Освоение изложения как жанра письменной речи.
Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям.
Знакомство с жанром аннотации. Тематическое описание (выделение подтем) литературного произведения и составление аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник
произведений. Определение основных идей (мыслей) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии) без введения термина «рецензия».
Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения.
Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога.
Правила употребления местоимений ОБА и ОБЕ в разных падежных формах.
Автомобиль, аннотация, беседа, библиотека, билет, биография, богатство, велосипед, галерея, гореть, горизонт, гражданин, диалог, желать, железо, завтра, здесь, инженер, искусный, искусство, календарь, коллектив, коллекция, корабль, костёр, натюрморт, отечество, пейзаж, портрет, правительство, президент, привет, профессия, путешествие, салют, свобода, сегодня, сейчас, секрет, солдат, хозяин, цитата, экскаватор, электричество, эскалатор (45 слов).
№ урока
| Содержание (тема)
| Кол-во часов
| Учебные
материалы
|
учеб.
| п/т
|
| Р.рТекст-рассуждение «Двадцать лет под кроватью»
|
| 2 ч: 6-11
|
|
| Правописание безударного гласного в корне проверяемого ударением
|
| 1 ч: 6-9
| 1 ч: 3-4
|
| Правописание безударного гласного в суффиксе проверяемого ударением
|
| 9-13
| 5 упр.3
|
| Правописание безударного гласного в приставке проверяемого ударением
|
| 13-15
| 5-6
|
| Р.рСоставление текста-рассуждения с опорой на наблюдение (в виде доклада)
|
| 2 ч:12-15
|
|
| Контрольный диктант №1
«Правописание безударных гласных»
|
| -
| -
|
| Работа над ошибками к/ диктанта. Значения суффиксов
|
|
15-18
|
6, 10
|
| Суффиксы-синонимы и суффиксы-омонимы
|
| 19-20
| 7-9
|
| Правописание слов с удвоенной буквой согласного
|
| 20-23
| 11-12
|
| Р.рСоставление текста-описания и текста-повествования (письменно по вариантам) по картине И. Фирсова «Юный живописец»
|
| 2 ч:16-19
|
|
| Работа над ошибками сочинения
Склонение слов ОБЕ, ОБА
|
|
24-30
|
|
| Словарный диктант №1
Однородные главные члены предложения
|
|
30-32
|
13-14
|
| Работа над ошибками сл/диктанта
Однородные второстепенные члены предложения
|
|
33-36
|
15-16
|
| Знаки препинания при однородных членах предложения (бессоюзная связь)
|
| 36-39
| 17-18
|
| Р.р Составление текста-рассуждения (устно) «Размышление о моих увлечениях»
|
| 2 ч: 20-22
|
|
| Знаки препинания при однородных членах предложения, объединённых союзами
|
| 39-43
| 19-21
|
| Знаки препинания при однородных членах предложения, объединённых союзами
|
| 44-45
|
|
| Контрольный диктант № 2
«Знаки препинания при однородных членах предложения»
|
| -
| -
|
| Работа над ошибками к/ диктанта. Спряжение глагола. Ударные и безударные личные окончания
|
|
46-48
|
23-25
|
| Р.р «Азбука вежливости»: учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям товарищей
|
| 2 ч: 23-24
|
|
| Личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям
|
| 49-51
| 25-27
|
| Учимся различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям
|
| 51-53
| 27-28
|
| Словарный диктант № 2Правописание безударных личных окончаний глаголов
|
|
54-58
|
28-30
|
| Работа над ошибками сл/диктанта
Правописание безударных личных окончаний глаголов
|
|
58-60
|
30-31
|
| Р.рУчимся делать научное сообщение «Животные Арктики» (в виде доклада)
|
| 2 ч: 25-27
|
|
| Правило употребления предлогов О и ОБ
|
| 60-63
| 32-33
|
| Определение спряжения глагола по начальной форме
|
| 64-66
| 34-35
|
| Определение спряжения глагола по начальной форме
|
| 66-67
| 36-37
|
| Определение спряжения глагола с глагольным суффиксом –А по начальной форме
|
| 67-68
|
|
| Р.рПродолжаем знакомиться с текстом-рассуждением «Речка моего детства»
|
| 2 ч: 27-30
|
|
| Глаголы-исключения: гнать, держать, дышать и слышать
|
| 68-70
|
|
| Определение спряжения глагола с глагольным суффиксом –Е по начальной форме
|
| 71-72
|
|
| Словарный диктант № 3
Определение спряжения глагола по начальной форме
|
|
72-73
|
|
| Глаголы-исключения на –ЕТЬ и -АТЬ
|
| 74-76
|
|
| Р.рПисьменное изложение «Куда лето прячется»
|
| 2 ч: 31-32
|
|
| Работа над ошибками изложения
Определение спряжения глагола по начальной форме
|
|
76-78
|
|
| Контрольный диктант № 3
«Определение спряжения глагола по начальной форме»
|
| -
| -
|
| Работа над ошибками к/ диктанта
Подвижное ударение глаголов прошедшего времени
|
|
80-81
|
|
| Характеристика предложения и разбор слова как части речи
Обозначение отношений между членами предложения
|
| 82-84
| 40-41
|
| Р.рУчимся делать научное сообщение «Растения и животные зоны лесов» (в виде доклада)
|
| 2 ч: 33-34
|
|
| Характеристика предложения и разбор слова как части речи
Разбор существительного
|
| 84-85
| 41-42
|
| Характеристика предложения и разбор слова как части речи
Разбор прилагательного
|
| 85-87
|
|
| Характеристика предложения и разбор слова как части речи. Разбор глагола
|
| 87-89
|
|
| Контрольный диктант № 4
«Морфологический разбор предложения»
|
| -
| -
|
| Работа над ошибками к/ диктанта
Р.рПродолжаем знакомиться с текстом-рассуждением «Плёс»
|
|
2 ч: 34-39
|
|
| Спряжение глаголов БРИТЬ и СТЕЛИТЬ
|
| 90-92
| 43-44
|
| Глаголы с суффиксом –Я в начальной форме
|
| 93-95
| 45-46
|
| Правописание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени
|
| 95-97
|
|
| Словарный диктант № 4
Правописание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени
|
|
98-100
|
|
| Работа над ошибками сл/диктанта
Р.рРабота с картиной И. Левитана «Тихая обитель»
|
| 2 ч: 39-41
|
|
| Суффиксы повелительной формы глагола
|
| 101-105
| 46-47
|
| Суффиксы повелительной формы глагола
|
| 105-107
| 48-49
|
| Различение повелительной формы мн. ч. и формы 2 лица мн. ч. глагола
|
| 108-110
| 49-51
|
| Трудности написания глаголов на –ЯТЬ в н.в (б.в) и в п.в
|
| 111-113
| 51-53
|
| Р.рМонолог и диалог
Работа со школьной библиотекой: Л. Улицкая Капустное чудо»
|
| 2 ч: 41-44
|
|
| Трудности написания глаголов на –ЯТЬ в н.в (б.в) и в п.в.
|
| 113-115
| 53-55
|
| Как изменяются глаголы имеющие в начальной форме суффикс -ЧЬ
|
| 115-116
| 55-56
|
| Словарный диктант № 5 Как изменяются глаголы имеющие в начальной форме суффикс -ЧЬ
|
|
116-118
|
|
| Работа над ошибками сл/диктанта
Правописание слов с удвоенной буквой согласного
|
|
118-122
|
57-58
|
| Р.рПисьменное изложение «Одуванчик»
|
| 2 ч: 45-46
|
|
| Работа над ошибками изложения
Усекаемая и неусекаемая основ глаголов
|
|
123-126
|
58-59
|
| Усекаемая и неусекаемая основ глаголов
|
| 127-130
| 60-61
|
| Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ
|
| 130-134
| 61-63
|
| Контрольный диктант № 5
«Правописание глаголов»
|
| -
| -
|
| Работа над ошибками к/ диктанта
Р.рУчимся делать научное сообщение «Солнечная система» (в виде доклада)
Работа со школьной библиотекой и Интернетом
|
|
2 ч: 46-48
|
|
| Правописание О и Ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных
|
| 135-137
| 64-65
|
| Правописание О и Ё после шипящих в корне слова
|
| 138-140
| 66-68
|
| Правописание О и Ё после шипящих в разных частях слова
|
| 141-143
| 69-70
|
| Правописание кратких форм прилагательных с основой на шипящий
|
| 144-148
| 71-72
|
| Р.р «Азбука вежливости»: учимся отстаивать своё мнение в споре
|
| 2 ч: 48-53
|
|
| Образование наречий от прилагательных с основой на шипящий и их написание
|
| 148-150
| 73-76
|
| Контрольное списывание № 1
«Правописание слов с основой на шипящий»
|
|
151-153
|
76-78
|
| Повторение. Правописание глаголов
|
| 154-157
| 78-81
|
| Повторение. Правописание орфограмм в окончаниях разных частей речи
|
| 157-161
| 83-85
|
