Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особый ребенок – вчера, сегодня, завтра

Особый ребенок – вчера, сегодня, завтра

 

(Образование и психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в XXI веке)

 

Учебное пособие

для системы повышения квалификации специалистов системы специального образования и органов управления образованием

 

Москва 2007


Учебное пособие для системы повышения квалификации специалистов системы специального образования и органов управления образованием

 

 

Малофеев Н.Н.

Особый ребенок – вчера, сегодня, завтра. (Образование и психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в XXI веке) / Н.Н. Малофеев

 

 

Рецензенты:

 

В.С. Лазарев, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, директор ГНУ «Институт стратегических исследований в образовании РАО»

А.Г. Зикеев, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»

 

В учебном пособии представлены современные представления о философии, истории, современном состоянии и перспективе развития западноевропейских и отечественной систем специального образования. Пособие содержит инструмент анализа и прогнозирования развития национальных систем специального образования. Авторская разработка имеет целостное концептуальное обоснование; опирается на анализ современных тенденций развития системы специального образования; содержит доступные алгоритмы экстраполяции системного, обобщенного опыта образовательной интеграции в конкретные региональные структуры образования детей с ограниченными возможностями здоровья; описывает возможности внедрения вариативных форм интегрированного воспитания и обучения этих детей на современном этапе.

Учебное пособие предназначено для работников социальной сферы, специального образования, административного управления, представителей неправительственных организаций, а также системы профессионального образования и повышения квалификации.

 

 

©

© ГНУ «Институт коррекционной педагогики», 2007

 

 


 

Системы специального образования стран Западной Европы и России в настоящее время проживают эволюционную фазу, перехода на новый уровень и активно модернизируются. В силу этого обстоятельства знакомство с западноевропейским тридцатилетним опытом интеграции, его аналитическое осмысление и для наших соседей и для нас представляется крайне важным. Благодаря совместному проекту Министерства Фламандского Общества. Отдел Образования и Министерства образования и науки Российской Федерации, длящемуся с небольшими перерывами с 1992 года, российские специалисты имели возможность изучать модели интеграции, реализуемые во Фландрии.

Ныне все страны континента признают интегрированное обучения (инклюзию) наиболее перспективной организационной формой обучения детей-инвалидов, однако каждая из стран идет к общей цели своим путем. Его должна найти и Россия. Успех в деле формирования индивидуализированной траектории получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья может быть обеспечен при условии сохранения уникального наследия отечественной дефектологической науки и критического переноса и адаптации современных зарубежных моделей интеграции.

 


Введение

 

1. Инструмент анализа и прогнозирования тенденций развития

национальных систем специального образования 6-11

 

2. Становление и поэтапное изменение практики обучения детей с

недостатками физического и умственного развития в Западной Европе 11-26

2.1. Обретение ребенком-инвалидом права на жизнь (VIII до н.э. – XIII в) 11-13

2.2. Обретение ребенком-инвалидом права на призрение (XIII в. – XVIII в) 13-16

2.3. Обретение права на специальное обучение глухими, слепыми

и умственно отсталыми детьми (XVIII в. – начало XX в.) 16-19

2.4. Обретение большинством детей с отклонениями в развитии

гарантированного государством права на специального обучение

(начало XX в.– 70-е гг. ХХ в.) 19-22

2.5. Государство предоставляет детям с особыми образовательными

потребностями право как на специальное, так и на интегрированное

обучение (конец 70-х гг. ХХ в. – по настоящее время) 22-26

 

3. Социокультурные факторы, обусловившие социальную и

образовательную интеграцию инвалидов, детей с особыми потребностями,

а также реконструкцию национальных систем специального образования 26-65

3.1. Новые ценности и идеалы: открытое гражданское общество –

безбарьерный мир 29-30

3.2. Язык отражает смену взглядов: от термина «Handicapped children»

к термину «Сhildren with Special Needs» 30-34

3.3. Государство формирует готовность общества к интеграции

в него инвалидов 34-40

3.4. Новый правовой статус ребенка с особыми образовательными

потребностями и его семьи 40-44

3.5. Открытое общество - открытая образовательная система 44-45

3.6. От политики институционализации к политике интеграции:

новый этап в развитии европейских систем специального образования 46-65

 

4. Становление и поэтапное изменение практики обучения детей

с недостатками физического и умственного развития в России 65-

4.1. Обретение ребенком-инвалидом права на жизнь (X в. - начало XVIII в.) 66-68

4.2. Обретение ребенком-инвалидом права на призрение (1706 -1806) 68-73

4.3. Обретение права на специальное обучение глухими, слепыми и

умственно отсталыми детьми (начало XIX в. – 30-е гг. ХХ в.) 73-85

4.4. Обретение большинством детей с отклонениями в развитии

гарантированного государством права на специальное образование

(30-е гг. – 1991) 86-93

4.5. Государство предоставляет детям с особыми образовательными

потребностями право как на специальное, так и на интегрированное обучение

(1991 – по настоящее время) 93-96


5. Социокультурные факторы, обусловившие реконструкцию

отечественной системы специального образования и освоение

интеграции 96-102

 

6. Национальная модель интегрированного обучения 102-114

 

7. Модернизация отечественной системы специального образования

на рубеже ХХ – ХХI веков 1114-123

 

8. Противоречия современного периода 135 142

 

Библиография 142-143


Введение

 

Система специального образования является одним из важнейших институтов государства. Ее развитие связано с социально-экономическим устройством страны, ценностными ориентациями государства и общества, их отношением к инвалидам и детям с физическими и умственными недостатками, гражданским правом, законодательством в сфере образования в целом, уровнем развития медицины, специальной психологии и коррекционной педагогики, мировым историко-педагогическим процессом. Тем не менее вплоть до последнего десятилетия ХХ века историки дефектологии ограничивались более или менее подробным рассказом о возникновении и становлении отдельных направлений специального обучения детей с недостатками физического и умственного развития. Обращаясь к прошлому сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики или логопедии, исследователи акцентировали свое и читателя внимание на первых случаях индивидуального обучения глухих, слепых или умственно отсталых детей, прецедентах открытия специальных образовательных учреждений, и, главным образом, на истории формирования научных взглядов, зарождения научных школ, как правило, критически оценивая их с позиций своего времени (А.Г. Басова, А.Н. Граборов, А.И. Дьячков, Х.С. Замский, А.И. Скребицкий, В.А.Феоктистова и др.). Возникновение и эволюция практики обучения - отечественной системы специального образования в целом – никогда не были предметом комплексного разноаспектного анализа, вводящего эту систему в контекст мирового историко-педагогического процесса. Острая необходимость такого рода научного анализа становится очевидной, как только Российская Федерация интегрируется в мировое сообщество. Имеющиеся и по сути закончившиеся в 70-х годы прошлого века историко-педагогические исследования развития отдельных областей коррекционной педагогики не обладают объяснительной силой по отношению к реалиям нового времени и не содержат прогностического потенциала.

Под влиянием социально-политических изменений, потрясших нашу страну в конце ушедшего столетия, произошел резкий перелом в ценностных ориентациях государства - переосмысливаются гражданские права человека, в частности, права ребенка, права инвалида. Кардинальная смена ценностных ориентиров, прежде всего на официальном уровне, неминуемо приводит к переоценке государством и обществом ранее созданной системы специального образования, к формированию новых представлений о стоящих перед ней целях. На федеральном и региональном уровнях множатся инициативы по внедрению в практику нетрадиционных методов психолого-педагогической коррекции, новых форм организации специального обучения, активно копируются западные модели обучения детей «со специальными нуждами». Приоритет отечественной дефектологической науки в мире подвергается сомнению. Прежний достаточно оптимистический прогноз развития российской системы специального образования и результативность ее функционирования начинает вызывать сомнения и у родителей детей-инвалидов, и у заинтересованных ведомств, и у общества в целом. Кризис представлялся столь глубоким, что стратегия его разрешения в какой то момент сводится к альтернативе: продолжать ли совершенствовать существующую систему специального образования либо, взяв за основу западные образцы, полностью ее перестроить.

На наш взгляд, как избыточно хвалебные характеристики системы специального образования советской поры, так и драматически-негативные оценки начала 90-х годов субъективны и не всегда справедливы. Опорой для разработки стратегии и тактики обновления названной системы в условиях построения государства и общества нового типа должны стать результаты научных исследований. Необходим анализ историко-генетических и социокультурных основ возникновения и становления национальных систем специального образования, невозможный без изучения характера эволюции отношения государства и общества к инвалидам, процесса обретения ими гражданских прав, в том числе права на образование.

Выделение отношения государства и общества к инвалидам, детям с физическими и умственными недостатками как объекта исследования привело к такой постановке проблемы, которая предполагает выход за рамки традиционных исследований в области истории дефектологии и существенное расширение пространственно-временных координат.

Возникла необходимость внимательно изучить ход эволюции отношения к людям с отклонениями в развитии в различных странах Европы с античных времен до наших дней, систематизировать обширный исторический материал. Одним из эффективных способов систематизации является периодизация процесса эволюции отношения государства и общества к детям с отклонениями в развитии. Использование периодизации в качестве инструмента позволяет выявить и рассмотреть критические моменты европейской цивилизации, сначала обеспечивающие изменение взглядов на инвалида, затем возникновение практики индивидуального обучения глухонемых и слепых детей, открытие первых частных, городских, наконец, государственных специальных школ, зарождение и стремительное строительство национальных систем специального образования. Прибегнув к предложенной периодизации мы можем рассматривать эти явления как социокультурные феномены, находить обоснованные ответы на вопросы, волнующие сегодня и дефектологов, и родителей, и государство и общество в целом, а именно:

l Почему возникла необходимость модернизировать отечественную систему специального образования, прежде считавшуюся одной из лучших в мире?

l Что предпочтительнее сохранить в неизменном виде ранее построенную сеть специальных (дошкольных и школьных) учебных заведений либо, отказавшись от нее, интегрировать детей с ограниченными возможностями здоровья в обычные ДОУ и школы?

l Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья новация конца ХХ века, быстропроходящая «образовательная мода» или историческая закономерность?

l Насколько необходимо создание национальной модели организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками?

l Следует ли России искать свои пути и организационные формы интегрированного обучения или достаточно скопировать западные модели интеграции?

 

Прежде всего, чем попытаться ответить на перечисленные вопросы, познакомим читателя с авторской периодизацией эволюции отношения государства и общества к детям с физическими и умственными недостатками.

1. Инструмент анализа и прогнозирования тенденций развития национальных систем специального образования

Ретроспективный анализ обширного массива исторических данных, характеризующих социально-культурный контекст жизни западноевропейских стран и России с древнейших времен до наших дней, позволил выделить некие поворотные моменты, прецеденты явной перемены отношения государства к детям с физическими и умственными недостатками, приводящие к изменению их правового статуса. В истории христианской культуры и европейской цивилизации можно выделить пять периодов эволюции отношения государства и общества к таким детям и построить периодизацию.

Соотношение периодов

На современном этапе

 

Проведенные в середине 90-х годов исследования позволили определить современный период как переходный по своей сути и обосновать необходимость модернизации действующей системы специального образования. Являясь ведущим научным центром страны в области специального образования, ИКП РАО в 1992 году определил круг первоочередных задач, успешное решение которых, по мнению Ученого совета Института, могло обеспечить планомерное поэтапное реформирование российской системы специального образования. Перечислим эти задачи:

- поддерживать и развивать функционирующую государственную систему специального образования за счет введения инноваций на уровне вариативности форм организации, методов и средств обучения в рамках существующего содержания специального образования;

- целенаправленно проводить переподготовку кадров, поддерживая такой уровень профессиональной компетенции работников ведущих специальных образовательных учреждениях страны, который может обеспечить максимально возможное в рамках существующей системы качество обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- проектирование системы специального образования XXI века.

Работа по подготовке проекта модернизации российского специального образования потребовала:

- обобщить результаты многолетних экспериментов по ранней (от 0 до 3 лет) психолого-педагогической коррекции детей с нарушениями слуха, интеллекта, речевыми нарушениями с целью создания государственной системы комплексной диагностики и коррекции различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, начиная с первых месяцев жизни;

- определить систему показаний для интеграции ребенка с выраженными отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения;

- разработать национальную модель интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях различных видов;

- разработать содержание и формы специализированной поддержки интегрированных детей; разработать содержание и формы переподготовки специалистов массовых учреждений, куда в будущем будет интегрироваться все большее число детей ограниченными возможностями здоровья;

- переосмыслить цели, содержание, методы, средства и организационные формы специального образования с учетом усложняющегося контингента детей и изменения экономических и социально-культурных условий жизни;

- разработать концепцию нового содержания специального образования детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и соответствующую ей концепцию подготовки кадров нового поколения специалистов;

- обеспечить клиническое, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое изучение детей с ограниченными возможностями здоровья, не охватывавшихся ранее государственной системой воспитания и обучения (например, дети со сложной структурой дефекта); на основе интеграции результатов предшествующих исследований и данных экспериментального изучения определить содержание, методы, организационные формы их обучения;

- на основе изучения общего и специфического в развитии разных категорий детей построить максимально полные «карты» (модели, шкалы) основных содержательных линий развития ребенка, указав на них все возможные «обходные пути» в достижении этапных задач.

В 1996 году ИКП РАО предложил Министерству образования Российской Федерации, всем заинтересованным ведомствам и специалистам проект «Программы мер, направленных на создание условий для планомерного перехода российской системы специального образования на качественно новый этап своего развития». Программа являлась документом долговременным, рассчитанным на весьма продолжительный срок и поэтапное исполнение с учетом экономических возможностей государства.

По замыслу Ученого совета Института, принятие программы требовалось для того, чтобы зафиксировать стратегический путь модернизации системы специального образования, наметить ближайшие и перспективные задачи, определить тактику реализации заявленной стратегии развития, выделить этапы на этом пути, определить их последовательность, объединить усилия высококвалифицированных профессионалов-дефектологов, работающих в различных организациях разных регионов страны. Не менее важной представлялась консолидация профессионалов разной ведомственной подчинённости (экономистов, юристов, руководителей органов образования, здравоохранения, социальной защиты, социологов, медиков, психологов, педагогов), равно озабоченных судьбой детей с ограниченными возможностями здоровья и компетентных в обсуждении этих проблем. Институт предлагал провести широкое конструктивное обсуждение проекта программы на государственном уровне, что в силу ряда объективных и субъективных причин осуществить не удалось. Вместе с тем названный Проект по сей день не утратил своей актуальности, более того - время доказало точность прогноза, актуальность избранных приоритетов.

Модернизация системы специального образования подразумевает создание механизма ее устойчивого развития как максимально гибкой системы, реально взаимодействующей со структурами общего образования. При этом требуется сохранить традиционные ценности специального образования:

· продвижение ребенка по пути нормального психического развития,

· предупреждение и коррекция вторичных по своей природе нарушений,

· личностное развитие ребенка,

· формирование жизненной компетенции,

· уровень образования.

Преобразуемая система должна функционировать в едином образовательном пространстве России, обеспечивая реализацию особых образовательных потребностей, обусловленных как биологической дефицитарностью ребенка, так и социально-культурной депривацией - нарушением нормальных условий воспитания и обучения. Предстоит оказывать специальную психолого-педагогическую помощь не только детям с нарушениями в развитии (как это было ранее и практикуется сегодня), но и детям группы риска, а также детям, своевременно не охваченным системой образования или «выпавшим» из нее.

Конечной целью модернизации является построение системы специального образования нового типа, предусматривающей:

· Охват всех нуждающихся детей специальной психолого-педагогической помощью.

· Максимально раннее (с первых месяцев жизни) выявление подозрений на отклонения в развитии ребенка.

· Максимально раннее (на первом году жизни) выявление нарушений в развитии ребенка и безотлагательное оказание ему медико-психолого-педагогической помощи, а также консультативной помощи семье.

· Обязательное включение родителей в процесс обучения и воспитания ребенка, их целенаправленная подготовка силами специалистов.

· Создание образовательных учреждений нового (комбинированного) типа.

· Придание действующим специальным (коррекционным) образовательным учреждениям новых функций оказания специальной педагогической помощи детям, интегрированным в близлежащие общеобразовательные учреждения, а также консультативной помощи родителям и педагогов общеобразовательных учебных заведений.

· Свободу выбора родителями форм организации образования и вида учебного заведения.

· Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях любого образовательного учреждения, а также психологическое консультирование семьи.

· Принятие стандарта специального образования для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья, предусматривающего минимально необходимые достижения как в сфере образования, так и жизненной компетенции.

· Технологическую модернизацию специального образования на основе широкого использования информационных технологий для решения собственно развивающих и коррекционных задач обучения детей, начиная с дошкольного возраста.

· Подготовка кадров специалистов нового поколения.

 

Содержанием третьего (нынешнего) этапа системы специального образования становится ее структурно-функциональная, содержательная и технологическая модернизация. К числу первоочередных шагов мы относим:

I. Принятие закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (о специальном образовании)». Приведение законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации в соответствие с международными обязательствами России и Конституции Российской Федерации с целью исключения дискриминации инвалидов в сфере образования и профессиональной деятельности.

II. Создание государственной системы раннего выявления и ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья во всех субъектах Российской Федерации, ее научно-методическое обеспечение и целенаправленная подготовка кадров.

