивной траты сил на избыточное иллюстрирование. Определенную меру следует соблюдать и в методической обработке научного материала с целью его доступности для учащихся. Вместе с тем недоооценка отдельных принципов может существенно повредить достижению целей и задач образования и воспитания.

Комплексное использование дидактических принципов в известной мере служит методологической основой в методике биологии для разработки целей и задач биологического образования, построения и отбора его содержания, методов и средств обучения, организации всего учебно-воспитательного процесса.

 

 

Лекция № 7
^ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Цель лекции: сформировать понятия о системе воспитывающего обучения, определить роль биологии в патриотическом и идеологическом воспитании.
План лекции:

1.
Система воспитывающего обучения.

2.
Воспитание научного мировоззрения.

3.
Патриотическое воспитание.

4.
Гражданское и идеологическое воспитание.

1.

Система воспитывающего обучения
Воспитывающий характер обучения в школе обусловлен целями и содержанием предмета «Биология». Биологическая наука имеет огромную воспитывающую силу. Поэтому следует активно использовать биологические знания для ознакомления с окружающим миром, формированием научной картины мира.

В методике обучения биологии проблеме воспитания много внимания уделял И.Д. Зверев, создавший систему элементов воспитания учащихся при обучении биологии.

Воспитание – целенаправленное и специально организованное влияние воспитателя на воспитанника. Это один из видов деятельности по образованию или преобразованию человека. Обычно воспитание направлено на передачу социального опыта и общечеловеческой культуры, на организацию продуктивной деятельности и здорового образа жизни, а также на создание условий для развития личности, оказание помощи в общении и учении при затруднениях.

Воспитание может быть успешным при условии, если оно связано с обучением, приобретением знаний и умений, если оно проводится в системе и развитии взаимодействующих элементов. Правильно осуществляемое воспитание при обучении биологии сможет сформировать у школьников определенную систему ценностных отношений к окружающей действительности, в том числе к природе и роли человека в ней.

В школьном образовании воспитание проводится планомерно, в системе в связи с познавательным процессом и зависит от содержания, методов и форм изучения учебного материала.

Воспитательный процесс характеризуется определенной структурой, выражающей взаимосвязь основных элементов воспитания: целей и содержания воспитания, методов и средств воспитания, результата воспитания.

Цели воспитания – это ожидаемые изменения в личности учащихся под специальным воспитательным воздействием. Результатом воспитания выступают личностные изменения человека, выражаемые в системе отношений к миру, к обществу и к самому себе.

Воспитание как проблеме методики обучения биологии в настоящее время является весьма актуальным, поскольку в условиях кардинальных перемен в идеологии, общественной жизни и системе образования в нашем обществе произошла существенная смена приоритетов ценностей. Значительное внимание обращено на развитие человека как личности, воспитание научного мировоззрения, ментальности, нравственности, гуманности, эстетического вкуса, бережного отношения к природе и экологической культуры.

Школьное образование нацелено на воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, готовой к жизни и труду в условиях современного общества. В соответствие с этой целью в процессе обучения осуществляется нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, социально-правовое, экономическое, гражданское, патриотическое и экологическое воспитание.

Сущность воспитание заключается в целенаправленном превращении социального опыта в опыт личный, приобщающий человека ко всему богатству человеческой культуры.

Воспитание, связанное с обучением, очень сложно и требует большой продуманности. Оно не может ограничиваться информацией, имеющей воспитательное значение. Воспитание заключается не в запоминании знаний воспитывающего характера, а в преобразовании знаний в убеждения, которые в конечном счете формируют мировоззрение.

Процесс воспитания требует определенной системы, планомерно проводимой работы не только на уроках, но и во время экскурсий, на внеурочных и внеклассных занятиях. Все элементы воспитания при обучении биологии тесно связаны между собой.
^ Воспитание научного мировоззрения
Мировоззрение – это целостная система взглядов на окружающий мир, представляющая собой совокупность философских, научных, политических, экономических, правовых, этических, эстетических, биологических и других понятий о месте человека в природе и обществе, характере его отношений к окружающей среде и к самому себе. Мировоззрение включает в свою сферу убеждения, идеалы, жизненную и научно-теоретическую ориентацию, систему взглядов и ценностей, определяющих направление деятельности и отношение к окружающему миру, способы осознания действительности.

Формирование мировоззрения – сложный процесс, осуществляющийся в течение всей жизни человека. При этом становление мировоззрения определяется, в первую очередь, содержанием учебных дисциплин в школе.

Роль биологии как одной из ведущих наук о природе в формировании мировоззрения огромна, поэтому содержание шк<

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...