Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прогресс равенства между классами

Совершенствование человека

Конт О. – основоположник социологии как самостоятельной науки об обществе.

· Позитивистские идеи К. развивал: Спенсер.

Коперник Н.

· Учение К. гелиоцентризм.

Кропоткин П. – рус. революционер, теоретик анархизма, географ, историк, литератор.

· Общественное устройство, характеризуемое К. как «полная свобода, отсутствие власти»есть анархия.

Концепция:

· диалектическая К., её ключевой момент – принцип противоречия;

· дуализм– концепция бытия, признающая два типа реальности;

· зависимости развития общества от освоения водных ресурсов и путей сообщениясоздал: И.И.Мечников.

· культурологическая К., ограничивает прогресс рамками локальных цивилизаций, отрицая прогресс всемирной истории в целом.

· либеральная К. утверждает первичность прав и свобод человека;

· согласно марксистской К. прогресс обусловлен историческим развитием основных форм собственности;

· монизм – концепция бытия, признающая один тип реальности;

· плюрализм – концепция бытия, признающая многообразие мира;

· структуры научных революций; автор Кун Т.

· теистическая К. происхождения мира объявляет первопричиной Бога;

· согласно эволюционной К. происхождения мира, виды постоянно изменяются, усложняются в организации в результате влияния внешней среды;

Критический рационализм как направление оформилось в постпозитивизме.

Кузанский Н. – кардинал, крупнейший нем. мыслитель XV века, филос., теолог, учёный, математик, церковно-политический деятель.

· К. считал, что человеческое познание беспредельно.

· Религиозная позиция К.: пантеизм.

Кун Т. – американский историк и философ науки.

· Смена одной научной парадигмы другой, по К.: научная революция.

Левкипп и Демокрит античные философы,основатели атомистики.

· Атомизм– онтологическая концепция, разработанная Л.иД.

Лейбниц Г. – немецкий философ, он завершил философию XVII в. и стал предшественником немецкой классической философии.

· Простая неделимая субстанция, согласно Л.монада.

Ленин В.И. – полит. и гос. деятель мирового масштаба, революционер, создатель Рос. социал-демократ. рабочей партии (большевиков), один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, создатель первого в мировой истории социалистического государства.

· Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по Л.: материя.

Личность– этопонятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений.

· Способности – это индивидуальные особенности Л., являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Локк Дж.– основоположник теоретической системы классического либерализма.

· Теория познания, разработанная Л.сенсуализм.

· Верховная власть, по определению Л.законодательная.

· Основные неотчуждаемые, естественные права человека, по Л.: жизнь, свободаи собственность.

Ломоносов М. – первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик. Центральным пунктом мировоззрения мыслителя являлась атомно-молекулярная гипотеза и ряд основанных на ней теорий (теплоты, газов, электричества и т. д.). Все они были связаны принципом сохранения материи и движения.

· Л.основоположник «вольного философствования» XVIII в.

· Философия Л., составившая основу физической химии – корпускулярная.

Магия – это совокупность верований и обрядов, в основе которых – вера в возможность воздействия на людей, предметы, явления окружающего мира сверхъестественным путем.

Маркс К.–нем. философ, социолог, экономист, полит. журналист, обществен. деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике – теорию прибавочной стоимости, в политике – теорию классовой борьбы –основу коммунистического и социалистического движения и идеологии, «марксизм».

· Основной труд М.«Капитал».

· Класс социума способный переустроить общество, по М.пролетариат.

Марксизм.

· Соответствие мышления материальному миру, в М., обеспечивает – практика.

· Подход М. в рассмотрении исторического процесса – формационный.

Марксистская философия.

· Время возникновения марксистской фил.: 40-е годы XIX в.

· Последователи М. ф.: Г. Плеханов, П. Лафарг.

· Способ существования материи, в М. ф.движение.

· Ступень познания, в М. ф., отражение человеком объективного мира с помощью органов чувств – чувственная.

· Ступень познания, в М. ф., отражение человеком объективного мира с помощью органов чувств – чувственная.

· Деятельность людей, направленная на постижение свойств предметов и явлений объективного мира, в марксист. философиипознание.

· Деятельность человека как основа познания действительности в марксист. философии: практическая.

· Основой функционирования и развития общества, в М. ф., является материальное производство.

· Определяющие отношения между людьми, в М. ф., являются производственно-экономические.

Материальное производство. Естественная основа Мп. и жизни общества: природные богатства.

МатерияВ.И. Ленин: «Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его».

· Всеобщее свойство М., в воспроизведении признаков и свойств объекта в марксист. филос. – отражение.

· Свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей объекта или процесса – отражение.

· Свойство обязательно присущее материиатрибут.

· Её атрибуты: пространство, время, движение. См.: Категории филос.

· Способ существования М., в самом общем виде изменение вообще, всякое взаимодействие объектов движение.

· Чувственно воспринимаемый, умопостигаемый и всеобщий атрибут М., субстанции, природы – движение.

· Причинность – генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития.

· Продукт высокоорганизованной материи, общественно развитого человека и его мозга – сознание.

· Форма бытия материи, выражающая длительность существования и последовательность смены состояний в любых материальных система – время.

· Форма б. м.,выражающая длительность, смену состояния: время.

· Форма б. м., характеризующая протяженность, структурность любых материальных систем – пространство.

Метод– это система приемов теоретического и практического освоения действительности, способ построения и обоснования системы философского знания.

Метод познания – система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.

· анализМП., означающий мысленное разложение объекта на составные элементы;

· синтезМП., означающий соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое;

· индукцияМП., при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок;

· дедукцияМП., процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях;

· аналогия МП., при котором наличие сходства признаков нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках;

· абстрагированиеМП., означающий выделение одного признака в предмете с отвлечением от других его признаков.

· психоаналитическийметод создал: Фрейд.

· феноменологический метод создал: Гуссерль.

Методологический принцип, заключающийся в признании относительности, условности и субъективности познания – релятивизм.

· МП., согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены на основе законов, свойственных более простым – редукционизм.

· МП., согласно которому ощущения, восприятия – основа и главная форма достоверного познания – сенсуализм.

· МП., требующий рассматривать мир как иерархию сложных объектов, раскрывающий их целостность – принцип системности.

Мизантропия–нелюбовь, ненависть к людям, отчуждение от них.

Мир в широком смысле – всё, что существует.

· Окружающий человека мир в бесконечном многообразии его проявлений – природа.

Мировоззрение– совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также – жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

· М.– это совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

· М., характеризующееся признанием Абсолютного начала, т. е. Бога: религиозное.

· Форма М., выражающая признание Абсолютного начала, Бога – религия.

· Религия– это М. , а также соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в существование сверхъестественного.

· Тип М., в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу – индивидуализм.

· Тип М., характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу – индивидуализм.

· Тип М., согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания – антропоцентризм.

· Тип М., характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит признание ценности человека как личности – гуманизм.

Мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности – субъективизм.

Миф, мифы– повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе.

Мифология – первая историческая форма сознания людей, переносящая на мир и его законы свойства человека и рода, совокупность мифов.

Монизм– филос. направление, признающееосновой мираодно начало: или материальное начало, или духовное.

· М.– это способ рассмотрения многообразия мира в свете единой основы бытия.

Мономах – др. рус. мыслитель, изложивший в своем труде этический кодекс поведения.

Мор Томас– англ. гуманист, гос. деятель, правовед, автор «Утопии», содержащее описание страны – образца общественного устройства; важной чертой идеального государства считал отсутствие частной собственности.

Мораль– один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

· Изучением специфики М.регуляции в научной сфере занимается этика.

· Особенность морали, не относящая ее к сфере организованной деятельности людей: внеинституциональность

· Особенность морали, выражающая аппелирование к моральному долгу, а не к целесообразности: императивность.

· Особенность морали, заключающееся в проникновении моральных требований во все сферы человеческой жизни: всеобъемлющий характер.

Функция морали

· Ф. м., обеспечивающая регулирование поведения людей в обществе и саморегулирование поведения индивида: регулятивная.

· Ф. м., предполагающая оценку проявлений общественной жизни на основе нравственного освоения действительности: оценочно – императивная.

Моральные принципы реального, практического поведения людей – нравственность.

«Москва – третий Рим» – доктрина Филофея.

Мыслители XVIII в., положившие в основу своих трудов рассмотрение природы психических процессов и умственных способностей чел.: К. Гельвеций и Ж. Ламетри.

· М., которые ввели в философию понятие «общественное бытие»: Маркс и Энгельс.

Мыслитель:

· М., который ввел слово «диалектика» в философию: Сократ.

· М. нем. класс. филос., объявивший себя материалистом и атеистом: Л. Фейербах.

· М., отрицавший существование в обществе объективных законов развития: Поппер.

· М. филос. жизни, рассматривавший волю как главный принцип жизни и познания: А. Шопенгауэр.

· М., считавший «волю к власти» стимулом и основой общественной жизни: Ф. Ницше.

· М., выдвинувший «понимание» как метод познания жизни: В. Дильтей.

· М., отрицавший существование законов в обществе: Г. Зиммель.

· М., рассматривавший жизнь как осуществление души в мире: О. Шпенглер.

· М., полагавший, что в основе культуры лежит иррациональная мотивация человека: Фрейд З.

· М., учение которого стало основой развития неотомизма: Фома Аквинский.

· М., определявший задачей философии не достижение истины, а анализ логической структуры языка: Л.Витгенштейн.

· М., стоявший у истоков русской философии XVIII в. – М. Ломоносов.

· М., развивавший идею безгосударственного социализма – анархизма: М. Бакунин.

· М., разработавший оригинальную социально-философскую концепцию консерватизма: К. Леонтьев.

· М., выдвинувший концепцию научно-исследовательских программ: И. Лакатос.

· М., создавший концепцию роста научного знания: К. Поппер

· М., определивший религию как коллективный невроз навязчивости: З. Фрейд.

· М., считавший, что в поисках смысла истории следует исходить из ее "конца", т. е. предполагаемых результатов: И. Кант.

· М., отрицавший целостность и единство всемирной истории, наличия в ней "постоянного и всеобщего": О. Шпенглер.

· М., различавший по религиозному признаку 21 цивилизацию во всемирной истории: А. Тойнби.

· М., видевший смысл всемирной истории в религиозной эволюции и духовном совершенствовании человечества: А. Тойнби.

М. XIX века, трактовавший религию по отношению к сущности человека как процесс отчуждения – Л.Фейербах.

Мышление.Форма М., отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений: понятие.

Направлениефилософской мысли, утверждавшее, что мир принципиально не познаваем – агностицизм.

· Н. в филос., для которого характерно суждение: «Без органов чувств человек вообще не способен к познанию»: сенсуализм.

· Н. в филос., для которого характерно суждение: «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах»: сенсуализм.

· Н. социальной филос., развивавшееся параллельно с позитивизмом – марксизм.

· Н. филос. мысли кон. XIX – нач. XX в., основанное на философии Кантанеокантианство.

· Н. совр. запад. филос., определяющее критерием научности современную физику – сциентизм.

· Н. запад. филос., абсолютизирующее роль естественных наук в системе культуры, в духовной жизни общества – сциентизм.

· Н., представляющие современ. запад. филос.: сциентизм, антисциентизм.

· Н. в теории познания XX в., основой которого является выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений – структурализм.

· Н. в теории познания XX в., связанное с использованием структурного метода – структурализм.

· Н. в теории познания XX в., зарождение которого связанно с исследованиями Ф. де Соссюра: структурализм.

· Н. филос. XX в., основной чертой которого является негативизм – постмодернизм.

· Н. в совр. социальной филос., считающее главной причиной отсталости слаборазвитых стран быстрый рост их народонаселения – неомальтузианство.

· Н. филос., рассматривающее индивида и общество как противоположные образования, находящиеся в постоянном конфликте – экзистенциализм.

· Н. филос. мысли, являющееся продолжением славянофильства – почвенничество.

· Н. рус. филос. мысли, проповедовавшее сближение образованного общества с народом на религиозно-этической основе – почвенничество.

· Н. в христианстве, появившееся в результате Реформации – протестантизм.

· Н. в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения – это гедонизм.

Наука

· Ключевая функция Н.объяснительная.

· Естествознание– та отрасль Н., развитию которой способствовала деятельность философов Нового времени.

· ГелеобиологияН. о Солнце и о его влиянии на земные процессы.

· ЭкологияН. о взаимодействии живых организмов с окружающей средой.

· Социальная экология– Н., изучающая проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.

· Главной проблемой постпозитивизма является объяснение науки и роста научного знания.

· Функция Н., предоставляющая метод, систему правил и практических приемов обращения с миром – практическая функция.

· ФункцияН., связанная с прогнозированием ситуаций и поиском способов их решений прогностическая.

 

Народонаселение– это совокупность людей, проживающих в пределах определенной территории.

Наследственная основаорганизма, совокупность генов, локализованных в хромосомах – генотип.

Негативизм характерен для: постмодернизма.

 

Немецкая классическая философия.Время возникновения: сер. XVIII в. – сер. XIX в.,представлен учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Л. Фейербаха.

· Нем. клас. фил. – преемница идей Просвещения;

· Филос. направление, характерное для нем. класс. филос.: рационализм.

· Рационализм – направление нем. класс. филос., признающее разум основой познания и поведения людей.

 

Немецкий идеализм.

· Философ, творчество которого считается вершиной нем. ид. 1-й пол. XIX в. – Гегель.

Необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе – закон.

Неокантианство – направление в нем. философии второй половины XIX – нач. XX вв.

· Центральный лозунг Н.:«Назад к Канту!».

· Идеалы и ориентиры социально-культурного развития общества в Н.ценности.

Неоплатонизм – философское направление, возникшее в Римской империи в III в., сочетавшее идеализм Платона и ряд идей Аристотеля. Основатель Н.: Плотин.

Неопозитивизм – одно из основных направлений философии 20 в., форма позитивизма. Отвергая возможность философии как теоретического познания мировоззренческих проблем, противопоставляет науку философии. Свою задачу видит в разработке метода логического или лингвистического анализа знания.

· Принцип выяснения значений научных предложений в Н. – верификация.

· Школа Н., ставящая в центр исследований анализ языка науки – логический позитивизм.

· Унификация–концепция Н., сведение всех наук к наиболее развитой в настоящее время науке.

Непрерывновозобновляющаяся в процессе воспроизводства совокупность людей, живущих на Земле в целом или в пределах какой-либо ее части – народонаселение.

 

Ниспровержение существующего социально-политического строя силовыми методами – революция.

НицшеФ. – автор концепции сверхчеловека, признающей неравенство людей.

Новиков Н. И. – рус. просветитель, социальный мыслитель, журналист, издатель.

· Основная ценность человека, по Н.нравственная.

Новое время–период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции.

· Философ Н. вр., считавший "войну всех против всех" естественным состоянием общества: Т. Гоббс.

Образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его «заместителя», «представителя» – модель.

· Представление образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением.

Общественное бытие.

· Фактор, являющийся важнейшим содержанием Общ. б. людей, согласно материалистическому пониманию истории – материальное производство.

Общество– совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически.

· Система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества: социальная философия.

· Структура О. – это исторически сложившаяся форма его организации и внутренняя упорядоченность его частей.

· Изменение– это начальный этап внутреннего перерождения в обществе или его частях, носящий количественный характер.

· Отношения – это взаимосвязь между элементами общества.

· Стагнация – это застой в О., экономике, производстве.

· Гражданское О. с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, взаимодействующее с государством, но независимое от него.

· Основная причина социальных движений в обществе: неудовлетворенные потребности людей.

· Общественное бытие в ходе социальной практики, различных видов деятельности отражает общественное сознание.

· Общественно-политическое учение, отрицающие необходимость государственной власти и политической организации общества анархизм.

· Общественный процесс, характеризующийся прекращением деятельности государственных институтов распад.

· Фундаментальный социальный фактор, лежащий в основе развития постиндустриального общества – информация.

Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества – это аскетизм.

Онтология – это раздел философии о сущем в мире (о бытии).

Организация– внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением.

Отражение– всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса; одно из основных понятий материалистической теории познания.

· О. свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга – ощущение.

· Первый элементарный вид О. действительности – это ощущения.

· Целостное О. в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств – восприятие.

· Посредством понятия происходит наиболее глубинное О.действительности.

Отрицание религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека – атеизм.

Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положения в мире изучает: философия.

Панлогизм– идеалистическое направление, по которому законы бытия определяются законами логики.

Пантеизм – религиозное и философское учение, отождествляющее Бога и природу.

Парадигма.

· Смена научной парадигмынаучная революция.

Парменидсчитал, что бытию не свойственно движение.

Его высказывания:

«Есть бытие, а небытия вовсе нету...».

«Одно и то же есть мысль и бытие...».

Патриархия– наивысший орган управления всем Православным миром. См.: церковь.

Патристика – философия и теология Отцов Церкви II-VIII вв. (Средневековье), т. е. раннехристианских авторов. Крупнейший философ периода П.: Аврелий Августин.

Первичный фактор, обуславливающий историческую деятельность народа в славянофильстве: вера.

Первоначало.

Первоначалом сущего считал воду:Фалес.

Первоначалом сущего считал апейрон:Анаксимандр.

Первоначалом сущего считал воздух:Анаксимен.

Первоначалом сущего считал огонь:Гераклит.

Период истории философии, характеризующийся рассмотрением человека и природы как единого, гармонически взаимосвязанного целого – античность.

· П. истории философии, когда природа и человек рассматривались как творенья Божьи – средневековье.

Пифагор утверждал, что мир есть гармония чисел.

· Понятие, которым пользовались последователи Пифагора для обозначения первоначалачисло.

Смысл философии, согласно П., – в поиске – истины.

Платон – крупнейший философ Др. Греции, ученик Сократа, основатель собственной фи­лософской школы – Академии, основоположник идеалистиче­ского направления в философии. Он первый оставил после себя библиотеку фундаментальных филос. соч.

· Истинное бытие по П. – мир идей.

· Высшая идея по П. – идея «блага».

· По П. бытие делится на мир вещей, материю и мир – идея.

· Форма государственного правления наиболее неприемлемая с точки зрения П.: демократия.

 

Плотин – античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма. Высшая ступень бытия по П. – Единое.

Плюрализм– существует множество исходных оснований и начал бытия, утверждает.

Позиция, утверждающая существование отдельных личностей, а не общества – индивидуализм.

· П., утверждающая существование только общества, а не индивида – коллективизм.

Познание.Философская дисциплина, исследующая проблемы познания – гносеология.

· Субъект– носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект.

· Мышление– высшая ступень человеческого познания, позволяющая получать знание, не вытекающее из чувственного опыта.

· Разум – высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям и задачам рассудок.

· Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт: обыденный.

· Уровень познания,фиксирующий внешние общие признаки вещей и явлений – эмпирический уровень.

· Уровень познания,объясняющий и обосновывающий внутренние признаки вещей и явлений – теоретический уровень.

· Форма познавательной деятельности изначально присущая человеческому механизму познания: априорная.

· Систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий и т.д. – наука.

· Сенсуализмутверждает, что ощущение и восприятие есть основа и главная форма достоверного познания.

· Скептицизм– достоверное знание о мире невозможно.

· Результат процесса П. действительности представленный в виде понятий: знание.

· П. вечных и абсолютных истин под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой, считал: Платон.

· П.относительно, условно и субъективно, утверждает: релятивизм.

· Основной критерий истины в П.практика.

· Признание относительности, условности и субъективности П., отрицание абсолютных этических норм и правил – релятивизм.

· Принцип сведения сложного к простому вП.– это редукционизм.

· Разум есть основа П. и поведения людей, утверждает: рационализм.

· Разумное и логическое П. действительности невозможно, утверждает: иррационализм.

· Система наиболее общих методов П., а также учение о них – методология.

· Форма П., основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от его частных свойств и связей – абстракция.

· Форма чувственного П.: восприятие.

· Форма чувств. позн.: представление.

· Явление, данное в опыте, чувственном П.феномен.

· Элементарная форма чувственного познания – это: ощущение.

· Форма рационального П.: понятие.

· Форма рацион. позн.: гипотеза.

· Форма рацион. позн.: суждение.

· Форма рацион. позн.: теория.

· Форма рацион. позн.: умозаключение.

· Частичное, неполное знание об объектеотносительная истина.

Политика– регулирование и управление различными сферами общественной жизни на основе установления отношений господства и подчинения.

Политическая система общества.

· Основной институт П. с. общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей – государство.

Политическое господство, система государственных органов – власть.

Политический режим, контролирующий все стороны жизни общества – политическую, экономическую и духовную – тоталитаризм.

· П. р., предпосылками которого выступают гражданское общество и правовое государство - демократия

Полит. сознание, формирующееся на основе житейского опыта – обыденное сознание.

· П. с., основанное на определенной политической концепции, отражающее политические интересы определенных социальных групп – теоретическое сознание.

 

Понятие– это мысленное образование, обобщающее некоторый класс предметов посредством фиксации их общий признаков.

· Категория– наиболее общее и фундаментальное П., отражающее существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания.

· П., означающее невозмутимость духаатараксия.

· П., характеризующее мировосприятие восточных отцов церкви: символизм.

· П. , обозначающее ситуацию сложившуюся в культурном сознании стран Запада конца XX в – постмодернизм.

· П. противоположное категории бытие – небытие.

· П., обозначающее постепенные изменения в обществе и природе: эволюция.

· П., обозначающее развитие по направлению к высшему: прогресс.

· П., обозначающее развитие по направлению к низшему: регресс.

· П., обозначающее застой в обществе, экономике, производстве – стагнация.

· П., характеризующее множество элементов, образующих определенную целостность, единство – система.

· П., обозначающее предметы объединенные по какому-либо признаку: класс.

· П., обозначающее упорядоченность автономных частей целого: организация.

· П., обозначающее происхождение, возникновение – генезис.

· П., означающее состояние связанности отдельных частей и функций системы: интеграция.

· П. "движение" и "развитие" соотносятся между собой: развитие является частьюдвижения.

· П., характеризующее категории бытия и небытия в их развитии–становление.

· П. "самоорганизация" ввел в науку XX века: И. Пригожин.

· П. для обозначения независимости от человеч-го сознания – объективность.

· П.,обозначающее находящееся за пределами разума, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему – иррациональное.

· П., обозначающее соответствие знания действительности, объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания – истина.

· П., характеризующее нерасчлененность мировоззренческих представлений в первобытном обществе – синкретизм.

· П., обозначающее сложившуюся в обществе систему устой

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...