Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поурочный комплекс средств обучения

 

Средства обучения можно подразделить на следующие комплексы:

·
Книжный комплекс: программы и учебники, учебные и методические пособия, справочная, научно-популярная и научная литература.

·
Комплекс наглядных пособий: натуральные живые и препарированные объекты, плоскостные и объемные изображения натуральных объектов, ТСО.

·
Комплекс учебного оборудования: лабораторное и экскурсионное оборудование, инвентарь для ухода за растениями и животными.

·
Слово учителя является интегрирующим средством обучения.


Оптимальное множество взаимосвязанных между собой средств обучения, необходимых для изучения данного вопроса программы, образует своеобразный комплекс. Все компоненты этого комплекса должны быть связаны между собой содержанием и методикой изучения темы, не повторять друг друга, усиливать педагогические возможности каждого.

Центральным, связующим компонентом комплекса средств обучения является школьный учебник биологии. Все остальные средства обучения должны быть тесно связаны с учебником, разъяснять и развивать идеи учебника, служить общим целям формирования у учащихся прочных и пластичных биологических знаний и умений.

Учебник адресован ученикам, а для учителя это ориентир, который определяет глубину и логику раскрытия каждого вопроса. Современные учебники – это комплексные средства обучения, сочетающие в себе текст, иллюстрации, задания и другие структурные компоненты (табл. 1).
^ Таблица 1. Способы фиксации в учебнике отдельных видов содержания

Вид содержания Способы фиксации содержания в учебнике
Информация (знания) Основной, дополнительный и пояснительный тексты, иллюстрации с подписями к ним, таблицы, инструктивные материалы, указатели, словари и т.п.
Способы деятельности (умения): а) по образцу; б) поисковые Задания репродуктивного характера, тренировочные упражнения Задания творческого характера, биологические задачи
Воспитательный элемент (отношения) Тексты и иллюстрации, обращенные к чувству учащихся, постановка нравственных и этических проблем, задания на осознание и выражение своего отношения к изучаемому материалу

 

В учебнике в той или иной мере отражается методика преподавания учебных предметов. В них приводятся материалы и инструкции для самостоятельных работ, наблюдений и опытов, задания и вопросы для проверки знаний, упражнения для закрепления знаний и умений.

Важнейшими факторами, определяющими эффективность системы средств обучения, являются качество отдельных средств обучения и отбор на урок таких средств, которые в наибольшей мере отвечают характеру изучаемого материала, выбранным методам, уровню подготовки класса. Определяющими в выборе средств обучения являются такие факторы, как цель урока, уровень подготовки класса, способность учащихся к работе на том или ином уровне познавательной деятельности, выбранные (на этой основе) методы и формы организации обучения. Важным факторам служат и сами средства, специфика их свойств и функций.

Совокупность всех этих факторов побуждает учителя к необходимости вариативного использования средств, образующих поурочные комплексы. При этом независимо от варианта состава данного комплекса исключительно важно определить средство, несущее основную дидактическую нагрузку. Например, при объяснении нового материала такими средствами служат, как правило, те из них, которые содержат систематическое изложение формируемых знаний. Это чаще всего учебные диафильмы, кинофильмы, телевизионные передачи на урок.

Вариативность следует понимать шире, чем использование различных сочетаний средств обучения при изучении ряда сопредельных тем. Опыт показывает, что демонстрация из урока в урок диафильма или таблицы притупляет интерес школьников к учению. Поэтому целесообразно разнообразить сочетание предъявляемых средств обучения и методы работы с ними.

На выбор средств обучения оказывает влияние этап познавательной деятельности учащихся.

^

Таблица 2. Влияние этапа познавательной деятельности


на выбор средств обучения

Логический этап формирования понятия Предпочитаемые средства обучения
^ Первичный синтез. Дает общее, бедное содержанием представление об изучаемом объекте или явлении Анализ. Обогащает фактами. Дает конкретные знания Заключительный синтез. Дает обобщение, основанное на богатом фактическом материале. Приводит знания в систему ^ Демонстрационный натуральный материал. При его отсутствии – изображения близкие к натуре (цветной слайд, рисунок, муляж) Раздаточный натуральный материал. Для детализации и конкретизации отдельных признаков – изобразительные пособия (транспарант к кодоскопу, таблица, рисунок на доске ^ Демонстрационные схемы. Сравнительно-обобщающие таблицы. Опоры

1. Каждому типу уроков соответствуют определенные комплексы средств обучения.