| Р.рПисьменное сочинение-рассуждение «О чём рассуждает кот на окне?» по картине В. Джеймса «Кот на окне»
|
| 2 ч: 53-56
|
|
| Работа над ошибками сочинения
Повторение. Написание слов с буквой удвоенного согласного
|
| 162-165
| 86-88
|
| Повторение. Морфологический разбор предложения
|
| 166-169
| 88-89
|
| Повторение. Однородные члены предложения
|
| 169-173
| 90-91
|
| Контрольный диктант № 6
«Проверка правописания изученных орфограмм»
|
| -
| -
|
| Работа над ошибками к/ диктанта
Повторение. Использование однородных членов
|
|
174-175
|
91-95
|
| Р.рПродолжаем знакомиться с тексом-рассуждением «Я вспоминаю село Парижская Коммуна…»
|
| 2 ч: 56-58
|
|
| Повторение. Правописание слов с изученными орфограммами
|
|
| -
|
| Части речи. Имя существительное
|
| 3 ч:6-10
| 2 ч:3-6
|
| Имя существительное
|
| 10-13
| 6-9
|
| Р.р Письменное сочинение «Место, в котором я живу»
|
| 2 ч: 58-60
|
|
| Работа над ошибками сочинения
Имя прилагательное
|
|
13-15
|
-
|
| Имя прилагательное, род, падеж
|
| 16-17
| 9-10
|
| Краткая форма прилагательных
|
| 17-18
| 11-12
|
| Синонимы (повторение)
|
| 18-20
| 12-13
|
| Р.рКак устроена книга
|
| 2 ч: 60-62
|
|
| Повелительная форма глагола
|
| 20-23
| 13-14
|
| Словарный диктант № 6
Изменение глагола по временам
|
|
23-24
|
|
| Работа над ошибками сл/диктанта
Глагол. Правописание безударных гласных в корнях и приставках
|
|
24-26
|
|
| Определение спряжения глагола
|
| 26-29
| 16-17
|
| Р.р Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением. Рассуждаем о нашем прошлом
|
| 2 ч: 62-68
|
|
| Устойчивые выражения
|
| 29-31
| 17-20
|
| Простая и сложная форма будущего времени глаголов
|
| 32-37
| 20-21
|
| Простая и сложная форма будущего времени глаголов
|
| 38-41
| 21-22
|
| Различение 2-го лица мн. ч. наст. времени и повелительной формы глагола
|
| 41-45
| 23-24
|
| Р.рПродолжаем знакомиться с текстом-рассуждением. Рассуждаем о нашем прошлом
|
| 2 ч: 62-68
| -
|
| Правописание безударных гласных в корнях и окончаниях разных частей речи
|
| 45-49
| 24-25
|
| Контрольный диктант №7
«Простая и сложная форма глагола»
|
| -
| -
|
| Работа над ошибками к/ диктанта
Личные местоимения
|
|
49-52
|
26-27
|
| Личные местоимения, лицо, число, род
|
| 52-55
| 27-29
|
| Р.рСочинение-описание (письменно по вариантам) «Колт звёздчатый» и «Черниговские колты»
|
| 2 ч: 68-71
|
|
| Работа над ошибками сочинения
Формы личных местоимений
|
|
55-57
|
-
|
| Словарный диктант № 7
Порядок разбора слов по составу
|
|
58-60
|
29-31
|
| Работа над ошибками сл/диктанта
Разбор по составу глаголов
|
|
60-63
|
31-32
|
| Разбор слова по составу
|
| 63-66
| -
|
| Р.рСоставление аннотации к книге А. Линдгрен «Три повети о Малыше и Карлсоне»
Работа со школьной библиотекой
|
| 2 ч: 71-76
| -
|
| Орфограммы в корнях слов, безударный гласный
|
| 66-70
| 32-34
|
| Орфограммы в корнях слов, парные согласные
|
| 70-73
| 34-36
|
| Орфограммы в корнях слов, непроизносимый согласный
|
| 73-76
| 36-38
|
| Орфограммы в суффиксах слов
|
| 77-79
| 39-41
|
| Р.рПисьменное изложение «Самолётик»
|
| 2 ч: 76-78
|
|
| Работа над ошибками изложения
Существительные, беглый гласный в суффиксе
|
|
79-83
|
41-42
|
| Существительные, правописание суффиксов
–ек, -ок
|
| 83-85
| 42-43
|
| Существительные, буквы О/Е после шипящих и Ц
|
| 87- 87
| 43-46
|
| Контрольный диктант № 8
«Безударный гласный в суффиксе, проверяемый ударением»
|
| -
| -
|
| Работа над ошибками к/диктанта
Р.р Что такое монолог и диалог Работа со школьной библиотекой И. Пивоварова «О чём думает моя голова. Рассказы Люси Синицыной» «Бедная Дарья Семёновна»
|
|
2 ч: 78-79
|
|
| Прилагательные, буквы О/Е после шипящих и Ц. Образование прилагательных от существительных
|
| 87-92
| 46-48
|
| Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных
|
| 93-97
| 49-51
|
| Словарный диктант № 8
Глагольные суффиксы
|
|
97-99
|
51-53
|
| Работа над ошибками сл/диктанта
Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени
|
|
99-100
|
|
| Р.рСоставление аннотации к поэтическому сборнику «Времена года»
|
| 2 ч: 80-82
|
|
| Орфограммы в окончаниях существительных
|
| 101-105
| 55-56
|
| Орфограммы в окончаниях прилагательных
|
| 105-107
| 56-58
|
| Орфограммы в окончаниях глаголов
|
| 107-110
| 59-60
|
| Орфограммы в окончаниях глаголов
|
| 111-114
| 61-63
|
| Р.рПродолжаем знакомиться с текстом-рассуждением: В. Песков «Сёстры»
|
| 2 ч: 82-87
|
|
| Орфограммы в окончаниях глаголов
|
| 115-117
| 63-65
|
| Словарный диктант №9
Орфограммы в окончаниях глаголов
|
|
117-119
|
65-66
|
| Работа над ошибками сл/диктанта
Различение формы 2-го лица мн.ч и повелительной формы глагола
|
|
120-123
|
66-68
|
| Различение формы 2-го лица мн.ч и повелительной формы глагола
|
| 124-127
| 68-69
|
| Р.рСочинение-описание «Дети» (письменно) по картине Н. Богданова-Бельского «Дети»
|
| 2 ч: 87-90
|
|
| Работа над ошибками сочинения
Орфограммы в приставках
|
|
127-129
|
69-70
|
| Правописание приставок на З/С
|
| 129-131
| 70-71
|
| Контрольный диктант № 9
«Орфограммы в приставках и суффиксах»
|
| -
| -
|
| Работа над ошибками к/диктанта
Правописание Ъ после приставок на согласный перед гласными Е, Ё, Ю, Я
|
|
131-136
|
71-72
|
| Р.рПисьменное изложение «Муравьишкин корабль»
|
| 2 ч: 90-92
| -
|
| Работа над ошибками изложения
Работа разделительного Ь
|
|
136-139
|
-
|
| Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос ЧЕЙ?
|
| 140-143
| 72-73
|
| Правописание разделительного Ь в притяжательных прилагательных ед.ч и мн.ч
|
| 143-149
|
|
| Правописание разделительного Ь в притяжательных прилагательных
|
| 149-151
|
|
| Р.рСоставление аннотации к сборнику произведений любимого писателя из раздела «Сведения о писателях»
|
| 2 ч: 92-94
|
|
| Правописание разделительного Ь в притяжательных прилагательных
|
| 151-153
| -
|
| Работа над смыслом однокоренных слов
|
| 153-155
| 76-77
|
| Словарный диктант № 10
Правописание Ь после шипящих у существительных
|
|
155-158
|
-
|
| Работа над ошибками сл/диктанта
Правописание Ь после шипящих у прилагательных краткой формы
|
|
158-159
|
77-79
|
| Р.рРассматриваем старые фотографии «Дети из семьи Хейфец»
|
| 2 ч: 95-98
| -
|
| Правописание Ь после шипящих в глаголах
|
| 159-161
| -
|
| Правописание ТСЯ, ТЬСЯ в глаголах
|
| 162-163
| 79-81
|
| ТЕСТ «Проверка изученных орфограмм»
|
| -
| -
|
| Работа над ошибками, допущенных при выполнении теста. Глагол как часть речи
|
|
163-165
|
-
|
| Р.р Рассматриваем старые фотографии «Ноликовы» и «Сорокины»
|
| 2 ч: 99-104
|
|
| Распространённые и нераспространённые члены предложения. Однородные члены
|
| 166-169
|
|
| Разбор предложения по членам предложения
|
| 170-171
| 82-83
|
| Контрольный диктант № 10
«Проверка правописания изученных орфограмм»
|
| -
| -
|
| Работа над ошибками к/диктанта
Учимся давать характеристику предложению
|
|
172-173
|
83-84
|
| Р.рПисьменное сочинение «О чём мне рассказала старая фотография»
|
| 2 ч: 104
| -
|
| Работа над ошибками сочинения
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях
|
|
173-177
|
84-85
|
| Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами
|
| 177-179
|
|
| Постановка знаков препинания в сложных предложениях
|
| 180-183
| 85-86
|
| Повторение. Словообразование
|
| 183-186
| 87-88
|
| Р.рУчимся рассказывать о творчестве писателя или поэта по плану
|
| 2 ч: 105-107
| -
|
| Повторение. Правописание орфограмм в разных частях слова
|
| 186-189
| 89-90
|
| Повторение. Разбор слова по составу
|
| 189-191
| 91-92
|
| Контрольное списывание № 2
Правописание орфограмм в разных частях слова
|
|
191-192
|
|
| Работа над ошибками списывания
Р.рПисьмо в клуб «Город, в котором я живу»
|
| 2 ч: 107-110
|
-
|
| Подведение итогов года
|
| -
| 94-95
|