Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Массовые коммуникации: понятие, специфика, функции.

Информационно-коммуникативное общество. Социальные последствия мас ком.

Коммуникативная система отличается от коммуникации как сущность отличается от функции. Для того чтобы выделить коммуникативную систему из процесса коммуникации, необходимо знать основные характеристики системы как таковой. Вспомним, что в теории систем основополагающими признаками любой системы являются: а)объектность - наличие объектов, сущностей, элементов, б)структура - сеть отношений или связей между элементами и в)целостность, обеспечивающая функционирование системы как единства. Включая варьирующиеся и разнородные элементы (вербальные и невербальные средства коммуникации), не имея жесткой структуры, поскольку в комм. взаимодействуют различные по своей природе факторы - языковые и неязыковые, КС является открытой системой, и, следовательно, ее целостность имеет относительный характер. Специфика КС определяется тремя критериями: 1)целевым назначением системы (какая информация сообщается и кому предназначается), 2)выбором коммуникативных средств, 3)каналами передачи и восприятия информации (аудитивным, визуальным, аудитивно-визуальным, тактильным, возможно, экстрасенсорным?!) и способами обмена информацией (естественными и искусственными). В обобщенной форме можно сказать, что коммуникативные системы различаются по целевому назначению, мотивированности коммуникативных единиц и технике актуализации. На основе этих критериев различают естественные и искусственные коммуникативные системы. К естественным относятся те, в которых используются коммуникативные средства естественного языка (слова, словосочетания, жесты, мимика, телодвижения). Они имеют национальную специфику. Характеризуются многофункциональностью, социальной дифференциацией, высокой степенью вариативности, динамикой развития и представляют различные уровни комм-ции. Одной из сильных сторон естеств. верб. КС является их широкий коммуникативный диапазон - некоторые языки содержат более полумиллиона лексических единиц и функционируют во всех сферах общения. Будучи неоднородными по своим функц.-стилистич. свойствам, они изучаются (коммуникативной) лингвистикой и стилистикой. Непосредственным предметом изучения социолингвистики и социокоммуникации является их социальная дифференциация. Невербальные средства коммуникации и их функционирование изучаются специальной дисциплиной – паралингвистикой. К искусственным системам относятся те, в которых используются сконструированные (часто на базе вербального языка) или заимствованные из разных областей знаний символы, формулы, графы, знаки для обозначения связей и отношений элементов. Ориентированы на задачи общения на международном уровне, поэтому национальная специфика для них не характерна. Подразделяются на априорные (независимые, без опоры на естественный язык; например: философские языки), апостериорные (создаются на базе естественных языков, из которых обычно заимствуются коммуникативные средства и структура – язык Эсперанто) и смешанные (элементы естеств.яз. и искусственно созданные элементы и связи между ними – исп.в программировании).

 

Массовые коммуникации: понятие, специфика, функции.

Основные параметры, отличающие массовую коммуникацию от групповой – количественные. В то же время, вследствие значительного количественного превосходства (увеличение отдельных коммуникативных актов, каналов, участников и т.п.) создается новая качественная сущность, у коммуникации появляются новые возможности, создается потребность в особых средствах (передача информации на расстояние, скорость, тиражирование и т.п.).

Выделим следующие общие условия функционирования массовой коммуникации (по В.П.Конецкой, с изменениями): массовая аудитория (она анонимна, пространственно рассредоточена, но делится на группы по интересам и т.п.); социальная значимость информации; наличие технических средств, обеспечивающих регулярность, скорость, тиражированность информации, передачу ее на расстояние, хранение и многоканальность (в современную эпоху всеми отмечается преобладание визуального канала). Массовость как определяющая характеристика массовой коммуникации создает, фактически, новые сущности в коммуникационном процессе. Участниками процесса общения считаются не отдельные индивиды, а мифологизированные собирательные субъекты: народ, партия, правительство, армия, олигархи. Даже отдельные личности предстают как имиджевые мифологемы: президент, лидер партии, медиа-магнат и т.п. Современные исследователи приходят к выводу о том, что функция информирования в массовой коммуникации уступает место функции объединения, а вслед за ней – управления, поддержания социального статуса, подчинения и власти. Фактически, массовая коммуникация – это условный термин: ‘все’ не общаются, на деле происходит общение между социальными группами, укрепляющее или расшатывающее существующую общественную структуру. Видимо, именно эта функция (объединения, социоцентрическая) и должна признаваться главной в массовой коммуникации. В то же время, по традиции, иерархию функции массовой коммуникации начинают с информационной. Так, Г.Лассвелл выделяет информационную (обозрение окружающего мира), регулирующую (воздействие на общество и познание его через обратную связь) и культурологическую функции (сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению). Ряд исследователей добавляют развлекательную функцию. В.П.Конецкая выделяет три группы теорий, ориентированных на преобладание той или иной ведущей функции массовой коммуникации: функция политического контроля; функция опосредованного духовного контроля; культурологическая функция. Глобализация массовой коммуникации, предсказанная М.Мак-Люэном, в конце XX века выразилась в развитии всемирной компьютерной сети Интернет. Наличие возможности почти мгновенной связи с одновременным использованием визуального и аудиального канала, текстового и невербального сообщения качественно изменило общение. Появилось понятие виртуальной коммуникации. В каком-то смысле, сама сеть не является средством массовой информации, ее можно использовать и для межличностной, и для групповой коммуникации. В то же время, те возможности, которые она открывает именно для массовой коммуникации, свидетельствуют о начале новой эпохи в развитии коммуникативных систем.

5. Основные этапы развития массовых коммуникаций в обществе технологические, социально-экономические и культурные аспекты. 1. Два типа средств коммуник: естественно возникший (язык, мимика, жесты);искусственно созданный(технический): традиционный(пресса, книгопечатание, письменность), типично современный(радио, тВ). Основными фазамиинформационногообменаявляются: -устнаяфаза; -письменнаяфаза; -книжнаяфаза; - компьютерная фаза. Социально-экономические: переход от традиционного общества к современному. Модернизация – комплексный процесс, приведший к глубокой структурной и культурной перестройке, формированию нового типа социальной организации. Его элементы: формирование капиталистической рыночной экономики, индустриализация, урбанизация, развитие научного познания и технологий, ослабление значимости традиций, формирование национальных гос-в, изменение структуры неравенства, рост индивидуализма. Процесс развития капиталистической экономики, основанной на частной собственности, конкуренции, инициативе, начинается в 16 веке. Она разрушала традиционные формы труда, формировала нов. Соц. Классы, способст. Конкуренции, освоение новых террит.,товарно-денежные отношения. Развитие капитализма способствовало индустриализации – крупная машинная индустрия, положило начало промышленной революции – благосостояние граждан. Развитие капитализма и индустр. Повлекли урбанизацию. Росла соц. Мобильность населения.Разрушались традиционные общества – соседские, общинные, слабели соц. Связи, большую роль играла индивидуал. Активность. С разрушение трад. Обществ утрачивала свое влияние традиция – коллективный опыт, передававшийся поколениями. Появляется ценностная и нормативная дезориентация. По э.Шилзу: упадок влияние традиций, многообразие индив. Поведен. Стратегий и свобода выбора как элемент современного образа жизни.; внимание к различиям способств. Повышению значения толерантности, расширению прав разных групп.Функции: интегративная, формирование общ. Мнения, поддержание культ. И национ. Идентичности, информац., политического участия, рекреационная)свободное время), социализирующая.

6. Роль коммуникации и СМК в формировании культуры современного общества.Теория массового общества исходит из положения о взаимодействии авторитетных и властных институтов общества , в результате чего СМК оказываются интегрированными в эти институты и , как следствие, поддерживают политико-экономический курс властных структур. Эта теория особо подчеркивает роль СМК в формировании общественного мнения. При этом отмечается двоякая роль СМК : с одной стороны, они могут манипулировать общественным мнением, с другой - помогают людям выжить в трудных условиях. Человек XX века живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры . Средства массовой коммуникации , новые технологии — (мультимедиа, аудиовизуальные средства коммуникации ) проникли во все сферы жизни. Медиа стали основным средством производства современной культуры , а не только передаточным механизмом. Медиатизация стала определять многие параметры социума, индустрии, политики. Произошла глобализация сети информационных технологий, в которую постепенно включаются и ассимилируются отечественные коммуникационные системы. Средства массовой коммуникации ( СМК ) включают все виды средств массовой информации, функционирующие в глобализированном культурном пространстве, в информационном поле, созданном при помощи новых технологий и объединяющем в себе социокультурные значения его разнородных компонентов. В связи с этим возникает проблема взаимовлияния информационной среды (в частности видеокультуры как ее важнейшего компонента) и структуры ценностных ориентаций молодежи как социального агента. Данное отношение среды и субъекта имеет противоречивый характер, что объясняется сложнокомпонентной структурой его составляющих. Так, с одной стороны, коммерциализация видеокультуры приводит к преобладанию насилия, секса, рекламы. С другой стороны, появляется множество образовательных программ, видеоматериалов, компьютерных, развивающих игр и программ, оказывающих помощь как в образовании, воспитании, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Главный потребитель видеокультуры — молодой человек конца XX века — представляет собой сложноструктурированного субъекта, стратифицированного по возрасту, гендеру, профессии, уровню образования и т.д. Видеокультура представляет собой сложнуюинформационную структуру, включающую в себя различные формы телевизионных и видеотехнологий (антенное, кабельное и спутниковое телевидение, видеофильмы, видеоигры и т.д.), а также некоторые виды современного искусства, основанные на применении телевизионных технологий (телеинсталляции. ТУ-арт). Все формы видеокультуры играют важную роль в социализации и формировании ценностных структур российской молодежи. Различные области жизнедеятельности молодежи — школа и система профессиональной подготовки, молодежные центры и общежития, работа и сфера досуга — входят в сферу влияния видеокультуры, она становится важнейшим агентом социализации и мощным фактором формирования системы ценностей.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...