На уроках морфолого-экологического содержания устанавливают особенности внешнего строения изучаемых животных, приспособленность строения животного к среде обитания, усложнение во внешнем строении животных данной группы по сравнению с животными ранее изученных групп (за исключением случаев паразитизма).

Изучение нового материала на уроках этого типа целесообразно начинать с демонстрации таблицы и вводного слова учителя, где называется тема, представители группы, некоторые цифровые данные о количестве видов, областях распространения и краткая общая характеристика изучаемой группы. Затем демонстрируется киноматериал или слайды, где показано животное данной группы в естественной обстановке. После этого предлагается выполнить самостоятельную (лабораторную) работу с натуральным раздаточным материалом по изучению внешнего строения животного. Результаты проведенной работы обобщаются путем беседы, в которой привлекаются материалы просмотренного кинофильма (слайдов) и используется таблица.

На уроках анатомо-физиологического содержания выясняют усложнение внутренней организации животного по сравнению с ранее изученными (особое внимание следует обратить на эволюцию кровеносной и нервной систем), связь строения и функций органов, продолжают работу по формированию понятия об обмене веществ, о развитии нервной системы, связав строение нервной системы с усложнением поведения животного.

На таких уроках целесообразно использование следующего комплекса средств обучения: серия транспарантов к кодоскопу, рельефная таблица, натуральный объект (влажный препарат), в отдельных случаях кинофильм, таблица.

На уроках данного типа использованию натурального объекта должна предшествовать предварительная подготовка, во время которой демонстрируются изобразительные пособия (транспаранты, рельефные или печатные таблицы). Объясняется это сложностью натурального объекта. Серия транспарантов дает возможность поэтапно в схематизированном виде показать системы органов животного. Рельефные таблицы дают представление о пространственном, объемном расположении органов, но тоже схематизировано и упрощенно.

Кинофильмы по внутреннему строению животных имеют ценность только в том случае, если в них с помощью мультипликации показаны физиологические процессы.

Усвоение полученных знаний о системах органов проверяется в ходе беседы, во время которой используется рельефная таблица. На заключительном этапе урока проводится работа с натуральными объектами – влажными препаратами вскрытых животных.

На уроках по изучению репродукции (воспроизведения) отмечаются прогрессивные особенности размножения и развития определенных групп животных, приспособленность организмов к среде обитания, интенсивность размножения в связи с особенностями развития и поведения. При изучении каждой группы подчеркиваются черты сходства и различия в размножении и развитии животных.

Цикл развития животного на уроке проследить невозможно. Поэтому источником новых знаний могут быть динамические пособия. Киноматериал дает общее представление об особенностях размножения и развития животного. Далее изучение данного вопроса можно проводить с помощью динамических моделей-аппликаций или транспарантов и только затем используют натуральные препараты. Для детализации отдельных объектов используют таблицу.

На уроках эколого-систематического содержания показывают многообразие животных, общие прогрессивные черты строения, способствующие распространению, продолжают формирование общебиологических понятий о взаимосвязи организма и среды обитания, о естественной системе животного мира, природоохранительных понятий, показывая роль животных в природе и жизни человека.

Комплекс средств обучения, используемый при изучении нового материала на уроках этого типа, может быть таким: кинофильм (диафильм, серия слайдов), таблица, натуральный объект (для беспозвоночных животных), иллюстрирующий многообразие представителей данной группы.

Задача учителя – из полной системы средств обучения выбрать для урока именно те, которые во взаимном сочетании дадут наибольший эффект. Созданный комплекс средств обучения отражают в поурочном плане.

 

 

Лекции № 13-14
^ ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
.Все реальные знания приобретены

человечеством путем наблюдения,

сравнения и опытов, при помощи

постепенно расширяющихся выводов

и обобщений. Только таким путем

могут быть с пользой переданы

эти знания и детям.

А. Герд

Цель лекции: сформировать понятия об управлении умственным развитием учащихся, способах деятельности в содержании обучения биологии и методике формирования умений и навыков в процессе обучения биологии.
План лекции:

1.
Деятельность как компонент содержания биологического образования.

2.
Управление умственным развитием учащихся.

3.
Способы деятельности в содержании обучения биологии.

4.
Методика формирования умений и навыков в процессе обучения биологии.

 

Деятельность как компонент содержания биологического образования
Содержание образования по каждому учебному предмету должно опираться на специально отбираемые и развиваемые умения, приоритетные для каждой темы, курса. Среди них, например, умение находить факты, задавать вопросы, осознавать и выбирать нужные способы решения поставленных задач. Деятельностное содержание образования как обязательный компонент общего и предметного содержания образования входит в программы.

В современных методиках по биологии признание и развитие получила идея активного воздействия на ученика путем деятельностного включения его в учебный процесс.

Системный подход к процессу обучения подразумевает включение учащихся в многостороннюю учебную деятельность, характеризующуюся системой методов познания, видами учебной деятельности, которые организуются целенаправленной деятельностью учителя, а также уровнем восприимчивости учащихся к новым знаниям и умениям

Все качества, свойства личности, интересы и желания, способности проявляются в делах, в разных видах личностной деятельности. В деятельности человека реализуются его целевые установки, стремления и личностные особенности. В зависимости от того, что человек делает, как делает, от организации и условий этой деятельности формируются определенные склонности, способности и черты характера, сознание и закрепляются знания. Именно поэтому деятельность стала важной составной частью содержания образования школьников.

Деятельность выражена в разнообразных действиях человека. Для достижения желаемого результата, человек определенным образом управляет физическими действиями, используя различные умственные операции, отбирает наиболее целесообразные приемы, организует их в нужной последовательности, выполняет их в нужном темпе и с той силой и направленностью, которая отвечает поставленной цели. Любая деятельность человека требует использования определенных способов действия, то есть умений и навыков. О месте навыков и умений в деятельности существуют различные мнения. Одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие, что умения возникают раньше навыков.

Умения – это возможность успешного выполнения действий на основе приобретенных знаний, решение поставленных задач в соответствии с заданными условиями. Умение включает понимание связи между целью данной деятельности, условиями и способами её выполнения. Каждое умение проходит в своем формировании ряд этапов, каждому из них свойственна своя психологическая структура (табл. 1).
^ Таблица 1. Формирование умений

Этап Психологическая структура
I – первоначальное умение Осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенные (обычно бытовые) знания и навыки; деятельность выполняется путем проб и ошибок
II – недостаточно умелая деятельность Знания о способах выполнения действия и использование ранее приобретенных, не специфических для данной деятельности навыков
III – отдельные общие умения Ряд отдельных высокоразвитых умений, необходимых в различных видах деятельности
IV – высокоразвитое умение Творческое использование знаний и умений в данной деятельности; осознание не только цели, но и мотивов выбора, способов её достижения
V - мастерство Уверенное творческое использование различных умений, навыков и знаний

 

Умения в обучении – обычно это простые действия с объектом. Благодаря многократному повторению одних и тех же действий в одних и тех же условиях умения выполняются все быстрее и быстрее, все более совершенно и требуют все меньше мыслительного труда, становятся автоматизированными. Такие действия. Автоматизированные многократным повторением, называются навыками. Однако навык нельзя понимать как полностью автоматическое действие, поскольку в нужный момент сознание может вмешаться в действие и направить его.

Навык – это способность человека продуктивно, с должной полнотой и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях. Навык образуется на основе умений и знаний, он включает также и понимание взаимоотношений между целью данной деятельности, условиями и способами его выполнения. Поэтому в психологическую структуру навыка входят не только умения, но и знания и творческое мышление. Навыки лучше всего определяют подготовленность учащегося, становятся особенностями его личности. Вырабатываются навыки повторениями и разрушаются, когда повторения прекращаются. Причины затухания умений и навыков обычно бывают связаны с длительными перерывами в применении, но это может быть связано также с вынужденным ускорением темпа работы, утомлением и напряжением.

Развивающиеся умения и навыки всегда взаимодействуют с уже имеющимися. Усвоение нового умения или навыка в результате его взаимодействия с уже ранее сформировавшимися, называется переносом умений (навыков).

^ Таблица 2. Формирование навыков

Этап Особенности выполнения действия
I – начало осмысления умения Отчетливое понимание цели, но смутное понимание способов её достижения. Грубые ошибки при выполнении действия
II – сознательное, но еще неумелое выполнение Отчетливое понимание того, как надо выполнять действие, но неточное, неустойчивое выполнение его, несмотря на интенсивную концентрацию произвольного внимания; множество лишних движений; отсутствие положительного переноса данного умения
III – автоматизация умения путем упражнений Все более и более качественное выполнения действия при временами ослабевающем произвольном внимании и появлении возможности его распределения; устранение лишних движений; появление положительного переноса умения
IV – высокоавтома-тизированное умение - навык Точное, экономичное, устойчивое выполнение действия, ставшее средством выполнения другого, более сложного действия. Уверенно применяется в новой ситуации

 

Каждое умение в процессе его формирования до состояния навыка проходит ряд этапов:

·
начало осмысления умения;

·
сознательное, но неумелое выполнение;

·
переход умения путем упражнения в навык;

·
применение навыка как высокоавтоматизированного действия.


В табл. 2 показаны особенности поэтапного выполнения двигательных действий.

В зависимости от видов действий различают следующие умения и навыки: интеллектуальные (мышления и памяти), сенсорные (действия по восприятию) и двигательные. По характеру деятельности в учебном процессе различают умения и навыки: интеллектуальные, или умственные (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование), практические, или трудовые (выращивание растений, уход за животными), специальные, или предметные (работа с микроскопом, проращивание семян, выявление особенностей растений и животных), общеучебные (работа с книгой, составление плана, самоконтроль).

Таким образом, умения и навыки – это способность учащихся выполнять разнообразную деятельность на основе приобретенных ими знаний, а выработанные у учащихся умения и навыки способствуют формированию новых умений и навыков, применению усвоенных знаний в новых ситуациях.

Видов деятельности человека огромное количество, но к основным видам относятся общение, игра, учение и труд. Для каждого возрастного периода имеется свой, наиболее характерный вид деятельности: в дошкольном возрасте – игра, в младшем школьном – учение, в среднем школьном – активное овладение различными формами общения. В старшем школьном возрасте становится такая форма учебной деятельности, которая характеризуется самостоятельными нравственными суждениями и оценками учащихся. Это не значит. Что в каждом возрасте ученики заняты только ведущими видами деятельности. Важно постоянно развивать все богатство видов деятельности, обеспечивая всестороннее развитие личности школьников. Однако знание ведущих видов деятельности позволяет учителю более активно использовать и формировать их в учебно-воспитательном процессе.
^ Управление умственным развитием учащихся
Процесс обучения, ориентированный на развитие личности, обычно включает ученика в многостороннюю учебную деятельность с разнообразной системой методов познания, видов обучения на основе целенаправленного управления учителем учебными действиями учеников с учетом уровня их восприятия новых знаний и умений. В процессе обучения у ученика формируется перевод отношения к учебной деятельности в систему внутренних свойств и качеств.

Для эффективного управления формированием интеллектуальных качеств личности необходимо прогнозировать интеграцию специальных процедур учебной деятельности, а также согласовывать их с личностными характеристиками учащихся и на этой основе проектировать условия реального образовательного процесса. Управление интеллектуальным развитием учащихся во многом зависит от условий реальной организации процесса формирования способов деятельности, от четкого выделения и правильности объединения линий, в соответствии с которыми осуществляется подобное управление в процессе обучения.

Одной из таких линий является единство в управлении процессом усвоения знаний и умственных действий. Реализуя управление умственной деятельностью, надо иметь в виду следующие случаи соотношения знаний и действий и их роли во взаимном усвоении: 1) знания составляют содержание действий; 2) знания усваиваются только в процессе совершения действий; 3) действия формируются лишь в процессе усвоения знаний; 4) эффективность усвоения знаний зависит от характера совершаемых при этом действий; 5) эффективность формирования действий зависит от характера усваиваемых при этом знаний.

Другая линия – это управление процессами интериоризации и экстериоризации в умственной деятельности учащихся. Интериоризация – мысленный переход от внешнего к внутреннему. Интериоризацию следует понимать как процесс постепенного перехода ко все более адекватному отражению действительности, полному овладению теми или иными знаниями и действиями. Экстериоризация – мысленный переход от внутреннего к внешнему. В процессе экстериоризации идет дальнейшее усвоение знаний и действий.

Еще одной важной линией управления интеллектуальным развитием учащихся является использование подражательной деятельности ученика. Любое самостоятельное действие человека так или иначе включает элементы подражательности как заимствование опыта деятельности других людей. Любой новый акт деятельности человека зреет, складывается на основе уже имеющегося опыта. В связи с этим учитель в процессе обучения организует первоначальное овладение учащимися интеллектуальными умениями, такими, как «действие по образцу», основанному на принципе «делай как я».
^ Способы деятельности в содержании обучения биологии
Методика обучения биологии ставит целью с помощью знаний и различных способов деятельности сформировать систему ценностных отношений к реальной действительности. Выражается обязательное требование к образовательному процессу и содержанию школьного предмета «Биология»: сформировать у школьников определенный круг практических, интеллектуальных и общеучебных умений.

Практические умения это следующие умения: пользоваться увеличительными приборами и препаравальной иглой, готовить временные микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, пользоваться определителями для установления видов растений и животных, ставить простейшие опыты (прорастание семян, укоренение черенков растений, определение частоты пульса при физической нагрузке), проводить наблюдения и самонаблюдения, распознавать виды растений, грибов и животных по их описанию, рисункам и в природе, основные органы изучаемых растений и животных, строить цепи питания, выращивать растения в комнатных условиях и в открытом грунте, осуществлять уход за ними, высушивать растения и монтировать из них гербарий, соблюдать правила поведения в природе и другие.

Интеллектуальные, или умственные умения – это умения направленные на совершенствование самого процесса познания. Среди них умения: называть, характеризовать, обосновывать, определять, сравнивать, обобщать, систематизировать, наблюдать, вычленять главные признаки, формулировать определения понятия, выявлять причинно-следственные связи, моделировать исследование, экспериментировать, проектировать результаты опыта, анализировать, оперировать знаниями, доказывать, характеризовать свойства изучаемого объекта, объяснять. Овладение системой интеллектуальных умений, формируемой и развиваемой в предмете «Биология» начиная с первых уроков, служит целям научного, доступного раскрытия сущности сложных явлений живой природы.

Общеучебные умения ориентируют учащихся во всех видах учебной деятельности на работу с книгой, текстом учебника, наглядными пособиями, рабочими тетрадями по предмету, составление плана, использование своих знаний в суждениях, внимательную работу на уроке и выполнение различных учебных заданий дома.

Многие умения и навыки, формируемые в процессе биологического образования, характеризуются как предметные, то есть свойственные предмету «Биология». К ним относятся, например, умение сравнивать строение головастика и рыбы, строения цветка ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений, анализировать строение головного мозга птиц или млекопитающих, моделировать цепи питания, наблюдать движение цитоплазмы и др.

В требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы (5-9 кл.) назван ряд предметных умений, которыми должны овладеть учащиеся.

Среди них умения:

·
называть (приводить примеры) основные положения клеточной теории, общие признаки живого организма, основные систематические категории, признаки вида, царств природы, причины и результаты эволюции, законы наследственности, примеры природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;

·
характеризовать (описывать) строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных, деление клетки, обмен веществ и превращение энергии, роль ферментов и витаминов в организме, иммунитет и его значение в жизни человека, размножение, рост и развитие организмов, особенности строения вирусов, среды обитания организмов, экологические факторы, природные сообщества и пищевые связи в них;

·
обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать) взаимосвязь строения и функции клеток; органов и систем органов; организма и среды как основу целостности организма; родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, их генетическое единство, особенности человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью; роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности человека; влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; роль биологического разнообразия о сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений и животных, природных сообществ; бережное отношение к организмам, видам природным сообществам; ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества;

