Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выработка условного мигательного рефлекса на звонок у человека.

 

Условным сигнальным раздражителем, вызывающим ту или иную деятельность организма, может стать любой предмет или явление природы, для восприятия которых имеются соответствующие органы чувств. Однако для человека в отличие от животных значение сигнала может иметь не только предмет или явление природы, но также и слово, речь. Слова, слышимые, произносимые, написанные, сочетаясь в течение индивидуальной жизни с предметами или явлениями природы, сигналами первой сигнальной системы, сами постепенно становятся сигналами этих сигналов. Таким образом, слово для человека становится условным раздражителем, которое может вызвать любую деятельность организма.

О с н а щ е н и е: очковая оправа с укрепленной на ней гибкой трубочкой, соединенной при помощи резиновой трубки с грушей; электрический звонок или другой источник звука (можно использовать зуммер сотового телефона, колокольчик, детскую игрушку-пищалку); экран для загораживания звонка и резиновой груши. Исследование проводят на человеке.

С о д е р ж а н и е р а б о т ы. Для образования мигательного условного рефлекса у человека в качестве безусловного раздражителя используют струю воздуха, направленную на поверхность наружных оболочек глаза (роговицу, склеру), которая вызывает безусловный защитный рефлекс глаза — мигание. Такую струю воздуха получают, нажимая на маленькую резиновую грушу (1), соединенную с гибким шлангом, укрепленным в очковой оправе (2) (рис..1). В качестве индифферентного, не вызывающего мигания, раздражителя, который должен стать условным, используют звонок.

Следует помнить, что при выработке условных рефлексов нельзя отвлекать внимание испытуемого для чего необходимо исключить все посторонние раздражители, в том числе и разговоры, так как они могут быть восприняты корой как условный сигнал.

 

◄ Рис.1 Схема устройства для выработки условного мигательного рефлекса у человека

 

 

А. Выработка условного рефлекса на звонок (рефлекс первой сигнальной системы)

 

Исследуемый и экспериментатор садятся друг против друга у стола. На столе стоит экран, который закрывает от испытуемого звонок и грушу, подающую струю воздуха.

На испытуемого наденьте очковую оправу с укрепленной на ней загнутой трубочкой для подачи воздуха. Направьте отверстие трубочки в наружный угол глаза так, чтобы струя воздуха, попадая на склеру и роговицу, обязательно вызывала мигание. Отметьте наличие мигательного рефлекса. Нажимать на грушу следует слегка, чтобы струя воздуха не вызывала болевых ощущений.

Подайте звуковой раздражитель; отметьте наличие или отсутствие ориентировочной реакции и мигательного рефлекса.

Проверив действие звука и струи воздуха в отдельности, приступайте к выработке условного рефлекса.

Для этого, подайте звук, а через 1—2 с нажатием груши струю воздуха. Такое сочетание обоих раздражителей повторяйте 10—15 раз с интервалом не менее 5 с. Неожиданно для испытуемого подайте звук, но без раздражения воздухом. Наблюдающееся мигание свидетельствует об образовании условного рефлекса и нормальном формировании временных связей в коре большого мозга.

Звонок, ранее индифферентный, безразличный для мигательного рефлекса раздражитель, становится действующим и может теперь называться условным раздражителем, мигательный рефлекс, вызванный условным раздражителем, т. е. звонком, является условным рефлексом;

Если мигания нет (это может говорить о неправильно проведенном опыте или некоторой инертности в работе ЦНС), повторите сочетания еще несколько раз и снова попробуйте изолированное действие звука.

 

Оформление протокола.

1. Перечислите условия необходимые для успешной выработки условного рефлекса.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Охарактеризуйте выработанный вами условный рефлекс согласно видам классификации условных рефлексов (натуральный/искусственный, и т.д.)..

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Зарисуйте в тетради схему рефлекторной дуги выработанного вами условного рефлекса.

Укажите место формирования временной связи. Объясните механизм её формирования.

------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------

---------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Укажите вид торможения, который станет причиной исчезновения рефлекса, ответ обоснуйте.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. Укажите место в нарисованной вами рефлекторной дуге, где происходит развитие торможения. Объясните физиологический механизм развития торможения.

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого образования нового динамического стереотипа

 

Выработку динамического стереотипа можно считать для мозга «плановой» задачей, обеспечивающей автоматизацию его работы в стереотипных условиях. Гораздо более сложной задачей, характеризующей функциональные возможности коры, является необходимость изменения уже выработанного динамического стереотипа. Для понимания сложности этой задачи, для опыта следует выбрать динамический стереотип сформировавшийся давно и прочно, например, почерк

О с н а щ е н и е: карандаш, бумага, секундомер. Исследование проводят на человеке.

С о д е р ж а н и е р а б о т ы: Измерьте, сколько секунд потребуется, чтобы написать скорописью какое либо слово, например «стереотип». С правой стороны проставьте затраченное время.

Затем попытайтесь написать то же слово зеркальным шрифтом: справа налево. Писать надо так, той же рукой что и обычно, но так чтобы все элементы букв были повернуты в противоположную сторону. Сделайте 10 попыток, около каждой из них с правой стороны проставьте время в секундах.

 

Оформление протокола

 

Постройте график. На оси Х (абсциссе) отложите порядковый номер попытки, на оси Y (ординате) – время, которое испытуемый потратил на написание очередного слова. Оцените пластичность смены одного динамического стереотипа другим.

-----------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------

При разрушении динамического стереотипа происходит распад общей деятельности на отдельные элементы, например слово, написанное ранее одним махом, выписывается теперь по буквам. Подсчитайте, сколько разрывов между буквами было при написании слова обычным способом, сколько разрывов стало при первой и последующих попытках написания слова справа налево. Сделайте заключение.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

О «борьбе» между стереотипами, вновь создаваемым и старым, хорошо закрепленным можно судить по наличию элементов букв, написанных по-старому. Назовите число букв, в которых встречаются элементы, написанные старым способом. Сделайте заключение

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Определение типа ВНД по показателям силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.

 

Тип нервной системы – совокупность свойств нервных процессов (силы, уравновешенности и подвижности), которые определяются наследственными особенностями данного организма и приобретенными в процессе индивидуальной жизни. Сила нервных процессов – способность клеток коры большого мозга сохранить адекватные реакции на сильные и сверхсильные раздражители. Уравновешенность – одинаковая реактивность нервной системы в ответ на возбуждающие и тормозные влияния. Подвижность – скорость перехода процесса возбуждения в торможение и наоборот.

Типы высшей нервной деятельности и темперамент (по И.П. Павлову – Гиппократу)

Сильный – уравновешенный – подвижный – (сангвиник).

Сильный – уравновешенный – инертный – (флегматик).

Сильный – неуравновешенный – подвижный – (холерик).

Слабый – неуравновешенный – малоподвижный и инертный – (меланхолик).

И.П. Павлов соотнес каждый из этих типов с соответствующим темпераментом по Гиппократу. Между основными типами нервной системы имеются переходные, промежуточные типы. Основные свойства нервных процессов наследуются (генотип). Фенотип – склад ВНД, который образуется в результате комбинации врожденных особенностей и условий воспитания. Павлов связывал понятие генотип с понятием "темперамент", а фенотип – с понятием "характер".

О с н а щ е н и е: опросники. Исследование проводят на человеке

С о д е р ж а н и е р а б о т ы. Ответьте на 42 вопроса, характеризующие силу нервных процессов, их уравновешенность и подвижность. Дайте ответы, выраженные в баллах от +3 до – 3. При оценке своих ответов пользуйтесь шкалой баллов:

 

Выраженность признаков, характеризующих свойства нервной системы (утвердительный ответ) Балл Выраженность признаков, характеризующих свойства нервной системы (отрицательный ответ) Балл
В высшей степени + 3 В высшей степени – 3
В средней степени + 2 В средней степени – 2
В малой степени + 1 В малой степени – 1

Неопределенный ответ 0 баллов

Показатели силы нервных процессов.

1. В конце каждого занятия не чувствую усталости. Материал усваиваю хорошо как в начале занятия, так и в конце.

2. В конце учебного года занимаюсь с той же активностью и продуктивностью, что и н начале.

3. Сохраняю высокую работоспособность до конца в период экзаменов и зачетов.

4. Быстро восстанавливаю силы после сессии, любой работы.

5. В ситуациях опасности действую смело, легко, подавляя излишнее волнение, неуверенность, страх.

6. Склонен к риску, к «острым» ощущениям во время сдачи экзаменов и в других опасных ситуациях.

7. На собраниях, заседаниях смело высказываю свое мнение, критикую недостатки своих товарищей.

8. Стремлюсь участвовать в общественной работе.

9. Неудачные попытки (при решении задачи, сдаче зачетов и т.д.) мобилизует меня на достижение поставленной цели.

10. В случае неудачного ответа на экзаменах, получения двойки, незачета настойчиво готовлюсь к пересдаче.

11. Порицания родителей, преподавателей, товарищей (неудовлетворительная оценка, выговор, наказание) оказывают положительное влияние на мое состояние и поведение.

12. Безразличен к насмешкам, шуткам.

13. Легко сосредоточиваю и поддерживаю внимание во время умственной работы при помехах

14. После неприятностей легко успокаиваюсь и сосредотачиваюсь на работе.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...