Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ПО МАРКСУ




§ 15.Политическая система и политический режим. . 151

§ 16. Демократия....................................................................... 162

§ 17. Государство в политической системе............................ 172

§ 18. Правовое государство и гражданское общество. . 184

§ 19. Роль СМИ в политической жизни.............................. 193

§ 20—21. Политическое сознание и политическое пове­
дение ...................................................................................... 203

§ 22. Политические партии и движения............................. 222

§ 23. Лидеры и элиты в политической жизни......... 233

§ 24. Выборы в демократическом обществе....................... 245

§ 25. Человек в политической жизни.................................. 255

§ 26. Политический конфликт............................................. 265

§ 27. Политический процесс................................................ 275

Выводы к главе II.................................................................. 285

Вопросы и задания к главе II........................................ 287

Готовимся к экзамену........................................................... —

Глава III. Духовная культура

§ 28. Духовное развитие общества........................................ 289

§ 29. Духовный мир личности............................................... 298

§ 30. Мораль и нравственность.............................................. 307

§ 31. Наука............................................................................. 316

1*


§ 32. Образование.................................................................. 326

§ 33. Роль религии в жизни общества.......................... 337

§ 34. Место искусства в духовной культуре......................... 346

§ 35. Массовая культура.......................................................... 354

Выводы к главе III.................................................................. 369

Вопросы и задания к главе III .................................. 370

Готовимся к экзамену.............................................................. 371

Глава IV. Современный этап мирового развития

§ 36. Многообразие современного мира............................. 372

§ 37. Глобализация и ее последствия................................... 383

§ 38. Сетевые структуры в современной мировой поли­
тике ........................................................................................ 393

§ 39. Целостность и противоречивость современного

мира......................................................................................... 402



Выводы к главе IV.................................................................. 413

Вопросы и задания к главе IV.............................................. 414

Готовимся к экзамену............................................................ 415


Глава I

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Социальная структура и социальные отношения

Вспомните:

каков предмет социологии как науки? Что представля­ет собой общество как система? Чем характеризуется марксистское учение об обществе?

Ранее, характеризуя общество, мы обращали внимание на формы объединения людей. Люди, осуществляя совмест­ную деятельность, объединяются в различные группы, общ­ности. Взаимодействие людей в таких группах и групп меж­ду собой составляет социальную сферу жизнедеятельности общества и изучается наукой социологией.

В центре внимания социологов оказалось несколько про­блем: критерии отнесения людей к тем или иным группам, перемещение людей и групп в социальном пространстве, формирование и распад отдельных групп, сущность и про­явления социального неравенства. Сложились разные подхо­ды к анализу социальной структуры общества. Два уче­ния — К. Маркса и М. Вебера, по оценкам многих специалистов, оказали наиболее значительное влияние на наши представления о социальном строении общества. Мы рассмотрим их более обстоятельно в данном параграфе.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Взрослеть в обществе, как заметил один социолог, зна­чит все больше узнавать о том, чем же люди отличаются друг от друга, и не только как индивиды (темпераментом, внешностью и т. п.), но и как социальные типы. Иными словами, с узнаванием того, что есть дворники и доктора, начальники и подчиненные, православные и мусульмане и т. д., к человеку приходит понимание, что различия меж­ду людьми связаны не только с их личными качествами, но и с принадлежностью к той или иной группе.

Разделение общества на группы называют социальной дифференциацией. Слово «дифференциация» происходит от латинского корня, означающего «различие». Многие иссле­дователи считают, что дифференциация свойственна любому обществу. Даже в первобытных племенах выделялись груп­пы в соответствии с полом и возрастом, с присущими им привилегиями и обязанностями. Здесь же были влиятель-


ный и уважаемый вождь и его приближенные, а также жи­вущие «вне закона» отверженные. На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось и становилось все более очевидным.

Из приведенного примера видно, что различие групп не просто предполагает наличие у них неких специфических признаков, но и выражается в их неодинаковом доступе к экономическим ресурсам общества, политической власти, образованию и другим социальным благам. В зависимости от обладания ресурсами и благами группы людей выстраи­ваются вдоль некой шкалы неравенства. Большая группа людей, находящаяся на определенной позиции на этой шка­ле, получила название страта (слой), а совокупность рас­положенных в вертикальном порядке социальных сло­ев — социальная стратификация.

Сам термин «стратификация» был заимствован социоло­гами в геологии, где под ним подразумевают вертикальное расположение различных пластов горных пород. Некоторые исследователи считают, что «геологический» образ в данном случае вполне уместен, поскольку отражает само явление социальной неоднородности общества. В геологии для того, чтобы обнаружить организацию слоев, изучают срез горных пород по вертикали, а в социологии для исследования стра­тификации приходится проводить большую предваритель­ную работу, чтобы выявить основные социальные группы, взаимоотношения между ними. Но не все считают, что мож­но проводить аналогию между структурой общества и струк­турой горной породы. Критики данной точки зрения подчер­кивают, что спецификой социальной стратификации яв­ляется то, что она отражает принцип неравенства.

Из истории и обществоведческого курса основной школы вы знаете, что ученые выдвигают различные причины воз­никновения неравенства. (Вспомните основные из них.) Столь же разнятся и оценки роли этого явления в развитии общества. С позиций критиков неравномерное распределе­ние богатства между людьми, являясь результатом неспра­ведливого общественного устройства, ведет к нарастанию со­циальных конфликтов в обществе, к его дестабилизации. Оно порождает слой праздных, бесполезных для общества людей. Сторонники другой точки зрения указывают на то, что неравенство стимулирует конкуренцию, усиливает стремление наиболее способных людей к продвижению на ключевые посты в обществе и государстве.

А какова ваша позиция в этом вопросе?

Устранимо ли неравенство? Ответы и на этот вопрос суще­ственно расходятся. Например, марксистское учение об обще­стве исходит из необходимости и возможности уничтожения неравенства как наиболее яркого проявления социальной не-


справедливости. Для решения этой задачи нужно в первую очередь изменить систему экономических отношений, ликви­дировать частную собственность на средства производства. В других теориях социальное расслоение также расценивается как зло, однако люди должны принимать такое положение как неизбежность. Те же, кто расценивает неравенство как положительное явление, подчеркивают, что его отсутствие (социальная однородность) приведет общество к гибели. При этом многие исследователи отмечают, что в большинстве раз­витых стран под влиянием проводимой политики происходит уменьшение социальной поляризации, увеличиваются сред­ние слои и сокращаются группы, относящиеся к крайним об­щественным полюсам. Следовательно, процессы социального расслоения поддаются определенному регулированию.

Поразмышляйте над приведенными точками зрения, по­пытайтесь соотнести их с реальными общественно-историче­скими процессами.

Принято различать экономическую, политическую и про­фессиональную стратификацию. Экономическая стратифика­ция выражается в различии доходов, уровня жизни, в су­ществовании богатых, бедных и средних слоев населения. Деление общества на управляющих и управляемых, полити­ческих лидеров и массу служит проявлением политической стратификации. К профессиональной стратификации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими.

К. Маркс и его сторонники главной формой социальной стратификации считали общественный класс.

Само понятие «социальный класс» появилось давно. Вы помните, что еще Платон в своей модели идеального госу­дарства выделял три основных класса: философов, воинов и непосредственных производителей (купцов и ремесленни­ков). Столько же классов усматривал в обществе и Аристо­тель, особо при этом подчеркивая роль среднего класса. Еще одна триада была выдвинута в эпоху Просвещения. Соглас­но распределительной теории классов, основным разграни­чительным признаком выступает размер и форма дохода. С учетом этого выделяются три класса: 1) собственники зем­ли (феодалы), получающие ренту; 2) владельцы капитала (буржуазия), получающие прибыль; 3) рабочие, располагаю­щие своим трудом, получающие заработную плату.

К. Маркс, опираясь на идеи предшественников, создал новую теорию классов. Главным классообразующим призна­ком он считал отношения собственности на средства произ-


водства. Одну группу общества составлял класс, имеющий эту собственность, другую — лишенный ее. Отношения меж­ду этими классами неизбежно должны были принять непри­миримый, антагонистический характер, поскольку собствен­ность была результатом эксплуатации, а ее присвоение оказалось возможным в условиях политического господства класса собственников. Такие основные классы-антагонисты существовали на всех этапах исторического развития, за ис­ключением эпохи первобытности. В современную Марксу эпо­ху ими стали пролетариат и буржуазия. Противоположность классовых интересов порождает классовую борьбу, различные формы проявления которой также можно видеть на всех ста­диях исторического развития, начиная с рабовладения.

Таким образом, по Марксу, именно объективные, в пер­вую очередь экономические, факторы определяют классовую стратификация общества. При этом он не отрицал и некое­го субъективного измерения данного процесса — классового сознания. Оно, по мнению философа, не всегда правильно отражает реальное положение дел (возникает феномен лож­ного классового сознания). Важнейшую задачу революцио­неров Маркс видел в том, чтобы показать пролетариату его истинное положение в обществе как эксплуатируемого и уг­нетаемого класса.

Обоснованная в марксизме идея рассматривать способ производства, отношения собственности как основу выделе­ния общественных классов была в дальнейшем воспринята и использована социологами разных направлений. В то же время исследователи отмечали, что есть и другие существен­ные факторы, определяющие социальную структуру общест­ва, без учета которых картина социальной стратификации выглядит одномерной и упрощенной. Обращалось внимание и на то, что далеко не все сделанные Марксом предсказания сбылись. Это относится, в частности, к прогнозу о неуклон­ном росте численности рабочего класса, его прогрессирую­щем обнищании в условиях развития капитализма.

Марксистский подход к изучению социальной структуры общества долгое время оставался одним из наиболее влия­тельных в социологии. Многие соглашались с выдвинутыми идеями, но появилось немало исследователей, которые, от­талкиваясь от марксистской теории, выдвигали альтерна­тивные идеи.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28; просмотров: 533

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...