Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ И ИННОВАЦИЯМИ

АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ И ИННОВАЦИЯМИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Направление подготовки: 241400 «Управление качеством»

Инноватика»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, заочная

 

Королев 2013


 

Привалов В.И. Административное управление качеством и инновациями: Рабочая программа. – Королев МО: ФТА, 2013 – 16 с.

 

Рецензент: дтн, профессор Озерский М.Д.

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС) по направлениям подготовки бакалавров 221400 «Управление качеством», 222000 «Инноватика» и Учебного плана, утвержденного Ученым советом КИУЭС. Протокол № 9 от 28 июня 2011 года.

 

 

РЕКОМЕНДОВАНО УМС Протокол № от 2013 г. Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры   Протокол № от 2013 г. Заведующий кафедрой УКС В.Н. Строителев     Программа утверждена на заседании Совета факультета инноватики и управления   Протокол № от 2013 г. Декан ФИУ В.Г. Алексахина  

 

     

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью изучения дисциплины является:

· получение базовых знаний теории управления качеством и инновациями и формирование основных навыков использования методов оценки прогресса в области улучшения качеством и управления инновациями;

· развитие творческой самостоятельности студентов.

В процессе обучения студент приобретает и совершенствует следующие компетенции:

Общекультурные компетенции

· способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь на русском языке (ОК-2ук, ОК-4и);

Профессиональные компетенции

по направлению подготовки «Управление качеством»:

· способностью осуществлять мониторинг и владеть методами оценки прогресса в области улучшения качества (ПК-2ук);

· способностью применять знание подходов к управлению качеством (ПК-7ук);

по направлению подготовки «Инноватика»:

· способностью анализировать проект (инновацию) как объект управления (ПК-6и);

· способностью воспринимать (обобщать) научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-12и);

· способностью готовить презентации, научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, оформлять результаты исследований в виде статей и докладов (ПК-14и).

 

Основными задачами дисциплиныявляются:

· изучение и освоение основ теории управления качеством и инновациями, национальной политики в этих областях, существующих систем управления качеством и инновациями;

· обучение способности анализировать проект (инновацию) как объект управления, определять направления совершенствования системы управления организации для достижения устойчивого успеха.

 

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлениям подготовки 221400 «Управление качеством», 222000 «Инноватика».

Дисциплина базируется на ранее изученных дисциплинах: русский язык и культура речи, введение в специальность «Управление качеством», введение в специальность «Инноватика» и компетенциях: ОК-2ук, ОК-4и

Знания и компетенции, полученные при освоении дисциплины, являются базовыми при изучении дисциплин: Всеобщее управление качеством, Основы организации инновационных процессов и выполнении выпускной квалификационной работы бакалавра.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

После завершения освоения данной дисциплины студент должен

Знать:

· основы управления качеством и инновациями, основные направления национальной политики в этих областях:

· существующие системы управления качеством и инновациями, их характерные отличия;

· содержание процесса управления качеством и организации инновационной деятельности в организации.

Уметь:

· анализировать процессы, проекты (инновации) как объект управления;

· анализировать систему управления организации и определять основные направления совершенствования системы менеджмента качества и инновациями для достижения устойчивого успеха;

· готовить презентации, научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, оформлять результаты исследований в виде статей и докладов

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 128 часов.

 

  Таблица1
Виды занятий Всего часов Очное обучение Заочное обучение
Общая трудоемкость
Аудиторные занятия  
Лекции (Л)  
Практические занятия (ПЗ)   -
Семинары (С)   -
Лабораторные работы (ЛР)   -
и (или) другие виды аудиторных занятий   - -
Самостоятельная работа  
Курсовые, расчетно-графические работы   - -
Контрольная работа, домашнее задание   + + +
Текущий контроль знаний (7-8, 15-16 неделя) тест   + -
Вид итогового контроля экзамен + +

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Темы дисциплины и виды занятий

Таблица 2

Наименование тем Очная форма обучения Заочная форма обучения   Код компетенций
Лекции, час. Семин. занятия, час Лабора-торные работы, час Лекции, час. Практ. занятия, час
Тема 1. Проблемы качества - 0,5 - ОК-2ук, ОК-4и ПК-14и,
Тема 2. Качество как объект управления 0,5 - ОК-2ук, ОК-4и, ПК-6и, ПК-14и
Тема 3. Инновации как объект управления 0,5 - ОК-2ук, ОК-4и, ПК-6и, ПК-12и, ПК-14и
Тема 4. Система инновационного менеджмента 0,5   ОК-2ук, ОК-4и, ПК-6и, ПК-12и, ПК-14и
Тема 5. История развития менеджмента качества 0,5 ОК-2ук, ОК-4и, ПК-2ук, ПК-14и
Тема 6. Процесс и содержание управления качеством продукции ОК-2ук, ОК-4и, ПК-2ук, ПК-7ук, ПК-14и
Тема 7. Общие функции управления качеством продукции 0,5 ОК-2ук, ОК-4и, ПК-2ук, ПК-7ук, ПК-14и
Тема 8. Организация инновационной деятельности ОК-2ук, ОК-4и, ПК-6и, ПК-12и, ПК-14и
Итого:  

 

 

5.2. Содержание тем дисциплины

Тема 1. Проблемы качества

Задачи руководства предприятия. Основные направления национальной политики в области обеспечения качества продукции и услуг. Политика предприятия в области менеджмента качества. Координация работ по управлению качеством.

 

План семинарских (практических) занятий

 

Тема 1. Проблемы качества

Учебные вопросы

  1. Процесс «создания качественной продукции»
  2. Национальная политика России в области обеспечения качества продукции и услуг
  3. Политика и стратегия предприятия в области менеджмента качества
  4. Функции руководства предприятия по управлению качеством

Основная литература

1. Мазур И. И. Управление качеством: Учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Управление качеством».-М.: Омега-Л, 2010.-400 с.

2. Селиванова Т.А. Управление качеством:- 3-е изд., стер.-М.: Омега-Л, 2009-414с.

3. Шестопал Ю.Т., Дорофеев В.А., Шестопал Н.Ю., Андреева Н.А., Управление качеством:учебное пособие.-М.: ИНФРА-М., 2008.-331с.

Дополнительная литература

  1. Никифоров А. Д. Управление качеством: Учебное пособие для ВУЗов.- М.: Дрофа, 2004.- 720 с.

Лабораторные работы

Темы контрольных работ

1. Основные направления национальной политики в области обеспечения качества продукции и услуг.

2. Этапы развития менеджмента качества с древних времен и по настоящее время

3. Процессный подход к управлению качеством.

4. Система Тейлора. Основы статистического управления качеством.

5. Концепция тотального (всеобщего) контроля качества.

6. Отечественные системы управления качеством на предприятии.

7. Петля качества. Цикл Деминга. Механизм управления качеством.

8. Система менеджмента качества. Документация СМК.

9. Планирование процесса управления качеством.

10. Анализ качества продукции. Показатели качества.

11. Инновационное развитие организации – основа повышения эффективности ее деятельности.

12. Основные направления инновационного развития организации.

13. Стадии и этапы инновационного цикла

14. Национальная система государственного регулирования инновационной деятельности.

15. Состав инновационных ресурсов предприятия.

16. Коммерциализация новшеств.

17. Порядок разработки инновационного проекта.

18. Управление инновационной деятельностью в регионе.

19. Оценка инновационного потенциала организации.

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Общие положения

Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Административное управление качеством и инновациями», предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятия.

Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:

- изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий. Раскрытие лекционного материал осуществляется преподавателем с использованием практических примеров, демонстрацией презентаций;

- закрепление обучаемыми лекционного материала на семинарских занятиях. Формирование у них способности готовить презентации выступлений, способности логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

- формирование практических навыков у обучаемых в процессе выполнения ими лабораторных работ по анализу систем управления организацией, разработке практических рекомендаций по ее совершенствованию, оформлению научно-технических отчетов и результатов исследований;

- самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием интернет-ресурсов, методических разработок и учебной литературы.

 

6.2. Методические рекомендации для изучения дисциплины

 

Лекционные занятия. В процессе проведения лекционных используются различные виды лекций: вводная лекция, обзорная лекция, лекция-конференция. Основная часть лекционного материала излагается в форме проблемной лекции, в ходе которой преподаватель обосновывает один или несколько проблемных вопросов по данной и показывает пути решения данных проблем.

Практические занятияпроводятся в форме семинаров, разборов ситуаций. Вопросы и ситуации выносимые на семинар, доводятся преподавателем до студентов заблаговременно перед очередным занятием. В ходе самостоятельной работы студенты изучают рекомендованную литературу и готовят выступления (доклады) по рассматриваемым вопросам. Доклад должен сопровождаться электронной презентацией. Таким образом, студент должен продемонстрировать не только знание материала, но и свою способность лаконично, аргументированно и наглядно донести материал до слушателей.

Лабораторные работывыполняются с целью обобщения и закрепления знаний, полученных при изучении определенной темы, и применения их при решении конкретных задач. Лабораторные работы выполняются под руководством преподавателя, который проводит групповое установочное занятие и индивидуальные консультации. Для выполнения лабораторной работы команде студентов, состоящей из 2-3 человек, предлагается описание деловой ситуации с приложениями, в которых представлены исходные данные для проведения исследований, а также сформулировано задание. По результатам совместной работы участники команды должны составить общий отчет и защитить его. Студенты, не выполнившие и не защитившие лабораторную работу к экзамену не допускаются.

Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Самостоятельная работа проводится в виде подготовки к семинарским и лабораторным занятиям, подготовки и написания докладов, письменных работ на заданные темы, выполнения домашнего задания, контрольной работы, индивидуальных заданий ,направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы, подготовки к участию в научно-практических конференциях, подготовки к сдаче экзамена.

Темы домашнего задания выдаются студентам после прочтения лекции по теме №3. Срок представления домашнего задания – 10-я неделя обучения.

Темы домашнего задания

1. Сущность инновационной теории Й. Шумпетера

2. Характеристика инновационных стратегий

3. Жизненный цикл инновации

4. Характеристика основных этапов инновационного процесса

5. Жизненный цикл технологии, виды технологий

6. Технологические уклады и их характеристика

7. Стабильный и инновационный производственные процессы: сравнительная характеристика

8. Диффузия инноваций. Трансферт инноваций

9. Диффузия инноваций: сущность, этапы, инновационные роли предприятий.

10. Показатели инновационной деятельности предприятий

11. Характеристика инновационных программ

12. Инновационный потенциал организации: сущность и подходы к оценке

13. Инновационный климат: способы оценки

14. Внутренняя среда организации

15. Организационные формы инновационной деятельности

16. Внутрифирменные инновационные подразделения

17. Межфирменная научно-техническая кооперация

18. Факторы инвестиционной привлекательности инновационных проектов

19. Экспертные методы принятия решений в инновационной деятельности

20. Показатели экономической эффективности инновационных проектов

21. Собственные средства инноватора, направляемые на инновационную деятельность: структура, особенности формирования и использования, характеристика

22. Привлеченные средства инноватора, направляемые на инновационную деятельность: структура, особенности, характеристика

23. Оценка устойчивости и чувствительности инновационного проекта

24. Риски в инновационной деятельности

25. Методы управления рисками

26. Пирамида качества

27. Планирование качества

28. Принципы Деминга, Джурана, Кросби

29. Вклад в развитие менеджмента качества ученых разных стран

30. Базовые модели качества: Петля качества, Спираль качества, Круг Деминга

31. Система менеджмента качества организации

32. Зарубежный опыт управления качеством

33. Отечественный опыт управления качеством

34. Концепция всеобщего управления качества

35. Стимулирование деятельности по совершенствованию качества

36. Показатели качества

37. Методы измерения показателей качества

38. Стандарт ИСО 9001

39. Стандарт ИСО 9004

 

Контрольная работа проводится в форме домашней контрольной работы. Темы домашней контрольной работы выдаются студентам из перечня тем, изученных на лекциях и лабораторных работах. Отчетный материал студенты представляют в электронном виде в форме презентации и описательного текста. Срок выдачи контрольной работы – 10-я неделя обучения, срок сдачи – 12-я неделя.

Контроль результатов самостоятельной работы студентов проводится в письменной, устной или смешанной форме по представлению студентами продуктов своей творческой деятельности или результатам демонстрации своих знаний и умений.

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Для текущего контроля успеваемости используются опросы и оценка заданий, выданных на практических занятиях, оценка домашних, контрольных и лабораторных работ, тесты. Тестирование проводится два раза в семестр на зачетных неделях.

Аттестация по дисциплине – экзамен.

Для оценивания успеваемости студентов применяется балльно - рейтинговый подход, учитывающий работу студента на всех видах занятий.

Виды работ студентов и соответствующая им оценка представлены в таблице 3.

Таблица 3
Виды деятельности Оценка (max балл)  
Посещение лекций 0,5  
Выполнение и защита лабораторной работы  
Выполнение домашнего задания  
Выполнение контрольной работы  
Доклад на семинаре  
Тестирование  
Бонусные баллы (доклад на конференции, статья)  

 

Оценка студента на экзамене и итоговая оценка по дисциплине выставляется в соответствии с действующим Положением о балльно – рейтинговой системе.

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Задачи руководства предприятия в области обеспечения качества продукции.

2. Основные направления национальной политики в области обеспечения качества продукции и услуг.

3. Политика предприятия в области менеджмента качества. Координация работ по управлению качеством.

4. Понятие качества. Объекты управления качеством, их характеристика

5. Основоположники учения о качестве.

6. Этапы развития менеджмента качества с древних времен и по настоящее время

7. Процессный подход к управлению качеством.

8. Показатели качества продукции.

9. Функции управления (Файоль). Цикл управления Деминга- Шугарта.

10. Определение инноваций и их классификация.

11. Инновационное развитие организации – основа повышения эффективности ее деятельности.

12. Основные направления инновационного развития организации.

13. Стадии и этапы инновационного цикла

14. Понятие, цель и задачи системы инновационного менеджмента.

15. Национальная система государственного регулирования инновационной деятельности.

16. Основные функции инновационного менеджмента.

17. Внутрифирменное планирование инновационной деятельности.

18. Система Тейлора. Основы статистического управления качеством.

19. Концепция тотального (всеобщего) контроля качества.

20. Отечественные системы управления качеством на предприятии.

21. Международные стандарты на системы менеджмента качества.

22. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества.

23. Петля качества. Цикл Деминга. Механизм управления качеством.

24. Система менеджмента качества. Документация СМК.

25. Планирование процесса управления качеством.

26. Организация, координация и регулирование процесса управления качеством.

27. Контроль, учет и анализ процессов управления качеством.

28. Состав инновационных ресурсов предприятия.

29. Коммерциализация новшеств.

30. Особенности организации инноваций.

31. Инновационные организации будущего.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

8.1. Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Баранчеев В.П. Управление инновациями: учебник для бакалавров/ В. П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин, -2-е изд., перераб. и доп. – М. Изд-во Юрайт; 2012 – 711с.

2. Инновационный менеджмент: учебник/ В.Я. Горкинфель, А,И. Базилович, Л.В. Бобков и др. /Под. Ред. В.Я. Грркинфеля, Т.Г. Попедюк.-3-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М., 2011.- 61с.

3. Инновационный менеджмент: учебное пособие/ Под ред. д.э.н., проф. А.В. Барышевой.-3-е изд.-М.: Издатедьско-торговая корпорация «Данилов и К», 2012-38с.

4. Мазур И. И. Управление качеством: Учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Управление качеством».-М.: Омега-Л, 2010.-400 с.

5. Селиванова Т.А. Управление качеством:- 3-е изд., стер.-М.: Омега-Л, 2009-414с.

6. Шестопал Ю.Т., Дорофеев В.А., Шестопал Н.Ю., Андреева Н.А., Управление качеством: учебное пособие.-М.: ИНФРА-М., 2008.-331с.

 

Дополнительная литература:

1. Горемыкин В.А., Лещенко М.И., Соколов С.В., СафроноваЕ.С. Инновационный менеджмент: Монография -М.: 2012-258с.

2.Никифоров А. Д. Управление качеством: Учебное пособие для ВУЗов.- М.: Дрофа, 2004.- 720 с.

3. Нефедьев В.В. Инновационный менеджмент: учебное пособие – Королев МО: ФТА, 2012-144с.

8.2. Электронные образовательные ресурсы

Электронные книги:

1. Ильенкова С.Д., Кузнецов Р.И., Ягудин С.Ю. Инновационный менеджмент: учебно-методический комплекс/ЭБС «Университетская библиотека онлайн».

2. Инновационный менеджмент: учебник для студентов вузов/под ред. С.Д. Ильенковой/ ЭБС «Университетская библиотека онлайн».

3. Магометов Ш.Ш. Управление качеством продукции: Учебник/ ЭБС «Университетская библиотека онлайн».

4. Б.Н. Герасимов, Ю.В. Чуриков Управление качеством: практикум/ ЭБС «znanium.com»

5. Управление качеством: Учебник/Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев/ ЭБС «znanium.com»

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения освоения дисциплины необходим учебный класс, оборудованный интерактивной доской, проектором, компьютером преподавателя и рабочими местами с компьютерами для студентов

СОДЕРЖАНИЕ

№ п.п. Название разделов Стр.
Цели и задачи освоения дисциплины
Место дисциплины в структуре ООЛ
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Объем дисциплины и виды и виды учебной работы
Содержание дисциплины
5.1 Темы дисциплины и виды занятий
5.2 Содержание тем дисциплины
5.3 План семинарских(практических) занятий
5.4 Лабораторные работы
5.5 Контрольные работы для студентов ФЗО
Образовательные технологии
6.1 Общие положения
6.2 Методические рекомендации для изучения дисциплины
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
8.1 Рекомендуемая литература
8.2 Электронные образовательные ресурсы
Материально-техническое обеспечение

 

 

 

 

АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ И ИННОВАЦИЯМИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Направление подготовки: 241400 «Управление качеством»

Инноватика»

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...