Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Важнейшие вехи литературного процесса России первой половины XX века (1917 - начало 1950-х гг.)

Развитие общества и культуры после переворота 1917 и захвата власти большевиками создало особый пласт литературы. Новый период истории, очень неоднородный и трагический, послужил фоном для литературного процесса: гражданская война, эпоха нэпа, год Великого перелома, создание командно-административной системы, внутренний террор и репрессии. И для литературы 20-е годы оказались периодом литературой демократии (взлет сатиры) и творческого эксперимента (модернизм 20-х годов).

Творчество Горького после 1917 г. «Васса Железнова», «Егор Булычов и другие», проблема «слабого» человека в эпопее «Жизнь Клима Самгина».

Обращение Горького к социально-бытовым темам дореволюционной России. Трансформация образа сильной личности (ницшеанского сверхчеловека) романтического периода в образы «человекозверя» (Васса Железнова и Егор Булычов). Разрушение человека сильного и самодостаточного, проявление в нем человеколюбия, которое тем не менее не спасает героя от смерти.

Драма, пережитая Горьким в 1917 году (после публикаций данных о тайных агентах царской жандармерии), разуверение в революционном движении («Несвоевременные мысли»), ссора с Лениным, эмиграция. Оборотная сторона горьковского «сильного» человека – это предательство, оборотничество – «слабый человек»; отказ от борьбы (ни с той, ни с другой стороны баррикад), выглядящий как предательство – в образе Клима Самгина.

Русская поэзия в 20-30 годы. Судьба и поэзия С.Есенина, В.Маяковского, М.Цветаевой, А.Ахматовой, О.Мандельштама, Б.Пастернака.

Особенную связь личностного опыта и общественной жизни выражают судьбы поэтов и их поэзия. Поэзия данных поэтов – величайших представителей Серебряного века приобрела трагический отсвет в годы советского режима. В творчестве Маяковского – создание социалистического мифа и разочарование в постоянных «перегибах», допускаемой властью. Судьба Есенина – судьба человека, пытающегося найти свое место в бурном водовороте истории, в мире, где крестьянство объявлено категорией людей третьего сорта, а искусство – буржуазным пережитком. Цветаева – неспособность найти общий язык с эмиграцией и горечь возвращения на Родину, где она оказалась никому не нужна. Ахматова и Пастернак – пожалуй единственные представители Серебряного века, пережившие сталинщину, из творчество на долгие годы означено немотой – неспособностью творить в «плотоядную» эпоху. Мандельштам – чей голос зазвучал после долгого перерыва благодаря Армении, но и зазвучал себе на гибель.

Антиутопия и фантастика 20-х годов. Е.Замятин. Роман-антиутопия «Мы». М.Булгаков “Собачье сердце”.

Написанный в 1920 году и опубликованный в России на русском языке лишь в 1988 году, роман «Мы» более повлиял на западную литературу (Дж. Оруэлл и его «1984»), чем на русскую. Однако и по сей день, этот роман-антиутопия звучит как предупреждение против тоталитарного общества, главной причиной которого является уничтожение личности, его чувственной и духовной жизни.

Фантастика в произведениях Булгакова. Острая сатира и злободневность в «Собачьем сердце». Шариков – как метафора «новым» людям, классу гегемону, победившему в революции. Разруха не как примета переходного времени, а драма бездуховности.

Сатира в 20-е годы. Творчество М.Зощенко (рассказы 20-х гг.) и И.Ильфа и Е.Петрова («12 стульев», «Золотой теленок»).

Переход разрушительной политики «военного коммунизма» к новой экономической политике (нэп), возвращение институтов частной собственности, появление советских буржуа (нэпманов), с одной стороны, и социалистическая идеология – с другой, порождали множество несоответствий, которые стали материалом для сатиры первого десятилетия советской власти. В рассказах Зощенко появляется тип советского мещанина, «среднего» человека, с гнилой моралью и «обезьяньим» языком, кормящийся идеологией и поучающий других. У писателей Ильфа и Петрова – Остап Бендер, герой плутовского романа, на фоне похождений которого проступает широкая несовершенная действительность советского общества..

Творчество М.Булгакова. «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», пьесы «Бег», «Дни Турбиных»,.

Драматургия: пьеса «Дни Турбиных». Героические защитники Города. Благородство и подвиг белых офицеров. Общечеловеческие понятия чести, родины, города, дома – основные приоритеты писателя до конца жизни. Более очерченный, чем в романе «Белая гвардия», поворот к «красной» России. «Бег» – фантасмагория человеческих судеб в сменяющих друг друга сновидениях – сценических действиях пьесы. Образ сильного человека (Романа Хлудова и его прототипа) и его трагедия. Суд земной и суд небесный – пролог к драме Понтия Пилата. Драма эмиграции – жизнь вне Родины и без народа. Сатира – осуждение эксперимента над человеческой природой и душой в приемах иносказания («Роковые яйца»). Человекоподобие Шарикова в «Собачьем сердце» и его тип в новом обществе.

«Мастер и Маргарита» – роман о поиске человеком своих начал (любовь, творчество). Поэтика расслоения пространства, времени и человеческой природы, стремящейся к «единству духовных связей». Система образов и композиция; художественно-философская фантастика, произрастающая из христианской мифологии; сочетание мистики и реализма. Роман как эстетическое отрицание существующей действительности. Апология Понтия Пилата как попытка понять сильного человека. Явление Воланда в Москве – напоминание о высшем суде.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...