Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономические и культурные причины возникновения соц. Ком.

Предыстория социологии начинается с возникновения и развития общества и человека, с появления теоретического уровня отражения социума. Процесс антропогенеза (становления человека) и социогенеза (формирования социума), начавшийся 1,5 - 1,6 млн. лет назад, завершился 35-40 тыс. лет назад. Общепринято считать основоположниками социологии трех великих философов: Карла Маркса, Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма. В выпущенном недавно в Англии большом толковом социологическом словаре их назвали «троицей главных классических социологов». Хотя К. Маркс и М. Вебер не считали социологию наукой отдельной от социальной философии, то они сформулировали ее основополагающие положения. Каждое явление, в том числе и наука, возникает и получает развитие там и тогда, когда появляются соответствующие условия. Социология возникает в Западной Европе в XIX в. Можно выделить четыре основные причины возникновения социологии, методологически исходя из четырех основных сфер общества. Во-первых, развитие рыночных, буржуазных отношений, что предопределяет необходимость углубленного подхода к социальной жизни и поведению личности. Рынок - это высший этап развития товарно-денежных отношений, когда товаром становятся не только предметы потребления и средства производства, но и рабочая сила. При буржуазном способе производства трудящиеся становятся более свободными: исчезает внеэкономическое принуждение к труду. Все это приводит к появлению новых форм социальных групп, в рамках которых осуществляется социальное взаимодействие. Во-вторых, такого же научного подхода требует усложнение социальных, социально-классовых отношений. В-третьих, уход в прошлое тоталитарных феодальных социально-политических систем ведет к развитию демократии, плюрализма и гласности. Без последних условий не может быть науки об обществе, о социуме, освобождающей мысли от господствующей идеологии. В-четвертых, духовное развитие Западной Европы к XIX веку дало классическую немецкую философию, классическую английскую политическую экономию, французский социализм, которые были предпосылкой возникновения социологии.

основоположников социологии. Список начинается с французского философа Сен-Симона Клода Анри (1760-1825 гг. Последние годы своей жизни Сен-Симон посвятил развитию социальной философии, социалистической утопии и формированию новой науки - социологии. Одним из основных его трудов является «Очерк науки о человеке» (1813-1816 гг.). Он не только впервые высказал мысли о научном исследовании человека как социальном явлении, назвав новую науку социальной физикой, но и раскрыл ряд теоретических положений, отражающих социальную действительность: о различии и противоположности между городом и деревней, между лицами умственного и физического труда и т. д. Он, наряду с французскими историками, раскрыл социально-классовую структуру общества, роль промышленности и научного познания в развитии общества. Особо подчеркивал роль социальной физики (социологии) для перехода общества от метафизической фазы к позитивной и обеспечения основы нового светского нравственного порядка. Он впервые ввел термин «индустриальное общество».

Более системное изложение концепции Сен-Симона о рожденной им новой науке содержится в работах другого французского социального философа Огюста Конта (1798-1857 гг.), который вводит понятие «социология» вместо термина «социальная физика», хотя в некоторых случаях он его продолжает использовать, как и Сен-Симон, у которого Конт работал личным секретарем в течение 11 лет. В целом социологические взгляды Конта во многом повторяют идеи Сен-Симона: о роли человека как социального субъекта в развитии общества, об интеллектуальной эволюции сознания человека, которая служит обоснованием «закона трех стадий» развития общества и т. д. Конт особо подчеркивал и обосновал позитивизм. Непосредственное открытие основных законов функционирования и развития общества принадлежит немецкому мыслителю, философу и экономисту Карлу Марксу (1818-1883 гг.). Среди ряда его научных открытий, которые сыграли важную роль в возникновении и развитии социологии, здесь отметим только некоторые. Во-первых, он, выделяя основные сферы общества, раскрыл сущность и значение каждой из них, в том числе социальной сферы, которая представляет собой, как он писал, взаимоотношения людей как личностей. Он показал, что «социальное» пронизывает все сферы, все общественные явления. Во-вторых, дал подробный анализ экономической формации, особенно ее высшего этапа - буржуазного общества, выделяя в нем как позитивные, так и негативные стороны. Он раскрыл не только его способ производства, но и подробно описал определяемые этим способом производства социально-экономические, социально-политические и социодуховные отношения. Им открыт закон соответствия всех социальных явлений способу производства. В-третьих, Маркс открыл главный фактор социального прогресса в экономической формации. Это развитие производительных сил, которое обусловлено противоречием природы и общества.

 

25. Предмет социологии коммуникаций. Формы, уровни и виды социальных коммуникаций.

Следовательно, социальная коммуникация - это такая коммуникативная деятельность людей, которая обусловлена целым рядом социально значимых оценок, конкретных ситуаций, Коммуникативных сфер и норм общения, принятых в данном обществе. Социальная коммуникация, или социокоммуникация является предметом социологии коммуникации - специальной отрасли социологии, изучающей функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в плане их взаимодействия - передачи и получения смысловой и оценочной информации и в плане воздействия на их отношение асоциальным ценностям данного общества и Социума в целом. Помимо взаимодействия социальных и коммуникативных в межличностной, внутригрупповой и массовой коммуникации, эта дисциплина изучает уровни коммуникации, виды коммуникативных систем, их единицы, а также социально значимые категории и частные функции социальной коммуникации. Между терминологическими вариантами "социология коммуникации" и "социокоммуникация" имеется определенное различие. В социологии коммуникации акцент делается на социальном аспекте коммуникации, предполагающем изучение ее в русле социологических исследований, во взаимосвязи с собственно социологическими категориями. В социокоммуникации внимание концентрируется на коммуникации как процессе общения, механизм и закономерности которого обусловлены многими факторами, среди которых социальные факторы занимают центральное место. Формы: Соответственно можно выделить следующиеформыкоммуникацион­ного действия. 1. Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов поведения. Его роль особенно велика в процессе социализации. Чтобы не ломать голову человек в стандартных ситуациях ведет себя так, как ведут себя окружающие. Это одна из древнейших форм передачи смыслов, используемая высшими животными и птицами; недаром некоторые ученые считали источником подражания стадный инстинктВ общественной жизни посредством подражания про­исходит распространение модных новаций, популярных идей и веяний. Вместе с тем, благодаря подражанию, из по­коления к поколению передаются традиции, обычаи, сте­реотипы поведения. Мож­но сказать, что подражание — один из способов существо­вания социальной памяти. 2.Диалог Этосубъект-субъект­ное взаимодействие, участники которого относятся друг к другу как к равноправному партнеру, владеющему определенными смыслами. 3.Управление — такое коммуникационное действие, когда коммуникант рассматривает реципиента как сред­ство достижения своих целей, как объект управления. В этом случае между коммуникантом и реципиентом уста­навливаются субъект-объектныеотношения. Управление отличается от диалога тем, что субъект имеет право моно­лога, а реципиент не может дискутировать с коммуникан­том, он может только сообщать о своей реакции по каналу обратной связи. Управление как социальное взаимодействие может быть: в форме заражения, внушения и убеждения. Заражение является особой формой управленческого коммуникационного действия, которое стихийно возника­ет в массах людей. Оно играет важную роль в распространении форм поведения. Сущность его заключается в передаче психического настроя от одного человека к другому. Внушение(суггестия) - целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. В толпе действие механизма внушения усиливается. Лишь немногие обладают достаточно сильной психикой, чтобы противостоять этому внушению. Как и заражение, внушение воздействует на эмоционально-бессознательную сферу человека. Но отличается: а) сам внушающий (суггестор) не находится в состоянии эмоционального возбуждения; б) внушение преднамеренно, осознанно, заражение – нет; в) внушение всегда осуществляется через речевое воздействии, заражение – через невербальные средства. Виды внушения: Прямое (с четко обозначенной целью) – косвенное (замаскированность цели). Преднамеренное – непреднамеренное. Внушение – самовнушение. Убеждение- словесное воздействие, основанное на логических приемах доказательств (апеллирует к логике и разуму). Основано на осмысленном, критичном восприятии информации. Может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим. Предполагает высокий уровень развития логического мышления. аппелирующего не к подсознательным мотивам, как при внушении, ак разуму и здравому смыслу при помощи логически вы­строенной аргументации.Рассмотрим выделенные уровни социальных коммуникаций . Межличностная коммуникация выступает как процесс одновременного речевого взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга. Для межличностной коммуникации характерен ряд особенностей, которые составляют ее специфику. Неотвратимость и неизбежность межличностной коммуникации объясняются самими условиями человеческого бытия - человек как социальный феномен не смог бы существовать без общения, которое является его важнейшей потребностью.

Межличностные отношения – взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия. Межличностные отношения всегда эмоционально окрашены (неотъемлемый атрибут человеческих отношений). Следствием этого является взаимное влияние, которое люди оказывают друг на друга. Характер этого влияния определяется типом эмоциональных переживаний. Групповая коммуникация – выступает как процесс коммуникативного взаимодействия, в котором в роли субъектов – и коммуникатора и реципиента выступают коллективные социальные субъекты (группы, организации, ассоциации). В групповой коммуникации продолжают действовать все закономерности, присущие межличностной коммуникации , однако, появляются и специфические для данного типа коммуникации феномены, к которым относятся: лидерство и руководство в группе, статусно- ролевая дифференциация, процессы принятия группового решения, и т.д. Внутригрупповой фаворитизм и межгрупповая дискриминация. Массовая коммуникация Виды коммуникации : микрокоммуникация, мидикоммуникация, макрокоммуникация. Содержание микрокомму­никации достаточно очевидно; на межличностном уров­не — это либо усвоение форм поведения, умений, внеш­них атрибутов выбранного образца для подражания — копирование образца, либо обмен идеями, доводами, предложениями между собеседниками — дружеская или деловая беседа, либо указания для исполнения их под­чиненному — команда. На групповом уровне возможны референция (то же подражание, но не отдельному чело­веку, а социальной группе (референтной), с которой индивид желает себя идентифицировать, например подражание купцов дворянскому сословию или «новых русских» аристокра­там духа) или руководство коллективом менеджмент, организация, лидерство в группе; наконец на массовом уровне коммуникационные действия служат для социализации освоения человеком общепринятых в данном обществе норм, верований, идеалов, чтобы «быть как все», и авторитаризма, т. е. деспотического управле­ния массами подвластных людей (абсолютизм, тирания, самодержавие — политические формы авторитаризма). На данном уровне в качестве активного участника (субъекта) выступает группа. Пять форм мидикоммуникации включают такие соци­ально-коммуникационны е явления, как мода — основан­ная на подражании передача в социальном пространстве вещественных форм, образцов поведения и идей, эмоцио­нально привлекательных для социальных групп; переговоры обычный способ разрешения кон­фликтов и достижения соглашений между социальными группами; групповая иерархия складывается в крупных учреждениях (управленцы — рабочие), в армейских под­разделениях, в сословно-кастовых обществах, где контак­ты между группами четко регламентированы; адаптация к среде превращается в коммуникационную проблему для национальных диаспор, живущих среди чужеземцев; для иноверцев, например, мусульман среди христиан; для революционеров-подпольщиков и т.п.; руководство обще­ством осуществляется со стороны творческих групп, ге­нерирующих мировоззренческие смыслы, определяющие духовную (не материальную!) жизнь общества.

Макрокоммуникационные формы коммуникационно­го взаимодействия, которые в табл. 2.1 названы заимство­вание достижений пМ), взаимодействие культур д М) и информационная агрессия уМ), хорошо просматриваются в тысячелетней истории взаимодей­ствия государства Российского и Европы. Причем легко замечаются колебания от подражания к диалогу и обрат­но. Информационная агрессия — явление относительно новое, появившееся лишь в XX веке.

 

26. Основные эмпирические методы изучения социальных коммуникаций

Два типа изучения: количественные ориентированы на получение формализованной инф-ции, которая выражается в таблицах, цифрах и графиках. Качественные направлены на по подробное и доступное описание разных соц. Явлений и процессов. Количественные дают более точную информацию, качественные – содержательно насыщенную. Широко применяемыми методами являются: опрос(анкетирование или интервьюирование), анализ документов, эксперимент. Опрос – метод получения фактической инф-ции. Основным инструментом опроса является анкета. Она включает в себя ряд вопросов четко сформулированных. Вопросы могут быть открытыми или закрытыми. Опросы направлены на изучение мнения большого количества людей. Опросы могут заполняться не только в анкетной форме, а также интервью(устно): формализованное интервью предполагает использование заранее составленного опросника. Неформализованное не предполагает заранее составленных вопросов. Практикуются телефонные опросы. Особый тип опроса – экспертный. Исследователь опрашивает небольшую группу людей, которые располагают наиболее полной инф-цией. Главный критерий – компетентность экспертов. Анализ документов (метод). В качестве документа любой носитель – статьи, речи полит. Лидеров, письма, дневники. Различают традиционный анализ и контент-анализ. Первый подразумевает изучение и интерпритацию содержания документа исследователем, кот. Делает вывод на основе материала. Метод не может быть свободен от убеждений исследователя. Второй - формальный метод анализа содержания документа, подразумевающий перевод информации в количественную форму и ее статистическую обработку с выявлением некоторых закономерностей. Применяется для достаточно обширных массивов текстов. Контент-анализ может быть количественным и качественным: первый рассчитан на определение частоты тех или иных единиц текста, качественный – на смысловой текст их употребления. Эксперимент – это опытное исследование воздействия отдельного фактора на интересующую исследователя переменную. Цель – проверка гипотезы. В эксперимента испытуемых делят на экспериментальную и контрольную группы. Испытуемые находятся в одинаковых условиях, но те, кто входят в Э. группу подвергаются воздействию фактора, установить влияние кот. Входит в задачу метода, а испытуемые из контрол. Группы не не подвергаются воздействию. Этот фактор – «независимая переменная». Изменения в поведении в ходе эксперимента – «зависимая переменная».

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...