·
определять (распознавать, узнавать, сравнивать) бактерии, грибы, растения, животных и человека, клетки, органы, системы органов растений. Животных и человека, наиболее распространенные исчезающие виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов и отделов, животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;

·
соблюдать правила проведения простых опытов по изучению жизнедеятельности растений, поведения животных, изменения среды обитания под влиянием деятельности человека, бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; поведения человека в природе, здорового образа жизни, личной и общественной гигиены, профилактики отравления ядовитыми грибами и растениями, выращивания культурных растений, ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.


В обучении должны формироваться и общие (общетрудовые) умения, например, умения сравнивать, описывать, определять, доказывать, препарировать, анализировать, интегрировать, моделировать и прочее. Овладение необходимыми общими умениями позволяет учащимся решать новые задачи по аналогии. Причем чем более общими будут усвоенные умения и навыки, тем шире оказывается круг вопросов, к которым они могут быть применены.
^ Методика формирования умений и навыков

в процессе обучения биологии
Содержание школьного предмета «Биология» имеет большие возможности для формирование системы умений и навыков. Поэтому важно систематически ориентировать учащихся не на формальное заучивание учебного материала, а на усвоение его путем оперирования различными интеллектуальными умениями.

Уже на первых уроках биологии следует обучать школьников выполнению тех или иных действий, из которых складывается умение. Первоначально это будут умения предметного характера, например сравнение семян фасоли и тыквы. При этом учитель направляет внимание учеников на выявление сходства и различия в изучаемых объектах по их внешнему виду и внутреннему строению. Используя приемы сравнения объектов, ученики вскоре смогут применять умение сравнивать и в других ситуациях и делать это самостоятельно.

Первостепенное значение при формировании умений имеет прочность образующихся связей, которые укрепляются тренировкой так же, как и подвижность нервных процессов, обеспечивающих переключение этих связей в быстроту реагирования и их интеграцию. Формирование и развитие способов деятельности всегда проходит определенные этапы владения умением и необходимо учитывать условия, которые делают этот процесс эффективным.

^ На первом этапе, то есть на начальной стадии формирования умения и особенно навыка, учеников знакомят с тем, как выполнить действие, которым надо овладеть. Учитель должен объяснить строение действия и назначение операций, входящих в его состав, показать, как надо выполнить действие, отметить цель и характер упражнений.

^ На втором этапе идет усвоение или восстановление знаний, на основе которых будут вырабатываться эти умения, навыки, формулируются правила осуществления действия.

^ Третий этап – показ образца данного действия, чтобы предупредить ошибки первых шагов деятельности, которые могут закрепиться в процессе последующих упражнений. В старших классах показ может быть заменен четким описанием выполнения действия в виде пошагового алгоритма.

^ На четвертом этапе идет практическое овладение действием, выработка правильного умения. Обучающийся начинает сознательно применять правила выполнения действия. Здесь особенно важны анализ действия, разбор ошибок, их предупреждение.

^ Пятый этап – самостоятельные и систематические упражнения.

Важное значение в формировании навыков имеет правильное распределение упражнений во времени. Непрерывное упражнение в течение длительного времени ухудшает результат из-за возникающего утомления. Поэтому целесообразно выполнение упражнений чередовать с осуществлением работ другого типа и отдыхом. На эффективность упражнений существенно влияет также длительность перерыва между ними. Оптимальным является следующее распределение упражнений: более частое повторение их в начале обучения и постепенное удлинение интервалов между ними по мере овладения навыком.

Некоторые учебные приемы и пути их формирования при обучении биологии даны в таблице 3.

^ Таблица 3. Учебные приемы и пути их формирования при обучении биологии

Учебный прием Задание Действия, входящие в состав приема
1. Приемы обучения, основанные на анализе-синтезе
Анализ строения органов Рассмотрите строение органов (растения, животного, человека); опишите их строение Выделение в определенном порядке главных частей органа. Характеристика их. Последовательное подразделение главных частей на более мелкие части, имеющие существенное функциональное значение. Характеристика их
Распознавание органов и организмов по морфологичес-ким признакам Рассмотрите объект и назовите его (плоды, соцветия, корни, листья, раковины, кости, насекомые, черви) Выделение существенных морфологических признаков. Объединение признаков (синтез). Подведение под конкретное понятие (название объекта). Рассмотрение объекта. Выделение существенных признаков. Подведение под конкретное понятие
Сравнение органов и организмов Сравните строение органов. Сравните два процесса. Сравните строение двух организмов. Сравните эволюционное положение двух организмов Определение каждого сравниваемого объекта. Сопоставление этих определений. Установление самого общего сходства. Выделение характерных признаков каждого объекта (анализ). Выделение различных признаков. Вывод из сравнения
2. Приемы установления причинно-следственных связей
Объяснение биологического опыта Укажите, в чем заключается значение опыта. Опишите наблюдаемый сейчас или ранее опыт Определение цели опыта, условий опыта. Перечисления действия при постановке опыта. Описание результатов опыта. Выводы из опыта. Объяснение явлений, наблюдаемых в опыте: на уровне фактов, на уровне понятий
3. Приемы обобщения и систематизации знаний
Формулировка выводов Сделайте вывод из учебного урока. Сделайте вывод из статьи учебника. В чем состоит решение поставленной на уроке проблемы? Подведите итоги своему ответу на определенную тему Установление главного, общего в изучаемых явлениях или предметах. Установление главных причин явлений
Самостоятельное определение понятий Определите содержание понятий Выделение при наблюдение существенных признаков объектов и явлений. Отбрасывание несущественных признаков различия. Обобщение сходных признаков. Определение понятия
Экологическая характеристика (организма) Укажите в чем выражается взаимосвязь данного организма с внешней средой; в чем заключается исторически сложившаяся приспособленность органа (организма) к внешней среде; в чем проявляются адаптивные черты функций органа Выяснение среды обитания. Указание на форму, окраску, размеры тела, расчленения на основные отделы (анализ). Проведение оценки приспособленности внешнего строения организма к среде обитания. Определение приспособленности деталей внешнего строения к факторам среды. Описание приспособительных черт функций органов (если требуется по заданию). Вскрытие общих причин приспособленности (роль факторов эволюции)
Биологическая характеристика организма Рассмотрите организм и выделите признаки, отражающие биологические закономерности Выделение признаков, характеризующих систематическое положение объекта. Выделение признаков, показывающих взаимосвязь строения и функции. Выделение признаков приспособленности к среде обитания (адаптивных). Выделение признаков, отражающих уровень исторического развития данного объекта


Умение считается усвоенным, если ученик:

·
знает область применения умения, или навыка, понимает особенности источников биологических знаний – текста учебника, натурального или изобразительного наглядного пособия;

·
знает содержание и последовательность действий, план работы;

·
практически пользуется этими действиями в любой учебной ситуации, в том числе в новой.


О ходе формирования навыка можно судить по таким показателям, как скорость и качество, самостоятельность выполнения действия. Навык высокого уровня характеризуется систематическим достижением хороших результатов. Если же успешность действия сохраняется при включении его в системы других более сложных действий, то это свидетельствует о наличии хорошо сформированного навыка.

Изучение опыта работы школы показывает, что нередко сам учитель сообщает ученикам наиболее существенные признаки изучаемых объектов, делает за них обобщения и выводы. Все это снижает познавательную деятельность учеников, не развивает нужные умственные умения, самостоятельность в учебной деятельности. Истинное овладение понятиями возможно лишь в процессе активной познавательной деятельности, которая строится на базе разных приемов мышления.

В целом проблема формирования умений относится к числу наиболее сложных в практике работы любого учителя биологии. Одна из причин этого положения состоит в том, что овладение умениями во многих случаях объективно труднее для учащихся, чем усвоение знаний, и от учителя здесь требуется особенно хорошее знание методики и целенаправленная работа.
Литература:

4.
Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учеб. для студ. пед. ин-тов. 4-е изд. М., 1983.

5.
Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания. М., 1985.

6.
Пономарев И.Н., Соломин В.П., Сидельни<

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...