Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Противоречия современного периода

 

V период эволюции отношения общества и государства к детям с особыми потребностями стартовал на наших глазах, и, казалось бы, протекает успешно. Реляции о гуманитарном развитии человечества, главенстве гражданских свобод переполняют официальные доклады и материалы СМИ. Если судить по международным и национальным правовым документам, отчетам неправительственных организаций, общественных движений и родительских ассоциаций, окончательное торжество политкорректного отношения к инвалидам не за горами, специальная школа доживает последние дни, а всех детей с особыми потребностями ожидает интеграция и инклюзия. Мы не разделяем подобного оптимизма. По нашему убеждению, с 11 сентября 2001 года мир начал «уходить» от идеалов политкорректности и толерантности, что обязательно внесет существенные коррективы в неокрепшую культуру нового отношения к инвалидам и детям с особыми потребностями. Исторический опыт подсказывает, глобальное противостояние на почве религиозных и национальных отличий неминуемо приводит к ухудшению их положения.

Разрозненные события последних лет, происходящие в разных точках планеты и внешне не связанные друг с другом, воспринимаются нами как раскаты грома, предвещающие грозу. Не все эти события сопоставимы по своему масштабу и природе, но собранные, наподобие пазлов, в целостную картину, не могут не настораживать.

Прекращение поступательного развития общества всеобщего благоденствия. Во вчера еще безмятежно благополучных странах Европы вдруг проявилась и обострилась политическая, религиозная и социальная поляризация, крепнет недовольство коренного населения стремительным ростом числа эмигрантов, различных групп «социальных иждивенцев», включая инвалидов. Преуспевающие европейские государства и мегаполисы испытывают наплыв мигрантов из более бедных стран, вследствие чего начал существенно меняться рынок труда, в частности, становится ненужной подготовка по ряду профессий инвалидов из среды коренного населения. На своей новой родине мигранты стараются жить обособленно, их полной интеграции в культуру развитых стран не происходит, растет взаимонепонимание между «коренными жителями» и «инородцами». Настороженность европейцев по отношению к «чужакам» подпитывает страх перед международным, и, прежде всего, исламским терроризмом.

Межрелигиозные и межцивилизационные противоречия провоцируют радикализацию национальных и мировых религий, подталкивают к «войне цивилизаций». 12 карикатур на пророка Мухаммеда, опубликованных малотиражной датской газетой Jyllands-Posten (2005) исполнили роль взведенного курка во взаимоотношениях между исламским и христианским миром. Население мусульманских стран ответило волной погромов в представительствах европейских государств. Иран организовал выставку карикатур на тему Холокоста (2006) и официально поддержал историков-ревизионистов, отрицающих геноцид евреев в нацистской Германии. В сентябре 2006 года руководство Берлинского музыкального театра «Дойче Опер» исключило из репертуара оперу Моцарта «Идоменео», сюжет которой Исламскому совету Германии показался оскорбительным. Эксперт Германского совета по внешней политики Александр Рар прокомментировал случившееся следующим образом: «Ситуация с отменой оперы «Идоменео» соответствует нынешней ситуации в Европе, которая хочет быть политически корректной и отстаивать свою мультикультурность. <…> Но никто в Европе не заметил, что исламские общины за последние годы росли и радикализировались. Их очень сложно интегрировать в западное общество, потому что на мусульманских детей большее влияние оказывают их родители, нежели учителя в школах. Власти не представляют, как можно внедрить в мусульманские группы толерантность и либеральные ценности»[16]. И вот уже папа Бенедикт XVI призывает исламских оппонентов к открытому диалогу (октябрь, 2006), но и его речь спровоцировала скандал, отразивший глубину межцивилизационного и межрелигиозного конфликта.

Правительства ряда западных стран запрещают ношение мусульманской одежды и религиозной атрибутики в общественных местах. Так, Нидерланды вводят запрет на ношение паранджи (2007), в Великобритании администрация учебных заведений получила право запрещать ношение мусульманской одежды и религиозной атрибутики (2007), премьер-министр Италиивыступил в поддержку подобных ограничений.

Этнический молодежный экстремизм (беспорядки в Англии, Германии, Голландии, других странах ЕС) – одно из проявлений межрелигиозных и межцивилизационных противоречий, свидетельствует о начинающемся кризисе либерализма, кризисе культуры толерантности. Наиболее масштабно и остро этнический молодежный экстремизм проявился в ноябре 2005 года на родине прав человека – во Франции. Власть отреагировала на вызов выходцев из семей иммигрантов второго, третьего поколения достаточно жестко, министр внутренних дел Николя Саркози назвал их «мразью», «отбросами общества» и потребовал выслать всех задержанных участников беспорядков из страны. Совет Европы призвал Париж к диалогу с бунтарями, часть европейцев осудила жесткость и жестокость Саркози, предлагая ему уйти в отставку. Однако в мае 2007 года Николя Саркози изберут президентом Франции, свои голоса ему отдаст более половины французских граждан! Студенчество и молодежь из иммигрантских кварталов, недовольные результатами выборов, вновь организуют масштабные беспорядки, разбив во многих городах Франции сотни витрин и спалив за три ночи более тысячи частных машин.

Приход к власти партий крайне правого толка. За последние несколько лет они сумели расширить свое влияние в Австрии, Бельгии, Дании, Германии, Норвегии, Швеции - странах признаваемых эталоном демократии. Так, в Норвегии с начала 90-х годов растет влияние право-популистской Партии прогресса. «Избирателей из разных слоев, разочаровавшихся в традиционных партиях, привлекла социальная и националистическая демагогия партии, спекулировавшей на действительно сложных проблемах общества и делавшей широковещательные заявления о том, как просто их можно решить – снизить налоги <…>, принять жесткое антииммиграционное законодательство, вплоть до изгнания «чужаков» из страны. <…> Все чаще возникают вопросы: не слишком ли далеко зашел процесс перераспределения? Действительно ли система соцобеспечения служит выполнению своих задач? Должно ли и может ли общество сохранять ее в полном объеме?»

Ряды сторонников партий и движений правого и националистического толка пополняют те, кто недоволен увеличением армии пенсионеров, безработных и иных категорий населения, живущих на социальные пособия и, соответственно, ростом налогов на социальную политику. В 2006 году правая партия выиграла выборы в Швеции, за предшествующие 86 лет шведской истории социал-демократы не находились у власти не более 10 лет. Победившие их правоцентристы привлекли голоса избирателей, пообещав реформировать шведскую социальную модель, сократить налоги для работодателей, льготы для безработных, количество работников социальной сферы.

Возврат к мысли о целесообразности законодательно разрешенной эвтаназии. Первыми ее легализовали Нидерланды (2001), затем Бельгии (2002), в 2007 году Швейцария разрешила эвтаназию психически больных. Удивила англиканская Церковь, порвавшая с традиционной догмой и призвавшая позволить докторам убивать тяжелобольных новорожденных. Позицию государственной церкви Великобритании относительно допустимости детской эвтаназии изложил представитель службы по связям с общественностью епископ Том Батлер (2006). «Принцип справедливости означает, что затраты на медобслуживание и образование на протяжении всей жизни человека должны быть равноценны физическим и финансовым затратам других людей», – убежден представитель англиканской церкви. По его мнению, «не только плохое здоровье, но и высокие затраты на поддержание жизни младенца – один из решающих факторов в вопросе сохранения или умерщвления ребенка». Впервые в рамках V периода совпали позиции медиков (Королевский колледж педиатров и гинекологов) и Церкви. Член официальной Комиссии по генетике человека, профессор биоэтики Манчестерского университета Джон Харрис, комментируя предложение разрешить умерщвление из милосердия тяжело больных младенцев, разъяснил: «Мы можем прервать беременность в силу серьезных аномалий плода вплоть до последних сроков, но не можем убить новорожденного. Что же такого, по мнению людей, должно происходить в родовых путях, что убивать плод на входе в них нормально, а на выходе - нет?» И если прагматическому уверению врачей в том, что «активная эвтаназия» допустима «в случае, если она послужит общему благу семьи, которой в противном случае предстоят годы эмоциональных страданий и финансовых трудностей» можно найти хоть какое-то рациональное объяснение, то его благословление детоубийства христианской Церковью за гранью понимания.

Перечисленные и иные мировые события, множащиеся с 11 сентября 2001 года до настоящего времени, заставляют особенно тщательно анализировать противоречивые тенденции в сфере образования детей с особыми потребностями.

С одной стороны, распространяются интегративные подходы к обучению, базирующиеся на идеях равноправия меньшинств и их социальной интеграции, с другой – эффективность инклюзии подвергается критическому осмыслению. Вызывает сомнение возможность и целесообразность интеграции всех или подавляющего большинства детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом скептики множатся не только в стане специалистов, но и среди родителейАдепты инклюзии убеждают мир в ее всеобщем характере и предрешенности, тогда как на Западе не свертывается строительство особых поселений для лиц с отклонениями в умственном и физическом развитии, например, таких как «кемпхильские деревни». Антропософское движение Camphill movement в 1995 году объединяло более 70-ти поселений в 22 странах мира, за последующие десять лет количество «кемпхильских» коммун выросло. Подобные деревни для инвалидов – искусственно создаваемые микросоциумы, рассматриваемые их создателями как оптимальная модель организации самостоятельной «взрослой» жизни людей с особыми социальными потребностями.

Официальные лица голосуют за интеграцию инвалидов, а в это же время те, кто вчера принадлежал к бесправному меньшинству, и за кого решение принимали общество и государство, бескомпромиссно отстаивают свое право на самоопределение. Так, Всемирная Федерация Глухих (ВФГ) требует признания всеми странами статуса глухих как самодостаточного меньшинства с уникальным языком и культурой, а также обеспечения для детей с нарушением слуха специального образования на основе родного для них «национального» жестового языка. Провозглашаются идеи о необходимости изучения жестового языка слышащим сообществом для общения с глухими. Специалисты предлагают новейшие медицинские технологии восстановления нарушенной слуховой функции (кохлеарная имплантация), позволяющие прооперированному ребенку слышать, но встречают сопротивление части лиц с нарушением слуха, оценивающих эти разработки как посягательство слышащих на право глухого быть глухим (Всемирный Конгресс глухих, 1995).

Врачи распространяют технологии диагностики плода в пренатальный период и рекомендуют искусственно прерывать беременность в случае вероятности рождения ребенка с выраженной патологией, и также встречают сопротивление со стороны части родителей, религиозных и общественных движений, рассматривающих аборт как посягательство на право инакого ребенка (например, ребенка с синдромом Дауна) получить жизнь, как вмешательство в Божий Промысел.

Находясь на пике гуманистических устремлений в деле поддержки детей с особыми потребностями, заявив глобальные проекты создания равных условий для лиц с ограниченными возможностями, европейцы в это же время обрели благодаря научно-техническому прогрессу новые мощные инструменты вмешательства в человеческую природу. Их использование возможно как в гуманных целях, так и в целях регулирования популяции людей с недостатками умственного и физического развития. В 1999 году ученые из Германии составили систему методик, позволяющих обнаружить болезни на стадии человеческого зародыша и предотвращать их. (Эвтаназия в утробе матери, генная диагностика. Соматическая генная терапия. Клонирование. Исключение генов риска. Заслон от болезней, встраивание генов сопротивления. Сверхчеловек из лаборатории, генетическая оптимизация). Упомянем лишь некоторые научно-технические достижения XXI столетия, чье широкое практическое применение может привести к резкому сокращению числа детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья:

- нанотехнологии (технологии изготовления сверхмикроскопических конструкций из мельчайших частиц материи) в медицине, в том числе новые технологии создания искусственных органов;

- новые технологии пересадки органов;

- создание вакцин и препаратов, уменьшающих риск неблагоприятного течения беременности и усиливающих витальные возможности организма;

- совершенствование пренатальной диагностики, появление возможности предотвратить рождение ребенка с выраженными отклонениями в развитии;

-новые технологии родовспоможения и выхаживания новорожденного;

- производство экологически чистых продуктов питания и витаминизированных добавок в рацион детей первых лет жизни, влияющих на состояние организма в целом или отдельных его органов;

- развитие и распространение ранней, с первых дней жизни, диагностики нарушений в развитии и программ раннего вмешательства;

- экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) - метод преодоления бесплодия, предполагающий взятие яйцеклетки из организма женщины, оплодотворение вне тела, помещение оплодотворенной яйцеклетки в организм женщины; в будущем – попытка рождать ребенка с «заданными» качествами (?!);

- эксперименты в области клонирования животных, открывающие новые перспективы клонирования живых существ, человека.

Перечисленные научно-технические достижения можно использовать в разных целях, их выбор зависит от того, какому периоду эволюции отношения к инвалидам соответствуют внутренние установки и система ценностей людей, принимающих решения. Сообщество людей, в сознании которых глубоко укоренилась идея ценности и уникальности каждого человека, найдут достойное применение новым технологиям. Но можно ли рассчитывать, что все те, кто получает доступ к новым технологиям, воспользуется ими, согласуясь с канонами толерантности и политкорректности – общечеловеческими ценностями V периода? Ведь этот период эволюции длится менее тридцати лет, многие государства едва успели заявить о своем вхождении в него, да и в странах-лидерах отнюдь не все население безоговорочно признало новые культурные ценности. Несопоставимо большей части населения планеты свойственны типы отношения к инвалидам, детям с физическими и умственными недостатками, относимые нами к IV, III, II периодам его эволюции. Достижения в области нанотехнологий, генной инженерии, клонирования живых существ способны активизировать, казалось бы, навсегда забытые идеи избавления общества от аномальных особей, речь может пойти не только о «чистоте» племени, нации, расы, но и о «чистоте» человечества. Предписания античных законов Ликурга об истреблении неполноценных младенцев могут воплотиться в «цивилизованные» рекомендации, запрещающие их рождение.

V период эволюции - период с открытыми датами, и сегодня трудно предсказать, как и когда он будет завершен, что придет на смену современному пониманию проблем людей с особыми потребностями. Также незавершен и третий этап в развитии европейских систем специального образования, с начала которого прошло не более трех десятилетий. Лишь обозначились новые подходы и педагогические системы. Увидеть, по какому пути пойдет специальное образование - продолжит ли дифференциацию и совершенствование структуры параллельной образовательной системы, встанет ли на путь полной интеграции, гарантирует ли детям и родителям право выбора различных педагогических систем – мы сможем по прошествии десяти-пятнадцати лет. Сегодня же есть все основания утверждать: все тенденции и противоречия в развитии системы специального образования имеют глубокие социально-культурные корни и вполне определенный «исторический возраст». Система специального образования является одним из институтов государства и выбор пути ее развития зависит от политических установок, экономических возможностей государства и принятых в нем культурных норм.

Предложенная периодизация является надежным инструментом - своего рода шкалой эволюции отношения государства и общества к детям с отклонениями в ограниченными возможностями здоровья, на которую специалист может наносить хронологические сроки периодов применительно к любой стране мира, отмечать оставшиеся в прошлом, уже освоенные ею периоды, определять содержание периода, переживаемого страной в настоящее время, и представлять логику грядущих перемен в контексте мирового процесса.

 

Библиография:

1. Актуальные проблемы интегрированного обучения. Сб. материалов Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. 29-31 января 2001 года.// Ред совет: Малофеев Н.Н. и др. М.: Права человека, 2001.

2. Кодекс образования Франции. Законодательная часть. – М.: Статут, 2003.

3. Материалы о состоянии специального (коррекционного образования в Российской Федерации и предложения по организации координации действий по его развитию для выступления на Круглом столе Недели Инклюзивного образования (17 ноября 2005 года).

4. Медынский Е.Н. Народное образование в СССР. – М.: АПН РСФСР. 1952.

5. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицына. - СПб., 1997.

6. О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в российской Федерации. М., 2006.

7. Права человека и инвалидность /Доклад комиссии по правам человека ООН: E/CN, 4/SUB 2/1991/31.

8. Пушел З. Человек с синдромом Дауна. / Пер. с англ. Д. Донцова. – М.: Ассоциация Даун Синдром, 1997.

9. Рут С.Дж. Обучение взрослых с физическими недостатками: 70 – 80-е гг. / Пер. с англ. В.И. Матузова. М., 1989.

10. Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Саламанка, Испания, 1994. ЮНЕСКО, 1994 г . ED-99/WS/5.

11. Сарагоса Ф.М. Завтра всегда поздно: Пер. с исп. / Предисл. Ч. Айтматова. - М.: Прогресс, 1989.

12. Синдром Дауна. Ответы на ваши вопросы / Пер с англ. – М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.

13. Современные подходы к болезни Дауна / Под ред. Д. Лейна, Б. Стрэтфорда: Пер. с англ. / Под ред. М.Г. Блюминой. – М.: Педагогика, 1991.

14. Специальное образование в развитии: Сб. ст. / Пер. с англ.; Под ред. К. Рейсвека. - СПб, 1996.

15. Уорд А.Д. Новый взгляд. Задержка в психическом развитии: правовое регулирование. - Тарту, 1995.

16. Якобий П. Глухонемые. Этюд демографии и сравнительной педагогики. – С.-Пб.: Слово, 1907.

17. Gjerdrum Anne-Lise, Dahl Hans Norman. ABC. Bokmål. J.W. Cappelans Forlag r.s. 1997.

18. IBEDATA 1977: 2. Terminology: Special education. Paris UNESCO: 1977.

19. Legislation pertaining to special needs education. ED - 96/ws.3 UNESCO. - 1996.

20. Review of the Present Situation of Special Education. - ED - 88 /ws/ 38. - UNESCO, 1988.


[1] Для каждого периода присуще свое на тот момент наиболее употребительное или официальное обозначение данной категории детей. В рамках описания того или иного периода в настоящей книге используется терминология, характерная для конкретного периода эволюции отношения.

[2] Государства всеобщего благоденствия (welfare state), политическая система, при которой социальная политика становится приоритетной деятельностью правительства и государство принимает на себя ответственность за благосостояние всех своих граждан, обеспечивая выплату пенсий, бесплатную медицинскую помощь и т.п.

[3]«Гленн Ходдл уволен за оскорбление инвалидов. Английская футбольная ассоциация разорвала контракт стоимостью $750 тыс. с главным тренером национальной сборной Англии Гленом Ходдлом. Причиной стало недавнее интервью Ходдла газете The Times. В нем он крайне некорректно отозвался об инвалидах, заявив, что «их не за что жалеть, поскольку эти люди пожинают плоды прошлых грехов». Это высказывание вызвало возмущение ведущих британских политиков, в том числе премьер-министра Тони Блэра и министра спорта страны Тони Бэнкса. «Я понимаю, что допустил ошибку, и прошу прощения у тех, кого оскорбил», - заявил Ходдл на заседании ассоциации. Но извинения нему не помогли». Коммерсант № 13, 04.02.1999 г.

[4]E pluribus unum («из многих единое», лат.), девиз США. Истолковывается как «единый Союз, состоящий из многих (отдельных) штатов». Девиз был принят в 1782 г., вынесен на герб и денежные знаки США.

[5]Пролетая над гнездом кукушки (One Flew Over the Cuckoos Nest), 1975, драма. Режиссер – Милош Форман. В главной роли – Джек Николсон. В 1975 г. фильм получил пять премий «Оскар»: за лучшую картину, актера, актрису, режиссуру и сценарий.

[6]Человек дождя (Rain Man), 1988, драма. Режиссер Барри Левинсон, в главной роли Дастин Хофман. Премии «Оскар» (1988): лучший фильм года; лучший режиссер; лучший актер; оригинальный сценарий, номинация на премию «Оскар» за лучшую операторскую работу. Золотой приз Берлинского фестиваля и специальная золотая премия дирекции фестиваля (1989).

[7]Форест Гамп (Forrest Gump), 1994. Режиссер - Роберт Земкенс, в главной роли Том Хенкс. Фильм получил шесть «Оскаров», в том числе - за лучшую картину года, а также три «Золотых глобуса», более десятка других призов.

[8]Запах женщины (Scent of a Woman), 1992, драма. Режиссер – Мартин Брест, в главной роли Аль Пачино.

[9]«Восьмой день» (The Eighth Day), 1996, Франция - Бельгия – Великобритания. Режиссер – Жак ван Дормель. В главной роли – Паскаль Дюкен, Даниэль Отой. Оба актера на кинофестивале в Канне (1996) получили приз за лучшую мужскую роль. На момент награждения Паскалю исполнилось 25 лет. Он посещал специальное заведение для лиц с болезнью Дауна, и одновременно работал в специальном театре. Во время вручения приза Паскаль рассказал, как ему было трудно играть в фильме. По ходу фильма его герою приходилось ругать своего партнера: «Я не мог сказать Даниэлю грубые слова, потому что я его полюбил». Зал аплодировал Паскалю Дюкену стоя.

[10] «По ту сторону тишины», 1996. Режиссер К. Линк, в главной роли Сильвия Тестуд. Картина получила ряд премий в Германии, в 1998 г. номинировалась на «Оскара».

[11]Определение «родители» в данном контексте используется расширительно, объединяя собственно родителей, опекунов или лиц, заменяющих родителей по закону.

[12]Институционализация – в данном контексте создание специальных «институтов» образования для разных категорий детей с отклонениями в развитии.

[13] «Быть инклюзивным означает искать пути для всех детей быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью). В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей». Джеймс Леско, ведущий специалист службы раннего образования для детей с особыми потребностями и без них (Делавэр, США), из доклада «Инклюзивные школьные сообщества: стратегии достижения успеха», Москва, 2005 г.

[14] Одним из позитивным итогов научно-экспериментальной работы по внедрению моделей интеграции последних лет можно считать принятое Правительством Москвы Положение об организации работы групп для детей со с ложными дефектами в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программ дошкольного образования, системы Департамента образования города Москвы (20.07 2007 № 567).

 

[15] Современное название Центра - ФГНУ «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» Федерального агентства по образованию.

[16] Российская газета, 28.09.2006.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...