III. Определение механизма взаимодействия структур специального и массового образования, разработка национальной системной модели организации интегрированного обучения детей, создание принципиально новых учебных заведений - комбинированного типа, принципиально новых форм организации – смешанных групп и классов, придание уже существующим специальных (коррекционным) общеобразовательным заведениям новых функций – сопровождение интегрированных детей.

IV. Технологическую модернизацию системы специального образования на основе широкого внедрения специализированных ИТ, ориентированных на решение собственно развивающих и коррекционных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, широкое использование специализированных ИТ в сфере профессиональной подготовки психологов и педагогов, развитие системы дистанционного обучения, использование средств телекоммуникации и создание ресурсов в сети Интернет, ориентированных на помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.

V. Создание системы психолого-педагогической помощи детям с выраженными нарушениями эмоционального развития, ранним детским аутизмом, прежде не охватывавшимися системой образования; консультативной помощи семьям, их воспитывающим.

VI. Модернизацию содержания подготовки и переподготовки дефектологов и практических психологов – интеграция науки и образования.

 

I. Принятие закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (о специальном образовании)». Приведение законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации в соответствие с международными обязательствами России и Конституции Российской Федерации с целью исключения дискриминации инвалидов в сфере образования и профессиональной деятельности.

 

Первоочередным шагом, безусловно, должно стать принятие Закона, сегодня Россия – одна из немногих держав, в которой отсутствует антидискриминационный закон, обеспечивающий право граждан с ограниченными возможностями здоровья на специальное образование. Когда-то Дания первой законодательно наделила детей-инвалидов правом на школьное обучения (1817), из ныне действующих наиболее «продвинутые» законы о праве детей-инвалидов на образование действуют в США (1975), Швеции (1980), Нидерландах (1985), Великобритании (1985-91).

За последние 15 лет в Российской Федерации вступили в силу более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов детей-инвалидов. Их образовательные права закреплены в Семейном кодексе Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также в Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», в Федеральных законах от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и других. Особое значение имеет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющий государственную политику, в том числе и в области социальной защиты детей-инвалидов. «Вместе с тем ряд основополагающих требований международных актов в отношении детей-инвалидов пока еще не нашел своего отражения в российском законодательстве. По-прежнему отсутствует закон о специальном образовании, нормативно-правовое регулирование интегрированного образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, патронатного семейного воспитания, независимого контроля за соблюдением прав детей» [3].

Принятие Закона, по мнению его разработчиков, позволило бы обеспечить реализацию государственных гарантий на получение определенного уровня образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Данный законопроект устанавливал ряд важных правовых норм, а именно:

- определял государственную политику в области специального образования;

- устанавливал компетенцию Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области специального образования;

- устанавливал в области специального образования права лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе на освидетельствование и соответствующее признание права на специальное образование и получение государственного именного образовательного обязательства;

- определял формы получения специального образования (обучение на дому, обучение во время пребывания в стационарном лечебном учреждении, интегрированное обучение и т. д.);

- определял типы и виды специальных образовательных учреждений в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых ими образовательных программ, направлениями деятельности по реабилитации и возрастом обучающихся (воспитанников);

- фиксировал особенности аттестации лиц с ограниченными возможностями здоровья, определял цели, задачи и механизмы деятельности психолого-медико-педагогических консультаций и психолого-медико-педагогических центров;

- устанавливал порядок нормативного финансирования специального образовательного учреждения, которое складывается из прямого финансирования из бюджета учредителя и средств, получаемых из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации в размере, соответствующем государственному именному образовательному обязательству;

- определял особенности реорганизации и ликвидации, а также особенности лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В 2002 году Парламентской Ассамблеей стран СНГ был принят Модельный Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», который является основой для разработки, принятия и (или) совершенствования национального законодательства в области специального образования государств - членов СНГ. Закон дает определения понятиям «ограниченные возможности здоровья», «интегрированное образование» и определяет другие формы специального образования. Подробно характеризует образовательные учреждения специального образования. Закрепляет права детей и родителей, содержание понятия полное государственное обеспечение. В Законе раскрывается в обобщенном виде механизм финансирования специального образования.

В силу отсутствия федерального закона отдельные субъекты Российской Федерации решились на принятие региональных законодательных актов, так, в 2002 году в Ленинградской области принят Областной Закон «О специальном (коррекционном) образовании в Ленинградской области». Подготовлен и передан в Правительство Москвы (ноябрь 2006 года) проект Закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве».

В то же время совершенствование законодательства не оказывает должного влияния на изменение ранее сложившейся практики, причина тому – неудовлетворительное исполнение действующего законодательства органами государственной власти Российской Федерации. В 2006 году это положение многократно фиксировалось в документах официальных и общественных слушаний по проблеме специального образования, отмечались причины, мешающие лицам с ограниченными возможностями здоровья реализовывать законодательно закрепленное право на образование [4,7]. В частности, в рекомендациях парламентских слушаний «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 24 апреля 2006 года говорится о «наличии определенных трудностей и проблем, заметно влияющих на реализацию конституционного права на получение лицами с ограниченными возможностями здоровья образования». По мнению парламентариев, дискриминация детей-инвалидов в сфере образования происходит в силу разных причин, в частности, из-за:

- отсутствия единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях и консультирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;

- трудности создания специальных образовательных условий в рамках действующих форм организации учебного процесса;

- отсутствие системной подготовки и переподготовки кадров для обучения инвалидов, как в системе общего, так и в системе профессионального образования.

Среди ключевых задач, на решении которых следует «сконцентрировать административные и ресурсные возможности», участники парламентских слушаний выделили «интеграцию существующей системы специального (коррекционного) образования в единое образовательное пространство и развитие учреждений общего образования, начального и среднего профессионального образования на основе внедрения эффективных образовательно-реабилитационных технологий и единых образовательных стандартов».

На сегодня отсутствуют четкие нормативные правовые акты, определяющие работу специальных (коррекционных) образовательных учреждений (СКОУ). Крайне недостаточна сеть образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих адаптивную среду для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Выпускники СКОУ, прошедшие хорошую социальную реабилитацию, а также выпускники с ограниченными возможностями здоровья учреждений профессионального образования зачастую являются неконкурентоспособными на рынке труда. Лишь 15-18% от общего количества инвалидов трудоспособного возраста имеют постоянную работу. Число студентов-инвалидов в российских вузах несоизмеримо меньше потенциально возможного, тогда как 60% молодых инвалидов, имеющих высшее или среднее образование находят постоянную работу. Среди выпускников МГТУ им. Баумана, где создана непрерывная система образования для слабослышащих, 100% выпускников трудоустраивается.

С 1 января 2005 года, в связи с принятием Федерального закона 122-ФЗ от 22.08.2004 года, вступили в действие новые редакции Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». С этого момента вопросы обеспечения права лиц с ограниченными возможностями на получение общего (полного) образования находятся в компетенции субъектов Российской Федерации, что создает неравные условия для людей, проживающих в различных регионах. Нарушается равенство конституционных прав на получение общего образования наименее мобильной группы населения.

В законодательстве не оговорена возможность установления более высоких нормативов финансирования специальных образовательных учреждений и нормативов финансирования обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных учреждениях с учетом особых потребностей данных учреждений и обучающихся.

В контексте реформирования Министерства образования Российской Федерации, осуществленного и 2004 году, оказались упраздненными структуры, прежде обеспечивавшие управление ССО на федеральном и региональном уровнях. По примеру Федерального Министерства органы образования субъектов Российской Федерации стали ликвидировать или сокращать свои профильные управления и отделы, в большинстве регионов из-за отсутствия соответствующих кадров резко снизился контроль действующей системы специального образования.

«Необходимо отметить, что ситуация в сфере образования динамично меняется. Одним из наиболее значимых событий текущего года является реализация приоритетного национального проекта «Образование». Специальные общеобразовательные учреждения не были первоначально охвачены мероприятиями проекта (дополнительные выплаты за классное руководство в целях повышения воспитательной работы, выдвижение на получение грантов общеобразовательных учреждений и лучших преподавателей), но, по информации Правительства России, это будет исправлено, и учреждения образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в полной мере примут участие в проекте» [4].

 

II. Создание государственной системы раннего выявления и ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья во всех субъектах Российской Федерации, ее научно-методическое обеспечение и целенаправленная подготовка кадров.

 

В последнее десятилетие одним из приоритетов развития специального образования стало создание недостающего звена - системы раннего (с первых месяцев жизни) выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка - как базиса для последующего процесса воспитания и обучения и необходимого условия социальной и образовательной интеграции. Новый базис системы специального образования обеспечивает возможность максимально широкого охвата детей с нарушениями в развитии на ранних этапах онтогенеза, что способствует предупреждению и наиболее эффективной коррекции вторичных нарушений в развитии.

Максимально раннее начало комплексной психолого-медико-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями и/или ограниченными возможностями здоровья, является фактором оптимизации образовательных возможностей и социально-экономических перспектив ребенка, шагом к с

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...