Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становления и поэтапное изменение практики обучения детей с недостатками физического и умственного развития в Западной Европе

 

2.1. Обретение ребенком-инвалидом права на жизнь (VIII до н.э. – XIII в).

 

В архаичном мире главенствуют задачи выживания отдельного человека и рода в целом. Значимы ценности благополучной жизни тела человека и тела его рода, установления порядка, предсказуемости во взаимодействии природных ритмов жизни человека и его среды. Традиционное сознание защищается от всякого сбоя в установленном порядке вещей, от всякой «инакости».

Античное государство, заботившееся о здоровье детей мужского пола, претендующих на обретение во взрослом возрасте статуса гражданина и воина, отказывает в праве на жизнь даже сыновьям аристократов, если при рождении на них лежит печать физической несостоятельности, дабы те своей личной слабостью не нарушали могущества государства.

Христианство приносит новые нравственные ценности, предлагает новую картину мира и новый взгляд на немощного человека. Высшей ценностью признается сопереживание другому, милосердие провозглашается не просто добродетелью, но обязанностью крещеного человека. Христианство закладывает фундамент толерантного отношения к людям вне зависимости от их происхождения, социального положения, физической силы или степени смышлености.

Признав христианский постулат о том, что право на жизнь даруется Богом и не может быть отобрано человеком, власть не может более терпеть детоубийство, которое с IY века расценивается европейским судом как посягательство на Божью волю, преступление. На это время приходятся первые попытки законодательно защитить любого младенца, в том числе болезненного и хилого от смерти. Однако, уходящая корнями в архаичные времена традиция недоброжелательного отношения к немощным, уродливым, глухонемым, слепым, слабоумным, душевно больным оказалась столь прочной, что западноевропейскому обществу понадобилось тысячелетнее воздействие христианской религии, прежде чем самые милосердные его члены смогли взглянуть на ребенка-инвалида не с насмешкой, презрением или ненавистью или ужасом, но с жалостью и состраданием.

Первыми, кто переступил незримую черту и подал пример участливого и милосердного отношения к людям, отторгаемым большинством, оказались немногочисленные церковные подвижники. Поначалу только монастырские хосписы и приюты оказывали в Европе помощь больным и увечным, там убогие взрослые и дети могли получить кров и пищу. В лоне христианской церкви рождаются милосердное отношение к убогим, деятельная благотворительность, призрение слабоумных, людей с физическими недостатками.

Со времени Крестовых походов и бурного развития городов благотворительное попечение нищих и безродных инвалидов перестает быть прерогативой христианской церкви. В XI-XII веках созданием разнообразных богоугодных заведений, наряду с католическими конгрегациями, начинают заниматься городские органы самоуправления. В XII-XIII столетиях круг творцов деятельной благотворительности пополняется милосердными монархами. Призрение сирот, нищих и убогих постепенно входит в сферу внимания городской и верховной власти.

Христианское, милосердное, отношение к убогим осваивалось медленно и трудно всеми европейцами, но южане оказались более нетерпимыми, чем северяне и к инородцам, и к иноверцам, и к людям с физическими и умственными недостатками. Причина тому различия в культурной почве, на которую ложились новые нравственные ценности: созвучие христианского отношения традициям северян, и расхождение с обычаями южан.

Первый период эволюции отношения государства и общества к людям с физическими и умственными недостатками завершается в Западной Европе тем, что церковь, город и верховная власть оказываются партнерами в деле их призрения. Совпадение интересов столь влиятельных политических сил и объясняет переход европейцев в следующий период отношения к людям с недостатками физического и умственного развития. Почти два тысячелетия понадобилось европейскому государству, чтобы пройти путь от агрессии и нетерпимости до осознания необходимости социальной опеки инвалидов.

 

2.2. Обретение ребенком-инвалидом права на призрение (XIII в. – XVIII в)

 

Урбанизация, расширение контактов с иноземцами и иноверцами порождает ростки терпимого отношения западных европейцев к человеческой инакости, в том числе к физически неполноценным соплеменникам. Эпидемии и голод, обрушившиеся на континент в XIV-XV веках, ухудшают отношение к инаким, с чьим присутствием европейцы едва смирились. Инквизиция возвращает и усугубляет неприязнь к носителям психических и телесных недостатков – они приравниваются к политическим врагам. Однако и в беспощадном мире находятся милосердные христиане, чье сострадание к убогим и калекам реализуется в форме личного добродеяния (милостыни), не находя, к сожалению, широкого отклика в атмосфере охоты на ведьм.

В контексте борьбы аристократии за личные свободы и привилегии, совершенствования сословного права, законодательно оформляется право детей из дворянских, а затем бюргерских и купеческих семей на получение наследства. Лидерство в этом направлении принадлежит Англии, принявшей Великую хартию вольностей (1215). Со временем необходимость закрепить расширяющиеся права бюргеров повсеместно заставляет юристов рассматривать и уточнять правоспособность наследников-инвалидов. В ХVI веке имущественное право инвалидов ставится в зависимость от сословной принадлежности, финансового положения, времени наступления и стойкости недуга, а также умения вступать в контакт, говорить, читать, писать, понимать иерархию родственных связей и определять разумность и выгодность предпринимаемых действий. Более десяти веков прошло от момента признания европейским государством витальных прав инвалидов до первого и частичного признания права на собственность наследников мужского пола, принадлежащих к дворянству или бюргерству. Согласно законодательству Нового времени, ответственность за патронат над психически больными людьми делят между собой семья и город.

