Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Популяризация науки — процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей (имеющих определенный уровень подготовленности для получения информации).

Популяризация науки, «перевод» специализированных знаний на язык малоподготовленного слушателя, читателя — одна из самых важных задач, стоящих перед популяризаторами науки. Задачей популяризатора науки является превращение скучных научных данных в интересную и понятную большинству информацию[1]. Популяризация науки может быть направлена как на общество в целом, так и на его часть, например, подрастающее поколение.

Популяризация науки увеличивает количество людей интересующихся наукой благодаря стимуляции интереса к ней.

Как синонимы популяризации науки используются такие выражения как: занимательная наука (термин был придуман Яковом Перельманом), популярная наука, поп-наука.

Средства популяризации науки — источники научно-популярных знаний. Наиболее эффективным средством популяризации науки является СМИ. Благодаря многомиллионным читателям, слушателям и зрителям, наука проникает в широкие массы людей.

В Новое время популяризаторы стали использовать ещё одно средство — научно-популярную лекцию. Научно-популярная лекция обладает двумя важными особенностями — интерактивностью и получением научно-популярной информации напрямую в реальном времени, а не в записи, как в других средствах.

Среди других средств популяризации одним из наиболее распространённых является научно-популярная литература. Она включает в себя не только книги о науке, предназначенные для широкого круга читателей, но и научно-популярные журналы. Научно-популярный журнал обычно содержит новости науки, научно-популярные статьи, колонку интересных фактов и фоторепортажи. В научно-популярном журнале содержится очень много иллюстраций, таблиц, ссылок, интересных фактов в статьях. Все статьи выдержаны в научно-популярном стиле. Статьи этих журналов пишут не только журналисты, но и учёные со степенью. Например рубрику «Планетарий» в журнале «Вокруг Света» зачастую ведут кандидаты и доктора физико-математических наук.

Самое старое из средств, научно-популярная литература не просто популяризирует науку, но и ещё заставляет читателя задуматься о какой-то проблеме или поломать голову над занимательными математическими задачами. Научно-популярные телеканалы и телепередачи, радиостанции и радиопередачи, и фильмы предоставляют зрителю в основном лишь развлекательную информацию (компьютерные анимации, занимательные эксперименты, инсценировки и т. д.).

Интернет средство позволившее соединить в себе все предыдущие средства, и более того, сделать их интерактивными — пользователь Интернета может их прокомментировать или даже внести в них изменения (например, в случае если статья сделана по технологии вики).

Журналистика в сфере популяризации науки выполняет важную, но далеко не главную роль. Как правило, результатами популяризации науки становятся научно-популярные книги, которые едва ли можно назвать журналистскими. Максимум – публицистическими. В традиционной журналистики наука популяризуется крайне редко, только когда присуждают очередную Нобелевскую премию за достижения в науке, а также когда совершаются крупные научные открытия.

Однако не следует также забывать и про такую вещь как научно-популярные журналы.

Их существует огромное количество, некоторые из них пользуются огромной популярностью как в России, так и во всем мире: Дискавери, Вокруг Света, Знание – Сила, Наука и Жизнь и многие другие. Как раз они-то и занимаются постоянной популяризацией науки, и зачастую довольно успешно, повышая научную грамотность читателей на достаточно высокий уровень.

Также не будем забывать и про научно-популярные передачи и фильмы вроде Animal Planet и всемирно-известного цикла фильмов от BBC.

 

Вопрос №21

Но́белевская пре́мия (швед. Nobelpriset, англ. Nobel Prize) — одна из наиболее престижных международных премий, присуждаемая за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру или развитие общества.

К сожалению, много областей знания не охвачены Нобелевской премией. Но, несмотря на имеющие место ограничения, значение этой премии переоценить трудно. Нобелевские премии позволяют в общих чертах глубоко проследить развитие науки в XX веке. Это сделало Нобелевскую премию самой почетной в мире. По этому поводу Петр Капица сказал: «Значение Нобелевской премии, как самой большой научной награды в международном масштабе, общепризнано. Это следует рассматривать как замечательное достижение шведских ученых, ибо присуждение такой премии требует большой мудрости».

Также не стоит упоминать и о том, что стремление получить «Нобеля» также возбуждает желание «хорошо и много трудицца во благо научных достижений», что также подталкивает развитие науки.

 

Вопрос №22

Научная журналистика — область журналистики, которая используется для создания информации на научные темы. В общем виде научная журналистика рассматривается как «перевод» научного исследования с научного языка на обыденный без искажения смысла. К научной журналистике также относят медицинскую и экологическуюжурналистику.

Первая задача научного журналиста заключается в том, чтобы обработать очень подробную, специфическую, и часто загруженную жаргоном информацию, собранную учёными, в такую форму, что средний потребитель СМИ мог её понять и оценить, в то время как информация всё ещё передаётся точно. Научные журналисты зачастую имеют углублённую подготовку по конкретным научным дисциплинам, которые они охватывают — они были учёными и врачами, прежде чем стать журналистами — или, по крайней мере, проявили талант в описании научных тем.

В последние годы объём научных новостей быстро рос вместе с наукой, играя всё более центральную роль в жизни общества, и взаимодействие между научными кругами и средствами массовой информации усилилось. Различия между методологиями этих двух «столпов» современного общества, в частности свои собственные пути развития их реальности, приводит к некоторым трудностям. Журналистика, как правило, имеют более сильный уклон в сторону сенсационности и спекулятивных теорий, чем наука, тогда как наука уделяет больше внимания фактам и эмпирическим оценкам.

Связь научного знания посредством средств массовой информации требует особых отношений между миром науки и средств массовой информации, который пока ещё только начинает формироваться. С появлением Интернета появились новые формы научной журналистики: агентства научных новостей и научные блоги.

 

Вопрос №23.

Научный журнал (рецензируемый или реферируемый[1] научный журнал) — журнал, в котором присылаемые статьи перед публикацией представляются нарецензирование независимым специалистам, которые обычно не входят в состав редакции журнала и ведут исследования в областях, близких с тематикой статьи. Научный журнал является одной из главных составляющих научной литературы. Рецензирование материалов выполняется для того, чтобы постараться оградить читателей от методологических ошибок или фальсификаций. Печати в научном журнале может предшествовать печать препринта.

Во многих странах, в том числе в России, научные журналы проходят аттестацию в правительственных или общественных организациях. В России эти функции выполняет ВАК (Высшая аттестационная комиссия).

История научных журналов

Первым научным журналом считается французский «Журналь де саван», который начал публиковаться в Париже в 1665 году[2][3][4]. Научные журналы обычно публикуются в бумажном виде, однако в последнее время наметилась устойчивая тенденция по переносу их на электронные носители, в частности в Интернет.

Недостатки научных журналов

Недавно появились попытки проверить систему рецензирования путём предоставления явно бессмысленных статей, написанных научным языком. Успешные попытки такого рода принадлежат компьютерной программе SCIgen — несколько статей, сгенерированных случайным образом, были приняты к публикации в американском, иранском и российских[5] журналах.

 

Вопрос №24.

Научное творчество довольно часто становится предметом журналистских публикаций если учитывать старания научных популяризаторов и околонаучных публицистов. Однако они – посредники между собственно научным творчеством и собственно средствами массовой информации.

Как правило научное творчество становится предметом публикаций в тех случаях, когда это творчество приводит к значительным открытиям, или же может к таковым привести в обозримом будущем, иначе это уже будет не научное творчество, а творчество желтой прессы и научной фантастики.

Вручение престижных научных премий также подталкивает журналистов обратить внимание на научное творчество. Раз за разом журналисты убеждаются, что научных открытий происходит очень много и постоянно, но они (объекты научного творчества) не такие крупные, как хотелось бы, и максимальную отдачу принесут только вместе с другими объектами научного творчества, а также при необходимых новых научных открытиях, которые пока не были совершены.

 

 

Вопрос №25

Основным жанром научной журналистики является, конечно, статья. Этот жанр используется в подавляющем числе научно-журналистских изданий.

Статья — это жанр журналистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления, научные открытия прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе.

Такому жанру, как статья, присуща широта теоретических и практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность.[источник не указан 790 дней] В статье автор рассматривает отдельные ситуации, как часть более широкого явления. Автор аргументирует и выстраивает свою позицию через систему фактов.

В статье выражается развернутая обстоятельная аргументированная концепция автора или редакции по поводу актуальной социологической проблемы. Так же, в статье журналист обязательно должен интерпретировать факты (это могут быть цифры, дополнительная информация, которая будет правильно расставлять акценты и ярко раскрывать суть вопроса).

 

Также жанром научной журналистики может быть комментарий.

Отличается от статьи меньшим объемом, меньшей глубиной анализа фактов, однако рассматривает также какой-либо научный процесс или достижение, выражает мнение автора по этому поводу и демонстрирует возможные околонаучные факторы: перспективы, особенности, ситуации вокруг научного события.

 

Важным научным жанром является рецензия.

Рецензирование — процедура рассмотрения научных статей и монографий учёными-специалистами в той же области (отсюда название в некоторых языках — «рассмотрение коллегами», «равными»: англ. peer review, исп. revisión por pares). Цель рецензирования до публикации — удостовериться и в необходимых случаях добиться от автора следования стандартам, принятым в конкретной области или науке в целом. Публикации произведений, не прошедших рецензирования, часто воспринимаются с недоверчивостью профессионалами во многих областях.

Рецензирование используется издателями для отбора и оценки представленных рукописей. После публикации рецензирование может быть использовано в качестве рекламы публикации, в этом случае, в отличие от предыдущего, рецензия также публикуется в открытой печати.

Обязательному рецензированию подвергаются также диссертации на соискание учёных степеней, а нередко и дипломные проекты выпускников высших учебных заведений. Научно-исследовательскими организациями и вузами, а также различными финансирующими организациями рецензирование проводится при оценке продуктивности учёных или для принятия решений о выделении средств на исследования, проводимые данными учёными.

В последнее время появились попытки проверить систему рецензирования путём предоставления явно бессмысленных произведений, но написанных псевдонаучным языком. Успешные попытки такого рода принадлежат компьютерной программе SCIgen — несколько статей, сгенерированных случайным образом, были приняты к публикации в американском, иранском и российских журналах.

 

Вопрос №26

Источники информации научного журналиста:

1. Вся научная среда: НИИ, ученые, околонаучные предприятия, научные конференции, вручения научных премий.

2. Беседы, интервью с учеными, благодаря которым появляются научно-популярные статьи, расшифровывающие, показывающие значение и особенности того или иного открытия, достижения.

3. Собственно научные материалы, неинтересные никому, кроме ученых и научных журналистов, стремящихся популяризировать их.

 

Вопрос №27

В интернете существует огромное количество научных ресурсов, которые могут быть объединены и объединяются в единую базу данных, например, на таком сайте как «Википедия».

Наиболее крупные научные ресурсы принадлежат, как правило, крупным научным предприятиям, контролирующимся теми или иными государствами. Так, сайт НАСА. На его страницах часто вывешиваются «живые» видеозаписи из космоса при важных событиях: то есть можно видеть то, что творится в космосе в реальном времени, «прямо сейчас».

Поскольку научные журналы в современном мире не пользуются такой уж большой популярностью, то ученые стремятся донести свои знания до людей посредством интернета, бесплатно выкладывая в нем свои статьи, выкладки, расчеты. Что создает собственно базу научных знаний, свести которую воедино было бы очень важно.

Пока этим никто не занимается, только «Википедия» собирает ссылки на те или иные ресурсы, поскольку, опять же, встает вопрос заинтересованности людей в этой теме. Ее нет.

 

 

Вопрос №28

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...