Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы оценки функционального состояния кардио - респираторной системы. Определение величины максимального потребления кислорода

Величина максимального потребления кислорода (МПК) зависит главным образом от развития систем дыхания и кровообращения. Поэтому Всемирная организация здравоохранения признала МПК наиболее объективным и информативным показателем функционального состояния кардио-респираторной системы.

Поскольку основным источником энергии при мышечной работе являются процессы, происходящие с участием кислорода, то по величине максимального потребления кислорода судят о физической работоспособности человека. Величина максимального потребления кислорода изменяется, с возрастом инеодинакова у лиц разного пола. Наиболее объективным показателем работоспособности человека является величина относительного МПК (МПК/кг). Для ее определения делят величину МПК, полученную в эксперименте, на массу тела испытуемого (в кг), Исследования В. Л. Карпмана позволили установить, что уровень МПК, обеспечивающий хорошее здоровье, составляет для мужчин 50 мл/(мин·кг) и для женщин — 42 мл/(мин • кг). Эти показатели зависят от возраста человека.

Предложена таблица оценки МПК в соответствии с возрастом исследуемых разного пола.

 

Таблица 3. Оценка физической работоспособности человека по показателям относительного максимального потребления кислорода

 

Пол Возраст МПК, мл/(мин • кг)
очень высокое высокое среднее низкое очень низкое
Мужчины 25 и моложе 55 и выше 49-54 39-48 33-38 32 и ниже
25-34 53 и выше 45-52 38-44 32-37 31 и ниже
35-44 51 и выше 43-50 36-42 30-35 29 и ниже
45-54 48 и выше 40-47 32-39 27-31 26 и ниже
55-64 46 и выше 37-45 29-36 23-28 22 и ниже
65 и старше 44 и выше 33-43 27-32 20-26 19 и ниже
Женщины 20 и моложе 45 и выше 38-44 31-37 24-30 23 и ниже
20-29 42 и выше 36-41 30-35 23-29 22 и ниже
30-39 40 и выше 35-39 28-34 22-27 21 и ниже
40-49 37 и выше 31-35 25-30 20-24 19 и ниже
50-59 35 и выше 29-34 23-28 18-22 [7 и ниже
60 и старше 33 и выше 27-32 21-26 16-20 15 и ниже

 

В настоящее время, в условиях цивилизации, в связи с гиподинамией наблюдается снижение показателей максимального потребления кислорода, что свидетельствует об ухудшении состояния кардиореспираторной системы.

В научном эксперименте величину максимального потребления кислорода определяют у испытуемого, выполняющего на велоэргометре предельную работу. Такое прямое определение максимального потребления кислорода представляет значительные трудности: оно требует специальной аппаратуры, большого навыка экспериментатора и, главное, предельного мышечного напряжения.

Для лабораторного эксперимента, в последние годы разработаны методы косвенного расчета величины максимального потребления кислорода по величине мощности работы и частоте сердечных сокращений, зарегистрированной при выполнении этой работы. Эти два показателя определяются при физической нагрузке, получившей название степ-тест (восхождение на ступеньку высотой 40 см и спуск с нее). Эта физическая работа осуществляется по следующим правилам.

←— —— —— ——один цикл—— —— —— —→

 

Каждый испытуемый выполняет движения с разной скоростью, что связано с его физическим развитием и состоянием кардиореспираторной системы. А поэтому количество циклов, выполняемых за 1 мин, значительно колеблется (от 18 до 30) .

При выполнении этой работы увеличивается частота сердечных сокращений. Для того чтобы она достигла устойчивого состояния, рекомендуется выполнять работу в течение 5 мин. Наиболее точные и объективные результаты определения величины максимального потребления кислорода получают в то время, когда пульс у испытуемого находится в пределах 135 – 155 ударов в 1 мин.

На 5-й мин работы подсчитывают точно количество циклов за 1 мин и сразу по окончании работы (после последнего спуска со ступеньки) пальпаторно или с помощью фонендоскопа определяют частоту сердечных сокращений в течение первых 10 сек восстановительного периода.

 

Зная массу тела испытуемого, высоту скамейки и количество циклов в 1 мин, рассчитывают мощность работы по формуле N=Р·h·п·1,5,

где N – мощность работы, Р – масса тела испытуемого, h – высота скамейки, п – количество циклов, 1,5 – коэффициент подъема и спуска.

Если, например, масса тела 20-летнего испытуемого 70 кг, высота скамейки 0,4 м (40 см) и совершил он 20 восхождений испусков (циклов) за 1мин, то мощность выполненной им работы окажется равной:

N=70·0,4·20·1,5=840 кг/мин

Пульс,подсчитанный в течение 10 с восстановления, был равен24ударам. Следовательно, в 1 мин

ЧСС=24·6=144 уд/мин.

 

Определение величины максимального потребления кислорода проводится по формуле Добельна, которая учитывает мощность работы в степ-тесте (кгм/мин), пульс в устойчивом состоянии на 5-й минработы и возраст испытуемого:

_______

МПК = 1,29 · √ N/H-60 · K

 

где N – мощность работы (кгм/мин); Н – пульс на 5-й мин (уд/мин); К – возрастной коэффициент.

 

Таблица 4. Величина коэффициента (К) в зависимости от возраста.

 

Возраст в годах Коэффициент К Возраст в годах Коэффициент К
0,853 0,823
0,846 0,817
0,839 0,809
0,831 0,799

 

МПК в нашем примере будет равно:

__________

МПК = 1,29 · √ 840/144-60 · 0,839 = 3420 мл/мин.

МПК/кг = 3420/70 = 48,8 мл/кг

О с н а щ е н и е: скамейка высотой 40 см, секундомер, фонендоскоп.

С о д е р ж а н и е р а б о т ы: Испытуемый по сигналу экспериментатора начинает работу (восхождение на ступеньку и спуск). Работа осуществляется со скоростью 80 шагов в 1 мин (20 циклов). Время работы контролируется по секундомеру.

В конце 3-й мин экспериментатор останавливает испытуемого на 10 с и подсчитывает у него пульс. Если он оказался ниже 130 ударов в 1 мин, то темп работы необходимо увеличить на 4 – 5 циклов в 1 мин. Если же пульс выше 150 уд/мин, то количество циклов следует уменьшить.

После этой пробы работа в степ-тесте продолжается. На 5-й мин точно подсчитывается количество циклов и после последнего шага (спуска со ступеньки) в течение 10 с определяется пульс.

Следите за тем, чтобы в процессе эксперимента испытуемый совершал строго вертикальный спуск (не оттягивал ногу далеко назад) и не менее двух раз менял опорную для подъема ногу.

 

Оформление протокола.

1. Определите величину МПК полученные данные занесите в таблицу:

Фамилия испытуемого Пол Возраст Вес МПК МПК/кг
           
           

Объясните физиологический смысл МПК

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Укажите этап процесса дыхания который определяется величиной МПК

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сделайте заключение о функциональных возможностях системы дыхания и степени её тренированности. Ответ обоснуйте.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расчет должных величин МПК

Должные величины МПК (ДМПК) отражают средние значения нормы для людей данного возраста и пола. МПК рассчитывают по формулам: • для мужчин: ДМПК = 52 - (0,25 • возраст);

• для женщин: ДМПК = 44 - (0,2 • возраст).

Оценочным показателем является отклонение ДМПК от МПК, выраженное в процентах, которое рассчитывают по формуле

ДМПК % = МПК/ДМПК -100%,

где МПК — показатель, найденный по таблице или рассчитанный по формуле Карпмана.

 

Оформление протокола.

 

1. Рассчитайте ДМПК Рассчитайте процент ДМПК.

2. Полученные данные занесите в таблицу.

Метод определения МПК МПК, мл/(мин • кг) ДМПК % ДМПК
По таблице 5
По формуле Карпмана

3. Сделайте заключение о функциональных возможностях системы дыхания.

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ

 

Задание 1. Дайте определение следующим понятиям:

Пищеварение –

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Собственное пищеварение–

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Симбиотное пищеварение –

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Аутолитическое пищеварение –

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Переваривание –

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Всасывание –

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Секреторная функция ЖКТ –

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Моторная функция ЖКТ –

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Пристеночное пищеварение –

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Перистальтика –

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Нарисуйте схему строения системы пищеварения. Отметьте её основные элементы.

Сформулируйте роль системы пищеварения в обеспечении процессов обмена веществ. Назовите её функции

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Назовите основные процессы протекающие в этой системе, укажите отделы в которых они протекают

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Назовите отделы обеспечивающие моторную и секреторную функции ЖКТ

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Охарактеризуйте роль отмеченных вами отделов в обеспечении процессов пищеварения

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Назовите отдел в котором происходят процессы пристеночного пищеварения. Назовите его отличительные особенности.

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ТЕМА: ФИЗИОЛОГИЯ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ

Задание 1. Дайте определение следующим понятиям:

Обмен веществ –

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Энергетический обмен –

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Основной обмен –

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Пластический обмен–

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Калорический коэффициент питательных веществ –

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Экскреция –

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Органы выделения

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Первичная моча –

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Реабсорбция –

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Показатель водорода –

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

1. Характеристика обмена веществ.

 

Согласно научным данным, изложенным в любом учебнике биологии известно, что все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, поглощая из нее необходимые для своей жизнедеятельности питательные вещества и выделяя в нее продукты этой жизнедеятельности. Одна сторона обмена заключается в том, что вследствие целого ряда сложных химических превращений вещества полученные организмом из окружающей среды уподобляются органическим веществам живого организма и из них строится его тело.

Другая сторона обмена вещества проявляется в том, что сложные органические соединения распадаются в организме на простые, при этом утрачивается их сходство с веществами организма, а в результате их распада выделяется энергия необходимая для реакций биосинтеза.

Из сказанного следует, что любой организм, в том числе и организм человека, непрерывно (а может иногда) потребляет одни вещества и выделяет совершенно другие (которые не потреблял). Так ли это?

Вспомнив что методом физиологического исследования может являться не только эксперимент, но и наблюдение, попробуйте эмпирическим путем доказать наличие (или отсутствие) обмена веществ в организме человека.

С о д е р ж а н и е р а б о т ы.

I. Проанализировав свой жизненный опыт и ежедневную практику, попробуйте составить максимально полный список потребляемых вашим организмом веществ (но не продуктов) и соответственно выделяемых из вашего организма веществ:

 

Потребляемые организмом вещества: Выделяемые из организма вещества.

1. ________________________________ 1. ________________________________

2. ________________________________ 2. ________________________________

3. ________________________________ 3. ________________________________

4. ________________________________ 4. ________________________________

5. ________________________________ 5. ________________________________

6. ________________________________ 6. ________________________________

7. ________________________________ 7. ________________________________

8. ________________________________ 8. ________________________________

9. ________________________________ 9. ________________________________

10. ________________________________ 10. ________________________________

 

Учитывая такое свойство живых систем, как единство химического состава, оставьте в списке потребляемых веществ только те, которые будут иметь отношение к обеспечению этого свойства. Эти вещества и являются физиологической основой обмена.

Не вошедшие в этот список вещества, будут являться либо компонентами внутренней среды, в которой осуществляется жизнедеятельность, либо молекулами регуляторами, обеспечивающими адекватность и направления обмена веществ в зависимости от условий внешней и внутренней среды.

Соответственно, и в списке выделяемых веществ оставьте только те, которые являются продуктами химических превращений веществ оставшихся в левой части списка, т.е. имеющих отношение к поддержанию единства химического состава. Эти вещества и будут являться продуктами обмена.

Вещества являющиеся продуктами физических процессов или продуктами жизнедеятельности из списка следует удалить.

 

Оформление протокола

1. Составьте окончательный список веществ, теперь уже продуктов обмена и попробуйте найти между ними соответствие (что из чего получилось или что во что превратилось), если такое соответствие на ваш взгляд имеется.

 

Потребляемые организмом вещества: Выделяемые из организма вещества.

 

1. ________________________________ 1. ________________________________

2. ________________________________ 2. ________________________________

3. ________________________________ 3. ________________________________

4. ________________________________ ________________________________

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

II. Для каждого вещества, являющегося участником обмена, из составленного вами списка, определите каким образом (через какую систему органов) поступает оно в организм и куда конкретно доставляется. Кроме того, укажите, как оно используется в процессах пластического и энергетического обмена.

По той же схеме опишите где и в результате какого процесса, образуется выделяемое вещество и как (через какую систему органов) удаляется из организма.

 

Оформление протокола.

 

Заполните таблицы:

 

Потребляемые вещества Пути поступления (системы) Место использования в процессе обмена веществ Процесс обмена веществ в котором используется
       
       
       
       
Удаляемые вещества Процесс обмена веществ в результате которого образуется Место образования в процессе обмена веществ Пути удаления
       
       
       
             

 

Установите соответствия между:

путями поступления веществ участвующих в обмене в организм и удаления из организма продуктов обмена;

местами конечного использования веществ участвующих в обмене и местами образования веществ – продуктов обмена;

физиологическими процессами, в которых используются поступающие в организм вещества участвующие в обмене и образуются вещества – продукты обмена;

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

III. Зная соответствия между потребляемыми и удаляемыми веществами, путями их поступления и удаления, местами использования, а самое главное, зная физиологические процессы в ходе которых и происходит обмен, попытайтесь проследить, хотя бы схематично основные пути обмена веществ в организме.

 

Оформление протокола.

Постройте схему основных потоков вещества в организме. По возможности подробно укажите в схеме места и процессы, в результате которых происходит превращение потребляемых веществ в выделяемые (обмен веществ).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...