Реформация и переход к культуре Нового времени меняют мировоззрение европейцев. Протестантизм задает собственные образцы добродетельного поведения. В понятие праведной жизни входит деятельная забота о жизни своей семьи, своего города, своей страны. Именно протестантизм провозглашает грамотность и деятельную благотворительность обязанностью христианина, «приводя» на смену милостыни страждущим организованную филантропию. В протестантских странах государи и муниципальные власти совместно с церковными реформаторами энергично, сознательно и последовательно формируют светскую благотворительность. В круг творцов деятельного милосердия активно входит частное лицо, гражданин.

Горожане начинают осознавать ценность образования. В границах ХIV-XV веков последовательно растет заинтересованность европейского бюргерства в обучении детей грамоте, в XVI-XVII столетиях подобную заинтересованность все чаще начинают проявлять и родители глухих детей. К тому времени благодаря длительному существованию университетов, выпускающих квалифицированных юристов, врачей, педагогов, родителям нетрудно найти интеллектуалов, готовых исполнить их заказ на лечение, обучение или правовую защиту ребенка-инвалида.

Развитие науки, университетского образования, обостренный интерес к законам мироустройства, причинно-следственным отношениям между явлениями связаны с ценностями Нового времени – способностью человека к преобразованию мира. Благодаря бурному развитию естественных наук возникает исследовательский интерес к природе глухонемоты, и в разных странах предпринимаются попытки преодолеть ее посредством индивидуального обучения.

К концу XVII столетия успешное индивидуальное обучение глухонемых становится рядовым явлением городской жизни ряда европейских стран.Талантливые пионеры сурдопедагогики опровергли точку зрения античных классиков о мистической природе глухоты и убедительно доказали возможность успешного обучения глухонемых чтению, письму, произношению, основам наук. Просвещенное общество, городские власти и государство получают возможность увидеть результат работы, прежде представлявшейся бесполезной. И все же ни в одной стране долгое время успешное индивидуальное обучение глухонемых не приводило к созданию для них школ. Не позволяло сделать важный шаг вперед не отсутствие теоретических разработок, методик обучения или искусных сурдопедагогов, а совпадение позиций государства, закона, религиозного догмата и общественного мнения в отношении людей с физическими и умственными недостатками. Даже признав милосердие обязанностью христианина, европейцы с трудом переходили к деятельной благотворительности, обучение же глухого ребенка грамоте представлялось подавляющему большинству образованных людей невозможным и ненужным.

По сходным причинам не получают доступа к школьному обучению и слепые дети. Европа знала немало незрячих музыкантов и по достоинству ценила их исполнительское мастерство, но, проявляя милосердие к нищему слепцу, европейцы в массе своей не находили смысла учить его грамоте. Прецедент создает математически одаренный англичанин Николас Саундерсон (1682-1739), ослепший в раннем возрасте. В Англии с ее многовековой традицией гражданских прав и свобод Н. Саундерсон - не «безгласный калека», но гражданин, наделенный правами, в том числе правом на образование. Подчеркнем, что прецедент возник в королевстве, где существовала разветвленная сеть государственных, городских и частных учебных заведений, в коих при условии оплаты мог учиться любой желающий. В конце XVII – начале XVIII века приход незрячего ученика не смутил ни администрацию, ни школяров, ни их родителей. К моменту поступления Саундерсона в Кембридж, страна имела пяти вековую историю университетского образования, насыщенную научную и культурная жизнь.

Умственно отсталые дети остаются вне поля зрения европейцев. До тех пор, пока школьное образование не станет всеобщим, государство не задумается об организации их обучения. В тоже время благодаря философам-просветителям и педагогам-гуманистам с конца XVII столетия просвещенная часть европейского общества начинает обсуждать вопрос о праве «ненормальных» детей на такое образование, какое дается детям их круга, и впервые выдвигается идея о возможности обучения умственно отсталых.

Приоритет учреждения государственных школ для глухих и для слепых принадлежит Франции. Король Людовика XVI признал за детьми с недостатками слуха и зрения право не обучение и предоставил частным школам Шарля Эпе и Валентина Гаюи статус Королевских институтов. Около пяти столетий – с ХIII по ХVIII век - понадобилось Западной Европе, чтобы пройти путь от создания первых королевских (государственных) приютов для слепых воинов к строительству системы светского призрения инвалидов. Три столетия - с XVI по ХVIII век – копился опыт индивидуального обучения глухих, работы маленьких частных школ прежде чем открылись государственные учебные заведения для глухих и слепых детей.

Содержанием второго периода эволюции отношения государства и общества к инвалидам является обретение ими права на призрение – социальную опеку. Движущими силами второго периода выступали: урбанизация, развитие гражданского и сословного права, реформация и переход к культуре Нового времени, развитие науки, университетского и школьного образования, книгопечатания, расцвет светского вольнодумства, торжество философии гуманизма.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...