Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внутрипредметные и межпредметные связи биологии1. Природа и не подозревает, что люди её разделили между различными научными институтами, и продолжает существовать сама по себе, будучи единой. Н. Семенов В процессе обучения биологии необходимо устанавливать преемственные (внутрипредметные) связи между разделами курса на основе использования ведущих идей современной биологии и последовательного развития общебиологических понятий. Целостность курса усиливает также система межпредметных связей. В природе нет отдельно взятых физических, химических, биологических явлений. Есть природные явления. В последнее время наиболее значимые научные открытия начали появляться на стыках наук. Это привело к появлению интегрированных наук (биохимия, биофизика, биогеография) или комплексных наук (экология). Межпредметные связи – это дидактическое условие. Обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественно-научных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе. Межпредметные связи также помогают усилить объяснительный элемент в процессе обучения, способствуя формированию научного мировоззрения учащихся. В учебном процессе межпредметные связи учащиеся обычно не усматривают. Задача учителя целенаправленно включать их в содержание биологического образования и в процесс обучения. Отражение этих связей должно быть с одной стороны научно, а с другой – доступно. Установление межпредметных связей не должно уводить учителя от изучения главного – биологического содержания, предусмотренного программой курса.
Лекция № 5 1. 2.
^ Основы содержания биологического образования в средней школе Одна из наиболее важных задач методики обучения биологии – отбор учебного материала. Она должна решаться при активном участии учителей и ученых-педагогов, ученых-биологов. Сложность в отборе материала постоянно возрастает в связи с быстрым ростом научной информации. Биология как наука в настоящее время уже не является унитарной областью знаний о живой природе, а представляет собой весьма сложный комплекс различных областей, уже имеющих статус самостоятельных наук о живой природе (ботаника, зоология, генетика, эмбриология, биотехнология и т.д.) С развитием биологической науки содержание биологических понятий переосмысливается, конкретизируется, углубляется. Продолжает развиваться дальше эволюционное учение, строение и роль нуклеиновых кислот (новая область генная инженерия), влияние генов друг на друга (плейотропное действие гена), развивается популяционная генетика. Современные достижения цитологии, молекулярной биологии, физиологии клетки позволили проникнуть в суть процессов фотосинтеза, биосинтеза белков, жиров, витаминов и других органических высокомолекулярных соединений, раскрыть механизм энергетического обмена, установить строение и функции различных мембран, ультраструктуру органоидов, их функции в жизнедеятельности клетки эукариот и прокариот. Достижения в молекулярной биологии, биохимии, цитологии и других новых областях знаний позволили ученым пересмотреть и уточнить систему органического мира. Так, высшей таксономической единицей теперь является не «царство», а «империя» (клеточные и неклеточные формы жизни), затем выделены «надцарства» (прокариоты, эукариоты). Бактерии, сине-зеленые водоросли и грибы вынесены из царства растений. Успехи систематики позволили не только воссоздать новую более точную филогенетическую картину жизни, но и обозначить чрезвычайно важную проблему, свидетельствующую о быстром исчезновении множества видов с лика Земли под влиянием антропогенных факторов. Достижения биологической науки обусловили новый подход к науке о живом. Её стали рассматривать как необходимую область знаний в системе культуры, в развитии духовной жизни современного общества, формировании экологической культуры личности и построении научной картины мира. В то же время активное участие биологии в реализации запросов практики, исходящих не только из потребности сельского хозяйства и медицины, но и из необходимости биологических знаний для укрепления здоровья и продления жизни человека, создания системы рационального природопользования, воспроизведения биологических ресурсов, оптимального воздействия общества и природы, способствовало прогрессу наук, изучающих определенные свойства живой природы на всех структурных уровнях её организации. Биология оказала воздействие на многие стороны жизни общества, в связи с чем было усилено внимание к уровню биологической подготовки порастающего поколения. Объем знаний и опыта, накопленных биологической наукой, огромен и постоянно расширяется. Но для содержания школьного образования отбирается только тот материал, который ученики обязательно должны знать, уметь применять в своей жизни. Главный принцип отбора научного содержания для изучения в школе – это соответствие всех элементов содержания общим целям современного образования. Цели образования обычно выражаются в программах через систему знаний, умений, которыми должен владеть выпускник средней общеобразовательной школы. Реформа отечественной школы, проведенная в середине 60-х годов ХХ в., касалась в основном пересмотра содержания образования, предусматривала ликвидацию уровня знаний, получаемых в средней школе от уровня развития науки биологии, предусматривала повышение воспитательной роли курса биологии. Отдельные курсы биологии стали рассматриваться как части единого предмета «Биология», развивающегося по спирали. Реформирование отечественной школы в середине 80-х годов (1984) ХХ в. должно было обеспечить высокий уровень профессиональной квалификации и гражданской активности. Перед школой была поставлена цель – формирование всесторонне развитой личности. Отмечалась важная роль экологизации обучения и необходимости непрерывного экологического образования. Одновременно была дана установка на устранении перегрузок в содержании учебных предметов, в том числе биологии. В этих же целях в школу ввели 11-й год обучения. Реформирование 90-х происходило в условиях глубоких системных изменений в обществе. Смыслом и целью школьного образования становится личность ученика, введение её в мир культурного опыта человечества через содержание учебных дисциплин. Ориентация общества на демократизацию, гуманизацию, экологизацию обусловила новые направления в определении целей общего образования. В указанный период школьная биология была призвана руководствоваться следующими целями обучения: · · · · · ·
Под стандартом образования понимается «система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала». ГОС – это ряд нормативных документов, которые должны гарантировать определенный уровень образования в республике, обеспечить единство культурного и образовательного пространства и в то же время предоставить возможность для самостоятельной программно-методической деятельности образовательного учреждения. Вскоре были созданы и другие важные документы, определяющие роль и место учебных дисциплин в средней школе: Базисный учебный план, Обязательный минимум содержания среднего общего образования и др. Во всех указанных документах подчеркивается, что в школьном образовании на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса – внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы, независимого стиля мышления. Этот социальный заказ адресует школьному биологическому образованию требование – повысить биологическую грамотность у подрастающего поколения. Биологическая грамотность стала социально необходимой. Перед школьным биологическим образованием выдвигаются новые задачи: · · · · · 4.
В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 1.Принцип единства обучения, воспитания и развития. 2. Принципы научности и систематичности. 3. Принцип единства теории и практики. 4. Принципы доступности и наглядности. 5. Принципы прочности, сознательности и активности обучения. 6.Взаимосвязь дидактических принципов. В учебно-воспитательном процессе на всех его этапах проявляется забота учителя о развитии умственных и духовных сил школьника. Требования развивающего обучения выражаются в том в том, чтобы формировать психические и логические свойства личности. Таким образом, каждая из названных сторон – обучение – воспитание – развитие взаимно влияют друг на друга. Если их единство, предусмотренное в исходных задачах, будет полно отражено в содержании и подкреплено в методах, средствах и организационных формах, можно рассчитывать на достижение высокого качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, связанного с определенной темой. В обучении биологии особенно важно усилить воспитательную и развивающую функции образования. При оценке результатов обучения следует констатировать не только усвоение знаний теоретического и фактологического материалов, но и степень убежденности и действенности их применения, а также уровень развития мыслительных операций, умений их активно использовать в учебной и трудовой деятельности. Рассматриваемый дидактический принцип постоянно нацеливает учителя биологии на комплексное решение задач, соответствующих цели воспитания и образования всесторонне развитой личности учащихся. Принцип научности гарантирует полноценное научное знание фактов, понятий, законов, теорий, достоверно обоснованных, имеющих мировоззренческую и практическую значимость. Применение этого принципа выражается в тщательности и аргументированности отбора научного материала. Классические теории биологической науки включаются в школьный курс с опорой на научные факты. Например, теория клеточного строения подкрепляется наблюдениями учащихся, сравнительным описанием клеток различных тканей. Принцип научности определяет необходимость сочетания в учебном предмете давно открытых основополагающих законов, фактов с новыми достижениями. Поэтому в раздел общей биологии включен материал о строении клетки под электронным микроскопом, раскрываются данные об её химическом составе, энергетике, метаболизме. Систематичность как показатель научности изложения отражается в составе и структурно-последовательном расположении элементов содержания образования, в установлении взаимосвязи между ними, определении этапов развития и усложнения учебного материала. В итоге происходит такая методическая переработка основ биологической науки, в результате которой достигается целостность учебного предмета. Например, каждый раздел биологии представляет собой систему определенных областей биологических знаний: о растительном и животном мире, об организме и здоровье человека, об общих закономерностях живой материи. Однако эта система не является незыблемой и раз и навсегда установленной. Она обновляется и структурно изменяется под влиянием новых задач образования, обогащения школьной биологии современными достижениями науки и успехами практических областей её применения. Принцип научности определяет внутреннюю систему биологических знаний и их связь с другими учебными предметами. В методике биологии это подтверждается требованием последовательного раскрытия ведущих идей и общебиологических понятий во всех разделах предмета, что особенно важно для общего образования и развития учащихся. Таким образом, руководствуясь принципом научности, учитель биологии, методист, обеспечивающий высокий общеобразовательный и воспитательный уровни школьной биологии, увеличивают её вклад в формирование научного мировоззрения. Этот принцип предполагает активную деятельность учащихся по применению научных знаний в труде, в процессе овладения профессией. На основе богатого опыта школ по организации работы учащихся на учебно-опытных участках, необходимо углублять конкретное содержание и способы установления взаимосвязи учения и труда школьников. При этом, с одной стороны, в процессе обучения включаются для подготовки к труду общие и профессионально значимые знания и умения, с другой – реализуются возможности применения учащимися биологических знаний в конкретных условиях трудовой деятельности. Единство теории и практики в обучении проявляется в раскрытии как общепланетарных явлений и процессов (взаимосвязь человечества и природы), так и конкретных явлений и процессов, протекающих в условиях непосредственного окружения школы. Краеведческий подход ориентирует учителя на непосредственное использование местного материала: природных объектов, экономических, социально-политических, нравственно-эстетических сведений для понимания учащимися фундаментальных вопросов биологической науки. Таким образом, этот принцип учит школьника постоянному и разумному применению научных знаний в повседневной жизни, учебе, труде. Принцип доступности выражает заботу о реальных возможностях полноценного развития умственных, духовных и физических сил ученика. Если в классической педагогике он трактовался как обоснование меры доступного усвоения школьником учебного материала с учетом его психо-возрастных особенностей, то в настоящее время в педагогической литературе этот принцип касается обеспечения нормальной учебной нагрузки, сопряженной со всеми условиями школьной и внешкольной деятельности учащихся, их труда и жизни. Проблема перегрузки учебными занятиями в школе и дома особенно остро ставится в настоящее время, когда расширился объем учебной информации и на учащегося оказывают воздействие различные источники знаний; многообразней стала его внешкольная деятельность. В методике биологии ещё недостаточно внимания уделяется фактору времени, необходимого для усвоения учебного материала учеником. Объем учебного материала по биологии недостаточно равномерно распределен по классам и темам, что осложняет доступное овладение их учащимися. Мера доступности зависит не только от объема учебного материала, но и от степени его трудности, способов и методических приемов изложения в учебнике и на уроке. Доступность предполагает оценку глубины и объема раскрытия теоретического материала, выразительное, четкое изложение его с использованием эффективных методов обучения. Часто малоинтересный, не связанный с непосредственной жизнью школьников материал, становится одной из причин формализма в обучении (насыщение курса биологии 9 класса избыточными анатомо-физиологическими понятиями и фактами без достаточной связи их с гигиеной учебы, труда, быта, спорта делает изучение организма человека малоинтересным, малодоступным). Может возникнуть и другая крайность, когда одностороннее стремление сделать материал доступным, простым приводит к тому, что учащиеся не воспринимают его в полную меру своих интеллектуальных сил, отношение к учению становится слабо мотивированной потребностью. Руководствуясь принципом доступности, учитель ориентируется на его применение с учетом индивидуальных склонностей и способностей учащихся, ибо абсолютно уравнять объем учебного материала и степень его трудности для всех учащихся невозможности. Программа и учебник создаются с учетом оптимальной доступности. При этом происходит колебание в сторону либо превышения, либо снижения уровня доступности содержания. Доступности усвоения способствует педагогически обоснованное использование принципа наглядности, давно признанного «золотым правилом дидактики». Его утверждение в процессе обучения основывалось на признании эффективности воздействия на все органы чувств обучающегося. Многими педагогами и методистами показана роль наглядности в развитии речи и мышления, поддержания познавательных интересов. Применение принципа наглядности стимулировало создание наглядных средств обучения, разработку методики их использования, что в значительной мере способствовало преодолению чисто книжного, словесно-схоластического обучения. В литературе описан большой арсенал наглядных средств обучения биологии (натуральных и изобразительных; статичных и динамичных; на печатной основе и аудиовизуальных; обязательных и дополнительных; для коллективной и индивидуальной работы и так далее). Особенности их использования определяются учебной задачей, характером содержания материала, возрастными возможностями учащихся. Главное требование состоит в том, чтобы наглядный образ помогал выявить в изучаемом объекте главное, суть явления, на основании которого можно раскрыть понятие, его существенные признаки. Принцип наглядности реализуется в комплексном использовании средств обучения. В методике биологии необходимость использования натуральных природных объектов сопряжена с трудностями их сбора, хранения или содержания в школьных условиях. Эти трудности преодолеваются выращиванием растений на учебно-опытном участке, использованием учебных кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, мультимедийных программ. Эффективно применение разнообразных наглядных средств для индивидуального пользования – раздаточный, или дидактический материал. Широкое использование принципа наглядности нельзя считать самоцелью. Наглядность – это средство научного познания природы, облегчающее формирование системы знаний основ наук и их применение в жизни. Образно-предметное восприятие и мышление взаимодействует с абстрактно-логическими умозаключениями и обобщениями. Обе формы мышления важны для развития умственных способностей учащихся, подготовки их к жизни, труду. ^ Принципы прочности, сознательности и активности обучения Для изучения биологии важно учитывать необходимость отбора из многочисленных природных объектов для запоминания тех, которые имеют теоретическую и практическую значимость. Например, в курсе ботаники приводилось более 300 названий видов растений, а в зоологии – сотни названий видов животных и разнообразных таксономических групп, которые, по сути, не поддаются прочному запоминанию учащимися. Поэтому в методике биологии актуальна проблема педагогически обоснованного отбора природных объектов, которые следует знать и различать учащимся. Весьма целесообразно включение в учебный материал объектов ближайшего природного окружения, знание особенностей их строения, мест обитания и жизнедеятельности. Прочность как принцип обучения требует закрепления в памяти учащихся основных теоретических положений, важных биологических понятий, используемых в практической деятельности. Успех в реализации этого принципа зависит не только от систематического закрепления и повторения материала на уроке, но и от выполнения домашних заданий. Особенно следует учитывать, что прочное запоминание зависит от следующих факторов: · · · · 1. Принцип прочности тесно взаимодействует с принципами сознательности и активности. Усвоение сути научного понятия сочетается с установкой учащегося на сознательное отношение к целям и способам учебной деятельности, что очень важно в выработке позиции ответственности школьников за учение. Преодолению формализма, укреплению сознательного отношения учащихся к изучению биологии способствует четкая постановка учебных задач, обоснование роли биологических знаний в различных областях деятельности общества и жизни человека. Реализация принципа сознательности проявляется в целенаправленном применении учебных задач, методов обучения, помогающих последовательно обращать внимание учащихся на причины изучения того или иного материала, его качественное усвоение, понимание перспектив развития и применения усвоенного материала. Условием и вместе с тем показателем сознательности обучения является активность учащихся в учении. Принцип активности выражает требование высокого уровня самостоятельности в учебной деятельности школьника. В системе взаимоотношений учителя и учащихся на уроке активность учителя только тогда будет оправдана, когда она вызывает ответную активную реакцию ученика, его стремление к творческому поиску. Показателями активности являются заинтересованность учебным предметом, желание узнать больше, умение применить знание, способность самостоятельно решить учебную задачу. Широкий простор учебной активности предоставляется учащимся во внеклассных и внешкольных формах занятий, на факультативах. Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить высокую активность учащихся в учебе и труде, что служит взаимному обогащению этих основных видов деятельности и вносит огромный вклад в обучение, воспитание и развитие школьников. С позиции единства обучения. Воспитания и развития как основополагающего требования к процессу обучения можно рассматривать любой этап обучения биологии. Внутренняя согласованность обученности, воспитанности и развития может быть достигнута при условии соблюдения принципов единства теории и практики, сознательности, доступности, прочности, активности. Исходя из взаимосвязи диалектических принципов, учитель, методист могут избежать преувеличения роли отдельного принципа. Так, переоценка самостоятельности в учебной деятельности может привести к снижению качества овладения знаниями и умениями, излишним затратам учебного времени и тем самым – к перегрузке учащихся. Акцент на наглядность может стать причиной задержки в развитии абстрактного мышления и непродуктивной траты сил на избыточное иллюстрирование. Определенную меру следует соблюдать и в методической обработке научного материала с целью его доступности для учащихся. Вместе с тем недоооценка отдельных принципов может существенно повредить достижению целей и задач образования и воспитания. Комплексное использование дидактических принципов в известной мере служит методологической основой в методике биологии для разработки целей и задач биологического образования, построения и отбора его содержания, методов и средств обучения, организации всего учебно-воспитательного процесса.
Лекция № 7 1. 2. 3. 4. 1. Система воспитывающего обучения В методике обучения биологии проблеме воспитания много внимания уделял И.Д. Зверев, создавший систему элементов воспитания учащихся при обучении биологии. Воспитание – целенаправленное и специально организованное влияние воспитателя на воспитанника. Это один из видов деятельности по образованию или преобразованию человека. Обычно воспитание направлено на передачу социального опыта и общечеловеческой культуры, на организацию продуктивной деятельности и здорового образа жизни, а также на создание условий для развития личности, оказание помощи в общении и учении при затруднениях. Воспитание может быть успешным при условии, если оно связано с обучением, приобретением знаний и умений, если оно проводится в системе и развитии взаимодействующих элементов. Правильно осуществляемое воспитание при обучении биологии сможет сформировать у школьников определенную систему ценностных отношений к окружающей действительности, в том числе к природе и роли человека в ней. В школьном образовании воспитание проводится планомерно, в системе в связи с познавательным процессом и зависит от содержания, методов и форм изучения учебного материала. Воспитательный процесс характеризуется определенной структурой, выражающей взаимосвязь основных элементов воспитания: целей и содержания воспитания, методов и средств воспитания, результата воспитания. Цели воспитания – это ожидаемые изменения в личности учащихся под специальным воспитательным воздействием. Результатом воспитания выступают личностные изменения человека, выражаемые в системе отношений к миру, к обществу и к самому себе. Воспитание как проблеме методики обучения биологии в настоящее время является весьма актуальным, поскольку в условиях кардинальных перемен в идеологии, общественной жизни и системе образования в нашем обществе произошла существенная смена приоритетов ценностей. Значительное внимание обращено на развитие человека как личности, воспитание научного мировоззрения, ментальности, нравственности, гуманности, эстетического вкуса, бережного отношения к природе и экологической культуры. Школьное образование нацелено на воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, готовой к жизни и труду в условиях современного общества. В соответствие с этой целью в процессе обучения осуществляется нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, социально-правовое, экономическое, гражданское, патриотическое и экологическое воспитание. Сущность воспитание заключается в целенаправленном превращении социального опыта в опыт личный, приобщающий человека ко всему богатству человеческой культуры. Воспитание, связанное с обучением, очень сложно и требует большой продуманности. Оно не может ограничиваться информацией, имеющей воспитательное значение. Воспитание заключается не в запоминании знаний воспитывающего характера, а в преобразовании знаний в убеждения, которые в конечном счете формируют мировоззрение. Процесс воспитания требует определенной системы, планомерно проводимой работы не только на уроках, но и во время экскурсий, на внеурочных и внеклассных занятиях. Все элементы воспитания при обучении биологии тесно связаны между собой. Формирование мировоззрения – сложный процесс, осуществляющийся в течение всей жизни человека. При этом становление мировоззрения определяется, в первую очередь, содержанием учебных дисциплин в школе. Роль биологии как одной из ведущих наук о природе в формировании мировоззрения огромна, поэтому содержание шк< |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |