Главная Случайная страница


Адреса магазинов люстр и светильников Воронеж. Воронеж интернет магазин светильников и люстр.

Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уничтожение неравенства между нациями

ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ СТУДЕНТА

Составитель: С.М. Дудина

Лесосибирск

Абстракция.

Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области – обобщение.

Аверроэс – латинизированное имя знаменитый западноарабского философа Ибн Рушда. Известнейший комментатор Аристотеля, положивший начало так наз. мистико-пантеистическому направлению (аверроизм) в толковании античного философа.

Он считал, что душа смертна.

Аврелий Августин или Блаженный Августин. Один из Отцов христианской церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм А. господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII век.

Время по А. существует в нашем уме.

Высшая человеческая способность, по А.:вера в Бога.

Социальная философия А. базировалась на представлении о целенаправленности истории.

Агностицизмутверждает принципиальную непознаваемость мира.

Аквинский Фома.

Учение Ф. А. и основанное им направление католической философии и теологии – томизм.

Философ. школа в современном католицизме, исходящая из учения Ф. А.неотомизм.

Анализ – мысленное или реальное расчленение объекта на элементы.

Анимизм – вера в существование душ и духов.

Антиклерикализм – воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе.

Антисхоластичность, как характерная черта эпохи Возрождения, выразилось в критике средневековой философии.

Античность.

Античная философия.

· Первая философ. школа Древней Греции: милетская.

· Представители милеет. школы в антич. филос.: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.

· Проблема, выдвинутая представителями милеет. школы антич. ф.: первоначала.

· Последователи философ. школы античности, утверждавшие, что важнейшее умение философа – доказывать то, что он считает выгодным и правильным: софисты.

· Понятие «софия» в эпоху античности: мудрость.

· Понятие антич. ф., обозначающее «слово», «смысл», разумный принцип, управляющий миром – логос.

· Понятие древнегреч. ф., характеризующее организованность космоса, в противоположность хаосу – гармония.

· Представители афин. школы ф.: Сократ, Платон, Аристотель.

· Представители элейской школы ант. ф.: Ксенофан, Парменид, Зенон.

· Философ антич., считавший, что ценности носят абсолютный хар-р.: Платон.

· Философ.школа античности, характеризующаяся сомнением в возможностях познания – скептицизм.

· Философские школы эллинистическо-римского периода: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

· Школа Ант. ф., утверждавшая индивидуальность и относительность ценностей: софизм.

Антропоморфизм – это наделение человеческими качествами окружающей природы.

Антропосоциогенез – взаимосвязанный процесс становления человека и общества.

Антропоцентризм– воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

· Р. Декарт– основатель антропоцентрического рационализма.

· Человек– основной объект исследования, мера вещей и отношений при А.

Арабская философия возникла в VII в.

Аристотель – античный философ, выделявший социальность и разумность как две основные характеристики, отличающие человека от животного.

· Науку о сущем, причинах и началах А. называл первой философией.

· Науку о природе А. называл второй философией.

· Логика А.активно использовалась средневековыми мыслителями для обоснования догматов веры.

Атомистическая теория– создатель: Демокрит.

Афоризм – оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. Вид афоризма в наставительной форме и моралистический по содержанию – максима.

Бессознательное– всё то, что не становится для индивида объектом осознания. Основные классы проявлений бессознательного: неосознаваемые мотивы, поведенческие автоматизмы и стереотипы, надсознательные процессы: интуиция, творческое озарение, вдохновение.

· Архетип – врожденная психическая структура, образ, составляющий содержание коллективного бессознательного.

Библия. См.:Религия(и).

Биосистема– это белки, клетки, многоклеточные организмы ...

Бруно Дж.Характеристика Вселенной в его философии: бесконечность.

Будда– имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный. См.: Индийская философия.

Бытие в самом широком значении – существование, реальность; предмет изучения онтологии.

· Б. как объективная реальность обозначается термином – материя.

· Б. состоит из мельчайших, неделимых, невидимых частиц считал Демокрит.

· «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот…», – писал К. Маркс.

Бэкон Ф. – англ. философ, историк, полит. деятель, основоположник эмпиризма.

· Причины возникновения вида заблуждений «призраки рода», по Б.: несовершенство органов чувств.

· Причины возникновения вида заблуждений «призраки пещеры», по Б: особенности воспитания.

· Причины возникновения вида заблуждений «призраки рынка», по Б: особенности социальной жизни.

· Причины возникновения вида заблуждений «призраки театра», по Б: слепая вера в авторитеты.

· Метод истинного познания, по Б.индукция.

Вера в…

· Вера в существование сверхъестественной связи группы людей и каким-то видом животных или растений – тотемизм.

· Вера в духовные сущности, заключенные в предметах, или существующие отдельно: анимизм.

Возрождение (Ренессанс) – направление в Европ. филос. XV – XVI вв. Общая характеристика: антропоцентризм(культ человека и его творческих деятельных способностей); гуманизм(признание ценности человека как личности); личностно-материальное и эстетическое понимание мира; антисхоластика; пантеизм(обожествление природы и отождествление её с Богом).

· Характерная черта Ренессанса: антропоцентризм.

· Светская мировоззренческая позиция эпохи В., противостоявшая схоластике и духовному господству церкви: гуманизм.

· Умонастроение преобладавшее в эпоху В.: гуманизм.

· Родоначальник гуманизма в эпоху В.: Петрарка.

· Крупный социальный философ эпохи В.: Макиавелли.

· Философ В., утвердивший свободу воли человека как определяющий фактор жизни: Пико дела Мирандола.

· Ценность человеческой деятельности для гуманистов эпохи В.озрождения определялась личными заслугами.

· Галилей Галилео итал. физик, механик, астроном, философ и математик, основатель экспериментальной физики, заложивший фундамент классической механики.

· Математикавыражаетестественный порядок Вселенной.

· Г. дал систематическое обоснование гелиоцентрической системы мира.

Гальтон– один из создателей теории о наследственном здоровье человека и путях его улучшения.

Гегель–нем. философ, один из творцов нем. классической филос. и фил. романтизма.

· Принцип тождества бытия и мышления – одно из исходных положений диалектики Г.

· Мировой Дух– объективное, идеальное начало, выступающее субъектом развития, творцом мира, по Г.

· Реальность, составляющая основу мира, по Г.дух.

· Проявление или воплощение мирового духа, в понимании Г.сознание.

· Рассудок, по Г. – низшая способность к абстрактно-аналитическому расчленению, являющаяся предварительным условием высшего, диалектического понимания.

· Необходимый момент в развитии познания, по Г.заблуждение.

· Процесс, осуществляемый в определенном порядке: тезис (утверждение), антитезис (отрицание), синтез (отрицание отрицания), по Г.развитие.

· Власть, определяющая и устанавливающая «всеобщее» – законодательная.

· Завершающий период высшего развития всемирной истории – мир германский.

· Низший период всемирной истории, по Г.восточный мир.

· Период всемирной истории, поставивший проблему свободы в рамки правовых отношений римский мир

· Категория логики Г., синтезирующая «чистое бытие» и «ничто»становление.

· Цель "мирового духа", по Г., раскрытая в изречении "всемирная история есть прогресс в сознании свободы.

Гедонизм– принцип, согласно которому, наслаждение и удовольствие утверждаются как высшие цели и основной мотив человеческого поведения. Злом, согласно этому принципу, является всё то, что влечёт за собой страдания.

Генотип– генетическая конституция организма, совокупность всех его генов.

Гераклит – древнегреч. философ-досократик. Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики.

· Г.утверждал, что:

· бытие и небытие неразрывны,

· мир находится в вечном движении.

Его высказывания:

· «всё из огня и в огонь обращается…»

· «...все рождается через распрю и по необходимости».

§ «Всё течёт, всё меняется».

§ «нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

Гердер И.Г. – нем. историк культуры, создатель исторического понимания искусства; полагал, что закономерности подчиняются истории.

Глобальные проблемы человечествасвязаны с взаимодействием общества и природы, взаимодействием социальных общностей людей, антропосоциальными проблемами.

Гносеология – это учение о познании.

Гольбах П. – фр. философ-материалист и атеист.

· Г. – мыслитель, в работах которого завершается формирование антропо-социальной философии французских просветителей.

· Концепция природы, развитая в его трудах: материалистическая.

· Во взглядах на общество он идеалист, утверждавший, будто «мнения правят миром».

«Город Солнца» – соч. Кампанеллы.

Государство– это политическая организация общества для защиты прав и интересов граждан; всегда имеет какую-то форму правления: демократия или монархия.

· Г. – центральный институт власти в обществе, концентрированное осуществление властью политики.

· Тоталитаризм – этогос. строй, основанный на однопартийной системе и навязанной государством идеологии.

· Унитарное– этоГ., в котором законодательные функции всецело принадлежат центру.

· Федерация– этоГ., в котором территориальные единицы вправе самостоятельно принимать законы.

· Форма правления Г., способная обеспечить целостность и устойчивость России, в представлении консерваторов – монархия.

Данилевский Н. – один из основоположников культурологического понимания хода истории.

· Цивилизация, способная стать "полным четырехосновным культурно-историческим типом", по Д.славянская цивилизация.

Демократия, исходящая из идеи всеобщего равенства: эгалитарная.

· Д., предполагающая опору не на индивида или массы, а на народ как целое: органическая.

ДекартР. – француз. философ и ученый математик, основоположник рационализма.

· Философское направление, на позиции которого опирался Д.: скептицизм.

Демокрит – антич. филос., ученик Левкиппа, один из основоположников атомистики.

· Представлял бытие в виде мельчайших, неделимых, невидимых частиц.

· Понятие, использованное Д. для обозначения неделимых материальных элементов – атом.

· Философское направление развитое во взглядах Демокрита:атомизм.

Его высказывания:

· – Ничто не происходит случайно.

· – Полезно уметь не только говорить, но и молчать.

· – Надо стремиться к многомыслию, а не многознанию.

· – Благоразумен тот, кто не печалится о том, что не имеет, но радуется тому, что имеет.

Деятельность – это специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру с целью освоения и преобразования.

· Д. – это специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей.

· Д., лежащая в основе истор. бытия и развития чел., по Энгельсудеятельность трудовая.

· Обмен Д., распределение различных предметов и услуг – производственные отношения.

· Основной мотив Д. предпринимателей в развитии производства – прибыль.

· Практическая Д, осуществляемая не с материальными предметами, а с их идеальными заменителями – мышление.

· Целесообразная Д.человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг – труд.

Диалектика– это учение о развитии.

· Источник развития, с т. з. Д., – становление и разрешение противоречия.

· Объективная Д. – это Д. природы и материальных общественных отношений.

· Субъективная Д. – это Д. процесса познания и мышления людей.

· «Диалектика природы» – работа Ф. Энгельса.

Законы Д.:

· Закон единства и борьбы противоположностейраскрывает источник самодвижения и развития объективного мира и познания. Это основной закон Д.

· Закон взаимного перехода количественных и качественных измененийвскрывает наиболее общий механизм развития.

· Закон отрицания отрицания характеризует направление, форму и результат процесса развития.

· Отличие категорий диалектики от понятий: имеют всеобщий характер.

Диалектический материализм направление в философии, согласно которому:

– материя – единственная основа мира,

– сознание – свойство материи,

– движение и развитие мира – результат преодоления его внутренних противоречий.

· Д. м. – составная часть марксистской теории, а не самостоятельное филос. учение.

Диалектический метод – это метод филос. исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последователь­но с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

· И. Фихте и Г. Гегель – нем. философы, разрабатывавшие Д. метод.

Диалектический источник самодвижения и развития природы, общества и познания – противоречие.

Дифференциация– разделение целого на различные части, формы и ступени.

Древнегреческая философия.

· Первая филос. школа Др. Греции возникла в г. Милете.

· Сократ – связал добродетель со знанием.

· Классический период древнегреческой философии IV в. до н. э.

Дуализмутверждает, что материальное и духовное первоначала мира равноправны.

· Дуалистическая философия характерна для Декарта.

· Наиболее видный представитель антропологического Д. души и тела: Платон.

Духовная деятельность–деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.

· Самоценность– это качество ДД., утверждающее ее значимость безотносительно к результату.

Духовное производство – деятельность, обеспечивающая формирование сознания, важнейшее условие человеческого общения и взаимодействия между индивидами.

· Искусство– вид духовного производства, представляющий собой творения специалистов в области эстетического освоения мира.

· Наука – вид духовного производства, осуществляющий систематизированное познание действительности.

Западники: А.И. Гер­цен, П.Я. Чаадаев, Белинский, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин.

З. – это направление русской филос. мысли, признававшее необходимость развития России по западно-европейскому пути.

Зенон – древнегреч. философ, ученик Парменида. Знаменит своими апориями, которыми он пытался доказать невозможность движения, пространства и множества.

Знак – это материальный, чувственно воспринимаемый предмет, который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения.

· Символ– это знак, связанный с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию.

Знание– форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. З. противоположно незнанию.

· Методология – отрасль филос. З., изучающая всеобщие проблемы познания, совокупность приемов научного исследования.

· В неопозитивизмеинструментом построения эмпирического З. являются логика и математика.

Идеализм.

· Разновидность И.,провозглашающая независимость идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека: объективный.

· Разновидность И.,утверждающая зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека: субъективный.

Идеалистическая философия.Суждение, обосновывающее её: вещи соответствуют идеям.

Индийская философия.

· Веды – собрание древнеиндийских источников (кон. II - нач. I тыс. до н. э.), сборники гимнов в честь богов.

· Памятникдревнеиндийской философской и религиозной литературы – Веды.

· Брахманизм – положил начало формирования философского мышления в Дринд. ф.

· Брахман– космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего.

· Религиозное течение др. Индии, с которым связывают начало формирования философского мышления – это брахманизм.

· Буддизм– религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основатель уч. – Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

· Чарвакаматериалистическое учение в Древней и Средневековой Индии.

· Атман– индивидуальное духовное начало в индийской философии.

· Нирвана – высшее состояние, цель человеческих стремлений в буддизме.

· Сансара – перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы.

· Карма – это закон воздаяния в инд. религии и религ. филос., определяющий характер нового рождения перевоплощения.

· Мокша–состояние "освобождения" от бесконечных перевоплощений в индийской философии.

· Медитация – это практика углубленной психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний.

Интерес, прямо определяющий место человека в системе экономических отношений: экономический.

Иррационаизм– идеалистическое направление, отрицающее возможность разумного и логического познания действительности.

Искусство.Основная функцияэстетическая.

Искусство сер. XX в. являющееся средством осуществления политических целейтоталитарное.

Ислам. Его основатель – Мухаммед.

Истина– соответствие знаний действительности.

· Объективность – важнейшая характеристика истины.

· Абсолютная истинаисчерпывающее знание об объекте, не опровергаемое развитием науки.

· Практика– критерий истины, в марксистской философии.

Кант Им.– нем. философ, родоначальник нем. классического идеализма.

· Период деятельности К. характеризующийся работой «Всеобщая естественная история и теория неба» докритический.

· Период деятельности К. характеризующийся работой «Критика чистого разума» критический.

· Постулаты практического разума К.:Бог существует, душа бессмертна, воля свободна.

· Способность образования понятий, суждений, правил, по К.рассудок.

· Наука «о пределах человеческого разума», по К.метафизика.

· Категорический императив К.нравственный (моральный) закон, он требует соблюдения долга.

· Умопостигаемое, противоположность феномену, вещь в себе по Кантуноумен.

· Субъективный принцип нравственности, по К.долг.

· Понятия, о которых научное знание невозможно в принципе, по К.: Бог, душа.

· Понятие, используемое К., в переводе с греч. «парные суждения, каждое из которых исключает другое»антиномия.

· Последователь К. в XVIII в.: И. Фихте.

· Философское движение второй половины XIX в., объединяющее ряд направлений, общим для которых был интерес к идеям К.: неокантианство.

История.Цель мировой И., являющаяся "единственной целью духа": свобода.

Категории диалектики:

· Количество – отражает общее и единое в вещах и явлениях.

· Единичное – парная категории «общее», обозначающая определенный предмет, ограниченный в пространстве и времени, форма существования всеобщего в действительности.

· Общее – сходное, отвлеченное от единичных и особенных явлений свойство, признак.

· Особенное – единство единичного и всеобщего, предмет, взятый в своей конкретной целостности.

· Причина – необходимое условие или основу возникновения некоторого процесса, события.

· Следствие – парная категории «причина», обозначающая то, что логически необходимо вытекает из некоторой ричины.

· Необходимое – то, что должно обязательно произойти в данных условиях.

· Случайное – парная категории «необходимое», обозначающая событие или процесс, которые могут при определенной вероятности как произойти, так и не произойти.

· Действительное – парная категории «возможное», обозначающая любой объект, который уже существует в качестве реализации некоторой возможности.

· Возможное – обозначает тенденцию развития предмета.

· Сущность – характеризует внутреннее содержание предмета в единстве всех его свойств и отношений.

· Явление – парная категории «сущность», характеризующая внешнюю форму существования предмета, его обнаружение.

· Содержание парная категории «форма», обозначающая определяющую сторону целого, совокупность его частей.

· Форма – способ существования и выражения содержания.

Категория философии, фиксирующая существование мира, человека, сознания – бытие.

· КФ, обозначающая то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого – субстанция.

· КФ, обозначающая длительность существования и последовательность смены состояний всех материальных объектов: время.

· КФ, характеризующая существенную определенность объекта, обнаруживающуюся в совокупности его свойств: качество.

· КФ, характеризующая внешнюю определенность бытия: количество.

· КФ, характеризующая единство качества и количества: мера.

· КФ, фиксирующая коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета или явления в результате количественных изменений: скачок.

· КФ, обозначающая протяженность и структурность всех материальных объектов – пространство.

Кинизм– одна из философских школ Древней Греции со­кратического периода.

· Основоположники К.: Антисфен и Диоген. Главная цель К. – философское обоснование особого образа жизни – вне связи с обществом: нищенство, одиночество, бро­дяжничество и т. д.

· Философ. К. призывала к отказу от удовольствий.

· Свобода для киников – это отказ от норм поведения.

Китайская философия – возникла примерно в середине I тысячелетия до н. э. Её первым исторически достоверным творцом был Конфуций.

· Философско-религиозное направление в Китае, основателем которого считается Лао-цзыдаосизм.

· Дао – категория кит. филос., обозначающая путь нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм, закономерность сущего.

· Ян – понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало.

· Инь – понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало.

· Сяо – понятие философии Конфуция, обозначающее уважение и почтительность к родителям и старшим.

· Характер философии Конфуция: антропоцентрический.

· Центр. понятие философ. Конфуция, обозначающее высшую добродетель, милосердие – жэнь.

Коммуникация– в широком смысле передача сообщения, сообщение.

· Речь– вид коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.

Кондорсе Ж. – фр. философ-просветитель.

· Основополагающая тенденция человеческой истории, по К.: прогресс.

· Условия достижения будущего счастливого состояния человеческого рода, по К.:

Совершенствование человека

Конт О. – основоположник социологии как самостоятельной науки об обществе.

· Позитивистские идеи К. развивал: Спенсер.

Коперник Н.

· Учение К. гелиоцентризм.

Кропоткин П. – рус. революционер, теоретик анархизма, географ, историк, литератор.

· Общественное устройство, характеризуемое К. как «полная свобода, отсутствие власти»есть анархия.

Концепция:

· диалектическая К., её ключевой момент – принцип противоречия;

· дуализм– концепция бытия, признающая два типа реальности;

· зависимости развития общества от освоения водных ресурсов и путей сообщениясоздал: И.И.Мечников.

· культурологическая К., ограничивает прогресс рамками локальных цивилизаций, отрицая прогресс всемирной истории в целом.

· либеральная К. утверждает первичность прав и свобод человека;

· согласно марксистской К. прогресс обусловлен историческим развитием основных форм собственности;

· монизм – концепция бытия, признающая один тип реальности;

· плюрализм – концепция бытия, признающая многообразие мира;

· структуры научных революций; автор Кун Т.

· теистическая К. происхождения мира объявляет первопричиной Бога;

· согласно эволюционной К. происхождения мира, виды постоянно изменяются, усложняются в организации в результате влияния внешней среды;

Критический рационализм как направление оформилось в постпозитивизме.

Кузанский Н. – кардинал, крупнейший нем. мыслитель XV века, филос., теолог, учёный, математик, церковно-политический деятель.

· К. считал, что человеческое познание беспредельно.

· Религиозная позиция К.: пантеизм.

Кун Т. – американский историк и философ науки.

· Смена одной научной парадигмы другой, по К.: научная революция.

Левкипп и Демокрит античные философы,основатели атомистики.

· Атомизм– онтологическая концепция, разработанная Л.иД.

Лейбниц Г. – немецкий философ, он завершил философию XVII в. и стал предшественником немецкой классической философии.

· Простая неделимая субстанция, согласно Л.монада.

Ленин В.И. – полит. и гос. деятель мирового масштаба, революционер, создатель Рос. социал-демократ. рабочей партии (большевиков), один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, создатель первого в мировой истории социалистического государства.

· Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по Л.: материя.

Личность– этопонятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений.

· Способности – это индивидуальные особенности Л., являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Локк Дж.– основоположник теоретической системы классического либерализма.

· Теория познания, разработанная Л.сенсуализм.

· Верховная власть, по определению Л.законодательная.

· Основные неотчуждаемые, естественные права человека, по Л.: жизнь, свободаи собственность.

Ломоносов М. – первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик. Центральным пунктом мировоззрения мыслителя являлась атомно-молекулярная гипотеза и ряд основанных на ней теорий (теплоты, газов, электричества и т. д.). Все они были связаны принципом сохранения материи и движения.

· Л.основоположник «вольного философствования» XVIII в.

· Философия Л., составившая основу физической химии – корпускулярная.

Магия – это совокупность верований и обрядов, в основе которых – вера в возможность воздействия на людей, предметы, явления окружающего мира сверхъестественным путем.

Маркс К.–нем. философ, социолог, экономист, полит. журналист, обществен. деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике – теорию прибавочной стоимости, в политике – теорию классовой борьбы –основу коммунистического и социалистического движения и идеологии, «марксизм».

· Основной труд М.«Капитал».

· Класс социума способный переустроить общество, по М.пролетариат.

Марксизм.

· Соответствие мышления материальному миру, в М., обеспечивает – практика.

· Подход М. в рассмотрении исторического процесса – формационный.

Марксистская философия.

· Время возникновения марксистской фил.: 40-е годы XIX в.

· Последователи М. ф.: Г. Плеханов, П. Лафарг.

· Способ существования материи, в М. ф.движение.

· Ступень познания, в М. ф., отражение человеком объективного мира с помощью органов чувств – чувственная.

· Ступень познания, в М. ф., отражение человеком объективного мира с помощью органов чувств – чувственная.

· Деятельность людей, направленная на постижение свойств предметов и явлений объективного мира, в марксист. философиипознание.

· Деятельность человека как основа познания действительности в марксист. философии: практическая.

· Основой функционирования и развития общества, в М. ф., является материальное производство.

· Определяющие отношения между людьми, в М. ф., являются производственно-экономические.

Материальное производство. Естественная основа Мп. и жизни общества: природные богатства.

МатерияВ.И. Ленин: «Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его».

· Всеобщее свойство М., в воспроизведении признаков и свойств объекта в марксист. филос. – отражение.

· Свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей объекта или процесса – отражение.

· Свойство обязательно присущее материиатрибут.

· Её атрибуты: пространство, время, движение. См.: Категории филос.

· Способ существования М., в самом общем виде изменение вообще, всякое взаимодействие объектов движение.

· Чувственно воспринимаемый, умопостигаемый и всеобщий атрибут М., субстанции, природы – движение.

· Причинность – генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития.

· Продукт высокоорганизованной материи, общественно развитого человека и его мозга – сознание.

· Форма бытия материи, выражающая длительность существования и последовательность смены состояний в любых материальных система

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...