Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прогресс равенства между классамиСовершенствование человека Конт О. – основоположник социологии как самостоятельной науки об обществе. · Позитивистские идеи К. развивал: Спенсер. Коперник Н. · Учение К. – гелиоцентризм. Кропоткин П. – рус. революционер, теоретик анархизма, географ, историк, литератор. · Общественное устройство, характеризуемое К. как «полная свобода, отсутствие власти»есть анархия. Концепция: · диалектическая К., её ключевой момент – принцип противоречия; · дуализм– концепция бытия, признающая два типа реальности; · зависимости развития общества от освоения водных ресурсов и путей сообщениясоздал: И.И.Мечников. · культурологическая К., ограничивает прогресс рамками локальных цивилизаций, отрицая прогресс всемирной истории в целом. · либеральная К. утверждает первичность прав и свобод человека; · согласно марксистской К. прогресс обусловлен историческим развитием основных форм собственности; · монизм – концепция бытия, признающая один тип реальности; · плюрализм – концепция бытия, признающая многообразие мира; · структуры научных революций; автор Кун Т. · теистическая К. происхождения мира объявляет первопричиной Бога; · согласно эволюционной К. происхождения мира, виды постоянно изменяются, усложняются в организации в результате влияния внешней среды; Критический рационализм как направление оформилось в постпозитивизме. Кузанский Н. – кардинал, крупнейший нем. мыслитель XV века, филос., теолог, учёный, математик, церковно-политический деятель. · К. считал, что человеческое познание беспредельно. · Религиозная позиция К.: пантеизм. Кун Т. – американский историк и философ науки. · Смена одной научной парадигмы другой, по К.: научная революция. Левкипп и Демокрит –античные философы,основатели атомистики. · Атомизм– онтологическая концепция, разработанная Л.иД. Лейбниц Г. – немецкий философ, он завершил философию XVII в. и стал предшественником немецкой классической философии. · Простая неделимая субстанция, согласно Л. – монада. Ленин В.И. – полит. и гос. деятель мирового масштаба, революционер, создатель Рос. социал-демократ. рабочей партии (большевиков), один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, создатель первого в мировой истории социалистического государства. · Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по Л.: материя. Личность– этопонятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений. · Способности – это индивидуальные особенности Л., являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Локк Дж.– основоположник теоретической системы классического либерализма. · Теория познания, разработанная Л. – сенсуализм. · Верховная власть, по определению Л. – законодательная. · Основные неотчуждаемые, естественные права человека, по Л.: жизнь, свободаи собственность. Ломоносов М. – первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик. Центральным пунктом мировоззрения мыслителя являлась атомно-молекулярная гипотеза и ряд основанных на ней теорий (теплоты, газов, электричества и т. д.). Все они были связаны принципом сохранения материи и движения. · Л. – основоположник «вольного философствования» XVIII в. · Философия Л., составившая основу физической химии – корпускулярная. Магия – это совокупность верований и обрядов, в основе которых – вера в возможность воздействия на людей, предметы, явления окружающего мира сверхъестественным путем. Маркс К.–нем. философ, социолог, экономист, полит. журналист, обществен. деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике – теорию прибавочной стоимости, в политике – теорию классовой борьбы –основу коммунистического и социалистического движения и идеологии, «марксизм». · Основной труд М. – «Капитал». · Класс социума способный переустроить общество, по М. – пролетариат. Марксизм. · Соответствие мышления материальному миру, в М., обеспечивает – практика. · Подход М. в рассмотрении исторического процесса – формационный. Марксистская философия. · Время возникновения марксистской фил.: 40-е годы XIX в. · Последователи М. ф.: Г. Плеханов, П. Лафарг. · Способ существования материи, в М. ф. – движение. · Ступень познания, в М. ф., отражение человеком объективного мира с помощью органов чувств – чувственная. · Ступень познания, в М. ф., отражение человеком объективного мира с помощью органов чувств – чувственная. · Деятельность людей, направленная на постижение свойств предметов и явлений объективного мира, в марксист. философии – познание. · Деятельность человека как основа познания действительности в марксист. философии: практическая. · Основой функционирования и развития общества, в М. ф., является материальное производство. · Определяющие отношения между людьми, в М. ф., являются производственно-экономические. Материальное производство. Естественная основа Мп. и жизни общества: природные богатства. Материя – В.И. Ленин: «Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его». · Всеобщее свойство М., в воспроизведении признаков и свойств объекта в марксист. филос. – отражение. · Свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей объекта или процесса – отражение. · Свойство обязательно присущее материи – атрибут. · Её атрибуты: пространство, время, движение. См.: Категории филос. · Способ существования М., в самом общем виде – изменение вообще, всякое взаимодействие объектов – движение. · Чувственно воспринимаемый, умопостигаемый и всеобщий атрибут М., субстанции, природы – движение. · Причинность – генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития. · Продукт высокоорганизованной материи, общественно развитого человека и его мозга – сознание. · Форма бытия материи, выражающая длительность существования и последовательность смены состояний в любых материальных система – время. · Форма б. м.,выражающая длительность, смену состояния: время. · Форма б. м., характеризующая протяженность, структурность любых материальных систем – пространство. Метод– это система приемов теоретического и практического освоения действительности, способ построения и обоснования системы философского знания. Метод познания – система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. · анализ – МП., означающий мысленное разложение объекта на составные элементы; · синтез – МП., означающий соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое; · индукция – МП., при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок; · дедукция – МП., процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях; · аналогия – МП., при котором наличие сходства признаков нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках; · абстрагирование – МП., означающий выделение одного признака в предмете с отвлечением от других его признаков. · психоаналитическийметод создал: Фрейд. · феноменологический метод создал: Гуссерль. Методологический принцип, заключающийся в признании относительности, условности и субъективности познания – релятивизм. · МП., согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены на основе законов, свойственных более простым – редукционизм. · МП., согласно которому ощущения, восприятия – основа и главная форма достоверного познания – сенсуализм. · МП., требующий рассматривать мир как иерархию сложных объектов, раскрывающий их целостность – принцип системности. Мизантропия–нелюбовь, ненависть к людям, отчуждение от них. Мир в широком смысле – всё, что существует. · Окружающий человека мир в бесконечном многообразии его проявлений – природа. Мировоззрение– совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также – жизненные позиции, программы поведения, действий людей. · М.– это совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. · М., характеризующееся признанием Абсолютного начала, т. е. Бога: религиозное. · Форма М., выражающая признание Абсолютного начала, Бога – религия. · Религия– это М. , а также соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в существование сверхъестественного. · Тип М., в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу – индивидуализм. · Тип М., характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу – индивидуализм. · Тип М., согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания – антропоцентризм. · Тип М., характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит признание ценности человека как личности – гуманизм. Мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности – субъективизм. Миф, мифы– повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. Мифология – первая историческая форма сознания людей, переносящая на мир и его законы свойства человека и рода, совокупность мифов. Монизм– филос. направление, признающееосновой мираодно начало: или материальное начало, или духовное. · М.– это способ рассмотрения многообразия мира в свете единой основы бытия. Мономах – др. рус. мыслитель, изложивший в своем труде этический кодекс поведения. Мор Томас– англ. гуманист, гос. деятель, правовед, автор «Утопии», содержащее описание страны – образца общественного устройства; важной чертой идеального государства считал отсутствие частной собственности. Мораль– один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. · Изучением специфики М.регуляции в научной сфере занимается этика. · Особенность морали, не относящая ее к сфере организованной деятельности людей: внеинституциональность · Особенность морали, выражающая аппелирование к моральному долгу, а не к целесообразности: императивность. · Особенность морали, заключающееся в проникновении моральных требований во все сферы человеческой жизни: всеобъемлющий характер. Функция морали · Ф. м., обеспечивающая регулирование поведения людей в обществе и саморегулирование поведения индивида: регулятивная. · Ф. м., предполагающая оценку проявлений общественной жизни на основе нравственного освоения действительности: оценочно – императивная. Моральные принципы реального, практического поведения людей – нравственность. «Москва – третий Рим» – доктрина Филофея. Мыслители XVIII в., положившие в основу своих трудов рассмотрение природы психических процессов и умственных способностей чел.: К. Гельвеций и Ж. Ламетри. · М., которые ввели в философию понятие «общественное бытие»: Маркс и Энгельс. Мыслитель: · М., который ввел слово «диалектика» в философию: Сократ. · М. нем. класс. филос., объявивший себя материалистом и атеистом: Л. Фейербах. · М., отрицавший существование в обществе объективных законов развития: Поппер. · М. филос. жизни, рассматривавший волю как главный принцип жизни и познания: А. Шопенгауэр. · М., считавший «волю к власти» стимулом и основой общественной жизни: Ф. Ницше. · М., выдвинувший «понимание» как метод познания жизни: В. Дильтей. · М., отрицавший существование законов в обществе: Г. Зиммель. · М., рассматривавший жизнь как осуществление души в мире: О. Шпенглер. · М., полагавший, что в основе культуры лежит иррациональная мотивация человека: Фрейд З. · М., учение которого стало основой развития неотомизма: Фома Аквинский. · М., определявший задачей философии не достижение истины, а анализ логической структуры языка: Л.Витгенштейн. · М., стоявший у истоков русской философии XVIII в. – М. Ломоносов. · М., развивавший идею безгосударственного социализма – анархизма: М. Бакунин. · М., разработавший оригинальную социально-философскую концепцию консерватизма: К. Леонтьев. · М., выдвинувший концепцию научно-исследовательских программ: И. Лакатос. · М., создавший концепцию роста научного знания: К. Поппер · М., определивший религию как коллективный невроз навязчивости: З. Фрейд. · М., считавший, что в поисках смысла истории следует исходить из ее "конца", т. е. предполагаемых результатов: И. Кант. · М., отрицавший целостность и единство всемирной истории, наличия в ней "постоянного и всеобщего": О. Шпенглер. · М., различавший по религиозному признаку 21 цивилизацию во всемирной истории: А. Тойнби. · М., видевший смысл всемирной истории в религиозной эволюции и духовном совершенствовании человечества: А. Тойнби. М. XIX века, трактовавший религию по отношению к сущности человека как процесс отчуждения – Л.Фейербах. Мышление.Форма М., отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений: понятие. Направлениефилософской мысли, утверждавшее, что мир принципиально не познаваем – агностицизм. · Н. в филос., для которого характерно суждение: «Без органов чувств человек вообще не способен к познанию»: сенсуализм. · Н. в филос., для которого характерно суждение: «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах»: сенсуализм. · Н. социальной филос., развивавшееся параллельно с позитивизмом – марксизм. · Н. филос. мысли кон. XIX – нач. XX в., основанное на философии Канта – неокантианство. · Н. совр. запад. филос., определяющее критерием научности современную физику – сциентизм. · Н. запад. филос., абсолютизирующее роль естественных наук в системе культуры, в духовной жизни общества – сциентизм. · Н., представляющие современ. запад. филос.: сциентизм, антисциентизм. · Н. в теории познания XX в., основой которого является выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений – структурализм. · Н. в теории познания XX в., связанное с использованием структурного метода – структурализм. · Н. в теории познания XX в., зарождение которого связанно с исследованиями Ф. де Соссюра: структурализм. · Н. филос. XX в., основной чертой которого является негативизм – постмодернизм. · Н. в совр. социальной филос., считающее главной причиной отсталости слаборазвитых стран быстрый рост их народонаселения – неомальтузианство. · Н. филос., рассматривающее индивида и общество как противоположные образования, находящиеся в постоянном конфликте – экзистенциализм. · Н. филос. мысли, являющееся продолжением славянофильства – почвенничество. · Н. рус. филос. мысли, проповедовавшее сближение образованного общества с народом на религиозно-этической основе – почвенничество. · Н. в христианстве, появившееся в результате Реформации – протестантизм. · Н. в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения – это гедонизм. Наука · Ключевая функция Н.– объяснительная. · Естествознание– та отрасль Н., развитию которой способствовала деятельность философов Нового времени. · Гелеобиология– Н. о Солнце и о его влиянии на земные процессы. · Экология – Н. о взаимодействии живых организмов с окружающей средой. · Социальная экология– Н., изучающая проблемы взаимодействия общества и окружающей среды. · Главной проблемой постпозитивизма является объяснение науки и роста научного знания. · Функция Н., предоставляющая метод, систему правил и практических приемов обращения с миром – практическая функция. · ФункцияН., связанная с прогнозированием ситуаций и поиском способов их решений прогностическая.
Народонаселение– это совокупность людей, проживающих в пределах определенной территории. Наследственная основаорганизма, совокупность генов, локализованных в хромосомах – генотип. Негативизм характерен для: постмодернизма.
Немецкая классическая философия.Время возникновения: сер. XVIII в. – сер. XIX в.,представлен учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Л. Фейербаха. · Нем. клас. фил. – преемница идей Просвещения; · Филос. направление, характерное для нем. класс. филос.: рационализм. · Рационализм – направление нем. класс. филос., признающее разум основой познания и поведения людей.
Немецкий идеализм. · Философ, творчество которого считается вершиной нем. ид. 1-й пол. XIX в. – Гегель. Необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе – закон. Неокантианство – направление в нем. философии второй половины XIX – нач. XX вв. · Центральный лозунг Н.:«Назад к Канту!». · Идеалы и ориентиры социально-культурного развития общества в Н. – ценности. Неоплатонизм – философское направление, возникшее в Римской империи в III в., сочетавшее идеализм Платона и ряд идей Аристотеля. Основатель Н.: Плотин. Неопозитивизм – одно из основных направлений философии 20 в., форма позитивизма. Отвергая возможность философии как теоретического познания мировоззренческих проблем, противопоставляет науку философии. Свою задачу видит в разработке метода логического или лингвистического анализа знания. · Принцип выяснения значений научных предложений в Н. – верификация. · Школа Н., ставящая в центр исследований анализ языка науки – логический позитивизм. · Унификация–концепция Н., сведение всех наук к наиболее развитой в настоящее время науке. Непрерывновозобновляющаяся в процессе воспроизводства совокупность людей, живущих на Земле в целом или в пределах какой-либо ее части – народонаселение.
Ниспровержение существующего социально-политического строя силовыми методами – революция. НицшеФ. – автор концепции сверхчеловека, признающей неравенство людей. Новиков Н. И. – рус. просветитель, социальный мыслитель, журналист, издатель. · Основная ценность человека, по Н. – нравственная. Новое время–период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции. · Философ Н. вр., считавший "войну всех против всех" естественным состоянием общества: Т. Гоббс. Образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его «заместителя», «представителя» – модель. · Представление – образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением. Общественное бытие. · Фактор, являющийся важнейшим содержанием Общ. б. людей, согласно материалистическому пониманию истории – материальное производство. Общество– совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически. · Система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества: социальная философия. · Структура О. – это исторически сложившаяся форма его организации и внутренняя упорядоченность его частей. · Изменение– это начальный этап внутреннего перерождения в обществе или его частях, носящий количественный характер. · Отношения – это взаимосвязь между элементами общества. · Стагнация – это застой в О., экономике, производстве. · Гражданское О. с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, взаимодействующее с государством, но независимое от него. · Основная причина социальных движений в обществе: неудовлетворенные потребности людей. · Общественное бытие в ходе социальной практики, различных видов деятельности отражает общественное сознание. · Общественно-политическое учение, отрицающие необходимость государственной власти и политической организации общества – анархизм. · Общественный процесс, характеризующийся прекращением деятельности государственных институтов – распад. · Фундаментальный социальный фактор, лежащий в основе развития постиндустриального общества – информация. Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества – это аскетизм. Онтология – это раздел философии о сущем в мире (о бытии). Организация– внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением. Отражение– всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса; одно из основных понятий материалистической теории познания. · О. свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга – ощущение. · Первый элементарный вид О. действительности – это ощущения. · Целостное О. в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств – восприятие. · Посредством понятия происходит наиболее глубинное О.действительности. Отрицание религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека – атеизм. Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положения в мире изучает: философия. Панлогизм– идеалистическое направление, по которому законы бытия определяются законами логики. Пантеизм – религиозное и философское учение, отождествляющее Бога и природу. Парадигма. · Смена научной парадигмы – научная революция. Парменидсчитал, что бытию не свойственно движение. Его высказывания: «Есть бытие, а небытия вовсе нету...». «Одно и то же есть мысль и бытие...». Патриархия– наивысший орган управления всем Православным миром. См.: церковь. Патристика – философия и теология Отцов Церкви II-VIII вв. (Средневековье), т. е. раннехристианских авторов. Крупнейший философ периода П.: Аврелий Августин. Первичный фактор, обуславливающий историческую деятельность народа в славянофильстве: вера. Первоначало. Первоначалом сущего считал воду:Фалес. Первоначалом сущего считал апейрон:Анаксимандр. Первоначалом сущего считал воздух:Анаксимен. Первоначалом сущего считал огонь:Гераклит. Период истории философии, характеризующийся рассмотрением человека и природы как единого, гармонически взаимосвязанного целого – античность. · П. истории философии, когда природа и человек рассматривались как творенья Божьи – средневековье. Пифагор утверждал, что мир есть гармония чисел. · Понятие, которым пользовались последователи Пифагора для обозначения первоначала – число. Смысл философии, согласно П., – в поиске – истины. Платон – крупнейший философ Др. Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Он первый оставил после себя библиотеку фундаментальных филос. соч. · Истинное бытие по П. – мир идей. · Высшая идея по П. – идея «блага». · По П. бытие делится на мир вещей, материю и мир – идея. · Форма государственного правления наиболее неприемлемая с точки зрения П.: демократия.
Плотин – античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма. Высшая ступень бытия по П. – Единое. Плюрализм– существует множество исходных оснований и начал бытия, утверждает. Позиция, утверждающая существование отдельных личностей, а не общества – индивидуализм. · П., утверждающая существование только общества, а не индивида – коллективизм. Познание.Философская дисциплина, исследующая проблемы познания – гносеология. · Субъект– носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. · Мышление– высшая ступень человеческого познания, позволяющая получать знание, не вытекающее из чувственного опыта. · Разум – высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям и задачам рассудок. · Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт: обыденный. · Уровень познания,фиксирующий внешние общие признаки вещей и явлений – эмпирический уровень. · Уровень познания,объясняющий и обосновывающий внутренние признаки вещей и явлений – теоретический уровень. · Форма познавательной деятельности изначально присущая человеческому механизму познания: априорная. · Систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий и т.д. – наука. · Сенсуализмутверждает, что ощущение и восприятие есть основа и главная форма достоверного познания. · Скептицизм– достоверное знание о мире невозможно. · Результат процесса П. действительности представленный в виде понятий: знание. · П. вечных и абсолютных истин под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой, считал: Платон. · П.относительно, условно и субъективно, утверждает: релятивизм. · Основной критерий истины в П. – практика. · Признание относительности, условности и субъективности П., отрицание абсолютных этических норм и правил – релятивизм. · Принцип сведения сложного к простому вП.– это редукционизм. · Разум есть основа П. и поведения людей, утверждает: рационализм. · Разумное и логическое П. действительности невозможно, утверждает: иррационализм. · Система наиболее общих методов П., а также учение о них – методология. · Форма П., основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от его частных свойств и связей – абстракция. · Форма чувственного П.: восприятие. · Форма чувств. позн.: представление. · Явление, данное в опыте, чувственном П. – феномен. · Элементарная форма чувственного познания – это: ощущение. · Форма рационального П.: понятие. · Форма рацион. позн.: гипотеза. · Форма рацион. позн.: суждение. · Форма рацион. позн.: теория. · Форма рацион. позн.: умозаключение. · Частичное, неполное знание об объекте – относительная истина. Политика– регулирование и управление различными сферами общественной жизни на основе установления отношений господства и подчинения. Политическая система общества. · Основной институт П. с. общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей – государство. Политическое господство, система государственных органов – власть. Политический режим, контролирующий все стороны жизни общества – политическую, экономическую и духовную – тоталитаризм. · П. р., предпосылками которого выступают гражданское общество и правовое государство - демократия Полит. сознание, формирующееся на основе житейского опыта – обыденное сознание. · П. с., основанное на определенной политической концепции, отражающее политические интересы определенных социальных групп – теоретическое сознание.
Понятие– это мысленное образование, обобщающее некоторый класс предметов посредством фиксации их общий признаков. · Категория– наиболее общее и фундаментальное П., отражающее существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. · П., означающее невозмутимость духа – атараксия. · П., характеризующее мировосприятие восточных отцов церкви: символизм. · П. , обозначающее ситуацию сложившуюся в культурном сознании стран Запада конца XX в – постмодернизм. · П. противоположное категории бытие – небытие. · П., обозначающее постепенные изменения в обществе и природе: эволюция. · П., обозначающее развитие по направлению к высшему: прогресс. · П., обозначающее развитие по направлению к низшему: регресс. · П., обозначающее застой в обществе, экономике, производстве – стагнация. · П., характеризующее множество элементов, образующих определенную целостность, единство – система. · П., обозначающее предметы объединенные по какому-либо признаку: класс. · П., обозначающее упорядоченность автономных частей целого: организация. · П., обозначающее происхождение, возникновение – генезис. · П., означающее состояние связанности отдельных частей и функций системы: интеграция. · П. "движение" и "развитие" соотносятся между собой: развитие является частьюдвижения. · П., характеризующее категории бытия и небытия в их развитии–становление. · П. "самоорганизация" ввел в науку XX века: И. Пригожин. · П. для обозначения независимости от человеч-го сознания – объективность. · П.,обозначающее находящееся за пределами разума, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему – иррациональное. · П., обозначающее соответствие знания действительности, объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания – истина. · П., характеризующее нерасчлененность мировоззренческих представлений в первобытном обществе – синкретизм. · П., обозначающее сложившуюся в обществе систему устой |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |