Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы оценки функционального состояния кардио - респираторной системы. Определение величины максимального потребления кислородаВеличина максимального потребления кислорода (МПК) зависит главным образом от развития систем дыхания и кровообращения. Поэтому Всемирная организация здравоохранения признала МПК наиболее объективным и информативным показателем функционального состояния кардио-респираторной системы. Поскольку основным источником энергии при мышечной работе являются процессы, происходящие с участием кислорода, то по величине максимального потребления кислорода судят о физической работоспособности человека. Величина максимального потребления кислорода изменяется, с возрастом инеодинакова у лиц разного пола. Наиболее объективным показателем работоспособности человека является величина относительного МПК (МПК/кг). Для ее определения делят величину МПК, полученную в эксперименте, на массу тела испытуемого (в кг), Исследования В. Л. Карпмана позволили установить, что уровень МПК, обеспечивающий хорошее здоровье, составляет для мужчин 50 мл/(мин·кг) и для женщин — 42 мл/(мин • кг). Эти показатели зависят от возраста человека. Предложена таблица оценки МПК в соответствии с возрастом исследуемых разного пола.
Таблица 3. Оценка физической работоспособности человека по показателям относительного максимального потребления кислорода
В настоящее время, в условиях цивилизации, в связи с гиподинамией наблюдается снижение показателей максимального потребления кислорода, что свидетельствует об ухудшении состояния кардиореспираторной системы. В научном эксперименте величину максимального потребления кислорода определяют у испытуемого, выполняющего на велоэргометре предельную работу. Такое прямое определение максимального потребления кислорода представляет значительные трудности: оно требует специальной аппаратуры, большого навыка экспериментатора и, главное, предельного мышечного напряжения. Для лабораторного эксперимента, в последние годы разработаны методы косвенного расчета величины максимального потребления кислорода по величине мощности работы и частоте сердечных сокращений, зарегистрированной при выполнении этой работы. Эти два показателя определяются при физической нагрузке, получившей название степ-тест (восхождение на ступеньку высотой 40 см и спуск с нее). Эта физическая работа осуществляется по следующим правилам. ←— —— —— ——один цикл—— —— —— —→
Каждый испытуемый выполняет движения с разной скоростью, что связано с его физическим развитием и состоянием кардиореспираторной системы. А поэтому количество циклов, выполняемых за 1 мин, значительно колеблется (от 18 до 30) . При выполнении этой работы увеличивается частота сердечных сокращений. Для того чтобы она достигла устойчивого состояния, рекомендуется выполнять работу в течение 5 мин. Наиболее точные и объективные результаты определения величины максимального потребления кислорода получают в то время, когда пульс у испытуемого находится в пределах 135 – 155 ударов в 1 мин. На 5-й мин работы подсчитывают точно количество циклов за 1 мин и сразу по окончании работы (после последнего спуска со ступеньки) пальпаторно или с помощью фонендоскопа определяют частоту сердечных сокращений в течение первых 10 сек восстановительного периода.
Зная массу тела испытуемого, высоту скамейки и количество циклов в 1 мин, рассчитывают мощность работы по формуле N=Р·h·п·1,5, где N – мощность работы, Р – масса тела испытуемого, h – высота скамейки, п – количество циклов, 1,5 – коэффициент подъема и спуска. Если, например, масса тела 20-летнего испытуемого 70 кг, высота скамейки 0,4 м (40 см) и совершил он 20 восхождений испусков (циклов) за 1мин, то мощность выполненной им работы окажется равной: N=70·0,4·20·1,5=840 кг/мин Пульс,подсчитанный в течение 10 с восстановления, был равен24ударам. Следовательно, в 1 мин ЧСС=24·6=144 уд/мин.
Определение величины максимального потребления кислорода проводится по формуле Добельна, которая учитывает мощность работы в степ-тесте (кгм/мин), пульс в устойчивом состоянии на 5-й минработы и возраст испытуемого: _______ МПК = 1,29 · √ N/H-60 · K
где N – мощность работы (кгм/мин); Н – пульс на 5-й мин (уд/мин); К – возрастной коэффициент.
Таблица 4. Величина коэффициента (К) в зависимости от возраста.
МПК в нашем примере будет равно: __________ МПК = 1,29 · √ 840/144-60 · 0,839 = 3420 мл/мин. МПК/кг = 3420/70 = 48,8 мл/кг О с н а щ е н и е: скамейка высотой 40 см, секундомер, фонендоскоп. С о д е р ж а н и е р а б о т ы: Испытуемый по сигналу экспериментатора начинает работу (восхождение на ступеньку и спуск). Работа осуществляется со скоростью 80 шагов в 1 мин (20 циклов). Время работы контролируется по секундомеру. В конце 3-й мин экспериментатор останавливает испытуемого на 10 с и подсчитывает у него пульс. Если он оказался ниже 130 ударов в 1 мин, то темп работы необходимо увеличить на 4 – 5 циклов в 1 мин. Если же пульс выше 150 уд/мин, то количество циклов следует уменьшить. После этой пробы работа в степ-тесте продолжается. На 5-й мин точно подсчитывается количество циклов и после последнего шага (спуска со ступеньки) в течение 10 с определяется пульс. Следите за тем, чтобы в процессе эксперимента испытуемый совершал строго вертикальный спуск (не оттягивал ногу далеко назад) и не менее двух раз менял опорную для подъема ногу.
Оформление протокола. 1. Определите величину МПК полученные данные занесите в таблицу:
Объясните физиологический смысл МПК ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Укажите этап процесса дыхания который определяется величиной МПК ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Сделайте заключение о функциональных возможностях системы дыхания и степени её тренированности. Ответ обоснуйте. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Расчет должных величин МПК Должные величины МПК (ДМПК) отражают средние значения нормы для людей данного возраста и пола. МПК рассчитывают по формулам: • для мужчин: ДМПК = 52 - (0,25 • возраст); • для женщин: ДМПК = 44 - (0,2 • возраст). Оценочным показателем является отклонение ДМПК от МПК, выраженное в процентах, которое рассчитывают по формуле ДМПК % = МПК/ДМПК -100%, где МПК — показатель, найденный по таблице или рассчитанный по формуле Карпмана.
Оформление протокола.
1. Рассчитайте ДМПК Рассчитайте процент ДМПК. 2. Полученные данные занесите в таблицу.
3. Сделайте заключение о функциональных возможностях системы дыхания.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ
Задание 1. Дайте определение следующим понятиям: Пищеварение – ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Собственное пищеварение– ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Симбиотное пищеварение – ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Аутолитическое пищеварение – ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Переваривание – ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Всасывание – ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Секреторная функция ЖКТ – ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Моторная функция ЖКТ – ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Пристеночное пищеварение – ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Перистальтика – ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Нарисуйте схему строения системы пищеварения. Отметьте её основные элементы.
Сформулируйте роль системы пищеварения в обеспечении процессов обмена веществ. Назовите её функции ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Назовите основные процессы протекающие в этой системе, укажите отделы в которых они протекают ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Назовите отделы обеспечивающие моторную и секреторную функции ЖКТ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Охарактеризуйте роль отмеченных вами отделов в обеспечении процессов пищеварения ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Назовите отдел в котором происходят процессы пристеночного пищеварения. Назовите его отличительные особенности.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ТЕМА: ФИЗИОЛОГИЯ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ Задание 1. Дайте определение следующим понятиям: Обмен веществ – ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Энергетический обмен – ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Основной обмен – ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Пластический обмен– ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Калорический коэффициент питательных веществ – ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Экскреция – ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Органы выделения – ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Первичная моча – ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Реабсорбция – ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Показатель водорода – ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Характеристика обмена веществ.
Согласно научным данным, изложенным в любом учебнике биологии известно, что все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, поглощая из нее необходимые для своей жизнедеятельности питательные вещества и выделяя в нее продукты этой жизнедеятельности. Одна сторона обмена заключается в том, что вследствие целого ряда сложных химических превращений вещества полученные организмом из окружающей среды уподобляются органическим веществам живого организма и из них строится его тело. Другая сторона обмена вещества проявляется в том, что сложные органические соединения распадаются в организме на простые, при этом утрачивается их сходство с веществами организма, а в результате их распада выделяется энергия необходимая для реакций биосинтеза. Из сказанного следует, что любой организм, в том числе и организм человека, непрерывно (а может иногда) потребляет одни вещества и выделяет совершенно другие (которые не потреблял). Так ли это? Вспомнив что методом физиологического исследования может являться не только эксперимент, но и наблюдение, попробуйте эмпирическим путем доказать наличие (или отсутствие) обмена веществ в организме человека. С о д е р ж а н и е р а б о т ы. I. Проанализировав свой жизненный опыт и ежедневную практику, попробуйте составить максимально полный список потребляемых вашим организмом веществ (но не продуктов) и соответственно выделяемых из вашего организма веществ:
Потребляемые организмом вещества: Выделяемые из организма вещества. 1. ________________________________ 1. ________________________________ 2. ________________________________ 2. ________________________________ 3. ________________________________ 3. ________________________________ 4. ________________________________ 4. ________________________________ 5. ________________________________ 5. ________________________________ 6. ________________________________ 6. ________________________________ 7. ________________________________ 7. ________________________________ 8. ________________________________ 8. ________________________________ 9. ________________________________ 9. ________________________________ 10. ________________________________ 10. ________________________________
Учитывая такое свойство живых систем, как единство химического состава, оставьте в списке потребляемых веществ только те, которые будут иметь отношение к обеспечению этого свойства. Эти вещества и являются физиологической основой обмена. Не вошедшие в этот список вещества, будут являться либо компонентами внутренней среды, в которой осуществляется жизнедеятельность, либо молекулами регуляторами, обеспечивающими адекватность и направления обмена веществ в зависимости от условий внешней и внутренней среды. Соответственно, и в списке выделяемых веществ оставьте только те, которые являются продуктами химических превращений веществ оставшихся в левой части списка, т.е. имеющих отношение к поддержанию единства химического состава. Эти вещества и будут являться продуктами обмена. Вещества являющиеся продуктами физических процессов или продуктами жизнедеятельности из списка следует удалить.
Оформление протокола 1. Составьте окончательный список веществ, теперь уже продуктов обмена и попробуйте найти между ними соответствие (что из чего получилось или что во что превратилось), если такое соответствие на ваш взгляд имеется.
Потребляемые организмом вещества: Выделяемые из организма вещества.
1. ________________________________ 1. ________________________________ 2. ________________________________ 2. ________________________________ 3. ________________________________ 3. ________________________________ 4. ________________________________ ________________________________
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
II. Для каждого вещества, являющегося участником обмена, из составленного вами списка, определите каким образом (через какую систему органов) поступает оно в организм и куда конкретно доставляется. Кроме того, укажите, как оно используется в процессах пластического и энергетического обмена. По той же схеме опишите где и в результате какого процесса, образуется выделяемое вещество и как (через какую систему органов) удаляется из организма.
Оформление протокола.
Заполните таблицы:
Установите соответствия между: путями поступления веществ участвующих в обмене в организм и удаления из организма продуктов обмена; местами конечного использования веществ участвующих в обмене и местами образования веществ – продуктов обмена; физиологическими процессами, в которых используются поступающие в организм вещества участвующие в обмене и образуются вещества – продукты обмена;
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
III. Зная соответствия между потребляемыми и удаляемыми веществами, путями их поступления и удаления, местами использования, а самое главное, зная физиологические процессы в ходе которых и происходит обмен, попытайтесь проследить, хотя бы схематично основные пути обмена веществ в организме.
Оформление протокола. Постройте схему основных потоков вещества в организме. По возможности подробно укажите в схеме места и процессы, в результате которых происходит превращение потребляемых веществ в выделяемые (обмен веществ). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |